25 мая 2009 г.
Во исполнение Закона Пензенской области от 01.11.2008 N 1613-ЗПО "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Порядок ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области на бумажных носителях.
1.2. Порядок проведения юридической обработки и юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
2. Возложить обязанности по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области, в том числе проведение юридической обработки указанных актов и их юридическую экспертизу, на Правовое управление Правительства Пензенской области (А.В. Колюбанов).
3. Главам муниципальных образований (главам местных администраций) Пензенской области обеспечить в установленном порядке направление в Правительство Пензенской области заверенных копий муниципальных нормативных правовых актов на бумажных носителях и в электронном виде на машиночитаемом носителе либо посредством электронной почты.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора - руководителя аппарата Правительства Пензенской области В.А. Сатина.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Утвержден
постановлением
Правительства Пензенской области
от 17 февраля 2009 г. N 117-пП
Порядок
ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области на бумажных носителях
25 мая 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 3 Закона Пензенской области от 01.11.2008 N 1613-ЗПО "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области" с целью организации работы Правительства Пензенской области (далее - уполномоченный орган) по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области (далее - Регистр) на бумажных носителях.
2. Ведение Регистра на бумажных носителях
2.1. Поступивший в уполномоченный орган муниципальный нормативный правовой акт (далее - муниципальный акт) регистрируется в журнале входящей корреспонденции (далее - журнал), и на сопроводительном письме, прилагаемом к муниципальном акту, проставляется штамп регистрации входящей корреспонденции, имеющий в качестве реквизитов дату поступления акта в уполномоченный орган и регистрационный номер по журналу.
2.2. Зарегистрированный в журнале муниципальный акт направляется далее сотрудникам отдела ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Правового управления Правительства Пензенской области (далее - отдел) для:
- юридической обработки;
- внесения реквизитов муниципального акта в Регистр в электронном виде и формирования его государственного регистрационного номера;
- формирования текста муниципального акта в электронном виде;
- проведения юридической экспертизы.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2009 г. N 422-пП в пункт 2.3 настоящего Порядка внесены изменения
2.3. В течение 20 рабочих дней со дня поступления муниципального акта в уполномоченный орган по ведению Регистра после проведения его (акта) юридической обработки он подлежит включению в Регистр в электронном виде и на бумажных носителях.
2.4. Основой Регистра на бумажных носителях является архивный фонд муниципальных актов, формируемый уполномоченным органом. Архивный фонд представляет собой совокупность архивных документов, с дополнительными сведениями.
2.5. Архивный фонд составляют "дела" (папки) муниципальных актов с дополнительными сведениями. Отдельное "дело" муниципального нормативного правового акта не формируется.
Отдельное "дело" на муниципальный нормативный правовой акт, изменяющий (дополняющий), отменяющий (признающий утратившим силу) и (или) приостанавливающий действие основного (первоначального) акта также не формируется.
2.6. На муниципальном акте на бумажном носителе, внесенном в базу данных Регистра в электронном виде, проставляется штамп регистрации (далее - штамп), образец и описание которого приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку. Штамп удостоверяет факт включения муниципального акта в Регистр в электронном виде.
2.7. К муниципальному акту прилагаются:
- титульный лист, на котором указываются: номер и дата государственной регистрации акта, вид акта, наименование принявшего его органа, дата, номер и наименование акта;
- иные дополнительные сведения в соответствии с Законом Пензенской области от 01.11.2008 N 1613-ЗПО "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области";
- при необходимости отдельный лист "Особые отметки" по форме приложения N 2 к настоящему Порядку, в котором указываются номера регистрации всех муниципальных актов, вносящих изменения (дополнения), приостанавливающих и (или) отменяющих его действие (признающих его утратившим силу) и другие сведения.
2.8. "Дела" муниципальных актов подлежат постоянному хранению независимо от того, утратили ли эти акты силу. "Дела" хранятся по годам в порядке возрастания номеров государственной регистрации муниципальных актов.
Приложение N 1
к Порядку
ведения регистра муниципальных
нормативных правовых актов
Пензенской области
на бумажных носителях,
утвержденному
постановлением
Правительства Пензенской области
от 17 февраля 2009 г. N 117-пП
Образец и описание
штампа регистрации муниципального нормативного правового акта в регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области
Правительство Пензенской области Зарегистрировано в регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области Номер регистрации ___________ от "__" _________ 200_ г. |
Штамп имеет форму прямоугольника размером 70х50 мм.
В центре верхнего поля штампа располагается текст "Правительство Пензенской области", ниже содержится текст "Зарегистрировано в регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области".
В центре нижнего поля штампа располагается текст "Номер регистрации" с указанием графы номера регистрации и графы даты внесения в Регистр.
