Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства образования
и науки Пензенской области
от 19 января 2005 г. N 3
(с изменениями от 28 января 2009 г.,
28 февраля, 30 августа 2011 г.,
5 марта 2012 г.)
I. Общие положения
Региональный базисный учебный план разработан на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. N 1312.
Региональный базисный учебный план является основой для разработки учебных планов образовательных учреждений Пензенской области, реализующих программы общего образования (далее образовательных учреждений). Учебный план образовательного учреждения ежегодно утверждается Советом учреждения, педагогическим советом или другим органом управления образовательного учреждения.
Региональный базисный учебный план представлен:
федеральным компонентом, на освоение которого отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
региональным компонентом - не менее 10 процентов;
компонентом образовательного учреждения - не менее 10 процентов.
В региональном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Для образовательных учреждений с русским языком обучения предложены примерные учебные планы с традиционным (недельным) распределением учебных часов.
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно(1).
На каждой ступени образования дополнительным резервом увеличения регионального компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года по решению органов управления образованием и образовательного учреждения.
В федеральном компоненте регионального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Соотношение распределения регионального компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам установлено министерством образования и науки Пензенской области с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. На каждой ступени образования образовательное учреждение обязательно выбирает два из перечня предложенных учебных курсов регионального компонента, один из которых - курс двигательной активности, остальные вводятся за счет компонента образовательного учреждения как отдельные учебные предметы или изучаются интегрированно с предметами инвариантной части учебного плана. Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, курсов по выбору, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II-IX классы), "Технологии" (V-IX классы), а также по "Информатике и информационно-коммуникативным технологиям", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, при проведении занятий по другим учебным предметам, организации предпрофильной подготовки в IX классах.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.
Региональный базисный учебный план финансируется во всех видах образовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки учащегося.
Факультативные, индивидуальные, групповые занятия, занятия на курсах по выбору, элективных курсах, спецкурсах финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.
Приказом Министерства образования Пензенской области от 5 марта 2012 г. N 119/01-07 в раздел II настоящего приложения внесены изменения
II. Начальное общее образование
Региональный базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II-IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут, для II-IV классов - 35-45 минут.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. N 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. N 1178-02) при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.
Минимальное количество часов на изучение "Русского языка и литературного чтения" определено федеральным компонентом. Часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", рекомендуется использовать следующим образом:
- в образовательных учреждениях с русским языком обучения не менее 270 часов на ступени начального общего образования дополнительно к часам инвариантной части отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык", не менее 202 часов на ступени начального общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Литературное чтение";
- в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения не менее 34 часов в каждом классе на ступени начального общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык".
В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-ой учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература".
Региональные курсы "Развитие речи" и "Литературное краеведение" во 2-4 классах рекомендуется проводить либо как отдельные учебные предметы по 1 часу в неделю каждый, либо интегрированно с соответствующими предметами федерального компонента.
Учебный предмет "Иностранный язык" изучается со II класса в объеме не менее 2-х часов в неделю. Обучение иностранным языкам во 2-4 классах рекомендуется проводить учителям начальных классов со специализацией "иностранный язык".
Минимальное количество часов для изучения учебного предмета "Математика" определено федеральным компонентом учебного плана.
Учебный предмет "Окружающий мир (человек, природа, общество, ОБЖ)" изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Предусмотренный региональным компонентом учебного плана курс "Родиноведение" представляет собой пропедевтику к систематическому курсу истории и рекомендуется для 3-4 классов или как отдельный учебный предмет по 1 часу в неделю, или изучается интегрированно с соответствующими предметами федерального компонента.
"Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля предмета "Технология".
Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).
Третий час учебного предмета "Физическая культура" использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Содержание курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в начальной школе интегрируется с различными дисциплинами ("Окружающий мир", "Физическая культура" и т.д.) или вводится в учебный план как отдельный учебный предмет за счет часов регионального компонента или компонента образовательного учреждения.
