Соглашение о социальном партнерстве
между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области на 2012-2014 годы
от 6 октября 2011 г. N 4-3а-09/153
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие с 1 января 2015 г.
См. Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области на 2015-2017 годы от 14 ноября 2014 г. N 4-5а-08/100
О реализации настоящего Соглашения см. распоряжение Правительства Пензенской области от 25 января 2012 г. N 30-рП
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Пензенской области, Федерации профсоюзов и объединений работодателей Пензенской области, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового Кодекса Российской Федерации настоящее соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и совместные действия Сторон по их реализации на 2012-2014 годы.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда и заработной платы, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведение социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, поддержания социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения Пензенской области.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Стороны на основе взаимных консультаций разрабатывают необходимые документы, принимают решения по их исполнению, формируют предложения в адрес органов законодательной и исполнительной власти.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров на предприятиях и в организациях Пензенской области. В пределах своей компетенции стороны принимают меры, направленные на обеспечение их реализации, оказывают всестороннее содействие в развитии социального партнерства на всех уровнях.
1. Экономическая политика
1.1. Добиваться ежегодной положительной динамики объемов промышленного производства продукции в рамках реализации государственной политики за счет инновационного обновления структуры экономики Пензенской области, модернизации и повышения её конкурентоспособности, инвестиционной активности, динамичного и поступательного развития производства, обновления производственно-технической базы, создания новых эффективных рабочих мест, малого и среднего предпринимательства, укрепления экономического и финансового положения организаций и межрегиональных хозяйственных связей.
При формировании бюджетной системы области ориентироваться на политику развития, модернизацию и формирование новой структуры экономики, потенциала будущего роста и крупных вложений в человеческий капитал.
1.2. Обеспечить выполнение программы социально-экономического развития Пензенской области, региональных целевых программ развития отдельных отраслей экономики в рамках выполнения стратегии развития ПФО и Российской Федерации.
Заслушивать один раз в полугодие на заседаниях областной трехсторонней комиссии отчеты ответственных лиц о ходе реализации данных программ.
1.3. Оказывать финансовую поддержку промышленным предприятиям в виде субсидий за счет средств бюджета Пензенской области на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговым платежам для проведения технического перевооружения и освоения новой продукции.
1.4. Взвешенно и экономически обоснованно подходить к процедуре банкротства предприятий, своевременно принимать меры по их оздоровлению и содействовать сохранению предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию.
При проведении процедур приватизации, а также банкротства, реорганизации и ликвидации организаций, строго соблюдать условия, обеспечивающие сохранение за работниками прав и социальных гарантий, установленных законодательством.
1.5. Обеспечить на территории области соблюдение ценового и антимонопольного законодательства. При изменении тарифов на электрическую, тепловую энергию, жилищно-коммунальные, пассажирские и другие социально-значимые услуги строго соблюдать утвержденные государственными службами предельные индексы возможного увеличения платы граждан за данные услуги и не допускать их повышения выше половины уровня роста доходов населения. Осуществлять меры по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения Пензенской области.
1.6. Сохранить финансовую поддержку отрасли "сельское хозяйство" в форме субсидирования части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей области, включая фермерские и личные подсобные хозяйства, а также другие предприятия агропромышленного комплекса, по уплате процентов за целевые коммерческие кредиты.
1.7. Продолжить проведение политики структурной перестройки производственных отношений на селе, включая создание интегрированных и кооперативных структур в области производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства, восстановления специализированных птицеводческих и животноводческих комплексов, развития социальной структуры села.
1.8. В целях стимулирования деятельности предприятий агропромышленного комплекса по повышению производительности труда, конкурентоспособности продукции и услуг, поддержки лучших товаропроизводителей, определения и поощрения предприятий, которые добиваются наилучших финансово-экономических, производственных и социальных показателей в своей деятельности, продолжить работу по организации соревнований (конкурсов) на предприятиях агропромышленного комплекса Пензенской области. Ежегодно выделять из бюджета Пензенской области на эти цели средства в сумме 3,0 млн. руб. для предприятий агропромышленного комплекса.
