Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
14 ноября 2006 года
N 1166-ЗПО
Утверждена
Пензенской области
от 14 ноября 2006 г. N 1166-ЗПО
Областная целевая программа
"Развитие международной и внешнеторговой деятельности
в Пензенской области (2006-2010 годы)"
Паспорт Программы
Наименование Программы - программа "Развитие международной и
внешнеторговой деятельности в Пензенской
области (2006-2010 годы)" (далее - Программа)
Основание для разработки - федеральные законы от 4 января 1999 года
Программы N 4-ФЗ "О координации международных и
внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации", от 8 декабря 2003 года
N 164-ФЗ "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности",
Закон Пензенской области от 10 апреля 2006
года N 1003-ЗПО "Об осуществлении
международных и внешнеэкономических связей
Пензенской области", распоряжение
Правительства Пензенской области от 25
августа 2006 г. N 210-рП
Государственный заказчик - Правительство Пензенской области
Основной разработчик - Управление инвестиций и инноваций
Правительства Пензенской области
Цели и задачи Программы - основными целями Программы являются
эффективная интеграция экономики Пензенской
области как субъекта Российской Федерации в
систему международного разделения труда и
развитие международных и внешнеэкономических
связей региона для обеспечения дальнейшего
роста экономики Пензенской области, повышение
инвестиционной привлекательности Пензенской
области, обеспечение благоприятных условий
для развития инвестиционной деятельности
Пензенской области, устойчивый рост
внешнеторгового оборота Пензенской области,
особенно его экспортной составляющей с
акцентом на экспорт высокотехнологичной
инновационной продукции
Основные мероприятия - совершенствование действующей нормативной
правовой базы региона, регламентирующей
международную и внешнеторговую деятельность;
подготовка предприятий и организаций
Пензенской области к работе в условиях
членства России во Всемирной торговой
организации;
установление и развитие отношений с
субъектами Российской Федерации, странами
СНГ, дальнего и ближнего зарубежья,
взаимодействие с федеральными органами
государственной власти Российской Федерации,
посольствами и торговыми представительствами
иностранных государств в Российской
Федерации, общественными организациями;
организация ежегодных "Дней Пензенской
области" в Санкт-Петербурге и Москве, участие
в "Российских национальных выставках" в
странах СНГ, развитие инвестопроводящих
структур (кредитных, инвестиционных,
консалтинговых, страховых, лизинговых и др.
компаний) для интенсификации внешнеторговой
деятельности Пензенской области
Исполнители - Управление инвестиций и инноваций
Правительства Пензенской области, Управление
экономики Пензенской области, Министерство
финансов Пензенской области, Управление
промышленности и связи Правительства
Пензенской области
Сроки реализации - 2006-2010 годы
Объем и источники - общий объем финансирования Программы, всего
финансирования 120000,0 тыс. руб. (2006-2010 годы), в том
числе: средства бюджета Пензенской области -
120000,0 тыс. рублей:
2006 г. - 10000,0 тыс. рублей;
2007 г. - 20000,0 тыс. рублей;
2008 г. - 25000,0 тыс. рублей;
2009 г. - 30000,0 тыс. рублей;
2010 г. - 35000,0 тыс. рублей
Введение
Программа разработана и находится в соответствии с федеральными законами от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Законом Пензенской области от 10 апреля 2006 года N 1003-ЗПО "Об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Пензенской области".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Целенаправленная экономическая политика руководства Пензенской области, ориентированная на перспективное инновационное развитие, активную позицию во внешнеэкономической деятельности, начала создавать Пензенской области репутацию узнаваемого, обязательного партнера в международных отношениях в сфере внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическое сотрудничество выступает немаловажным фактором динамичного развития хозяйственного комплекса Пензенской области, внедрения передового опыта и прогрессивных технологий, привлечения внешних инвестиций в Пензенскую область. Развитие взаимовыгодных внешнеэкономических связей позволяет привлечь дополнительные средства в бюджет Пензенской области и направлять их на решение наиболее значимых региональных социально-экономических задач.
Реализация целей и задач развития внешнеэкономической деятельности происходит в том числе и за счет развития международного сотрудничества субъектов Российской Федерации, включая Пензенскую область.