Из предложенного перечня учебных курсов регионального компонента: физкультура, физкультура и ОБЖ, час здоровья, развитие речи, литературное краеведение, родиноведение образовательное учреждение обязательно выбирает во 2-4 классах два из предложенных учебных курсов, один из которых - курс двигательной активности, остальные вводятся за счет компонента образовательного учреждения как отдельные учебные предметы или изучаются интегрированно с учебными предметами федерального компонента учебного плана. В 1 классе третий час физической культуры проводится за счет динамической паузы, часов внеклассной и внешкольной работы.
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Пензенской области.
Начальное общее образование
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Русский язык |
|
|
102 |
102 |
204 |
Литературное чтение |
|
|
68 |
68 |
136 |
Родной язык и литература(*) |
|
|
(102) |
(102) |
(204) |
Иностранный язык |
|
|
68 |
68 |
136 |
Математика |
|
|
136 |
136 |
272 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
|
|
68 |
68 |
136 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
|
|
68 |
68 |
136 |
Технология (Труд) |
|
|
68 |
68 |
136 |
Физическая культура |
|
|
102 |
102 |
204 |
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
|
34 |
34 |
Итого: |
|
|
680 |
714 |
1394 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
|
|
204 |
170 |
374 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
|
|
884 |
884 |
1768 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
|
|
102 |
68 |
170 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
|
|
782 |
782 |
1564 |
(*) При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Пензенской области с русским языком обучения.
Начальное общее образование
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Русский язык |
165 |
170 |
170 |
170 |
675 |
Литературное чтение |
132 |
136 |
102 |
102 |
472 |
Иностранный язык |
|
68 |
68 |
68 |
204 |
Математика |
132 |
136 |
136 |
136 |
540 |
Окружающий мир (человек, природа, общество, ОБЖ) |
66 |
68 |
68 |
68 |
270 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
66 |
68 |
68 |
68 |
270 |
Технология (Труд) |
33 |
34 |
68 |
68 |
203 |
Физическая культура |
66 |
68 |
68 |
68 |
270 |
Итого: |
660 |
748 |
748 |
748 |
2904 |
Региональный (национально-региональный) компонент |
(0) |
68 |
68 |
68 |
204 |
Физкультура, физическая культура и ОБЖ, час здоровья (спортивные игры, ритмика, хореография и т.д.) |
|
34 |
34 |
34 |
102 |
Развитие речи |
|
* |
* |
* |
|
Литературное краеведение |
|
* |
* |
* |
|
Родиноведение |
|
|
* |
* |
|
Обязательная нагрузка учащегося |
|
806 |
806 |
806 |
2418 |
Компонент образовательного учреждения (факультативы, индивидуальные и групповые занятия) |
|
34 |
34 |
34 |
102 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
(660) |
850 |
850 |
850 |
3210 |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
660 |
748 |
748 |
748 |
2904 |
Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Пензенской области с русским языком обучения.
Начальное общее образование
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
3 |
3 |
14 |
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир (человек, природа, общество, ОБЖ) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Технология (Труд) |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
Физическая культура (физическая культура и ОБЖ) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого: |
20 |
22 |
22 |
22 |
86 |
Региональный компонент |
(0)* |
2 |
2 |
2 |
6 |
Физкультура, час здоровья (спортивные игры, ритмика, хореография и т.д.) |
|
1 |
1 |
1 |
3 |
Развитие речи |
|
* |
* |
* |
|
Литературное краеведение |
|
* |
* |
* |
|
Родиноведение |
|
|
* |
* |
|
Обязательная нагрузка учащегося |
20 |
24 |
24 |
24 |
92 |
Компонент образовательного учреждения (факультативы, индивидуальные и групповые занятия) |
|
1 |
1 |
1 |
3 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
(20)* |
25 |
25 |
25 |
95 |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Допустимая аудиторная учебная нагрузка при учебной неделе |
20 |
22 |
22 |
22 |
86 |
Приказом Министерства образования Пензенской области от 30 августа 2011 г. N 473/01-07 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Основное общее образование
Региональный базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Региональный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока - 45 минут.
