Постановление Коллегии Минприроды Чувашской Республики
от 24 июня 1994 г. N 08/05
"О государственной экологической экспертизе в Чувашской Республике"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2003 г. N 70 настоящее постановление отменено
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 942 "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе", в целях усиления роли предупредительного экологического контроля за соответствием предплановой, предпроектной и проектной документации и программ хозяйственной деятельности на территории Чувашской Республики требованиям Российской и местной нормативно-правовой документации по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов коллегия Минприроды Чувашской Республики постановляет:
4. ...Одновременно# утвердить подготовленную (на основе разработанного Минприроды РФ проекта) отделом экологической экспертизы Минприроды Чувашской Республики инструкцию "О порядке проведения государственной экологической экспертизы" и ввести ее в действие для использования на территории Чувашской Республики и взамен временной инструкции "О порядке согласования предпроектной и проектной документации в органах государственной экологической экспертизы" (М., Министерство экологии и природопользования РСФСР, 1991 год).
Председатель коллегии Минприроды
Чувашской Республики |
Ф.А.Карягин |
Утверждена и введена в действие на
территории Чувашской Республики
постановлением коллегии
Минприроды Чувашской Республики
от 24 июня 1994 г. N 08/05
Инструкция Коллегии Минприроды Чувашской Республики
от 24 июня 1994 г. N 08/05
"О порядке проведения государственной экологической экспертизы"
1. Общие положения
2. Субъекты и объекты государственной экологической экспертизы
3. Основания для проведения государственной экологической экспертизы
(согласования)
4. Состав документации, представляемой на государственную
экологическую экспертизу
5. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
6. Финансирование
7. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
8. Заключение государственной экологической экспертизы
9. Повторная государственная экологическая экспертиза
10. Совет государственной экологической экспертизы
Разработана отделом государственной экологической экспертизы Минприроды Чувашской Республики на основе проекта, подготовленного Главным управлением государственной экологической экспертизы Минприроды России взамен "Временной инструкции о порядке согласования предпроектной и проектной документации в органах государственной экологической экспертизы" (М., Министерство экологии и природопользования РСФСР, 1991 г.).
Разработчики:
от Минприроды Чувашской Республики - Столяров А.Г.;
от Минприроды РФ - Дурненко А.М., Ильина А.А., Жаркова Ю.Г. Мартинсен М.Я., Никитина Л.С.
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "Положением о государственной экологической экспертизе", "Положением о государственной экологической экспертизе в Чувашской Республике" и другими законодательными и подзаконными актами Российской Федерации и Чувашской Республики, регулирующими отношения в области государственной экологической экспертизы, охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
1.2. Инструкция предназначена для подразделений государственной экологической экспертизы Минприроды Чувашской Республики и может быть использована общественными и другими организациями, осуществляющими экологическую экспертизу;
определяет цели, задачи, принципы, объекты и субъекты государственной экологической экспертизы, а также организацию и порядок ее проведения;
устанавливает требования к составу и содержанию документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу.
1.3. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества.
Государственная экологическая экспертиза является обязательным этапом хозяйственной деятельности, предшествующим принятию решения, реализация которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье населения.
1.4. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности, участия общественности и платности.
1.5. Задачами государственной экологической экспертизы (согласования) являются:
организация и проведение всестороннего, объективного, научно обоснованного анализа и оценки экологического обоснования места размещения объекта и принятых проектных решений по осуществлению хозяйственной и иной деятельности, в т.ч.:
оценка правильности определения инвестором (заказчиком) степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой (в случае разработки проектной документации на реконструкцию, расширение или техническое перевооружение объекта) хозяйственной и иной деятельности;
проверка соответствия принятых проектных решений экологическим требованиям стандартов и нормативов экспертируемых объектов намеченных к реализации;
определение обоснованности, эффективности и достаточности предусмотренных мер по охране здоровья населения, окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов в экспертируемых материалах;
согласование условий природопользования при оформлении Акта выбора земельного участка;
подготовка объективного, научно обоснованного заключения по рассматриваемым предпроектным и проектным материалам, своевременная передача его государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта государственной экологической экспертизы.