В последние пять лет регион посетили десятки иностранных делегаций - как представителей официальных властей, так и деловых кругов многих зарубежных стран: Китая, Индии, США, Германии, Великобритании, Италии, Финляндии и ряда других. Упрочивается экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество, а также сотрудничество в образовательной сфере между Пензенской областью и регионами стран СНГ. Официальные делегации и делегации деловых кругов из Казахстана, Киргизии и Таджикистана в последнее время неоднократно посещали Пензенскую область. Установлены тесные контакты с представителями бизнеса вышеназванных стран. В свою очередь, руководство Правительства Пензенской области и пензенских предприятий неоднократно наносило визиты в такие зарубежные страны, как Китай, США, Япония, Германия, Италия, Нидерланды, Финляндия и ряд других с целью налаживания прямых торгово-экономических и культурных контактов с регионами данных государств. Визиты в страны СНГ давно стали частью развивающегося многогранного диалога Пензенской области с регионами стран содружества, в первую очередь - Республики Беларусь, Украины и государств Центральной Азии.
По инициативе Пензенской областной торгово-промышленной палаты и при активном содействии и поддержке Правительства Пензенской области открыты и успешно действуют торговые дома пензенских предприятий в Казахстане (Астана, Атырау) и Киргизии (Бишкек). Данная работа, способствующая продвижению продукции пензенских товаропроизводителей на рынки стран ближнего зарубежья, должна быть продолжена в ближайшие годы.
В основе международного сотрудничества Пензенской области лежит внешнеэкономическая и, в частности, внешнеторговая деятельность региона, получившая в последние годы существенное развитие.
Внешнеторговый оборот Пензенской области в 2005 году составил 140,7 млн. долларов США (без учета сведений Энергетической таможни и торгового оборота с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2000 годом увеличился на 67,7% (см. табл.). В том числе экспорт составил 66,7 млн. долларов (увеличился на 27,3% по сравнению с 2000 г.), импорт - 74,0 млн. долларов США (увеличился в 2,3 раза). Сальдо внешнеторгового баланса в 2005 году сложилось отрицательным и составило (-) 8,9 млн. долларов США, сократившись по сравнению с 2004 годом на 1 млн. долларов.
Динамика внешнеторгового оборота
(млн. долл. США)
Позиция | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Внешнеторговый оборот | 83,9 | 103,5 | 108,2 | 117,1 | 148,5 | 140,7 |
в том числе: | ||||||
экспорт | 52,4 | 51,4 | 39,8 | 48,9 | 69,3 | 66,7 |
импорт | 31,5 | 52,1 | 68,4 | 68,2 | 79,2 | 74,0 |
Сальдо | 20,9 | -0,7 | -28,6 | -19,3 | -9,9 | -8,9 |
В товарной структуре экспорта основные позиции занимает продукция машиностроительной отрасли (машины и оборудование, их части и приспособления к ним, электрооборудование и комплектующие, электронные приборы, радиотехника) и промышленные товары, на долю которых приходилось в 2005 году 42,4 процента и 15,6 процента соответственно.
Товарная структура импорта представлена в основном продовольственными товарами и сырьем для их производства (54,2 процента от общего объема импорта в 2005 году) и машиностроительной продукцией (24,3 процента), что обусловлено потребностью Пензенской области в некоторых видах продовольственного сырья (сахар-сырец и др.), а промышленных предприятий - в оборудовании и комплектующих для своего производства.
Пензенская область поддерживала в 2005 году торгово-экономические отношения с 63 странами мира. В 2005 году на страны СНГ приходилось 35,4 процента внешнеторгового оборота Пензенской области. Лидирующие позиции во внешнеторговом обороте региона занимают: при экспорте - Казахстан (31,8%), Германия (16,7%), Украина (14,1%), Узбекистан (4,9%), Италия (4,0%); при импорте - Бразилия (36,4%), Германия (17,0%), Украина (10,3%), США (4,1%), Колумбия (3,0%).
