22 января 2010 г.
В целях реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан, в соответствии с распоряжением Правительства Пензенской области от 30.01.2009 N 14-рП "О создании при Правительстве Пензенской области рабочей группы по подготовке предложений для включения в Концепцию развития здравоохранения Пензенской области до 2020 года", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения Пензенской области до 2020 года.
2. Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области обеспечить межведомственную координацию работы структурных подразделений аппарата Правительства Пензенской области, министерств и ведомств Пензенской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области по реализации Концепции развития здравоохранения Пензенской области до 2020 года.
3. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
Распоряжением Правительства Пензенской области от 22 января 2010 г. N 31-рП пункт 4 настоящего распоряжения изложен в новой редакции
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего и контролирующего вопросы здравоохранения и социальной политики.
И.о. Губернатора Пензенской области |
О.К. Атюкова |
Одобрена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 29 апреля 2009 г. N 98-рП
Концепция
развития здравоохранения Пензенской области до 2020 года
22 января 2010 г.
1. Общие положения
Устойчивое социально-экономическое развитие Пензенской области обеспечивается реализацией приоритетных направлений региональной политики, базирующихся на сохранении и укреплении здоровья населения. Основой этой работы должно стать формирование здорового образа жизни и повышение доступности и качества медицинской помощи.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить оказание качественной бесплатной медицинской помощи (в рамках государственных гарантий);
- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением.
Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.
Формирование здорового образа жизни является залогом сохранения и укрепления здоровья населения. Эта работа требует достаточного уровня межведомственного взаимодействия в процессе становления личности, формирования у каждого человека грамотного и ответственного отношения к себе и своему здоровью.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработало Концепцию развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция РФ). Концепция РФ представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода. Концепция РФ разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Для подготовки предложений и разработки проекта Концепции развития здравоохранения Пензенской области до 2020 года распоряжением Правительства Пензенской области от 30.01.2009 N 14-рП создана рабочая группа. Рабочей группой обобщен и систематизирован опыт модернизации пензенского здравоохранения с 2005 года, проанализированы результаты преобразований, проводимых в системе здравоохранения Пензенской области в течение 10 лет, дана реальная оценка пилотируемых проектов, внедренных в региональном и муниципальном здравоохранении в последние годы.
Концепция развития здравоохранения Пензенской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в целях достижения эффективного функционирования системы пензенского здравоохранения. Концепция разработана в соответствии с Концепцией РФ, на основе задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года, и предусматривает механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы, а также поэтапный переход на полный тариф на медицинские услуги и на оказание всего объема медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования.
Основные направления развития пензенского здравоохранения обсуждены на расширенном заседании Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области 23.01.2009. В обсуждении Концепции приняли участие депутаты Законодательного Собрания Пензенской области и Пензенской городской Думы, представители общественных и профсоюзных организаций, руководители учреждений здравоохранения.
2. Современное состояние здравоохранения в Пензенской области
Демографическая ситуация в Пензенской области
С 2005 года в Пензенской области мероприятия по улучшению демографической ситуации реализуются в соответствии с Концепцией демографического развития Пензенской области на период до 2010 года, утвержденной Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 918-ЗПО "О Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года" (с последующими изменениями).
Принимая во внимание существенную роль в состоянии демографической ситуации смертности населения от управляемых причин, издано распоряжение Правительства Пензенской области от 30.07.2007 N 224-рП "О Концепции снижения смертности населения Пензенской области до 2010 года".
В развитие указанных Концепций Законом Пензенской области от 10.10.2007 N 1388-ЗПО была утверждена областная целевая программа "Комплексные меры по реализации демографической политики на территории Пензенской области (2008-2010 годы)".
С 2009 года мероприятия, направленные на снижение смертности и повышение рождаемости, реализуются в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 N 744-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексные меры по реализации демографической политики на территории Пензенской области на 2009-2011 годы" (с последующими изменениями).
Принятые меры способствовали достижению определенных позитивных результатов в демографическом развитии региона.
Существенно снизились темпы сокращения численности населения Пензенской области - с 14,7 тыс. человек в 2005 году до 8 тыс. человек к 2008 году, что связано с увеличением рождаемости и стабилизацией уровня смертности. За 2008 год коэффициент естественной убыли населения составил - -6,1 (РФ, 10 месяцев - 2,7 на 1000 населения), в то время как в 2007 году он составлял -6,4 (РФ, 10 месяцев -3,4). На сегодняшний день численность постоянного населения Пензенской области составляет 1388,0 тыс. человек.
В 2008 году в Пензенской области родилось 14141 ребенка#, что на 669 детей больше, чем в 2007 году. Рост рождаемости составил 5,9%, с 9,7 до 10,2 на 1000 населения, однако показатель рождаемости остается ниже среднероссийского уровня (РФ, 2007 - 11,3).
В 2008 году умерло на 100 человек больше, чем в прошлом году. Смертность населения осталась на уровне 2007 года (рост на 1,2%). Общий коэффициент смертности в 2008 году составил 16,3 (2007 - 16,1; 2006 - 17,1; 2005 - 18,2), что соответствует определенной положительной динамике этого показателя по Российской Федерации (2007 - 14,7; 2006 - 15,2; 2005 - 16,1). В 2008 году снизилась смертность населения трудоспособного возраста с 652,6 до 651,4 на 100 тыс. трудоспособного населения.
Основной причиной общей смертности населения являются болезни системы кровообращения - 63,9% (РФ - 56,6%). От новообразований умерли 13% (РФ - 13,8%), от внешних причин - 11,1% (РФ - 11,9%). В 2008 году произошел рост общей смертности населения от болезней системы кровообращения на 0,7%, от новообразований - на 2,6%.
В структуре смертности трудоспособного населения на первом месте находятся несчастные случаи, отравления и травмы (32,3%), заболевания сердечно-сосудистой системы занимают второе место (31,9%), третье место - новообразования (14,7%).
Показатель материнской смертности в 2008 году снизился в 3,1 раза, с 22,3 до 7,1 на 100000 родившихся живыми и остается значительно ниже уровня РФ 2007 года - 21,9.
Младенческая смертность снизилась на 22,1% и составила 7,9 на 1000 родившихся живыми (РФ, 2007 - 9,4). В структуре причин младенческой смертности лидируют отдельные состояние#, возникшие в перинатальном периоде, врожденные аномалии и несчастные случаи, отравления и травмы.