1.9. Продолжить практику субсидирования части процентной ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными и осуществляющими предпринимательскую деятельность, на реализацию бизнес-проектов, прошедших конкурсный отбор, в приоритетных отраслях экономики Пензенской области.
1.10. В целях расширения ассортимента высококачественных товаров, пользующихся спросом на потребительском рынке области, оказывать содействие и принимать активное участие в проведении региональных выставок-ярмарок, обеспечивать формирование регионального заказа на закупку продукции для государственных нужд в рамках Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд".
1.11. Профсоюзы принимают участие в разработке программ и планов по развитию производства, повышению производительности труда, улучшению качества производимой продукции, проводят работу по укреплению дисциплины труда, рациональному использованию рабочего времени, бережному отношению к материалам, оборудованию и инструментам, добиваются заключения коллективных договоров, соглашений и их исполнения.
II. Оплата труда, доходы и уровень жизни населения
2.1. Считать приоритетным направлением в работе сторон дальнейшее повышение жизненного уровня населения области, развитие положительной тенденции превышения доходов над инфляционной составляющей, снижение численности работающих граждан с денежными доходами на уровне не ниже двух минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
2.2. Правительству Пензенской области, Федерации профсоюзов и объединениям работодателей Пензенской области в рамках своей компетенции при наличии финансовых средств проводить работу по установлению окладной части (без доплат и надбавок) размера оплаты труда работникам организаций всех форм собственности, в том числе занятым у работодателей - физических лиц, на уровне не ниже минимального размера оплаты труда (без учета компенсационных и стимулирующих выплат), установленного законодательством Российской Федерации.
2.3. Продолжить работу областной межведомственной комиссии при Правительстве Пензенской области по вопросам обеспечения своевременной выплаты и роста заработной платы на территории Пензенской области.
Обеспечить повышение уровня реальной заработной платы, превышающего годовой уровень инфляции в Российской Федерации, с учетом роста цен на товары и услуги, своевременной её выплаты. Принимать меры административной и уголовной ответственности к руководителям, нарушающим трудовые права граждан на своевременное и в полном объёме получение вознаграждения за труд.
Рекомендовать работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Пензенской области, реализовать меры по обеспечению выплаты работникам заработной платы в размере не ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в Пензенской области, но не ниже уровня двух минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
2.4. Предусматривать финансовую компенсацию части затрат предприятиям пассажирского транспорта (автомобильного, городского электрического и пригородного железнодорожного транспорта) необходимую для обеспечения права льготного проезда для граждан.
2.5. Рекомендовать предусматривать в коллективных договорах организаций всех форм собственности:
- гарантии работникам на индексацию заработной платы в связи с инфляцией в Российской Федерации ростом потребительских цен на товары и услуги в области, в соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы госстатистики по Пензенской области;
- выплату денежных компенсаций за задержку выплаты зарплаты и за нерабочие праздничные дни рабочим-сдельщикам, в которые они не привлекались к работе, в соответствии со статьями 112 и 236 Трудового кодекса РФ:
- соотношение тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего его размера, при этом тарифная часть заработной платы должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации (без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера);
- стимулирующие доплаты и надбавки для повышения профессионального мастерства работников;
- механизм дифференциации уровня оплаты труда руководителей, специалистов и работников ведущих профессий;
- меры по увеличению доли заработной платы в себестоимости выпускаемой продукции;
- меры и механизмы по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) работодателя, а также в случае неплатежеспособности организации.
2.6. При формировании бюджета на 2012-2014 годы предусмотреть средства на оплату труда работникам бюджетной сферы с учетом применения отраслевых систем оплаты труда.
Руководителям государственных учреждений разрешить увеличение фонда оплаты труда, при условии отсутствия кредиторской задолженности по расходам, необходимым для обеспечения деятельности учреждений.