В 2005 году в Пензенской области было зарегистрировано 259 участников внешнеэкономической деятельности. Наиболее крупными из них являются: ОАО "Фанерный завод "Власть труда", ОАО "Биосинтез", ОАО "Маяк", ФГУП "ППО ЭВТ", ОАО "Пензтяжпромарматура", ОАО "Пенздизельмаш" и ряд других.
В интересах наращивания экономического потенциала и развития социальной инфраструктуры привлекаются прямые инвестиции в форме создания новых предприятий по производству конкурентоспособных на внешнем рынке товаров и услуг, включая создание предприятий с иностранными инвестициями, а также филиалов зарубежных компаний на территории Пензенской области.
Объем выпущенных товаров и услуг на предприятиях с участием иностранного капитала по всем видам деятельности постоянно растет.
В целях содействия развитию международной и внешнеэкономической деятельности проводится работа по развитию соответствующей инфраструктуры. В Пензенской области действуют: представительство Управления Уполномоченного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в Пензенской области, Пензенская областная торгово-промышленная палата (далее - ТПП), Пензенский ЦНТИ, Пензенская таможня.
В 2006 году проведен анализ предприятий города Пензы и Пензенской области по их предпочтению в работе с иностранными партнерами. Из стран дальнего зарубежья чаще всего называются фирмы таких государств, как Германия, Италия, Китай и Турция. Существуют определенные перспективы сотрудничества с Бразилией, Аргентиной и Колумбией (по импорту), а также с Индией, Ираком и рядом других стран Азии (по экспорту). Все торгово-экономические связи с дальним зарубежьем требуют дальнейшего развития.
Согласно тому же анализу большой интерес в плане продвижения пензенской продукции (услуг), в том числе через участие в выставках, представляют и многие страны СНГ, а также государства Балтии. Особенно часто в числе желаемых партнеров называются компании Казахстана, Украины, Республики Беларусь, Узбекистана, ряда других стран ближнего зарубежья.
Большое значение придается развитию межрегионального сотрудничества. Подписаны соглашения о сотрудничестве в области экономики, торговли, науки, культуры, образования, здравоохранения и спорта более чем с 40 субъектами Российской Федерации. Наиболее результативно развиваются отношения с Самарской, Саратовской и Ульяновской областями, Республикой Мордовия, городом Москвой и рядом других регионов Российской Федерации и Приволжского федерального округа. Заключение договоров и соглашений способствует развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с регионами России, что ведет к постоянному росту взаимного товарооборота.
В период, когда Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), вопросы развития внешнеэкономической деятельности, подготовки регионов к работе в новых условиях приобретают особое значение.
Внешнеторговая либерализация после присоединения России к ВТО может привести к значительным изменениям в функционировании региональных экономик. Внешние факторы станут преобладать над факторами внутренними, обострится конкуренция между регионами не только на международном, но и на внутреннем национальном рынке. В этих условиях возникает необходимость подготовки организаций всех отраслей экономики к изменяющимся экономическим условиям.
Особо остро встает вопрос повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Недостаточная конкурентоспособность многих товаров и услуг в большинстве случаев связана с тем, что они не соответствуют европейским и международным стандартам качества, в первую очередь по таким сравнительно новым критериям, как безопасность для потребителя и соответствие международным санитарным (экологическим) нормам. В результате возникают препятствия для допуска этих товаров на внешние рынки. В настоящее время 45 предприятий Пензенской области имеют сертификаты соответствия систем управления качеством различным международным стандартам качества, что явно недостаточно.
Как связующее звено между производителями и потребителями товаров (услуг) и способ продвижения продукции на внешние рынки выступают выставки. Они становятся местом сосредоточения деловой активности конкретных секторов рынка и представляют собой пока еще до конца не используемый ценнейший источник информации о положении дел и перспективах развития производственных отраслей, региональных рынков и отдельных сегментов рынка по группам товаров и услуг. Рассматривая выставочную деятельность как наиболее эффективную форму продвижения пензенских товаров и услуг, следует применять скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в регионе и по России в целом. Необходимо также формировать общую идеологию представляемых на них экспозиций, в первую очередь, имеющих большое значение для развития экономики Пензенской области.
