Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Муниципальная программа города Каменки Каменского района Пензенской области "Защита населения и территорий города Каменки Каменского района Пензенской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах в мирное и военное время на 2014-2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 04.09.2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 02.11.2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", от 10.11.1996 года N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 26.11.2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".
Сферой реализации Программы является организация эффективной деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Программа направлена на повышение уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на совершенствование подготовки к ведению гражданской обороны, на спасение людей, материальных и культурных ценностей и оказание помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров и террористических актов.
Риски природных и техногенных ЧС, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики.
Современное состояние городского звена Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГЗ ТП РСЧС) еще не в полной мере обеспечивает комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от ЧС.
Главной задачей развития ГЗ ТП РСЧС является осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей среде, в том числе по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Анализ обстановки на водных объектах показывает, что наметилась опасная тенденция по снижению уровня обеспечения безопасности населения на водоемах. Основными проблемами в предупреждении гибели людей на водных объектах являются:
- недостаточная обеспеченность мест массового отдыха населения на водных объектах спасательными постами;
- низкий уровень обучения населения мерам безопасности на водных объектах.
В период с 2008 по 2012 год на водных объектах города Каменки погибло 13 человек, в том числе 4 детей.
В соответствии с федеральными Законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другими нормативными правовыми актами создание и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения и информирования населения является важнейшей задачей органов местного самоуправления и организаций.
Указанные задачи могут быть решены путем функционирования в составе Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) местных информационных центров, подсистем информирования и терминальных комплексов.
Для повышения у населения уровня подготовленности, сознательности и убеждённости в необходимости и важности правильных действий в условиях возникновения или угрозе возникновения ЧС, необходимо постоянное его информирование в области гражданской обороны, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечение постоянной готовности созданных сил и средств гражданской обороны к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, модернизация местных информационных центров, подсистем информирования, оповещения гражданской обороны и ОКСИОН.
На территории города Каменки существуют реальные угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Природные чрезвычайные ситуации могут возникать в результате опасных природных явлений: паводки, сильные ветры, ураганы, снегопады, метели, град, засуха, грозы, лесные пожары.
На территории города находятся 6 потенциально опасных объектов, в том числе 2 химически опасных (ХОО) и 6 взрывопожароопасных (ВПО) объектов.
При авариях на ХОО возможен выброс в атмосферу 1-3 тонн аммиака. В зоне поражения могут оказаться от 20 до 350 человек.
Предприятия, имеющие взрывопожароопасные объекты, используют в производственном процессе природный газ, легковоспламеняющиеся нефтепродукты, либо в производственном цикле присутствует взрывоопасная пылевая смесь. При авариях на ВПО в зоне поражения могут оказаться от 15 до 100 человек.
Старение оборудования, снижение уровня технологической дисциплины при проведении плановых профилактических и ремонтных работ, отток квалифицированных кадров приводят к повышению вероятности возникновения аварийных ситуаций на потенциально опасных объектах.
Актуальной становится проблема противодействия ядерному, химическому и биологическому терроризму, требующая к себе пристального внимания и принятия, соответствующих мер.
В системе жизнеобеспечения населения ЧС обусловлены проблемой возрастающего уровня износа инженерных сетей и теплоэнергетического оборудования, разрывом тепловых трасс и водопроводов, выходом из строя котельного оборудования, низкой надежностью очистных сооружений питьевого водоснабжения и очистных сооружений сточных вод, нарушением режимов подготовки к зиме трубопроводов теплоснабжения и горячего водоснабжения. Чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями в системах жизнеобеспечения и на тепловых сетях, вызывают социальную напряженность в нашем обществе.
При авариях на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях) возможно отключение от электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения 1-3х микрорайонов г. Каменки. В зоне аварийных отключений могут оказаться от 150 до 10000 человек. Время устранения аварий составит от 2-х до 24 часов. В холодное время года, в отопительный период крупные аварии на инженерных сетях, источниках теплоснабжения могут привести к созданию условий для возникновения чрезвычайных ситуаций из-за недостаточного резервирования источников электроснабжения и водоснабжения.
На железнодорожных путях и станциях возможно нахождение подвижного железнодорожного состава, перевозящего аварийно химически опасные вещества (АХОВ), поездов с нефтепродуктами, взрывоопасными и пожароопасными веществами. В случае аварии, зона возможного разрушения (заражения) составит до 1,8 км2.
Севернее г. Каменка проходит нефтепровод "Дружба" с рабочим давлением - 52 кг/см2 и диаметром труб - 1020 мм. При аварии или взрыве возможен разлив нефти до 150,0 тонн (в зависимости от повреждения труб), которая, растекаясь по местности, может попасть в русла малых рек, оврагов.
По территории Каменского района проходит газопровод "Средняя Азия - Центр" и "Петровск - Елецк" ПО "Мострансгаз". При возникновении аварий (взрывов) на газопроводе возможно поражение людей, возгорание деревянных построек, лесов в пределах 300-400 м от оси трубопровода.
