В целях развития сферы торговли на территории Пензенской области, направленной на удовлетворение потребностей населения в товарах, обеспечение высокого качества торгового обслуживания на основе дальнейшего развития инфраструктуры потребительского рынка Пензенской области, внедрение прогрессивных технологий продаж, использование современных форм торговли, создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Пензенской области и в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Концепцию развития торговли в Пензенской области на 2011-2014 годы (далее - Концепция).
1.2. План мероприятий по реализации Концепции развития торговли в Пензенской области на 2011-2014 годы.
2. Министерству сельского хозяйства Пензенской области совместно с Управлением Правительства Пензенской области по взаимодействию с органами местного самоуправления обеспечить координацию работы исполнительных органов государственной власти Пензенской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области в реализации Концепции.
3. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы агропромышленной политики и агропромышленного комплекса.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 30 мая 2011 г. N 334-рП
Концепция развития торговли в Пензенской области на 2011-2014 годы
1. Общие положения
Развитие сферы торговли на территории Пензенской области, является одним из условий для комплексного и эффективного решения на уровне региона задач экономического, социального характера, развития торговой отрасли, направленных на дальнейшее развитие инфраструктуры потребительского рынка Пензенской области, внедрение прогрессивных технологий продаж, использование современных форм торговли, создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Пензенской области и обеспечивающей дистрибуцию для производителей и максимальное удовлетворение потребностей населения в качественных товарах (физическая, ценовая доступность товаров), обеспечение высокого качества торгового обслуживания.
Концепция развития торговли на территории Пензенской области на 2011-2014 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями).
При написании Концепции использованы материалы проведенного мониторинга и анализа развития торговой отрасли на территории Пензенской области, соседних с регионом областей, республик, входящих в состав Приволжского федерального округа и в целом Российской Федерации. Необходимо отметить, что проблемы развития торговли в основном характерны для всех исследованных субъектов, с незначительными особенностями, вызванными географическим месторасположением, климатическими условиями, национальными предпочтениями и интересами.
Сектор торговли играет значимую роль в обеспечении роста уровня жизни населения. Развитие сектора торговли способно оказывать влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию. Реализуется данная функция, как правило, через два механизма:
- влияние торговых организаций на поставщиков и производителей с целью повышения общей эффективности цепочки при наличии у первых достаточной рыночной власти;
- снижение удельных издержек в самой системе торговли с ростом масштаба деятельности и внедрением новых технологий.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает доступность товаров для населения, т.е. возможность приобрести товар, затратив разумное время и по доступным ценам. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями является одним из индикаторов, отражающих качество жизни в регионе.
Развитая торговля, предъявляя необходимые стандарты качества к поставщикам и производителям, фактически выступает участником сферы контроля за качеством продукции, попадающей к потребителям, и таким образом способна обеспечить положительный вклад в борьбе государства за безопасность здоровья и жизни населения. Разнообразие каналов торговли также позволяет обеспечить и необходимое разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителю.
Сектор розничной торговли может выступать опережающим индикатором развития экономики, так как снижение потребительской активности, неминуемо приводящее к падению темпов экономического роста, быстрее всего отражается на динамике розничного товарооборота.
Таким образом, состояние сектора торговли обладает критической значимостью для большинства аспектов жизни региона и ее граждан. Неэффективное развитие сектора может поставить под угрозу развитие экономики, качество жизни, продовольственную безопасность и здоровье населения Пензенской области.
Задачами в рамках реализации Концепции будет оптимальный выбор мер и инструментов, в наибольшей степени способствующих решению проблем сектора торговли и достижению целей в сложившихся экономических условиях.
2. Состояние сферы торговли в Пензенской области
Торговля оказывает существенный вклад в экономику Пензенской области. Доля оптовой и розничной торговли в добавленной стоимости, созданной в экономике Пензенской области, в 2009 г. составила 15,8% при 13,6% по Приволжскому федеральному округу (по данным Росстата).
Торговлю Пензенской области представляют более 7,5 тысяч стационарных предприятий потребительского рынка, численность занятых в розничной и оптовой торговле 46 тыс. человек или 11%, от общего количества занятых в экономике региона.