Приложение N 2
к Порядку
ведения регистра муниципальных
нормативных правовых актов
Пензенской области
на бумажных носителях,
утвержденному
постановлением
Правительства Пензенской области
от 17 февраля 2009 г. N 117-пП
Особые отметки
N п/п |
Номер и дата государственной регистрации изменяющего (дополняющего) приостанавливающего и (или) отменяющего действие (признающего утратившим силу) муниципального акта |
Вид муниципального акта, наименование принявшего его органа или должностного лица |
Дата принятия (подписания) и номер муниципального акта |
1. | |||
2. | |||
Утвержден
постановлением
Правительства Пензенской области
от 17 февраля 2009 г. N 117-пП
Порядок
проведения юридической обработки и юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
25 мая 2009 г.
1. Общие положения
Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 5 Закона Пензенской области от 01.11.2008 N 1613-ЗПО "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области" с целью организации работы уполномоченного органа по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее - Регистр) при проведении юридической обработки и юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - муниципальные акты).
2. Юридическая обработка
2.1. Поступающие в Правительство Пензенской области муниципальные акты, источники опубликования муниципальных актов и иные документы, являющиеся дополнительными сведениями о муниципальных актах, регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции и передаются сотрудникам отдела ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Правового управления Правительства Пензенской области для юридической обработки и включения в Регистр в электронном виде.
2.2. При проведении юридической обработки муниципального акта в первую очередь определяются его нормативность, взаимосвязь с другими муниципальными актами, ранее включенными в Регистр, принимается решение о необходимости включения его в Регистр и проведении юридической экспертизы акта.
2.3. Включению в Регистр подлежат уставы муниципальных образований Пензенской области, решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан).
Акты муниципальных образований включаются в Регистр, если они носят нормативный правовой характер.
Включению в Регистр подлежат также:
- муниципальные акты, изменяющие (дополняющие) муниципальный акт в целом (новая редакция) или его часть;
- акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия правового акта, признании недействующим;
- акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного муниципального акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта;
- акты, вносящие в муниципальный акт изменения ненормативного характера.
2.4. В Регистр не включаются:
2.4.1. Акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
2.4.2. Индивидуальные акты:
- о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, награждении знаками отличия, присвоении почетного звания, премировании, назначении персональной пенсии, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;
- действие которых исчерпывается однократным применением;
- оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
- о созыве совещаний, конференций, семинаров и т.п.;
- о сооружении памятников, бюстов, монументов и т.д.
2.4.3. Акты о внесении правовых актов и их проектов на рассмотрение и утверждение.
2.4.4. Акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов).
2.4.5. Акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций (за исключением актов о создании органов местного самоуправления).
2.4.6. Акты рекомендательного характера.
2.4.7. Акты хозяйственно-распорядительного характера:
- о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию;
- о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;
- о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
- об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
- об отводе земель отдельным предприятиям, учреждениям, организациям.
- иные акты хозяйственно-распорядительного характера.
2.5. В Регистр включаются действующие муниципальные акты вне зависимости от срока их действия.
2.6. Муниципальные акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо не признаны утратившими силу, подлежат включению в Регистр.
Муниципальные акты, вносящие изменения (дополнения), приостанавливающие и (или) отменяющие (признающие утратившим силу), включаются в Регистр с присвоением самостоятельного номера регистрации.
2.7. В Регистр включаются как опубликованные, так и неопубликованные муниципальные акты.
2.8. Подлежащему включению в Регистр муниципальному акту присваивается номер регистрации, который представляет собой последовательный ряд знаков и цифр, состоящий из 19 позиций и формируется автоматически:
- позиции 1 и 2 - RU - обозначение Российской Федерации;
- позиции 3 и 4 - 58 - региональный номер Пензенской области;
- позиция 5-8 - код территории данного муниципального образования;
- позиции 9 и 10 - год принятия устава данного муниципального образования;
- позиции 11-14 - год принятия акта;
- позиции 15-19 - порядковый номер муниципального акта.
Номер регистрации муниципального акта указывается на оттиске штампа, проставляемого на первой странице муниципального акта.
Цифровые индексы проставляются арабскими цифрами.
2.9. Датой регистрации муниципального акта является дата внесения его в Регистр.
Дата регистрации муниципального акта записывается арабскими цифрами, обозначающими день, месяц и год.
2.10. Классификация (индексирование) муниципальных актов представляет собой определение тем акта в целом, а также отдельных его частей, и отнесение, в соответствии с тематическим содержанием акта, к разделам, подразделам, пунктам или подпунктам классификатора муниципальных актов с присвоением муниципальному акту в целом и отдельным его частям соответствующих индексов классификатора.
Основным классификатором актов для ведения Регистра является классификатор муниципальных нормативных правовых актов.
Также могут быть использованы классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N 511 "О классификаторе правовых актов" (с последующими изменениями), и предметный классификатор.
