Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
Администрации г. Заречного
Пензенской области
от 19 апреля 2012 г. N 783
Положение
о порядке формирования и деятельности спасательных служб города Заречного
28 ноября 2012 г.
I. Основные положения
1. Положение о порядке формирования и деятельности спасательных служб города Заречного (далее - Положение) устанавливает порядок создания и организации деятельности спасательных служб на территории города и в районах размещения на территории закрепленной загородной зоны в военное время.
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с последующими изменениями), Приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" и от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", постановлением Администрации города Заречный от 03.07.2009 N 1061 "О порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Заречный".
3. В настоящем Положении используются следующие термины и понятия:
- спасательная служба города - это совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенных для всестороннего обеспечения мероприятий гражданской обороны и действий штатных (нештатных) формирований гражданской обороны, входящих в состав спасательных служб, а также выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, при ликвидации последствий террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нештатное формирование гражданской обороны - это самостоятельная или входящая в состав спасательной службы структура, созданная на нештатной основе, оснащенная специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленная для проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций;
- чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба и границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные чрезвычайные ситуации;
- аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;
- неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуаций, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
4. Спасательная служба города Заречного является составной частью системы гражданской обороны муниципального образования и предназначена для организации и обеспечения мероприятий гражданской обороны муниципального образования, включая подготовку необходимых сил и средств, обеспечения их действий в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в ходе работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 28 ноября 2012 г. N 2373 наименование раздела II настоящего приложения изложено в новой редакции
II. Порядок формирования спасательных служб муниципальных учреждений и предприятий
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в городе Заречном создаются спасательные службы. В организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующих их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время в обязательном порядке аварийно-спасательные формирования# или заключаются договоры с организациями, имеющими право проведения аварийно-спасательных работ.
2. Службы создаются на базе организаций, расположенных на территории города, со сходным профилем по основной деятельности и способных к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий по защите населения и территории города при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в ходе работ по ликвидации последствий.
3. К формированиям службы относятся штатные (нештатные) формирования (структурные подразделения), созданные на базе предприятий (учреждений) формирователей службы, предназначенные для выполнения возложенных на службу задач в военное время.
3.1. Включаемые в состав службы формирования (структурные подразделения), создаются в мирное время по территориально-производственному принципу и могут представлять собой:
- команды, группы связи, предназначенные для обеспечения различными видами связи руководства города, пункта управления руководителя гражданской обороны города с подчиненными и взаимодействующими силами;
- группы и звенья по обслуживанию защитных сооружений, предназначенные для приведения в готовность защитных сооружений к использованию по назначению и всестороннего обеспечения их функционирования;
- санитарные дружины;
- группы обеззараживания, санитарно-обмывочные пункты и станции по обеззараживанию транспорта и одежды, предназначенные для проведения полной санитарной обработки людей, дезактивации, дегазации, дезинфекции и обеззараживания одежды, обуви и средств индивидуальной защиты;
- группы инженерной разведки, предназначенные для ведения инженерной разведки, обеспечения ввода сил в район чрезвычайных ситуаций при проведении ими аварийно спасательных и других неотложных работ;
- команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, предназначенные для восстановления и ремонта дорог, мостов, дорожных сооружений, прокладки колонных путей и оборудования объездов на маршрутах ввода формирований при проведении ими аварийно спасательных и других неотложных работ;
- аварийно-технические команды (по водопроводным, канализационным, электро-, газо-, теплосетям), предназначенные для проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического комплекса;
- автомобильные колонны, предназначенные для обеспечения мероприятий гражданской обороны, перевозки эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки рабочих смен объектов, продолжающих свою деятельность в военное время, обеспечивающих предприятий и учреждений, перевозки сил гражданской обороны в районы сосредоточения и к очагам поражения, доставки материальных средств для строительства защитных сооружений и других мероприятий;
- подвижные пункты питания, продовольственного и вещевого снабжения, предназначенные для обеспечения горячим питанием или сухими пайками, сменным обмундированием личного состава формирований гражданской обороны при проведении аварийно спасательных и других неотложных работ, обеспечения горячим питанием или сухими пайками пострадавшего и эвакуированного населения, обеспечения санитарно-обмывочных пунктов сменной одеждой, бельем и обувью;
- подвижные ремонтно-восстановительные группы, предназначенные для производства текущего ремонта автомобильной и инженерной техники в полевых условиях и ее эвакуации;
- звенья подвоза воды, предназначенные для обеспечения водой населения, личного состава формирований гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- подвижные автозаправочные станции, предназначенные для обеспечения автотранспорта, инженерной и другой техники формирований гражданской обороны горюче-смазочными материалами;
- посты радиационного и химического наблюдения.
