Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Характеристика подпрограмм муниципальной программы
7.1. Подпрограмма
"Повышение эффективности управления общественными финансами в закрытом административно-территориальном образовании г. Заречном Пензенской области"
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 31 августа 2016 г. N 2101 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования постановления
Паспорт подпрограммы муниципальной программы
"Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на 2016-2020 годы"
7.1.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и обоснование включения в муниципальную программу
Во исполнение программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" (с изменениями и дополнениями), постановления Администрации г. Заречного Пензенской области от 24.02.2012 N 347 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012-2013 годы" была утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012-2013 годы, задачами которой являлись:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области;
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области;
- оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
- развитие системы муниципального финансового контроля;
- формирование комплексной муниципальной контрактной системы в муниципальном образовании;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области.
Результатами проведения бюджетных реформ в г. Заречном Пензенской области стали:
увеличение налогового потенциала бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области по налогам и сборам;
переход к программной структуре расходов бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области (свыше 92 процентов расходов бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на 2015 год запланировано в рамках муниципальных программ г. Заречного Пензенской области);
переход к оказанию муниципальных услуг на основе муниципальных заданий;
переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, создание многофункционального центра предоставления государственных (муниципальных) услуг;
проведение модернизации информационных систем, используемых при исполнении бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области и формировании бюджетной отчетности;
осуществление контроля за соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органов местного самоуправления, дефицита бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области и муниципального долга, расходов на их обслуживание).
Несмотря на динамичное развитие и совершенствование бюджетной системы, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами как на федеральном, на региональном, так и на местном уровне еще не завершен.
Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, среди которых наиболее актуальны для закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области:
высокий уровень дефицита бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области и долговых обязательств, ограничивающих возможности по реализации приоритетных направлений социально-экономического развития;
высокая доля текущих расходов бюджета, не позволяющая формировать фонды экономического и социального развития города;
слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, неопределенность соотношения и взаимосвязей различных программно-целевых инструментов;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов, наращиванию собственной налоговой базы;
формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения (муниципальных) услуг (работ);
отсутствие персональной ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов г. Заречного Пензенской области, муниципальных программ, инвестиционных проектов;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
наличие неиспользуемых резервов повышения эффективности процессов кассового обслуживания исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, а также операций со средствами муниципальных учреждений г. Заречного Пензенской области;
недостаточный уровень унификации и стандартизации процессов управления муниципальными финансами, интеграции и автоматизации учетной деятельности организаций муниципального сектора;
недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, учреждений, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств;
отсутствие кадрового резерва, сформированного на основе высокопрофессионального кадрового состава.
В настоящее время система управления общественными финансами не создает достаточно устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики.
Необходимость решения приоритетных задач социально-экономического развития, поставленных в майских указах Президента Российской Федерации 2012 года, в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013-2015 годах" и от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах" (далее - приоритетные направления социально-экономического развития), требует создания качественно новой системы управления общественными финансами.
Повышение эффективности управления общественными финансами должно быть обеспечено также на операционном уровне, то есть на уровне инструментов, механизмов и процедур непосредственного принятия и реализации решений Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области.
Совершенствовать "операционную" деятельность предполагается как по внутриведомственным направлениям, так и в части межведомственного взаимодействия - в рамках совершенствования бюджетного процесса. Важная роль в этой сфере отводится органам муниципального казначейства.
