Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 5 сентября 1994 г. N 180
"О мерах по организации и обеспечению деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Чувашской Республики"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 апреля 2006 г. N 69 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования указанного постановления
О народных дружинах в Чувашской Республике см. Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 35
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 15 февраля 1994 г. N 34 "О мерах по обеспечению правопорядка" с целью более полного обеспечения реальной защиты прав и личной безопасности граждан Кабинета Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 1994 г. положение о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Чувашской Республики (прилагается).
2. Главам администрации (местных самоуправлений) городов и районов совместно с органами внутренних дел на местах в IV квартале 1994 г. - I квартале 1995 г.
а) осуществить конкретные практические меры по созданию добровольных народных дружин;
б) создать общественные пункты охраны порядка, обеспечив их необходимыми помещениями, инвентарем, автотранспортом, техническими средствами и телефонной связью;
в) сформировать при местных администрациях (органах местного самоуправления) советы добровольных народных дружин из представителей местных администраций (местных самоуправлений), общественности и правоохранительных органов для координации деятельности дружин и организации их тесного взаимодействия с подразделениями милиции общественной безопасности органов внутренних дел;
г) силы добровольных народных дружин использовать для обеспечения правопорядка и общественной безопасности в жилых микрорайонах городов, сельских населенных пунктах и местах массового пребывания населения, а также для уплотнения патрульных участков милиции общественной безопасности.
3. Министерству внутренних дел Чувашской Республики:
а) оказать городским и районным администрациям (органам местного самоуправления) всемерное содействие по формированию, обучению и организации целенаправленной и эффективной деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка и профилактике правонарушений;
б) разрешить оплату труда граждан, добровольно взявших на себя обязанности по охране общественного порядка и работающих в составе добровольных народных дружин за счет денежного содержания сотрудников органов внутренних дел, должности которых не укомплектованы;
4. Министерству внутренних дел Чувашской Республики совместно с Министерством финансов Чувашской Республики, Министерством труда и занятости Чувашской Республики и Министерством Чувашской Республики по социальной политике в двухмесячный срок рассмотреть и внести предложения в Кабинет Министров Чувашской Республики об источниках финансирования добровольных народных дружин по охране общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов, создаваемых из числа граждан, добровольно взявших на себя обязанности по охране общественного порядка, с учетом использования возможностей финансовых ресурсов местных физических и юридических лиц.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство внутренних дел Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики |
Э. Аблякимов |
Положение
О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Чувашской Республики
I. Общие положения
1. Добровольные народные дружины создаются на добровольных началах для содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности, профилактике правонарушений на улицах городов и других населенных пунктов Чувашской Республики, руководствуются законами и иными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики, решениями администраций (местных самоуправлений) городов и районов и настоящим Положением.
2. В добровольные народные дружины принимаются на добровольных началах граждане, достигшие 18 лет, обладающие определенной физической и теоретической подготовкой, способные по своим деловым и моральным качествам оказать активную помощь в укреплении правопорядка.
3. Общее руководство добровольным народными дружинами осуществляют соответствующие местные администрации (органы местного самоуправления), органы внутренних дел оказывают всемерную помощь в их деятельности по укреплению общественного порядка, профилактике и борьбе с правонарушениями.
4. Противодействие законной деятельности дружинников, посягательство на их жизнь, здоровье и достоинство в связи с деятельностью по охране общественного порядка, профилактике правонарушений и борьбе с преступностью влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики. Основанные на законе требования народного дружинника обязательны к исполнению всеми гражданами.
II. Основные задачи и функции добровольных народных дружин
5. Основными задачами добровольных народных дружин являются: содействие органам внутренних дел и другим правоохранительным органам в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений, борьбе с преступностью, охране законных прав и интересов граждан.
6. Добровольные народные дружины, выполняя возложенные на них задачи и руководствуясь действующим законодательством, осуществляют следующие функции:
а) участвуют в охране правопорядка и общественной безопасности на улицах и в общественных местах городов и других населенных пунктов, а также в поддержании общественного порядка во время проведения различных массовых мероприятий;
б) принимают участие в борьбе с хулиганством, пьянством, наркоманией, хищениями собственности, нарушениями правил торговли и другими правонарушениями;
в) принимают участие в проведении воспитательной и профилактической работы по месту жительства, а также в трудовых коллективах с гражданами, допускающими правонарушения;
г) участвуют в предупреждении детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;
д) участвуют в обеспечении безопасности дорожного движения;
е) принимают меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений и преступных проявлений, а также находящимся в общественных местах и на улицах в беспомощном состоянии;
ж) участвуют в спасении людей, имущества и поддержании правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
з) оказывают содействие налоговым органам в работе по выявлению юридических и физических лиц, нарушающих налоговое законодательство и порядок занятия предпринимательской деятельностью.