С 2004-2005 годов в Пензенской области начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни населения. По сравнению с 2005 годом этот показатель вырос на 2,6 года - с 65,5 лет до 68,1 лет (РФ - 67,7; ПФО - 67,4).
Тем не менее, продолжительность жизни в Пензенской области, как и в России в целом, остается низкой. Ожидаемая продолжительность жизни на 6,5 лет меньше, чем в "новых" странах ЕС (европейские страны, вошедшие в ЕС после мая 2004 года), и на 12,5 лет меньше, чем в "старых" странах ЕС (европейские страны, входившие в ЕС до мая 2004 года). Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни является наиболее корректным измерителем уровня смертности и служит признанным индикатором качества жизни и здоровья населения. Его значение в существенной степени зависит от объема государственных расходов, выделяемых на оказание медицинской помощи и на здравоохранение в целом, а также от эффективности политики денежных доходов населения, развитости системы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня профилактической активности населения.
Показатели здоровья и основные факторы риска заболеваемости и смертности населения Пензенской области
Регистрация заболеваемости взрослого населения в Пензенской области имеет тенденцию к росту. За последние 10 лет заболеваемость выросла на 12%, с 130000,0 в 1998 году до 145583,1 на 100 тыс. взрослого населения в 2008 году. Показатель заболеваемости значительно выше среднероссийского показателя (РФ, 2007 - 138088,6).
Почти в 1,5 раза выросла заболеваемость детей от 0 до 17 лет, со 157000,0 в 1998 году до 232754,5 на 100 тыс. детского населения в 2008 году.
Среди взрослого населения обращает на себя внимание рост числа случаев заболеваний, приводящих к смерти и инвалидизации. Так, число случаев заболеваний системы кровообращения с 2004 по 2008 год возросло на 13,2%, показатель превысил среднероссийский уровень на 12,8%. Онкологическая заболеваемость за последние 5 лет выросла на 29,3% (с 348,0 на 100 тыс. взрослого населения в 2002 году до 393,1 в 2008 году, РФ, 2007 год - 341,3).
В сравнении с 2006 годом в Пензенской области заметно, в 2,8 раза, снизился показатель первичного выхода на инвалидность среди взрослого населения и в 2008 году составил 73,9 на 10 тыс. населения (2006 - 208,2). Основными причинами выхода на инвалидность остаются болезни системы кровообращения - 44,5%, злокачественные новообразования - 15,3%, болезни костно-мышечной системы - 9,3%.
Число лиц трудоспособного возраста в структуре впервые признанных инвалидами снизилось на 31,9%, с 69,3 на 10 тыс. трудоспособного населения в 2006 году до 47,2 в 2008 году. Среди заболеваний, обусловивших развитие инвалидности у детей, лидируют психические расстройства, болезни нервной системы, врожденные аномалии и нарушения обмена веществ.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации выделены четыре основных фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя. Доля перечисленных причин в структуре общей смертности составляет 87,5%, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности - 58,5%. При этом на первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности (16,5%) стоит злоупотребление алкоголем. По экспертным оценкам, относительные показатели мало изменились за последние 6 лет.
Высокое артериальное давление. Высокое артериальное давление - основная причина смертности и вторая, по количеству лет жизни с утратой трудоспособности, причина заболеваемости населения Российской Федерации. Около 34-46% мужчин и 32-46% женщин страдают артериальной гипертонией, при этом более 40% мужчин и 25% женщин не знают о том, что у них повышенное артериальное давление.
Высокий уровень холестерина. Примерно у 60% взрослых россиян уровень холестерина превышает рекомендуемый уровень, причем у 20% из них уровень настолько высок, что требует медицинского вмешательства.
Злоупотребление алкоголем - важнейшая проблема, влияющая на состояние здоровья населения Российской Федерации. С 1990 года по 2006 год потребление алкоголя на душу населения в Российской Федерации выросло не менее чем в 2,5 раза. В основном, это произошло за счет увеличения потребления пива (в структуре продажи алкогольных напитков доля пива возросла с 59% до 76%). Ежедневно в России употребляют алкогольные напитки (включая слабоалкогольные) 33% юношей и 20% девушек, около 70% мужчин и 47% женщин.
В 2002 году потребление алкоголя в стране составило 14,5; 2,4 и 1,1 л в год в пересчете на чистый спирт соответственно у мужчин, женщин и подростков, или в среднем около 11 л в год на душу взрослого населения (по данным Роспотребнадзора, 18 л в год на душу взрослого населения). Потребление крепких алкогольных напитков в абсолютных цифрах в Российской Федерации с 1990 года не уменьшилось, хотя в структуре потребления их доля уменьшилась до 15% из-за резкого увеличения потребления пива.
Табакокурение. В Российской Федерации потребление сигарет с 1985 года по 2006 год увеличилось на 87%, в основном, за счет увеличения курильщиков среди женщин и подростков. В настоящее время в стране курят более 40 млн. человек: 63% мужчин и 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек. Доля курящих мужчин в России одна из самых высоких в мире и в 2 раза больше, чем в США и странах ЕС. Ежегодно количество курящих в России увеличивается с темпом в 1,5-2%, захватывая женщин и подростков. Темп роста курящих в России является одним из самых высоких в мире и при этом в последние три года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается на 2-5% в год. Курение вызывает рост болезней системы кровообращения, приводит к хроническим заболеваниям легких и провоцирует многие онкологические болезни.
От болезней, связанных с табакокурением, ежегодно умирают 220 тыс. человек, при этом 40% смертности мужчин от болезней системы кровообращения связано с курением. Отмечается, что более высокая смертность среди курящих мужчин приводит к снижению в 1,5 раза их доли среди мужчин в возрасте старше 55 лет.
3. Цели, задачи и основные направления Концепции развития здравоохранения до 2020 года
Концепцией предусмотрено развитие здравоохранения в Пензенской области до 2020 года по двум основным направлениям:
- формирование здорового образа жизни;
- гарантированное обеспечение населения качественной медицинской помощью.
Формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни населения может быть реализовано при создании у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым, с одной стороны, и обеспечении государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни, с другой.