Классификация муниципальных актов может производиться по одному или нескольким классификаторам.
Муниципальный акт классифицируется (индексируется) сначала в целом, а затем по отдельным частям (статьям, пунктам и т.д.), если последние требуют дополнительных индексов.
При классификации муниципальному акту в целом и его отдельным частям могут присваиваться как один, так и несколько индексов в зависимости от предмета правового регулирования акта.
При классификации акта по каждому предмету регулирования проставляется только индекс, отражающий наиболее узкую область (институт, субинститут и т.д.) права.
При классификации нормативных актов проставляются только цифровые индексы разделов, подразделов и пунктов без их наименований.
На муниципальных актах в документальном виде индекс в целом муниципального акта проставляется в левом верхнем углу текста первого листа акта. Индексы отдельных разделов муниципального акта проставляются на левом поле листа напротив названия раздела муниципального акта, которому присваивается соответствующий индекс.
3. Проведение юридической экспертизы
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2009 г. N 422-пП в пункт 3.1 настоящего Порядка внесены изменения
3.1. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Пензенской области от 01.11.2008 N 1613-ЗПО "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области" юридическая экспертиза проводится в срок не более 30 рабочих дней с даты включения муниципального нормативного правового акта в регистр. При необходимости этот срок может быть продлен начальником Правового управления Правительства Пензенской области, но не более чем на 15 рабочих дней.
3.2. Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Пензенской области.
3.3. Не проводится юридическая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу актов.
3.4. Повторная юридическая экспертиза проводится в следующих случаях:
принят федеральный закон, иной федеральный подзаконный акт, нормативный акт субъекта Российской Федерации по вопросам, регулируемым муниципальным актом;
есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в муниципальном акте противоречие действующему законодательству и экспертное заключение должно быть изменено.
3.5. При поступлении муниципального акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, проводится юридическая экспертиза и составляется экспертное заключение на измененный (дополненный) муниципальный акт. Если акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, устанавливает также новые нормы или вносит изменения (дополнения) в два и более муниципальных акта, экспертное заключение составляется также на муниципальный акт, вносящий изменения (дополнения).
3.6. При проведении юридической экспертизы муниципального акта, признающего утратившим силу другого акта, оценивается компетенция органа, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате признания утратившим силу данного акта.
3.7. Цели, задачи и предмет правового регулирования муниципального акта анализируются на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина.
При проведении юридической экспертизы устанавливается следующее:
во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным нормативным правовым актом органов государственной власти Российской Федерации), законом (иным актом) Пензенской области принят муниципальный акт;
соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве Пензенской области, а также в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающих соответствующие правоотношения, и иных органов судебной власти Российской Федерации.
Особого внимания требует оценка компетенции органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления на принятие муниципального акта.
При анализе конкретных правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов). В данном случае необходимо руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
3.8. Вывод о несоответствии акта федеральному законодательству и (или) законодательству Пензенской области формулируется с учетом возможности обращения в суд и в органы прокуратуры.
3.9. В случае проведения юридической экспертизы муниципального акта, связанной с изучением порядка принятия акта, определяется, установлен ли федеральным законодательством или законодательством Пензенской области перечень документов и материалов, которые должны быть составлены одновременно с муниципальным актом.
3.10. В ходе юридической экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке акта, т.е. наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
Как правило, это следующие элементы:
- форма акта;
- наименование органа, принявшего акт (в целях определения компетенции данного органа);
- название акта (в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования), которое должно соответствовать содержанию правового акта;
- дата и место принятия и (или) подписания акта;
- номер акта;
- полное наименование должности лица, подписавшего акт;
- источник официального опубликования;
- дата (срок) вступления акта в силу.
3.11. При оценке юридических терминов анализируется следующее:
- употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте в одном и том же значении;
- имеют ли термины общепризнанное значение;
- обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве.
3.12. Признаки несоответствия муниципального акта федеральному законодательству и (или) законодательству Пензенской области:
- отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Пензенской области и иными актами органов государственной власти необходимы для издания муниципального акта;
- принятие муниципального акта во исполнение отмененного федерального закона, закона Пензенской области и (или) иного акта органа государственной власти;
- неправильный выбор федерального закона, закона Пензенской области и (или) иного акта органа государственной власти, примененного при принятии муниципального акта;
- принятие муниципального акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу;
- нарушение порядка принятия муниципального акта;
- иные признаки несоответствия законодательству.
3.13. По результатам проведения юридической экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение о несоответствии акта действующему законодательству на бланке аппарата Правительства Пензенской области согласно приложению к настоящему Порядку. При направлении заключения в орган, принявший акт, сопроводительное письмо не готовится.
