Принят Законодательным Собранием Пензенской области 21 декабря 2005 года
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
22 декабря 2005 года
N 918-ЗПО
Утверждена
Законом
Пензенской области
от 22 декабря 2005 г. N 918-ЗПО
Концепция
демографического развития Пензенской области на период до 2010 года
Концепция демографического развития Пензенской области на период до 2010 года (далее - Концепция) определяет основные приоритеты и направления региональной демографической политики.
Концепция разработана на основе Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления Пензенской области при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.
I. Современная демографическая ситуация в Пензенской области
Демографическая ситуация, сложившаяся в Пензенской области с 1991 года, свидетельствует о нарастающей естественной убыли населения (с -0,7 до -9,5).
Прогрессирование естественной убыли населения возникло за счет значительного роста показателя смертности. За 45 лет данный показатель вырос на 47,5 процента, с 1999 года - на 10,1 процента. Рост рождаемости и снижение младенческой смертности не могут компенсировать существующий показатель смертности, который составил в 2004 году 1798,8 на 100000 человек населения.
Смертность в сельской местности превышает подобный показатель в городской местности на 28,2 процента. В структуре общей смертности 63 процента приходится на сердечно-сосудистую патологию. Показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний превышает показатель России на 18,2 процента.
В последние 15 лет значительно снизилась профилактическая и оздоровительная работа, забыты принципы всеобщей диспансеризации населения.
Из числа умерших люди трудоспособного возраста составляют 26,5 процента. Доля мужчин составляет среди умерших в трудоспособном возрасте 81,4 процента в городской местности и 82,9 процента в сельской местности. В городской местности в целом умирает и мужчин и женщин больше, чем в сельской местности (на 4 процента и 1,5 процента соответственно).
Среди населения трудоспособного возраста распределение умерших по основным причинам смерти выглядит следующим образом: на первом месте (40,8 процента) смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, на втором (27,9 процента) от болезней системы кровообращения и на третьем (12,4 процента) от новообразований.
В течение года от социально-обусловленных причин - несчастных случаев, травм, отравлений - область теряет около 4,0 тыс. человек. Удельный вес умерших от этих причин в общей численности умерших составляет 14,9 процента. В основном это мужчины трудоспособного возраста (около 81,7 процента).
Показатель младенческой смертности в Пензенской области в 2004 году снизился с 15,2 до 12,7 на 1000. В структуре младенческой смертности ведущими причинами остаются состояния, возникающие в перинатальном периоде - 56,9 процента. На втором месте врожденные аномалии развития - 31,4 процента. Соотношение мертворождаемости и ранней неонатальной смертности в области 1,0 к 1,2, что свидетельствует о необходимости освоения высокотехнологичных методов диагностики и лечения при оказании помощи в акушерстве и неонатологии, развития и расширения в Пензенской областной детской клинической больнице им. Н.Ф. Филатова реаниматологической службы.
Коэффициент рождаемости, начиная с 1999 года, вырос на 16,3 процента (с 7,2 до 8,6 на 1000 человек населения), но отстает от показателя по России на 18,9 процента. Суммарный коэффициент рождаемости в течение последних 10 лет находился в Пензенской области в пределах 1,1, в то время как для восстановления численности населения необходим суммарный коэффициент рождаемости не ниже 2,1, а для обеспечения прироста населения более 2,3. При этом чистый коэффициент воспроизводства, характеризующий степень замещения поколения женщин их дочерьми при длительном сохранении существующих уровней рождаемости и смертности, составляет в Пензенской области менее 0,5, что подтверждает крайне неблагоприятную ситуацию.
Уровень рождаемости определяется возрастом вступления в брак, прочностью и типом союза. Самый эффективный детородный период падает на возраст от 18-20 до 30 лет. Около 50 процентов женщин в этой возрастной группе не состоят в браке 10-12 лет. В ряде развитых капиталистических стран рождаемость при этом компенсируется за счет гражданских браков. В России к гражданскому браку последние 15 лет относятся вполне лояльно, но по-прежнему рождение ребенка в таком браке остается проблемой. В Пензенской области каждый четвертый ребенок рожден одинокой матерью. При согласии отца иметь ребенка, беременность, как правило, переводит гражданский брак в официальный.
Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, снижение инстинкта продолжения рода, ослабление института семьи привели к снижению количества браков и повышению количества разводов. Соотношение брак/развод в области равно 1,5/1,0. В районах с меньшим числом населения и районах с преимущественно мусульманским населением браки более стабильны и это соотношение растет в пользу браков 2,9/1,0.
При прочих равных условиях улучшение нравственно-эмоционального состояния общества приведет к улучшению демографической ситуации. Кроме того, динамика рождаемости предопределена тенденциями, сформировавшимися в течение прошлого столетия. Поколение конца 1950-х годов было ориентировано на однодетные и двухдетные семьи. В 50-е годы в России только около 20 процентов женщин имели трех детей.
Значительно снизился суммарный коэффициент первых рождений. В 1970 году он был равен 1,0, в 1990 году - 0,7, что на 12,5 процента ниже, чем в США и Северной Европе. Суммарный коэффициент вторых рождений в России в настоящий момент на 43 процента ниже, чем в США, а третьих рождений - в 5 раз ниже.
При существующей ситуации восстановить численность населения можно только при возрождении семейных ценностей.
II. Цели и задачи демографического развития
Сложившаяся демографическая ситуация в Пензенской области не связана непосредственно и исключительно с экономическими трудностями переходного периода.
В сложившихся условиях необходимо принять меры, направленные на исправление демографической ситуации с использованием всех резервов и возможностей управленческого, научного и финансового характера.
Основной целью демографического развития в Пензенской области является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.
На основе анализа современной демографической ситуации, определения перспектив и последствий демографического развития Пензенской области в качестве основных направлений демографического развития выделены повышение рождаемости и укрепление семьи, снижение смертности и рост продолжительности жизни, оптимизация миграционных процессов.
Среди основных направлений демографической политики в Пензенской области приоритетным является повышение рождаемости, так как при ее уровне ниже рубежа простого воспроизводства населения никакая, даже самая низкая смертность не обеспечит прекращение убыли населения и стабилизацию его численности.
В то же время снижение смертности и повышение продолжительности жизни может существенно затормозить сокращение численности населения. Оптимизация миграционных процессов, увеличение миграционного прироста населения не могут рассматриваться как панацея в решении проблем демографической динамики. Но в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения Пензенской области, омоложению его возрастного состава.
2.1. Приоритеты демографического развития в области
повышения рождаемости и укрепления семьи
Цель - повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10-2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4-2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару), и сокращение числа разводов до уровня 20-25 на 100 браков.
Задачи:
1) переход к господству социальной нормы - 3-4 ребенка в семье;
2) повышение престижа благополучной семьи;
3) реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
4) формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости;
5) создание для семей, в том числе семей военнослужащих, ушедших в отставку, условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания в них нескольких детей;
6) создание для женщин возможности (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома;
7) повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций; формирование ориентации на вступление в брак и его регистрацию.
Первоочередные меры:
1) разработка стратегии и осуществление семейной политики, ориентированной не только на социальную помощь семьям с детьми, но и на содействие в формировании и реализации внутреннего потенциала семей, способных успешно выполнять свои основные функции;
2) усиление комплексной социальной поддержки молодых семей: улучшение их жилищных условий, помощь им в приобретении и строительстве жилья, развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья, приобретении предметов длительного пользования; развитие негосударственных услуг в сфере дошкольного воспитания и образования; подготовка детей и молодежи к семейной жизни; развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха и др.;
3) содействие доступности рынка жилья, прежде всего для многодетных семей, в том числе введение дополнительных гарантий в решении жилищных проблем;
4) обеспечение трудящимся, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей путем предоставления дополнительных форм поддержки;
5) дальнейшее развитие системы социального обслуживания семей с детьми: расширение сети, объема и совершенствование качества услуг (психологических, медицинских, педагогических, юридических);
6) активизация начатой работы по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности благополучных семей с несколькими детьми;
7) сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин: развитие службы планирования семьи и формирование благоприятных личностных установок и общественного мнения в отношении обращения в нее; содействие семьям, желающим иметь детей, но не имеющим такой возможности из-за бесплодия или проблем невынашивания ребенка; создание специализированной службы детских урологов-андрологов;
8) усиление взаимодействия с религиозными организациями в направлении духовного и нравственного просвещения населения (прежде всего молодежи и женщин), формирования репродуктивной ориентации и укрепления семьи, предупреждения абортов.
