Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства экономики
Пензенской области
от 12 мая 2016 г. N 39
Положение о внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите Министерства экономики Пензенской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила осуществления Министерством экономики Пензенской области (далее - Министерство) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в структурных подразделениях Министерства, организующих и выполняющих внутренние процедуры составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
2. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый Министром экономики Пензенской области (далее - Министр), заместителями Министра, иными должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), направленный на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Министерством;
б) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3. Предмет внутреннего финансового контроля - внутренние бюджетные процедуры, осуществляемые Министерством в рамках закрепленных за ним бюджетных полномочий.
4. Формами осуществления внутреннего финансового контроля являются выполняемые контрольные действия, к которым относятся:
- проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения;
- санкционирование действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур;
- сверка данных;
- сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
5. Внутренний финансовый контроль осуществляется начальником отдела бухгалтерского учета, отчетности и государственных закупок - главным бухгалтером Министерства (далее - главный бухгалтер).
III. Планирование внутреннего финансового контроля
6. Планирование внутреннего финансового контроля осуществляется путем формирования Плана внутреннего финансового контроля (далее - План контроля) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
7. В Плане контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности ее выполнения, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
8. Главный бухгалтер представляет на утверждение Министру проект Плана контроля, составленный с учетом анализа внутреннего финансового контроля за прошедший период, до начала очередного финансового года.
9. Актуализация Плана контроля проводится:
- при принятии решения о внесении изменений в План контроля;
- в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, определяющих необходимость изменения бюджетных процедур (составляющих их операций).
10. Контроль за выполнением Плана контроля осуществляет главный бухгалтер.
IV. Проведение внутреннего финансового контроля
11. Внутренний финансовый контроль в Министерстве осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов внутреннего финансового контроля, установленных в Плане контроля.
12. Самоконтроль осуществляется главным бухгалтером или лицом, исполняющим его обязанности, сплошным способом по мере совершения им операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам, должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
13. Контроль осуществляется сплошным или выборочным способом главным бухгалтером путем санкционирования операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
V. Оформление результатов внутреннего финансового контроля
14. Выявленные нарушения положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, нарушения или недостатки при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений или недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению отражаются в журнале внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
15. В журнал внутреннего финансового контроля вносятся следующие фактические данные:
- предмет внутреннего финансового контроля;
- дата выполнения бюджетной процедуры (составляющей ее операции);
- характеристика контрольного действия;
- результат контрольного действия (нарушение или недостаток);
- дата обнаружения нарушения или недостатка;
- причина возникновения нарушения или недостатка;
- меры по устранению (предупреждению) нарушения или недостатка;
- результат (факт устранения нарушения или недостатка, наличие последствий).
16. Журнал внутреннего финансового контроля составляется и ведется главным бухгалтером с учетом Плана контроля, утвержденного на текущий финансовый год.
17. Журнал внутреннего финансового контроля должен быть прошит, пронумерован.
18. Журналы внутреннего финансового контроля хранятся в Министерстве в течение пяти лет.
19. На основе данных журнала внутреннего финансового контроля формируется отчетность о результатах внутреннего финансового контроля согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
20. Отчетность составляется:
- ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчетным.
21. Информация о результатах внутреннего финансового контроля предоставляется главным бухгалтером Министру не реже одного раза в квартал.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, информация о результатах внутреннего финансового контроля предоставляется незамедлительно.
22. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных Министру.
23. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля Министр принимает решение:
- о необходимости устранения выявленных нарушений или недостатков в установленный в решении срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- об отсутствии оснований для применения мер, указанных в предыдущем подпункте настоящего пункта;
- о внесении изменений в План контроля;
- о направлении материалов в правоохранительные и (или) иные уполномоченные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства.
24. Министерство предоставляет в Министерство финансов Пензенской области запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа эффективности осуществления внутреннего финансового контроля Министерством.
VI. Осуществление внутреннего финансового аудита
25. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется Комиссией по проведению внутреннего финансового аудита (далее - Комиссия).
Комиссия подчиняется непосредственно и исключительно Министру.
Деятельность Комиссии основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
26. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства (далее - объекты аудита).
27. Комиссия осуществляет подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство финансов Пензенской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета (далее - Заключение).
28. Заключение подготавливается Комиссией по результатам проверки представленных структурными подразделениями Министерства предложений с обоснованиями в целях составления и рассмотрения проекта бюджета в части расходов, главным распорядителем которых является Министерство.
