Апелляционное определение СК Пензенского областного суда
от 16 июля 2013 г. N 33-1740
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда заслушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.Е.Ф. на решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 29 апреля 2013 г., которым постановлено:
Отказать К.Е.Ф. в удовлетворении исковых требований к ГКУ Центру занятости населения Камешкирского района Пензенской области о понуждении выдать предложение о направлении безработного гражданина для назначения пенсии по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
Заслушав доклад судьи Пензенского областного суда, судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда, установила:
К.Е.Ф. обратилась в суд с иском к ГКУ Центр занятости населения Лопатинского района Пензенской области (далее - ГКУ ЦЗН Лопатинского района Пензенской области) о понуждении выдать направление безработного гражданина для назначения пенсии по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно и к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области (далее - ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области) о понуждении досрочно назначить трудовую пенсию по предложению ЦЗН по Лопатинскому району Пензенской области.
Требование мотивировано тем, что после ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства с 27.07.2010 по настоящее время она состоит на учете в качестве безработной.
В ноябре 2011 года ГКУ ЦЗН Лопатинского района Пензенской области ей было выдано предложение о направлении безработного гражданина для назначения пенсии по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно. Однако ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области в досрочном назначении пенсии ей было отказано.
Впоследствии она повторно обратилась в ГКУ ЦЗН Лопатинского района Пензенской области с заявлением о выдаче направления на досрочное назначение трудовой пенсии. Положительного ответа она не получила, ей были выданы направления для участия в оплачиваемых общественных работах и на работу.
Считает отказ ГКУ ЦЗН Лопатинского района Пензенской области в выдаче предложения на досрочное назначение трудовой пенсии незаконным, поскольку она имеет право на получение данного предложения в соответствии со ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Просила обязать ГКУ ЦЗН Лопатинского района Пензенской области выдать предложение о направлении для досрочного назначения пенсии по старости и обязать ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области досрочно назначить трудовую пенсию по предложению ЦЗН.
Определением Лопатинского районного суда Пензенской области от 22.03.2013 требование К.Е.Ф. к ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области о понуждении досрочно назначить трудовую пенсию по предложению ЦЗН выделено в отдельное производство.
Установив в ходе рассмотрения дела факт реорганизации ЦЗН Лопатинского района Пензенской области в форме присоединения к ГКУ ЦЗН Камешкирского района Пензенской области, суд определением от 25.04.2013 произвел замену выбывшей стороны - ГКУ ЦЗН Лопатинского района Пензенской области на ГКУ ЦЗН по Камешкирскому району Пензенской области.
Разрешив исковые требования К.Е.Ф. о выдаче предложения для назначения досрочной пенсии, Лопатинский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением Лопатинского районного суда от 18.06.2013, К.Е.Ф. просит решение суда, как незаконное, отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Ссылаясь на свою правовую позицию в суде первой инстанции, автор жалобы считает, что условия, предусмотренные п. 2 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в РФ" у неё имеются, и она имеет право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, в ответе ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области указано, что данная пенсия ей может быть назначена не ранее, чем за 2 года до наступления соответствующего возраста (т.е. не ранее, чем с 48 лет). На момент вынесения судом решения её возраст составляет 49 лет, следовательно она имеет право на получение предложения о направлении безработного гражданина для назначения пенсии по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ ЦЗН Камешкирского района Пензенской области излагает несогласие с доводами К.Е.Ф., изложенными в жалобе.
К.Е.Ф., представители ГКУ ЦЗН Камешкирского района Пензенской области, ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено материалами дела, 14.04.2009 К.Е.Ф. было образовано крестьянское (фермерское) хозяйство, которое прекратило свою деятельность 01.07.2010.
После прекращения деятельности как главы крестьянского (фермерского) хозяйства, К.Е.Ф. была в установленном законом порядке признана безработной.
Условия досрочного выхода на пенсию безработных граждан определены п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с которым по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Разрешая требования К.Е.Ф., суд правильно исходил из того, что организация, деятельность и прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве и Федеральным законом РФ от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства для самого предпринимателя, как работодателя, не является увольнением в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
К.Е.Ф., являвшаяся до признания её безработной главой крестьянского (фермерского) хозяйства, ликвидированного по её личному заявлению, не может быть отнесена к категории граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем в рамках трудовых правоотношений (п. 1 ст. 81 ТК РФ).
Кроме того, судом установлено, что возможность для трудоустройства К.Е.Ф. имелась, поскольку ей выдавались направления о трудоустройстве, которые она принять отказалась по формальным основаниям.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении иска К.Е.Ф. следует признать законным.
Доводы апелляционной жалобы К.Е.Ф. о наличии предусмотренных законом условий для назначения ей досрочной пенсии, не могут быть положены в основу отмены судебного акта, поскольку основаны на неправильном толковании закона и не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований к отмене вынесенного судом решения.
Ссылка в жалобе на ответ ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области во внимание принята быть не может, как не имеющая правового значения.
Иных доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда определила:
решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 29 апреля 2013 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Е.Ф. оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК Пензенского областного суда от 16 июля 2013 г. N 33-1740 (извлечение)
Текст определения размещен на сайте Пензенского областного суда в Internet (www.oblsud.penza.ru)