2. Субъекты и объекты государственной экологической экспертизы
2.1. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", в соответствии с российским "Положением о государственной экологической экспертизе", "Положением о государственной экологической экспертизе в Чувашской Республике", законодательными актами, нормативными и инструктивно-методическими документами Российской Федерации, Чувашской Республики, Минприроды России и Минприроды Чувашской Республики.
2.2. Организацию и проведение государственной экологической экспертизы в составе Минприроды России осуществляет Департамент государственной экологической и геологической экспертизы, а в Минприроды Чувашской Республики - отделы экологической экспертизы, нормирования, охраны водных ресурсов (могут привлекаться и другие отделы) и межрайонные, районные и городские комитеты Минприроды Чувашской Республики.
2.3. Департамент государственной экологической и геологической экспертизы Минприроды России организует и проводит экспертизу:
предпроектных материалов по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства на территории Российской Федерации;
проектов целевых федеральных социально-экономических, научно -технических и иных федеральных программ, связанных с воздействием на окружающую природную среду;
проектов Федеральных комплексных схем охраны природы;
материалов комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программ по реабилитации этих территорий;
технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов и предприятий федерального значения (магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги, автомагистрали, объекты энергетики и топливно-ядерного цикла, объекты по производству и уничтожению ядовитых и наркотических веществ, объекты оборонной промышленности, объекты освоения космоса) и других проектов, независимо от их сметной стоимости и формы собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду двух или нескольких субъектов Российской Федерации. Указанные материалы рассматриваются совместно с заинтересованными экспертными подразделениями территориальных органов Минприроды Чувашской Республики;
технико-экономических обоснований и проектов хозяйственной деятельности, реализацию которой предполагается осуществить в непосредственной близости от границ с сопредельными государствами, или воздействие которой будет иметь значительный ареал распространения, покрывающий и их территории, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами водных акваторий, или каким-либо другим способом затрагивающей интересы сопредельных государств, предусмотренной международной "Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" (ООН, 1991 г.);
материалы на создание предприятий иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей;
экологические обоснования соглашений о разделе продукции и концессионных договоров, а также других объектов с иностранными инвестициями, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов;
проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части вопросов охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, регламентирующих хозяйственную деятельность;
проектов, прошедших государственную экологическую экспертизу в территориальных экспертных подразделениях Минприроды РФ на местах (в порядке координации и методического руководства - выборочно);
материалов экологических обоснований лицензий;
других наиболее сложных объектов.
2.4. Государственной экологической экспертизе, осуществляемой согласно "Положению о государственной экологической экспертизе в Чувашской Республике" Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики, подлежат:
материалы отвода земельных участков (площадок, трасс) под все виды ведения хозяйственной деятельности;
предплановые, предпроектные и проектные материалы на все виды ведения хозяйственной и иной деятельности (строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности и др.);
проекты генеральных планов застройки (развития) городов и населенных пунктов, проекты детальной планировки, схемы размещения производительных сил, проекты промышленных зон, территорий с особым режимом природопользования и хозяйственной деятельности, проекты застройки микрорайонов;
проекты территориальных комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;
материалы экологического обоснования о целесообразности изъятия участков территорий, природных ресурсов для использования в хозяйственной деятельности;
материалы экологического обоснования применения новой техники технологий, материалов и веществ, включая ввозимые на территорию Чувашской Республики;
материалы экологических обоснований лицензий и сертификатов на различные виды природопользования и деятельности;
материалы разрешений на природопользование, нормативы выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, а также проектов захоронения или складирования промышленных, бытовых и иных отходов;
материалы на создание предприятий иностранными, объем иностранных инвестиций в которые не превышают 100 млн.руб.
