Постановление Правительства Пензенской области
от 21 июля 2003 г. N 301-пП
"О внесении изменений и дополнений в подпрограмму "Здоровый ребенок"
областной межведомственной программы "Дети Пензенской области"
на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства
Пензенской области от 29 октября 2002 года N 488-пП"
Постановлением Правительства Пензенской области от 1 марта 2007 г. N 133-пП настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях приведения в соответствие с Законом Пензенской области от 03.06.2003 N 485-ЗПО "О внесении изменений и дополнений в Закон Пензенской области "Об областной межведомственной программе "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы" и учитывая итоги диспансеризации детей 2002 года, Правительство Пензенской области постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в паспорт, разделы I, II, III, IV подпрограммы "Здоровый ребенок" областной межведомственной программы "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 29.10.2002 N 488-пП "Об областной межведомственной программе "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы", изложив их в следующей редакции:
Паспорт
подпрограммы "Здоровый ребенок"
(2003-2006 годы)
Наименование - подпрограмма "Здоровый ребенок" (2003-2006
подпрограммы гг.)
Наименование, дата и - постановление Правительства РФ от 03.10.2002
номер решения о N 732 "О федеральной целевой программе "Дети
разработке подпрограммы России" на 2003-2006 годы"
Заказчик подпрограммы - Министерство здравоохранения и социального
развития Пензенской области
Основной разработчик - Министерство здравоохранения и социального
подпрограммы развития Пензенской области
Цели и задачи - социальная поддержка материнства и детства,
подпрограммы, важнейшие создание условий для охраны здоровья матери
целевые показатели и рождения здоровых детей, охрана
репродуктивного здоровья;
- предупреждение и снижение материнской и
младенческой заболеваемости и смертности;
- улучшение питания матерей и детей;
- сохранение и укрепление здоровья детей и
подростков, повышение интеллектуального,
трудового и оборонного потенциала страны;
- государственная поддержка материнства;
- развитие материально-технической базы
учреждений родовспоможения и детства на
основе оснащения учреждений родовспоможения,
перинатальных центров эффективной
лечебно-диагностической аппаратурой и
оборудованием, оснащение молочных кухонь
современным оборудованием;
- повышение профессиональной подготовки
медицинских кадров;
- совершенствование организации акушерской и
педиатрической помощи;
- отработка новых организационных форм
медицинского обслуживания детей и
подростков, современных
медико-психолого-педагогических и социальных
технологий оздоровления детей;
- обеспечение профилактики осложнений
беременности и родов (кровотечений,
токсикоза, гнойно-септических заболеваний и
других);
- обеспечение скринингового обследования
беременных групп риска на внутриутробную
патологию;
- профилактика и лечение невынашивания
беременности, выхаживание недоношенных
детей;
- улучшение состояния питания беременных
женщин, кормящих матерей и детей раннего
возраста;
- проведение специальных научных исследований
в области акушерства, педиатрии;
- научное обоснование новых критериев здоровья
детей и ведущих факторов, их определяющих;
- обеспечение информационных технологий по
проблемам охраны репродуктивного здоровья,
многоуровневого образования различных
возрастных групп населения по формированию
здорового образа жизни;
- совершенствование и разработка новых
профилактических технологий, учитывающих
адаптационные резервы ребенка и
обеспечивающих сохранение соматического,
психического здоровья, гармоничное
физическое и нервно-психическое развитие в
современных социально-экономических и
экологических условиях;
- внедрение альтернативных форм физического
воспитания, системы медицинских и
педагогических мероприятий в процессе
профессионального образования и подготовки к
труду;
- создание устойчивой системы управления
здоровьем в образовательных учреждениях.
Сроки и этапы - 2003-2006 годы
реализации подпрограммы
Перечень основных - совершенствование системы сохранения и
мероприятий укрепления здоровья женщин и детей;
- управление здоровьем детей в образовательных
учреждениях;
- развитие и внедрение новых технологий по
укреплению здоровья детей;
- улучшение материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений
родовспоможения и детства;
- совершенствование нормативно-правовой базы
охраны здоровья матерей и детей;
- улучшение качества питания матерей и детей;
- совершенствование системы подготовки кадров,
информационная деятельность;
- научно-исследовательские работы в области
охраны здоровья матерей и детей.
