24 ноября, 18 декабря 2008 г., 20 января, 3 августа 2009 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), распоряжением Правительства Пензенской области от 04.06.2008 N 169-рП, и в целях обеспечения пациентов лечебно-профилактических учреждений достаточным количеством безопасных и эффективных компонентов крови на территории Пензенской области Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие донорства и службы крови в Пензенской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа).
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области Е.А. Столярову.
И.о. Губернатора Пензенской области |
А.И. Черницов |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 29 октября 2008 г. N 721-пП
Долгосрочная целевая программа
"Развитие донорства и службы крови в Пензенской области на 2009-2011 годы"
24 ноября, 18 декабря 2008 г., 20 января, 3 августа 2009 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 3 августа 2009 г. N 622-пП в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Развитие донорства и службы крови в Пензенской области на 2009-2011 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Служба крови в Российской Федерации является одной из важнейших составных частей отечественного здравоохранения, которая обеспечивает оказание трансфузиологической помощи в мирное время, при чрезвычайных ситуациях, что имеет общегосударственный стратегический характер, затрагивающий вопросы безопасности страны.
Служба крови Пензенской области представлена государственным учреждением здравоохранения "Пензенская областная станция переливания крови", осуществляющей заготовку, переработку и хранение донорской крови, а также сетью подразделений лечебно-профилактических учреждений города и области, осуществляющих транспортировку, временное хранение и переливание компонентов крови.
Пензенская область в структуре службы крови Российской Федерации по четвертой (Поволжской) зоне остается на восьмом (последнем) месте по числу кроводач, количеству доноров на тысячу населения, объему заготовки крови на одного жителя, обеспеченности лечебно-профилактических учреждений Пензенской области компонентами и препаратами крови.
В расчете на одну койку в лечебно-профилактических учреждениях Пензенской области заготавливается 880 мл крови в год, при среднем показателе по Российской Федерации - 1500 мл. Количество доноров на тысячу населения по Пензенской области составляет 6,8 при среднем показателе по Российской Федерации 13,7.
Все компоненты крови, которые заготавливаются ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови", должны быть безопасными и эффективными. Гарантия инфекционной безопасности донорской крови, ее компонентов и препаратов должна быть обеспечена качественной работой диагностических лабораторий станции переливания крови и организацией регионального банка крови для карантинизации плазмы и хранения криоконсервированных клеток крови. Используемые в настоящее время технологии лабораторной диагностики не позволяют выявить вирусоносительство на ранних стадиях. Необходимо увеличение объемов заготовки плазмы методом плазмафереза и увеличение мощности Банка карантинизированной плазмы.
Кроме того, инфекционная безопасность достигается применением современных методов скрининга донорской крови, использованием карантинизированных и вирусинактивированных компонентов донорской крови, в частности свежезамороженной плазмы. В результате повысится эффективность лечения больных, снизится риск развития реакций и осложнений инфекционного и неинфекционного характера, а также длительность пребывания больного в стационаре. В настоящее время в ЛПУ выдается только 20% карантинизированной свежезамороженной плазмы (в 100% для акушерства и педиатрии).
Иммунологическая безопасность достигается использованием фенотипированных, индивидуально подобранных эритроцитсодержащих сред; с использованием технологий лейкоредукции и мультикомпонентного донорства (соблюдение принципа один донор - один реципиент). Максимально эффективное использование каждой донации, переход от заготовки консервированной крови к методикам плазмафереза и цитафереза, а также криоконсервирование клеток крови поможет уменьшить дефицит донорских кадров в 1,5 и более раз.
Одной из главных проблем, которая приводит к снижению обеспеченности компонентами и препаратами крови, остается уменьшение количества активных доноров и снижение их пригодности к донорству крови. Это происходит в связи с отсутствием в течение длительного времени реальных побудительных мотивов и стимулов к донорству крови и ее компонентов, ухудшением социально-демографической ситуации, общим ухудшением состояния здоровья населения.
