Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Пензенской области
от 13 июля 2011 г. N 454-пП
Долгосрочная целевая программа
"Формирование информационного общества в Пензенской области на период до 2013 года"
Паспорт долгосрочной целевой программы
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблема формирования в Пензенской области информационного общества, учитывая комплексный характер процессов информатизации, нуждается в системном анализе, предусматривающем как оценку состояния условий (факторов) развития и широкомасштабного использования ИКТ, которые сложились в области (экономическая среда, человеческий капитал, государственное регулирование сферы ИКТ), так и характеристику основных направлений развития информатизации (использование ИКТ в государственном и муниципальном управлении, образовании, здравоохранении, культуре, отраслях экономики).
Благодаря усилиям органов государственной власти Пензенской области, направленным на ускорение темпов социально-экономического развития, в области в последние годы отмечается улучшение условий для развития информационного общества.
По интегральной оценке состояния факторов развития информационного общества наиболее сильной стороной Пензенской области является состояние человеческого капитала, под которым понимается совокупность знаний и навыков населения, используемых в трудовой деятельности и способствующих развитию информационного общества, эффективному использованию ИКТ в различных сферах деятельности. В первую очередь это касается уровня образования населения.
По доле занятого населения с высшим образованием область занимает одно из лидирующих мест. В Пензенской области также довольно высок уровень охвата обучением молодежи.
Вместе с тем необходимо отметить целый ряд проблем развития человеческого капитала как фактора развития информационного общества Пензенской области. Уровень информационной грамотности населения требует дальнейшего повышения. Хотя Пензенская область отличается чрезвычайно динамичным ростом числа пользователей сети Интернет.
Состояние кадрового потенциала сферы ИКТ также нуждается в улучшении. Снижение темпов развития системы подготовки кадров в сфере ИКТ и медленное наращивание приема студентов по соответствующим специальностям и направлениям может негативно сказаться на перспективах развития информационного общества области. О наличии проблем в этой сфере свидетельствует то, что большое количество организаций Пензенской области сталкивались со значительными трудностями при заполнении вакантных рабочих мест специалистов по ИКТ вследствие недостаточного числа претендентов.
Сдерживающим фактором широкомасштабного использования ИКТ в Пензенской области остается состояние экономической среды, под которой понимается комплекс социально-экономических условий жизнедеятельности населения, функционирования хозяйственных и общественных структур.
Более низкий, чем в среднем по России, уровень урбанизации и сравнительно невысокая плотность населения также оказывают прямое влияние на использование ИКТ, поскольку требуют больших инвестиций в развитие ИКТ-инфраструктуры и также относятся к числу факторов, сдерживающих более динамичное развитие информационного общества области.
Состояние ИКТ-инфраструктуры Пензенской области требует целенаправленных усилий органов государственной власти по ее дальнейшему развитию.
Среди сильных сторон развития информационного общества можно отметить высокий уровень телефонизации домохозяйств, относительно неплохую ситуацию в сфере цифровизации местной телефонной сети. Однако по другим характеристикам ИКТ-инфраструктуры позиции Пензенской области требуют интенсификации работ.
Говоря о проблемах в развитии ИКТ-инфраструктуры, следует отметить необходимость повышения уровня ее развития в сельской местности.
Процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая практически все виды и формы человеческой деятельности, затрагивающая интересы всех слоев общества. Именно для решения такого рода задач, требующих интеграции усилий всего общества, служит программно-целевой подход. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждается также необходимостью выстраивания плана работ на долгосрочную перспективу, поскольку поставленные задачи связаны с развитием информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого потенциала, деловой среды, стимулируют создание и использование ИКТ в области и не могут быть полностью реализованы в краткосрочном периоде, равно как не могут быть решены и простым увеличением финансирования, поскольку назрела необходимость разработки новых управленческих технологий, обеспечения качественного изменения нормативной правовой базы.
Реализация Программы при решении задач развития и использования ИКТ в Пензенской области позволит:
обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования ИКТ в рамках формирования "электронного правительства" и реализацию Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации;
обеспечить концентрацию финансовых ресурсов, выделяемых из бюджета Пензенской области и привлекаемых из средств федерального бюджета и внебюджетных источников, при решении задач в области формирования информационного общества в Пензенской области;
проводить единую техническую политику при решении задач в области формирования информационного общества в Пензенской области;
повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий, реализуемых в рамках различных программ и проектов;
решить общесистемные проблемы информатизации Пензенской области;
обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области формирования информационного общества в Пензенской области.
Программа скоординирована с программами во взаимосвязанных областях, принятыми как на федеральном, так и на областном уровне, и предполагает обязательное значительное участие органов государственной власти Пензенской области и межведомственную координацию.
Нормативная правовая база Пензенской области постоянно обновляется и совершенствуется в соответствии с развитием технологий и возникающими проблемами их использования.
