Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Администрации г. Заречного
Пензенской области
от 23 августа 2011 г. N 1601
Долгосрочная целевая программа
"Старшее поколение города Заречного Пензенской области на 2012-2014 годы"
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Старшее поколение города Заречного Пензенской области на 2012-2014 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На сегодняшний день демографическая ситуация в Пензенской области характеризуется высокой численностью граждан старше трудоспособного возраста (347,4 тысяч человек), что составляет 25,3% от общей численности населения Пензенской области. В городе Заречном Пензенской области численность граждан старше трудоспособного возраста, по данным Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Заречному Пензенской области, составляет 23,1% от общей численности населения города Заречного Пензенской области. При этом численность граждан пожилого возраста в городе Заречном ежегодно возрастает. Если в 2009 году количество пожилых граждан составляло 14341 человек, то в 2010 году их количество возросло до 15166 человек.
2011-2014 годы будут характеризоваться дальнейшим увеличением численности пожилых людей и снижением численности трудоспособного населения. В этой связи многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения, имеет долгосрочный характер. Изменение социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновение затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям жизни обуславливает необходимость выработки и реализации особых подходов, форм, методов, технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. При этом характерными чертами положения значительной части людей старшего поколения являются неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в пенсионном возрасте.
Кроме того, нередки случаи снижения социальной ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей.
Люди пожилого возраста нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что в результате приводит к негативным последствиям, как для самих пенсионеров, так и для окружающих их людей. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Количество пенсионеров в городе Заречном составляет:
- 6552 человека в возрасте от 60 до 70 лет;
- 5077 человек в возрасте от 70 до 80 лет;
- 1278 человек в возрасте от 80 до 90 лет;
- 103 человека в возрасте от 90 лет и старше.
В связи с тем, что количество пенсионеров в возрасте от 60 до 70 лет является самой многочисленной группой, и потенциально наиболее активной, необходимо создавать для них рабочие места, привлекать к обучению компьютерной грамотности, вовлекать в культурно-массовые мероприятия, в занятия физической культурой.
В результате будет обеспечена морально-психологическая поддержка пожилых людей, повышен уровень их экономического благосостояния, обеспечена пропаганда здорового образа жизни с целью повышения качества жизни и укрепления здоровья пенсионеров, организован их досуг.
Общество является благополучным при наличии настоящей заботы о пожилых гражданах, создании условий для их комфортной и стабильной жизни.
В последние годы отмечается устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста на различных уровнях.
Одним из ключевых направлений социальной политики города Заречного является создание необходимых условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения, в том числе защита старости через создание специальных форм проживания и активности пожилых людей, формирование соответствующего социального поля в целях расширения их возможностей в развитии общества. Это позволит обеспечить доступность и качество медицинской помощи и социального обслуживания на основе современных требований и подходов, существенно улучшить ресурс здоровья и социального благополучия пожилых граждан.
В городе Заречном с 1994 года функционирует учреждение социальной защиты населения, предоставляющее социальные услуги гражданам пожилого возраста - муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Заречного Пензенской области" (МУ "КЦСОН"), которое обеспечивает доступность социального обслуживания для людей, проживающих в г. Заречном, в частности удовлетворяет потребность пожилых людей в социально-бытовых услугах, оказываемых на дому. В течение 2010 года более 220 граждан пожилого возраста получали услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях, более 65 человек - в стационарных условиях. Численность пожилых граждан города, обслуживаемых МУ "КЦСОН" в 2010 году, составила более 5000 человек.
Вместе с тем, в целом по г. Заречному около 2710 пожилых людей, относящихся к категории граждан старческого возраста (старше 75 лет), испытывают потребность в социально-бытовых, социально-медицинских и других социальных услугах. Многие из них нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.
В марте-июне 2011 года специалистами МУ "КЦСОН" проводился мониторинг социально-экономического положения одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста г. Заречного. Было опрошено около 2500 пожилых граждан, были выявлены их основные пожелания, которые легли в основу данной программы.
Социально-демографические тенденции в г. Заречном обуславливают необходимость программно-целевого подхода в реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста.
Реализация мероприятий данной программы будет способствовать стимулированию жизненной и общественной активности людей старшего поколения, развитию комплексного подхода к их обслуживанию, повышению качества предоставляемых услуг.
Решение вышеназванных проблем возможно при использовании программно-целевого подхода, в связи с чем необходима разработка и реализация долгосрочной целевой программы "Старшее поколение города Заречного Пензенской области на 2012-2014 годы".
2. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - формирование условий для осуществления мер по повышению качества жизни граждан пожилого возраста.
Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:
- развитие системы услуг по уходу за гражданами пожилого возраста и предоставлению им социальной помощи;
- оказание адресной социальной помощи пожилым гражданам города Заречного;
- оказание социально-психологической помощи и поддержки гражданам пожилого возраста;
- укрепление здоровья пожилых людей;
- организация свободного времени и досуга граждан пожилого возраста.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Период реализации Программы составляет 3 года: с 2012 по 2014 годы включительно.
Система программных мероприятий не предусматривает их разделения на несколько этапов. Реализация всех мероприятий рассчитана на весь период действия Программы.
4. Ресурсное обеспечение Программы с указанием объемов и источников финансирования
Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета города Заречного Пензенской области.