2.2. Приоритеты демографического развития в области снижения
смертности и роста продолжительности жизни населения
Цель - повышение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни до 70 лет у мужчин и 80 лет у женщин.
Задачи:
1) развитие ответственного отношения людей к здоровью, повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни семьи;
2) формирование здорового образа жизни мужчин, в том числе через повышение культуры потребления алкоголя, преодоление низкой обращаемости за медицинской помощью при "незначительном" недомогании и других;
3) продолжение снижения младенческой смертности;
4) снижение смертности трудоспособного населения.
Первоочередные меры:
1) разработка и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни с учетом специфики различных половозрастных и профессиональных групп населения;
2) дальнейшее развитие системы профилактики и службы диагностики заболеваний системы кровообращения;
3) развитие системы ранней диагностики злокачественных новообразований;
4) совершенствование системы профилактики смертности населения от внешних причин (несчастных случаев, травм и отравлений), в первую очередь, по обучению методам и приемам оказания первой медицинской помощи при неотложных мерах в трудовых коллективах, учебных заведениях;
5) развитие различных форм психологической и психотерапевтической помощи населению;
6) профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи (запрещение курения в общественных местах, рекламы табачных изделий, алкогольных напитков; создание условий для развития физкультуры и спорта и т.п.).
2.3. Приоритеты демографического развития
в области оптимизации миграционных процессов
Цель - повышение миграционного прироста до величины, равной естественной убыли населения, при доминировании среди прибывающих желательных для Пензенской области контингентов мигрантов.
Задачи - повышение привлекательности территории Пензенской области (особенно сельской местности) для потенциальных мигрантов с целью прекращения выезда экономически активного населения на постоянное место жительства за пределы Пензенской области и оттока сельского населения трудоспособного возраста в городские поселения Пензенской области.
Первоочередные меры:
1) внедрение системы социальной работы с различными категориями мигрантов в целях повышения их способности к самообустройству;
2) содействие переселению молодых семей из городских поселений в сельскую местность путем создания им наиболее благоприятных условий для реализации экономических и репродуктивных функций, в том числе и для мигрантов из других регионов.
III. Механизмы и этапы реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
1) объединение и координацию действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций;
2) разработку региональных планов мероприятий (программ) по реализации Концепции, включающих сроки и этапы исполнения;
3) разработку и выполнение областных целевых программ в сфере народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения детей, женщин, семьи;
4) концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с привлечением бюджетных средств, а также дополнительных внебюджетных источников;
5) организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде демографической политики;
6) проведение мониторинга демографической ситуации.
Первоочередными мерами реализации Концепции предусматривается финансирование санитарно-просветительных мероприятий и обучение современным установкам на семейные и личные меры по соблюдению здорового образа жизни, пересмотр устоявшихся традиций питания с избыточной калорийностью, потреблением крепких алкогольных напитков и поваренной соли.
Ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, осуществляет организацию исполнения мероприятий по реализации Концепции и контроль за выполнением мероприятий. Ход выполнения мероприятий по реализации Концепции отслеживается по муниципальным районам и в целом по Пензенской области и обсуждается на коллегиях и аппаратных совещаниях Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области. Ежегодно Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области отчитывается перед Правительством Пензенской области о ходе и результатах выполнения мероприятий по реализации Концепции.
IV. Оценка эффективности реализации Концепции
Результатом проведенной работы должно стать снижение смертности и естественной убыли населения, рост рождаемости, дальнейшее снижение младенческой смертности, увеличение продолжительности жизни населения. Выполнение мероприятий по реализации Концепции должно привести к духовно-нравственному оздоровлению общества, что положительно скажется не только на здоровье населения и стимулировании рождаемости.