Таким образом, несмотря на положительную тенденцию в развитии внешнеэкономической деятельности, основными проблемами остаются:
усиление конкуренции на мировом рынке при недостаточно высокой конкурентоспособности большинства видов продукции (услуг), выпускаемых (оказываемых) предприятиями Пензенской области;
недостаточное развитие инфраструктуры содействия развитию внешнеэкономической деятельности (страховые, консультационные, банковские и другие услуги);
дефицит квалифицированных кадров в области международной и внешнеэкономической деятельности;
зависимость от ввозимого топлива, сырья и ряда комплектующих изделий.
К числу важнейших направлений внешнеэкономической деятельности следует отнести привлечение в Пензенскую область иностранных инвестиций. Их эффективное использование должно способствовать решению таких задач, как трансфер технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; насыщение внутреннего рынка товаров и услуг; дальнейшее развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; выход региона на зарубежные рынки и постепенная адаптация его экономики к системе мирового хозяйства с приоритетом экспорта высоких технологий и инновационной продукции.
В последние годы в Пензенской области удавалось не только сохранять, но и увеличивать объемы иностранных инвестиций разного вида. Так, в 2005 году общий объем иностранных инвестиций в экономику области достиг 3,9 млн. долларов. Из них впервые за последние несколько лет прямые инвестиции составили более 550 тыс. долларов (все из Германии). По портфельным инвестициям в регион по-прежнему выделяется Кипр, а по кредитованию экономики Пензенской области (по займам) - Великобритания и Нидерланды.
Важно, что в последние два года в Пензенской области увеличивается доля прямых инвестиций в основной капитал в общем объеме валового регионального продукта.
Несмотря на определенные достижения в развитии инвестиционной деятельности и, в частности, в деле привлечения иностранных инвестиций в Пензенскую область, имеется ряд нерешенных проблем, основными из которых являются:
недостаток собственных инвестиционных ресурсов и низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики;
недостаточный объем привлекаемых прямых иностранных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики региона;
слабое развитие необходимой инвестопроводящей структуры;
наличие недостаточно экономически развитых районов в Пензенской области, уровень социально-экономического развития которых значительно ниже средних по Пензенской области и стране в целом показателей;
недостаточный уровень инвестиционной активности коммерческих банков, преобладание краткосрочных кредитов в структуре кредитных вложений;
недостаточное развитие инвестиционного сотрудничества с иностранными партнерами, потенциальными венчурными и стратегическими инвесторами.
Кроме того, в Пензенской области достаточно низкими остаются объемы инвестиций в основной капитал на душу населения и привлечения иностранных инвестиций, как и в целом ВРП на душу населения по сравнению со среднероссийским уровнем. По названным показателям регион уже несколько лет занимает - согласно данным ведущих рейтинговых агентств России - места с 47-го по 55-е.
Важно подчеркнуть, что иностранные инвестиции являются одним из существенных источников внебюджетных средств.
Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций в Пензенской области являются предприятия деревообрабатывающей и пищевой промышленности, машиностроительного комплекса, а также строительная сфера и агробизнес.
Основная часть инвестиций из-за рубежа используется на оплату сырья, материалов, комплектующих изделий.
Изменение инвестиционного климата для иностранных инвесторов связано с изменением факторов на трех основных уровнях:
1) международный уровень:
конъюнктура на сырьевых рынках;
наличие спроса на новые виды продукции;
наличие международных программ содействия бизнесу;
2) федеральный уровень:
система гарантий для иностранных инвесторов;
право репатриации (возврата) прибыли;
льготы по налогообложению;
политическая и экономическая стабильность;
3) уровень субъекта Российской Федерации:
система региональных институциональных и правовых преференций (льгот) и гарантий для иностранных инвесторов согласно региональному инвестиционному законодательству;
наличие инфраструктуры для осуществления инвестиционного процесса (сервис, телекоммуникации, банковская сеть, консалтинговые и инжиниринговые компании и другие организации, специализирующиеся на разработке бизнес-планов и инвестиционных проектов).
