Чувашская республиканская санитарно-противоэпидсмичсская комиссия отмечает, что в 1997 году заметного улучшения в состоянии здоровья населения республики и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия не произошло.
Наблюдалось сильное загрязнение атмосферного воздуха, особенно в гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Цивильском, Чебоксарском, Ядринском районах. Определялось большое количество загрязненных проб почвы в зонах влияния промышленных предприятий и транспортных магистралей. Продолжало оставаться неудовлетворительным положение с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой, особенно в Батыревском, Аликовском, Моргаушском, Алатырском, Ибресинском, Канашском, Порецком, Шумерлинском, Мариинско-Посадском районах и гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Шумерля.
Ухудшилось положение в отношении питания детей раннего возраста, ослабло влияние к проблеме питания учащихся школ, особенно в гг. Алатырь, Новочебоксарск, Шумерля.
Наблюдается высокий уровень микробного загрязнения продуктов питания в Мариинско-Посадском, Цивильском, Ядринском районах и гг. Чебоксары, Новочебоксарск. Не удовлетворяли санитарно-гигиеническим требованиям вырабатываемые детские молочные смеси в Аликовском, Ядринском районах и гг. Новочебоксарск, Чебоксары.
Продолжалось выявление несоответствия рабочих мест санитарно-гигиеническим требованиям:
по запыленности воздуха рабочей зоны на предприятиях Шемуршинского, Шумерлинского районов, в гг. Алатырь, Чебоксары, Новочебоксарск;
по производственному шуму в Батыревском, Комсомольском, Цивильском районах и в г. Алатырь;
по освещенности рабочих мест в Моргаушском, Урмарском, Шумерлинском, Янтиковском и Яльчикском районах.
Сохранялись проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие улучшению среды обитания человека и состояния здоровья населения, главными из которых являлись:
большой объем выбросов предприятиями загрязняющих веществ в атмосферу. Нарушения санитарных правил и норм при застройке отдельных жилых кварталов и микрорайонов в городах республики. Отсутствие на крупных предприятиях нормативных санитарно-защитных зон. Увеличение доли выбросов автотранспортом из-за большой транспортной нагрузки в г. Чебоксары, Чебоксарском, Цивильском, Ядринском районах и отсутствие объездных дорог в гг. Новочебоксарск, Чебоксары, Ядрин, Канаш, пос. Вурнары, Ибреси, Аликово;
сохраняющаяся проблема сбора, утилизации, обезвреживания бытовых и токсичных промышленных отходов в гг. Чебоксары, Канаш, Алатырь, Шумерля, Ядрин, пос. Ибреси, Урмары, Вурнары;
отсутствие необходимых санитарно-охранных тон водоисточников, недостаточная санитарная надежность систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и дефицит питьевой воды, особенно в Батыревском. Ибресинском, Вурнарском, Алатырском, Аликовском, Козловском, Красночетайском, Шумерлинском, Яльчикском районах и г. Канаше;
подключение к производству и реализации продуктов питания большого числа непрофессионалов, отсутствие условий для организации продажи сельскохозяйственной продукции, скоропортящихся продуктов питания, ликвидация заготовочных предприятий для образовательных и детских дошкольных учреждений;
использование морально устаревших технологических процессов на предприятиях, физически изношенных машин, оборудования, распад системы приоритетного медицинского обслуживания промпредприятий, отказ от цеховой службы, отсюда снижение охвата работающих профилактическими медицинскими осмотрами, особенно в Алатырском, Аликовском, Ибресинском, Канашском, Комсомольском районах, гг. Чебоксары, Шумерля;
несоответствие гигиеническим требованиям ученических мест в образовательных учреждениях, особенно в г. Канаше, Ибресинском, Красноармейском, Шумерлинском, Чебоксарском, Ядринском, Яльчикском районах;
неудовлетворительная организация и проведение производственно-лабораторного контроля за выпускаемой продукцией и условиями труда работающих;
недооценка значения разработки и реализации программ, направленных на охрану здоровья населения и обеспечения санэпидблагополучия населения;
бездействие санитарно-противоэпидсмичсских и административных комиссий в Аликовском, Комсомольском, Ядринском районах и г. Канаше.
