Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению
Собрания представителей
Иссинского района Пензенской области
от 6 февраля 2015 г. N 364-34/3
Положение о комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав Иссинского района Пензенской области
1. Общие положения
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Иссинского района (далее - районная комиссия) является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) Иссинского района Пензенской области, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
2. Правовое регулирование деятельности районной комиссии
Правовое регулирование деятельности районной комиссии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области. Законом Пензенской области от 21.02.2014 N 2519-ЗПО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Пензенской области", иными законами и нормативными правовыми актами Пензенской области, актами органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области.
3. Принципы деятельности районной комиссии
Деятельность районной комиссии основывается на принципах:
1) законности;
2) демократизма;
3) поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней;
4) гуманного обращения с несовершеннолетними;
5) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
6) государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
4. Порядок образования районной комиссии
4.1. Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется Собранием представителей Иссинского района Пензенской области на основе предложений главы администрации Иссинского района Пензенской области в составе председателя комиссии - заместителя главы администрации, двух заместителей председателя комиссии, ответственного секретаря и членов комиссии.
4.2. Для осуществления текущей работы и контроля по выполнению решений районной комиссии в их состав вводится должность ответственного секретаря, замещающего должность муниципальной службы в Иссинском районе.
4.3. Собрание представителей Иссинского района Пензенской области по согласованию с Правительством Пензенской области для обеспечения деятельности районной комиссии может создать в составе администрации Иссинского района Пензенской области отдел или другое структурное подразделение, а также ввести должность специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, замещающего должность муниципальной службы в Иссинском районе.
4.4. На принципах добровольности и равноправия в состав районной комиссии могут входить представители представительного органа и иных органов местного самоуправления Иссинского района, а также по согласованию представители органов и учреждений системы профилактики, общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, и другие заинтересованные лица.
4.5. Численный и персональный состав районной комиссии утверждается Собранием представителей Иссинского района Пензенской области с учетом количества органов и учреждений, входящих в систему профилактики, объема и содержания выполняемой работы, но не может быть менее девяти человек.
4.6. Если Собрание представителей Иссинского района Пензенской области отклонило предложенную кандидатуру в состав районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, глава администрации Иссинского района Пензенской области вправе внести другую кандидатуру.
4.7. С учетом правового статуса районной комиссии и межведомственного характера ее деятельности должности ответственного секретаря комиссии, специалиста комиссии не подлежат включению в штатное расписание структурного подразделения администрации Иссинского района Пензенской области, за исключением структурного подразделения, обеспечивающего деятельность комиссии.
4.8. Не допускается передача функциональных обязанностей районной комиссии органам местного самоуправления муниципальных образований Иссинского района Пензенской области, включение районной комиссии в их структуру.
5. Полномочия районной комиссии
5.1. Задачами районной комиссии являются:
1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
5.2. Для решения возложенных задач районная комиссия:
1. Организует осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2. Участвует в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий.
3. Утверждает межведомственные программы (планы) и координирует проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекает социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролирует их выполнение;
4. Подготавливает совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
5. Даёт согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
6. Даёт при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста пятнадцати лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления Иссинского района, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимают меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;
7. Обеспечивает оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
8. Применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области;
9. Принимает решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от восьми до восемнадцати лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста четырнадцати лет;
10. Принимает постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
11. Подготавливает и направляет в Правительство Пензенской области и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Пензенской области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
12. Рассматривает информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимает решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности районной комиссии;
13. Рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Пензенской области от 02.04.2008 N 1506-ЗПО "Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях" к компетенции районной комиссии;
14. Обращается в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
15. Вносит в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:
1) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
2) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
3) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
4) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
16. Даёт совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
17. Участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
18. Осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
7. Статус, права и обязанности членов районной комиссии
7.1. Председатель Комиссии:
1. Осуществляет руководство деятельностью комиссии;
2. Председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;
3. Имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;
4. Представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;
5. Утверждает повестку заседания комиссии;
6. Назначает дату заседания комиссии;
7. Дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
8. Представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;
9. Осуществляет контроль за исполнением плана работы Комиссии, подписывает постановления комиссии;
10. Обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Пензенской области.
7.2. Заместитель председателя комиссии обладает правами члена комиссии и осуществляет следующие функции:
1. Выполняет поручения председателя комиссии;
2. По поручению председателя комиссии исполняет его обязанности в его отсутствие;
3. Обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;
4. Обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.
7.3. Ответственный секретарь комиссии обладает правами члена комиссии и осуществляет следующие функции:
1. Осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;
2. Выполняет поручения председателя комиссии и его заместителей;
3. Отвечает за ведение делопроизводства комиссии;
4. Оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;
5. Осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;
6. Обеспечивает вручение копий постановлений комиссии.
7.4. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:
1. Участвуют в заседании комиссии и его подготовке;
2. Предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
3. Вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
4. Вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
5. Участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
6. Составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
7. Посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в Комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
8. Выполняют поручения председателя комиссии.
7.5. Председатель районной комиссии несет персональную ответственность за организацию работы Комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области.
8. Рассмотрение районной комиссией дел об административных правонарушениях
1. Районная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях, которые отнесены к их компетенции Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Пензенской области от 2 апреля 2008 года N 1506-ЗПО "Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях".
2. Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Рассмотрение районной комиссией материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях
1. Районная комиссия рассматривает материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях, (далее - материалы) отнесенные к их компетенции в соответствии с действующим законодательством.
2. В случае необходимости районная комиссия может принять решение о проведении выездного заседания по месту работы или жительства лиц, в отношении которых рассматриваются материалы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1. Все материалы в отношении несовершеннолетних районная комиссия рассматривает в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей. Рассмотрение таких материалов в отсутствие указанных лиц допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Полученные районной комиссией материалы должны быть рассмотрены в срок не более тридцати дней после дня их поступления. В случае поступления ходатайства от участников рассмотрения материалов либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств по материалам срок рассмотрения может быть продлен районной (городской) и районной в городе комиссией, но не более чем на тридцать дней.
5. Решения районной комиссии по результатам рассмотрения материалов оформляются в форме постановлений, в которых указываются:
1) наименование комиссии;
2) дата;
3) время и место проведения заседания;
4) сведения о присутствующих и отсутствующих членах Комиссии;
5) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
6) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
7) содержание рассматриваемого вопроса;
8) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
9) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
10) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
11) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
12) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
6. Рассмотрев в отношении несовершеннолетнего информацию (материалы), указанную в пункте 10 части 5 статьи 7 настоящего Закона, районная комиссия с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка, особенностей его возраста, социального положения и поведения может принять решение о применении к нему следующих мер воспитательного воздействия:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 10 части 5 статьи 7 Закона от 21.02.2014 N 2519-ЗПО
1) объявить предупреждение о недопустимости противоправного поведения;
2) предложить принести извинение потерпевшему за причинение морального вреда или материального ущерба;
3) предложить несовершеннолетнему, достигшему возраста четырнадцати лет и имеющему заработок, возместить потерпевшему причиненный материальный ущерб;
4) предложить несовершеннолетнему примириться с потерпевшим.
7. Постановления районной комиссии направляются членам комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.
8. Постановления, принятые районной комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
9. Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить районной комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
10. Постановление районной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Организация деятельности районной комиссии
1. Заседания районной комиссии проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости.
2. Заседание районной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены районной комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.
3. На заседании районной комиссии председательствует ее председатель либо по поручению председателя районной комиссии один из его заместителей.
4. Решения районной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
5. Протокол заседания районной комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.
6. Районная комиссия имеет бланк и печать со своим наименованием.
11. Финансовое и материально-техническое обеспечение районной комиссии
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности районной комиссии осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.