Учреждениям, имеющим статус казенных и бюджетных, разрешить использовать экономию фонда оплаты труда, создавшуюся за счет оплаты больничных листов и в других случаях, направлять на оказание материальной помощи и премирование работников в соответствии с действующим законодательством.
2.7. При наличии возможности установить единовременную выплату молодым специалистам с высшим образованием, поступающим на работу в государственные и муниципальные учреждения бюджетной сферы.
2.8. Профсоюзам через коллективные договоры, соглашения, посредством участия представителей в примирительных комиссиях, трудовом арбитраже, судебных заседаниях и других инстанциях защищать законные права и интересы работников по вопросам оплаты труда, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов, вносить предложения в законы Пензенской области и постановления Правительства Пензенской области, связанные с регулированием трудовых отношений, в том числе и в части заработной платы.
III. Развитие рынка труда и гарантии занятости населения
3.1. Обеспечить выполнение комплекса мероприятий в соответствии с Ведомственной целевой Программой содействия занятости населения Пензенской области на 2012-2015 годы и региональной программой по снижению напряженности на рынке труда в регионе.
3.2. Сторонам социального партнерства принимать все необходимые меры по сокращению нелегальной и теневой занятости в области.
3.3. В целях проведения последовательной политики информирования работников и работодателей о складывающихся тенденциях на рынке труда обеспечить:
формирование прогноза спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах;
повышение качества и расширение доступности официальной статистической информации и мониторингов по вопросам занятости и безработицы и трудовой миграции;
повышение эффективности системы мониторинга ситуации на рынке труда;
использование новых информационных технологий и обеспечение доступности информационных ресурсов, в том числе в рамках информационного портала государственных и муниципальных услуг, портала "Работа в России", а также изменение периодичности обновления информации в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
3.4. Реализовать меры, направленные на повышение качества государственных услуг в сфере занятости, эффективное расходование бюджетных средств, в том числе меры, обеспечивающие целевое и эффективное использование выделяемых средств из федерального бюджета на мероприятия по поддержке занятости населения и на реализацию региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в регионе.
3.5. Осуществлять меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе:
- по адаптации системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики;
- по развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
3.6. Продолжить практику проведения консультаций в области совершенствования нормативной правовой базы в сфере рынка труда и занятости, ее направленности на обеспечение лучшего доступа граждан, ищущих работу, к рабочим местам и сокращение объема накопленной безработицы.
3.7. В целях повышения эффективности внешней и внутренней трудовой миграции и оптимизации привлечения иностранной рабочей силы на основе потребностей экономики в трудовых ресурсах и соблюдения принципа приоритетного использования национальных кадров:
ежегодно рассматривать в Комиссии вопросы, связанные с проведением миграционной политики (обобщение заявок работодателей о потребности в привлечении иностранной рабочей силы и их направление на рассмотрение в отраслевые министерства и ведомства и другие заинтересованные органы государственной власти);
проводить оценку эффективности использования иностранной рабочей силы;
проводить консультации по вопросам установления квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы на основе потребности региона и секторов экономики в трудовых ресурсах в профессионально-квалификационном разрезе;
обеспечить регулярное рассмотрение в Комиссии вопросов правоприменительной практики в области привлечения и использования иностранной рабочей силы.
3.8. Работодателям при наличии средств обеспечивать включение в коллективные договоры мероприятий, направленных на сохранение числа рабочих мест, обеспечение полной занятости персонала, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им дополнительных льгот и компенсаций, помимо предусмотренных законодательством.
3.9. Профсоюзам через коллективные договоры и соглашения добиваться сохранения и создания новых рабочих мест, создания новых производств, повышения квалификации и переобучения работников за счет средств работодателя, предоставления им социальных гарантий, представлять интересы членов профсоюзов при разрешении трудовых конфликтов, принимают меры по защите их трудовых прав, оказывают консультативную и правовую помощь.
