Приказ Министерства образования Пензенской области
от 31 августа 2012 г. N 475/01-07
"О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области"
21 декабря 2012 г., 1 августа 2013 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (с последующими изменениями), руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 N 485-пП (с последующими изменениями) приказываю:
1. Утратил силу.
См. текст пункта 1
2. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.09.2012.
4. Опубликовать настоящий приказ в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра |
Г.И. Баткаева |
Утвержден
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 31 августа 2012 г. N 475/01-07
Порядок
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области
21 декабря 2012 г.
См. текст Порядка
Утверждена
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 31 августа 2012 г. N 475/01-07
Программа подготовки
лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области
Общие положения
Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области (далее - Программа), разработана в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц.
Для целей настоящей Программы используются понятия:
замещающие родители - граждане, принявшие на воспитание приемного ребенка (усыновили или удочерили (далее - усыновление), установили опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье);
приемный ребенок - ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей;
замещающая семья - семья усыновителей, опекунов (попечителей), в том числе приемных родителей.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план утверждается в соответствии с действующим законодательством в зависимости от проведения подготовки кандидатов в замещающие родители по очной или очно-заочной форме, с использованием дистанционных методов обучения, в группе, либо в индивидуальном порядке.
Общая трудоемкость Программы составляет 30 академических часов, из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители
Собеседование. Проведение с каждым из кандидатов в замещающие родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема приемного ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию приемного ребенка).
Тема 1. Содержание, цели и этапы проведения Программы.
Тема 2. Задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства приемного ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в замещающие родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления приемного ребенка;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации приемного ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения приемного ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
Тема 3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в замещающие родители).
Тема 4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей. Процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.
Тема 5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей
Понятие о мотивации замещающих родителей
Тема 6. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать.
Тема 7. Проведение оценки кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития приемного ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Тема 8. Проведение оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию приемного ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка
Тема 9. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Тема 10. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
Тема 11. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Тема 12. Диспропорции развития ребенка. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.
Тема 13. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема 14. Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Тема 15. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Тема 16. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Тема 17. Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Тема 18. Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа замещающих родителей от приемного ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи
Тема 19. Особенности ожидания замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Тема 20. Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Тема 21. Тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Тема 22. Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации приемного ребенка в замещающей семье.
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
Тема 23. Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Тема 24. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Тема 25. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
Тема 26. Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка
Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Тема 27. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Тема 28. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Тема 29. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице и в общественных местах.
Тема 30. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Тема 31. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Тема 32. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
Тема 33. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка
Тема 34. Родительское отношение к приемному ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
Тема 35. Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители.
Тема 36. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Тема 37. Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Тема 38. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Тема 39. Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Тема 40. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Тема 41. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
Тема 42. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители. Порядок предоставления кандидатами в замещающие родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Тема 43. Порядок предоставления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Тема 44. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанностей администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Тема 45. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Тема 46. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов на ребенка, передаваемых замещающей семье.
Тема 47. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Тема 48. Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание приемного ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Тема 49. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Тема 50. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания приемного ребенка в замещающей семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Тема 51. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Тема 52. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей приемному ребенку, третьими лицами замещающей семье и приемному ребенку.
Тема 53. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Тема 54. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Тема 55. Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.
Тема 56. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Тема 57. Информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи.
Тема 58. Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.
Проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов в замещающие родители к приему ребенка на воспитание в семью.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в замещающие родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в замещающие родители по их желанию).
Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители, успешно освоивших Программу
1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства приемного ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.
2. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей, в отношении приемного ребенка;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации приемного ребенка в замещающей семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания приемного ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье приемного ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка; понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Итоговая аттестация по Программе
Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители.
Кандидатам в замещающие родители, успешно прошедшим курс подготовки, выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Пензенской области от 31 августа 2012 г. N 475/01-07 "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
Текст приказа опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 76 от 17 сентября 2012 г.
Приказом Министерства образования Пензенской области от 22 января 2024 г. N 16-5 настоящий документ признан утратившим силу с 22 января 2024 г. Действие названного приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Пензенской области от 1 августа 2013 г. N 435/01-07
Приказ Министерства образования Пензенской области от 21 декабря 2012 г. N 679/01-07