Развитие системы управления финансово-бюджетными механизмами в г. Заречном Пензенской области, в первую очередь, должно быть направлено:
на внедрение оптимизированной единой системы финансовых расчетов и отчетов с автоматическим обменом бюджетными данными и преобразованием документов в учетные записи в регистрах бюджетного учета для всех участников бюджетного процесса г. Заречного Пензенской области;
на внедрение процесса автоматизации сбора и анализа информации к проекту бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области (проекту изменений в бюджет закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области) от субъектов бюджетного планирования (включая муниципальные учреждения г. Заречного Пензенской области) и формирование в программном комплексе проекта бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области с возможностью анализа и сравнения альтернативных версий проекта бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Повышение эффективности использования бюджетных средств с точки зрения их стоимостного ресурса будет осуществляться через инструменты управления ликвидностью счета бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области. В дополнение к существующим возможностям должны быть внедрены новые, а именно:
совершенствование процедуры составления и исполнения кассового плана бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области и методики обеспечения оптимального размера ежедневного остатка на едином счете бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области;
максимальное использование возможностей механизма привлечения в бюджет закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области остатков временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений, привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области за счет остатков на едином счете федерального бюджета, заимствования средств, находящихся во временном распоряжении муниципальных казенных учреждений;
внедрение механизма перечисления средств из бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, должно осуществляться в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, источником финансового обеспечения которых являются как средства бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, так и межбюджетные трансферты.
Программно-целевые методы управления требуют организации эффективного финансового менеджмента в Администрации г. Заречного Пензенской области, в иных органах местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, а также в учреждениях.
Финансовый менеджмент должен стать составной частью деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, учреждений и обеспечивать принятие эффективных управленческих решений об адресном, экономном и результативном использовании бюджетных средств.
Для объективной количественной оценки качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, осуществляемого не только финансовым органом, но и ведомственными специалистами внутреннего финансового контроля и аудита иных органов местного самоуправления.
Бюджет закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области по налоговым и неналоговым доходам за 2014 год фактически исполнен в сумме 448053 тыс. руб. или 63,7% от плановых показателей. Невыполнение плана поступлений по налоговым и неналоговым доходам произошло, в основном, за счет невыполнения плана по налогу на доходы физических лиц, продаже муниципального имущества, а также роста задолженности по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Поступления налоговых и неналоговых доходов на 2015 год прогнозируются в размере 106,6% к фактическому исполнению 2014 года, на 2016 и 2017 годы соответственно 93,1% и 94,3% к 2014 году. Снижение ожидаемых поступлений в 2016 и 2017 году связано с тем, что на 2016 и 2017 год еще не запланированы доходы от продажи муниципального имущества.
Кроме того, поступления налоговых доходов за 2014 год сложилось в размере 74,2% к фактическому исполнению 2013 года. Прогноз поступления налоговых доходов на 2015, 2016 и 2017 годы соответственно 71,0%, 72,9% и 73,9% к 2013 году.
Снижение налоговых доходов бюджета в 2014 году вызвано изменением бюджетного законодательства в части изменения нормативов отчисления налогов в бюджет города Заречного.
В связи с передачей с 2014 года на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования произошли следующие изменения в доходной части бюджета:
- норматив зачисления в местный бюджет доходов от налога на доходы физических лиц уменьшен с 42% до 30%.
- отменен норматив зачисления в бюджет города налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 30%;
- отменен норматив зачисления в бюджет города налога на имущество организаций в размере 10%.
Кроме того, на снижение темпов роста доходов в 2014 году повлияло снижение поступлений налога на доходы физических лиц в связи с увеличением доходов, не подлежащих налогообложению, и налоговых вычетов.
Анализ доходной базы бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области позволяет сделать вывод о недостаточности темпов увеличения доходных источников для обеспечения в требуемом объеме всех выполняемых городским округом обязательств, в том числе реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Поэтому основной задачей исполнения бюджета в текущем году и на период 2016-2020 годов является мобилизация дополнительных доходных источников.
7.1.2. Цели, задачи подпрограммы
Целью реализации подпрограммы является повышение эффективности процессов формирования и исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Задачами, которые должны быть решены в ходе достижения вышеуказанной цели, являются:
1. Применение программно-целевых методов бюджетирования;
2. Повышение результативности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
3. Оптимизация бюджетных расходов;
4. Совершенствование муниципального финансового контроля;
5. Повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами;
6. Развитие и модернизация автоматизированной системы управления бюджетным процессом в г. Заречном Пензенской области
1. Задача. Применение программно-целевых методов бюджетирования
Высокое качество управления бюджетным процессом на муниципальном уровне должно быть обеспечено, в первую очередь, за счет использования передовых программно-целевых методов формирования и исполнения бюджета.