2.5. На межрайонные, районные и городские комитеты Минприроды Чувашской Республики возлагается обязанность по проведению согласования материалов по отводу земельных участков и предпроектной, проектной документации под все виды хозяйственной и иной деятельности в соответствии с утвержденным приказом Минприроды Чувашской Республики от 12.08.94 года N 69 нижеприведенным перечнем:
а) согласование актов выбора площадок (земельных участков) под строительство следующих объектов на территории района (города):
- автомобильные, железные дороги и мосты районного (городского) значения (кроме межрайонного и межреспубликанского значения);
- газопроводы и ЛЭП до потребителей (кроме межрайонного и межреспубликанского значения);
- очистные сооружения до 100 куб. м./сут.;
- КРС до 400 голов и СТФ до 1000 голов;
- мелиоративные и противоэрозионные объекты;
- овощехранилища, склады ГСМ (емк. до 1000 тонн) и ядохимикатов (емк. до 20 тонн);
- сенники, хмелешпалеры;
- промпредприятия 4 и 5 кл. по СН 245-71;
- жилых и общественных зданий (отдельно стоящие дома, детские сады, школы, административные здания, клубы, спортзалы, санветлаборатории), строящиеся по утвержденным генеральным планам (согласованным планам детальной планировки и планам застройки МКР);
б) согласование проектов на строительство:
- жилых и общественных зданий в соответствии с генпланами и схемами застройки населенных пунктов (ПДП, ПЗ МКР), без очистных сооружений;
- предприятий бытового обслуживания без химчистки производств по выделке и окраске шкур;
- складов (ГСМ до 500 тонн), овощехранилищ (без применения аммиака); - автомобильных, железных дорог, мостов и ЛЭП местного значения (внутригородского, внутрирайонного, внутрихозяйственного значения);
- газопроводов и ЛЭП до потребителей (кроме межрайонного и межреспубликанского значения);
- культурно-технических работ на сельхозугодиях без осушения (сухая культуртехника);
- гаражей до 20 автомашин, мехдворов до 20 единиц техники, с обязательным предписанием получения разрешения на выброс;
- животноводческих объектов КРС и СТФ до 200 голов (с обязательным получением разрешения на выброс при наличии котельных) и животноводческих летних лагерей, звероферм до 100 голов;
- производств по изготовлению пищевых продуктов (колбасных и мясокоптильных цехов производительностью до 1 т/см, молочных и масло- и сыродельных цехов при водопотреблении из существующих сетей и водоотведении в существующие системы канализации, мукомольных производств и хлебопекарен с обязательным предписанием получения разрешения на выброс);
- валяльных, столярных и др. мастерских, лесопилок с обязательным предписанием получения разрешения на выброс;
- благоустройства населенных пунктов, животноводческих предприятий (без очистных сооружений).
3. Основания для проведения государственной экологической экспертизы (согласования)
3.1. Материалы, подлежащие государственной экологической экспертизе (согласованию), рассматриваются Минприроды Чувашской Республики или межрайонным, районным, городским комитетом в соответствии с вышеуказанным распределением по поручениям Правительства Российской Федерации, Правительства Чувашской Республики, Минприроды Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики, предписаниям органов экологического контроля, а также по обращениям заказчиков (юридических и физических лиц) в соответствии с планами, формируемыми в отделе экологической экспертизы и в комитетах Минприроды Чувашской Республики. При этом материалы отводов земельных участков рассматриваются вне плана.
4. Состав документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу
4.1. На государственную экологическую экспертизу материалов по выбору земельного участка вместе с формой Акта выбора земельного участка должны представляться материалы по экологическому обоснованию места размещения объекта, в состав которых должны входить:
краткая характеристика намечаемой деятельности (цель, характер, средства и сроки реализации);
сведения по месту размещения объекта;
оценка возможного воздействия (по видам воздействия) на окружающую среду, включая прогноз последствий воздействия объекта на население;
перечень намечаемых природоохранных мероприятий;
рекомендации по последующим стадиям разработки экологического обоснования в проектной документации;
предложения по проведению специальных исследований по изучению состояния окружающей природной среды (в случае недостатка исходной информации).
Состав материалов может быть изменен (сокращен, дополнен) в зависимости от характера намечаемой деятельности и состояния природной среды в регионе.
На основании рассмотрения обосновывающих материалов по месту размещения объекта осуществляется согласование условий природопользования (рекомендуемая форма Согласования условий природопользования приведена в "Руководстве по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации"), предварительное согласование места размещения объекта и оформляется Акт выбора земельного участка.
4.2. Предплановая, предпроектная и проектная документация представляется на государственную экологическую экспертизу в полном объеме, определенном нормативными документами о порядке ее разработки.