1. В целях формирования здорового образа жизни на уровне Российской Федерации будет внедрена система государственных и общественных мер, направленных на совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения, создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками, просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях. Реализация перечисленных мероприятий предполагается во взаимодействии с Министерством образования Пензенской области, Министерством культуры и архива Пензенской области, Комитетом Пензенской области по физической культуре и спорту:
- внедрение программ обучения гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье. Программы должны разрабатываться с учетом возраста, рода занятий и тематики обучения, могут быть внедрены для обучения организованных и неорганизованных групп населения, в детских садах, школах, институтах, трудовых коллективах и т.д. Реализация программ должна постоянно освещаться в средствах массовой информации, на Интернет-сайтах;
- организация "Дней здоровья" на крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях в районах области, в рамках которых предусмотрено проведение скрининговых обследований на выявление факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний и цереброваскулярной патологии, осмотр сотрудников специалистами (кардиолог, невролог, эндокринолог), тематической встречи "Здоровый образ жизни - основа профилактики социально-обусловленных заболеваний";
- повышение информированности организованных групп населения, работающих граждан и неорганизованного населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний и пр. Проведение общественных слушаний, "Дней главного врача", встреч с населением;
- популяризация здорового образа жизни путем проведения акций и мероприятий (конкурсы, "Дни здоровья", соревнования между организациями, учреждениями, органами исполнительной власти, "День семьи", "круглые столы", "прямые линии" и пр.) совместно со средствами массовой информации, профсоюзными организациями и общественными движениями;
- актуализация раздела "Здоровый образ жизни", размещение Интернет-страницы с наглядной агитацией (электронные плакаты, листовки, памятки), пропагандирующей моду на здоровье и предлагающей альтернативу курению, пьянству, гиподинамии и другим факторам, приводящим к нарушению здоровья;
- в рамках Интернет-форума организация дискуссии о повышении приоритета здоровья в обществе и формировании здорового образа жизни каждого человека;
- подготовка и распространение информационных материалов для населения по пропаганде здорового образа жизни, по профилактике неинфекционных заболеваний, методических рекомендаций, пособий для различных групп населения с учетом возраста, профессий и образования в виде материалов в помощь лектору по антиникотиновой пропаганде, роликов социальной рекламы и видеосюжетов профилактической направленности;
- внедрение методик лечения табачной зависимости на базе кабинетов медицинской профилактики.
2. Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области будет продолжена работа по внедрению в практику медицинского обслуживания населения профилактических мероприятий:
- активизация деятельности кабинетов медицинской профилактики;
- продолжение диспансеризации работающих граждан за счет средств работодателей в рамках реализации Соглашения о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области на 2009-2011 годы;
- проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в соответствии с установленными нормативами численности;
- инициирование проведения областного конкурса между организациями и предприятиями, коллективы которых более привержены к соблюдению здорового образа жизни, ведут активный и здоровый образ жизни;
- наращивание объемов скрининговых обследований населения:
- обследование граждан 35-55-летнего возраста на раннее выявление факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и с 01.02.2009 объединенный со скринингом нейрососудистой патологии - 70 тыс. человек в год;
- онкологические скрининги:
а) маммографическое обследование женщин старше 40 лет - 50 тыс. женщин в год;
б) обследование женщин 20-60 лет на рак шейки матки - 50 тыс. женщин в год;
в) определение у мужчин старше 40 лет уровня простатспецифического антигена - 20 тысяч мужчин в год, внедрение полноценного скрининга мужчин на рак предстательной железы с обязательным проведением ультразвукового исследования простаты и консультацией уролога всем обследуемым мужчинам;
- флюорографическое обследование:
а) первоочередные меры - организация и проведение флюорографического обследования населения, не проходившего флюорообследование 2 и более лет, - 100 тыс. человек;
б) сохранение темпов роста охвата прикрепленного населения флюорообследованием (на 18,7% в 2008 году) и достижение показателя охвата населения флюорообследованием 650,0 на 1000 населения (2008 год - 564,7).
3. Усиление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, снижение и стабилизация уровней заболеваемости по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, совершенствование и выполнение Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С:
- поддержание охвата профилактическими прививками против дифтерии, коклюша, столбняка, кори, краснухи, эпидемического паротита, вирусного гепатита В в декретированных возрастах на уровне 95-97%;
- вакцинация взрослого населения (до 55 лет) против гепатита В - 90 тыс. человек;
- иммунизация против гриппа контингентов из групп риска - 350 тыс. человек;
- вакцинация детей 1 года жизни инактивированной полиовакциной - 100%. Проведение по эпидпоказаниям прививок против сибирской язвы и туляремии;
- обследование 240 тыс. населения (17,4% населения) на ВИЧ-инфекцию, проведение антиретровирусной терапии 230 пациентам, в том числе профилактика вертикального пути передачи от матери к ребенку - 100%.
4. Здоровое безопасное питание является одним из составляющих факторов сохранения здоровья населения. В рамках этого направления будут проводиться мероприятия по совершенствованию питания детей в организованных коллективах, поддержке отечественного производства специализированных продуктов, осуществлению мониторинга состояния питания, в том числе в учреждениях здравоохранения, поддержку грудного вскармливания.
5. Меры по повышению двигательной активности, в числе которых предлагаются:
- стимулирование активного образа жизни и пропаганда занятий физической культуры среди населения;
- восстановление производственной гимнастики и применение разработанных рекомендаций по ее содержанию и формам осуществления с учетом условий труда;
- развитие лечебной физкультуры и физической культуры, направленной на поддержание здоровья с опорой на имеющиеся в этой области разработки российских ученых и мировой опыт.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 22 января 2010 г. N 31-рП в настоящий подраздел раздела 3 Концепции внесены изменения
Гарантированное обеспечение населения качественной медицинской помощью
Качественная медицинская помощь основана на применении современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг, эффективность и безопасность которых (при конкретных заболеваниях или патологических состояниях) подтверждена в соответствии с принципами доказательной медицины.
Гарантированное обеспечение каждого гражданина Российской Федерации качественной медицинской помощью должно обеспечиваться следующими мероприятиями:
- конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
- стандартизация медицинской помощи;
- организация медицинской помощи;
- обеспечение лекарственными средствами граждан в амбулаторных условиях;
- осуществление единой кадровой политики;
- инновационное развитие здравоохранения;
- модернизация системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи;
- информатизация здравоохранения.
1. Конкретизация государственных гарантий. Основными проблемами реализации программы государственных гарантий являются:
- недостаточное финансовое обеспечение прав граждан на бесплатную медицинскую помощь;
- значительная дифференциация среди субъектов Российской Федерации в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Например, в 2007 году подушевые нормативы финансирования территориальной программы составляют от 1723 рублей в Республике Ингушетия до 26918 рублей в Чукотском автономном округе, при среднем нормативе по Российской Федерации 5150 рублей. В Пензенской области данный норматив составлял 2917,60 рублей, на 2008 - 3902,35 рублей#;
- раздробленность источников финансирования медицинской помощи, не позволяющая внедрить в полном объеме систему ОМС.