Региональный компонент представлен учебными курсами, отражающими своеобразие природы, истории, географии, экономики родного края. В IX классе часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.
Из предложенного перечня курсов регионального компонента: физическая культура, физкультура и ОБЖ, литературное краеведение, история родного края, экология, экология Пензенского края, география Пензенской области, основы здорового образа жизни, основы местного самоуправления, основы предпринимательства, образовательное учреждение обязательно выбирает два учебных курса, один из которых физическая культура, остальные вводятся за счет компонента образовательного учреждения или изучаются в качестве модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента учебного плана.
Минимальное количество часов на изучение "русского языка и литературы" определено федеральным компонентом. Часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", рекомендуется использовать следующим образом:
- в образовательных учреждениях с русским языком обучения не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно к часам инвариантной части отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык" (например, по 105 часов - в 5-6 классах, и 35 часов - в 7 классе), оставшиеся часы используются для изучения предметов регионального и школьного компонентов;
- в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения не менее 105 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык", не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Литература".
Региональные курсы литературного краеведения во 5-8 рекомендуется проводить либо как отдельный учебный предмет по 1 часу в неделю, либо интегрированно с соответствующими предметами федерального компонента.
Минимальное количество часов для изучения учебного предмета "Математика" определено федеральным компонентом учебного плана.
"Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и с целью сохранения преемственности с начальной школой, может изучаться в V-VII классах в качестве учебного модуля предмета "Технология", а с VIII класса изучается как самостоятельный учебный предмет.
Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).
Учебный предмет "Обществознание" изучается с VI по IX класс. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".
- Региональный курс "История родного края" изучается в 8-9 классах либо самостоятельным учебным курсом, либо интегрированно с соответствующими предметами федерального компонента.
Учебный предмет "География" сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет "Обществознание".
В 8-9 классах рекомендован региональный курс "География Пензенской области", который может изучаться как отдельным учебным курсом, так и интегрированно в курсе "География России".
Учебный предмет "Биология" сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел "Человек". В V-IX классах за счет часов регионального компонента рекомендован курс "Основы здорового образа жизни", в IX классе рекомендуется изучение региональных курсов "Экология", "Экология Пензенского края", в том числе интегрированно.
Учебный предмет "Искусство" изучается и в IX классе. Таким образом, преподавание данного учебного предмета стало непрерывным. В 5-7 классах учебный предмет "Искусство" представлен курсами "ИЗО" и "Музыка"; в 8-9 классах по решению образовательного учреждения учебные курсы "ИЗО" и "Музыка" могут изучаться в рамках интегрированного учебного предмета "Искусство".
Учебный предмет "Технология" построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.
Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. Курс "Основы выбора профиля обучения" является обязательным для изучения и при 6-дневной и при 5-дневной учебной неделе
Учитывая необходимость подготовки молодежи к восприятию и освоению современных реалий жизни, рекомендуется изучение в IX классе курсов "Основы местного самоуправления" и "Основы предпринимательства" в качестве курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки или модулей в рамках соответствующих предметов федерального компонента учебного плана.
Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет "Обществознание". В V-VII и IX классах соответствующее содержание традиционного курса ОБЖ может изучаться интегрировано с физической культурой.
На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности следует использовать часы регионального компонента для преподавания или самостоятельных краеведческих курсов, или краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
Региональным базисный учебный план для образовательных учреждений Пензенской области.