4. Среди организаций и их структурных подразделений, чьи органы управления, силы и средства объединяются в спасательную службу, назначается организация (приложение N 2), на которую возлагается роль головной организации, ее руководитель или, как исключение, один из заместителей, является руководителем спасательной службы города.
5. При создании формирований (структурных подразделений) службы может предусматриваться такой порядок, при котором в военное время рабочая смена предприятия (учреждения), на базе которого создана служба, являлась формированием или структурным подразделением службы.
6. Организации, создающие спасательные службы города Заречного:
- в соответствии со структурой и табелями оснащения формирований гражданской обороны, укомплектовывают их личным составом, оснащают специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
- осуществляют подготовку формирований, поддерживают их в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению, осуществляют планирование и применение.
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 28 ноября 2012 г. N 2373 пункт 7 раздела II настоящего приложения изложен в новой редакции
7. Спасательные службы медико-санитарного обеспечения, санитарно-эпидемиологического контроля, охраны общественного порядка и обеспечения пожарной безопасности города Заречного находятся в ведении федеральных органов государственной власти, деятельность которых регулируется действующим законодательством Российской Федерации.
8. Утратил силу.
См. текст пункта 8 раздела II
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 28 ноября 2012 г. N 2373 в пункт 9 раздела II настоящего приложения внесены изменения
9. На базе муниципальных предприятий и учреждений в городе Заречном дополнительно создаются следующие службы:
- спасательная служба оповещения и связи - предназначена для осуществления оповещения и обеспечения непрерывного управления силами и средствами Зареченского городского звена Пензенской областной территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации эксплуатационно-технического обслуживания средств связи и оповещения, поддержания их в постоянной готовности, организации технического обеспечения передачи и приема сигналов оповещения, предоставления населению информационно-психологической поддержки;
- спасательная служба убежищ и укрытий - предназначена для обеспечения готовности защитных сооружений гражданской обороны контроля правильности их содержания и эксплуатации, организации своевременного укрытия населения в защитных сооружениях;
- спасательная служба автотранспортного обеспечения - предназначена для транспортного обеспечения эвакуации населения, подвоза (вывоза) рабочих смен, подвоза сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, ремонта неисправной техники, проведения специальной обработки зараженных транспортных средств;
- спасательная служба электроснабжения и светомаскировки - предназначена для проведения мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников энергоснабжения, ликвидации возникающих аварий и подачи автономного энергоснабжения в места производства аварийно-спасательных и других неотложных работ, устройства светомаскировки объектов;
- спасательная служба обеспечения горюче-смазочными материалами - предназначена для обеспечения горюче-смазочными материалами автотранспорта и другой техники, привлекаемой к проведению мероприятий гражданской обороны;
- спасательная служба тепловодоснабжения - предназначена для обеспечения устойчивой работы основных объектов и систем тепловодоснабжения, организации работ по локализации и ликвидации возникающих аварий и восстановления технологических процессов на них;
- спасательная служба инженерного обеспечения - предназначена для организации инженерного обеспечения действий сил гражданской обороны в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения формирований гражданской обороны и на объектах при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, участия в проведении работ и инженерном обеспечении мероприятий по борьбе с лесными пожарами, оборудования районов размещения эваконаселения, осуществления ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений в военное время;
- спасательная служба коммунально-технического обеспечения - предназначена для обеспечения питьевой водой сил гражданской обороны и пострадавшего населения, обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты, санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, производства захоронений погибших;
- спасательная служба торговли и питания - предназначена для организации централизованного обеспечения питанием личного состава формирований гражданской обороны в районах размещения и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, организации нормированного снабжения населения продовольствием и товарами первой необходимости в условиях военного времени, создания запасов резервных фондов продовольствия и товаров первой необходимости, организации закладки запасов продовольствия в убежища и защищенные пункты управления;
- спасательная служба автодорожного обеспечения - предназначена для организации и осуществления работ по ремонту и восстановлению автомобильных дорог и мостов в зоне разрушений и на маршрутах выдвижения сил и средств гражданской обороны, создание на маршрутах выдвижения и эвакуации обходных (запасных) путей, проведения специальной обработки зараженной территории.