Одной из основных задач Концепции является создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами Программы государственных гарантий. Предусмотрены следующие источники финансирования покрытия затрат на оказание бесплатной медицинской помощи населению:
- за счет средств федерального бюджета будет оказываться:
а) специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
б) первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда;
в) первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами;
г) специальные программы развития отдельных направлений медицинской помощи;
- за счет ассигнований из бюджета Пензенской области:
а) специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
б) специализированная медицинская помощь, оказываемая в государственных учреждениях здравоохранения "Пензенский областной центр оказания специализированных видов медицинской помощи", "Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова", "Областная наркологическая больница", "Областной противотуберкулезный диспансер", "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" и других специализированных учреждениях здравоохранения при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях;
в) специальные программы развития отдельных направлений медицинской помощи;
- за счет ассигнований из местных бюджетов в рамках одноканального финансирования через систему ОМС: первичная медико-санитарная помощь, включая неотложную медицинскую помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях.
- за счет средств ОМС:
а) первичная медико-санитарная помощь;
б) специализированная медицинская помощь;
в) скорая медицинская помощь, за исключением санитарно-авиационной;
г) высокотехнологичная специализированная медицинская помощь и лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях при вступлении в законную силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Модернизация системы обязательного медицинского страхования:
- паспортизация учреждений здравоохранения на предмет оснащенности помещениями и оборудованием;
- перевод в систему ОМС обязательств муниципальных бюджетов в части оплаты скорой медицинской помощи и расходов субъекта в части высокотехнологичной специализированной помощи при вступлении в законную силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
- лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях по программе обязательного лекарственного страхования и приобретение дорогостоящего оборудования при вступлении в законную силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
- формирование тарифов на медицинские услуги для обязательного исполнения учреждениями здравоохранения в зависимости от уровня оказания медицинской помощи. Тарифы должны рассчитываться на основе утвержденных стандартов медицинской помощи, а по своему размеру обеспечивать создание условий в учреждениях здравоохранения для предоставления медицинских услуг надлежащего качества;
- переход на оплату медицинской помощи по рассчитанным медико-экономическим стандартам по конкретному виду заболевания или диагностически связанной группе заболеваний;
- подушевое финансирование медицинской помощи в поликлинике, а в скорой медицинской помощи - по дифференцированному тарифу, в зависимости от сложности случая; подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой в амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах, а в скорой медицинской помощи - по дифференцированному тарифу, в зависимости от сложности случая;
- отмена единого социального налога и введение страховых взносов на ОМС работающего населения и увеличение ставки отчисления с 3,1% до 5,1%, при этом территориальная доля увеличивается в 2 раза с 2,0% до 4,0%, при вступлении в законную силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
- перевод всех страхователей работающего населения в равные условия и установление новых - льготных условий уплаты страховых взносов для работодателей. При превышении годового фонда оплаты труда на одного работающего свыше 415,0 тысяч рублей уплата страховых взносов прекращается при вступлении в законную силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
- изменение порядка определения размера страховых взносов на ОМС неработающего населения. Порядок расчета будет определен федеральным законом.
В 2009 году подушевой норматив в Пензенской области составляет 4624,0 рубля. Все вышеперечисленные мероприятия должны привести к увеличению размера средств на финансирование программы государственных гарантий и росту подушевого норматива.
В числе качественных показателей, характеризующих эффективность использования финансовых средств, будут рассматриваться показатели с указанием целевых значений:
- удовлетворенность населения медицинской помощью;
- смертность населения, в том числе младенческая и материнская смертность, смертность населения в трудоспособном возрасте, смертность населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, внешних причин, в результате дорожно-транспортных происшествий;
- первичная заболеваемость основными социально значимыми болезнями;
- первичная инвалидность;
- сбалансированность территориальной программы государственных гарантий по видам и объемам медицинской помощи в соответствии с установленными Программой нормативами;
- сроки ожидания гражданами медицинской и реабилитационной помощи по видам и условиям оказания.
2. Стандартизации медицинской помощи. Одним из основных факторов создания системы качественной и доступной медицинской помощи является наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях и патологических состояниях.
Стандартизации медицинской помощи на уровне Российской Федерации:
- 2009-2010 годы - завершение работы по утверждению стандартов медицинской помощи Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- 2011-2015 годы - расчет реальной стоимости медицинских услуг, определение затрат на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, расчет необходимого лекарственного обеспечения этих программ (список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств), обоснование подушевых нормативов финансирования и оптимизация вариантов проведения реструктуризации сети учреждений здравоохранения;
- 2015 год - установление порядка лицензирования медицинских организаций, исходя из наличия соответствующего материально-технического оснащения, сертифицированных специалистов, возможности соблюдения технологии оказания медицинской помощи (наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров с допусками к необходимым видам помощи и материально-технических ресурсов, позволяющих внедрить график эксплуатации оборудования в соответствии с технологиями оказания медицинской помощи).
Мероприятия на 2009 год в Пензенской области:
- формирование многоуровневой системы оказания медицинской помощи;
- актуализация уровней оказания медицинской помощи, исходя из реальных возможностей материально-технической базы, наличия подготовленных медицинских кадров, внедренных медицинских технологий и сложившихся потоков пациентов;
- проведение инвентаризации материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- оптимизация и утверждение перечня нозологических форм заболеваний, являющихся показаниями для госпитализации в учреждения здравоохранения различного уровня;
- установление медико-экономических стандартов на основе утвержденных федеральных стандартов медицинской помощи при оказании специализированной медицинской помощи больным с заболеваниями системы кровообращения в условиях стационара;
- установление медико-экономических стандартов на основе утвержденных федеральных стандартов медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи и при оказании медицинской помощи в службе родовспоможения.
3. Одной из приоритетных задач здравоохранения, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации, является устранение неравноправной конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг. В настоящее время единый подход к вопросу частно-государственного партнерства в сфере здравоохранения отсутствует. Вместе с тем примеры такого партнерства имеют место, в том числе в Пензенской области. Так, в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области участвуют негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая клиническая больница на станции Пенза" открытого акционерного общества "Российские железные дороги", общество с ограниченной ответственностью "Медико-санитарная часть "Пензхиммаш", федеральное государственное унитарное предприятие "Пензенское производственное объединение электронной вычислительной техники".