Основное общее образование
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||
Русский язык |
105 |
105 |
105 |
105 |
70 |
490 |
Литература |
70 |
70 |
70 |
70 |
105 |
385 |
Родной язык и литература(*) |
(210) |
(210) |
(175) |
(105) |
(105) |
(805) |
Иностранный язык |
105 |
105 |
105 |
105 |
105 |
525 |
Математика |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
875 |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
35 |
70 |
105 |
История |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
350 |
Обществознание (включая экономику и право) |
|
35 |
35 |
35 |
35 |
140 |
География |
|
35 |
70 |
70 |
70 |
245 |
Природоведение |
70 |
|
|
|
|
70 |
Физика |
|
|
70 |
70 |
70 |
210 |
Химия |
|
|
|
70 |
70 |
140 |
Биология |
|
35 |
70 |
70 |
70 |
245 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
70 |
70 |
70 |
35 |
35 |
280 |
Технология |
70 |
70 |
70 |
35 |
|
245 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
35 |
|
35 |
Физическая культура |
105 |
105 |
105 |
105 |
105 |
525 |
Итого: |
840 |
875 |
1015 |
1085 |
1050 |
4865 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
280 |
280 |
210 |
175 |
210 |
1155 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
1120 |
1155 |
1225 |
1260 |
1260 |
6020 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
175 |
175 |
105 |
70 |
105 |
630 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
1015 |
1050 |
1120 |
1155 |
1155 |
5495 |
(*) При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Пензенской области с русским языком обучения.
Основное общее образование
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||
Русский язык |
210 |
210 |
140 |
105 |
70 |
735 |
Литература |
70 |
70 |
70 |
70 |
105 |
385 |
Иностранный язык |
105 |
105 |
105 |
105 |
105 |
525 |
Математика |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
875 |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
35 |
70 |
105 |
История |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
350 |
Обществознание (включая экономику и право) |
|
35 |
35 |
35 |
35 |
140 |
География |
|
35 |
70 |
70 |
70 |
245 |
Природоведение |
70 |
|
|
|
|
70 |
Физика |
|
|
70 |
70 |
70 |
210 |
Химия |
|
|
|
70 |
70 |
140 |
Биология |
|
35 |
70 |
70 |
70 |
245 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
70 |
70 |
70 |
35 |
35 |
280 |
Технология |
70 |
70 |
70 |
35 |
|
245 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
35 |
|
35 |
Физическая культура |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
350 |
Итого: |
910 |
945 |
1015 |
1050 |
1015 |
4935 |
6-дневная учебная неделя | ||||||
Региональный компонент |
70 |
70 |
70 |
70 |
105 |
735 |
Физическая культура, физкультура и ОБЖ, ритмика и др. |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
175 |
Литературное краеведение |
* |
* |
* |
* |
|
|
История родного края |
|
|
|
* |
* |
|
Экология, экология Пензенского края |
|
|
|
|
* |
|
География Пензенской области |
|
|
|
* |
* |
|
Основы здорового образа жизни |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Основы местного самоуправления |
|
|
|
|
* |
|
Основы предпринимательства |
|
|
|
|
* |
|
Компонент образовательного учреждения (обязательные занятия по выбору) |
35 |
35 |
35 |
35 |
|
140 |
Компонент образовательного учреждения (обязательные занятия по выбору) |
35 |
35 |
35 |
35 |
|
140 |
Основы выбора профиля обучения |
|
|
|
|
35 |
35 |
Обязательная нагрузка учащегося |
1015 |
1050 |
1120 |
1155 |
1155 |
5495 |
Компонент образовательного учреждения (факультативы, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору, спецкурсы, практикумы, самостоятельная работа учащихся в лабораториях, библиотеках, музеях и т.д.) |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
350 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
1085 |
1120 |
1140 |
1225 |
1225 |
5845 |
5-дневная учебная неделя | ||||||
Региональный компонент |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
175 |
Физическая культура, физкультура и ОБЖ, ритмика и т.д. |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
175 |
Компонент образовательного учреждения (обязательные занятия по выбору) |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
175 |
Основы выбора профиля обучения |
|
|
|
|
35 |
35 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
980 |
1015 |
1085 |
1120 |
1120 |
5320 |
Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Пензенской области с русским языком обучения.