V. План реализации Концепции демографического развития
Пензенской области на период до 2010 года
|
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Срок исполнения |
Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение | |||
1.1. |
Разработка и реализация программы развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств Пензенской области на 2006-2010 гг. |
Управление экономики Правительства Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
III кв. 2005 гг. реализация - 2006-2010 гг. |
1.2. |
Разработка и реализация областной целевой программы развития туризма в Пензенской области на 2006-2010 гг. |
Отдел развития туризма и рынка услуг Правительства Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области |
IV кв. 2005 г. реализация - 2006-2010 гг. |
1.3. |
Разработка и реализация областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактики злоупотребления психоактивными веществами в Пензенской области на 2006-2008 годы" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, комитет Пензенской области по физкультуре и спорту |
IV кв. 2005 г. реализация - 2006-2008 гг. |
1.4. |
Реализация областной целевой программы "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2001-2006 годы" |
Департамент строительства и дорожного хозяйства Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
2006 г. |
1.5. |
Разработка и реализация программы на 2007-2010 гг. по обеспечению детей школьного возраста горячим питанием |
Министерство образования и науки Пензенской области |
I кв. 2007 гг. реализация - 2007-2010 гг. |
1.6. |
Разработка и реализация межведомственной программы "Здоровье здоровых на 2008-2010 годы" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
IV кв. 2007 г. реализация - 2008-2010 гг. |
1.7. |
Реализация областной программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003-2007 годы)" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2003-2007 гг. |
1.8. |
Разработка и реализация областной межведомственной программы "Дети Пензенской области" на 2007-2010 гг.", в том числе подпрограммы по профессиональному обучению и производственному трудоустройству выпускников детских домов и школ-интернатов на 2007-2010 гг. |
Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, комитет Пензенской области по физкультуре и спорту, Управление промышленности, транспорта и связи Правительства Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
IV кв. 2006 г. реализация - 2007-2010 гг. |
1.9. |
Реализация областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, комитет Пензенской области по физкультуре и спорту |
2006-2010 гг. |
1.10. |
Реализация областной целевой программы "Жилье для многодетных семей" на 20042007 годы" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2004-2007 гг. |
1.11. |
Реализация программы государственной молодежной политики "Молодежь Пензенской области" (2004-2010 годы) |
Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, Комитет Пензенской области по физкультуре и спорту |
2004-2010 гг. |
1.12 |
Реализация областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Пензенской области" на 20042008 годы" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2004-2008 гг. |
1.13. |
Изменение нормативной правовой базы по регулированию миграционных процессов в Пензенской области |
Государственно-правовое управление Правительства Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во взаимодействии с Управлением по делам миграции УВД Пензенской области (по согласованию) |
2006-2007 гг. |
Раздел 2. Информационное обеспечение | |||
2.1. |
Проведение социологических и мониторинговых исследований состояния, тенденций и перспектив демографического развития, анализ и оценка эффективности мер по улучшению демографической ситуации, выявление и оценка отношения молодежи к институту семьи, условиям ее формирования, развития, рождению ребенка |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
2006 г. |
2.2. |
Подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии и тенденциях демографического развития Пензенской области |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
ежегодно |
2.3. |
Организация и проведение "круглых столов" по проблемам демографической политики с участием депутатов Законодательного Собрания Пензенской области и представительных органов муниципальных образований Пензенской области |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области и другие ведомства |
ежегодно |
2.4. |
Издание информационно-методического бюллетеня по демографическим проблемам |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
ежегодно |
2.5. |
Реализация информационно-просветительской кампании по освещению демографических проблем, формированию позитивных репродуктивных установок и идеологии здорового образа жизни |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, комитет Пензенской области по физической культуре и спорту |
постоянно |
2.6. |
Внедрение в учебный процесс образовательных учреждений Пензенской области здоровьесберегающих технологий |
Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
2.7. |
Проведение брифингов, пресс-конференций для представителей СМИ по вопросам реализации Концепции |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, департамент СМИ и полиграфии Пензенской области, прессцентр Правительства Пензенской области |
ежегодно |
2.8. |
Обеспечение размещения информации о реализации Концепции на сайте Правительства Пензенской области |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, пресс-центр Правительства Пензенской области |
постоянно |
2.9. |
Организация конкурсов на лучшие проекты циклов телевизионных передач, газетных статей и серии социальных плакатов на тему профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни, здоровых и гармоничных семейных отношений |
Департамент СМИ и полиграфии Пензенской области, пресс-центр Правительства Пензенской области |
ежегодно |
2.10. |
Организация обучающих семинаров для врачей и психологов по вопросам оказания специализированной помощи лицам в кризисном состоянии и с суицидальным поведением |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006 г. |