10. При приватизации организаций, на которые решениями органов местного самоуправления было возложено создание службы (нештатного формирования гражданской обороны), и дальнейшем сохранении профиля их деятельности, данные обязанности закрепляются за правопреемником имущественных прав и обязанностей приватизируемой организации на основе соответствующего договора.
III. Задачи спасательных служб
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 28 ноября 2012 г. N 2373 пункт 1 раздела III настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Решаемые задачи, организация и деятельность служб, организованных на базе муниципальных предприятий и учреждений (далее - службы) определяются Положением о службе и организационно-штатной структуре, разрабатываемыми в службе на основе данного Положения. Положение о службе и организационно-штатная структура согласовываются с муниципальным казенным учреждением "Управление гражданской защиты" и утверждаются Главой Администрации - руководителем гражданской обороны города Заречного.
2. Службы решают свои задачи на всех этапах своей деятельности:
- в мирное время (повседневная деятельность);
- с возникновением угрозы нападения противника (службы переводятся с мирного на военное положение);
- при ведении военных действий.
3. Задачи каждой службы определяются соответствующими Планом обеспечения мероприятий гражданской обороны службой, Планом действий службы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Положением о службе и заключаются:
3.1. В мирное время:
- разработка организационно-штатной структуры спасательной службы;
- разработка и ведение организационно-плановых документов по подготовке спасательной службы;
- подготовка органов управления и формирований службы, проведение учений и тренировок;
- организация управления подчиненными формированиями и поддержание в постоянной готовности пункта управления спасательной службы;
- планирование мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводимых службой;
- разработка норм оснащения (табелей оснащения) специальной техникой и имуществом службы и обеспечение ими подчиненных формирований;
- создание запасов материально-технических средств, необходимых для выполнения задач, возложенных на службу задач по предназначению;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств службы к действиям в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях в мирное время;
- осуществление взаимодействия с другими спасательными службами по выполнению мероприятий гражданской обороны.
3.2. С возникновением угрозы нападения противника:
- создание специальных (оперативных) групп для работы на пунктах управления руководителя гражданской обороны города;
- организация разведки, сбор данных, анализ и оценка обстановки;
- обеспечение личного состава формирований службы средствами индивидуальной защиты;
- подготовка районов размещения формирований службы в загородной зоне;
- проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования формирований службы;
- организация и осуществление мероприятий по защите личного состава и материальных средств службы от современных средств поражения в военное время и от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время;
- доведение (пополнение) запасов материально-технических средств, необходимых для выполнения задач, возложенных на службу, до установленных норм содержания;
- доукомплектование спасательной службы, личным составом, техникой и имуществом, согласно утвержденной организационно-штатной структуре;
- осуществление взаимодействия с другими спасательными службами по выполнению мероприятий гражданской обороны.
3.3. При ведении военных действий:
- руководство подчиненными службе формированиями гражданской обороны по обеспечению мероприятий гражданской обороны и выполнении задач, поставленных руководителем гражданской обороны города;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- подготовка предложений руководителю гражданской обороны города по направлениям своей деятельности, для принятия решения на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, районах стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф;
- подготовка и предоставление населению убежищ;
- проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- организации и проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при приведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- проведение совместно с руководством организаций, входящих в службу, эвакуации (рассредоточения) рабочих, служащих и членов их семей в соответствии с решением городской эвакуационной комиссии;
- санитарной обработки населения, обеззараживания техники, зданий, территорий и проведения других необходимых мероприятий;
- восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций;
- срочного восстановления функционирования коммунальных сетей в военное время;
- организации захоронения погибших;
- осуществление взаимодействия с другими спасательными службами по выполнению мероприятий гражданской обороны.