Указанные проблемы и нерешенные вопросы отрицательно сказались на состоянии здоровья населения, в частности, на заболеваемость туберкулезом, педикулезом, сифилисом, чесоткой, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, а также на уровень профессиональных заболеваний, на состояние здоровья и физического развития дошкольников и школьников.
В первую очередь это относится к г. Чебоксары, Чебоксарскому, Цивильскому районам, где требуется углубленная оценка сложившейся ситуации. Чувашская республиканская санитарно-противоэпидемическая комиссия Решает:
1. Отметить неудовлетворительную ситуацию по среде обитания человека в гг. Чебоксары. Новочебоксарск, Ядринском и Цивильском районах.
2. Признать необходимым проведение в 1998 году углубленной оценки состояния здоровья населения в г. Чебоксары, Чебоксарском и Цивильском районах.
3. Главам районных и городских администраций:
3.1. Обеспечить выполнение требований санитарного законодательства и Закона Чувашской Республики "О местном самоуправлении", обратив особое внимание на:
разработку, утверждение и обеспечение реализации целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
составление и утверждение в райгорадминистрациях обязательных ежегодных докладов о состоянии здоровья населения;
организацию мероприятий по предупреждению возникновения, распространения и ликвидации инфекционных болезней, массовых неинфекционных заболеваний и отравлению людей, связанных с влиянием на организм человека неблагоприятных факторов среды его обитания;
соблюдение правил торговли и обслуживания населения;
установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, а также организации зон санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм;
утверждение планов и правил застройки населенных пунктов;
вынесение решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм;
организацию производственного лабораторного контроля за выпускаемой продукцией и условиями труда работающих;
установление санитарно-защитных зон со специальным режимом по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха территорий жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами;
установление порядка и условий обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий населённых мест;
организацию эффективной деятельности административных комиссий в части применения мер административного воздействия к лицам, допускающим нарушения санитарного правопорядка.
3.2. Усилить взаимодействие в работе с органами и учреждениями здравоохранения и госсанэпиднадзора по вопросам:
обеспечения взаимной информации о складывающейся санитарно-эпидемиологичсской обстановке, о фактах загрязнения природной среды и возникающих аварийных и чрезвычайных ситуаций;
оперативного руководства и координации деятельности организаций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации массовых заболеваний и отравлении людей, посредством организации эффективной работы санитарно-противоэпидемических, комиссий;
создания условий для своевременного прохождения работающими обязательных профилактических медицинских осмотров;
проведения политики об экономической ответственности предприятий, организаций и физических лиц за нарушения санитарного законодательства.
3.3. Считать необходимым с учетом сложившейся неблагополучной санитарно-эпидсмиологичсской обстановки:
ускорить разработку новых и корректировку имеющихся Генеральных планов населенных мест в соответствии с требованиями санитарного градостроительного и земельного законодательств;
осуществить строительство объездных дорог гг. Новочебоксарск, Чебоксары, Ядрин, Канаш, пос. Вурнары, Ибрсеи, Урмары, Аликово в соответствии с разработанной в 1997 году институтом "Чувашгражданпроект" транспортной схемой Чувашской Республики;
организовать производственный лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха крупными промышленными и автотранспортными предприятиями на селитебных территориях в зоне влияния и на границе санитарно-защитных зон;
ускорить завершение проектных работ и начало строительства мусоросжигательного завода и пиролизной установки в г. Чебоксары:
продолжить строительство с последующим пуском в эксплуатацию в 1998 году полигонов для твердых бытовых отходов в г. Мариинский Посад и в с. Янтиково;
ускорить начало строительства полигонов ТБО в гг. Ядрин, Канаш, Алатырь, Цивильск, пос. Ибрсеи, Урмары, с. Красные Четаи, Батырево, Комсомольское, Шемурша;
организовать санацию ликвидируемых свалок;
решить вопросы материально-технического и финансового обеспечения строительства и эксплуатации водопроводов, ускорить передачу ведомственных водопроводов колхозов и совхозов на баланс сельских и поселковых администраций; в полном объеме и в указанные сроки выполнять постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 декабря 1993 г. N 420 "О мерах по улучшению обеспечения водоснабжения и водоотведения в ряде городов и районов Чувашской Республики";
разработать программы и мероприятия по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю качества воды, предусмотрев производство бутылированной питьевой воды;
обеспечить поэтапное внедрение в 1998 году СанПиН 2.1.4.559-96 "Вода питьевая. Гигиенические требования. Контроль качества" на системах централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения; решить вопросы обеспечения населения республики питьевой водой нормативного качества по показателям безопасности и безвредности для здоровья человека и в достаточном количестве;
обеспечить применение на водопроводах эффективных и надежных технологий водоподготовки, адекватных уровней загрязнения водоисточников, использование альтернативных вариантов водоснабжения; использовать в промышленном производстве водосберегающих технологий, в том числе системы оборотного и повторного использования воды и максимальное снижение использования питьевой воды на производственные цели.