III. Порядок создания и организации работы добровольных народных дружин
7. Добровольные народные дружины создаются по инициативе граждан, изъявших желание участвовать в охране общественного порядка, предприятий или администраций (органов местного самоуправления) городов и районов.
8. Для организации и обеспечения повседневной деятельности дружин главы администраций (местных самоуправлений) городов и районов формируют городские и районные советы добровольных народных дружин из представителей местной администрации (местного самоуправления), общественности и правоохранительных органов в составе 10-15 человек.
Координация работы городских и районных советов добровольных народных дружин осуществляется Чувашской Республики и органами внутренних дел на местах.
В микрорайонах городов и сельских населенных пунктах с этой же целью главами местных администраций создаются общественные пункты охраны порядка, возглавляемые участковыми инспекторами.
9. Добровольные народные дружины возглавляют командир дружины и его заместитель, кандидатуры которых выдвигаются членами добровольных народных дружин и утверждаются местной администрацией (органом местного самоуправления).
10. Прием в добровольную народную дружину производится на строго добровольных началах в индивидуальном порядке на основании личного заявления гражданина, изъявившего желание вступить в дружину.
Каждый дружинник дает письменное обязательство на добросовестное выполнение своих обязанностей по охране общественного порядка, соблюдение строгой законности, а также о неразглашении ставшей известной ему государственной и служебной тайны.
11. Дружинники проходят специальную подготовку, проводимую органами внутренних дел по изучению законодательных и иных правовых актов, регламентирующих деятельность по обеспечению общественного порядка и борьбе с правонарушениями, а также форм и методов работы добровольных народных дружин.
Дружиннику, усвоившему свои обязанности и права, формы и методы работы на улицах и в других общественных местах, городскими и районными отделами внутренних дел выдаются удостоверение установленного образца и нагрудный знак.
12. Дружинник, совершивший поступок, несовместимый с пребыванием в составе добровольной народной дружины и исполнением обязанностей по охране правопорядка, исключается из дружины и обязан сдать удостоверение и нагрудный знак.
Решение об исключении принимается на заседании совета добровольных народных дружин.
13. В случае временной нетрудоспособности дружинника, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка независимо от стажа работы, в случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине дружиннику назначается пенсия по инвалидности в размере, установленном для рабочих и служащих, потерявших трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Членам семьи дружинника, погибшего при выполнении обязанностей по охране правопорядка и общественной безопасности, пенсия по случаю потери кормильца назначается в размере, установленном для семей рабочих и служащих, умерших от трудового увечья или профессионального заболевания.
Дружинник и члены его семьи вправе в указанных случаях требовать в установленном порядке возмещения причиненного ущерба.
IV. Обязанности и права народного дружинника
14. Дружинник при осуществлении деятельности по охране общественного порядка обязан:
а) участвовать в охране общественного порядка, предупреждении пресечении правонарушений, оказывать содействие органам внутренних дел и другим правоохранительным органам в деятельности по борьбе с преступностью на улицах и других общественных местах;
б) в пределах компетенции защищать честь, достоинство и права граждан, быть тактичным и вежливым, принимать предусмотренные законом меры к пресечению правонарушений и иных антиобщественных проявлений;
в) добросовестно работать на порученном участке, выполнять требования командира дружины или его заместителя, а также работников органов внутренних дел при организации и проведении совместных мероприятий;
г) соблюдать действующие законодательные и другие правовые акты, овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями;
д) своевременно сообщать в общественный пункт охраны порядка и органы внутренних дел о готовящихся или совершенных преступлениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих безопасности граждан, предприятий, учреждений и организаций, фактах сокрытия гражданами и предприятиями объектов налогообложения;
е) при обращении граждан оказывать им содействие в пресечении правонарушений и преступных проявлений;
ж) при исполнении обязанностей по охране правопорядка иметь при себе удостоверение установленного образца, нагрудный знак и носить нарукавную повязку.
