Постановление Совета Министров Чувашской Республики
от 27 декабря 1993 г. N 425
"О региональной программе Чувашской Республики Хмель Чувашии" на 1994-2000 годы"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2008 г. N 42 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 августа 1994 г. N 165 настоящее постановление снято с контроля
Совет Министров Чувашской Республики отмечает, что по развитию хмелеводства в Республике проводится определенная работа.
Если за 1991 год в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях построено лишь 87 га хмельников, то за 10 месяцев текущего года сдано в эксплуатацию 245 га хмелеплантаций. На строительство хмелешпалер, посадку и уход за молодыми насаждениями освоено 1540 млн. рублей бюджетных средств.
Заметные сдвиги в строительстве хмелешпалер наметились с 1992 года после принятия Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики решения о целевом распределении бюджетных ассигнований на развитие хмелеводства из централизованных капитальных вложений по республиканским бюджетам Российской Федерации и Чувашской Республики. Ведется строительство цеха экстрагирования на хмелефабрике "Цивильская", приобретено оборудование для порционной расфасовки гранул в специальные пакеты. Ведется работа по внедрению глубокой переработки хмеля на других хмелеперерабатывающих предприятиях. Проводится технико-экономическое обоснование сборки и ремонта хмелеуборочных машин и сушилок на экспериментально-опытном заводе "Цивильскхмельмаш".
Однако Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики и Всероссийский научно-исследовательский и проектно-технологический институт хмелеводства в условиях перехода на рыночные отношения не смогли полностью выполнить задачи, предусмотренные постановлениями Совета Министров РСФСР от 2 июля 1991 г. N 377 "О дополнительных мерах по увеличению производства и улучшению качества хмеля в Чувашской ССР" и Совета Министров Чувашской Республики от 6 декабря 1991 г. N 424 по данному вопросу. Не отлажена система руководства хмелеводством на экономической основе, отсутствует реклама чувашского хмеля и согласованная политика цен, низки объемы его реализации в условиях массового завоза хмеля в Россию по импорту.
За последние годы хмелеводческие хозяйства не получили новую хмелеуборочную технику, 60 проц. парка машин отработали срок службы, предельно изношены, что является причиной больших потерь во время уборки.
Всероссийский научно-исследовательский и проектно-технологический институт хмелеводства не стал подлинным центром внедрения достижений науки и техники в производство, выделенные средства ряд лет используются неэффективно, не по назначению, недостаточно уделяется внимания глубокой переработке хмеля, нетерпимо затянулось проектирование хмелеуборочных машин и сушилок. Слабо ведется работа по выведению и размножению районированных сортов хмеля для условий республики. Завод "Цивильскхмельмаш" представляет собой лишь мастерскую и не приспособлен для сборки сложной техники.
В республике не имеется конкретной программы производства и переработки хмеля, реконструкции и технического перевооружения отрасли.
Совет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Считать производство хмеля и его глубокую переработку приоритетным направлением в развитии агропромышленного комплекса.
2. Согласиться с основными положениями и концепцией региональной программы Чувашской Республики "Хмель Чувашии" на 1994-2000 годы, разработанной Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и Всероссийским научно-исследовательским и проектно-технологическим институтом хмелеводства (прилагается).
3. Министерству экономики Чувашской Республики включить региональную программу Чувашской Республики "Хмель Чувашии" на 1994-2000 годы в сводную Республиканскую программу структурной перестройки экономики.
4. Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики в недельный срок подготовить в адрес Совета Министров - Правительства Российской Федерации ходатайство от имени Совета Министров Чувашской Республики о выделении необходимых финансовых средств для реализации указанной программы и в месячный срок проработать данный вопрос в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
5. Министерству экономики Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при рассмотрении и согласовании прогнозов социально-экономического развития и бюджетных цифр на 1994 год соответственно в Министерстве экономики Российской Федерации и Министерстве финансов Российской Федерации с непосредственным участием Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики поставить вопрос о выделении средств на реализацию региональной программы Чувашской Республики "Хмель Чувашии" на 1994-2000 годы.
6. Обязать Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики принять исчерпывающие меры по выполнению программы развития хмелеводства в республике. С этой целью создать на базе существующей хмелефабрики "Цивильская" головное предприятие по заготовке, переработке, реализации хмеля, внедрению достижений науки, техники и технологий в отрасль, работающее на договорной основе, предусмотрев выделение централизованных капитальных вложений для осуществления программы развития хмелеводства.
7. Всероссийскому научно-исследовательскому и проектно-технологическому институту хмелеводства:
ускорить работы по выведению новых высококачественных и перспективных сортов хмеля и размножению их для внедрения в производство;
завершить работы по установлению ГОСТа на пивоваренные сорта хмеля, выращиваемые в основном в республике;
принять меры по реализации региональной программы по развитию хмелеводства в Чувашской Республике на 1994-1995 и 1996-2000 годы "Хмель Чувашии" в части ее научного обеспечения, разработки и изготовления комплекса машин для возделывания, уборки, сушки и глубокой переработки хмеля.