Основное общее образование
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||
Русский язык |
6 |
6 |
4 |
3 |
2 |
21 |
Литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Обществознание (включая экономику и право) |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
География |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Природоведение |
2 |
|
|
|
|
2 |
Физика |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
4 |
Биология |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
Технология |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
7 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
1 |
|
1 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Итого: |
26 |
27 |
29 |
30 |
29 |
141 |
Региональный компонент |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
Физическая культура, физкультура и ОБЖ |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Литературное краеведение |
* |
* |
* |
* |
|
|
История родного края |
|
|
|
* |
* |
|
Экология, экология Пензенского края |
|
|
|
|
* |
|
География Пензенской области |
|
|
|
* |
* |
|
Основы здорового образа жизни |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Основы местного самоуправления |
|
|
|
|
* |
|
Основы предпринимательства |
|
|
|
|
* |
|
6-дневная учебная неделя | ||||||
Компонент образовательного учреждения |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
Основы выбора профиля обучения |
|
|
|
|
1 |
1 |
Обязательная нагрузка учащегося |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
157 |
Компонент образовательного учреждения (факультативы, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору, спецкурсы, практикумы, самостоятельная работа учащихся в лабораториях, библиотеках, музеях и т.д.) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
31 |
32 |
34 |
35 |
35 |
167 |
5-дневная учебная неделя | ||||||
Региональный компонент |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Физическая культура, физкультура и ОБЖ и др. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Компонент образовательного учреждения (обязательные занятия по выбору) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Основы выбора профиля обучения |
|
|
|
|
1 |
1 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
28 |
29 |
31 |
32 |
32 |
152 |
Приказом Министерства образования Пензенской области от 30 августа 2011 г. N 473/01-07 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Среднее (полное) общее образование
Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению позволяет:
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.
Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Департаментом общего и дошкольного образования Минобразования РФ (письмо от 20.04.04 N 14-51-102/13) разработаны методические рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", а также интегрированные учебные предметы "Обществознание (включая экономику и право)" и "Естествознание" "Основы безопасности жизнедеятельности".
Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История" и "Физическая культура", входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.
Региональный компонент для X-XI классов представлен курсами, отражающими особенности и потребности региона. В X-XI классах за счет часов регионального компонента вводится третий час физической культуры. В зависимости от кадровых, научно-методических, материально-технических условий в образовательном учреждении рекомендуется изучение таких курсов как "Пензенский край в культуре России", "Основы предпринимательства", "Основы местного самоуправления", "Экология", "Экология Пензенского края", "Основы здорового образа жизни". Курс "Технология и региональный рынок труда" рекомендован с целью ознакомления учащихся с условиями и потребностями местного рынка труда.
Из перечня курсов регионального компонента образовательное учреждение обязательно выбирает не менее двух учебных курсов, один из которых физкультура, физкультура и ОБЖ, аэробика и др., остальные вводятся за счет оставшихся часов компонента образовательного учреждения или изучаются интегрированно с соответствующими учебными предметами федерального компонента учебного плана.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
2) "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет "Русский язык" в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.
Усилено внимание к изучению иностранных языков - введен в качестве обязательного учебный предмет "Иностранный язык" в объеме не менее 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи "обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне"(2).
Минимальное количество часов для изучения учебного предмета "Математика" определено федеральным компонентом учебного плана.
В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет "Естествознание". Это позволяет:
1) дать широкие возможности формирования целостной естественнонаучной картины мира;
2) ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;
3) значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);
4) снять малоэффективные "одночасовые" предметы, на которые фактически распадется учебный предмет "Естествознание" в условиях, когда на их совокупность ("Физика", "Химия", "Биология") в учебном плане реально выделяется не более 4 часов учебного времени.
При введении этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду:
1) федеральный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование, и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро.
2) федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения "Естествознания". Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета "Естествознание" или самостоятельных учебных предметов ("Физика", "Химия", "Биология") на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.
3) предлагаемый интегрированный учебный предмет "Естествознание" не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствуют назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.
Учебный предмет "Естествознание" может не изучаться в случаях, если:
- три учебных предмета естественнонаучного цикла ("Физика", "Химия" и "Биология") изучаются на базовом уровне;
- один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два - на базовом уровне;
- два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один - на базовом уровне;
- все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.