Оборот розничной торговли в 2010 г. по продаже потребительских товаров составил 112758,2 млн. руб., что в товарной массе (в сопоставимых ценах) на 3,2% больше, чем в 2009 г.
В 2010 г. населению продано пищевых продуктов (с учетом напитков) и табачных изделий на 52266,0 млн. руб., что в сопоставимой оценке больше, чем в 2009 г. на 9,9%.
Непродовольственных товаров в 2010 г. население приобрело на 60492,2 млн. руб., это на 2,0% (в сопоставимых ценах) меньше 2009 г.
Оборот розничной торговли на душу населения в 2010 г. составил 82113 руб. (по сравнению с 2009 г. получен прирост на 3,2% в сопоставимой оценке), в т.ч. по пищевым продуктам (с учетом напитков) и табачными изделиями - 38061 руб. (больше на 9,9%), по непродовольственным - 44052 руб. (меньше на 2,5%).
Состояние розничной торговли в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития Российской Федерации и Пензенской области. Курс на интенсивное развитие экономики региона, в том числе и торговли, способствовали динамичному росту объемов оборота розничной торговли на протяжении последних лет. По сравнению с 2007 годом общий объем оборота розничной торговли в 2010 году вырос на 52,8%. По прогнозу к 2014 году оборот розничной торговли достигнет в сумме 169934,2 млн. руб.
В структуре оборота розничной торговли в 2010 году удельный вес непродовольственных товаров преобладал над продовольственными (соответственно 53,7% и 46,3%), что является показателем качества жизни населения и характеризует стабильность потребительского рынка области, в то же время в 2007 году макроструктура оборота розничной торговли соответственно была 55,4% и 44,6%. В связи с этим стоит задача недопущения снижения качества жизни пензенцев, обеспечение решения задач социального характера, по росту ценовой доступности основных групп продовольственных товаров, особенно для социально незащищенных слоев населения.
Оборот розничной торговли
|
2010 |
Индекс физиического# объема, в % к 2009 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
112758,2 |
103,2 |
продовольственные товары |
52266,0 |
109,9 |
непродовольственные товары |
60492,2 |
98,0 |
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, руб. |
82113 |
... |
продовольственные товары |
38061 |
... |
непродовольственные товары |
44052 |
... |
На современном этапе сеть объектов потребительского рынка развивается интенсивно. За период с 2007 по 2010 год количество объектов розничной торговли увеличилось с 6338 ед. до 7479 ед. или на 18% (1141 ед.), в том числе магазинов "шаговой" пешеходной доступности в 3,7 раза с 203 ед. в 2007 году до 757 ед. в 2010 году. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей Пензенской области составляет 515 кв. м. при расчетном нормативе - 494 кв. м.
Отношения между поставщиками и продавцами товаров изменились. Условия, при которых производитель выдвигал свои требования продавцу, характерные для ненасыщенного рынка, сменились либо равноправными партнерскими отношениями, либо диктатом оптового или розничного продавца. Последнее наиболее характерно для крупных торговых сетей и проявлялось в форме требований его материального стимулирования: скидок, дополнительных оплат за размещение в отдельных зонах торгового зала, возврата нереализованного товара и т.п.
Вопросы взаимодействия товаропроизводителей с торговыми сетями, предприятиями торговли различных форматов решаются в регионе различными методами.
В 2010 году в Пензенской области проводилась акция "Выбирай пензенское - держи марку", в ходе которой организована продажа продукции пензенских товаропроизводителей в предприятиях потребительского рынка. Проводился мониторинг представленности продукции местного производства в предприятиях торговли региона. Организованы конкурсы на "Лучшее предприятие потребительского рынка по работе с местными товаропроизводителями" во всех районах Пензенской области. Информационное сопровождение акции системно осуществлялось на официальных сайтах Правительства Пензенской области на странице "Выбирай пензенское - держи марку", Министерства сельского хозяйства Пензенской области и в средствах массовой информации. Правительством Пензенской области принято распоряжение от 13.11.2010 N 633-рП "О проведении акции "Выбирай пензенское - держи марку" в 2011 году", что явилось логическим продолжением акции "Выбирай пензенское - держи марку" в 2010 году и обусловлено необходимостью дальнейшего привлечения внимания к продукции пензенских товаропроизводителей, создания условий для увеличения объемов реализации товаров пензенского производства и развития потенциала промышленного производства Пензенской области.