8. Министерству промышленности Чувашской Республики, Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики продолжить работу по разработке и изготовлению хмелеуборочной и сушильной техники с привлечением промышленных предприятий и организаций республики.
9. Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики обеспечить контроль за ходом выполнения мероприятий, предусмотренных программой.
Председатель Совета Министров |
В.Викторов |
Региональная программа Чувашской Республики "Хмель Чувашии" на 1994-2000 годы
Программа развития хмелеводства в Чувашской Республике, направленная на создание и освоение новых сортов, технологий и технических средств по возделыванию, уборке и переработке хмеля.
I. Обоснование региональной программы
Чувашская Республика является основным производителем хмеля в Российской Федерации и ежегодно выращивает 2,5-2,8 тыс. тонн, или около 80 процентов от общего объема его производства по России. Кроме пивоварения, хмель в виде различных продуктов его переработки в ближайшие годы найдет широкое применение в производстве многих видов пищевых продуктов, лекарственных, парфюмерных, косметических и других изделий.
Главным направлением в развитии отрасли является интенсификация производства на основе создания и внедрения в производство новых высокоурожайных сортов, современных эффективных технологий и технических средств по возделыванию и переработке продукции.
Тяжелое положение, создавшееся из-за дороговизны строительства и реконструкции хмелешпалер, старовозрастность хмельников и их сравнительное низкая урожайность, проблемы с механизацией производства, уборки и переработки хмеля требуют принятия действенных мер по государственной поддержке хмелеводства.
За последние годы был принят ряд постановлений Совета Министров Российской Федерации и Совета Министров Чувашской Республики по вопросам развития хмелеводства, создания необходимой материально-технической базы, научного обеспечения хмелеводческих хозяйств.
Принятые решения имели определенное влияние на состояние отрасли, особенно в части обеспечения материально-техническими ресурсами, финансирования строительства хмелешпалер и закладки насаждений за счет государственного бюджета, научного обеспечения отрасли. Тем не менее коренного перелома в повышении продуктивности насаждений и увеличения валового сбора хмеля по Чувашской Республике не произошло. Следовательно, для дальнейшего развития хмелеводства в Чувашии необходимо изыскать более эффективные формы государственного воздействия и регулирования. Наиболее приемлемой и действенной формой следует считать утверждение и финансирование республиканской целевой программы по развитию отрасли, предусматривающей основные направления производство.
В связи с тем, что хмель - культура многолетняя, программа разработана на период с 1994 по 2000 год с подразделением этапов на 1994-1995 и 1996-2000 годы.
II. Основные направления развития хмелеводства в Чувашской Республике на 1994-1995 и 1996-2000 годы
В настоящее время в более чем 150 хозяйствах с различной собственностью, расположенных в 19 из 21 района Чувашской Республики, имеется около 3000 га насаждений хмеля, в том числе 2421 га плодоносящих. Кроме того, в индивидуальном секторе имеется около 300 га хмельников.
Большинство хмелеплантаций имеет возраст 15 и более лет и подлежит обновлению. Ежегодно только для поддержания хмелеоборота необходимо водить в эксплуатацию не менее 10 процентов площади имеющихся плодоносящих насаждений, или 250 га.
По программе намечается строительство новых хмелешпалер в 1994-1995 годах на площади 750 га, в 1996-2000 годах - на площади 2500 га. Сметная стоимость строительства 1 га в ценах III квартала 1993 года составляет в пределах 4-6 млн. рублей, на выполнение планируемых объемов строительства требуется соответственно 3,5 и 12 млрд. рублей.
Для выполнения намеченных объемов необходимые мощности строительных организаций имеются.
Сортовой посадочный материал высшей репродукции должен производить Всероссийский научно-исследовательский и проектно-технологичесикй институт хмелеводства. Для закладки только сортовых производственных насаждений потребуется в 1994-1995 годах 3,6 млн. единиц, в 1996-2000 годах - 12,5 млн. единиц посадочного материала. На эти цели предусматривается израсходовать соответственно 265 и 750 млн. рублей бюджетных средств. Поставленная задача вполне разрешима и работу надо проводить под научно-методическим руководством Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института хмелеводства.
Выполнение намеченной программы развития хмелеводства невозможно без внедрения комплексной механизации возделывания, уборки и переработки хмеля с использованием специальных машин и механизмов, замены ручного труда по навешиванию поддержек, раскрытию и обрезке главных корневищ, уборке урожая. В настоящее время на заводе "Цивильскхмельмаш" изготавливаются некоторые необходимые машины и проводятся их государственные испытания. к 2000 году современная механизированная технология возделывания хмеля должна быть освоена на всех насаждениях хмеля в республике, для чего в программе заложены затраты на 1994-1995 годы в размере 5400 и на 1996-2000 годы - 21500 млн.рублей.