Частно-государственное партнерство в сфере здравоохранения должно предусматривать на первом этапе участие аккредитованных в установленном порядке частных амбулаторно-поликлинических учреждений в системе обязательного медицинского страхования.
Аккредитация учреждений здравоохранения должна осуществляться Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области по тем видам амбулаторно-поликлинической помощи, которые наиболее востребованы.
Развитие частно-государственного партнерства в сфере здравоохранения будет способствовать повышению качества медицинских услуг, оказываемых в государственном секторе, приведет к росту конкурентоспособности учреждений здравоохранения, что, в свою очередь, обеспечит расширение их финансовой самостоятельности и окупаемости.
4. Организация медицинской помощи. Качество и доступность медицинской помощи обеспечивается созданием системы, предусматривающей:
- максимально быструю доставку пациента в учреждение здравоохранения, способное по своим материально-техническим и кадровым ресурсам оказать медицинскую помощь в необходимом объеме, согласно стандартам;
- поэтапное продолжение лечения в других медицинских учреждениях (преемственные долечивание и реабилитация, вторичная профилактика, санаторно-курортное восстановительное лечение) или на дому.
4.1. Развитие первичной медико-санитарной помощи
Проблемы в организации первичной медико-санитарной помощи в Пензенской области:
- сохранение достаточного количества участков с численностью обслуживаемого населения - 2,5 тыс. человек, в 2008 году - 20 (2006 год - 52);
- высокая доля лиц пенсионного возраста среди врачей участкового звена - от 10% до 23%, от 5,2% до 11,8% - среди медицинских сестер;
- отсутствие финансового механизма, определяющего ответственность участкового врача за состояние здоровья прикрепленного населения;
- отсутствие приоритетности развития профилактической работы.
Мероприятия на 2009 год:
- реализация поэтапного плана профессиональной переподготовки врачей общей практики (далее - ВОП) - 120 врачей;
- повышение квалификации врачей участкового звена (140 врачей) на циклах тематического усовершенствования;
- специализация и тематическое усовершенствование для медицинских сестер участковых (80 человек), врачей общей практики (80 человек), фельдшеров скорой медицинской помощи (33 человека), фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов (118 человек);
- оптимизация территориально-участкового принципа оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению с приведением численности населения в соответствие утвержденным нормативам - перераспределение участков с численностью прикрепленного населения выше утвержденного норматива (для ВОП - 1500 + 15%; для участковых терапевтов - 1700 + 15%; для участковых педиатров - 800 + 15%);
- открытие, оснащение и лицензирование центров (отделений) общеврачебной практики - до 2011 года центры ВОП будут открыты на базе 5 участковых больниц и 24 амбулаторий;
- переход к индивидуальному перспективному планированию медицинского обслуживания прикрепленного населения;
- обеспечение профилактической помощью населения сельской местности с помощью широкого использования выездных форм работы (врачебные выездные бригады, передвижные стоматологические кабинеты, передвижные флюорографы, передвижные пункты забора крови);
- внедрение в амбулаторно-поликлинических учреждениях в работу с прикрепленным населением системы оздоровительных мероприятий;
- отработка маршрутизации больных на всех этапах оказания медицинской помощи;
- разработка и внедрение порядка взаимодействия участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики с врачами-специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений;
- установление целевых показателей работы амбулаторно-поликлинических учреждений, включая долю здоровых людей всех возрастных групп;
- внедрение "пилотного проекта" по организации на базе отделения общеврачебной практики (групповые общеврачебные практики) круглосуточного дежурства врачей общей практики с целью подготовки амбулаторного этапа к переводу части объема неотложной медицинской помощи;
- внедрение с 01.07.2009 подушевого финансирования медицинской помощи на примере 3-5 общеврачебных практик ("пилот");
- совершенствование и расширение стационарзамещающих диагностических технологий; совершенствование службы активного патронажа;
- открытие с 01.02.2009 коек дневного стационара на базе муниципального учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника" - 20 коек;
- разработка критериев оценки оказания медицинской помощи в дневных стационарах всех уровней.
4.2. Совершенствование работы скорой медицинской помощи
С этой целью будут реализованы следующие направления:
- оптимизация маршрутов доставки больных в стационар в зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного;
- внедрение целевых показателей работы скорой медицинской помощи (время приезда на вызов, время транспортировки в стационар, догоспитальная летальность);
- внедрение порядков оказания медицинской помощи в части догоспитального ведения больных с разными видами патологии.
Мероприятия на 2009 год:
- отработка маршрутизации больных с целью достижения оптимальных сроков доставки больных в учреждения здравоохранения;
- обеспечение рационального и эффективного использования материально-технической базы службы скорой медицинской помощи;
- организация курсов повышения квалификации для фельдшеров скорой медицинской помощи муниципальных районов Пензенской области (обучение на рабочем месте) на базе муниципального учреждения здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи" по отдельному плану;
- организация последипломной подготовки врачей скорой медицинской помощи (по отдельному плану);
- инициализация разработки программы экспертного системного анализа деятельности отделений (станций, подстанций) скорой медицинской помощи с целью выявления причин роста нагрузки на скорую медицинскую помощь (методика анализа эффективности работы скорой медицинской помощи);
- разработка организационно-экономических моделей службы скорой медицинской помощи, внедрение пилотного проекта на примере 3-5 отделений скорой медицинской помощи по переводу неотложной медицинской помощи на амбулаторный этап;
- стандартизация скорой медицинской помощи и установление медико-экономических стандартов для скорой медицинской помощи;
- создание 6 полноценных бригад санитарно-авиационной медицинской помощи.
4.3. Оптимизация работы учреждений стационарного уровня будет осуществляться по следующим направлениям:
- установление целевых показателей эффективности работы учреждений, отражающих не только виды и объемы оказанной медицинской помощи, но и ее качество;
- рациональное распределение функциональных обязанностей между стационарами различных уровней - утверждение уровней и этапов госпитализации, показаний для госпитализации;
- создание в каждом стационаре службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных;
- разработка системы внутриведомственного контроля за качеством оказания стационарной помощи;
- интенсификация работы стационарной койки за счет внедрения стационар-замещающих диагностических технологий на амбулаторно-поликлиническом уровне и организации поэтапного восстановительного лечения (патронажная служба, система долечивания и реабилитации);
- анализ эффективности деятельности учреждений здравоохранения, выявление диспропорций и зон неэффективности в организации стационарной помощи.
Целевыми показателями эффективности стационарной помощи являются показатели госпитальной летальности от управляемой патологии и количество больных, восстановивших полную или частичную трудоспособность, среди всех пролеченных.