Представленная предпроектная и проектная документация должна содержать в составе раздела "Охрана окружающей природной среды" экологическое обоснование намечаемой деятельности, включая оценку воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями "Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации" и "Указаний к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации", акт выбора площадки (трассы) строительства, оформленный в установленном порядке, а также материалы согласований:
с Кабинетом Министров Чувашской Республики в части объемов и сроков строительства жилых домов, дошкольных учреждений, объектов коммунального хозяйства, социально-бытового и природоохранного назначения, а также по строительству объектов переработки вторичного сырья, требований по охране памятников истории и культуры с учетом мнения районных, поселковых и сельских органов власти;
предварительное согласование условий природопользования с органами контроля и надзора за состоянием природной среды, определяющими их, санитарно-эпидемиологической службы и др. (приложение 1);
условий присоединения ко всем видам инженерных коммуникаций;
с генеральной строительной подрядной организацией организации строительства, а также стоимости строительства в части сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды (для ТЭО).
Экологическое обоснование проектных решений должно разрабатываться в соответствии с условиями природопользования, согласованными при выборе места размещения объекта, и содержать материалы, подтверждающие соблюдение экологических ограничений, выданных при согласовании места размещения объекта.
Обоснование технических (технологических) решений может быть представлено в разных разделах проектной документации, экологическая оценка их достаточности приводится в разделе "Охрана окружающей природной средств", где проводится комплексная оценка воздействия объекта на окружающую природную среду, уточняется степень экологического риска (масштаб и степень возможного воздействия) или экологическая безопасность намечаемой деятельности (рекомендуемый состав материалов раздела "Охрана окружающей природной среды" приведен в "Руководстве по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации").
Документация, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил, государственных стандартов и инструкций, должна иметь материалы согласования в части этих отступлений с органами государственного надзора и организациями, утвердившими эти нормы, правила, стандарты и инструкции.
4.3. Проектная документация, кроме того, в обязательном порядке должна содержать:
а) "Декларацию (ходатайство) о намерениях";
б) лицензию на осуществление хозяйственной деятельности (при необходимости: например, при строительстве шахт лицензию на пользование недрами);
в) заключение ведомственного экспертного органа (в случае проведения ведомственной экспертизы);
г) материалы обсуждения ТЭО (проекта) с общественностью, заключение общественной экспертизы (в случае ее проведения).
Обсуждение с общественностью проводится местными органами власти после представления им и опубликования заказчиком в средствах массовой информации (центральные и местные газеты, публикующие материалы по охране окружающей природной среды, радио, телевидение) "Декларации о намерениях или буклета с краткими данными по ТЭО (проекту)".
4.4. При наличии трансграничного воздействия планируемой деятельности на территорию сопредельных республик (областей) материалы рассматриваются Минприроды Российской Федерации.
4.5. В случае привлечения к выполнению оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду научно -исследовательских организаций, на экспертизу передаются их заключительные отчеты о выполненной работе.
4.6. На экспертизу материалов по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ должны быть представлены:
техническое задание на разработку;
проект технических условий или проект стандарта (изменение стандарта) на разрабатываемую продукцию;
проект технологической инструкции (для новых технологий);
проект инструкции по эксплуатации (использованию);
материалы (протоколы, справки, отчеты) о проведенных предварительных испытаниях (исследованиях), включая оценку воздействия на окружающую природную среду;
заключение ведомственной (отраслевой) экспертизы (в случае ее проведения).
4.7. Материалы экологических обоснований лицензий (разрешений) на осуществление хозяйственной деятельности, представляемые в органы государственной экологической экспертизы, должны содержать:
заявку на получение лицензии (разрешения) с данными о предприятии-заявителе;
копию утвержденного в установленном порядке устава;
данные о технических и технологических возможностях предприятия (организации, учреждения)-заявителя;
информацию о его деятельности за последние пять лет (для действующих предприятий);
данные о квалификационном составе специалистов;
экологическое обоснование намечаемой деятельности, включающее данные о видах воздействия, оказываемого на окружающую природную среду при осуществлении указанной деятельности, и оценку возможного воздействия на экосистемы и человека;
другие данные в соответствии с требованиями, предусмотренными нормативными или инструктивными документами о порядке получения лицензий (разрешений) на осуществление данного вида деятельности, утвержденными соответствующими министерствами, ведомствами;
сведения о наличии внутрипроизводственной системы контроля качества окружающей природной среды и нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность этой системы.
