Постановление Правительства Пензенской области
от 15 июня 2006 г. N 411-пП
"Об утверждении Порядка расчета платежеспособности бюджета Пензенской области и расчета возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность Пензенской области"
30 октября 2006 г., 11 марта, 9 июня 2009 г., 18 февраля 2010 г., 5 июля, 3 августа 2012 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 11 марта 2009 г. N 181-пП преамбула настоящего постановления изложена в новой редакции
В целях совершенствования системы управления государственным долгом Пензенской области, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок расчета платежеспособности бюджета Пензенской области и расчета возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность Пензенской области.
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
Постановлением Правительства Пензенской области от 18 февраля 2010 г. N 82-пП пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя органа исполнительной власти Пензенской области, уполномоченного в сфере финансов.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Утвержден
постановлениемПравительства Пензенской области
от 15 июня 2006 г. N 411-пП
Порядок
расчета платежеспособности бюджета Пензенской области и расчета возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность Пензенской области
30 октября 2006 г., 9 июня 2009 г., 5 июля, 3 августа 2012 г.
1. Порядок расчета платежеспособности бюджета Пензенской области и расчета возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность Пензенской области (далее - Порядок) разработан в целях оценки способности бюджета Пензенской области полностью и в срок исполнять свои расходные и долговые обязательства за счет доходов бюджета.
Постановлением Правительства Пензенской области от 9 июня 2009 г. N 477-пП пункт 2 настоящего Порядка изложен в новой редакции
2. В рамках настоящего Порядка расходные и долговые обязательства Пензенской области классифицируются на прямые и условные.
Прямые обязательства - обязательства, которые требуют выплат процентов и/или основной суммы долга кредитору в установленный срок. К прямым обязательствам относятся:
1) долговые обязательства по:
- государственным ценным бумагам Пензенской области;
- бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет Пензенской области от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- кредитам, полученным Пензенской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
2) расходные обязательства - просроченная кредиторская задолженность государственных учреждений, финансируемых из бюджета Пензенской области.
Условные обязательства - долговые обязательства по государственным гарантиям Пензенской области.
3. Виды заимствований по целям их привлечения классифицируются:
- инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов бюджета Пензенской области и погашаемые вне пределов финансового года, в котором они были привлечены;
- заимствования на рефинансирование - заимствования с целью рефинансирования, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих обязательств превышают возможности бюджета Пензенской области в текущий период, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств;
- заимствования на покрытие кассовых разрывов - краткосрочные заимствования в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов бюджета Пензенской области (далее также - заимствования).
Постановлением Правительства Пензенской области от 9 июня 2009 г. N 477-пП в пункт 4 настоящего Порядка внесены изменения
4. Расчет платежеспособности бюджета Пензенской области проводится раз в год - при формировании проекта бюджета Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период. Расчет платежеспособности бюджета Пензенской области может проводиться также при возникновении необходимости привлечения заимствований (предоставлении гарантий) в течение года, а также при проведении операций рефинансирования, реструктуризации имеющихся обязательств.
5. В целях технической реализации принципа исполнения всех принятых долговых обязательств за счет доходов бюджета Пензенской области в рамках настоящего Порядка введено понятие долговой емкости бюджета.
Расчет долговой емкости бюджета осуществляется по следующей процедуре.
Весь интервал времени, на котором производится расчет, разбивается на периоды расчета. При этом интервал времени не может быть короче длительности перспективного финансового плана, а период - превосходить финансовый год. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом графика может быть день, неделя, месяц, квартал или год (далее - i период).
В каждом периоде расчета i на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов с учетом поступлений от продажи имущества, находящегося в собственности Пензенской области, над текущими расходами бюджета без учета расходов на обслуживание существующих прямых обязательств, ассигнований на погашение просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и резервирования средств под возможную ответственность по условным обязательствам.
Расчет производится по следующей формуле:
,
где:
- доходы, поступившие в бюджет в i-м периоде;
- поступления в бюджет в i-м периоде от продажи имущества, находящегося в собственности Пензенской области;
- текущие расходы бюджета без учета расходов на обслуживание существующих прямых обязательств, ассигнований на погашение просроченной кредиторской задолженности и резервирования средств под возможную ответственность по гарантиям, произведенные в i-м периоде.
Поступления от приватизации включаются в формулу только в случае, если имеется утвержденный план приватизации, содержащий перечень приватизируемой собственности и рыночные оценки ее стоимости.
Набор для всех периодов представляет собой долговую емкость бюджета на выбранном интервале времени:
,
где
- число периодов в интервале расчета.
Долговая емкость бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования исходя из пессимистического финансового прогноза бюджета Пензенской области.
6. Процесс планирования долговых обязательств состоит из трех этапов.
планирование расходов по погашению и обслуживанию накопленных обязательств;
планирование операций рефинансирования и досрочного погашения обязательств;
планирование объемов вновь привлекаемых долговых и условных обязательств.
7. Процесс планирования расходов по погашению и обслуживанию накопленных обязательств.
Основной целью планирования погашения и обслуживания накопленных обязательств является оценка возможности их исполнения за счет доходов бюджета в планируемом интервале времени.
Расчет объема расходов осуществляется по следующей формуле:
- весь интервал времени, на котором производится расчет, разбивается на периоды расчета;
- для каждого периода расчета i определяется суммарный объем платежей по погашению и обслуживанию прямых обязательств и резервирования средств под возможную ответственность по условным обязательствам в данном периоде.
На основе данных об объеме и условиях привлечения всех существующих прямых и условных обязательств для каждого периода составляется сводный график (расчетный объем расходов) погашения и обслуживания всех существующих прямых обязательств и резервирования средств под возможную ответственность по условным обязательствам.
,
где:
- сводный график погашения и обслуживания прямых обязательств и i резерв ожидаемой ответственности по условным обязательствам,
, где - число периодов в интервале расчета
- расходы на погашение прямого обязательства j в i-м периоде;
- расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-м периоде;
- объем резерва по ожидаемой финансовой ответственности (возможные потери) по k-му условному обязательству в i-м периоде.
Методика по оценке резервов на возможные потери по условным обязательствам приведена в приложении N 1 к настоящему порядку.
Методика оценки финансового состояния гарантополучателя приведена в приложении N 2 к настоящему порядку.
Если погашение или обслуживание обязательства не произведено в срок, то при построении сводного графика исполнение всех просроченных обязательств относится на следующий период. При таком подходе погашение всей неурегулированной просроченной задолженности относится к текущему году.
Результатом планирования погашения и обслуживания имеющихся долговых обязательств являются:
- сводный график погашения и обслуживания существующих прямых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по условным обязательствам;
- потребность в заимствованиях на цели рефинансирования имеющихся долговых обязательств;
- доступная долговая емкость бюджета для новых заимствований ().
Результаты данного этапа планирования используются при планировании вновь привлекаемых долговых обязательств.
8. Процесс планирования вновь привлекаемых долговых обязательств.
При планировании вновь привлекаемых долговых обязательств учитываются следующие ограничения:
- ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- ограничения, накладываемые доступной долговой емкостью бюджета для новых заимствований.
Доступная долговая емкость для новых заимствований определяется как разница между долговой емкостью бюджета и сводным графиком погашения и обслуживания прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств ():
,
где:
- долговая емкость в i-м периоде;
- платежи по погашению и обслуживанию прямых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по принятым условным обязательствам;
- период расчета,
- число периодов расчета в интервале планирования.
Сумма для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования:
При средне- и долгосрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании - с более меньшим временным периодом.
Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами бюджета, которые могут быть направлены на:
- финансирование инвестиционной программы;
- досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджет.
Значения доступной долговой емкости в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых долговых обязательств.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два случая:
- если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости областного бюджета. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается.
- если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв бюджета. Кассовый разрыв бюджета в этом случае может быть устранен с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств либо профинансирован за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, допускается.
Планирование привлечения производится раздельно по видам обязательств.
При этом доступная долговая емкость для новых заимствований, ДДЕ, делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования):
,
где:
- часть доступной долговой емкости бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь привлекаемым условным обязательствам;
- часть доступной долговой емкости бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств;
- неиспользуемая (страховочная) часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования. Величина устанавливается в объеме не менее 20% .
9. Планирование новых условных обязательств.
Планирование условных обязательств представляет собой процесс отбора планируемых к выдаче государственных гарантий в объемах, допускаемых ограничениями федерального законодательства и ограничениями по долговой емкости. Отбор осуществляется из списка планируемых к выдаче государственных гарантий, упорядоченного по приоритетности и составляемого в порядке, определяемом Правительством Пензенской области.
Планирование вновь принимаемых условных обязательств (государственных гарантий) состоит из следующих этапов:
Из упорядоченного списка гарантий, с его начала, поочередно выбираются гарантии, которые могут быть предоставлены. Для каждой выбранной гарантии (k) определяется объем резерва по ожидаемой ответственности, очередная гарантия k. Этот объем вычитается из ДДЕу, образуя новые значения доступной долговой емкости, отводимой на покрытие ответственности по новым гарантиям:
,
Если после выбора очередной гарантии, k, из списка оказывается положительной на всем интервале планирования, то гарантия считается отобранной для выдачи в планируемом интервале.
- Процедура повторяется для следующей по списку гарантии, пока:
- список гарантий не исчерпается;
- для очередной гарантии, k, значение хотя бы в одном из периодов интервала планирования не окажется отрицательным.
Результатом данной процедуры планирования является список планируемых к принятию в будущем периоде государственных гарантий, а также требуемый объем резерва ожидаемой финансовой ответственности по этим гарантиям.
Постановлением Правительства Пензенской области от 30 октября 2006 г. N 691-пП в пункт 10 настоящего Порядка внесены изменения
10. Планирование заимствований.
Процедура планирования инвестиционных заимствований и заимствований на рефинансирование включает следующие этапы:
Определение потребностей в заимствованиях
Потребность в рефинансировании возникает, когда объемы погашения и обслуживания уже существующих обязательств выходят за установленные ограничения (законодательные ограничения и пределы долговой емкости бюджета).
Потребность в заимствованиях на рефинансирование определяется на стадии планирования погашения и обслуживания уже имеющихся долговых обязательств и удовлетворяется в первоочередном порядке.
Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется органами исполнительной власти Пензенской области, формирующими инвестиционную программу. Инвестиционная программа представляется в Министерство финансов Пензенской области в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов со сроками их реализации и с графиками их финансирования в течение всего времени реализации.
Определение возможных объемов заимствований
На первом этапе планируются заимствования на рефинансирование. Заимствования планируются таким образом, чтобы сводный график погашения и обслуживания обязательств и ожидаемой ответственности по государственным гарантиям с учетом рефинансирования не выходил за установленные ограничения (законодательные ограничения и пределы долговой емкости бюджета).
Объемы операций по рефинансированию вычитаются из доступной долговой емкости. Результатом этого этапа является новая доступная долговая емкость бюджета для долговых обязательств ДДЕn.
Затем определяется объем инвестиционных заимствований по следующей процедуре.
Из упорядоченного перечня инвестиционных проектов выбирается проект, реализация которого предусматривается на соответствующий финансовый год. Срок реализации проекта определяет целевую начальную дату погашения заимствований с учетом доступности определенных заемных инструментов на рынке заимствований. На основе пессимистичной (в случае ее отсутствия - консервативной) рыночной оценки строится график погашения и обслуживания предполагаемого заимствования, j:
Объемы соответствующих платежей вычитаются из и образуются новые значения доступной долговой емкости для новых долговых обязательств:
Если после выбора очередного проекта, j, из списка оказывается положительной на всем интервале планирования, то проект считается отобранным для финансирования в планируемом интервале.
Процедура повторяется для следующего по списку проекта, пока:
список проектов не исчерпается;
для очередного проекта, j, хотя бы в одном из периодов интервала планирования не окажется отрицательным или не нарушатся законодательные ограничения на объемы долга и его обслуживания.
Результатом процедуры определения возможных объемов заимствований являются предельные допустимые объемы заимствований с разными сроками до погашения.
Возникновение заемных обязательств.
Заемные обязательства выбираются на основе трех следующих критериев, приведенных в порядке снижения их приоритетности.
Величина рисков. Основным риском является риск процентной ставки, который оценивается на этапе выбора заимствования.
Поэтапные сроки погашения. Главное требование к срочности - это реализация графика погашения и обслуживания, определенного на предыдущем этапе.
Стоимость заимствований. При доступности на рынке заимствований с приемлемыми уровнем риска и сроками до погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Сравнение стоимости заимствований производится на основе приведенной стоимости, рассчитываемой по методике согласно приложению N 3 к настоящему порядку.
Результатом планирования инвестиционных заимствований и заимствований на рефинансирование является наличие существующей задолженности бюджета, а также наличие списка инвестиционных проектов, которые могут быть профинансированы в планируемом году.
11. Процесс планирования заимствований на финансирование кассовых разрывов на планируемый год включает следующие этапы.
Определение потребности в заимствованиях.
Потребность формулируется в рамках системы бюджетного планирования в форме величины и длительности кассовых разрывов.
Выбор заимствований для финансирования осуществляется на основании следующих критериев:
- сроки привлечения определяются длительностью кассовых разрывов;
- стоимость заимствований должна быть минимальной.
Результатом процедуры планирования заимствований на финансирование кассовых разрывов является подбор заемных средств с составлением графика их обслуживания и погашения.
Приложение N 1
к Порядкурасчета платежеспособности бюджета Пензенской области
и расчета возможного привлечения новых
долговых обязательств с учетом их влияния
на платежеспособность Пензенской области
Методика
по оценке резервов на возможные потери по государственным гарантиям
30 октября 2006 г., 9 июня 2009 г., 3 августа 2012 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящая Методика определяет механизм формирования резерва на покрытие возможных потерь по предоставленным государственным гарантиям (далее - резерв).
1.2. Резерв формируется Министерством финансов Пензенской области при предоставлении государственной гарантии (далее - гарантия) на основе объема и условий гарантируемого обязательства и оценки уровня кредитного риска (риска наступления гарантийного случая), присущего предоставляемой гарантии (далее - качество гарантии). Резерв формируется в пределах суммы обязательств гаранта по предоставленной гарантии, возникающих у гаранта в случае наступления гарантийного случая.
1.3. В момент предоставления гарантии качество гарантии оценивается на основе финансового положения получателя гарантии (далее - гарантополучатель) и качества исполнения им обязательств по существующим на момент оценки заимствованиям, гарантированным гарантом.
1.4. В течение срока действия гарантии величина резерва может изменяться в случае изменения качества гарантии, а также при изменении объема гарантированных обязательств. Расчет нового объема резерва производится в соответствии с настоящей Методикой на основе финансового положения гарантополучателя и качества исполнения им обязательств по заимствованию, на которое выдана гарантия, принимая во внимание погашение и обслуживание других существующих на момент анализа обязательств, гарантированных гарантом.
1.5. В целях определения размера резерва производится классификация гарантий по уровню качества. Любая гарантия может быть отнесена к одной из пяти категорий:
- I (высшая) категория качества (стандартные гарантии) - кредитный риск отсутствует;
- II категория качества (нестандартные гарантии) - величина кредитного риска является незначительной;
- III категория качества (сомнительные гарантии) - величина кредитного риска является значительной;
- IV категория качества (проблемные гарантии) - соответствует высокому кредитному риску;
- V (низшая) категория качества (безнадежные гарантии) - соответствует чрезмерно высокому кредитному риску: вероятность исполнения обязательств по заимствованию, на которое выдана гарантия, близка к нулю в силу неспособности или отказа гарантополучателя выполнять обязательства по заимствованию.
Постановлением Правительства Пензенской области от 3 августа 2012 г. N 558-пП в пункт 1.6 настоящего приложения внесены изменения
1.6. Оценка качества гарантии по каждой предоставленной гарантии и размера резерва проводится гарантом в следующих случаях:
- при предоставлении гарантии;
- после получения данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности гарантополучателя и иной периодической информации, требуемой для оценки резерва и предоставляемой гарантополучателем по условиям договора об условиях предоставления гарантии;
- при появлении оперативной информации, влияющей на уровень кредитного риска, связанного с гарантией;
- при появлении оперативной информации об изменении объема гарантируемого обязательства.
2. Оценка финансового положения гарантополучателя
2.1. Оценка финансового положения гарантополучателя проводится в два этапа:
- на первом этапе находится предварительная оценка финансового состояния на основе количественных финансовых показателей;
- на втором этапе оценка корректируется в соответствии с качественным анализом, описанным в пунктах 2.2-2.4 настоящей Методики.
2.2. Качественный анализ основывается на анализе дополнительной информации о гарантополучателе, находящейся в свободном доступе или предоставляемой гарантополучателем. По результатам анализа этой информации финансовое положение гарантополучателя может быть оценено как хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.
2.2.1. Финансовое положение гарантополучателя может быть оценено как хорошее, если имеющаяся информация свидетельствует о стабильности его основной деятельности (производства или реализации товаров, проведения работ, предоставления услуг), положительной величине чистых активов, хорошей рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные негативно повлиять на финансовую устойчивость гарантополучателя в перспективе (в течение срока действия гарантии). К негативным явлениям (тенденциям) могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение поступлений от основной деятельности предприятия, ухудшение показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.
2.2.2. Финансовое положение гарантополучателя оценивается как удовлетворительное, если комплексный анализ деятельности гарантополучателя или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению. Тем не менее существуют негативные явления (тенденция), которые до окончания срока действия гарантии может# привести к появлению финансовых трудностей, если гарантополучателем не будут приняты необходимые превентивные меры.
2.2.3. Финансовое положение гарантополучателя оценивается как неудовлетворительное, если гарантополучатель признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством, либо существует угроза признания его банкротом, то есть предприятие является устойчиво неплатежеспособным, или анализ гарантополучателя свидетельствует об угрожающих негативных явлениях, вероятным результатом которых могут явиться устойчивая неплатежеспособность гарантополучателя в ближайшем будущем. К негативным явлениям могут быть отнесены: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов выручки от основной деятельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.
2.3. Финансовое положение гарантополучателя не может быть оценено как хорошее, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- наличие просроченной задолженности по платежам и сборам в бюджеты любых уровней, наличие просроченных долговых обязательств, наличие любой просроченной кредиторской задолженности перед работниками предприятия или контрагентами;
- наличие у гарантополучателя скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции или требований, безнадежных к взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов;
- выявлены случаи неисполнения в течение последнего года гарантополучателем обязательств по иным договорам с гарантом либо прекращение гарантополучателем обязательств по иным договорам с гарантом предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано гарантом в течение 180 календарных дней или более;
- убыточная деятельность гарантополучателя, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов (по сравнению с их максимальным уровнем за последние 5 лет).
2.4. В случае если имеющаяся информация в силу расхождений, неполноты или необъективности позволяет сделать двоякие выводы, то для оценки используется наиболее пессимистичный вывод.
3. Оценка обслуживания гарантополучателем предоставленной гарантии
3.1. На основании информации об операциях обслуживания гарантополучателем своих обязательств по заимствованию, на которое предоставлена гарантия, все предоставленные ему гарантии относятся в одну из трех категорий качества обслуживания: хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное:
- обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, может быть признано хорошим, если погашение и обслуживание обязательства осуществляется гарантополучателем своевременно и в полном объеме;
- обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, признается удовлетворительным, если имеется единичный случай просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства сроком до 15 календарных дней, который не повлек возникновение гарантийного случая;
- обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, признается неудовлетворительным, если имеется более одного просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства или имеется хотя бы один случай просроченного платежа сроком свыше 15 календарных дней, и во всех случаях нарушение сроков не повлекло наступление гарантийного случая.
3.2. Если при оценке качества обслуживания заимствования фактические операции по нему не совершались, то качество оценивается как:
- хорошее, если финансовое положение оценивается как хорошее;
- удовлетворительное, если финансовое положение оценивается как удовлетворительное;
- неудовлетворительное, если финансовое положение оценивается как неудовлетворительное.
4. Оценка качества гарантии
4.1. Определение качества гарантии осуществляется на основе оценки финансового положения и качества обслуживания заимствования в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Определение категории качества гарантии с учетом финансового положения гарантополучателя и качества обслуживания заимствования
Обслуживание обязательства |
Хорошее (категория качества) |
Удовлетворительное (категория качества) |
Неудовлетворительное (категория качества) |
Финансовое положение | |||
Хорошее |
стандартные (I) |
нестандартные (II) |
сомнительные (III) |
Удовлетворительное |
нестандартные (II) |
сомнительные (III) |
проблемные (IV) |
Неудовлетворительное |
сомнительные (III) |
проблемные (IV) |
безнадежные (V) |
4.2. Если в течение года отсутствует информация о финансовом положении гарантополучателя, требуемая для оценки качества гарантии, то такая гарантия классифицируется не выше чем сомнительная (III категория качества).
5. Оценка размера резерва
Размер резерва по гарантии определяется на основе качества гарантии в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Величина резерва по возможной финансовой ответственности гарантополучателя по предоставленным гарантиям
Категория качества |
Наименование |
Размер расчетного резерва в процентах от суммы гарантируемых обязательств |
I категория качества (высшая) |
стандартные |
0% |
II категория качества |
нестандартные |
от 1% до 20% |
III категория качества |
сомнительные |
от 21% до 50% |
IV категория качества |
проблемные |
от 51% до 100% |
V категория качества (низшая) |
безнадежные |
100% |
Приложение N 2
к Порядкурасчета платежеспособности бюджета Пензенской области
и расчета возможного привлечения новых
долговых обязательств с учетом их влияния
на платежеспособность Пензенской области
Методика
проведения оценки финансового состояния гарантополучателя
9 июня 2009 г., 5 июля, 3 августа 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Для оценки финансового состояния гарантополучателя используются три группы оценочных показателей:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
- показатели оборачиваемости и рентабельности.
Постановлением Правительства Пензенской области от 3 августа 2012 г. N 558-пП в пункт 1.2 настоящего приложения внесены изменения
1.2. Расчет осуществляется на основе следующей исходной информации: Форма N 1 (бухгалтерский баланс предприятия); Форма N 2 (отчет о финансовых результатах); дополнительная финансовая информация, предоставляемая гарантополучателем.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя, характеризующих обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
коэффициент текущей (общей) ликвидности.
Постановлением Правительства Пензенской области от 5 июля 2012 г. N 493-пП пункт 2.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности () характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и рассчитывается по следующей формуле:
,
где
- денежные средства и денежные эквиваленты (строка N 1250 баланса предприятия).
- рыночная стоимость государственных ценных бумаг и ценных бумаг Сбербанка Российской Федерации, принадлежащих предприятию, на момент окончания отчетного квартала. Необходимая информация предоставляется предприятиями дополнительно при подаче заявок на получение гарантий. В случае если дополнительная информация отсутствует, объем предполагается равным нулю.
- краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела V баланса "Краткосрочные обязательства" (строка N 1500), доходов будущих периодов (строка N 1530) и оценочных обязательств (строка N 1540).
Постановлением Правительства Пензенской области от 5 июля 2012 г. N 493-пП пункт 2.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.3. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности () характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства и определяется по следующей формуле:
,
где
- дебиторская задолженность (строка N 1230 баланса предприятия),
- финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) (строка N 1240 баланса предприятия),
- денежные средства и денежные эквиваленты (строка N 1250 баланса предприятия),
- краткосрочные финансовые обязательства.
Постановлением Правительства Пензенской области от 5 июля 2012 г. N 493-пП пункт 2.4 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.4. Коэффициент текущей (общей) ликвидности () является обобщающим показателем платежеспособности предприятия и вычисляется по следующей формуле:
,
где
- оборотные активы предприятия (строка N 1200 баланса предприятия),
- дебиторская задолженность (строка N 1230 баланса предприятия),
- краткосрочные финансовые обязательства.
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
Постановлением Правительства Пензенской области от 5 июля 2012 г. N 493-пП пункт 3.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.1. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств () является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия и определяется по следующей формуле:
,
где
- собственный капитал предприятия и резервы (строка N 1300 баланса предприятия).
- финансовые обязательства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств (строки N 1500 и N 1400 баланса) без учета доходов будущих периодов (строка N 1530 баланса) и оценочных обязательств (строка N 1540 баланса).
4. Показатель рентабельности
4.1. Процедура расчета показателя рентабельности (К5) отличается для торговых и иных предприятий.
Постановлением Правительства Пензенской области от 5 июля 2012 г. N 493-пП пункт 4.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.2. Для торговых предприятий показатель рентабельности определяется на основе финансового коэффициента рентабельности продукции () по следующей формуле:
,
где
- прибыль от продаж (строка N 2200 формы N 2),
- валовая прибыль (строка N 2100 формы N 2).
Постановлением Правительства Пензенской области от 5 июля 2012 г. N 493-пП пункт 4.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.3. Для неторговых предприятий показатель рентабельности совпадает с финансовым коэффициентом рентабельности основной деятельности () и определяется по следующей формуле:
,
где
- прибыль от продаж (строка N 2200 формы N 2),
- выручка (строка N 2110 формы N 2).
5. Построение оценки финансового положения
5.1. Для каждого базового индикатора устанавливается# наилучшие и наихудшие пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.
Разбивка показателей на категории риска в зависимости от их фактических значений:
Коэффициенты |
1 категория |
2 категория |
3 категория |
К1 |
более 0,2 |
0,15-0,2 |
менее 0,15 |
К2 |
более 0,8 |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
К3 |
более 2,0 |
1,0-2,0 |
менее 1,0 |
К4 |
|
|
|
кроме торговли |
более 1,0 |
0,7-1,0 |
менее 0,7 |
для торговли |
более 0,6 |
0,4-0,6 |
менее 0,4 |
К5 |
более 0,15 |
менее 0,15 |
нерентаб. |
Таблица весов для каждого из показателей:
Показатель |
Вес показателя |
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) |
0,11 |
Коэффициент промежуточной ликвидности (К2) |
0,05 |
Коэффициент текущей (общей) ликвидности (К3) |
0,42 |
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) |
0,21 |
Рентабельность продукции (К5) |
0,21 |
Итого |
1 |
5.3. На основе категорий риска определяется значение сводной оценки(S), которая вычисляется по следующей формуле:
5.4. На основе значения сводной оценки гарантополучатель относится к одному из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является хорошим, если значение S не превышает 1,15;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение S больше 1,15, но не превышает 2,4;
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение S больше 2,4.
Постановлением Правительства Пензенской области от 9 июня 2009 г. N 477-пП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 3
к Порядкурасчета платежеспособности бюджета Пензенской области
и расчета возможного привлечения новых
долговых обязательств с учетом их влияния
на платежеспособность Пензенской области
Методика
вычисления приведенной стоимости обязательства
9 июня 2009 г.
Приведенная стоимость обязательства () представляет собой сумму всех будущих дисконтированных платежей по обслуживанию обязательства (). Дисконтирование каждой операции осуществляется на основе ставки или ставок дисконтирования ().
Общая формула для вычисления приведенной стоимости обязательства следующая:
где
- годовая ставка дисконтирования в периоде t в процентах.
Для различных периодов ставка может отличаться с учетом различных оценок экономического развития Пензенской области, т.е. в каждом периоде может использоваться своя ставка.
- длина периода. Период измеряется в днях и может быть от одного дня до года (в году принимается 365 дней).
- срок до совершения операции в периодах.
Данная формула может быть упрощена, если периоды одинаковые на всем горизонте дисконтирования.
Так если периодом является год, то формула будет иметь вид:
где
- годовая ставка дисконтирования в году t в процентах,
- срок до совершения операции в годах.
Если периодом является квартал, то формула будет иметь вид:
где
- годовая ставка дисконтирования в квартале t в процентах,
- срок до совершения операции в кварталах.
Если периодом является месяц, то формула будет иметь вид:
где
- годовая ставка дисконтирования в месяце t в процентах,
- срок до совершения операции в месяцах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 15 июня 2006 г. N 411-пП "Об утверждении Порядка расчета платежеспособности бюджета Пензенской области и расчета возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность Пензенской области"
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 18 от 1 июля 2006 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 5 декабря 2024 г. N 971-пП настоящий документ признан утратившим силу с 6 декабря 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 26 марта 2020 г. N 176-пП
Изменения вступают в силу с 7 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 15 ноября 2019 г. N 708-пП
Изменения вступают в силу с 15 ноября 2019 г.
Отдельные изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Отдельные изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов Пензенской области, начиная с бюджета Пензенской области на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг.
Постановление Правительства Пензенской области от 3 августа 2012 г. N 558-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 5 июля 2012 г. N 493-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 18 февраля 2010 г. N 82-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 июня 2009 г. N 477-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 11 марта 2009 г. N 181-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 30 октября 2006 г. N 691-пП