4.4. Поэтапное совершенствование системы оказания медицинской помощи
Учитывая социальную значимость заболеваний, определяющих высокие показатели смертности и инвалидизации населения, развитие здравоохранения будет осуществляться по пути совершенствования системы оказания медицинской помощи больным с сосудистыми, онкологическими заболеваниями и пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Кроме того, значительное внимание уделено совершенствованию оказания помощи женщинам в период беременности и родов, а также новорожденным и детям, развитию службы крови. Концепция устанавливает перечень и объемы мероприятий по совершенствованию специализированной медицинской помощи, которые будут реализованы в приоритетном порядке.
Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями:
- проведение объединенного скрининга лиц 35-55 лет на выявление факторов риска сердечно-сосудистой и цереброваскулярной патологии;
- организация на базе государственного учреждения здравоохранения "Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко" регионального нейрососудистого центра;
- в целях подготовки к открытию регионального нейрососудистого центра в государственном учреждении здравоохранения "Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко" смонтировано высокотехнологичное оборудование - ангиографическая диагностическая система (31985,863 тыс. рублей), в 2009 году - эффективное использование установленного высокотехнологичного оборудования - ангиографической системы;
- установка 64-срезового компьютерного томографа (45764,137 тыс. рублей);
- методическое сопровождение деятельности консультативного дистанционного сосудистого центра, специалисты которого в круглосуточном режиме оказывают практическую консультативную помощь коллегам кардиологам и неврологам муниципальных учреждений здравоохранения по вопросам тактики диагностики и лечения, маршрутизации больных. Первыми пациентами консультативного центра стали 36 больных;
- с 01.02.2009 открытие двух полноценных кардиологических отделений и увеличение неврологического отделения до 70 коек;
- внедрение медико-экономических стандартов при оказании специализированной медицинской помощи больным с заболеваниями системы кровообращения в условиях стационара государственного учреждения здравоохранения "Пензенская областная киническая# больница им. Н.Н. Бурденко" и оплата оказанной медицинской помощи по полному тарифу с 2009 года;
- открытие полноценных кардиологических и неврологических отделений - с 01.07.2009 в муниципальных учреждениях здравоохранения "Каменская центральная районная больница", "Нижнеломовская центральная районная больница", "Кузнецкая городская больница";
- оплата специализированной медицинской помощи, оказанной больным с заболеваниями системы кровообращения в специализированных (кардиологических и неврологических) отделениях учреждений здравоохранения второго уровня, по полному тарифу на основе медико-экономических стандартов с 01.07.2009;
- ведение эпидемиологического мониторинга заболеваемости населения неинфекционными заболеваниями;
- обеспечение контроля за соблюдением утвержденных уровней отбора больных кардиологического профиля для установления медицинских показаний для оказания высокотехнологичной кардиохирургической медицинской помощи;
- подготовка врачей ультразвуковой диагностики по ультразвуковому исследованию сосудов в государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Пензенский институт усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" для последующей работы в региональном нейрососудистом центре.
Совершенствование системы оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на основе организации экстренной медицинской догоспитальной и госпитальной помощи в стационарах, расположенных вдоль федеральных магистралей. В 2010 году Пензенская область должна войти в число субъектов Российской Федерации, участвующих в этом "пилотном проекте".
Произведена оценка состояния материально-технической базы 9 учреждений здравоохранения, расположенных вблизи федеральной автодороги М-5 "Урал" и участвующих в оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Разработан "паспорт" участка дороги. Пилотный проект предусматривает дооснащение реанимационных отделений и операционных блоков необходимым медицинским оборудованием.
В рамках данного направления будут реализованы мероприятия по совершенствованию службы скорой медицинской помощи. Планируется дополнительное оснащение станций и отделений скорой медицинской помощи учреждений здравоохранения, находящихся в непосредственной близости от федеральной автодороги, современными реанимобилями.
Повышение квалификации сотрудников службы скорой медицинской помощи будет осуществляться в тренажерном классе по сердечно-легочной реанимации на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Пензенский институт усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию".
На базе учебного центра государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Территориальный центр медицины катастроф Пензенской области" будет продолжена подготовка лиц, обязанных оказывать первую помощь по закону или по специальному правилу и имеющих соответствующую подготовку (сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водители транспортных средств и другие лица), навыкам оказания первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.
Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями:
- наращивание объемов онкологических скрининговых программ в соответствии с разработанными планами проведения обследования населения (маммографический скрининг, цитологический скрининг, обследование мужчин на ПСА);
- комиссионная оценка готовности учреждений здравоохранения Пензенской области к реализации национальной онкологической программы;
- лицензирование высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в государственном учреждении здравоохранения "Областной онкологический диспансер", по профилям "Онкология", "Гематология", "Торакальная хирургия", представление заявки на участие в реализации государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи;
- оснащение государственного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" современнейшим медицинским оборудованием;
- с целью уменьшения очередности на госпитализацию реализация мероприятий, направленных на увеличение производительности труда и сокращения сроков лечения больных;
- внедрение трехступенчатой системы оказания медицинской помощи онкобольным: реанимация, интенсивная терапия и долечивание;
- ведение и актуализация регионального канцерорегистра;
- обучение врачей и средних медицинских работников первичного звена вопросам ранней диагностики онкологических заболеваний (визуальные формы рака) на базе государственного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" с участием профессорско-преподавательского состава кафедр онкологии государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Пензенский институт усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" и медицинского института государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пензенский государственный университет".
Совершенствование оказания помощи женщинам в период беременности и родов, а также новорожденным и детям:
- централизация 1 и 2 ультразвукового скрининга беременных женщин из муниципальных районов Пензенской области на базе перинатального центра;
- организация на базе перинатального центра Fish-диагностики наследственных заболеваний;
- увеличение количества коек реанимации новорожденных до 12 с целью подготовки Пензенской области к выхаживанию новорожденных детей с массой тела от 500 г;
- отработка механизма взаимодействия с федеральным государственным учреждением "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", г. Пенза (далее - кардиоцентр) при оказании экстренной высокотехнологичной медицинской помощи новорожденным детям. Перевод детей в кардиоцентр в первые часы после рождения и проведение оперативных вмешательств позволят снизить младенческую смертность от врожденных пороков сердечно-сосудистой системы;
- развитие высокоспециализированной хирургической медицинской помощи при атрезиях пищевода, двенадцатиперстной кишки, ануса, гастрошизисе, амолоцеле в целях снижения младенческой смертности от врожденных аномалий;
- организация обучения врачей ультразвуковой диагностики на центральных базах в Москве, Санкт-Петербурге в целях повышения квалификации врачей по выявляемости пороков развития у плода;
- внедрение образовательных программ для специалистов ультразвуковой диагностики по вопросам выявления пороков развития у плода;
- внедрение образовательных программ для специалистов службы родовспоможения и детства по вопросам реанимации новорожденных;
- внедрение дистанционных форм обучения и самоподготовки по специальностям акушерство-гинекология, педиатрия, неонатология;
- лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой в дошкольных и школьных медицинских пунктах.