Настоящая Программа, основываясь на анализе существующего состояния международной и внешнеэкономической, в частности внешнеторговой, деятельности Пензенской области, не декларирует преимущества и успехи в указанных областях, а демонстрирует готовность органов государственной власти Пензенской области преодолеть возникающие проблемы путем внедрения и реализации согласованных мер, предусматривающих расширение использования своих экономических ресурсов, создание условий для формирования в стране и в мире положительного имиджа Пензенской области, роста ее экспортного потенциала и инвестиционной привлекательности.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются: эффективная интеграция экономики Пензенской области как субъекта Российской Федерации в систему международного разделения труда; развитие внешнеэкономических связей для обеспечения дальнейшего роста экономики региона; повышение инвестиционной привлекательности Пензенской области и обеспечение благоприятных условий для развития международной инвестиционной деятельности на основе комплексной и эффективной поддержки организаций, привлекающих иностранные инвестиции.
Задачами Программы являются:
1) расширение всего спектра связей Пензенской области с регионами России, странами СНГ, дальнего и ближнего зарубежья; повышение эффективности и реальной отдачи от таких связей во всех сферах;
2) увеличение внешнеторгового оборота, прежде всего экспорта, развитие всего спектра внешнеторговой деятельности;
3) проведение агрессивной экспортной политики, финансирование продвижения экспорта в наиболее перспективных отраслях;
4) дальнейшее развитие экспортоориентированных и импортозамещающих инновационных технологий в ведущих отраслях экономики Пензенской области;
5) формирование положительного инвестиционного имиджа Пензенской области среди всех остальных субъектов Российской Федерации;
6) развитие благоприятной бизнес-среды и повышение инвестиционной привлекательности ведущих отраслей экономики Пензенской области;
7) повышение инвестиционной и инновационной активности организаций реального сектора экономики;
8) развитие новых форм сотрудничества с использованием возможностей международных инвестиционных фондов и программ, стимулирующих приток иностранного капитала в экономику Пензенской области;
9) активизация выставочной деятельности в Пензенской области;
10) формирование инвестопроводящей структуры и в целом инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
3. Основные мероприятия Программы
Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс мероприятий (приложение 1), предусматривающих:
1. Формирование и совершенствование действующей нормативной правовой базы Пензенской области, регламентирующей международную и внешнеторговую деятельность посредством:
1) проведения предварительного анализа соответствия нормативных правовых актов Пензенской области положениям и нормам ВТО;
2) внесения изменений в нормативные правовые акты Пензенской области, направленные на содействие развитию международной инвестиционной деятельности путем предоставления иностранным инвесторам равных с российскими инвесторами условий для вложения капитала с изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
3) разработки нормативных актов по совершенствованию выставочной деятельности и определения организаций для подготовки и проведения выставочных мероприятий на территории субъектов Российской Федерации и в странах ближнего и дальнего зарубежья. С этой целью провести конкурс по определению таких организаций с последующим заключением с ними государственного контракта сроком на пять лет.
2. Подготовку предприятий и организаций Пензенской области к работе в условиях возможного членства России в ВТО посредством:
1) регулярного мониторинга состояния международной и внешнеэкономической деятельности Пензенской области с ежегодным составлением прогноза торгового баланса региона;
2) регулярного анализа проблем внешнеторговой деятельности Пензенской области и путей их решения;
3) выработки предложений по проектам федеральных законов, касающихся международной и внешнеторговой деятельности;
4) проведения научно-практических семинаров (конференций) для предприятий промышленности и сельского хозяйства Пензенской области по вопросам вступления России в ВТО с приглашением специалистов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;
5) внесения предложений по включению предприятий Пензенской области в межправительственные соглашения, заключаемые Российской Федерацией в торговой, производственно-кооперационной сферах и по программам технической помощи;
6) создания региональной системы информационного, консультационного содействия предприятиям-экспортерам, формирования и развития баз данных экспортеров и экспортных товаров, проведения регулярных выставок предприятий-экспортеров региона;
7) изучения зарубежных потенциальных товарных рынков, содействия в установлении деловых контактов, освоения новых рынков сбыта региональной продукции (услуг);
8) распространения информации об экспортном потенциале Пензенской области через глобальные информационные сети (Интернет и т.п.);
9) разработки программ по повышению внешней конкурентоспособности ведущих и наиболее перспективных отраслей экономики Пензенской области с созданием кластеров в этих отраслях;
10) субсидирования процентных ставок по кредитам банков для частичного покрытия издержек ведущих экспортеров региона (и в ведущих отраслях) при разработке высокотехнологичных экспортоориентированных товаров;
11) участия в повышении квалификации кадров в области международной и внешнеэкономической деятельности, обучения и стажировок в зарубежных фирмах в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации и по программам Международной образовательной сети (LINK и т.п.).