3.10. В целях привлечения, адаптации и закрепления на предприятиях молодых специалистов (рабочих) предусматривать в коллективных договорах установления для них следующих гарантий:
- заработная плата не ниже двух минимальных размеров оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации;
- выплата единовременного пособия в размере двух средних заработков, при условии, что работник проработал на предприятии или в учреждении не менее 6 месяцев после поступлении на работу;
- развитие института наставничества (установление доплаты к окладу наставника);
- частичная компенсация стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- доплата к заработной плате при получении профессионального образования без отрыва от производства;
- социальное и экономическое стимулирование работников (оказание помощи в приобретении жилья, предоставления беспроцентных или низкопроцентных ссуд, строительства ведомственного жилья с последующей продажей его в рассрочку и т.д.);
- проводить конкурсы профессионального мастерства "Лучший молодой рабочий", "Лучший молодой руководитель", "Лучший наставник молодежи", "Лучший молодой специалист", предусматривать меры поощрения победителей.
При этом молодым специалистом (рабочим) признается гражданин Российской Федерации не старше тридцати пяти лет, окончивший образовательное учреждение начального, среднего или высшего профессионального образования, получивший документ об уровне образования и (или) квалификации и заключивший трудовой договор с предприятием в течение одного года после окончания образовательного учреждения (не считая периода отпуска по беременности и родам; отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода времени по уходу неработающего выпускника образовательного учреждения за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода прохождения военной службы по призыву).
3.11. В целях повышения престижа рабочих профессий Стороны поддерживают и способствуют проведению региональных конкурсов профессионального мастерства и других аналогичных мероприятий.
3.12. Стороны осуществляют меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развитие систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики региона.
3.13. Работодателям принимать на работу работников с учетом приоритетной занятости граждан Пензенской области.
3.14. Работодатели заключают договора о сотрудничестве с учреждениями профессионального образования в целях подготовки молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы этих учреждений, проведении производственной практики и стажировки преподавателей.
3.15. Работодатели совместно с профсоюзными комитетами организуют шефскую работу с учащимися в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.
3.16. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях меры поощрения педагогических работников, мастеров производственного обучения, обучения студентов учреждений профессионального образования.
IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы
4.1. Добиваться сохранения объемов и качества бесплатно предоставляемых социально-значимых государственных услуг на образование, охрану здоровья, медицинскую помощь, культуру, спорт.
Не допускать необоснованного закрытия, перепрофилирования и передачи коммерческим структурам медицинских, аптечных, образовательных, детских дошкольных учреждений, санаториев-профилакториев, объектов культуры под другие цели.
4.2. Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить льготный проезд (детям в возрасте не старше 7 лет, учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны) на автобусном транспорте в весенне-летний и осенний периоды в садово-огородные кооперативы за счет средств соответствующих бюджетов.
4.3. Обеспечить совместными усилиями органов государственного контроля, местного самоуправления, общественных организаций по защите прав потребителей действенный контроль за реализацией безопасных и качественных товаров, лекарственных средств, производимых работ, услуг, принимать меры к недопущению распространения недобросовестной рекламы.
4.4. Профсоюзам осуществлять защиту социальных гарантий работников, реализацию социально-экономических программ через коллективные договоры и соглашения, представлять интересы членов профсоюзов при рассмотрении индивидуальных споров, участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров в соответствии с действующим законодательством.
4.5. Обеспечить выделение необходимых средств на обязательные профилактические осмотры обучающихся детей и молодежи и работников учреждений образования.
4.6. Объединениям профсоюзов совместно с представителями пенсионного фонда продолжить работу на предприятиях, в учреждениях, организациях по включению в коллективные договоры положений, связанных с защитой пенсионных прав граждан, и повысить спрос за их исполнение; проводить широкую разъяснительную работу о ходе пенсионной реформы.