4. Главам администраций гг. Канаш, Мариинский Посад, Козловка, Чебоксары, Батыревского, Алатырского, Ибресинскогст, Урмарского, Вурнарского, Аликовского районов:
разработать территориальные программы обеспечения населения доброкачественной питьевой водой на 1999-2002 годы, предусмотрев в них строительство новых водозаборных сооружений и сетей, ремонт и реконструкцию существующих, организацию зон санитарной охраны водоисточников и др.;
обеспечить выполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 декабря 1993 г. N 420 "О мерах по обеспечению водоснабжения и водоотведсния в ряде районов и городов Чувашской Республики".
5. Обратить внимание глав райгорадминнстраций на принятие действенных мер по:
укреплению, модернизации материально-технической базы и оснащенности предприятий перерабатывающих отраслей промышленности;
использованию в производстве продуктов питания биологически активных добавок к пище с целью коррекции структуры питания;
организации производства экологически чистого сельскохозяйственного сырья;
осуществлению профессиональной подготовки персонала, участвующего в производстве пищевых продуктов;
обеспечению систематического информирования населения о структуре питания, качестве и безопасности реализуемых населению пищевых продуктов согласно Указу Президента Чувашской Республики от 16 февраля 1998 г. N 21 "О мерах по финансовому оздоровлению экономики Чувашской Республики";
совершенствованию системы санэпиднадзора и контроля по вопросам организации и структуры питания, особенно детского населения; упорядочению уличной и рыночной торговли.
Разработать с учетом результатов анализа состояния здоровья организованных детских и подростковых коллективов местные целевые программы по охране здоровья детского населения, содержащие мероприятия по:
укреплению материально-технической базы учебно-воспитательных учреждений (новое строительство, текущий и капитальный ремонт, приобретение мебели, осветительной арматуры, оборудования пищеблоков и т. д.);
выделению дополнительных средств на питание учащихся;
созданию условий для реабилитации и оздоровления детей на базе образовательных учреждений.
Рекомендовать руководителям ведомств, предприятий, организаций и учреждений заключение договоров на проведение барьерной дератизации на территории и вокруг подведомственных объектов и ликвидации дебиторской задолженности центрам госсанэпиднадзора за проведение грызуноистребительных работ. Сформировать временные дератизационные отряды и обеспечить проведение по эпидемиологическим показаниям барьерной дератизации в населенных пунктах, расположенных в лесной местности.
6. Рекомендовать центрам госсанэпиднадзора в Чувашской Республике регулярно и оперативно информировать органы исполнительной власти, общественность, население о складывающейся санэпидситуации на местах и о ходе выполнения данного решения.
Председатель Чувашской
республиканской санитарно-
противоэпидемической
комиссии, министр здравоохранения
Чувашской Республики |
О. Шарапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Чувашской республиканской санитарно-противоэпидемической комиссии от 31 марта 1998 г. N 1 "О состоянии здоровья населения республики, среды его обитания и усилении деятельности районных и городских администраций по реализации Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Текст решения опубликован в газете "Чаваш ен/Край Чувашский" от 25 апреля 1998 г. N 16 (370)