3. Установление и дальнейшее развитие отношений с субъектами Российской Федерации, странами СНГ, дальнего и ближнего зарубежья, взаимодействие с федеральными органами государственного управления Российской Федерации, посольствами и торговыми представительствами зарубежных стран в Российской Федерации, общественными организациями посредством:
1) расширения международного сотрудничества путем активной реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, регионами и территориями дальнего и ближнего зарубежья, странами СНГ;
2) организации участия представителей Пензенской области в рабочих органах межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству;
3) расширения института торгово-экономических представителей в субъектах Российской Федерации, в странах СНГ и, по возможности, дальнего зарубежья;
4) организации и проведения официальных и рабочих визитов делегаций Пензенской области в регионы иностранных государств и иностранных делегаций в Пензенскую область.
4. Организацию различных выставок, специализированных форумов, а также конференций, семинаров и участие в них, проведение мероприятий международного и российского уровня посредством:
1) формирования ежегодного плана выставочной деятельности и международных мероприятий с участием представителей Пензенской области;
2) организации и проведения в Пензенской области конференций, форумов, семинаров межрегионального, федерального и международного уровня;
3) организации выставочных мероприятий на территории Пензенской области и за ее пределами.
5. Организацию в Пензенской области посредством включения в план работы Правительства Пензенской области по выставочной деятельности на 2006-2010 годы следующих выставочных мероприятий, проводимых:
Пензенской областной ТПП - "Продмаркет", "Стройка", "Пензенская марка", "Ресурсосбережение и экология";
Пензенским Центром научно-технической информации - "Поволжье", "Электронная Пенза".
6. Повышение эффективности государственной поддержки выставочной деятельности на территории Пензенской области, а также уменьшение издержек, связанных с оплатой участия предприятий в выставочных мероприятиях.
7. Продвижение продукции предприятий Пензенской области на внешние рынки сбыта и дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности, повышение инвестиционной привлекательности Пензенской области посредством включения в перечень мероприятий с финансированием из бюджета Пензенской области следующих выставочных мероприятий:
"Дни Пензенской области в Санкт-Петербурге" (ежегодно, II кв.), "Дни Пензенской области в Москве" (ежегодно, IV кв.), Промышленно-экономический форум "Россия единая" (г. Нижний Новгород, ежегодно), ежегодные презентации Пензенской области в субъектах Российской Федерации, "Российские национальные выставки" в странах СНГ (ежегодно в течение года).
8. Представление экспозиций Пензенской области на выставочных мероприятиях посредством осуществления закупок выставочного оборудования на презентационный стенд Пензенской области, рекламной и сувенирной продукции.
9. Создание информационной среды по продвижению товаров пензенских производителей на внешние рынки, проведение рекламных кампаний посредством:
1) размещения на сайте Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации ("Инвестиционные возможности России") всесторонней информации о регионе с представлением его экспортного потенциала;
2) создания специального электронного информационного ресурса (в том числе на английском языке), объединяющего всю необходимую отраслевую и иную деловую информацию по региону для потенциальных зарубежных инвесторов;
3) издания брошюр и буклетов о Пензенской области с переводом на иностранные языки, размещения в центральных, региональных, районных и городских средствах массовой информации имиджевых и презентационных материалов с максимально благоприятным позиционированием региона;
4) регулярного информирования предприятий Пензенской области об открытых торгах (тендерах), проводимых в странах СНГ.
10. Содействие развитию всей инфраструктуры внешнеэкономической деятельности посредством:
1) развития финансово-кредитных организаций (банков и др.);
2) развития лизинговых компаний;
3) развития страховых компаний;
4) развития инвестиционных, консалтинговых и других финансовых компаний.