Совершенствование Службы крови будет осуществляться в рамках аналогичной программы, основными мероприятиями которой станут:
- пропаганда активного безвозмездного донорства - акции, "круглые столы", "Дни донора" с участием представителей органов исполнительной власти, учреждений здравоохранения, образования и культуры, предприятий;
- наращивание объемов заготовки крови и ее компонентов до 15,5 тыс. литров год, в том числе с использованием новейшего оборудования - передвижной пункт забора крови (автобус) - на выездных сессиях;
- эффективное использование поставленного технологического и программного оборудования.
Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в Пензенской области планируется по нескольким направлениям.
Обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских учреждениях за счет ассигнований федерального бюджета:
- использование квот на оказание гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Пензенской области, высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских учреждениях в рамках государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета, на 2009 год выделены 1673 квоты;
- реализация мероприятий Соглашения о взаимодействии между Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области и Федеральным государственным учреждением "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" в г. Пенза. Организационно-методическое сопровождение, координация подготовки кадров и обеспечение готовности материально-технической базы учреждений здравоохранения к отбору больных кардиологического профиля на оказание высокотехнологичной медицинской помощи;
- внедрение Административного регламента по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Пензенской области, в медицинские учреждения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета.
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Пензенской области:
- лицензирование высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в государственных учреждениях здравоохранения "Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко"; "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова";
- проработка вопроса о размещении государственного заказа на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета в государственном учреждении здравоохранения "Областной онкологический диспансер".
Основными направлениями деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи должны стать:
- реализация полномочий Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области по осуществлению контроля за качеством предоставляемой медицинской помощи посредством проведения плановых и внеплановых проверок учреждений здравоохранения на предмет соблюдения прав граждан в области охраны здоровья, соответствия оказываемой медицинской помощи утвержденным стандартам, выполнения учреждениями здравоохранения нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность, и пр.;
- внедрение электронной системы экспертизы качества оказания медицинской помощи и уровня ее соответствия утвержденным стандартам медицинской помощи;
- организация деятельности Экспертного совета главных внештатных специалистов Министерства, утверждение состава профильных комиссий при Экспертном совете;
- разработка (корректировка) системы контроля качества оказываемой медицинской помощи, включающей различные этапы (ведомственный, вневедомственный);
- внедрение единой стратегии непрерывного улучшения качества оказываемых медицинских услуг в здравоохранении на территории Пензенской области, гармонизированную с международными стандартами в области обеспечения качества в здравоохранении;
- обеспечение эффективного взаимодействия органов управления здравоохранения всех уровней, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, учреждений здравоохранения, страховых медицинских организаций, общественных и других организаций в целях непрерывного повышения качества медицинских услуг;
- проведение тематического анкетирования населения с целью выявления "проблемных зон" в организации медицинского обслуживания и размещение результатов на сайте Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в сети Интернет;
- проведение Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пензенской области, страховыми медицинскими организациями, общественными организациями социологических опросов по единым на территории Пензенской области анкетам.
4.5. Информатизация здравоохранения
Развитие информационных компьютерных технологий регионального здравоохранения будет осуществляться по следующим основным направлениям:
- создание региональных и распределенных баз данных, осуществление мониторинга за состоянием здоровья и факторами риска, обеспечение оценки и прогноза эффективности лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий с возможностью формирования специализированных регистров на социально значимые контингенты населения;
- использование баз данных населения и специализированных регистров для научного обоснования потребности в медицинской помощи, гарантированных объемов финансирования, распределения и использования ресурсов;
- разработка и широкое использование автоматизированных систем информационного обеспечения управления, методов получения комплексной информации, компьютерной поддержки разработки проектов управленческих решений и прогнозирования проблемных ситуаций;
- широкое применение компьютерных технологий в учебно-педагогических и научно-исследовательских процессах, при аттестации и повышении квалификации всех категорий медицинских работников;
- разработка и применение компьютерной поддержки оценки и формирования здорового образа жизни, состояния внешней среды, мониторинга уровня качества жизни;
- расширение автоматизированных рабочих мест и безбумажных информационных технологий специалистов, занимающихся лечебно-диагностическим процессом; интенсификация использования компьютерных технологий для массового распознавания патологических состояний на ранних стадиях возникновения;
- компьютерная поддержка методов моделирования и прогнозирования с широким внедрением в практическую деятельность;
- развитие информационных связей с другими отраслями народного хозяйства.
В техническом плане наиболее перспективными представляются следующие основные направления развития информационных компьютерных технологий в здравоохранении:
- массовое оснащение врачей и средних медицинских работников современными средствами вычислительной техники и связи, позволяющими создавать и эксплуатировать полноценные автоматизированные рабочие места на всех уровнях;
- приоритетное оснащение средствами вычислительной техники учреждений первичного звена, а также организаций, занимающихся обучением и переподготовкой медицинских работников;
- развитие средств связи, позволяющих эффективно реализовывать дистанционные методы сбора, обработки, передачи и использования информации на внутриучрежденческом, межучрежденческом, межотраслевом и межрегиональном уровнях;
- широкое распространение методов компьютерной обработки видеоизображений и компьютерного конструирования объемных объектов;
- рационализация компьютерных методов ввода, хранения, передачи и представления информации, включая электронные медицинские карточки и телемедицину;
- преимущественная закупка цифрового медицинского оборудования с целью передачи изображения по электронным каналам связи для консультирования в медицинских центрах и формирования электронных историй болезни.
4.6. Рациональная кадровая политика
Современная ситуация в здравоохранении предполагает проведение глубоких преобразований в области управления кадровым потенциалом отрасли.
Подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, является комплексной задачей здравоохранения, образования и науки. Основными направлениями этой работы станут:
- пересмотр образовательных стандартов высшего профессионального образования (5-6 лет обучения с выдачей диплома и предоставлением права профессиональной деятельности по специальностям общего профиля);
- ранжирование длительности ординатуры (1-2 года - для врачей терапевтических специальностей, 3-5 лет - для врачей хирургических специальностей);
- внедрение новой системы последипломной подготовки (сокращение продолжительности очного обучения, введение накопительной системы кредитов, дистанционное обучение) позволит проводить своевременный профессиональный медицинский аудит;
- проведение комплексного анализа обеспеченности отрасли кадрами с высшим и средним медицинским образованием по видам медицинской помощи;
- осуществление прогноза наиболее востребованных специальностей и формирование государственного задания на подготовку специалистов, исходя из реальных потребностей здравоохранения;
- пересмотр штатных нормативов, нормативов нагрузки при расчете штатного расписания;
- создание банка данных медицинских работников всех специальностей, в том числе управленцев;
- разработка и внедрение системы контроля качества работы медицинского персонала, учитывающей конечные результаты деятельности и соответствующей международным стандартам;
- развитие информатизации обучения в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях;
- совершенствование работы аппарата главных внештатных специалистов с участием специалистов субъектов Российской Федерации, руководителей профильных научных организаций, ведущих ученых, представителей профессиональных обществ и ассоциаций и др.
Мероприятия на 2009 год:
- определение показателей кадрового потенциала (обеспеченность, профессиональный уровень, соответствие занимаемой должности и др.);
- проведение анализа показателей ресурсного обеспечения (сравнение фактических показателей с показателями, отражающими перспективу развития отрасли);
- формирование государственного и муниципального заказа на подготовку (повышение квалификации) специалистов по актуальным социально-значимым заболеваниям для специалистов первичного звена;
- разработка автоматизированной программы "Врачебные кадры", отвечающей требованиям Положения об использовании единых форматов реестров пролеченных граждан на территории Пензенской области в целях рационального планирования обеспечения учреждений здравоохранения кадрами, контроля качества оказания медицинской помощи конкретным врачом;
- организация проведения выездных циклов с участием ведущих специализированных медицинских центров страны и привлечением главных внештатных специалистов - экспертов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- повышение квалификации специалистов муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения на базах государственных учреждений;
- проведение ежегодного областного конкурса "Лучший врач года" в целях улучшения качества и культуры оказания медицинской помощи, повышения авторитета профессии врача, знаний и квалификации врачей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных на территории Пензенской области.
Достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала на уровне Российской Федерации основано на следующих принципах:
- совершенствование целевой формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных социальных гарантий;
- возобновление системы распределения молодых специалистов, обучающихся на бюджетных местах;
- создание целевой программы подготовки кадров;
- устранение дублирующих функций, перераспределение функций между различными профессиональными группами (врачи и сестринский персонал, медицинские сестры и младшие медицинские сестры). Повышение роли средних медицинских работников в медицинском обслуживании населения (развитие патронажных служб, формирование здорового образа жизни, "стационары на дому" и др.).
В 2008 году в Пензенской области принята долгосрочная целевая программа "Улучшение обеспечения лечебно-профилактических учреждений Пензенской области медицинскими кадрами" на 2009-2011 годы, в рамках которой в 2009 году будут реализованы мероприятия по привлечению в Пензенскую область медицинских кадров.
Планируется внедрение механизма целевой подготовки врачей на основе заключения четырехстороннего договора "О подготовке специалиста" между Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, органом местного самоуправления муниципального образования Пензенской области, центральной районной больницей и студентом с предоставлением студентам в период обучения и при трудоустройстве социальных льгот.
Привлечение в Пензенскую область медицинских кадров будет осуществляться во взаимодействии с государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет", "Самарский государственный медицинский университет", "Пензенский государственный университет". Планируется продолжить организацию встреч со студентами, выездов на распределение выпускников с приглашением главных врачей учреждений здравоохранения.
Будет внедрен и проведен индивидуальный мониторинг врачей-специалистов, обучавшихся по целевым направлениям Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Устранение диспропорций в кадровом обеспечении всех уровней системы здравоохранения предполагается за счет разработки и внедрения системы оплаты труда, соответствующей статусу работника. В соответствии с новой системой оплаты труда работников бюджетных учреждений, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Данный подход к оплате труда всех уровней системы здравоохранения позволит сократить диспропорцию в кадровом обеспечении лечебно-профилактических учреждений.
Персональный вклад каждого медицинского работника в результат работы медицинского учреждения будет оцениваться по медицинским специальностям, уровню сложности и технологичности, требуемой квалификации медицинского работника. Создание системы профессионального самоуправления и корпоративной ответственности позволит эффективно использовать материальное и моральное стимулирование в повышении мотивации каждого члена медицинского коллектива к непрерывному профессиональному совершенствованию. Предполагается разработать систему страхования ответственности медицинских работников.
4. Индикативные показатели эффективности реализации Концепции развития здравоохранения Пензенской области до 2020 года
Оценка эффективности реализации мероприятий Концепции развития здравоохранения Пензенской области до 2020 года будет осуществляться на основе установленных индикативных показателей, объективно отражающих состояние здоровья населения Пензенской области.
Целевые показатели |
Значение показателя к 2020 году |
|
Российская Федерация |
Пензенская область |
|
Прекращение к 2011 году убыли населения |
до 145 млн. человек |
до 1416,9 тыс. человек (прирост на 1,5% в сравнении с 2007 годом) |
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения |
до 75 лет |
до 75 лет |
Снижение общего коэффициента смертности |
до 10 на 1000 населения |
до 10 на 1000 населения |
Снижение показателя младенческой смертности |
до 7,5 на 1000 родившихся живыми |
до 7,5 на 1000 родившихся живыми |
Снижение показателя материнской смертности |
до 18,6 на 100000 родившихся живыми |
удержание показателя на уровне ниже среднероссийского |
Формирование здорового образа жизни населения |
снижение распространенности употребления табака до 25% |
снижение распространенности употребления табака до 25% |
снижение потребления алкоголя до 9 л. в год на душу населения |
снижение потребления алкоголя до 9 л. в год на душу населения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 29 апреля 2009 г. N 98-рП "О Концепции развития здравоохранения Пензенской области до 2020 года"
Текст распоряжения опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 30 от 12 мая 2009 г.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 26 июля 2013 г. N 376-рП настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 5 апреля 2013 г. N 161-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 7 июня 2012 г. N 317-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 22 августа 2011 г. N 498-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 15 декабря 2010 г. N 716-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 11 ноября 2010 г. N 630-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 8 июня 2010 г. N 299-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 22 января 2010 г. N 31-рП