3.14. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
- реквизиты муниципального акта, в отношении которого проведена юридическая экспертиза (в случае если проводится юридическая экспертиза акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза);
- повод (поводы) рассмотрения акта (принятие нового акта, внесение в него изменений (дополнений), принятие нового федерального закона, закона Пензенской области или иного акта органа государственной власти, а также если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в муниципальном акте противоречие федеральному законодательству и (или) законодательству Пензенской области и другие);
- предмет регулирования и его соответствие сфере ведения органов местного самоуправления;
- состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, законодательства Пензенской области, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Пензенской области, на соответствие которым рассматривался акт), необходимость и достаточность акта для урегулирования общественных отношений;
- оценка компетенции принявшего муниципальный акт органа местного самоуправления;
- соответствие содержания муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Пензенской области, иным актам органов государственной власти;
- соответствие формы и текста муниципального акта правилам юридической техники.
3.15. При формулировании замечаний к муниципальному акту их необходимо увязывать с конкретным поводом рассмотрения акта.
Экспертное заключение о соответствии муниципального акта нормам действующего законодательства составляется в случае выявления в тексте акта не соблюдения# правил юридической техники.
3.16. При составлении мотивированного заключения о несоответствии муниципального акта федеральному законодательству, законодательству Пензенской области описываются и анализируются конкретные нормы рассматриваемого акта, противоречащие положениям Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Пензенской области, иным актам органов государственной власти.
При описании норм акта указывается следующее:
1) положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта, противоречащее федеральному законодательству и (или) законодательству Пензенской области, а также его содержание;
2) нарушенные положения федерального законодательства и (или) законодательства Пензенской области (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел Конституции Российской Федерации, федерального закона, закона Пензенской области, иного акта органа государственной власти) и изложение их содержания.
3.17. Если вывод о несоответствии нормы акта аргументируется несколькими логически взаимосвязанными нормами, необходимо четко указать, каким именно из них противоречит норма муниципального акта.
3.18. При составлении заключения по результатам повторной юридической экспертизы указываются только те положения, которые изменяются или дополняются.
3.19. Экспертное заключение подписывается начальником Правового управления Правительства Пензенской области либо лицом, его замещающим. По решению начальника Правового управления Правительства Пензенской области право подписывать экспертные заключения может быть предоставлено его заместителю, курирующему вопросы ведения Регистра.
3.20. При выявлении в муниципальном акте положений, не соответствующих федеральному законодательству и (или) законодательству Пензенской области, экспертное заключение для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган местного самоуправления, принявший указанный акт.
Для принятия мер прокурорского реагирования копия экспертного заключения на акт может направляться в органы прокуратуры.
Приложение
к Порядку
юридической обработки
и юридической экспертизы
муниципальных правовых актов,
утвержденному
постановлением
Правительства Пензенской области
от 17 февраля 2009 г. N 117-пП
(Образец)
Экспертное заключение N _______
г. Пенза "__" ___________ 20__ г.
на ______________________________________________________________________
(указываются вид, дата принятия (подписания),
_________________________________________________________________________
номер и полное наименование муниципального акта)
_________________________________________________________________________
Правовое управление Правительства Пензенской области на основании
Закона Пензенской области от 01.11.2008 N 1613-ЗПО "О регистре
муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области",
постановления Правительства Пензенской области от "__" _________ 200_ г.
"Об утверждении Порядка ведения регистра муниципальных нормативных
правовых актов Пензенской области на бумажных носителях и Порядка
проведения юридической обработки и юридической экспертизы муниципальных
нормативных правовых актов", Положения о Правовом управлении
Правительства Пензенской области, утвержденного постановлением
Губернатора Пензенской области, провело юридическую экспертизу
(указываются вид, дата принятия, реквизиты и полное наименование акта).
_________________________________________________________________________
(содержание экспертного заключения)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта
в соответствие с федеральным законодательством и (или) законодательством
Пензенской области.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного
заключения. (Указывается в случае выявления норм, не соответствующих
Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и (или)
законодательству Пензенской области.)
Начальник Правового управления
Правительства Пензенской области _______________/________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 17 февраля 2009 г. N 117-пП "О реализации Закона Пензенской области от 01.11.2008 N 1613-ЗПО "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области" (с последующими изменениями)"
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 14 от 11 марта 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 7 августа 2023 г. N 661-пП
Изменения вступают в силу с 19 августа 2023 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 12 октября 2022 г. N 870-пП
Изменения вступают в силу с 24 октября 2022 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 8 апреля 2022 г. N 279-пП
Изменения вступают в силу с 22 апреля 2022 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 5 мая 2017 г. N 212-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 10 июля 2014 г. N 484-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 23 апреля 2013 г. N 307-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 22 августа 2011 г. N 566-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 31 августа 2010 г. N 505-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 25 мая 2009 г. N 422-пП