Хмель повреждается многими видами вредителей и болезней, поэтому применение современных средств защиты с учетом охраны окружающей среды является одной из важнейших мер при возделывании хмеля, и его надо освоить как специальную технологию на всей площади хмельников. Вопрос этот должен быть решен, и задача Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института хмелеводства - разработать технологию и осуществлять постоянное научно-методическое руководство по внедрению ее в производство.
Кроме того, намечается проведение Всероссийским научно-исследовательским и проектно-технологическим институтом хмелеводства комплекса мероприятий по селекции, биотехнологии, питомниководству, защите растений, технологии производства и переработки, механизации и научно-методическому руководству внедрением передового опыта хмелеводства в хозяйствах республики, т.е. охват всех вопросов ведения хмелеводства с гарантированием высокого уровня научного обеспечения отрасли.
На внедрение в производство указанных технологий ведения хмелеводства предусмотрены затраты в размере 442 млн. рублей за 1994-1995 годы и 1660 млн. рублей за 1996-2000 годы.
Для внедрения в производство современных эффективных технологий и технических средств по возделыванию, уборке и переработке хмеля, приобретения, монтажа и пуско-наладки машин предусмотрено выполнить капитальные вложения в объеме 8814 млн.рублей за 1994-1995 годы и 24790 млн. рублей за 1996-2000 годы. Указанные средства будут использованы в основном на обновление и реконструкцию импортной уборочно-сушильной техники.
Существующие в республике технологии переработки хмеля (прессование и гранулирование) позволяют производить только сырье для пивоваренной промышленности. При длительном хранении хмель в таком виде теряет свои качества. Для существенного улучшения потребительских качеств хмеля необходимо внедрить в производство технологии по его глубокой переработке и наладить выпуск конечных продуктов - экстракта, масла и т.д. Это позволит увеличить срок хранения продукции без потерь на малых площадях, снизить затраты на транспортировку.
В 1994 году надо завершить строительство цеха по экстрагированию хмеля на хмелефабрике "Цивильская", построить в республике цех по выпуску шпагата для хмелеводства. В последующие годы провести реконструкцию и необходимое строительство на остальных хмелеперерабатывающих предприятиях и внедрить различные технологии по глубокой переработке, на базе экспериментально-опытного завода "Цивильскхмельмаш" организовать цех по сборке и ремонту хмелеуборочных машин и хмелесушилок, выделив для этого необходимые средства.
Для выполнения данной программы предусматривается выделить бюджетные средства на 1994-1995 и 1996-2000 годы по 2400 млн.рублей.
Программой предусматривается финансирование разработок и изготовление комплекса машин для возделывания, уборки, сушки и переработки хмеля на сумму 1857 млн. рублей в 1994-1995 годах и 5000 млн.рублей в 1996-2000 годах. Эти средства предусматривается использовать на проведение опытно-конструкторских работ по созданию новых машин для хмелеводства.
В целом сметная стоимость всех мероприятий по развитию хмелеводства в Чувашской Республике, включая строительство шпалерных сооружений, закладку новых сортовых насаждений, освоение современных технологий возделывания, приобретение и выпуск новых машин и оборудования, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с возделыванием, уборкой и переработкой урожая, на 1994-1995 годы составляет порядка 24223 млн. рублей, а на 1996-2000 годы - 72885 млн. рублей, в том числе из бюджета Российской Федерации 16890 и 50275 млн. рублей соответственно.
Сложившаяся кредитно-финансовая ситуация в стране не позволяет реально рассчитывать на успешное и комплексное решение проблем развития хмелеводства в Чувашской Республике без привлечения главным образом бюджетных средств Российской Федерации, которые могут быть выделены республике целевым назанчением на основе Указа Президента Российской Федерации от 11 сентября 1992 г. N 1071 "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Чувашской Республики".
Освоение намеченных мероприятий позволит развить хмелеводство в республике, поднять урожайность и валовой сбор, обеспечить сохранность качества производимой продукции. Затраты вполне окупятся, и производители хмеля будут получать значительную прибыль. Так, прибыль от реализации хмеля в среднем в расчете на год после внедрения мероприятий будет составлять около 3 млрд. 900 млн. рублей при 1 млрд. 700 млн. рублей в настоящих условиях, или рост составит 2 млрд. 200 млн. рублей. Дополнительные капитальные вложения в среднем на год составят 13 млрд. 900 млн. рублей. Прогнозируемая норма прибыли на рубль капитальных вложений составит 28 процентов (3900:13900), а срок окупаемости капитальных вложений - около 6,5 лет (13900:2200).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 1993 г. N 425 "О региональной программе Чувашской Республики "Хмель Чувашии" на 1994-2000 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Правительственный вестник" от 5 января 1994 г. N 1 (55)
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2008 г. N 42 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления
Настоящий документ снят с контроля