4. Службы в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных террористическими актами.
5. Решение о привлечении в мирное время служб для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории города Заречного принимает руководитель гражданской обороны города.
IV. Руководство и управление спасательными службами
1. Общее руководство службами города осуществляет Глава Администрации - руководитель гражданской обороны города. Руководитель спасательной службы является непосредственным руководителем для всех должностных лиц, входящих в данную службу.
2. Руководство службами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Управление службами заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны соответствующих начальников и их штабов, в обеспечении их готовности к действиям по предназначению, организации деятельности и в направлении усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач.
4. Основой управления службами города являются решения руководителя гражданской обороны города а также планы обеспечения мероприятий гражданской обороны и планы действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера служб. Указанные планы разрабатываются в службах, согласовываются с муниципальным казенным учреждением "Управление гражданской защиты" и утверждаются руководителем гражданской обороны.
5. Для устойчивого управления оборудуются пункты управления (повседневный и запасный) руководителей служб и создаются оперативные группы служб, представители которых включаются в боевой расчет пункта управления руководителя гражданской обороны города Заречного
V. Порядок комплектования, материально-технического и финансового обеспечения спасательных служб
1. Комплектование служб личным составом и средствами индивидуальной защиты осуществляется соответствующими начальниками служб за счет организаций, на базе которых создаются формирования, входящие в службы города.
2. Обеспечение служб автомобильным транспортом, инженерной техникой для обеспечения действий в военное время производится за счет ресурсов, не подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации в военное время.
3. При отсутствии или недостаточном количестве собственных средств осуществляется заблаговременное закрепление за службами техники и имущества других организаций города путем заключения соответствующих договоров. Непосредственная передача техники и имущества осуществляется по распоряжению руководителя гражданской обороны города.
4. Финансирование специальных мероприятий гражданской обороны, включая подготовку и оснащение служб, осуществляется за счет организаций, на базе которых созданы службы, с учетом положений статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
VI. Порядок подготовки должностных лиц спасательных служб
1. Подготовка должностных лиц осуществляется:
- первичная - в учебно-методическом центре (УМЦ) ГОЧС Пензенской области после назначения на должность;
- повторная - в УМЦ ГОЧС Пензенской области один раз в 5 лет;
- текущая - по месту работы из расчета 36 часов (24 часа базовая и 12 часов специальная) в учебном году в соответствии с "Примерной программой обучения личного состава служб", утвержденной Министром МЧС России 01.01.2006 года.
2. Подготовка АСФ осуществляется по месту работы в соответствии с "Примерной программой обучения личного состава служб", в объеме 36 часов (24 часа базовая и 12 часов специальная) в учебном году.
3. Категория обучаемых, сроки обучения в УМЦ ГОЧС Пензенской области и курсах ГО г. Пензы определяются "Планом подготовки руководящего, командно-начальствующего состава органов управления, сил ГО и ТП РСЧС".
4. Основными формами обучения и проверки подготовки служб и их формирований являются командно-штабные, специальные, тактико-специальные учения и тренировки.
5. Службы планируют и организуют:
- тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с формированиями повседневной готовности - 1 раз в 3 года, повышенной готовности - 1 раз в году;
- специальные, командно-штабные учения, штабные тренировки ежегодно продолжительностью, в зависимости от объема решаемых задач, до 2 суток.
6. Занятия с обучаемыми должны носить практическую направленность и проводиться в обстановке, максимально приближенной к той, которая может сложиться в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, аварии, катастрофы и применения современных средств поражения. При отработке личным составом формирований нормативов руководствоваться сборником нормативов по специальной подготовке личного состава формирований гражданской обороны.
VII Ответственность за готовность спасательных служб города к выполнению задач по предназначению
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 28 ноября 2012 г. N 2373 пункт 1 раздела VII настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включаемых в состав служб, несут начальник службы и руководители предприятий, организаций и учреждений, на базе которых создана служба в соответствии с действующем законодательством РФ.
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2 раздела VII
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.