Исполнители основных - Министерство здравоохранения и социального
мероприятий развития Пензенской области;
- Управление финансов Пензенской области;
- Министерство образования Пензенской области;
- Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования по Пензенской
области.
Объемы и источники - 372,864 млн. рублей, в том числе:
финансирования - за счет средств федерального бюджета -
101,522 млн. рублей;
- за счет средств бюджета Пензенской области -
169,072 млн. рублей.
Ожидаемые конечные - Прогнозируемое снижение основных
результаты реализации интегрированных показателей службы
подпрограммы материнства и детства в 2006 году составит:
показатель материнской смертности до 16,0 на
100000 родившихся живыми, младенческой
смертности до 12,0 на 1000 родившихся
живыми;
- совершенствование нормативно-правовой базы
деятельности лечебно-профилактических и
образовательных учреждений по охране
здоровья матерей и детей;
- внедрение в практическую деятельность
современных медико-психолого-педагогических
и социальных технологий оздоровления детей;
- обеспечение ранней диагностики болезней и
оздоровление детей групп риска;
- внедрение новых эффективных форм
медицинского обслуживания подростков;
- укрепление материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений службы
родовспоможения и детства.
Система реализации - Контроль за ходом реализации подпрограммы
контроля за исполнением осуществляется в соответствии с разделом VII
подпрограммы Порядка разработки и реализации федеральных
целевых программ, утвержденного
постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.06.95 N 594 "О реализации
Федерального закона "О поставках продукции
для федеральных государственных нужд" (в
редакции от 20.03.2003 N 165).
Координатор (головной исполнитель)
подпрограммы представляет отчетные
показатели, содержащие следующие сведения:
- количество учреждений - исполнителей
подпрограммы;
- количество выполненных мероприятий;
- уровень материально-технического
обеспечения подпрограммы;
- бухгалтерская отчетность;
- новые технологии по оказанию медицинской,
психолого-педагогической помощи детям.
По запросам Правительства Российской
Федерации, Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации,
Министерства финансов Российской Федерации
Министерство здравоохранения и социального
развития Пензенской области представляет
оперативную информацию о финансировании,
сроках выполнения и эффективности
мероприятий, реализации программных целей и
задач.
Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства
здравоохранения и социального развития
Пензенской области рассматриваются вопросы о
ходе реализации программных мероприятий, о
целевом и эффективном использовании
финансовых средств.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами подпрограммы "Здоровый ребенок" (2003-2006 годы)
В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики, снижения темпов падения рождаемости особенно важное значение приобретает создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.
Как показала практика, решение приоритетных задач службы охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках федеральных и региональных целевых программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.
Благодаря последовательным целенаправленным программным мероприятиям в сложных социально-экономических условиях удалось улучшить основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей. Так, в последние годы материнская смертность в Пензенской области имеет выраженную тенденцию к снижению, и в 2001 году впервые этот показатель составил 18,0 на 100000 родившихся живыми (1996 год - 31,2); показатель младенческой смертности - 15,4 на 1000 родившихся живыми (1996 год - 14,9).
Однако недостаточное финансирование службы охраны материнства и детства и здравоохранения в целом, особенно профилактических мероприятий, привело к снижению доли здоровых женщин и детей.
Так, доля здоровых детей в Пензенской области составляет 18,5%. Продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов в 2001 году составила 30,5%.
В структуре смертности матерей ведущими причинами остаются аборты, кровотечения и септические осложнения.
Сохраняет остроту проблема невынашивания беременности: частота самопроизвольных выкидышей составляет 20%, преждевременных родов - 4,4%. Важными в решении этой проблемы являются прегравидарная подготовка к беременности супружеской пары, а также разработка и внедрение современных маркеров угрозы прерывания беременности, более высокий уровень лабораторного оснащения учреждений родовспоможения.
Одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности остаются преждевременные роды. Показатель числа недоношенных детей в 2001 году составил 59,2 на 1000 родившихся живыми. Неразрывно связано с этой проблемой и выхаживание недоношенных новорожденных.
Внедрение современных методов профилактики позволяет пролонгировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения у 97,4% женщин, в 2,4 - 2,8 раза снизить перинатальную заболеваемость и смертность, частоту гнойно-воспалительных осложнений. Снижение потерь в раннем неонатальном периоде с 9,7 на 1000 родившихся живыми в 1996 году до 9,1 в 2001 году во многом связано с внедрением современных технологий диагностики и лечения новорожденных (искусственная вентиляция легких, мониторинг витальных функций, введение сурфактантов, интенсивный уход).
Увеличение выхаживаемости детей, прежде всего, связано с совершенствованием системы выхаживания новорожденных, особенно недоношенных и маловесных; с созданием в родовспомогательных учреждениях высокого риска перинатальных центров отделений реанимации и интенсивной терапии, оснащенных современным медицинским оборудованием и аппаратурой; повышением профессиональной подготовки медицинских кадров.
Ежегодно на 10 млн. населения рождается 3-3,5 тыс. детей с тяжелыми инвалидизирующими болезнями разной этиологии. Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии пренатальной диагностики, которые могут позволить уменьшить инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры не эффективны, демонстрируют важность профилактики как с медицинской и социальной, так и с экономической точек зрения.
Для предотвращения потерь детей от этих причин требуется внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреждениях родовспоможения и детства соответствующей аппаратуры и оснащения. Важное значение для обеспечения здоровья матери и рождения здорового ребенка имеет морфологическая оценка состояния последа с выявлением в нем различных патологических процессов, прежде всего, инфекционных, с установлением риска развития осложнений со стороны как матери, так и ребенка.
Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам, детям и др.
На этом фоне в последнее десятилетие шло непрерывное, неадекватное физиологическим возможностям учащихся изменение системы образования, ликвидация эффективных форм физического воспитания, появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания, снизилась эффективность проведения традиционных профилактических мероприятий, росла заболеваемость, инвалидность, наметилась тенденция к децелерации в физическом развитии детей, увеличивалось число социально дезадаптированнных детей. Имеют тенденцию к росту патология эндокринной системы и органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата, психических расстройств, алиментарно-зависимая патология (анемии, йоддефицитные заболевания).
Стало очевидным, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. Практически не внедряются профилактические и организационные технологии, направленные на создание условий для нормального нервно-психического, физического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
Наряду с детьми раннего возраста наибольшее беспокойство вызывает ситуация со здоровьем у подростков. Очевидна необходимость разработки эффективных методов профилактики наркотизации, алкоголизации, токсикомании, курения, дезадаптивных форм поведения, создания новой системы образования и просвещения в области здоровья среди детей и подростков, особенно в образовательных учреждениях.
Предлагаемая подпрограмма "Здоровый ребенок" сформирована с учетом первоочередных задач медицинской науки и практики по формированию здоровья детей.
Ориентировочная стоимость подпрограммы "Здоровый ребенок" на весь период реализации 2003-2006 годов - 372,864 млн. руб., т.е. ежегодно:
2003 г. - 99,217 млн. рублей;
2004 г. - 102,282 млн. рублей;
2005 г. - 97,646 млн. рублей;
2006 г. - 73,719 млн. рублей.
II. Цели и задачи подпрограммы
Целями подпрограммы являются: социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшение питания матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала страны.
Задачи подпрограммы:
- государственная поддержка материнства;
- развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства на основе оснащения учреждений родовспоможения, перинатальных центров эффективной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием; оснащение молочных кухонь современным оборудованием;
- повышение профессиональной подготовки медицинских кадров;
- совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;
- отработка новых организационных форм медицинского обслуживания детей и подростков, современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей;
- обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и других);
- обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию; профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей;
- улучшение состояния питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста;
- проведение специальных научных исследований в области акушерства, педиатрии; научное обоснование новых критериев здоровья детей и ведущих факторов, их определяющих;
- обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни;
- совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие в современных социально-экономических и экономических условиях;
- внедрение альтернативных форм физического воспитания, системы медицинских и педагогических мероприятий в процессе профессионального образования и подготовки к труду; создание устойчивой системы управления здоровьем в образовательных учреждениях.