15. Дружинник при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и безопасности имеет право:
а) требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения преступных проявлений и иных правонарушений;
когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
в) доставлять в общественные пункты порядка и органы внутренних дел лиц, совершивших преступления и административные правонарушения; при этом нахождение в общественном пункте охраны порядка доставленного лица может длиться не более трех часов;
г) в соответствии с действующим законодательством составлять, в отсутствии участкового инспектора милиции или иных уполномоченных на это лиц, протоколы об административном правонарушении с последующей немедленной его передачей в органы внутренних дел;
д) при пресечении правонарушений изымать у нарушителей орудия совершения преступных проявлений с последующей незамедлительной передачей
е) входить в учреждения культуры, кинотеатры, на стадионы и другие общественные места для преследования скрывающихся правонарушителей, пресечения возникших там правонарушений, а также, с согласия администрации этих мести учреждений, для выполнения обязанностей по обеспечению общественного порядка;
ж) при исполнении своих обязанностей пользоваться правом бесплатного проезда на городском транспорте (кроме такси); для этих целей на период дежурства дружинникам выдаются специальные талоны установленного образца;
з) в случаях, не терпящих отлагательства, использовать транспортные средства (кроме специальных и дипломатических автомобилей) для преследования правонарушителей и преступных элементов или для доставления в лечебные учреждения граждан, находящихся на улицах и в других общественных местах в беспомощном состоянии либо пострадавших от несчастных случаев или преступных проявлений и нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи.
V. Ответственность народного дружинника
16. Дружинники несут ответственность за превышение предоставленных им прав соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
При нарушении дружинником прав граждан совет добровольных народных дружин, местная администрация (орган местного самоуправления) и орган внутренних дел обязаны принять меры к их восстановлению, возмещению причиненного ущерба и публично принести извинения.
17. Действия дружинников могут быть обжалованы в совет добровольных народных дружин, местную администрацию (орган местного самоуправления), орган внутренних дел и прокуратуру, а также в предусмотренных законом случаях - в суды.
VI. Формы и методы работы добровольных народных дружин
18. Деятельность добровольных народных дружин по обеспечению правопорядка и общественной безопасности осуществляется путем:
а) патрулирования и выставления постов на улицах и других общественных местах, проведения предупредительно-профилактических рейдов по выявлению и пресечению правонарушений, а также задержанию лиц, их совершивших, в местах массового пребывания населения и объектах транспорта;
б) проведения индивидуальной профилактической и воспитательной работы с лицами, систематически допускающими правонарушения, разъяснения гражданам по месту жительства действующего законодательства, осуществление индивидуальной шефской работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах внутренних дел, их родителями и другими близкими родственниками;
в) оформления совместного с участковыми инспекторами милиции административных материалов на правонарушителей, направлением их в соответствующие предприятия, учреждения, организации и ведомства, а также общественные организации;
г) участия в рейдах, проводимых органами внутренних дел совместно с налоговой полицией в целях выявления лиц, нарушающих правила торговли, порядок занятия предпринимательской деятельностью и скрывающих объекты налогообложения;
д) использования средств массовой информации с целью профилактики правонарушений в общественных местах и на улицах, воздействия на лиц, совершающих правонарушения;
е) использования других, не противоречащих действующему законодательству, форм и методов деятельности.
VII. Руководство деятельностью добровольных народных дружин
19. Местная администрация (орган местного самоуправления) и органы внутренних дел, осуществляя в пределах своей компетенции общее руководство добровольными народными дружинами, организуют и обеспечивают их деятельность, принимают необходимые меры по укреплению и вовлечению в их ряды новых членов, обеспечивают соблюдение законности в работе добровольными народными дружинами, организуют их тесное взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел, участвующими в охране правопорядка на улицах и других общественных местах, заслушивают отчеты и сообщения командиров дружин, решают вопросы материально-технического обеспечения добровольных народных дружин.
