Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению
Администрации г. Пензы
от 22 сентября 2010 г. N 1033
Долгосрочная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Пензе на 2011-2013 годы"
Паспорт долгосрочной целевой Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Содержание проблем (задач), анализ причин их возникновения, обоснование их связи с приоритетами социально-экономического развития города, обоснование необходимости решения проблем программно-целевыми методами и анализ вариантов этого решения
С 1 января 2008 г. вступил в действие Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями), которым установлены новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям. Одним из критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является среднесписочная численность работников, которая не должна превышать 15 человек для микропредприятий, 100 - для малых, 250 - для средних предприятий.
С учетом изменений, связанных с данным законом, в 1 квартале 2010 г. органами государственной статистики г. Пензы было обследовано 1567 ед., функционирующих практически во всех сферах экономической и социальной жизни региона. Среди обследуемых предприятий (с численностью от 16 до 100 чел.) 36,8% осуществляют свою деятельность в торговле, 25,3% - строительство, 12,8% - обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 10,4%.
Рис. 1 Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности в 1 квартале 2010 г.
Рисунок не приводится.
Малое предпринимательство как гибкая форма хозяйствования быстрее всего реагирует на происходящие изменения на рынке труда. Развитие сферы малого бизнеса помогает обеспечить занятость значительной доле трудоспособного населения, расширяя сферу приложения труда.
В 1 квартале 2010 г. на малых предприятиях г. Пензы было занято 43,03 тыс. чел., из них 92,8% работали на постоянной основе. Удельный вес численности работающих на малых предприятиях в общей численности работающих в реальном секторе экономики составляет 18,5%.
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях г. Пензы в 1 квартале 2010 г. 13,2 тыс. руб. (выше среднеобластной заработной платы на малых предприятиях на 1,6 тыс. руб., или на 14,0%). Сравнительно высокий уровень заработной платы сложился в образовании - 17462 руб., транспорт и связь - 16586,9 руб., здравоохранение - 15487,5 руб.
Рис. 2 Среднемесячная з/пл по видам эк. деятельности
Рисунок не приводится.
О значении малого предпринимательства для экономики региона можно судить по его доле в общем объеме производимых товаров и оказанных услуг всеми организациями города.
В 1 квартале 2010 г. оборот малых предприятий составил 10,3 млрд. руб. или 75,5% оборота малых предприятий области. Основная доля оборота приходится на малые предприятия оптовой и розничной торговли (73,0%). В структуре товаров собственного производства, отгруженных малыми предприятиями обрабатывающих производств, наиболее ощутимый вклад в насыщение рынка товарами и продукцией вносят малые предприятия, занятые производством пищевых продуктов (25,7%).
В 1 квартале 2010 г. выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг малыми предприятиями г. Пензы составила 10,2 млрд. руб. Наибольшая выручка получена от реализации продукции малыми предприятиями (73,0%). Инвестирование в 1 квартале 2010 г. составило 457,5 млн. руб.
Рис. 3 Инвестиции по видам деятельности, млн. руб.
Рисунок не приводится.
Таким образом, исходя из приведенных данных, в развитии малых предприятий г. Пензы наблюдаются в основном положительные тенденции. С увеличением числа малых предприятий решается проблема создания новых рабочих мест, региональный рынок товаров и услуг становится более насыщенным, увеличивается поступление налогов в бюджет.
Вместе с тем, наряду с положительной динамикой в процессе своего развития малое и среднее предпринимательство Пензы сталкивается с рядом нерешенных проблем, характерных для бизнеса всей страны.
Существуют проблемы, тормозящие развитие малого и среднего предпринимательства:
- несовершенство нормативно-правовой базы по малому и среднему предпринимательству;
- предприятия сферы производства и услуг не имеют возможности воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высокой стоимости и, как правило, отсутствия достаточного для банка залогового обеспечения;
- низкий уровень подготовки руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;
ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями;
слабое использование субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости населения.
Таким образом, налицо необходимость системы комплексной муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в логической увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросах поддержки и развития предпринимательства, решение возникающих проблем позволит стать малому и среднему бизнесу движущей силой экономического роста г. Пензы в целом и повысит благосостояние его граждан.
1.2. Оценка рисков реализации программы и мероприятия по их снижению
В ходе реализации программных мероприятий возможно возникновение следующих рисков:
- инфляционные процессы;
- изменение стоимости программных мероприятий;
- форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, пожары, эпидемии и др.).
Учитывая, что перечисленные риски не всегда возможно правильно спланировать, мероприятия по снижению рисков программой не предусмотрены.
2. Цели и задачи Программы
Долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Пензе на 2011-2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Цель 1. Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задача 1. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике г. Пензы.
Задача 2. Поддержка инновационной деятельности в г. Пензе.
Задача 3. Увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в общем объеме производимых товаров в целом по области.
Цель 2. Создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности.
Задача 1. Обеспечение занятости населения и развитие самозанятости в области малого и среднего предпринимательства.
Задача 2. Увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах бюджета г. Пензы.
Цель 3. Обеспечение доступности субъектов предпринимательства к государственной поддержке.
Задача 1. Предоставление адресной, методической, информационной, консультационной поддержки малому и среднему бизнесу.
Задача 2. Развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малому и среднему бизнесу.
Задача 3. Содействие развитию вновь зарегистрированных и действующих менее одного года субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы.
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер по основным направлениям.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы предусмотрена на 2011-2013 годы. Разделение Программы на этапы не предусмотрено.
4. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое обоснование Программы
4.1. Реализация программы будет осуществляться за счет имеющихся финансовых, информационных, кадровых ресурсов. Дополнительных затрат на техническое оснащение не предусмотрено.
4.2. Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств из бюджета города на соответствующий финансовый год.
Объем выделяемых средств подлежит ежегодному уточнению при формировании бюджета города Пензы соответственно на очередной финансовый год и плановый период.
Таблица 1
Общий объем и источники финансирования целевой программы
(тыс. рублей, в ценах года утверждения программы)
Источники и направления финансирования |
Общий объем финансирования, предусмотренный по программе на весь период реализации |
В том числе |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Всего, в том числе: |
5648,854 |
325,954 |
5322,9 |
0 |
Бюджет города(*) |
1848,854 |
325,954 |
1522,9 |
0 |
Бюджет Пензенской области(*) |
3800,00 |
0 |
3800,00 |
0 |
(*) - подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджета города Пензы на очередной финансовый год и плановый период.
4.3. Последствия реализации целевой программы (социальные, экономические и экологические последствия).
Таблица 2
Последствия реализации целевой программы
Социальные последствия |
Экономические последствия |
Снижение напряженности на рынке труда |
Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства |
Расширение перечня предлагаемых потребителям товаров, работ и услуг |
Рост доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах бюджета г. Пензы |
Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства |
Увеличение объемов оборота предприятий малого и среднего предпринимательства |
4.4. Оценка вклада Программы в социально-экономическое развитие города Пензы.
Реализация комплексной Программы позволит обеспечить надлежащий уровень обеспечения благоприятного климата для предпринимательской деятельности, активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития города, а также рост доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах бюджета г. Пензы, увеличение объемов оборота предприятий малого и среднего предпринимательства и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
5. Перечень программных мероприятий с указанием сроков, исполнителей и результатов реализации мероприятий Программы
Программные мероприятия определены исходя из основных целей Программы и поставленных задач.
Таблица 3
Перечень основных мероприятий Программы
* - условия предоставления субсидии:
- субсидии (гранты) предоставляются вновь зарегистрированным и действующим менее одного года субъектам малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы;
- сумма субсидии (гранта) не превышает 300 тыс. рублей на одного получателя поддержки;
- субсидии (гранты) предоставляются при условии фактически подтвержденного софинансирования начинающим субъектом малого предпринимательства расходов на реализацию проекта в размере не менее 15% от размера получаемого гранта;
- субсидии (гранты) предоставляются после прохождения претендентами (индивидуальными предпринимателями или учредителем(лями) юридического лица) краткосрочного обучения предпринимательской деятельности и при наличии бизнес-проекта, оцениваемого комиссией с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей;
- субсидии (гранты) предоставляются на приобретение оборудования, специализированной техники, выплаты по передаче прав на франшизу (паушальный взнос), приобретение оборудования при заключении договора коммерческой концессии.
6. Сведения о распределении объемов финансирования целевой Программы по годам в разрезе направлений финансирования и программных мероприятий
Объемы финансирования программных мероприятий по годам реализации Программы из бюджета города Пензы представляются в форме таблицы 4 "Объемы финансирования программных мероприятий".
Таблица 4
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджета г. Пензы
7. Прогноз ожидаемых результатов реализации целевой Программы
Успешное выполнение мероприятий будет способствовать:
- увеличению доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах бюджета г. Пензы в среднем на 5%;
- повышению эффективности взаимодействия органов местного самоуправления города Пензы с субъектами малого и среднего бизнеса;
- развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- обеспечению благоприятного климата для предпринимательской деятельности, активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития города.
В результате выполнения Программы экономика и социальная сфера города Пензы выйдут на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивое развитие города.
8. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности целевой Программы
8.1. Определение целевых индикаторов Программы
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, применяются целевые индикаторы, выявленные в результате мониторинга и характеризующие ход реализации Программы.
Таблица 5
Индикаторы оценки достижения поставленных целей и задач Программы
8.2 Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам в течение всего срока реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается на основании информации об использовании выделенных бюджетных средств и результатов проверок специалистов Управления экономического развития и внешних связей администрации города Пензы.
Оценка эффективности реализации Программы базируется на предположении о достижении в заданные сроки установленного целевого индикатора и осуществляется путем присвоения целевому индикатору соответствующего балла:
- при выполнении целевого индикатора - 0 баллов;
- при увеличении целевого индикатора - плюс 1 балл за каждую единицу увеличения;
- при снижении целевого индикатора - минус 1 балл за каждую единицу снижения.
9. Организация управления целевой Программой и контроль над ходом ее реализации
Общий контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет администрация города Пензы в лице Управления экономического развития и внешних связей администрации г. Пензы
Исполнители программы ежегодно до 1 марта, года следующего за отчетным периодом, представляют в Управление экономического развития и внешних связей администрации города Пензы и Финансовое управление города Пензы сведения об оценке эффективности реализации целевой программы за отчетный финансовый год.
Контроль за целевым использованием и эффективным расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляют Управление экономического развития и внешних связей администрации г. Пензы, администрации районов города, отдел потребительского рынка администрации города Пензы, Управление муниципального имущества администрации г. Пензы.
Заместитель главы администрации |
А.В. Макаров |
<< Приложение Приложение |
||
Содержание Постановление администрации г. Пензы от 6 декабря 2012 г. N 1484/4 "О внесении изменений в постановление администрации города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.