Во исполнение распоряжения Правительства Пензенской области от 07.05.2009 N 108-рП "О создании в Пензенской области условий для обеспечения жителей муниципальных образований услугами торговли и общественного питания, в том числе товарами (брендами) местного производства" на территории субъекта открыто 25 брендовых магазинов и 10 отделов, в том числе 8 магазинов в г. Пензе. Создано 128 новых рабочих мест. Товарооборот за 2010 год составил 76,8 млн. руб.
Для информации населения и пензенских товаропроизводителей о возможности организации поставок товаров в брендовые магазины разработан и размещен на сайтах Правительства Пензенской области и Министерства сельского хозяйства Пензенской области реестр брендовых магазинов, с адресами и контактной информацией.
В рамках политики, проводимой Правительством Пензенской области по обеспечению населения региона качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией и продуктами ее переработки, на территории Пензенской области работают 47 сезонных ярмарок и 4 ярмарки в городе Пензе, где реализуются продовольственные товары по ценам ниже, чем в предприятиях торговли на 5-10%. Товарооборот ярмарок всех форматов за 2010 год составил 980,1 млн. руб.
В 2011 году в Пензенской области планируется введение в строй двух логистических центров для товаров продовольственной и непродовольственной групп:
- логистического центра на территории Кузнецкого района, с. Сухановка, на пересечении трассы М5 "Урал" и дороги на г. Саратов площадью помещений около 6000 кв. м., на 87 рабочих мест. Центр будет выступать складским, оптово-розничным предприятием поставки продукции пензенских товаропроизводителей и соседних субъектов Российской Федерации. Отсюда продукция будет поступать в 1800 торговых точек Пензенской области и 1200 торговых точек Ульяновской области. Проектом также предусмотрена организация фасовки круп, сахара и производство безалкогольных напитков, строительство объектов придорожного сервиса;
- компания ООО "Дионис" осуществляет в г. Пензе строительство для потребностей собственной торговой сети "Караван" логистического центра (склада) для продукции с короткими сроками хранения и требующей специализированного хранения, в том числе сельскохозяйственной. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на III квартал 2011 года. Численностью персонала - 230 человек.
В Пензенской области (впервые в стране) разработана Концепция по созданию и развитию объектов придорожного сервиса в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования Пензенской области на 2005-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 30.11.2005 N 1014-пП (утратило силу), опыт реализации которой был рассмотрен на II Инвестиционном Форуме, проходившем в Пензенской области, и рекомендован для внедрения на территории России. На начало действия концепции (по состоянию на январь 2005 года) количество объектов придорожного сервиса на территории области было 350 объектов. По состоянию на 01.01.2011 года насчитывается 671 объект придорожного сервиса. С начала действия концепции число объектов придорожного сервиса увеличилось более чем в 2 раза или на 321 объект, что позволило создать на территории Пензенской области 1825 дополнительных рабочих мест.
Положительная динамика роста объектов придорожного сервиса явилась основным фактором принятия распоряжения Правительства Пензенской области от 15.12.2010 N 712-рП "О Концепции создания и развития объектов придорожного сервиса в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования Пензенской области на 2011-2015 годы", разработанной на основе принципа преемственности с учетом позитивных количественных и качественных изменений, достигнутых в развитии придорожного сервиса на территории Пензенской области, логического продолжения ранее действующей концепции.
Проведенный мониторинг выявил заинтересованность представителей бизнеса и предпринимателей в развитии придорожного сервиса, подтвердил наличие потребности в оказании сервисных услуг на автодорогах, обозначил круг задач, необходимых для решения. Развитие услуг в сфере придорожного сервиса на территории Пензенской области планируется вести по следующим направлениям: расширение круга сервисной деятельности, увеличение роли кооперирования в предоставлении комплекса услуг; улучшение качества и уровня предоставляемых услуг.
Положительным моментом в решении проблем функционирования торговли явилось принятие Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и ряда принятых на федеральном уровне нормативных правовых актов, более четко определивших основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, разграничение полномочий на всех уровнях управления отраслью.