Вместе с тем требуется создание комплекса нормативных правовых актов, определяющих принципы и методы управления проектами информатизации региона.
Настоящая Программа разработана в целях продолжения реализации в Пензенской области государственной политики в сфере ИКТ до 2013 года через механизм программно-целевого планирования.
Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Пензенской области и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы развития и использования ИКТ.
Программа является инструментом реализации государственной политики в сфере развития и использования ИКТ для достижения целей социально-экономического развития области, представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное развитие и использование ИКТ в Пензенской области с учетом приоритетов социально-экономического развития области.
В Программе реализован подход к информатизации Пензенской области, при котором использование ИКТ в сфере государственного и муниципального управления, в социальной и экономической сферах является не просто автоматизацией функций и деловых процессов, а инструментом существенной перестройки работы соответствующих органов и организаций в сторону оказания услуг, повышения конкурентоспособности области. Указанный подход направлен на сервис-ориентированную модель развития и использования ИКТ, в которой повышение качества государственных услуг и услуг социальной сферы за счет использования ИКТ рассматривается как одна из основных целей электронного развития.
Целью ее внедрения является формирование условий, благоприятствующих развитию всех значимых для Пензенской области приложений ИКТ, а также информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого потенциала и деловой среды, стимулирующей создание и использование ИКТ. Программа носит комплексный характер и задает необходимые параметры для планирования и организации деятельности по развитию и широкомасштабному использованию ИКТ в области.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями реализации Программы является:
1) повышение качества жизни населения Пензенской области за счет широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования.
Для достижения вышеназванной цели необходима реализация следующих задач:
- повышение доступности и качества образования за счет внедрения современных ИКТ в систему образования и подготовки кадров;
- повышение качества медицинских услуг на основе широкомасштабного использования ИКТ в деятельности врачей и медицинских учреждений, создания "электронного паспорта здоровья" и интегрированной системы управления здравоохранением;
- повышение доступности услуг в сфере культуры на базе развития информационных систем, оцифровки культурного наследия и предоставления доступа к культурным ценностям через сеть Интернет;
- развитие проекта "электронная карта жителя Пензенской области".
2) повышение доступности и качества государственных услуг для населения и бизнеса, а также открытости органов государственной власти на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Для этого необходима реализация следующих задач:
- повышение эффективности системы государственного управления в Пензенской области;
- развитие инфраструктуры "электронного правительства";
- перевод оказания государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
Перечень целевых показателей представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень основных мероприятий Программы, направленных на решение задач и достижение целевых показателей представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Механизм управления Программой
Государственным заказчиком Программы является Правительство Пензенской области, а ответственным исполнителем Программы - Управление информатизации Пензенской области.
Управление информатизации Пензенской области представляет в уполномоченный орган:
- ежегодно, не позднее трех недель после утверждения бюджета Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период, план реализации Программы на соответствующий год с поквартальной разбивкой исполнения мероприятий и объемами их финансирования;
- в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, отчет об исполнении мероприятий программы по каждой ДЦП нарастающим итогом с начала года;
- ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, доклад о выполнении Программы.
Соисполнителями Программы по отдельным направлениям являются Министерство образования Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство культуры и архива Пензенской области, Управление по размещению государственного заказа Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Пензенской области.
Соисполнители участвуют в подготовке и реализации мероприятий Программы, разработке проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации мероприятий Программы исполнителями которых они являются. Представляют в установленный срок ответственному исполнителю отчет о ходе реализации мероприятий. Представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки степени достижения целевых показателей.
5. Методика оценки степени достижения целевых показателей Программы
Оценка степени достижения целевых показателей Программы, отраженных в приложении N 1, осуществляется путем сравнения плановых и фактических значений целевых показателей по формулам:
или
Где:
- отношение фактического значения целевого показателя к плановому (если увеличение фактического значения целевого показателя приводит к улучшению показателей Программы), или отношение планового значения целевого показателя к фактическому (если увеличение фактического значения целевого показателя приводит к ухудшению показателей Программы);
- плановое значение целевого показателя;
- фактическое значение целевого показателя.
Каждому целевому показателю присвоен весовой коэффициент, отражающий важность и значимость показателя.
Весовые коэффициенты установлены в процессе разработки и утверждения Программы и указаны в соответствии с перечнем целевых показателей Программы в приложении N 1.
В соответствии с весовыми коэффициентами целевых показателей и на основе сравнения их плановых и фактических значений рассчитывается оценка степени достижения целевых показателей Программы по следующей формуле:
- оценка степени достижения целевых показателей Программы;
- количество целевых показателей;
- весовой коэффициент j-го целевого показателя;
Сумма весовых коэффициентов по всем целевым показателям должна быть равна 1.
Оценка степени достижения целевых показателей рассчитывается ежегодно и служит основой для оценки уполномоченным органом эффективности реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.