4.7. В целях обязательного медицинского страхования работодатель обязан:
регистрироваться и сниматься с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации;
своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
4.8. Рекомендовать предусматривать в коллективных договорах организаций всех форм собственности обязанность работодателя по осуществлению обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами, и ответственность работодателя за ненадлежащее их исполнение, а также выделении средств на добровольное медицинское страхование работников.
4.9. Обеспечить в полном объеме финансирование мер социальной поддержки льготным категориям граждан в соответствии с законодательством области.
4.10. При наличии финансовых ресурсов предусматривать средства в пределах полутора процента от фонда оплаты труда на частичную оплату путевок на санаторно-курортное лечение для работников организаций - в коллективных договорах, а для работников непроизводственной сферы - в бюджете области.
4.11. Обеспечивать потребность по оздоровлению детей и подростков на базе всех типов лагерей, санаториев и предусматривать на эти цели в бюджетах расходы в объеме не ниже прошлых лет с учетом индекса роста цен.
4.12. Содействовать оформлению прав на льготное пользование землей детскими оздоровительными, санаторно-курортными учреждениями, организациями культуры и здравоохранения, спорта и туризма.
4.13. В целях пропаганды здорового образа жизни, отвлечения работающих граждан от вредных привычек проводить активную работу в трудовых коллективах по организации спортивных и культурно-массовых мероприятий, постоянно проводить на предприятиях спартакиады, смотры-конкурсы художественной самодеятельности, предусматривать эти мероприятия и финансирование их проведения в коллективных договорах.
4.14. Создать условия для развития ипотечного жилищного кредитования, деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования и стимулирования спроса на рынке жилья путем оказания содействия в улучшении жилищных условий молодых семей, многодетных семей, иных категорий граждан, в соответствии с действующим законодательством, в рамках областных и федеральных целевых программ.
4.15. Содействовать созданию и деятельности в организациях, городах и районах общественных молодежных комиссий, советов, комитетов. Регулярно рассматривать вопросы работы с молодежью и меры по улучшению их социально-экономической защиты на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постоянно обобщать и распространять положительный опыт работы с молодежью в организациях, городах и районах области.
4.16. Обеспечить проведение в области государственной политики в отношении поддержки семьи, материнства и детства, социального обслуживания населения, развития физкультуры и спорта. При формировании бюджетов всех уровней предусматривать средства на реализацию данных программ.
4.17. Руководителям организаций всех форм собственности обеспечить:
- выполнение законов, регламентирующих пенсионное обеспечение граждан;
- правильное исчисление, своевременное и полное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- своевременное предоставление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в территориальные органы ПФР по Пензенской области достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, используя электронный документооборот, средства криптографической защиты информации и электронную цифровую подпись в рамках действующего законодательства;
- исходя из финансовых возможностей, производить уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
4.18. Работодатель обязан:
- зарегистрироваться в качестве страхователя - плательщика страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации;
- правильно исчислять, своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации.
4.19. Профсоюзам осуществлять защиту прав членов профсоюза на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
4.20. Рекомендовать руководителям организаций всех форм собственности разработать комплекс мер, направленных на улучшение условий санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организации.
V. Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
5.1. В целях реализации государственной политики в области охраны труда и обеспечения конституционного права работников на труд, усиления государственного и общественного контроля соблюдения соответствующего законодательства проводить в организациях всех форм собственности целенаправленную работу по созданию условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда, аттестацию рабочих мест.
5.2. Продолжить обучение руководителей, специалистов и профактива по вопросам охраны труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года, предусмотрев на это средства из соответствующих бюджетов.
5.3. Предусматривать в коллективных договорах:
- предоставление оплачиваемого времени (не менее 2-х часов в неделю) уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзных комитетов для выполнения возложенных на них общественных обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, предусмотренных законодательством;
- компенсационные выплаты на реабилитацию пострадавшего на производстве работника по вине работодателя до момента назначения пострадавшему пособия по временной нетрудоспособности (приобретение медикаментов, оплата операций и т.п.).