4. Объемы и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования Программы из средств бюджета Пензенской области на 2006-2010 годы составляет 120000,0 тыс. рублей, в том числе:
2006 г. - 10000,0 тыс. рублей;
2007 г. - 20000,0 тыс. рублей;
2008 г. - 25000,0 тыс. рублей;
2009 г. - 30000,0 тыс. рублей;
2010 г. - 35000,0 тыс. рублей.
Других источников финансирования мероприятий Программы не предусматривается.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Последовательная реализация Программы позволит:
1) активизировать международную и внешнеторговую деятельность Пензенской области, увеличить объемы и номенклатуру экспорта;
2) расширить круг зарубежных торговых партнеров региона и рынков сбыта продукции (услуг) пензенских производителей;
3) обеспечить благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, привлечение иностранных инвестиций в развитие реального сектора экономики региона, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности Пензенской области;
4) повысить инвестиционную и инновационную активность предприятий-экспортеров региона.
Реализация предусмотренных в Программе мероприятий позволит обеспечить к прогнозному уровню 2010 года по сравнению с 2005 годом:
рост внешнеторгового оборота - 39 процентов, в т.ч. объема экспорта - 39 процентов; объема импорта - 39 процентов;
рост объема иностранных инвестиций (в сопоставимых ценах) не менее чем в 2 раза (с 3,9 до 8,0 млн. долларов США);
увеличение доли экспорта в объеме валового регионального продукта (ВРП) с 2,4 до 6,0 процентов.
По прогнозам, бюджетная эффективность от реализации Программы составит свыше 500000,0 тыс. рублей.
Перечень индикаторов ожидаемой эффективности по реализации основных мероприятий Программы приведен в приложении 2.
6. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Управление инвестиций и инноваций Правительства Пензенской области.
Механизм реализации Программы включает решение широкого спектра (см. раздел 2 Программы) организационных и экономических задач. Предусматривается возможность использования таких рычагов экономической политики, как финансово-кредитный механизм, государственно-контрактная система и бюджетно-налоговое регулирование.
Для более эффективной реализации Программы государственный заказчик определяет организации-исполнители по участию в мероприятиях, описанных в разделе 3 Программы. Данные организации определяются в случае бюджетного финансирования конкретных работ на основе открытого конкурса (тендера).
Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности исполнителей и контролирует также целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий, предусматривая необходимые объемы денежных средств на реализацию мероприятий Программы при формировании бюджета Пензенской области.
Исполнители Программы разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение реализации в полном объеме предусмотренных Программой мероприятий. Исполнители ежегодно представляют государственному заказчику информацию о ходе выполнения мероприятий Программы, подготавливают и направляют государственному заказчику предложения к своей бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.
Исполнители, обеспечивающие выполнение мероприятий Программы, ежегодно к 15 февраля года, следующего за отчетным, информируют государственного заказчика о ходе выполнения Программы.