4.8. Материалы обоснований лицензий на проведение проектных, изыскательских, конструкторских, научных и других подобных работ, представляемые в органы государственной экологической экспертизы, должны содержать:
заявление с данными об организации-заявителе;
копию утвержденного в установленном порядке устава (Положения) организации-заявителя;
информацию о деятельности предприятия за последние пять лет (для действующих предприятий);
наличие соответствующих служб, отделов или отдельных специалистов по разработке соответствующих разделов (материалов) по охране окружающей природной среды или экологических обоснований и нормативно-методических документов, регламентирующих их деятельность;
данные о квалификационном составе исполнителей;
количество документов (работ), прошедших государственную экологическую экспертизу, в т.ч. получивших положительное заключение (указать наличие повторных экспертиз) (для действующих предприятий);
копии заключений государственной экологической экспертизы (для действующих предприятий).
4.9. Требования к составу материалов обоснований лицензий на экспорт и импорт ресурсов животного и растительного происхождения и промышленных отходов, представляемых в органы государственной экологической экспертизы, определены в приказе Минприроды Российской Федерации от 03.02.93 N 19 "Об утверждении положений о порядке согласования лицензий на экспорт и импорт ресурсов животного и растительного происхождения и промышленных отходов".
4.10. Для получения заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативной, инструктивной и методической документации заказчик представляет следующие материалы:
копию технического задания;
пояснительную записку;
проект документа;
сводку отзывов;
необходимые согласования.
4.11. При регистрации совместных предприятий представляются:
уставные документы, заверенные нотариально;
Декларация о намерениях;
материалы по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности;
согласование с местными органами власти и охраны окружающей среды.
4.12. На государственную экологическую экспертизу представляется документация в количестве экземпляров, обеспечивающих нормальную работу экспертной комиссии, но не менее двух экземпляров.
5. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
5.1. Сроки проведения государственной экологической экспертизы определяются ее сложностью.
5.2. Штатный специалист отдела (далее ведущий эксперт) определяет сложность экспертизы и количество привлекаемых специалистов для участия в экспертной комиссии в зависимости от сложности объекта экспертизы.
5.3. Экологическая экспертиза подразделяется на три степени сложности:
назначение граничных условий (выбор земельного участка, экологическое обоснование лицензий и др.) проводится силами штатных экспертов в составе до 3 человек;
простая экспертиза - согласование (экологически безопасных объектов) проводится силами штатных экспертов или с привлечением внештатных специалистов в составе до 5 экспертов;
комплексная экспертиза (по объектам, вошедшим в перечень экологически опасных объектов и видов деятельности, приведенных в руководстве по экологической экспертизе предпроектных и проектных материалов) проводится силами внештатных экспертов и подразделяется на экспертизу средней сложности (создается комиссия в составе до 15 экспертов) и сложную экспертизу (создается комиссия в составе более 15 экспертов).
5.4. Сроки проведения экспертизы составляют:
назначение граничных условий - до 3 дней;
простая экспертиза - до 30 дней;
комплексная экспертиза средней сложности - до 45 дней, сложная - до 90 дней.
5.5. Продолжительность проведения экспертизы материалов, доработанных (переработанных) по замечаниям и предложениям, содержащимся в заключении ранее проведенной экспертизы, не должна превышать 30 дней.
5.6. В процессе проведения экспертизы проектной документации руководитель экспертного подразделения в порядке исключения может изменить степень сложности экспертизы с соответствующим пересчетом стоимости экспертных работ.
6. Финансирование
6.1. Государственная экологическая экспертиза проводится за плату, величина которой определяется в соответствии с "Положением о государственной экспертизе в Чувашской Республике".
6.2. Финансирование государственной экологической экспертизы проводится за счет средств инвестора (заказчика), а также федерального и местного бюджета.
7. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
7.1. Документация, поступившая (с сопроводительным письмом) на государственную экологическую экспертизу, регистрируются в приемной Минприроды Чувашской Республики и далее распоряжением заместителя министра, курирующего вопросы организации и проведения государственной экологической экспертизы, направляется в отдел, ответственный за ее рассмотрение, где производится своя регистрация. (Возможно и прямое направление документации в отдел, ответственный за ее рассмотрение, при этом регистрация документа производится только в отделе).
7.2. Руководитель отдела назначает ответственного за проведение экспертизы ведущего эксперта, который в течение двух дней должен проверить комплектность поступившей документации.
В случае представления некомплектностной документации заказчику направляется письмо за подписью министра или его заместителя с указанием недостающих материалов и сроков ее доукомплектования.
Документация, не укомплектованная в течение установленного срока, возвращается заказчику без рассмотрения.
7.3. После получения полного комплекта документов ведущий эксперт, ответственный за проведение государственной экологической экспертизы, определяет длительность и стоимость рассмотрения документации, оформляет, регистрирует в приемной Минприроды Чувашской Республики и направляет заказчику письмо, подписанное министром или его заместителем, с приложением к нему трех экземпляров счета на оплату, подписанного бухгалтером и министром, или его заместителем, или начальником отдела, ответственного за рассмотрение документации. Один экземпляр счета подлежит возврату с уведомлением об оплате.
7.4. Начало срока рассмотрения материалов определяет начальник отдела, ответственного за рассмотрение документации после полного укомплектования документации и получения уведомления об оплате.
7.5. За проведение повторной экспертизы проектной документации, доработанной по замечаниям раннее выданного заключения, взимается плата до 50%, за каждую последующую 20%, но не более 70% первоначальной стоимости экспертных работ.
Порядок включения в перечень и оплата при повторной экспертизе соответствует порядку проведения и оплаты первичной экспертизы.
7.6. Ведущий эксперт на основании изучения материалов и определения сложности экспертизы сам рассматривает материалы или формирует состав экспертной комиссии, в которой он исполняет функции ученого секретаря (заместителя председателя).
7.7. Для работы в экспертной комиссии привлекаются ведущие ученые и специалисты научных, учебных, плановых и проектных институтов, организаций, министерств и ведомств, а также при совместном рассмотрении материалов и специалисты местных комитетов по охране природы.
7.8. При привлечении специалистов к проведению, к участию в проведении государственной экологической экспертизы целесообразно руководствоваться следующими данными:
образование;
место работы, должность, ученая степень;
стаж работы по специальности (по тематике, предлагаемой для проведения экспертизы);
количество научных работ, реализованных на практике;
опыт участия в проведении экологических экспертиз;
независимость (работа в структурах, не заинтересованных в результате экспертизы, неучастие в ранее проводимых по этому объекту экспертизах, кроме повторной);
международное признание (количество работ, опубликованных за рубежом, чтение лекций в иностранных институтах и организациях и т.д.).
7.9. Состав экспертной комиссии и регламент проведения государственной экологической экспертизы утверждается приказом (распоряжением) министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики. В приказе в случае необходимости предусматривается выезд комиссии на площадку строительства.
7.10. Члены экспертной комиссии распределяются по группам.
При необходимости в процессе работы в состав комиссии можно дополнительно включать специалистов, оформив это приказом министра.
7.11. Работа экспертной комиссии начинается с вызова ведущим экспертом на первое пленарное заседание по экспертируемому объекту членов экспертной комиссии, представителей заказчика и проектной организации.
7.12. На заседании, которое ведет Председатель экспертной комиссии, делается доклад авторов экспертируемого материала или разработчика проектной документации (как правило, главного инженера проекта) по рассматриваемому объекту.
Каждому члену комиссии выдаются материалы для изучения экспертируемых вопросов, состав экспертной комиссии и календарный график работы.
7.13. Членам экспертной группы дается по 10-15 дней (число дней уточняется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности объекта экспертизы) для изучения материалов и написания экспертного заключения, которое печатается в трех экземплярах и подписывается экспертом. Один экземпляр передается в экспертное подразделение, один - руководителю группы.
7.14. После получения индивидуальных экспертных заключений руководители групп в течение 10 дней подготавливают и представляют ведущему эксперту (ученому секретарю) групповые и индивидуальные заключения для передачи их председателю комиссии.
7.15. Групповые заключения обсуждаются на заседаниях групп в присутствии представителей проектной организации. Каждое заседание групп фиксируется явочным листом и протоколом.
7.16. В случае необходимости часть экспертной комиссии во главе с председателем и ученым секретарем (ведущим экспертом) выезжает на место для более дательного ознакомления с объектом и получения необходимой дополнительной информации.
Материалы по обоснованию места размещения объекта рассматриваются обязательно с выездом на место.
7.17. Председатель экспертной комиссии и ученый секретарь анализируют и обобщают групповые заключения и готовят проект сводного заключения, при необходимости обсуждая его положения с привлекаемыми экспертами.
7.18. После подготовки сводного заключения проводится второе пленарное заседание экспертной комиссии, на которое приглашаются авторы проекты, представители заинтересованных организаций и общественности. Председатель экспертной комиссии докладывает о результатах работы комиссии и выводах сводного заключения.
7.19. В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами, принятыми при обсуждении заключения, эксперт формулирует свое особое мнение в виде записки, которая прикладывается к сводному заключению.
7.20. Сводное заключение оформляется с учетом итогов заседания экспертной комиссии и подписывается председателем комиссии и всеми ее членами.
7.21. Объекты экспертизы, реализация которых может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье населения нескольких регионов, подлежат рассмотрению на Совете государственной экологической экспертизы.
7.22. Решение Совета государственной экологической экспертизы учитывается при подготовке заключения государственной экологической экспертизы Минприроды Чувашской Республики и его выводов по рассматриваемому объекту, а также при принятии решения о реализации объекта экспертизы уполномоченными на то органами.
7.23. Подписанное сводное заключение государственной экологической экспертизы утверждается начальником отдела, ответственного за рассмотрение материалов, и с сопроводительным письмом рассылается всем заинтересованным лицам: заказчику, проектной организации, местному комитету Минприроды Чувашской Республики, на территории которого размещается объект экспертизы.
7.24. Рассмотренная документация с сопроводительным письмом возвращается заказчику.
7.25. После рассылки письма о возврате документации экспертиза считается завершенной. Начальник отдела подписывает акты приемки выполненной работы, ведущий эксперт оформляет ведомость на оплату экспертов за проведенную экспертизу, утверждает ее у заместителя министра, курирующего вопросы государственной экологической экспертизы, и сдает в бухгалтерию Минприроды Чувашской Республики. Ведомость на оплату труда привлеченных экспертов печатается в трех экземплярах. Первый экземпляр сдается в бухгалтерию, второй подшивается в отдельное дело "Платежные ведомости на оплату внештатным экспертам". Это дело находится в экспертном подразделении и в архив не сдается. Третий экземпляр подшивается в дело по экспертируемому объекту.
8. Заключение государственной экологической экспертизы
8.1. Сводное заключение экспертной комиссии, заключение руководителей групп, а также отдельных привлекаемых экспертов и штатных экспертов составляются по единой унифицированной форме, при этом структура заключения является одинаковой для всех случаев.
8.2. Виды заключения отличаются друг от друга полнотой рассматриваемого материала (отдельный вопрос раздела, раздел, весь объект экологической экспертизы в целом) и, следовательно, объемом и насыщенностью частей заключения.
8.3. Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным.
8.3.1. Положительное заключение должно содержать вывод о возможности дальнейшей реализации объекта экспертизы и может, при необходимости, содержать не более одного-двух незначительных замечаний или предложений, которые следует учесть при реализации объекта экспертизы.
8.3.2. Отрицательное заключение может содержать вывод двух видов:
"объект экспертизы не может быть рекомендован к реализации в связи...";
"объект не может быть рекомендован к реализации до доработки его по замечаниям и предложениям, изложенным в данном заключении".
8.4. Заключение экологической экспертизы после его утверждения является обязательным для исполнения всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами и может быть обжаловано в судебном порядке.
Лица, подписавшие и утвердившие заключение государственной экологической экспертизы, несут персональную юридическую ответственность за объективность, обоснованность, правдивость и правомерность требований заключения.
8.5. Положительное заключение государственной экологической экспертизы по предпроектной и проектной документации является основанием для выдачи разрешения (лицензии) и заключения договора на комплексное природопользование.