Определение всех направлений реализации муниципальной политики целесообразно осуществлять только в рамках соответствующих муниципальных программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.
Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ.
Муниципальные программы должны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности, а также ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
В бюджетном прогнозе г. Заречного Пензенской области на долгосрочный период необходимо устанавливать предельные объемы ("потолки") расходов на весь срок реализации каждой муниципальной программы г. Заречного Пензенской области.
При определении предельных объемов ("потолков") расходов необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического развития г. Заречного Пензенской области, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг (работ), так и обеспечение достижения стратегических целей развития Российской Федерации, Пензенской области и г. Заречного Пензенской области, в том числе достижение целевых значений показателей указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012.
Важно обеспечивать аккумулирование средств на проектах, способствующих в среднесрочных и долгосрочных перспективах развитию экономического потенциала территории.
При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам г. Заречного Пензенской области должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета г. Заречного Пензенской области с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации программ.
Предельные объемы ("потолки") расходов позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, обеспеченные финансированием муниципальные программы г. Заречного Пензенской области, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
Обеспечение развития подходов к формированию муниципальных программ как элемента долгосрочного планирования предусматривает реализацию в г. Заречном Пензенской области следующих мер:
1) разработка Стратегии социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на период до 2030 года с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития;
2) формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области как необходимого условия для разработки бюджетного прогноза г. Заречного Пензенской области на соответствующий период;
3) разработка бюджетного прогноза г. Заречного Пензенской области на период до 2030 года, которая должна определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов государственной политики, прежде всего в социальной сфере, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов;
4) корректировка мероприятий и показателей муниципальных программ г. Заречного Пензенской области с учетом показателей Стратегии социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2030 года и прогноза социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, а также приоритетных направлений социально-экономического развития.
Необходимо уделять особое внимание дальнейшей качественной разработке и реализации муниципальных программ г. Заречного Пензенской области, созданию действенного механизма контроля за их выполнением, повышению ответственности и заинтересованности исполнителей за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Контроль за выполнением муниципальных программ г. Заречного Пензенской области и принятие решений о дальнейшей их реализации должны осуществляться с учетом единой методики оценки эффективности реализации муниципальных программ г. Заречного Пензенской области с использованием программных продуктов.
2. Задача. Повышение результативности оказания муниципальных услуг (выполнения работ)
В рамках реализации предусмотренной Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с изменениями и дополнениями) реформы муниципальных учреждений следует проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов, в том числе за счет:
четкой увязки состава и объема услуг с социальными гарантиями и обязательствами государства;
более обоснованного планирования и распределения средств на оказание муниципальных услуг (выполнения работ);
более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности, при проведении закупок);
передачи оказания части муниципальных услуг (выполнения работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений);
сокращения издержек по административному контролю текущей деятельности автономных и бюджетных учреждений, путем повышения финансовой грамотности административно-управленческого персонала.
Для повышения результативности оказания муниципальных услуг (выполнение работ) в г. Заречном Пензенской области необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий;
2) оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов местного самоуправления, на тип казенного учреждения, либо их ликвидация;
3) формирование ведомственных перечней муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, начиная с формирования муниципальных заданий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
4) переход к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) на основе общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в соответствующих сферах, установленных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности;
5) расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) негосударственных организаций (переход к конкурсному размещению муниципального заказа на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) как среди муниципальных учреждений, так и организаций негосударственного сектора);
6) внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, нацеленных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Вознаграждение руководителей учреждений должно зависеть от качества работы учреждений и средней заработной платы персонала;
7) проведение анализа выполнения (невыполнения) муниципальных заданий с обязательным наличием результатов контроля за их исполнением, установлением ответственности за нарушение условий выполнения муниципальных заданий;
8) изучение мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
В результате изменения подхода к процессам планирования и исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области предполагается достичь главных результатов:
повышение результативности оказания муниципальных услуг;
повышение качества финансового менеджмента муниципальных учреждений г. Заречного Пензенской области.