5.4. Обеспечить финансирование расходов на обследование и вакцинацию работников учреждений здравоохранения, работающих в условиях, способствующих заражению парентеральными гепатитами.
5.5. Обеспечить своевременность платежей по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, особенно при реорганизации и ликвидации предприятий.
5.6. Организовывать и проводить ежегодные смотры-конкурсы по охране труда среди организаций и учреждений всех форм собственности.
5.7. Совершенствовать систему экологического мониторинга, обеспечивать реализацию первоочередных мер по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды в области.
5.8. Обеспечивать финансирование мероприятий по улучшению условий по охране труда, включая работы по аттестации рабочих мест в организациях и учреждениях всех форм собственности.
5.9. Работодатели безукоснительно выполняют требования законодательства по охране труда, обеспечивают безопасные условия труда, создают на предприятиях службы, вводят штатные должности специалистов по охране труда, совместно с профсоюзами на паритетных условиях организуют работу комитетов (комиссий), обеспечивают работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, регулярно проводят медицинские осмотры работников, осуществляют обязательное социальное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечивают финансирование проведения противогриппозной вакцинации своих работников в целях предупреждения массовых заболеваний гриппом.
Работодатели создают условия для организации полноценного питания работников (столовые, оборудованные комнаты приема пищи), обеспечивают работающих во вредных условиях труда лечебно-профилактическим питанием, разрабатывают режимы труда и отдыха для работающих в контакте с вредными производственными факторами, обеспечивают условия труда женщин (вне контакта с веществами 1-2 класса опасности, канцерогенами, аллергенами и другими потенциально опасными для репродуктивного здоровья веществами).
5.10. Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда, участвуют в расследовании несчастных случаев, вносят предложения в органы управления по совершенствованию действующего законодательства об охране труда и социальной защите работающих и лиц, пострадавших на производстве, защищают их права и интересы в судебных инстанциях, оказывают бесплатную консультационную помощь.
5.11. Центру по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями совместно с социальными партнёрами:
- проводить мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИД на рабочих местах;
- участвовать в организации просветительских программ по противодействию ВИЧ/СПИД;
- способствовать проведению политики предприятий по предотвращению дискриминации работников, живущих с ВИЧ/СПИД, и предоставлению социальной защиты ВИЧ-инфицированным и их семьям.
5.12. В целях выделения дополнительных средств для реализации мероприятий, направленных на предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях, работодатели своевременно представляют заявки региональному отделению Фонда социального страхования:
- об установлении скидок к страховым тарифам;
- о финансовом обеспечении предупредительных мер в размере 20% от сумм страховых взносов за предшествующий календарный год.
5.13. Работодатели за счет собственных средств организуют проведение диспансеризации своих работников не реже одного раза в два года.
5.14. Стороны договорились принимать все меры по недопущению нарушений трудовых прав беременных женщин и женщин с маленькими детьми.
5.15. Работодателям совместно с профсоюзными организациями предприятий разработать демографическую программу с предоставлением дополнительных прав и гарантий.
Данные меры предусматривать в коллективных договорах и соглашениях.
VI. Социальное партнерство и координация действий сторон соглашения
6.1. В соответствии с законом Пензенской области "О системе социального партнерства в Пензенской области" стороны стоят на позициях равноправия и паритетных отношений, придерживаются принципов взаимного уважения, доверия и считают основной целью социального партнерства реализацию социальных программ, направленных на повышение жизненного уровня населения области на основе динамичного развития экономики.
6.2. Стороны обязуются принимать все меры по ликвидации административных барьеров с целью реализации данного Соглашения.
6.3. Постановления и распоряжения Правительства Пензенской области, затрагивающие интересы населения и экологическую обстановку в регионе, принимаются с учетом мнения профсоюзов и объединений работодателей.