Реализация проектных решений осуществляется после получения разрешения и заключения договора на комплексное природопользование.
8.6. Положительное заключение государственной экологической экспертизы действует (имеет юридическую силу) на период не более нормативной продолжительности проектирования и строительства.
8.7. Положительное заключение является основанием для:
получения лицензии (разрешения) на комплексное природопользование (при рассмотрении ТЭО, проекта);
получения лицензии (разрешения) на пользование отдельными видами природных ресурсов, осуществления хозяйственной и иной деятельности (экологическое обоснование лицензий);
утверждения предплановой документации;
открытия финансирования для дальнейшей реализации объекта экспертизы.
9. Повторная государственная экологическая экспертиза
9.1. Основанием для повторного рассмотрения материалов являются:
доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении государственной экологической экспертизы, прошедшим первоначальное рассмотрение;
изменение условий природопользования;
реализация объекта экспертизы с отступлениями от ранее принятых решений;
истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
решение суда, арбитражного суда.
9.2. Повторная экспертиза в основном проводится экспертной комиссией в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе и образованной тем же органом государственной экологической экспертизы, кроме повторной экспертизы, проводимой по решению судебных органов (указанная экспертиза проводится органом государственной экспертизы, рекомендованным в решении суда).
10. Совет государственной экологической экспертизы
10.1. Совет государственной экологической экспертизы Чувашской Республики осуществляет свои полномочия в соответствии с "Положением о государственной экологической экспертизе в Чувашской Республике", по которому функции Совета могут быть возложены на Научно-технический совет Минприроды Чувашской Республики.
10.2. На заседаниях Совета могут рассматриваться:
проекты особо охраняемых территорий;
материалы, обосновывающие объявление отдельных территорий зонами экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций;
предпроектная и проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, перепрофилирование, консервацию и ликвидацию особо крупных, экологически опасных объектов, реализация которых может иметь значительные социально-политические последствия;
проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий с особым видом природопользования и ведения хозяйственной деятельности.
10.3. Экспертное подразделение имеет право выносить на рассмотрение Совета, кроме перечисленных, и иные объекты экологической экспертизы, в том числе по просьбе общественных организаций (результаты проведения общественной экспертизы).
10.4. Материалы, содержащие государственную тайну, рассмотрению на Совете не подлежат.
10.5. В случае вынесения объекта экспертизы на Совет, на его рассмотрение представляется проект заключения, подписанный председателем комиссии, но не утвержденный руководителем экспертного подразделения.
10.6. Решения Совета государственной экологической экспертизы носят рекомендательный характер.
Подготовлено начальником отдела
экологической экспертизы |
А.Г.Столяровым |
Зарегистрировано в Минюсте ЧР 4 сентября 1995 г.
Регистрационный N 25
Приложение 1
Перечень
органов государственного контроля и надзора, участвующих в определении условий природопользования
1. Государственный комитет Чувашской Республики по земельным ресурсам и землеустройству.
2. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Чувашской Республики.
3. Государственный комитет по геологии и использованию недр Чувашской Республики.
4. Госгортехнадзор.
5. Инспекция по радиационной безопасности Чувашской Республики.
6. Комитет Чувашской Республики по водному хозяйству.
7. Комитет по лесному хозяйству Чувашской Республики.
8. Чувашская республиканская инспекция рыбохраны Средневолжрыбвода.
9. Управление охотничьего хозяйства Чувашской Республики.
10. Чувашский республиканский центр по гидрометеорологии.
11. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики.
Примечания:
1. Условия землепользования в обязательном порядке согласовываются с основным землепользователем.
2. При изменении условий природопользования в процессе проектирования или при истечении срока действия согласования необходимо провести дополнительное согласование этих изменений до представления материалов на государственную экологическую экспертизу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Минприроды Чувашской Республики от 24 июня 1994 г. N 08/05 "О порядке проведения государственной экологической экспертизы"
Зарегистрировано в Минюсте ЧР 4 сентября 1995 г.
Регистрационный N 25
Текст постановления опубликован в газете "Правительственный вестник" от 8 ноября 1995 г. N 44
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2003 г. N 70 настоящее постановление отменено