3. Задача. Оптимизация бюджетных расходов
Основная цель оптимизации бюджетных расходов - создание стимулов к ответственному финансовому управлению бюджетными ресурсами в условиях повышения качества предоставления муниципальных услуг (выполнения работ) и обеспечение устойчивого экономического роста территории.
Постановлением Администрации г. Заречного Пензенской области от 24.11.2014 N 2498 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности расходования бюджетных средств закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области в 2015 году" был утвержден план мероприятий, нацеленный на проведение организационно-штатных мероприятий структуры Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, повышение эффективности расходования бюджетных средств закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области в 2015 году.
Постановлением Администрации г. Заречного Пензенской области от 02.03.2015 N 365 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в г. Заречном в 2015 году" утвержден план, нацеленный на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.
В 2015 году будут реализованы ключевые мероприятия, направленные на повышение эффективности управления муниципальной собственностью, обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, повышение эффективности деятельности муниципальных организаций, рост деловой и предпринимательской активности, снижение напряженности на рынке труда и ресурсосбережение. Кроме того, разработаны мероприятия в части информационного сопровождения антикризисных мер. Также ежемесячно будет проводиться мониторинг и контроль за складывающейся ситуацией в экономике и социальной сфере.
Собранием представителей г. Заречного Пензенской области рассмотрены и приняты решения, предусматривающие сокращение в 2015 году расходов бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, в первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат, неориентированных на результат. Кроме того, в целях повышение эффективности системы предоставления мер социальной поддержки, одного из важнейших элементов повышения функциональной эффективности расходования бюджетных средств, на рассмотрение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области были предложены и утверждены решения об отмене части дополнительных мер социальной поддержки граждан, предусмотренных решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 25.04.2008 N 544 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Заречного Пензенской области" (с изменениями и дополнениями), в основе которых лежит принцип адресности социальной поддержки граждан, основывающийся на критерии "нуждаемости и доходности". При этом будет полностью обеспечено исполнение обязательств социального характера. Инвестиционные ресурсы бюджета будут сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов. При формировании бюджета на 2015 год уже сокращены расходы на функционирование органов местного самоуправления, в том числе за счет оптимизации численности и совершенствования организационных структур органов местного самоуправления.
Реализация антикризисных мер будет осуществляться Администрацией г. Заречного Пензенской области в тесном взаимодействии с органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и организациями г. Заречного Пензенской области. Перечень первоочередных мероприятий при необходимости будет дополняться и уточняться.
В рамках данной задачи бюджетная политика будет выстраиваться на принципах ответственности и предсказуемости.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема бюджетных расходов требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
Для повышения финансовых возможностей за счет внутренних резервов Администрации г. Заречного Пензенской области и иным органам местного самоуправления города Заречного Пензенской области необходимо:
1) максимально эффективно использовать возможности привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи капитального ремонта многоквартирных жилых домов, повышения качества и доступности жилья;
2) повысить адресность социальной поддержки граждан (для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки должно основываться на критерии нуждаемости и доходности граждан), исключить дублирование мер поддержки отдельных категорий граждан;
3) повысить эффективность бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации сети учреждений, а также за счет реализации мероприятий по ресурсосбережению, рациональному использованию занимаемых площадей муниципальных организаций;
4) повысить эффективность расходов капитального характера за счет предоставления капитальных вложений из бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области в объекты муниципальной собственности г. Заречного Пензенской области, из бюджета Пензенской области за счет субсидий городским округам на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, на основе анализа ожидаемого эффекта от вложения бюджетных средств, а также исходя из возможностей бюджета г. Заречного Пензенской области по обеспечению софинансирования для участия в федеральных и областных целевых программах;
5) повысить эффективность, открытость и прозрачность деятельности муниципальных предприятий, в том числе за счет осуществления закупки товаров и продукции производственного назначения исключительно на конкурсной основе;
6) провести инвентаризацию муниципального имущества г. Заречного Пензенской области, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями г. Заречного Пензенской области, на предмет эффективного его использования (с определением уровня фондоотдачи);
7) оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления за счет сокращения дублирования функций и полномочий;
8) оптимизировать расходы на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд путем реализации Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).