Интегрированный учебный предмет "Обществознание" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне "Обществознание", "Экономика" и "Право" могут изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.
Для составления учебного плана образовательного учреждения, класса, группы, обучающегося при профильном обучении на основе федерального базисного учебного плана следует:
1) включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);
2) включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле;
3) в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента).
В случае, если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части.
Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения;
4) включить в учебный план региональный компонент (в объеме 140 часов за два учебных года);
5) составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).
Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для:
- преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением;
- проведения учебных практик и исследовательской деятельности;
- осуществления образовательных проектов и т.п.
Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.
При проведении занятий по "Иностранному языку", "Технологии", "Физической культуре", а также по "Информатике и ИКТ", "Естествознанию", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
В малокомплектных и однокомплектных общеобразовательных школах, а также при наличии класса с универсальным (непрофильным) обучением в параллели из 2-х классов, обучающимся может быть предоставлена возможность профильного обучения на основе индивидуального учебного плана (письмо МО РФ от 20.04.04 N 14-51-102/13).
В малокомплектных и однокомплектных школах профильное обучение может осуществляется в профильных группах. При этом резервом финансирования изучения профильных и элективных курсов может быть увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах (до 37 учебных недель).
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Пензенской области.
Среднее (полное) общее образование
Федеральный компонент | |||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | |||
Инвариантная часть |
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения(*) |
|
Базовый уровень |
|
||
Русский язык |
70 (1/1) |
|
|
Литература |
210 (3/3) |
||
Иностранный язык |
210 (3/3) |
||
Математика |
280 (4/4) |
||
История |
140 (2/2) |
||
Обществознание (включая экономику и право) |
140 (2/2) |
||
Естествознание |
210 (3/3) |
||
Физическая культура |
210 (3/3) |
||
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
70 (1/1) |
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях | |||
Вариативная часть |
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения(*) |
|
Базовый уровень |
Профильный уровень |
||
Русский язык |
- |
210 (3/3) |
|
Литература |
- |
350 (5/5) |
|
Иностранный язык |
- |
420 (6/6) |
|
Математика |
- |
420 (6/6) |
|
История |
- |
280 (4/4) |
|
Физическая культура |
- |
280 (4/4) |
|
Обществознание(**) |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
|
Экономика |
35 (0,5/0,5) |
140 (2/2) |
|
Право |
35 (0,5/0,5) |
140 (2/2) |
|
География |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
|
Физика |
140 (2/2) |
350 (5/5) |
|
Химия |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
|
Биология |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
|
Информатика и ИКТ |
70 (1/1) |
280 (4/4) |
|
Искусство (МХК) |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
|
Технология |
70 (1/1) |
280 (4/4) |
|
ОБЖ |
- |
140 (2/2) |
|
Всего: |
не более 2170 (не более 31 / не более 31) |
||
Региональный (национально-региональный) компонент | |||
Всего: |
140 (2/2) |
||
Компонент образовательного учреждения | |||
Всего: |
не менее 280 (не менее 4 / не менее 4) |
||
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
|
Итого: |
2590 (37/37) |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе: |
2590 (37/37) |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе: |
2380 (34/34) |
(*) - в скобках расчетный (ненормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс / XI класс).
(**) - в этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и "Право".