III. Сроки и этапы реализации
01.01.2003 - 31.12.2006 с ежегодным завершением работ согласно перечню программных мероприятий.
IV. Система программных мероприятий
Совершенствование системы охраны материнства включает:
- меры государственной поддержки материнства;
- совершенствование организации акушерской и неонатальной помощи;
- повышение эффективности оказания акушерской и неонатальной помощи за счет внедрения эффективных лечебно-диагностических технологий;
- совершенствование перинатальной морфологической диагностики;
- улучшение состояния питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста.
Совершенствование системы охраны здоровья детей, в том числе в образовательных учреждениях:
- расширение спектра скрининговых диагностических тестов у новорожденных (андреногенитальный синдром, муковисцидоз);
- реабилитация детей групп развития психоматической патологии;
- совершенствование системы профилактики распространенных болезней детей школьного возраста;
- создание адекватных условий воспитания и обучения в образовательных учреждениях;
- внедрение новых эффективных форм медицинского обслуживания подростков;
- совершенствование методов физического воспитания и создание оздоровительных центров для детей и подростков;
- внедрение многоуровневой системы образования в области здоровья.
Развитие и внедрение новых технологий по укреплению здоровья детей:
- оснащение учреждений здравоохранения современным диагностическим оборудованием - ультразвуковым, эндоскопическим, рентгеновским, лабораторным;
- оснащение молочных кухонь современным оборудованием, позволяющим увеличить объемы производства, расширить ассортимент и повысить качество детского питания;
- внедрение новых технологий в реабилитационный процесс в домах ребенка.
Подготовка кадров, информационная деятельность:
- организация подготовки медицинских кадров, педагогов, социальных работников для детских лечебно-профилактических и родовспомогательных учреждений и повышение их квалификации;
- обеспечение развития информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни;
- разработка и издание соответствующих учебных программ и необходимых учебных, методических пособий, монографий.
Специальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки:
- получение новых данных об адаптационных возможностях основных физиологических систем детского организма в изменившихся условиях жизнедеятельности;
- обоснование критериев здоровья и нормативов возрастного развития от 0 до 18 лет;
- изучение механизмов формирования алиментарно-зависимых болезней детского возраста и обоснование эффективных методов их массовой профилактики и коррекции;
- формирование популяционных регистров для мониторинга роста и развития детей, динамики адаптационных возможностей и оценки системы мероприятий по охране здоровья детей и подростков;
- проведение специальных научных исследований в области акушерства, перинатологии, неонатологии;
- проведение научных разработок по проблемам питания здорового и больного ребенка, в том числе в организованных коллективах;
- оценка эффективности профилактики и лечения внутриутробных инфекций для решения вопроса о целесообразности их широкого внедрения в практическое здравоохранение.
2. Внести в таблицу подпрограммы "Здоровый ребенок" областной межведомственной программы "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 29.10.2002 N 488-пП, следующие изменения:
- в графе 3 "Исполнители":
в пункте 2 раздела 1 исключить слова "Министерство здравоохранения РФ";
в пункте 3 раздела 1 и в пункте 11 раздела 2 слова "Министерство здравоохранения РФ" заменить словами "Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области";
в пункте 4 раздела 1 и в пункте 30 раздела 2 исключить слова "Министерство труда и социального развития РФ";
в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16, 19, 25, 26 раздела 2; в пунктах 1, 2, 3, 5, 7, 8 раздела 3 и в пунктах 1, 2 раздела 4 исключить слова "Министерство здравоохранения РФ";
в пунктах 10, 12 раздела 2 исключить слова "Министерство здравоохранения РФ, ФФОМС";
в пункте 13 раздела 2 слова "Министерство здравоохранения РФ, Министерство образования РФ" заменить словами "Министерство образования Пензенской области";
в пунктах 14, 17, 18, 27, 28 раздела 2 и в пункте 6 раздела 3 исключить слова "Министерства здравоохранения, образования РФ";
в пункте 15 раздела 2 слова "Министерство труда и социального развития РФ" заменить словами "Министерство здравоохранения и социального развития области";
в пунктах 20, 21, 22, 23, 24 раздела 2 и в пункте 4 раздела 3 исключить слова "Министерство образования РФ";
в пункте 29 раздела 2 слова "Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социального развития РФ" заменить словами "УВД Пензенской области";
- в графе 4 "Стоимость 2003-2006 годы - всего" пункта 3 раздела 2 "Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка" "0,67/0,667/-1,58*(1)" заменить цифрами "0,67/0,67/-1,58*(1)";
- в графе 5 "Стоимость 2003 год" в пунктах 4, 10, 12 раздела 2 исключить соответственно цифры "1,42*(3); 1,2*(3); 3,38*(3)";
- графу 1 "Наименование мероприятий" пункта 6 раздела 2 дополнить словами "и стоматологических установок для санации ротовой полости детей";
- графы 4 и 5 пункта 6 раздела 2 дополнить цифрами "15*(3); 15*(3)";
- в пунктах 4, 10, 12 раздела 2 в графе 4 "Стоимость 2003-2006 годы - всего" цифры "5,1*(3); 4,29*(3); 11,61*(3)" заменить соответственно цифрами "3,68*(3); 3,09*(3); 8,23*(3)";
- в пункте 12 раздела 2 в графе 4 "Стоимость 2003-2006 годы - всего" цифры "28,81*(1)" заменить цифрами "6,57*(1)", в графе 5 "2003 год" цифры "2,39*(2)" заменить цифрами "12,39*(2)";
- в пункте 29 раздела 2 в графе 4 "Стоимость 2003-2006 годы - всего" цифры "0,016*(1)" заменить цифрами "0,16*(1)";
- в строке "Итого по разделу" раздела 2 в графе 4 "Стоимость 2003-2006 годы - всего "цифры "21*(3)" заменить цифрами "30*(3)", в графе 5 "2003 год" цифру "6*(3)" заменить цифрами "15*(3)", цифры "6,3766*(1)" заменить цифрами "6,376*(1)";
- в пункте 8 раздела 3 "Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа" в графах 5 и 6 "2003 год", "2004 год" цифры "0,05; 0,05" заменить соответственно цифрами "0,005; 0,005";
- строки "Всего по подпрограмме" и "Итого" изложить в следующей редакции:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Всего по подпрограмме: | 2003- 2006 гг. |
169,072/ 169,072/- 101,522*(1) 0,27*(4) 72*(2) 30*(3) |
33,055/ 33,055/- 29,072*(1) 0,09*(4) 22*(2) 15*(3) |
40,309/ 40,309/- 30,913*(1) 0,06*(4) 24*(2) 7*(3) |
46,024/ 46,024/- 17,562*(1) 0,06*(4) 26*(1) 8*(3) |
49,684/ 49,684/- 23,975*(1) 0,06*(4) |
|
Итого: | 372,864 | 99,217 | 102,282 | 97,646 | 73,719 |
3. Считать утратившим силу постановление Правительства Пензенской области от 09.06.2003 N 238-пП "О внесении изменений и дополнений в подпрограмму "Здоровый ребенок" областной межведомственной программы "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 29 октября 2002 года N 488-пП".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Столярову Е.А.
И.о. Губернатора Пензенской области |
А.И. Черницов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 21 июля 2003 г. N 301-пП "О внесении изменений и дополнений в подпрограмму "Здоровый ребенок" областной межведомственной программы "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 29 октября 2002 года N 488-пП"
Текст Постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 9 от 25 июля 2003 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 1 марта 2007 г. N 133-пП настоящее Постановление признано утратившим силу