В настоящее время ряд проблем и задач частично решается, однако дальнейшее решение проблем, предусмотренных Концепцией, требует комплексно, на более высоком инновационном уровне, развивать торговую отрасль региона, как одного из звеньев структуры экономики Пензенской области.
3. Основные цели и задачи Концепции
Реализация Концепции предполагает достижение целей и решение задач в секторе торговли и играет значимую роль в обеспечении роста уровня жизни населения Пензенской области.
Задачами в рамках реализации Концепции будет оптимальный выбор мер и инструментов, в наибольшей степени способствующих решению проблем сектора торговли и достижению целей в сложившихся экономических условиях.
Основными целями Концепции являются:
- повышение социально-экономической эффективности функционирования торговой отрасли;
- создание на территории Пензенской области современной инфраструктуры торговли, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения Пензенской области площадью торговых объектов, сбалансированного развития различных форматов торговых предприятий (от оптового звена до мелкой розницы), обеспечивающих формирование эффективной системы товародвижения;
- повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере торговли, для удовлетворения потребностей населения, в том числе социально незащищенного, в качественных и доступных товарах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям производимой на территории Пензенской области продукции;
- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, снижение административных барьеров при осуществлении торговой деятельности хозяйствующими субъектами.
Цели Концепции могут быть достигнуты за счет выполнения следующих задач:
- реализация положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями) в Пензенской области;
- содействие продвижению продукции пензенских товаропроизводителей на потребительском рынке Пензенской области;
- оптимизация размещения торговых объектов и построения эффективной торговой системы на территории Пензенской области, в том числе содействие в создании и функционировании логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами;
- развитие субъектов потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
- создание условий для взаимодействия между субъектами торговли и региональными сельхоз- и товаропроизводителями с целью установления прямых хозяйственных связей;
- содействие осуществлению мер по защите прав потребителей;
- определение и реализация комплекса мер социального и организационного характера, направленных на повышение экономической (ценовой) доступности социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530), обеспечение бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте, не допуская возникновения ажиотажного спроса;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли;
- обеспечение условий для создания в сфере торговли новых торговых мест, сохранения имеющихся, повышения производительности труда и оплаты в отрасли;
- осуществление мер, связанных с созданием и функционированием системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности на территории Пензенской области.
4. Механизм реализации Концепции
Для эффективного решения поставленных в Концепции задач целесообразно объединение усилий исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления.
Ведущая роль в реализации основных положений Концепции отводится Министерству сельского хозяйства Пензенской области (ответственный исполнитель), которое осуществляет организацию, координацию, мониторинг и контроль за исполнением Концепции.
Министерство сельского хозяйства Пензенской области ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, готовит отчет об исполнении мероприятий Концепции нарастающим итогом с начала года и представляет их в Правительство Пензенской области.
Соисполнители участвуют в реализации мероприятий Концепции, исполнителями которых они являются и представляют ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом ответственному исполнителю отчет о ходе реализации мероприятий.
5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Срок реализации Концепции с 2011 года по 2014 год. Реализация Концепции позволит обеспечить рост социально-экономической эффективности функционирования торгового сектора экономики Пензенской области, через решение широкого круга задач:
во-первых, создание на территории Пензенской области современной инфраструктуры торговли, обеспечивающей формирование эффективной системы товародвижения, способствующей развитию прямых хозяйственных связей между производителями и организациями торговли, сокращению числа посредников, формированию цепочки "производитель - торговля - потребитель", содействие продвижению продукции пензенских товаропроизводителей на внутреннем потребительском рынке Пензенской области;
во-вторых, обеспечение наличия достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов, что позволит увеличить доступность товаров для населения, т.е. возможность приобрести товар, затратив разумное время и по доступным ценам. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями является одним из индикаторов, отражающих качество жизни в регионе;
в-третьих, создание необходимой конкурентной среды, через повышение влияния торговых организаций на поставщиков и производителей, снижения удельных издержек в самой системе торговли с ростом масштаба деятельности и внедрением новых технологий, растущую эффективность работы организаций торговли и производителей, что будет транслироваться в более низкие цены для потребителей;
в-четвертых, реализация комплекса мер социального и организационного характера, направленных на повышение экономической (ценовой) доступности социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, обеспечение бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте, не допуская возникновения ажиотажного спроса;
в-пятых, обеспечение условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения имеющихся. При этом возрастут налоговые поступления в бюджет, что в целом позитивно скажется на экономике Пензенской области.