Примерный учебный план для универсального обучения
(непрофильное обучение)
Учебные предметы |
Число недельных классных часов |
|
10 класс |
11 класс |
|
Федеральный компонент |
|
|
Базовые учебные предметы |
|
|
Русский язык |
1 |
1 |
Литература |
3 |
3 |
Иностранный язык |
3 |
3 |
Математика |
4 |
4 |
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
История |
2 |
2 |
Обществознание (включая экономику и право) |
2 |
2 |
География |
1 |
1 |
Физика |
2 |
2 |
Химия |
1 |
1 |
Биология |
1 |
1 |
Мировая художественная культура |
1 |
1 |
Технология |
1 |
1 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
|
Физическая культура |
2 |
2 |
Итого |
26 |
25 |
II. Региональный компонент |
2 |
2 |
Физическая культура, физическая культура и ОБЖ, аэробика и др. |
1 |
1 |
Пензенский край в культуре России |
* |
* |
Основы предпринимательства |
* |
* |
Основы местного самоуправления |
* |
* |
Экология |
* |
* |
Экология Пензенского края |
* |
* |
Основы здорового образа жизни |
* |
* |
Технология и региональный рынок труда |
* |
* |
III. Компонент образовательного учреждения(*) |
|
|
Обязательные занятия по выбору |
5 |
6 |
Обязательная нагрузка учащегося |
33 |
33 |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность при 6-дневной учебной неделе |
3 |
3 |
Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
36 |
36 |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность при 5-дневной учебной неделе |
2 |
2 |
Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
35 |
35 |
(*) При организации универсального обучения образовательное учреждение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих), может использовать время, отведенное на компонент образовательного учреждения, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента учебного плана.
Федеральным базисным учебным планом (приказ МО РФ N 1312 от 09.03.04) рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.
При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.
Предлагаемые в Федеральном базисном учебном плане варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.
Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей
Физико-математический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Информатика и ИКТ |
8 |
Физика |
10 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
8 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
Физико-химический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Биология |
2 |
География |
2 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Физика |
10 |
Химия |
6 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
12 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
Химико-биологический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Физика |
4 |
География |
2 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Химия |
6 |
Биология |
6 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
12 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
Биолого-географический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Физика |
4 |
Химия |
2 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
География |
6 |
Биология |
6 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
12 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
Социально-экономический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
Информатика и ИКТ |
2 |
История |
4 |
Естествознание |
6 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Обществоведение |
6 |
Экономика |
6 |
Право |
2 |
География |
6 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
10 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
Социально-гуманитарный профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Иностранный язык |
6 |
Математика |
8 |
Экономика |
1 |
Естествознание |
6 |
Мировая художественная культура |
2 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Русский язык |
6 |
Литература |
10 |
История |
8 |
Обществоведение |
6 |
Право |
4 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
7 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
Филологический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Математика |
8 |
История |
6 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Мировая художественная культура |
2 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Русский язык |
6 |
Литература |
10 |
Иностранный язык |
12 |
Второй иностранный язык |
4 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
6 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
Информационно-технологический профиль
(как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля)
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Физика |
4 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Информатика и ИКТ |
8 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
10 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
Агро-технологический профиль
(как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля)
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
Математика |
8 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Физика |
4 |
Химия |
2 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Биология |
6 |
Основы агрономии(*) |
4 |
Основы животноводства(*) |
4 |
Сельскохозяйственная техника(*) |
4 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
10 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
(*) Профильные учебные предметы на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
Индустриально-технологический профиль.
Направление - электротехника/радиоэлектроника
(как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля)
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
Математика |
8 |
Информатика и ИКТ |
2 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Физика |
10 |
Технология (включая электротехнику и радиоэлектронику)* |
8 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
8 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
(*) Профильные учебные предметы на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
Художественно-эстетический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
Математика |
8 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Физическая культура |
4 |
II. Профильные учебные предметы | |
Мировая художественная культура |
6 |
Профильные учебные предметы искусства |
12* |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
10 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
(*) Профильные учебные предметы выбираются образовательным учреждением в зависимости от направления подготовки.
Оборонно-спортивный профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
Математика |
8 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
II. Профильные учебные предметы | |
Физическая культура* |
8 |
Основы безопасности жизнедеятельности* |
4 |
III. Элективные учебные предметы | |
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
20 |
IV. Региональный компонент | |
В соответствии с региональным базисным учебным планом |
4 |
(*) Профильные учебные предметы на основе элементов государственного стандарта среднего профессионального педагогического образования.
______________________________
(1) Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 ("Собрание законодательства РФ", 26 марта 2001 г., N 13, с. 1252).
(2) "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Пензенской области от 19 января 2005 г. N 3 "Об утверждении регионального базисного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.