Приложение 1
к областной целевой программе
"Развитие международной и внешнеторговой
деятельности в Пензенской области
(2006-2010 годы)"
Основные мероприятия областной целевой программы
"Развитие международной и внешнеторговой деятельности
в Пензенской области (2006-2010 годы)"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Объемы финансирования из бюджета Пензенской области, тыс. рублей |
Всего | Ответственные исполнители |
Ожидаемые конечные результаты |
||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||
1. | Актуализация регио- нальной нормативной правовой базы в сфере международной дея- тельности и ВЭД |
2006-2010 гг. |
500,0 | 500,0 | 1000,0 | 1500,0 | 1500,0 | 5000,0 | Управление инвестиций и инноваций Правительства Пензенской области |
Обновленная нормативная правовая база в сфере действия Программы |
2. | Развитие отношений с субъектами зарубежных стран; организация и проведение семинаров и конференций по ВЭД |
2006-2010 гг. |
3000,0 | 4500,0 | 4500,0 | 5500,0 | 5500,0 | 23000,0 | Управление инвестиций и инноваций Правительства Пензенской области |
Установление отношений с новыми субъектами зарубежных стран |
3. | Организация выставок в регионе и за его пределами, в том чис- ле ежегодной выставки экспортеров Пензен- ской области |
2006-2010 гг. |
2500,0 | 4500,0 | 4500,0 | 5000,0 | 5000,0 | 21500,0 | Управление промышленнос- ти и связи Правительства Пензенской области |
Активизация мероприятий маркетинга по сбыту продукции пензенских производите- лей |
4. | Создание информацион- ной среды по продви- жению пензенских то- варов, проведение PR-акций в СМИ |
2006-2010 гг. |
500,0 | 4000,0 | 4500,0 | 6000,0 | 7500,0 | 22500,0 | Управление инвестиций и инноваций Правительства Пензенской области |
Создание информацион- ной среды по продвижению пензенской продукции |
5. | Выпуск буклетов, бро- шюр, CD-дисков с рек- ламой региона, про- дукции пензенских производителей |
2006-2010 гг. |
2000,0 | 2500,0 | 3500,0 | 5500,0 | 6500,0 | 20000,0 | Управление инвестиций и инноваций Правительства Пензенской области |
Расширение возможностей по рекламе пензенской продукции (услуг) на внешнем рынке |
6. | Оказание консульта- ционной поддержки для предприятий-экспорте- ров Пензенской облас- ти, субсидирование высокотехнологичных разработок для них |
2007-2010 гг. |
- | 500,0 | 2500,0 | 2500,0 | 2500,0 | 8000,0 | Управление инвестиций и инноваций Правительства Пензенской области |
Создание комплекса мер по поддержке экспортоори- ентированных предприятий |
7. | Оказание содействия общественным органи- зациям (ТПП и пр.) в развитии их междуна- родных связей |
2007-2008 гг. |
- | 500,0 | 500,0 | - | - | 1000,0 | Управление инвестиций и инноваций Правительства Пензенской области |
Развитие международ- ного сотруд- ничества через общественные организации региона |
8. | Развитие инвестопро- водящих структур для интенсификации внеш- неторговой деятельно- сти в Пензенской области |
2006-2010 гг. |
1500,0 | 3000,0 | 4000,0 | 4000,0 | 6500,0 | 19000,0 | Управление экономики Пензенской области |
Развитие инвестопро- водящих структур и всей инфраструк- туры ВЭД |
Итого по Программе | 120000,0 |
Приложение 2
к областной целевой программе
"Развитие международной и внешнеторговой
деятельности в Пензенской области
(2006-2010 годы)"
Перечень индикаторов
ожидаемой эффективности реализации основных мероприятий Программы
N п/п |
Индикатор | Рост по годам с учетом индексов-дефляторов |
|||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
1. | Рост внешнеторгового оборота, млн. долл. США |
140,7 | 150,5 | 160,8 | 172,2 | 182,0 | 195,8 |
в том числе: | |||||||
объема экспорта, млн. долл. США | 66,7 | 70,0 | 74,5 | 80,0 | 85,9 | 92,6 | |
объема импорта, млн. долл. США | 74,0 | 80,5 | 86,3 | 92,0 | 96,1 | 103,2 | |
2. | Рост объема иностранных инвес- тиций, млн. долл. США |
3,9 | 5,0 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 8,0 |
3. | Рост доли экспорта в валовом региональном продукте, % |
100 | 120 | 150 | 180 | 220 | 250 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1166-ЗПО "Об областной целевой программе "Развитие международной и внешнеторговой деятельности в Пензенской области (2006-2010 годы)"
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 33 от 22 ноября 2006 г., в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 36(66) (часть 1) от 8 декабря 2006 г.
Законом Пензенской области от 18 декабря 2008 г. N 1659-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 20 февраля 2008 г. N 1472-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 30 января 2008 г. N 1442-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утв. настоящим Законом, было частично приостановлено в 2008 г.
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО (в ред. Закона Пензенской области от 24 декабря 2007 г. N 1433-ЗПО)
Действие отдельных положений Программы, утв. настоящим Законом, было частично приостановлено в 2007 г.
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО
Действие отдельных положений Программы, утв. настоящим Законом, было частично приостановлено в 2008 г.
Закон Пензенской области от 4 сентября 2007 г. N 1357-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона