Кассационное определение СК Пензенского областного суда
от 28 июня 2011 г. N 33-1730
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда заслушали в открытом судебном заседании по докладу Б.О.В. дело по кассационной жалобе представителя К.М.Д. по доверенности Б.В.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 19 мая 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования П.А.В., З.Б.С., О.А.И., М.Ю.А., М.Ю.Ф., Ч.А.Н., С.А.Е., А.Т.М., Е.А.А., Б.Ю.А., Н.Г.В., Ч.А.И., Ц.В.М., М.В.И., Л.Т.И., П.В.П., К.М.Д., М.В.М., В.Н.Н., Д.Э.А., Р.С.В., Я.С.С., П.А.В., Б.А.В., Р.А.Ф., С.В.Г., М.Э.У., Т.А.В., Ф.В.В, Р.Д.М., К.З.А., М.С.А. к администрации г. Пензы о признании незаконным как противоречащий нормам Земельного кодекса РФ отказ администрации г. Пензы от "ДД.ММ.ГГГГ" N в предоставлении каждому в собственность за плату части земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), в соответствии с принадлежащими гаражами, оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя К.М.Д. по доверенности Б.В.Н., представителя ГК "Инспектор" по доверенности Д.В.В., просивших решение суда отменить, представителя администрации г. Пензы по доверенности У.Я.В., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия установила:
П.А.В., З.Б.С., О.А.И., М.Ю.А., М.Ю.Ф., Ч.А.Н., С.А.Е., А.Т.М., Е.А.А., Б.Ю.А., Н.Г.В., Ч.А.И., Ц.В.М., М.В.И., Л.Т.И., П.В.П., К.М.Д., М.В.М., В.Н.Н., Д.Э.А., Р.С.В., Я.С.С., П.А.В., Б.А.В., Р.А.Ф., С.В.Г., М.Э.У., Т.А.В., Ф.В.В., Р.Д.М., К.З.А, М.С.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации г. Пензы о признании незаконным как противоречащего нормам Земельного кодекса РФ отказа администрации г. Пензы от "ДД.ММ.ГГГГ" N в предоставлении каждому из них в собственность за плату части земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), в соответствии с принадлежащими им на праве собственности гаражами. Указали, что постановлением главы администрации г. Пензы N от "ДД.ММ.ГГГГ" земельный участок, кадастровый номер N, площадью (...) кв.м., расположенный по адресу: (адрес), из состава земель поселений был предоставлен ГК "(...)" для завершения строительства боксовых гаражей в аренду сроком на 3 года. 14.01.2005 ГК "(...)" обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" Пензенской области для внесения изменений в государственный кадастровый учет в части местоположения земельного участка (п. 4.1 постановления N от "ДД.ММ.ГГГГ"). Однако ошибки в постановлении N от "ДД.ММ.ГГГГ" стали основаниями для приостановления кадастрового учета в связи с противоречивостью и недостаточностью сведений. В марте 2005 года председатель ГК "(...)" обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в постановление N от "ДД.ММ.ГГГГ", однако ответа не последовало. С предложением заключить договор аренды земельного участка КУМИ г. Пензы к ГК "(...)" не обращалось, хотя арендная плата за период с 17.08.2004 по 31.03.2005 по требовании первого была уплачена. Истцы в лице ГК "(...)" были вынуждены обратиться в Арбитражный суд Пензенской области для признания гаражных боксов законными. Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31.01.2006 за ГК "(...)" признано право собственности на самовольно возведенные (...) гаражных боксов, литеры А, А1 и Б, общей полезной площадью (...) кв.м., расположенных по адресу: (адрес). На основании соответствующих свидетельств о государственной регистрации права истцы на праве собственности имеют следующие нежилые помещения (гаражи, расположенные на указанном земельном участке): Попов А.В. - N в литере А, площадью (...) кв. м., З.Б.С. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, О.А.И. - N в литере А, площадью (...) кв. м., этаж 1, М.Ю.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., М.Ю.Ф. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Ч.А.Н. - N в литере А, площадью (...) кв.м., С.А.Е. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, А.Т.М. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Е.А.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Б.Ю.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Н.Г.И. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Ч.А.И. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, Ц.В.М. - N в литере А, площадью (...) кв.м., М.В.И. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Л.Т.И. - 1/2 в N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, П.В.П. - 1/2 в N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, К.М.Д. - N в литере А, площадью (...) кв.м., М.В.М. - N в литере А, площадью (...) кв.м., В.Н.Н. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, Д.Э.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, Р.С.В. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, Я.С.С. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, П.А.В. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, Б.А.В. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, Р.А.Ф. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., С.В.Г. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, М.Э.У. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., Т.А.В. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, Ф.В.В. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, Р.Д.М. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., N в литере Б, площадью (...) кв.м., N в литере Б, площадью (...) кв.м., N в литере Б, площадью (...) кв.м., К.З.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., N в литере А1, площадью (...) кв.м., М.С.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1. Земельный участок по (адрес), площадью (...) кв.м., поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N (идентичен N), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 04.06.2009. 29.07.2010 они обратились к ответчику с заявлением о предоставлении земельных участков каждому под соответствующим гаражом в собственность за плату. Ответ на указанное заявление был направлен в ГК "(...)". Отказ администрации г. Пензы от "ДД.ММ.ГГГГ" N в предоставлении каждому в соответствии с принадлежащими гаражами в собственность за плату части земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), мотивирован тем, что в представленном с заявлением пакете документов отсутствует решение ответчика об образовании земельных участков. Однако указанное решение они не могут получить, так как не являются ни землепользователями, ни землевладельцами, ни арендаторами. В силу ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета, приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных ЗК РФ и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок. В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, не имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Пункт 4 статьи 28 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и выяснение которых должно было быть осуществлено ответчиком при рассмотрении соответствующего заявления. Такое основание отказа как отсутствие согласия между землепользователями Земельным кодексом РФ не предусмотрено. Кроме того, порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации предусмотрен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которому государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; дает письменный ответ по существу поставленных вопросов, за исключением случаев, указанных в ФЗ. Учитывая, что они являются собственниками принадлежащих им на праве собственности гаражей, следовательно, орган государственной власти обязан был рассмотреть заявление по существу и принять соответствующее мотивированное решение, а в случае отсутствия каких-либо документов - запросить их у заявителя либо у иных лиц. Просили суд признать незаконным отказ администрации г. Пензы от "ДД.ММ.ГГГГ" N в предоставлении каждому в собственность за плату части земельного участка в соответствии с принадлежащими им гаражами.
Представитель администрации г. Пензы по доверенности У.Я.В. исковые требования не признала, указав, что считает их необоснованными. Администрация г. Пензы правомерно отказала в разделе земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), по причине того, что в прилагаемом к заявлению пакете документов отсутствовало решение об образовании испрашиваемых земельных участков, а также то, что у ГК "(...)" право аренды на спорный земельный участок не возникло. Кроме того, заявленные исковые требования не могут быть удовлетворены также и по тому основанию, что в настоящее время земельные участки, которые истцы просят в собственность, сняты с кадастрового учета 16.03.2011.
Октябрьский районный суд г. Пензы принял вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель К.М.Д. по доверенности Б.В.Н. решение суда просил отменить, поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к постановлению незаконного решения. Действительно на момент обращения истцов к ответчику с заявлением о разделе земельного участка они формально не являлись ни землепользователями, ни землевладельцами, ни арендаторами этого участка (ст. 11.2 ЗК РФ), однако суд не учел и не определил в качестве юридически значимых обстоятельств то, что договор аренды не был заключен по вине ответчика, который всячески затягивал вопрос заключения договора аренды земельного участка, тем самым нарушал положения ЗК РФ и права членов ГК "Инспектор". Кооператив неоднократно обращался в КУМИ г. Пензы по поводу заключения договора аренды, с 17.08.2004 по 31.03.2005 оплачивал арендную плату; КУМИ своей обязанности по подготовке проекта договора аренды и его заключению с ГК "(...)" не выполнил. На момент отказа администрации г. Пензы 16.08.2010 из спорного земельного участка фактически уже были образованы земельные участки под каждым из гаражных боксов, существовали кадастровые паспорта. Тот факт, что по заявлению ответчика участки 16.03.2011 были сняты с кадастрового учета, не может быть принят во внимание, свидетельствует о злоупотреблении правом. Просили направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Судом установлено, что постановлением главы администрации г. Пензы N от "ДД.ММ.ГГГГ" земельный участок, кадастровый номер N, площадью (...) кв.м., расположенный по адресу: (адрес), из состава земель поселений был предоставлен ГК "(...)" для завершения строительства боксовых гаражей в аренду сроком на 3 года. Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31.01.2006 за ГК "(...)" признано право собственности на самовольно возведенные (...) гаражных боксов, литеры А, А1 и Б, общей полезной площадью (...) кв.м., расположенных по адресу: (адрес). На основании соответствующих свидетельств о государственной регистрации права истцы на праве собственности имеют следующие нежилые помещения (гаражи, расположенные на указанном земельном участке): П.А.В. - N в литере А, площадью (...) кв.м., З.Б.С. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, О.А.И. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, М.Ю.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., М.Ю.Ф. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Ч.А.Н. - N в литере А, площадью (...) кв.м., С.А.Е. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, А.Т.М. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Е.А.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Б.Ю.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Н.Г.И. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Ч.А.И. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, Ц.В.М. - N в литере А, площадью (...) кв.м., М.В.И. - N в литере А, площадью (...) кв.м., Л.Т.И. - 1/2 в N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, П.В.П. - 1/2 в N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, К.М.Д. - N в литере А, площадью (...) кв.м., М.В.М. - N в литере А, площадью (...) кв.м., В.Н.Н. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, Д.Э.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, Р.С.В. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1, Я.С.С. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, П.А.В. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, Б.А.В. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, Р.А.Ф. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., С.В.Г. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, М.Э.У. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., Т.А.В. - N в литере Б, площадью (...) кв. м., этаж 1, Ф.В.В. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., этаж 1, Р.Д.М. - N в литере Б, площадью (...) кв.м., N в литере Б, площадью (...) кв.м., N в литере Б, площадью (...) кв.м., N в литере Б, площадью (...) кв.м., К.З.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., N в литере А1, площадью (...) кв. м., М.С.А. - N в литере А, площадью (...) кв.м., этаж 1. Земельный участок по (адрес), площадью (...) кв.м., поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N (идентичен N).