4. Задача. Совершенствование муниципального финансового контроля
Переход к программному бюджету требует смещения акцента с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами использования средств.
При этом контроль следует осуществлять на всех этапах "жизненного цикла" муниципальных программ - при разработке, в процессе реализации, при мониторинге, экспертизе, оценке результативности.
В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществление муниципального финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено:
на совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля с учетом изменений бюджетного законодательства (в том числе в части регламентации деятельности контрольно-ревизионных органов, подходов и процедур при осуществлении контрольных функций);
на организацию внутреннего финансового контроля и аудита, создание полноценной системы мониторинга муниципальных программ;
на проведение анализа осуществления главными распорядителями средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
на усиление ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Пензенской области и органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области (применение бюджетных мер принуждения и привлечения к ответственности, в том числе административной);
на усиление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (выявление "недобросовестных" заказчиков и поставщиков товаров (работ, услуг) путем осуществления контроля при проведении оплаты по заключенным контрактам, применения антидемпинговых процедур при проведении конкурсов и аукционов, использования банковских гарантий, предоставляемых участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта);
на предупреждение и пресечение бюджетных нарушений, в том числе совершения платежей по сомнительным сделкам (усовершенствование процедур санкционирования операций при кассовом обслуживании исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области);
на повышение качества договорной работы (проведение инвентаризации соглашений (договоров), заключаемых органами местного самоуправления и организациями при предоставлении средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, на предмет соответствия их законодательству и технико-юридическим нормам).
5. Задача. Повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами
Повышение уровня открытости и прозрачности деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджетов и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность предполагает:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов;
открытость деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;
рассмотрение и утверждение бюджетных параметров, бюджетной отчетности в увязке с планируемыми и достигнутыми целями и результатами государственной политики;
соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности.
Достижение высокого уровня прозрачности предусматривает доступность и понятность для граждан информации о целях бюджетной политики, публичность процесса управления общественными финансами, открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
Данные задачи обуславливают необходимость повышения уровня финансовой грамотности населения, в том числе в вопросах формирования и исполнения бюджетов.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности деятельности Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса.
Для достижения перечисленных целей в г. Заречном Пензенской области необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
1) развитие технологической и телекоммуникационной инфраструктуры и регламентация требований к информационным системам управления муниципальными финансами;
2) реализация мероприятий, направленных на участие граждан в обсуждении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на муниципальном уровне, проектов муниципальных программ г. Заречного Пензенской области и отчетов об их реализации;
3) регулярная публикация "бюджета для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования населения о бюджете закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области и отчетах об их исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами;
4) развитие механизмов эффективного взаимодействия с населением за счет расширения интерактивного взаимодействия с посетителями официальных сайтов Администрации г. Заречного Пензенской области, иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, муниципальных учреждений г. Заречного Пензенской области (форумы, интернет-приемные, сервисы голосования посетителей);
5) обеспечение общедоступности информации об оказании муниципальных услуг (выполнении работ), в том числе путем размещения на официальных сайтах Администрации г. Заречного Пензенской области, иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области нормативов финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг и методик формирования указанных нормативов, результатов мониторинга оказания муниципальных услуг (выполнения работ), результатов контроля за исполнением муниципальных заданий, результатов изучения мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
6. Задача. Развитие и модернизация автоматизированной системы управления бюджетным процессом в г. Заречном Пензенской области
Развитие системы управления финансово-бюджетными механизмами в г. Заречном Пензенской области, в первую очередь, должно быть направлено:
- на внедрение оптимизированной единой системы финансовых расчетов и отчетов с автоматическим обменом бюджетными данными и преобразованием документов в учетные записи в регистрах бюджетного учета для всех участников бюджетного процесса г. Заречного Пензенской области;
- на внедрение автоматизированной системы сбора и анализа информации к проекту бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области (проекту изменений в бюджет закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области). Для комплексного решения данной задачи необходимо приобретение программного комплекса планирования бюджета. Автоматизация бюджетного планирования предоставит сотрудникам Финансового управления города Заречного Пензенской области, распорядителям и получателям бюджетных средств г. Заречного Пензенской области больше времени для анализа прогнозируемых показателей, облегчая при этом процесс планирования и повышая его качество. Переход на планирование бюджета в программном комплексе позволит одновременно формировать несколько версий проектов бюджета, проводить их сравнительный анализ и выбирать наиболее предпочтительный вариант. Выбирая программный комплекс для планирования бюджета, необходимо предусмотреть его интеграцию с существующей в муниципальном образовании автоматизированной системой исполнения бюджета. Кроме того, для расширения функциональных возможностей программного комплекса управления финансами в муниципальном образовании, потребуется постепенная замена устаревшего компьютерного оборудования у главных распорядителей бюджетных средств;
- на автоматизацию процесса формирования и внесения изменений в структуру муниципальных программ. Автоматизация данного направления деятельности позволит органам местного самоуправления:
1) сократить трудовые и временные затраты на формирование и внесение изменений в муниципальные программы;
2) учесть современные подходы к формированию основных элементов программ, включая федеральные и региональные требования к системе показателей;
3) снизить вероятность ошибок и дублирования информации при формировании и внесении изменений в муниципальные программы.
Для решения данной задачи необходимо приобретение программного продукта, который станет инструментом формирования и контроля программ, а также имеет простой и понятный интерфейс и минимальные системные требования.
7.1.3. Сроки реализации подпрограммы
Срок реализации муниципальной подпрограммы: 2016-2020 годы.
7.1.4. Участие органов местного самоуправления в реализации подпрограммы
Участие в реализации подпрограммы органов местного самоуправления заключается в организации подключения самих органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений к автоматизированной системе управления бюджетным процессом в части приобретения и замены устаревшего компьютерного оборудования на рабочих местах пользователей.
7.1.5. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области.
Сведения о ресурсном обеспечении реализации муниципальной подпрограммы приведены в приложении N 3 к муниципальной подпрограмме.
Перечень мероприятий муниципальной подпрограммы с указанием наименования мероприятий, исполнителей мероприятий, сроков их исполнения, источников финансирования и показателей результатов мероприятий приведен в приложении N 4.
7.1.6 Анализ рисков реализации муниципальной подпрограммы и меры управления рисками
При реализации муниципальной подпрограммы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:
- риски, связанные с изменением бюджетного и налогового законодательства;
- финансовые риски, связанные с финансированием муниципальной подпрограммы не в полном объеме за счет бюджетных средств, изменением уровня инфляции, принятием новых расходных обязательств без источника финансирования, кризисными явлениями.
В целях управления указанными рисками в ходе реализации муниципальной подпрограммы предусматривается:
- проведение мониторинга федерального и регионального законодательства;
- принятие иных мер в пределах полномочий Финансового управления.
7.2. Подпрограмма
"Управление муниципальным долгом закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области"
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 29 сентября 2016 г. N 2344 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 29 сентября 2016 г.
Паспорт подпрограммы муниципальной программы
"Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на 2016-2020 годы"
7.2.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и обоснование включения в муниципальную программу
Долговая политика закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области является неотъемлемой частью финансовой политики закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Под муниципальным долгом закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области понимается совокупность долговых обязательств закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Муниципальный долг закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области полностью обеспечивается всем находящимся в собственности муниципалитета имуществом, составляющим казну закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Управление муниципальным долгом закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области осуществляется Администрацией г. Заречного Пензенской области в соответствии с федеральным и региональным законодательством, нормативными правовыми актами г. Заречного Пензенской области.