Проблемными направлениями в организации системы защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются следующие:
- отсутствие возможности своевременного оповещения как можно большей части населения об опасностях, так как созданная более 40 лет назад городская система автоматизированного оповещения населения устарела и неспособна работать по современным линиям связи, а зона покрытия существующей системы оповещения дает возможность оповестить только 60-65 процентов населения, что является неприемлемым в современных условиях;
- работники подведомственных организаций обеспечены средствами защиты на 8% от потребности.
- на балансе организаций, отнесенных к ведению органов местного самоуправления, находятся 8 противорадиационных укрытий, все в неудовлетворительном состоянии.
- в учреждениях, входящих в систему наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, отсутствуют приборы, позволяющие в кратчайшие сроки установить (часы вместо нескольких суток) соответствующие опасные заболевания, общие для животных и человека.
- низкий уровень знаний элементарных способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях у населения. В целях повышения качества обучения населения города Каменки необходимо создание и оборудование учебно-консультационных пунктов.
- сложность организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций из-за отсутствия специального оборудования и техники, необходимых для экстренного реагирования.
При возникновении очагов массовых инфекционных заболеваний людей и животных на территории Пензенской области может сложиться неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка.
Причины, которые могут привести к массовым инфекционным заболеваниям:
- износ водопроводных сетей;
- частые прорывы, аварии на очистных сооружениях;
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы.
Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
Для выполнения аварийно-спасательных работ при происшествиях и возникновении чрезвычайных ситуаций в городе Каменке созданы аварийно-спасательные формирования (далее - АСФ).
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Эффективность решения задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом определяется наличием материальных ресурсов. Достаточность материальных ресурсов позволяет в минимальные сроки локализовать чрезвычайную ситуацию, уменьшить масштабы ее последствий и решить главную задачу - спасти людей и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших.
Проблемы обеспечения материальными ресурсами необходимо решить как в масштабах города, так и в организациях.
При возникновении крупномасштабной чрезвычайной ситуации из опасных районов потребуется эвакуировать население в пункты временного размещения (далее - ПВР) и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших.
Обстановка с пожарами на территории города Каменки остается напряженной. Так, за пять лет с 2008 по 2012 год зарегистрировано 209 пожаров, в которых погибли 28 и травмированы 18 человек. Материальный ущерб составил более 3 миллионов рублей.
Развитию пожаров до крупных и гибели при этом людей способствуют позднее сообщение о пожаре, отсутствие достаточного количества источников водоснабжения, нарушения мер пожарной безопасности.
Основными проблемами пожарной безопасности являются:
- несвоевременное прибытие подразделений пожарной охраны к месту тушения пожара из-за позднего вызова;
- низкий уровень защищенности объектов, территорий, жилого фонда и организаций от пожаров;
- несвоевременное сообщение о пожаре (загорании) в пожарную охрану;
- недостаточное оснащение пожарных команд многофункциональным пожарно-техническим оборудованием и пожарным снаряжением, осветительным оборудованием для выполнения работ в условиях плохой видимости и высоких температур;
- недостаточное количество исправных пожарных гидрантов, отсутствие условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения;
- отсутствие прямых каналов связи потенциально опасных объектов и социальных учреждений с массовым пребыванием людей с ЕДДС Каменского района.
Исходя из перечисленного, проблемы пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций необходимо решать программными методами на региональном и муниципальном уровнях.
Созданная система защиты населения и территорий от ЧС различного характера обладает значительным потенциалом. Эффективное его использование в сфере защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на фоне продолжающегося устойчивого роста опасных природных явлений и прогнозируемого дальнейшего увеличения техногенных ЧС позволит минимизировать социальный, экономический и экологический ущерб, наносимый населению, экономике и природной среде.
Применение программно-целевого планирования в комплексе с полноценным ресурсным обеспечением является эффективным механизмом использования и дальнейшего развития имеющегося потенциала.
Для последовательного и планомерного решения задач и реализации полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, разработана настоящая муниципальная программа.
Реализация муниципальной программы в полном объеме позволит:
- повысить уровень защищенности населения и территории города Каменки от опасностей и угроз мирного и военного времени;
- повысить эффективность деятельности органов управления и сил гражданской обороны;
- эффективно использовать средства городского бюджета для решения приоритетных задач по обеспечению защиты населения и территорий в условиях мирного и военного времени;
- обеспечить развитие городского звена комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
- обеспечить дальнейшее развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- снизить риски пожаров и смягчить возможные их последствия;
- повысить безопасность населения и защищенность потенциально опасных объектов;
- позволит обеспечить аварийно-спасательные формирования необходимым оборудованием, техникой и имуществом для выполнения возложенных на них задач;
- повысить готовность сил и средств городского звена территориальной подсистемы РСЧС Пензенской области в обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.