Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Пензенской области
от 25 апреля 2011 г. N 255-пП
Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых семей"
на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы
Паспорт подпрограммы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В 2006-2010 годах на территории Пензенской области действовала подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. В рамках указанной подпрограммы улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Пензенской области и местных бюджетов, более 1200 молодых семей.
На сегодняшний день практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья. В связи с этим основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в регионе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых семей позволит сформировать экономически активный слой населения.
Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы.
2. Система мероприятий Подпрограммы
Система мероприятий Подпрограммы предполагает оказание мер государственной поддержки молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья путем предоставления социальных выплат в соответствии с условиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - федеральная подпрограмма).
Участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к Подпрограмме под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются Уполномоченным органом.
Социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
Право молодой семьи - участницы Подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного Уполномоченным органом списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Оплата изготовления бланков свидетельств осуществляется Уполномоченным органом за счет средств бюджета Пензенской области, предусмотренных на финансирование Подпрограммы. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Социальная выплата предоставляется в размере не менее:
30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей;
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более.
В случае использования социальной выплаты на уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса ее размер ограничивается суммой остатка задолженности по выплате остатка пая.
Расчетная (средняя) стоимость жилья (), используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:
,
где:
- норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников федеральной подпрограммы, установленный органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Пензенской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации;
- размер общей площади жилого помещения, установленный в размере:
а) для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. метра;
б) для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей, помимо молодых супругов, 1 или более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 или более детей) - по 18 кв. метров на 1 человека.
Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.
Молодым семьям - участникам Подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета Пензенской области в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в соответствии с порядком, утвержденным в приложении N 1 к Подпрограмме.
Социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в Подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета Пензенской области, в соответствии с правилами, согласно приложению N 3 к федеральной подпрограмме.
Распределение субсидий, выделяемых из бюджета Пензенской области, в том числе и за счет средств федерального бюджета, между муниципальными образованиями Пензенской области, участвующими в реализации Подпрограммы, осуществляется по методике, утвержденной в приложении N 2 к Подпрограмме.
Отбор банков и уполномоченных организаций для участия в реализации Подпрограммы осуществляется Уполномоченным органом в соответствии с критериями отбора, устанавливаемыми государственным заказчиком федеральной подпрограммы совместно с Центральным банком Российской Федерации.
Право на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы молодой семье предоставляется один раз.
3. Оценка эффективности мероприятий Подпрограммы
Эффективность реализации Подпрограммы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, бюджета Пензенской области и местных бюджетов обеспечивается за счет:
прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета, бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Пензенской области;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
адресного предоставления социальных выплат;
привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе индикатора, которым является количество молодых семей - участников Подпрограммы, улучшивших жилищные условия (таблица N 1).
Успешное выполнение мероприятий Подпрограммы позволит обеспечить жильем 5,19 тыс. молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также позволит обеспечить:
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, а также собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Таблица N 1
Наименование показателя |
Период |
|||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
Количество молодых семей - участников Подпрограммы, улучшивших жилищные условия |
100 |
890 |
900 |
1000 |
1100 |
1200 |
4. Организация управления Подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
Организационные мероприятия на региональном уровне предусматривают:
сбор данных о молодых семьях, участвующих в Подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий Подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках Подпрограммы по Пензенской области;
определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета Пензенской области на реализацию мероприятий Подпрограммы;
отбор муниципальных образований для участия в Подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями;
отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы по приобретению жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья (при необходимости);
осуществление контроля за реализацией Подпрограммы на региональном уровне;
обеспечение освещения цели и задач Подпрограммы в региональных средствах массовой информации;
проведение мониторинга реализации Подпрограммы на региональном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления федеральным органам исполнительной власти.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
утверждение соответствующих муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей;
формирование списков молодых семей - участников федеральной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году;
определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе субсидий из бюджета Пензенской области.
Вопросы контроля и отчетности при реализации Подпрограммы, неурегулированные в ней, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.