20. Непосредственное руководство повседневной практической деятельностью добровольных народных дружин осуществляет командир дружины, который:
а) обеспечивает планирование текущей работы, проведение различных предупредительно-профилактических мероприятий, организует взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел и другими общественными формированиями;
б) организует изучение дружинниками форм и методов деятельности по охране общественного порядка на улицах и в общественных местах, основ действующего законодательства, других регламентирующих правовых актов, обобщает и распространяет положительный опыт работы;
в) инструктирует дружинников и расставляет их по постам и маршрутам патрулирования, постоянно контролирует и координирует их деятельность, ведет учет результатов работы добровольной народной дружины;
г) направляет для рассмотрения и принятия соответствующих мер материалы на злостных правонарушителей в предприятия, учреждения и ведомства, общественные организации;
д) отчитывается не менее раза в год о своей работе перед дружинниками и о деятельности добровольной народной дружины перед местной администрацией (органом местного самоуправления);
е) ходатайствует перед местной администрацией (органам местного самоуправления) по согласованию с органами внутренних дел о поощрении наиболее отличившихся в охране правопорядка и общественной безопасности членов добровольной народной дружины;
ж) вносит в местную администрацию (орган местного самоуправления), орган внутренних дел, предприятия, учреждения и ведомства предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, принятию неотложных мер по организации эффективной и действенной работы народной дружины.
VIII. Взаимодействие правоохранительных органов с добровольными народными дружинами
21. Органы внутренних дел принимают необходимые меры по активному привлечению добровольных народных дружин к пресечению административных правонарушений и борьбе с преступностью на улицах и других общественных местах на основании действующего законодательства; передают совету добровольных народных дружин и командирам дружин необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки.
В соответствии со специализацией добровольной народной дружины проводят работу по подготовке, обучению и правовому воспитанию дружинников, оказывают помощь в обеспечении их методическими пособиями и справочно-юридической литературой.
22. Органы внутренних дел обеспечивают организацию повседневного взаимодействия подразделений милиции общественной безопасности с добровольными народными дружинами по охране общественного порядка, инструктируют и расставляют дружинников, обучают их формам, методам и тактике борьбы с правонарушителями и преступными проявлениями, в том числе при проведении индивидуальной профилактической работы с лицами, систематически нарушающими общественный порядок, оказывают дружинам результатов их работы.
По согласованию с советом добровольных народных дружин проводят совместные мероприятия по охране правопорядка и профилактике правонарушений, во время проведения таких мероприятий оперативное руководство работой добровольных народных дружин работниками милиции является обязательным.
IX. Меры морального и материального поощрения народных дружинников
23. Дружинники, активно участвующие в борьбе с правонарушениями и преступностью на улицах и в других общественных местах городов и других населенных пунктов, поощряются местной администрацией (органом местного самоуправления) и органами внутренних дел в пределах их компетенции путем:
предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска до пяти дней за счет средств местных бюджетов.
24. За особые заслуги в выполнении своего долга по охране правопорядка и общественной безопасности, проявленные при этом мужество и героизм, дружинники в соответствии с действующим законодательством представляются к государственным наградам.
25. Объявление о поощрении дружинников производится в торжественной обстановке на совещаниях и общих построениях.
X. Финансирование и материально-техническое обеспечение добровольных народных дружин
26. Финансирование деятельности добровольных народных дружин по обеспечению правопорядка и общественной безопасности и их материально-техническое обеспечение производятся за счет бюджетов местных администраций (органов местного самоуправления), а также других источников (финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, местных налогов и сборов, части административных штрафов, налагаемых органами внутренних дел, добровольных частных взносов физических и юридических лиц), в необходимых случаях для этих целей выделяются средства на денежное содержание сотрудников органов внутренних дел, должности которых не укомплектованы.
27. Помещения под общественные пункты охраны порядка, материально-технические средства и автотранспорт добровольным народным дружинам предоставляются местными администрациями (органами местного самоуправления) и состоят на их балансе. Распоряжение ими производится лицами, уполномоченными на это главами администраций (местного самоуправления).
28. Органы внутренних дел на период несения дежурства в необходимых случаях предоставляют добровольным народным дружинам технические и специальные средства в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Чувашской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 сентября 1994 г. N 180 "О мерах по организации и обеспечению деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Чувашской Республики"
Положение, утвержденное настоящим постановлением, вводится в действие с 1 сентября 1994 г.
Текст постановления опубликован в газете "Правительственный вестник" от 22 сентября 1994 г. N 27 (81)
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 апреля 2006 г. N 69 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования указанного постановления