Объем выделенных денежных средств в размере 5369,74 тыс. руб. за счет средств бюджета города Заречного, в том числе по годам составит:
2012 год - 1813,58 тыс. рублей;
2013 год - 1757,08 тыс. рублей;
2014 год - 1799,08 тыс. рублей.
Перечень программных мероприятий в рамках долгосрочной целевой Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям Программы, включая финансовое, материально-техническое, информационное, нормативное и правовое обеспечение, что должно привести к осуществлению комплекса системных мероприятий по формированию условий для осуществления мер по повышению качества жизни граждан пожилого возраста.
5. Перечень программных мероприятий с указанием сроков и результатов их реализации, исполнителей, объемов финансирования по годам
6. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является Администрация города Заречного. Реализация мероприятий осуществляется исполнителями Программы - Департаментом социального развития г. Заречного Пензенской области и подведомственными учреждениями, Департаментом культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области и подведомственными учреждениями, Комитетом по физической культуре и спорту г. Заречного и подведомственными учреждениями, Департаментом образования г. Заречного и подведомственными учреждениями, Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть N 59" Федерального медико-биологического агентства России (по согласованию), Государственным казенным учреждением Центр занятости населения г. Заречного (по согласованию), Муниципальным автономным учреждением здравоохранения "Городской санаторий-профилакторий", Городским Советом ветеранов Великой Отечественной войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию) в соответствии с перечнем мероприятий и сроками их реализации.
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь планирования, реализации, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим формируется детализированный план мероприятий по реализации Программы (см. раздел 5. "Перечень программных мероприятий с указанием сроков и результатов их реализации, исполнителей, объемов финансирования по годам"), который уточняется по мере необходимости на основе оценки результативности программных мероприятий, достижения целевых индикаторов, уточнения перечня проводимых мероприятий и выделяемых на их реализацию объемов финансовых ресурсов.
Информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на сайте Администрации города Заречного в сети Интернет.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется путем перечисления средств исполнителям Программы в установленном порядке.
Исполнители Программы:
- по отдельным мероприятиям разрабатывают и принимают локальные нормативные акты (положения о конкурсах, порядки реализации мероприятий), разрабатывают и реализуют конкретные планы действий, заключают необходимые договоры (контракты, соглашения) в соответствии с законодательством;
- ежегодно при необходимости уточняют механизм реализации Программы, целевые индикаторы и расходы на реализацию Программы;
- подготавливают с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляют в установленном порядке в Финансовое управление города Заречного сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году;
- каждый квартал готовят отчетность по реализации Программы, а также ведут мониторинг программных мероприятий;
- обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Исполнители Программы каждый квартал представляют отчет о реализации Программы по установленной форме исполнителю-координатору.
Исполнитель-координатор Программы каждый квартал представляет отчет о реализации Программы по установленной форме в структурное подразделение Администрации города по курируемой сфере деятельности, в экономический отдел Администрации города и в Финансовое управление города.
7. Сведения о корректировке объема финансирования Программы на величину сложившейся за отчетный период кредиторской задолженности
Сведения о наличии кредиторской задолженности отсутствуют.
8. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику социальной защищенности граждан города Заречного Пензенской области, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
- удовлетворение потребности в социальных услугах граждан пожилого возраста из числа обратившихся граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
- удовлетворение потребности пожилых людей в социально-психологической помощи и поддержке;
- функционирование компьютерных классов для граждан пожилого возраста;
- удовлетворение запросов граждан пожилого возраста в спортивных, культурно-массовых и досуговых мероприятиях, обеспечение доступности к социокультурной информации.
9. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится с учетом необходимости достижения следующих показателей:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Ожидаемое значение целевых показателей |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
1. Охват социальными услугами граждан пожилого возраста из числа обратившихся граждан, нуждающихся в социальном обслуживании |
% |
100 |
100 |
100 |
2. Охват социально-психологической помощью и поддержкой граждан пожилого возраста из числа обратившихся граждан, нуждающихся в ней |
% |
100 |
100 |
100 |
3. Количество граждан пожилого возраста, обучившихся компьютерной грамотности |
чел. |
150 |
150 |
150 |
4. Количество граждан пожилого возраста, вовлеченных в занятия физической культурой |
чел. |
100 |
100 |
100 |
5. Количество граждан пожилого возраста - участников культурно-массовых и досуговых мероприятий |
чел. |
3000 |
3000 |
3000 |
При оценке эффективности Программы приводятся обоснования причин выявленных отклонений.
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в формировании условий для осуществления мер по повышению качества жизни граждан пожилого возраста города Заречного, увеличением продолжительности их жизни; увеличением количества граждан пожилого возраста, занимающихся физической культурой, вовлеченных в мероприятия по организации культурного досуга.
10. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Департамент социального развития г. Заречного осуществляет текущее управление реализацией Программы, координирует деятельность участников Программы, разрабатывает, в пределах своей компетенции, нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Программы, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы, подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет механизм реализации Программы и размер затрат на реализацию программных мероприятий.
Контроль за качеством исполнения программных мероприятий осуществляет заместитель Главы Администрации, контролирующий и координирующий деятельность по данному направлению.
Контроль за расходованием выделенных средств осуществляет Финансовое управление города Заречного.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Заречного Пензенской области от 23 августа 2011 г. N 1601 "Об утверждении долгосрочной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.