Истцы со ссылкой, что испрашиваемые ими земельные участки как объекты земельных отношений индивидуализированы, так как поставлены на кадастровый учет, обратились в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении земельных участков, расположенных по (адрес), в собственность за плату каждому в соответствии с принадлежащими гаражами. В письме от "ДД.ММ.ГГГГ" N администрация г. Пензы отказала в предоставлении указанных земельных участков в связи с тем, что в прилагаемом к заявлению пакете документов отсутствовало решение об образовании испрашиваемых земельных участков, а также указала, что у ГК "(...)" право аренды на спорный земельный участок не возникло.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 7 ст. 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Положения "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам", утв. Решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 N 1096-50/4, в месячный срок со дня поступления заявления с приложением полного пакета документов администрация города Пензы принимает решение в форме приказа первого заместителя главы администрации города Пензы о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, либо направляет заявителю уведомление о невозможности подготовки документов о предоставлении испрашиваемого земельного участка с указанием причин.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Перечень документов, прилагаемый к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, пунктом 7 которого предусмотрено, что к заявлению должны быть приложены: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре); копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 11.3 ЗК РФ:
1. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
2. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
3. В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
4. В указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:
1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);
2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).
5. В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.
Таким образом, для раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности, необходимо принятие соответствующего решения уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Признавая обжалуемый отказ администрации законным, суд признал установленным и исходил из того, что факт отсутствия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о разделе земельного участка, площадью 1374 кв.м., на 38 земельных участков подтвержден материалами дела.
Постановлением главы администрации г. Пензы от "ДД.ММ.ГГГГ" N ГК "(...)" предоставлен земельный участок из состава земель поселений, площадью (...) кв.м., кадастровый номер N, для завершения строительства боксовых гаражей по (адрес) в аренду сроком на 3 года.
В соответствии со ст.ст. 8, 606 ГК РФ основанием для возникновения права владения и пользования имуществом на праве аренды является договор аренды.
В силу пп. 3 п. 7 ст. 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Следовательно, как правомерно указал суд, заключение договора аренды и его государственная регистрация являются единственным доказательством, которым можно было подтвердить возникновение у ГК "(...)" права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: (...). Однако договор аренды земельного участка между ГК "(...)" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы заключен не был, в связи с чем, по обоснованному мнению районного суда, арендных отношений относительно спорного земельного участка не возникло.
В соответствии со ст. 5 ЗК РФ землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Таким образом, с заявлением о разделе земельного участка вправе обратиться лицо, владеющее земельным участком на каком-либо из прав, указанных в статье 11.2 ЗК РФ. При этом ГК "(...)" не является ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором земельного участка, расположенного по адресу: (адрес).
В силу действующего законодательства для раздела земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, необходимо принятие соответствующего решения уполномоченным муниципальным органом, однако истцы на момент обращения в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату не представили решение органа местного самоуправления о разделе земельного участка с кадастровым номером N на (...) самостоятельных земельных участков.
При таких обстоятельствах суд правильно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд правомерно учел как заслуживающее внимание то обстоятельство, что земельные участки с кадастровыми номерами N были сняты с кадастрового учета 16.03.2011. Вместе с тем, в силу положений ст.ст. 11.1, 11.2 ЗК РФ для признания поверхности земли земельным участком необходимо определение границ земельного участка в установленном законом порядке. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По правилам ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Поскольку в настоящее время указанные земельные участки сняты с кадастрового учета, они не могут являться объектами земельных отношений.
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
Доводы жалобы были предметом исследования и оценки районным судом, направлены на переоценку установленного судом первой инстанции, на законе не основаны, основанием к отмене решения суда не являются.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 19.05.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя К.М.Д. по доверенности Б.В.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК Пензенского областного суда от 28 июня 2011 г. N 33-1730 (извлечение)
Текст определения размещен на сайте Пензенского областного суда в Internet (www.oblsud.penza.ru)