Законодательством установлено, что долговые обязательства закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области могут существовать в виде обязательств по:
1) муниципальным ценным бумагам закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области;
2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным от кредитных организаций;
4) муниципальным гарантиям закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Закрытое административно-территориальное образование г. Заречный Пензенской области проводит активную долговую политику, направленную в первую очередь, на своевременное исполнение долговых обязательств и сокращение расходов на их обслуживание.
Общие данные по структуре муниципального долга закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области и расходам на его обслуживание
тыс. руб.
Вид долгового обязательства |
На 01.01.2013 |
Уд. вес в общем объеме долга, (%) |
На 01.01.2014 |
Уд. вес в общем объеме долга, (%) |
На 01.01.2015 |
Уд. вес в общем объеме долга, (%) |
Кредиты, полученные от кредитных организаций |
250000,0 |
59,8 |
490000,0 |
52,2 |
690000,0 |
87,3 |
Бюджетные кредиты |
122460,0 |
34,8 |
92000,0 |
25,6 |
35000,0 |
4,4 |
Муниципальные гарантии |
106700,0 |
5,4 |
208709,2 |
22,2 |
65702,1 |
8,3 |
Общий объем муниципального долга |
479160,0 |
100 |
790709,2 |
100 |
790702,1 |
100 |
Расходы на обслуживание муниципального долга |
17347,6 |
3,6 |
24926,1 |
3,2 |
39810,4 |
5,0 |
Приведенные в таблице данные свидетельствуют, что наибольший удельный вес в муниципальном долге закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области составляет задолженность по кредитам, полученным от кредитных организаций.
В настоящее время, в связи с ограниченными доходными источниками покрытия дефицита бюджета, возникает необходимость привлечения таких источников финансирования дефицита бюджета, как:
- кредиты кредитных организаций;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В 2014 году в связи со снижением нормативов, подлежащих отчислению в местные бюджеты, от налога на доходы физических лиц, в связи с передачей муниципальных полномочий по дошкольному образованию на региональный уровень и поднятием ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации кредитных ресурсов размер муниципального долга остался почти на уровне 2013 года.
По итогам 2013 года размер муниципального долга увеличился на 311549,2 тыс. руб. или на 65%
По итогам 2014 года размер муниципального долга уменьшился на 7,1 тыс. руб.
В связи с вышеизложенным расходы на обслуживание муниципального долга закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области в 2014 году увеличились на 7578,5 тыс. руб., или на 43,9%. При планировании расходов на обслуживание муниципального долга на 2015-2017 годы в расчет принимались процентные ставки по заключенным договорам, а также по планируемым заимствованиям - 9,44-14,5%. Однако реальная стоимость кредитных ресурсов кредитных организаций составила 11,99-22,3%.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 107, 111) установлены ограничения на предельные объемы муниципального долга и расходов на его обслуживание, за нарушение которых предусмотрены соответствующие меры принуждения.
Соблюдение вышеуказанных ограничений является первоочередной задачей, решение которой осуществляется в ходе реализации подпрограммы.
7.2.2. Цели, задачи подпрограммы
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципалитета.
Система управления муниципальным долгом включает определение сути и обоснованность заимствований, минимизацию расходов на обслуживание, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.
Основной целью подпрограммы является снижение объема долговых обязательств закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) оптимизация объема и структуры муниципального долга закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, соблюдение установленного законодательством ограничения объема муниципального долга. Для решения данной задачи необходимо исключить неоправданные заимствования и обеспечить оптимизацию муниципального долга;
2) сокращение объема расходов на обслуживание муниципального долга закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Главным направлением для решения данной задачи является использование таких методов как:
- досрочное погашение долговых обязательств закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области;
- погашение задолженности по кредитам, привлеченным в кредитных организациях и привлечение кредитов, в том числе бюджетных, на условиях, позволяющих сократить их стоимость.
Решение поставленных задач в значительной степени зависит от внешних условий.
7.2.3. Сроки реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы: 2016-2020 годы.
7.2.4. Участие органов местного самоуправления в реализации подпрограммы
Участие Администрации г. Заречного в подпрограмме осуществляется в рамках полномочий за счет средств бюджета г. Заречного
7.2.5. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области.