6.4. Правительство Пензенской области в соответствии со статьёй 35.1. Трудового кодекса Российской Федерации регулярно направляет на рассмотрение областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере труда, программ социально-экономического развития. Решения, предложения областной трехсторонней комиссии в обязательном порядке обсуждаются органом государственной власти Пензенской области, направившим указанные проекты нормативных документов.
6.5. Стороны обязуются официально информировать друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
6.6. Стороны признают действия отраслевых тарифных соглашений, принятых на федеральном уровне, обязательное заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности и отраслевых тарифных, территориальных соглашений в городах и районах области, содействуют становлению и расширению практики двух- и трехсторонних консультаций, переговоров по социальным и иным связанным с трудом вопросам, а также развитию связей региональной трехсторонней комиссии с аналогичными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений городов и районов области.
6.7. Стороны обеспечивают участие представителей молодежи при ведении переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.
6.8. Рекомендовать Пензенской государственной телерадиокомпании предоставлять сторонам трехстороннего Соглашения ежемесячно бесплатно по 10 мин. эфирного времени на радио и телевидении для освещения хода выполнения Соглашения.
6.9. Данное Соглашение действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
6.10. Стороны признают настоящее Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим принципы проведения согласованной социально-экономической политики в области на 2012-2014 гг., и принимают на себя обязательства руководствоваться Соглашением, соблюдая все его условия, и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации и Пензенской области ответственность за нарушение или невыполнение его положений и уклонение от участия в переговорах.
6.11. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов, возникающих в социальной и экономической сферах, совершенствуют действующий порядок их разрешения, в том числе с использованием механизма досудебной защиты социально-трудовых прав работников, оказывают необходимую помощь по разрешению коллективных и индивидуальных трудовых споров.
6.12. Работодатели способствуют созданию и функционированию профсоюзов на предприятиях, в организациях всех форм собственности, деятельности технической и правовой инспекции труда профсоюзов, посещению профсоюзными представителями организаций и рабочих мест для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав по защите социально-трудовых интересов работников и ежемесячно бесплатно перечисляют на счета профсоюзных организаций членские взносы из заработной платы работников согласно ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
6.13. При наличии на предприятиях нескольких профсоюзных организаций Федерация профсоюзов берет на себя обязательства по заключению соглашения между ними и выработке консолидированной политики.
6.14. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
6.15. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в Департамент по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области, осуществляющий функции по выработке государственной политики в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей.
6.16. В месячный срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для выполнения совместно взятых на себя обязательств, представляет их в Департамент по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области для рассмотрения на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.17. Соглашение обязательно для исполнения сторонами, его подписавшими. Каждая из сторон признает ответственность за реализацию Соглашения в пределах своих полномочий.
Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по решению областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.18. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешением разногласий, возникающих при этом, осуществляет областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Министерства, управления, комитеты, ведомства, ответственные за выполнение обязательств Соглашения, по итогам полугодия представляют информацию в Департамент по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области о ходе их выполнения. Итоги выполнения Соглашения обсуждаются на заседаниях трехсторонней комиссии, которая информирует граждан о результатах выполнения Соглашения через средства массовой информации.
6.19. В течение срока действия Соглашения в случае выполнения всех его пунктов, стороны воздерживаются от каких-либо санкций по отношению друг к другу.
Соглашение рассматривается и принимается на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Подписанное сторонами областное трехстороннее соглашение в двухнедельный срок публикуется в областных средствах массовой информации.
Настоящее Соглашение подписали:
Заместитель Председателя Правительства - |
Ю.А. Быков |
От Правительства Пензенской области:
Начальник Департамента по труду, занятости |
Е.И. Косникова |
От Федерации профсоюзов Пензенской области:
Председатель Федерации профсоюзов |
В.П. Авдонин |
От работодателей:
Президент РОР |
Н.П. Симонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области на 2012-2014 годы от 6 октября 2011 г. N 4-3а-09/153
Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением
Настоящее соглашение действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Текст Соглашения опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 92 от 15 ноября 2011 г.
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие с 1 января 2015 г.