Утвержден
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 30 мая 2011 г. N 334-рП
План мероприятий
по реализации Концепции развития торговли в Пензенской области на 2011-2014 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения (год) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Реализация положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями) в Пензенской области. Приведение нормативно правовых актов субъекта в соответствие с действующим законодательством |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области Управление Правительства Пензенской области по взаимодействию с органами местного самоуправления |
2011-2014 |
2. |
Организация работ по ведению торгового реестра Пензенской области. Оказание консультационной помощи хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, по формированию пакета документов для внесения сведений в торговый реестр Пензенской области |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области |
2011-2014 |
3. |
Оказание организационной и консультационной помощи по созданию на территории Пензенской области современной инфраструктуры торговли, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения Пензенской области площадью торговых объектов, сбалансированного развития различных форматов торговых предприятий, обеспечивающих формирование эффективной системы товародвижения |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области Департамент градостроительства Пензенской области Управление Правительства Пензенской области по взаимодействию с органами местного самоуправления Управление развития предпринимательства Пензенской области |
2011-2014 |
4. |
Оказание организационной и консультационной помощи по вопросам повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере торговли, для удовлетворения потребностей населения в качественных и доступных товарах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям производимой на территории Пензенской области продукции |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области Управление развития предпринимательства Пензенской области |
2011-2014 |
5. |
Создание условий для реализации комплекса мер, направленных на активизацию взаимодействия между субъектами торговли и региональными сельхоз- и товаропроизводителями с целью установления прямых хозяйственных связей |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области Управление Правительства Пензенской области по взаимодействию с органами местного самоуправления Управление развития предпринимательства Пензенской области |
2011-2014 |
6. |
Содействие в реализации комплекса мер социального и организационного характера, направленных на повышение экономиической# (ценовой) доступности социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530), обеспечение бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области Управление Правительства Пензенской области по взаимодействию с органами местного самоуправления |
2011-2014 |
7. |
Содействие осуществлению мер по защите прав потребителей |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области Управление Правительства Пензенской области по взаимодействию с органами местного самоуправления |
2011-2014 |
8. |
Содействие в обеспечении условий для создания в сфере торговли новых торговых мест, сохранения имеющихся, повышения производительности труда и оплаты в отрасли |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области Управление Правительства Пензенской области по взаимодействию с органами местного самоуправления Департамент по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области |
2011-2014 |
9. |
Осуществление мер, связанных с формированием информационно-аналитической и мониторинговой системы в области торговой деятельности на территории Пензенской области |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области |
2011-2014 |
10. |
Взаимодействие со средствами массовой информации, размещение в сети Интернет материалов по вопросам функционирования и развития потребительского рынка |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области |
2011-2014 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Концепция развития торговли в Пензенской области на 2011-2014 гг. Концепцией предусмотрены содействие продвижению продукции пензенских товаропроизводителей, оптимизация размещения торговых объектов, развитие потребительской кооперации, осуществляющей торгово-закупочную деятельность в сельской местности, создание условий для взаимодействия между продавцами и региональными сельхоз- и товаропроизводителями с целью установления прямых хозяйственных связей, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 30 мая 2011 г. N 334-рП "Об утверждении Концепции развития торговли в Пензенской области на 2011-2026 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 43 от 6 июня 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 23 сентября 2022 г. N 681-рП
Изменения вступают в силу с 7 октября 2022 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 29 декабря 2018 г. N 728-рП
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 16 мая 2017 г. N 221-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 17 апреля 2015 г. N 166-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 12 декабря 2014 г. N 651-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 7 мая 2014 г. N 230-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 29 марта 2013 г. N 149-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 14 марта 2012 г. N 114-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 14 декабря 2011 г. N 792-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 26 августа 2011 г. N 511-рП