Сведения о ресурсном обеспечении реализации муниципальной подпрограммы приведены в приложении N 3 к муниципальной подпрограмме.
Перечень мероприятий муниципальной подпрограммы с указанием наименования мероприятий, исполнителей мероприятий, сроков их исполнения, источников финансирования и показателей результатов мероприятий приведен в приложении N 4.
7.3. Подпрограмма
"Обеспечение условий реализации программы"
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 31 августа 2016 г. N 2101 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования постановления
Паспорт подпрограммы муниципальной программы
"Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на 2016-2020 годы"
7.3.1 Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и обоснование включения в муниципальную программу
Финансовое управление города Заречного Пензенской области (далее - Управление) является иным органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, осуществляющим проведение единой муниципальной финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Управление взаимодействует с органами местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными и иными объединениями, другими организациями независимо от их организационно-правовой формы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
Деятельность управления направлена на проведение политики в рамках представленных полномочий, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области. Управление в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области. Результатом является создание условий для своевременного и качественного исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Финансирование расходов бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области осуществляется с единого счета бюджета по заявкам главных распорядителей бюджетных средств и исполнительных органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя муниципальных бюджетных и автономных учреждений, на лицевые счета каждого учреждения, открытые в Управлении, в разрезе показателей бюджетной классификации, исходя из сроков выплаты заработной платы, условий оплаты по зарегистрированным контрактам (договорам) с поставщиками продукции (работ, услуг) в соответствии с представленными документами оплаты.
Показатели эффективности функционирования казначейской системы исполнения бюджета по расходам является также обслуживание Управлением всех счетов (100%) как участников (органы местного самоуправления и казенные учреждения), так и не участников бюджетного процесса (бюджетные и автономные учреждения), и максимальное сокращение сроков оплаты муниципальных услуг.
Основная задача Управления состоит в обеспечении полного и своевременного исполнения расходных обязательств, установленных нормативными правовыми актами, а также вытекающих из договоров и соглашений, заключенных получателями средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы является соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций.
С 2007 года осуществлен переход к формированию и утверждению бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области на трехлетний период. При методе бюджетного планирования "скользящей трехлетки" обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной и налоговой политики закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, повышается обоснованность планирования бюджетных расходов, появляется возможность заключения муниципальных контрактов (гражданско-правовых договоров) на три года или на срок реализации долгосрочных целевых программ, что будет способствовать эффективному использованию средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области.
При подготовке и исполнении бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области Управление учитывает необходимость обеспечения всех расходных обязательств закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области бюджетной системы закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области.
Объем расходных обязательств, обеспеченных средствами бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, является одним из индикаторов качественной работы Управления.
Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты.
Обеспечение повышения эффективности расходов в рамках компетенции Управления является одной из задач, решение которой необходимо для достижения данной цели.
Эффективная и надежная финансовая система является одним из условий развития экономики.
Контроль за правомерным, в том числе целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства является неотъемлемой частью работы Управления по обеспечению исполнения расходных обязательств.
Такой контроль обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств.
Конечным результатом решения данной задачи должно стать снижение уровня нарушений бюджетного законодательства при исполнении бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, в том числе снижение уровня нецелевого использования бюджетных средств.
7.3.2. Цели, задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является совершенствование условий для эффективного управления в сфере финансов.
Задачей эффективного управления в сфере финансов является обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере финансов.
7.3.3. Сроки реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы: 2016-2020 годы.
7.3.4. Участие органов местного самоуправления в реализации подпрограммы
Другие органы местного самоуправления в реализации подпрограммы участия не принимают.
7.3.5. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области.
Сведения о ресурсном обеспечении реализации муниципальной подпрограммы приведены в приложении N 3 к муниципальной подпрограмме.
Перечень мероприятий муниципальной подпрограммы с указанием наименования мероприятий, исполнителей мероприятий, сроков их исполнения, источников финансирования и показателей результатов мероприятий приведен в приложении N 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.