Кроме того, реальные потребности лечебных учреждений области в компонентах, препаратах крови при сохранении среднего уровня заболеваемости населения будут перспективно увеличиваться. Открытие в городе Пензе Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии обуславливает увеличение объемов производства крови и ее компонентов до 5-6 тонн в год. От решения проблемы донорства зависит возможность и качество оказания высокотехнологичной специализированной медицинской помощи в первую очередь в кардиохирургии, гематологии, онкологии, травматологии, акушерстве.
Необходимо в максимально сжатые сроки провести целый комплекс организационных, технологических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, которые позволили бы сохранить и развить производственную базу, исключить передачу и распространение через гемотрансфузии гемотрансмиссивных инфекций, сохранить донорский ресурс и увеличить объемы заготовки крови.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение пациентов лечебно-профилактических учреждений Пензенской области достаточным количеством безопасных и эффективных компонентов крови. Для решения поставленной цели предполагается выполнить следующие задачи:
1) обеспечить комплекс социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий по организации и развитию донорства;
2) привлечь к донорству крови и ее компонентов здоровое население Пензенской области, укомплектовать штат постоянных доноров на безвозмездной и платной основе для заготовки компонентов крови и мультикомпонентного донорства;
3) увеличить объемы карантинизации свежезамороженной плазмы;
4) сформировать материально-техническую базу ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови" и усовершенствовать новые технологии производства компонентов крови;
5) внедрить и усовершенствовать современные технологии, обеспечивающие гарантированную безопасность донорской крови и ее компонентов;
6) усовершенствовать современные компьютерные технологии учета компонентов крови и регистрации доноров;
7) обеспечить подготовку медицинских кадров по вопросам клинической и производственной трансфузиологии.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2009-2011 годы и состоит из 2-х этапов.
Первый этап - 2009-2010 годы.
Формирование комплекса мероприятий агитации и пропаганды донорства крови и ее компонентов; совершенствование работы ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови" в интересах обеспечения достаточности, безопасности и эффективности гемотрансфузионной терапии; дооснащение ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови" современным специализированным медицинским оборудованием, в том числе оборудованием и расходными материалами для клинической, биохимической, иммунологической, изоиммунологической, бактериологической лабораторий; увеличение объемов компонентов крови для длительного хранения; формирование и обеспечение подготовки медицинских кадров по вопросам клинической и производственной трансфузиологии. Обучение медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений города Пензы и Пензенской области по вопросам клинической трансфузиологии; комплектование штата безвозмездных доноров.
Второй этап - 2010-2011 годы.
Комплектование штата постоянных доноров на платной основе для заготовки компонентов крови, подлежащих карантинизации; продолжение подготовки медицинских кадров по вопросам клинической и производственной трансфузиологии; создание системы эффективного учета донорских ресурсов и формирование на основе современных технологий электронной базы данных доноров Пензенской области, а также лиц, чья кровь представляет опасность в эпидемиологическом отношении (ВИЧ-инфекция, гепатиты В, С, наркомания и др.); максимальная реализация мероприятий по организации донорства крови и ее компонентов, переход на обеспечение лечебно-профилактических учреждений Пензенской области карантинизированными вирусобезопасными компонентами крови.
4. Система программных мероприятий
Основными мероприятиями Программы являются:
1. Активное привлечение к донорству крови и ее компонентов здорового населения Пензенской области с обеспечением комплексов социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий по организации и развитию донорства (приложение N 1).
Предусматриваются следующие организационные мероприятия:
- анализ донорского потенциала, возможностей обследования доноров, заготовки и переработки донорской крови и ее компонентов в Пензенской области;
- пропаганда донорского движения с использованием современных рекламных технологий (Интернет, сайт, наружная реклама, телевидение, радио, пресса);
- привлечение к поддержке донорского движения общественных организаций, уставами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения;
- взаимодействие с религиозными организациями, поддерживающими донорство крови как проявление милосердия и человеколюбия;
- оснащение службы крови материалами по агитации и пропаганде донорства (брошюры, буклеты, плакаты, рекламные щиты, информационные бюллетени, памятки донора, поздравительные открытки, благодарственные письма, приглашения на донорский пункт и др. материалы с символикой донорства);
Поддержание единого информационного пространства службы крови:
- совместимость, интеграция и единая система управления базами данных;
- учет доноров, всех необходимых характеристик донора и параметра кроводач;
- учет лиц, отведенных от донорства;
- конфиденциальность.
Создание областного регистра лиц, награжденных нагрудным знаком Почетный донор России.
Активное проведение медицинских мероприятий по обеспечению здоровья доноров, в частности, обеспечение кадровых доноров железосодержащими препаратами для профилактики железодефицитных состояний, обусловленных выполнением донорских функций.
2. Усовершенствование материально-технической базы ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови" (приложение N 1):
- оснащение современным медицинским оборудованием для повышения качества производства и хранения выпускаемой продукции;
3. Обеспечение инфекционной и иммунологической безопасности крови и ее компонентов:
- использование изделий однократного применения на всех этапах обследования донора, производства, хранения, транспортировки и применения компонентов и препаратов крови.
- повышение качества лабораторного скрининга донорской крови и ее компонентов;
- увеличение объемов заготовки плазмы методом плазмафереза с увеличением доли аппаратного метода и соответственно увеличение Банка карантинизированной и вирусинактивированной свежезамороженной плазмы;
- использование метода криоконсервирования и карантинизации эритроцитсодержащих сред;
- обеспечение современного уровня гарантии качества в производственной трансфузиологии;
- организация областного информационного донорского центра для сбора информации об инфекционных заболеваниях из ведомственных учреждений Пензенской области.
- фенотипирование образцов донорской крови;
- использование технологий, обеспечивающих лейкоредукцию из гемокомпонентов;
- использование технологий мультикомпонентного донорства (ограничение числа доноров для лечения одного больного)
4. Внедрение новых технологий по производству компонентов крови:
- внедрение методики аппаратного эритроцитафереза;
- внедрение методики вирусной инактивации клеток крови с ограниченным сроком хранения;
5. Современная компьютерная технология в службе крови (приложение N 1):
- на основе современных компьютерных сетей создать единое информационное пространство в службе крови Пензенской области;
- внедрение современных компьютерных технологий учета компонентов крови;
- отработка методики заготовки аутологичных компонентов крови для больных в ЛПУ.
6. Подготовка медицинских кадров по вопросам производственной и клинической трансфузиологиии (приложение N 1):
- внедрение учебных программ в медицинском институте Пензенского государственного университета, медицинских колледжах Пензенской области по вопросам службы крови;
- повышение квалификации врачей-трансфузиологов, врачей-лаборантов и среднего медицинского персонала в НИИ гематологии и трансфузиологии г. Санкт-Петербурга и г. Москвы.
7. Внедрение в практику работы лечебно-профилактических учреждений Пензенской области современных технологий службы крови:
- отработка принципа территориального распределения продукции ГУЗ "Областная станция переливания крови" в лечебно-профилактических учреждениях города и Пензенской области;
8. Обеспечение надежного уничтожения отходов службы крови:
- обработка пластикатной тары после использования методом автоклавирования.
Постановлением Правительства Пензенской области от 3 августа 2009 г. N 622-пП в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Объемы и источники финансирования Программы
Программа реализуется за счет средств бюджета Пензенской области, выделяемых Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области на соответствующий финансовый год.
Общая сумма затрат по мероприятиям Программы составляет 66342,0 тыс. рублей: за счет средств бюджета Пензенской области в ценах 2008 года.
Объем финансирования программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями бюджета Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 20 января 2009 г. N 24-пП раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе заключения государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Правительство Пензенской области. Ответственным исполнителем Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. Исполнитель Программы контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в Министерство финансов Пензенской области сводную бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации мероприятий Программы. Ежегодно разрабатывает и утверждает планы работы по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляет организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ.
7. Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Исполнитель (ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови") программных мероприятий ежеквартально отчитывается перед Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области о выполнении мероприятий и эффективности использования выделенных средств.
Ход реализации Программы анализируется по итогам каждого года и докладывается в Правительство Пензенской области в установленном порядке.
8. Оценка экономической эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных потерь при уменьшении заболеваемости, трудопотерь, трудозатрат на лечение осложнений после переливания крови и ее компонентов, улучшение состояния здоровья населения Пензенской области.
Количественные показатели эффективности реализации мероприятий Программы выражаются в следующем:
- увеличение производства компонентов крови к 2011 году на 2000 литров, что составляет 10 процентов от существующего уровня;
- увеличение количества доноров на 1000 населения с 6,8 до 7,2;
- увеличение удельного веса первичных доноров с 2,7 до 3,5;
- увеличение объемов заготовки свежезамороженной и карантинизированной плазмы на 10 процентов;
- увеличение среднего объема заготовленной цельной крови на 1 жителя на 20%;
- обеспечить удельный вес переработки крови на уровне 95,6 процентов;
- увеличить уровень и кратность донаций с 18,6 до 19,0 и с 2,7 до 3,0 соответственно.
Эффект от реализации - ежегодное увеличение производства компонентов и препаратов крови на 5 процентов с полным обеспечением потребности безопасными препаратами крови лечебно-профилактических учреждений здравоохранения Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 3 августа 2009 г. N 622-пП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Развитие донорства и службы крови
в Пензенской области" на 2009-2011 годы
Основные программные мероприятия
24 ноября, 18 декабря 2008 г., 3 августа 2009 г.
(тыс. рублей)
N п/п |
Наименование мероприятия |
2009-2011 годы, всего |
Объем финансирования за счет средств бюджета Пензенской области по годам реализации |
Ожидаемые результаты |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Привлечение к донорству крови и ее компонентов здорового населения |
831,1 |
0,0 |
245,0 |
586,1 |
|
1.1 |
Пропаганда донорства крови и ее компонентов среди населения |
570,0 |
0,0 |
140,0 |
430,0 |
Разработка и издание материалов по вопросам донорства, наглядная агитация |
1.2 |
Сохранение здоровья донора |
261,1 |
0,0 |
105,0 |
156,1 |
Сохранение здоровья донора |
2. |
Укрепление материально-технической базы ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови": |
65120,9 |
18593,0 |
25110,9 |
21417,0 |
|
2.1 |
Оснащение ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови" современным оборудованием и расходными материалами к нему, мебелью и инвентарем |
65120,9 |
18593,0 |
25110,9 |
21417,0 |
Оснащение операциионного# блока современным оборудованием для заготовки, переработки и хранения компонентов крови и расходные материалы для заготовки, переработки и хранения компонентов. Оснащение лабораторий современным оборудованием и расходными материалами, мебелью и инвентарем |
3. |
Оснащение ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови" современной оргтехникой, в том числе компьютерной, и современными компьютерными технологиями |
260,0 |
0,0 |
130,0 |
130,0 |
Создание компьютерного банка данных аутологичных компонентов крови для населения Пензенской области. Введение локально-информационной системы для оптимизации организационного процесса заготовки, хранения, переработки гемокомпонентов крови |
4. |
Подготовка кадров по вопросам клинической и производственной трансфузиологии |
130,0 |
0,0 |
65,0 |
65,0 |
Первичная подготовка врачей, ответственных за постановку трансфузионной терапии на базе областной станции переливания крови. Обучение врачей-лаборантов в ведущих организациях РФ вопросам инфекционной и иммунологической безопасности (г. Москва, г. Санкт-Петербург и др.). |
5. |
Всего по Программе |
66342,0 |
18593,0 |
25550,9 |
22198,1 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 29 октября 2008 г. N 721-пП "О долгосрочной целевой программе "Развитие донорства и службы крови в Пензенской области на 2009-2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г. и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 56 от 18 ноября 2008 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 декабря 2012 г. N 983-пП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 7 сентября 2012 г. N 650-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 декабря 2011 г. N 893-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 16 сентября 2011 г. N 649-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 2 июня 2011 г. N 338-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 24 декабря 2010 г. N 861-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 10 ноября 2010 г. N 711-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 6 августа 2010 г. N 442-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 23 июля 2010 г. N 420-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 10 декабря 2009 г. N 973-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 3 августа 2009 г. N 622-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 20 января 2009 г. N 24-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 18 декабря 2008 г. N 909-пП
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г. и действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Постановление Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 830-пП
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г. и действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период