29. Проверка проводится течение 2 рабочих дней с момента предоставления документов. По результатам проверки подготавливается Заключение, которое должно содержать выводы:
- об обоснованности и полноте документов, предоставляемых в целях составления и рассмотрения проекта бюджета;
- о соответствии или несоответствии документов, предоставляемых в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, действующему законодательству.
30. В случае необоснованности, неполноты или несоответствия предоставленных документов действующему законодательству документ возвращается на доработку главному бухгалтеру или лицу, исполняющему его обязанности.
31. После устранения замечаний документ предоставляется в Комиссию для проведения проверки устранения указанных в Заключении замечаний.
32. В Министерство финансов Пензенской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета направляются документы, имеющие положительное Заключение Комиссии.
VII. Планирование внутреннего финансового аудита
33. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки назначаются Министром экономики Пензенской области и осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, формируемым Комиссией (далее - План аудита), по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
34. План аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
35. По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
36. До начала очередного финансового года Комиссия представляет на утверждение Министру проект Плана аудита, составленный с учетом анализа данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля в текущем (отчетном) финансовом году;
- проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и Министерством финансов Пензенской области в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
37. Контроль за выполнением Плана аудита осуществляет председатель Комиссии.
38. Внеплановые аудиторские проверки назначаются Министром на основании поступившей информации о нарушениях, а также в рамках контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внутреннего финансового аудита.
VIII. Проведение аудиторских проверок
39. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной председателем Комиссии до начала ее проведения.
40. Программа аудиторской проверки содержит:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объектов аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
При составлении программы из членов Комиссии формируется группа работников, проводящих аудиторскую проверку, (далее - аудиторская группа) и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Состав аудиторской группы и ее руководитель утверждаются председателем Комиссии.
41. Срок проведения аудиторской проверки определяется индивидуально и зависит, прежде всего, от масштаба объекта аудита и сложности учета. Продолжительность аудиторской проверки не может превышать 20 рабочих дней.
42. Продление срока проведения аудиторской проверки, установленного при назначении аудиторской проверки, осуществляется приказом Министерства на основании мотивированной докладной записки руководителя аудиторской группы, но не более чем на 5 рабочих дней.
Основаниями для продления аудиторской проверки являются:
- получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы.
43. Решение о назначении или продлении аудиторской проверки оформляется приказом Министерства, в котором указываются наименование объекта аудита, тема аудиторской проверки, основание проведения или продления аудиторской проверки, состав аудиторской группы, срок проведения аудиторской проверки.
44. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы в Министерство.
Основаниями для приостановления аудиторской проверки являются:
- отсутствие бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита - на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- непредставление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
45. Приостановление аудиторской проверки оформляется приказом Министерства.
Руководитель аудиторской группы в течение 3 рабочих дней с момента издания соответствующего приказа направляет руководителю объекта аудита:
- копию приказа Министерства о приостановлении аудиторской проверки;
- требование в письменном виде об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления аудиторской проверки. В требовании должен быть указан срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.
46. После устранения причин приостановления проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые соответствующим приказом Министерства.
IX. Оформление результатов внутреннего финансового аудита
47. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который составляется в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока проведения аудиторской проверки в двух экземплярах по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению.
Акт аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы. В течение 3 рабочих дней с момента подписания один экземпляр акта вручается представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта аудиторской проверки. О получении акта аудиторской проверки представитель объекта аудита, уполномоченный на его получение, делает запись в экземпляре акта аудиторской проверки, который остается у руководителя аудиторской группы.
Срок рассмотрения акта аудиторской проверки объектом аудита составляет 5 рабочих дней с момента его получения.
Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
48. Результаты аудиторской проверки излагаются на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися у объекта аудита документами, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
По итогам проведения аудиторской проверки формируется рабочая документация, содержащая:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении Плана контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
49. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению.
Отчет о результатах аудиторской проверки содержит информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в План контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
50. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки предоставляется Министру.
51. По результатам рассмотрения указанного отчета Министр принимает решение:
- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
- о направлении материалов в правоохранительные и (или) иные уполномоченные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства.
52. Комиссией составляется отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению.
53. Комиссия обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления ею внутреннего финансового аудита.
54. Отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита предоставляется Министру в срок до 20 января года, следующего за отчетным.
55. Министерство предоставляет в Министерство финансов Пензенской области запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
<< Назад |
Приложение >> N 1. План внутреннего финансового контроля |
|
Содержание Приказ Министерства экономики Пензенской области от 12 мая 2016 г. N 39 "Об утверждении Положения о внутреннем финансовом... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.