Раздел 3. Социально-экономическое стимулирование рождаемости и всестороннего развития семьи | |||
3.1. |
Выплата пособий повторнородящим женщинам, а также при рождении двоен и троен |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.2. |
Выплата единовременного пособия при рождении ребенка в первые 12 месяцев после заключения брака |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.3. |
Создание льготных условий для приобретения жилья многодетным семьям |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.4. |
Развитие системы "детских садов на дому" и детских домов семейного типа как формы индивидуальной трудовой педагогической деятельности |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.5. |
Присуждение грантов в рамках областного конкурса поддержки и стимулирования перспективных направлений "семейной экономики" (крестьянские хозяйства, семейные кооперативы, предпринимательство, ремесленничество, работа на дому) |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области |
постоянно |
3.6. |
Проведение съезда семейных крестьянских хозяйств и малого бизнеса |
Управление экономики Правительства Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
2006 г. |
3.7. |
Осуществление мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы и обеспечению ее уровня не ниже прожиточного минимума, определенного по Пензенской области, на каждом предприятии и в организации, не находящихся в процедуре банкротства |
Управление экономики Правительства Пензенской области, Управление промышленности, транспорта и связи Правительства Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Пензенской области, Департамент строительства и дорожного хозяйства Пензенской области, Государственная инспекция труда в Пензенской области (по согласованию) |
постоянно |
3.8. |
Реализация мероприятий по трудоустройству населения, содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе женщин и молодежи |
Министерство образования и науки Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
постоянно |
3.9. |
Развитие системы воспитательной работы с детьми (школа - центр взаимодействия с семьей) |
Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.10. |
Проведение оплачиваемых общественных работ в сфере социального обслуживания, по благоустройству и озеленению территорий |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
ежегодно |
3.11. |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 1418 лет |
Министерство образования и науки Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
постоянно |
3.12. |
Обеспечение квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) |
ежегодно |
3.13. |
Проведение областных фестивалей, конкурсов среди различных категорий семей "Успешная семья", "Стартуем вместе" |
Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, комитет Пензенской области по физической культуре и спорту |
ежегодно |
3.14. |
Организация праздников, посвященных Дню матери, Дню защиты детей, Дню семьи и т.п. |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области |
ежегодно |
3.15. |
Поощрение многодетных родителей |
Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
ежегодно |
3.16. |
Учреждение Книги почета лучших семей Пензенской области |
Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области |
2006 г. |
3.17. |
Развитие системы дошкольного образования с созданием условий для вариативных его форм |
Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
3.18. |
Введение в общеобразовательных школах, учреждениях среднего и начального профессионального образования образовательного курса "Семьеведение" и подготовка педагогических кадров |
Министерство образования и науки Пензенской области |
2006 г. |
3.19. |
Осуществление адресной поддержки детей из малообеспеченных семей |
Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
постоянно |
3.20. |
Создание филиалов "школ семейных ценностей" в межрайонных центрах и центральных районных больницах, оснащение их оргтехникой и материалами |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
Раздел 4. Профилактика заболеваемости и снижение смертности населения | |||
4.1. |
Создание бесплатного кабинета анонимного консультирования лиц с наркологическими проблемами на базе областной наркологической больницы |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.2. |
Разработка и реализация комплексного межведомственного плана по борьбе с пьянством и алкоголизмом |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во взаимодействии с УВД Пензенской области (по согласованию) |
2006-2010 гг. |
4.3. |
Повышение квалификации врачей по наиболее значимым для демографической ситуации специальностям (акушеры-гинекологи, неонатологи, кардиологи, педиатры, андрологи, наркологи, онкологи) |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
4.4. |
Создание на базе санаториев Пензенской области комплексов реабилитации для больных с сердечно-сосудистыми, гинекологическими, урологическими заболеваниями |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.5. |
Увеличение финансирования высокотехнологичных видов лечения, способствующих увеличению продолжительности жизни, улучшению ее качества, повышающих рождаемость (ЭКО, эндопротезирование, малоинвазивная сосудистая хирургия и т.д.) |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.6. |
Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью раннего выявления, профилактики и лечения онкобольных |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
4.7. |
Создание отделения реабилитации в Пензенском областном онкологическом диспансере |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
4.8. |
Увеличение финансирования на лекарственное обеспечение химиотерапевтического лечения онкологических больных Пензенского областного онкологического диспансера |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
4.9. |
Исследование широких слоев населения Пензенской области старше 45 лет на наличие онкомаркеров |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
Раздел 5. Снижение детской смертности и улучшение репродуктивного здоровья | |||
5.1. |
Круглогодичное оздоровление детей |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области |
постоянно |
5.2. |
Проведение ежегодной вакцинации инактивированной полиомиелитной вакциной детей групп риска |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.3. |
Проведение скрининга мертворожденных и новорожденных с врожденными пороками развития на вирус краснухи |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
постоянно |
5.4. |
Развитие гинекологической службы для девочек (расчет на 5 ставок в год и оснащение 5 гинекологических кабинетов кольпоскопами) в детских поликлиниках города Пензы |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.5. |
Развитие андрологической службы для мальчиков, открытие и оснащение андрологических кабинетов при Пензенской областной детской клинической больнице имени Н.Ф.Филатова |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
5.6. |
Обеспечение программы по планированию семьи и созданию банка донорской спермы при Пензенском областном центре планирования семьи и ребенка |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.7. |
Оснащение медико-генетической лаборатории Пензенского областного центра планирования семьи и ребенка современным диагностическим оборудованием |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007 г. |
5.8. |
Оснащение андрологического кабинета Пензенского областного центра планирования семьи и ребенка современным диагностическим оборудованием |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2007 гг. |
5.9. |
Укрепление психо-терапевтической службы Пензенского областного центра планирования семьи и ребенка, оснащение кабинетов видеоаппаратурой |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006 г. |
5.10 |
Оснащение родильных домов и межрайонных перинатальных центров Пензенской области современным диагностическим оборудованием (фетальные мониторы, реанимационные комплексы, кувезы) |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.11. |
Реорганизация и оснащение структурных подразделений Пензенской областной детской клинической больницы имени Н.Ф.Филатова с целью обеспечения выполнения функций перинатального центра. Расширение женской консультации при Пензенской областной детской клинической больнице имени Н.Ф.Филатова |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
5.12. |
Обеспечение при ежегодной диспансеризации женского населения 100 процентов кольпоскопического, маммологического и цитологического скринингов, закупка 20 кольпоскопов, улучшение качества работы цитологической лаборатории |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.13. |
Разработка мероприятий по пропаганде грудного вскармливания и участие в конкурсе "Больница, доброжелательная к ребенку" |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006-2010 гг. |
5.14. |
Оснащение детского санатория "Солнышко" необходимым оборудованием для оздоровления детей с заболеваниями органов дыхания, пищеварения и нервной системы |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
5.15. |
Ввод в эксплуатацию детской поликлиники в г. Пензе |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2006 г. |
5.16. |
Проведение реабилитации, санаторно-курортного лечения детей, состоящих на диспансерном учете |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
постоянно |
5.17. |
Открытие и оснащение детского аллергологического отделения Пензенской областной детской клинической больницы имени Н.Ф.Филатова необходимым оборудованием |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
2007-2010 гг. |
6. Регулирование миграционных процессов | |||
6.1. |
Создание и обновление банков данных на городское население, желающее переехать на постоянное место жительства и для работы в сельскую местность, а также на жилье в сельской местности, пригодное для проживания, находящееся в муниципальной собственности или являющееся бесхозяйным, с целью дальнейшего его предоставления переселенцам для создания крестьянских хозяйств. Обобщение необходимой информации, полученной от органов местного самоуправления муниципальных образований |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области Управление по работе с муниципальными образованиями Правительства Пензенской области |
IV кв. 2005 г. - I кв. 2006 г. обновление баз данных - постоянно |
6.2. |
Создание благоприятных условий для адаптации и интеграции мигрантов в местное сообщество (мониторинг миграционных процессов, разъяснительная работа среди населения о роли миграционного потока для развития региона) |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, Государственно-правовое управление Правительства Пензенской области, Управление Правительства Пензенской области по работе с муниципальными образованиями, департамент СМИ и полиграфии Пензенской области |
постоянно |
6.3. |
Организация медицинского обследования иностранных граждан (лиц без гражданства) и членов их семей, прибывающих в Пензенскую область |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области |
постоянно |
6.4. |
Реализация трехстороннего Соглашения о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединением работодателей Пензенской области на 2005-2007 гг. по вопросу привлечения и использования иностранной рабочей силы в муниципальных образованиях Пензенской области |
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во взаимодействии с Управлением федеральной государственной службы занятости по Пензенской области (по согласованию) и Управлением по делам миграции УВД Пензенской области (по согласованию) |
постоянно |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 г. N 918-ЗПО "О Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года"
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 30 от 30 декабря 2005 г., информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 30(60) (часть 1) от 15 января 2006 г.
Законом Пензенской области от 21 апреля 2010 г. N 1889-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1389-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона