Закон Чувашской Республики от 14 июня 1996 г. N 9
"О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления"
Принят Государственным Советом Чувашской Республики 29 мая 1996 года
Законом Чувашской Республики от 1 июля 2000 г. N 11 настоящий Закон признан утратившим силу
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
Глава 2. Финансирование выборов (ст.ст. 7 - 10)
Глава 3. Избирательные округа и избирательные участки (ст.ст. 11 - 12)
Глава 4. Избирательные комиссии (ст.ст. 13 - 20)
Глава 5. Выдвижение и регистрация кандидатов в (ст.ст. 21 - 26)
депутаты
Глава 6. Списки избирателей (ст.ст. 27 - 28)
Глава 7. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты (ст.ст. 29 - 31)
представительных органов местного
самоуправления. Предвыборная агитация
Глава 8. Проведение голосования (ст.ст. 32 - 35)
Глава 9. Установление результатов голосования (ст.ст. 36 - 42)
Приложение N 1. Подписной лист
Приложение N 2. Подписной лист
Настоящим Законом устанавливаются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации, проживающими в Чувашской Республике, их конституционного права на осуществление местного самоуправления путем выборов депутатов представительных органов местного самоуправления (далее - выборов депутатов или выборов депутатов представительных органов местного самоуправления).
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Основные принципы выборов депутатов
Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются гражданами Российской Федерации, проживающими в Чувашской Республике, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие в выборах является добровольным.
Избиратель участвует в выборах на равных основаниях и голосует за или против кандидата в депутаты непосредственно. Контроль за волеизъявлением избирателя запрещается.
Статья 2. Законодательство о выборах депутатов
Законодательство о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Чувашской Республики, законы Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", другие законы Российской Федерации и Чувашской Республики, настоящий Закон и Устав муниципального образования.
Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации, проживающих в Чувашской Республике, при выборах депутатов
Гражданин Российской Федерации, проживающий в Чувашской Республике, достигший на день выборов 18 лет, имеет право избирать депутата представительного органа местного самоуправления.
Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, проживающий на соответствующей территории муниципального образования в Чувашской Республике и достигший на день выборов 18 лет.
Не имеет права избирать депутата представительного органа местного самоуправления и быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 4. Назначение выборов депутатов
Представительный орган местного самоуправления за 75 дней до истечения срока, на который он был избран, назначает дату выборов депутатов представительного органа местного самоуправления.
Сообщение о дне выборов публикуется в средствах массовой информации.
Статья 5. Выборы в представительные органы местного самоуправления
В соответствии с Законом Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" численный состав представительного органа местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа местного самоуправления избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на избирательный округ.
Статья 6. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями
Подготовка и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов в депутаты либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленных законами Российской Федерации и Чувашской Республики, независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Глава II.
Финансирование выборов
Статья 7. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов.
Кандидаты в депутаты и избирательные объединения могут создавать избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
Статья 8. Избирательный фонд кандидата в депутаты
Средства избирательных фондов, созданные кандидатами в депутаты и избирательными объединениями для финансирования предвыборной агитации, должны содержаться на специальном временном счете в отделении Сберегательного банка Российской Федерации. Эти счета открываются отделениями Сберегательного банка Российской Федерации на основе сообщения территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссии в письменной форме после регистрации кандидата в депутаты. Право распоряжения средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно сформировавшему этот фонд кандидату в депутаты или избирательному объединению. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:
средств, выделенных кандидату в депутаты в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
собственных средств кандидата в депутаты, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз;
средств, которые выделены кандидату в депутаты выдвинувшим его избирательным объединением, инициативной группой избирателей и которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 20 раз;
добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 15 раз;
добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 15 раз.
Предельная сумма расходов кандидата в депутаты за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 60 раз.
Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны:
иностранных государств, организаций и граждан;
лиц, не имеющих гражданства;
российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов;
международных организаций и международных общественных движений;
органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
воинских частей, военных учреждений и организаций;
благотворительных организаций и религиозных объединений.
Банки предоставляют сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в депутаты и избирательных объединений соответствующей избирательной комиссии в трехдневный срок со дня их поступления.
Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов в депутаты либо в избирательные фонды избирательных объединений от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих предусмотренные настоящей статьей, кандидаты в депутаты, избирательные объединения обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход государства.
Кандидатам в депутаты запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.
Банки предоставляют избирательным комиссиям, зарегистрировавшим кандидатов в депутаты, по их запросу в письменной форме сведения о расходовании средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов в депутатоы и избирательных объединений.
Если кандидат в депутаты или избирательное объединение использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в их избирательные фонды, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты.
Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов в депутаты и избирательных объединений, открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются в день выборов. Территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия может на основании ходатайства кандидата в депутаты, избирательного объединения продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов.
Статья 9. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность
Учет поступлений и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, средств избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных объединений проводится, а финансовый отчет о поступлении и расходовании указанных средств представляется в порядке и форме, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по выборам в федеральные органы государственной власти.
Кандидаты в депутаты, избирательные объединения не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в соответствующую территориальную (районную, городскую, районную в городе, поселковую, сельскую) избирательную комиссию финансовый отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах.
Территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия не позднее чем через 45 дней по окончании выборов обязана представить представительному органу местного самоуправления отчет о расходовании средств местного бюджета и опубликовать этот отчет.
Статья 10. О неизрасходованных денежных средствах избирательных фондов
Кандидат в депутаты, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращают соответствующей избирательной комиссии неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных им соответствующей избирательной комиссией. По истечении этого срока неизрасходованные бюджетные средства взыскиваются в бесспорном порядке.
Остатки денежных средств на счетах кандидатов в депутаты, избирательных объединений после окончания выборов перечисляются кандидатами в депутаты и избирательными объединениями пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования в избирательные фонды, с разрешения соответствующей избирательной комиссии.
Глава III.
Избирательные округа и избирательные участки
Статья 11. Образование избирательных округов
Избирательные округа по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления образуются с равным числом избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов либо с учетом административно-территориального деления и иных особенностей территории муниципального образования - не более 15 процентов.
Численный состав депутатов представительного органа местного самоуправления устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
Избирательные округа в своей совокупности должны охватывать всю территорию данного муниципального образования.
Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до выборов.
Списки избирательных округов публикуются соответствующей избирательной комиссией не позднее 5 дней после их образования.
Статья 12. Образование избирательных участков
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей территория муниципального образования делится на избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой местного самоуправления по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий не позднее чем за 45 дней до выборов численностью не более 3000 избирателей на каждом участке. Границы избирательных участков не должны пресекать границы избирательных округов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, а также на судах, находящихся в день выборов в плавании, могут быть образованы избирательные участки, которые входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до выборов.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до выборов.
Глава IV.
Избирательные комиссии
Статья 13. Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления обеспечивают избирательные комиссии:
территориальные (районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
При подготовке и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления окружные избирательные комиссии не формируются, их полномочия выполняют территориальные (районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские) избирательные комиссии.
Статья 14. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.
На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты в депутаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами в депутаты, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом в депутаты, общественным или избирательным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности, его заменяющего). Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
Наблюдатель вправе:
присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
знакомиться со списками избирателей;
обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями;
обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в соответствующую территориальную (районную, городскую, районную в городе, поселковую, сельскую) избирательную комиссию.
Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии.
Статья 15. Порядок формирования территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссии
Территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления в количестве 5-9 членов не позднее чем за 60 дней до выборов на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссии.
Кандидат в депутаты вправе назначать одного члена территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссии, где он зарегистрирован, с правом совещательного голоса.
При одновременном проведении выборов главы местного самоуправления и выборов депутатов представительных органов местного самоуправления по решению соответствующего представительного органа местного самоуправления численный состав территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссии может быть изменен.
Территориальные (районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские) избирательные комиссии образуются на срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления.
Статья 16. Полномочия территориальных (районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских) избирательных комиссий
Территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия:
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение на соответствующей территории;
входит в случае необходимости в представительный законодательный орган государственный власти Чувашской Республики с предложением о толковании настоящего Закона;
образует избирательные округа;
распределяет денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение выборов депутатов;
координирует работу по выдвижению кандидатов в депутаты и деятельность участковых избирательных комиссий;
заслушивает сообщения должностных лиц местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов;
контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обслуживания выборов депутатов;
контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
регистрирует кандидатов в депутаты, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов в депутаты;
организует встречи кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями;
устанавливает формы бюллетеней, списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, других документов по выборам, образцы ящиков для голосования и печати комиссий, порядок хранения документов по выборам депутатов;
утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по выборам депутатов, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
получает от участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования, подводит итоги, устанавливает и публикует в печати результаты выборов депутатов;
регистрирует избранных депутатов, выдает им соответствующие удостоверения об избрании;
решает вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов;
проводит выборы вместо выбывших депутатов;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 17. Порядок формирования участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до выборов в количестве 5-10 членов.
Общая численность и состав участковой избирательной комиссии определяется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии.
Кандидат в депутаты вправе назначать по одному члену комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию того одномандатного избирательного округа, по которому он зарегистрирован. При одновременном проведении выборов главы местного самоуправления и выборов депутатов представительного органа местного самоуправления по решению соответствующего представительного органа местного самоуправления численный состав участковой избирательной комиссии может быть изменен.
Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
оповещает население об адресе и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;
составляет список избирателей по избирательному участку;
знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
готовит помещение и ящики для голосования;
контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;
организует на избирательном участке голосование в день выборов;
проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на избирательном участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального опубликования (обнародования) общих итогов выборов, включающих результаты выборов по соответствующему избирательному округу.
Статья 19. Организация деятельности избирательных комиссий
Избирательная комиссия свое первое заседание проводит не позднее чем на третий день после ее образования.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей состава комиссии с правом решающего голоса. Решение избирательной комиссии принимается открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего состава комиссии.
Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии.
Член избирательной комиссии, не согласный с ее решением, вправе высказать свое особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии и не позднее чем в двухдневный срок направляется вместе с протоколом в вышестоящую избирательную комиссию, а за 3 дня до выборов и в день выборов - немедленно.
В двухдневный срок заверенные копии указанных документов выдаются по требованию заинтересованных лиц, имеющих право на получение указанных документов.
Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов местного самоуправления, нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, а также их должностных лиц.
Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию по проведению выборов или в суд.
Один из членов избирательной комиссии по ее решению может быть освобожден на весь срок деятельности комиссии или часть срока от производственной или служебной деятельности по основному месту работы с выплатой средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов.
Остальным членам избирательной комиссии за время работы в комиссии по представлению председателя комиссии выплачивается средняя заработная плата за счет средств, выделяемых на проведение выборов, но не более чем за 3 дня.
Член избирательной комиссии в период работы в комиссии не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен либо переведен на другую работу или должность без его согласия.
Член избирательной комиссии может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом в случаях:
письменного заявления либо по представлению органа общественного объединения, собрания избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
смерти члена избирательной комиссии.
Выдвижение и утверждение нового члена в состав избирательной комиссии производится в порядке, установленном настоящим Законом.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, а также сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов - немедленно.
Статья 20. Помещение для голосования
Каждый избирательный участок для голосования должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков и подсчета голосов должны находиться члены участковой избирательной комиссии.
Помещение должно быть оборудовано сейфом (металлическим ящиком) для хранения документации, бюллетеней, мебелью, кабинами или комнатами для тайного голосования, ящиками для голосования. В помещении для голосования или непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех баллотирующихся по данному одномандатному избирательному округу кандидатах в депутаты. В информационных материалах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенных на стенде, не должны содержать фамилии кандидатов в депутаты, баллотирующихся по данному одномандатному избирательному округу.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками и авторучками. Применение карандашей при голосовании не допускается. Кабины устанавливаются таким образом, чтобы к ящикам для голосования граждане проходили через них.
Для обеспечения участия в голосовании граждан, которые по уважительным причинам не могут прибыть на участок для голосования, на каждом избирательном участке должен быть переносной ящик для голосования. Территориальные (районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские) избирательные комиссии могут разрешить иметь более одного переносного ящика для голосования на участках.
Глава V.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
Статья 21. Право выдвижения кандидатов в депутаты
Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления принадлежит соответствующим местным отделениям республиканских (Чувашской Республики), федеральных (Российской Федерации) избирательных (общественных) объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке и действующих на соответствующей территории муниципального образования, и непосредственно избирателям.
Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов и заканчивается не позднее чем за 30 дней до выборов.
Статья 22. Выдвижение кандидатов в депутаты избирательными объединениями
Кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления вправе выдвигать избирательные объединения.
Решения о выдвижении кандидатов в депутаты от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на собраниях местных отделений республиканских (Чувашской Республики), федеральных (Российской Федерации) избирательных (общественных) объединений.
Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, являются:
региональные (территориальные) отделения республиканских (Чувашской Республики), федеральных (Российской Федерации) избирательных (общественных) объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах посредством выдвижения кандидатов в депутаты, которые созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законом, но не позднее чем за шесть месяцев до дня опубликования в печати решения о назначении выборов;
избирательный блок - добровольные объединения двух и более региональных отделений избирательных (общественных) объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законом, для совместного участия в выборах, - обладающий правами избирательного объединения.
Региональные территориальные отделения республиканских (Чувашской Республики), федеральных (Российской Федерации) избирательных (общественных) объединений и избирательные блоки указанных отделений вправе выдвигать по избирательному округу не более одного кандидата в депутаты.
Решение о выдвижении кандидатов в депутаты от региональных (территориальных) отделений избирательных (общественных) объединений принимается тайным голосованием.
Региональные (территориальные) отделения избирательных (общественных) объединений в случае вхождения в состав избирательного блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
Региональные (территориальные) отделения избирательных (общественных) объединений, избирательный блок региональных (территориальных) отделений республиканских (Чувашской Республики), федеральных (Российской Федерации) избирательных (общественных) объединений, выдвинувшие кандидатов в депутаты, осуществляют сбор подписей избирателей соответствующего избирательного округа в поддержку каждого кандидата в депутаты в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей данного избирательного округа.
Подписные листы изготавливаются членами регионального (территориального) отделения избирательного (общественного) объединения, избирательного блока по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Закону.
Сбор подписей избирателей производится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов в депутаты от различных региональных (территориальных) отделений избирательных (общественных) объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата в депутаты. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем регионального (территориального) отделения избирательного (общественного) объединения, избирательного блока, выдвигающих кандидата в депутаты.
Статья 23. Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями
Право выдвинуть свою кандидатуру для участия в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления принадлежит каждому гражданину, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 18 лет. Гражданин вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в депутаты с необходимым количеством подписей избирателей в подписных листах в соответствующую территориальную (районную, городскую, районную в городе, поселковую, сельскую) избирательную комиссию.
Выдвижение кандидата в депутаты непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом в депутаты. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата в депутаты, а также избирательный округ по выборам депутата представительного органа местного самоуправления.
Выдвижение кандидатов в депутаты по месту работы, службы, учебы, жительства проводится на собраниях избирателей в установленном настоящим Законом порядке.
В поддержку выдвижения кандидата в депутаты должно быть собрано не менее двух процентов подписей избирателей от общего числа избирателей избирательного округа, по которому выдвигается кандидат в депутаты.
Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах со стороны лица, собирающего подписи.
Подписные листы изготавливаются избирателями, поддерживающими кандидатов в депутаты, или кандидатом в депутаты самостоятельно по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону.
Избиратель, ставя подпись в подписном листе, указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом в депутаты.
Статья 24. Порядок проведения собрания по выдвижению кандидатов в депутаты
По инициативе избирателей для выдвижения кандидатов в депутаты созывается собрание избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 30 избирателей.
Собрания могут проводиться в трудовых коллективах, в подразделениях коллективов с численностью не менее 30 избирателей. Трудовым коллективам, где менее 30 избирателей, разрешается проведение совместных собраний нескольких коллективов по выдвижению кандидатов в депутаты. При этом собрание избирателей правомочно, если на нем присутствуют не менее 30 избирателей.
Инициаторы проведения собрания письменно уведомляют соответствующий орган местного самоуправления и соответствующую избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов в депутаты, не позднее чем за 3 дня о времени и месте проведения собрания. Перед началом собрания проводится регистрация его участников. Собрание принимает решение о выдвижении кандидата в депутаты и может образовать инициативную группу для оказания помощи кандидату в депутаты во время предвыборной кампании, сбора не менее 2 процентов подписей избирателей от общего числа избирателей избирательного округа, по которому выдвигается кандидат в депутаты. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих на собрании.
О выдвижении кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления составляется протокол. Принятое собранием решение доводится до сведения кандидата в депутаты не позднее чем в трехдневный срок.
Сам кандидат в депутаты или инициаторы проведения собрания в недельный срок представляют в соответствующую избирательную комиссию протокол собрания о выдвижении кандидата в депутаты. Представительный или исполнительный орган местного самоуправления не вправе признать собрание неправомочным, если, несмотря на своевременное предупреждение о дате проведения собрания, их представители не присутствовали на этом собрании.
Статья 25. Регистрация кандидатов в депутаты
Регистрацию выдвинутых кандидатов в депутаты и их доверенных лиц осуществляет соответствующая территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия в зависимости от того, депутатом какого представительного органа местного самоуправления выдвигается кандидат в депутаты.
Регистрация кандидатов в депутаты начинается за 45 дней и заканчивается за 20 дней до дня выборов.
Решение о регистрации кандидата в депутаты принимается при наличии следующих документов:
протокола о выдвижении кандидата в депутаты при выдвижении на собрании избирателей или избирательным объединением;
заявления кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу;
подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты количеством не менее установленного настоящим Законом.
В представленных документах указывается принадлежность кандидата в депутаты к какому-либо избирательному объединению. В случае, если кандидат в депутаты не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат в депутаты.
При наличии в подписных листах двух и более подписей одного избирателя в поддержку одного кандидата в депутаты засчитывается одна подпись. В случае сомнений членов избирательной комиссии в подлинности подписей в поддержку кандидата в депутаты по решению комиссии может быть проведена выборочная или сплошная проверка подлинности подписей.
В регистрации может быть отказано в случаях ненадлежащего оформления представляемых документов либо наличия в подписных листах подлинных подписей менее установленного настоящим Законом количества.
Территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия в течение двух дней после регистрации выдает кандидатам в депутаты и их доверенным лицам соответствующие удостоверения.
Кандидаты в депутаты, а также доверенные лица кандидатов в депутаты не могут состоять ни в одной из избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления. В случае, если член одной из избирательных комиссий по выборам депутатов выдвинут кандидатом в депутаты либо доверенным лицом кандидата в депутаты, он считается освобожденным от обязанностей члена комиссии с момента его регистрации в качестве кандидата в депутаты или доверенного лица кандидата в депутаты.
В случае отказа зарегистрировать кандидата в депутаты соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату в депутаты или его доверенному лицу копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований законодательства о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат в депутаты либо будет зарегистрирован только один кандидат в депутаты, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов в депутаты и осуществления последующих избирательных действий.
Статья 26. Избирательный бюллетень
В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в депутаты с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства, принадлежности к какому-нибудь избирательному объединению. Если кандидат в депутаты выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата в депутаты.
Текст избирательного бюллетеня по избирательному округу утверждается территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня выборов.
Изготовление бюллетеней для голосования обеспечивается территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссией.
Участковые избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за 7 дней до дня выборов.
По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку, более чем на 2 процента.
Передача избирательных бюллетеней избирательным комиссиям производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. Акт подписывают по три члена от каждой избирательной комиссии, выдавшей и получившей избирательные бюллетени, и заверяется печатью территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссии, выдавшей бюллетени для голосования. После подведения итогов голосования акты передаются и хранятся вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения протоколов.
Все избирательные бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются на обороте в правом верхнем углу двумя членами участковой избирательной комиссии и заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
Глава VI.
Списки избирателей
Статья 27. Составление списков избирателей
Списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании, составляются по каждому избирательному участку для голосования участковой избирательной комиссией и подписываются ее председателем и секретарем, заверяются печатью.
Списки составляются на основе данных, предоставляемых соответствующим исполнительным органом местного самоуправления. Участковая избирательная комиссия принимает меры для сверки списков избирателей, для чего может привлекать представителей общественности.
В список избирателей включаются все граждане, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, имеющие право на участие в голосовании по выборам депутатов представительных органов самоуправления и проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка.
Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до выборов.
Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию по проведению выборов депутатов или в суд.
Вносить изменения в основной и дополнительные списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Статья 28. Дополнительный список избирателей
Дополнительный список избирателей составляется после составления основного списка в соответствии с требованиями, предъявляемыми к основному списку избирателей.
В дополнительный список включаются по письменному заявлению избиратели, не включенные в основной список в связи со сменой места жительства или по другим обстоятельствам, на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного округа.
Дополнительный список избирателей подписывается председателем и секретарем и заверяется печатью участковой избирательной комиссии после завершения голосования, но до начала подсчета голосов.
Глава VII.
Гарантии деятельности кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления. Предвыборная агитация
Статья 29. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты
После регистрации кандидаты в депутаты не вправе использовать преимущество своего должностного положения в интересах избрания.
Кандидаты в депутаты с момента их регистрации территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссией;
участвуют в выборах на равных основаниях;
имеют равное право на использование возможностей средств массовой информации, в том числе радио и телевидения;
в равной степени обеспечиваются материально-техническими и финансовыми средствами со стороны соответствующих органов местного самоуправления, избирательных комиссий;
имеют право (по их личным заявлениям) на освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы по месту работы за счет средств, выделяемых на проведение выборов, до официального опубликования результатов выборов;
имеют право на возмещение транспортных расходов (кроме такси) в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется. Оплата этих поездок осуществляется за счет средств соответствующей территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссии.
Кандидаты в депутаты не могут быть уволены с работы, а также переведены на другую работу или должность без их согласия.
Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора Чувашской Республики к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Прокурор Чувашской Республики обязан известить о своем согласии зарегистрировавшую кандидата в депутаты избирательную комиссию.
Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом в депутаты.
Кандидат в депутаты в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением в соответствующую территориальную (районную, городскую, районную в городе, поселковую, сельскую) избирательную комиссию.
Статья 30. Доверенные лица кандидатов в депутаты
Кандидат в депутаты вправе иметь до трех доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидата в депутаты в отношениях с органами местного самоуправления и общественными объединениями, избирательными комиссиями.
Доверенные лица по представлению кандидата в депутаты регистрируются соответствующей территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссией.
На период предвыборной агитации доверенным лицам по их просьбе может быть по месту работы предоставлен неоплачиваемый отпуск.
Кандидаты в депутаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
Статья 31. Предвыборная агитация
Граждане, кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления, региональные (территориальные) отделения избирательных (общественных) объединений и избирательных блоков, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.
Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы членам избирательных комиссий, государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидатов в депутаты.
Кандидатам в депутаты и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Кандидат в депутаты, региональные (территориальные) отделения избирательных (общественных) объединений имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов в депутаты и прекращается за один день до дня выборов.
Глава VIII.
Проведение голосования
Статья 32. Голосование по выборам депутатов
Голосование по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления проводится по всем избирательным округам в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповещать избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.
Голосование может быть закончено ранее 22 часов на избирательных участках, находящихся в больницах, на судах, если проголосовали все внесенные в списки избиратели.
Статья 33. Досрочное голосование
Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень (за семь дней до дня выборов) в помещении участковой избирательной комиссии. При получении бюллетеня для голосования избиратель расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в выборах.
Для обеспечения тайны волеизъявления избиратель после заполнения избирательного бюллетеня вкладывает его в конверт, который заклеивается, заверяется подписями двух членов участковой избирательной комиссии и скрепляется печатью участковой избирательной комиссии. Запечатанный конверт хранится в комиссии до дня голосования.
Статья 34. Процедура голосования
В день выборов, за полчаса до начала голосования, председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и наблюдателей проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, и опечатывает их печатью участковой избирательной комиссии.
Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими избирателями и хранящиеся на избирательном участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения выборов председателем участковой избирательной комиссии в присутствии других ее членов и наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати и заверительных подписей, а также соответствие количества конвертов отметкам в списках для голосования.
Каждый гражданин голосует самостоятельно. Бюллетени для голосования выдаются гражданам на основании списка избирателей по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. В списке избирателей гражданин расписывается в получении избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший бюллетень для голосования, также расписывается в списке против фамилии избирателя, получившего избирательный бюллетень.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному заявлению участковая избирательная комиссия поручает членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если таковые находятся на избирательном участке. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлению, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству заявлений. При этом обеспечивается тайна волеизъявления избирателей. Фамилии граждан, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член участковой избирательной комиссии - в его выдаче.
Избиратели самостоятельно заполняют избирательные бюллетени в кабине для тайного голосования. Избиратель, который не может это сделать сам, вправе пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем.
Избиратель, изъявляя свою волю по поводу того или иного кандидата в депутаты, вычеркивает фамилии кандидатов в депутаты, против которых он голосует.
Статья 35. Подсчет на избирательном участке
Подсчет голосов на каждом избирательном участке участковой избирательной комиссией производится отдельно по каждому кандидату в депутаты и по каждому избирательному округу.
Ящики для голосования вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования не допускается. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и обязательно погашаются участковой избирательной комиссией. По спискам избирателей участковая избирательная комиссия устанавливает общее число избирателей на участке и число избирателей, получивших бюллетени для голосования. Подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования, производится отдельно. При этом количество избирательных бюллетеней в ящике для голосования сверяется с количеством поданных письменных заявлений и дополнительным списком голосовавших вне избирательного участка.
По числу избирательных бюллетеней, находящихся в стационарном и переносных ящиках для голосования, участковая избирательная комиссия устанавливает:
общее число избирателей, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" всех кандидатов в депутаты;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными.
Недействительными признаются избирательные бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата в депутаты. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в бюллетень для голосования, голоса не подсчитываются.
Избирательные бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией в соответствии со статьей 26 настоящего Закона, при подсчете голосов не учитываются.
В протокол участковой избирательной комиссии заносятся следующие сведения:
число избирателей по избирательному участку, внесенных в список избирателей, включая избирателей по основному и дополнительным спискам;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты;
число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты;
число погашенных избирательных бюллетеней.
Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами участковой избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола незамедлительно пересылается в соответствующую территориальную (районную, городскую, районную в городе, поселковую, сельскую) избирательную комиссию, второй остается на хранении в участковой избирательной комиссии.
Вся документация избирательных комиссий сдается для хранения в соответствующие органы местного самоуправления. При этом избирательные бюллетени хранятся в течение одного года, а протоколы избирательных комиссий - в течение одного года со дня объявления даты следующих выборов.
Глава IX.
Установление результатов голосования
Статья 36. Установление и опубликование итогов выборов депутатов
Территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия на основании протоколов участковых избирательных комиссий обобщает полученные данные, проверяет их и после обсуждения, не позднее 5 дней со дня выборов, составляет, подписывает и заверяет печатью итоговый протокол в двух экземплярах. В итоговый протокол вносятся следующие данные:
общее число избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей;
число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
общее число действительных избирательных бюллетеней;
общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты;
число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты;
фамилия, имя и отчество избранного кандидата в депутаты.
Избранным депутатом представительного органа местного самоуправления считается кандидат в депутаты, получивший на выборах наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей, при условии, что число голосов, поданных за кандидата в депутаты, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат в депутаты, зарегистрированный раньше.
Выборы в избирательном округе признаются несостоявшимися, если ни один из кандидатов в депутаты не был избран, а также если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.
Выборы в целом или по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Решение о признании выборов недействительными принимает соответствующая территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления. Решение может быть обжаловано в соответствующий суд.
Сообщение об итогах выборов публикуется соответствующей избирательной комиссией в течение 5 дней с момента подписания протокола об итогах выборов.
Статья 37. Повторное голосование
В случае, если в избирательный бюллетень было включено три и более кандидатов в депутаты и ни один из них не был избран в первом туре голосования, соответствующая территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам депутатов по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование проводится не позднее чем через 15 дней со дня установления результатов выборов с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати не позднее чем за 5 дней до голосования.
Избранным считается кандидат в депутаты, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату в депутаты, но при этом число голосов, поданных за кандидата в депутаты, должно быть больше числа голосов, поданных против обоих кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления.
При участии в повторном голосовании одного кандидата в депутаты число голосов, поданных за кандидата в депутаты, должно быть больше числа голосов, поданных против него.
Статья 38. Повторные выборы
Если выборы депутатов по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, соответствующая территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.
Повторные выборы проводятся в сроки, установленные соответствующими избирательными комиссиями, но не позднее чем через три месяца после проведенных, но не давших результатов выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом.
В избирательных округах, где выборы дважды признавались несостоявшимися в связи с неявкой избирателей, новые выборы могут не назначаться при условии, что в представительный орган местного самоуправления избрано не менее двух третей депутатов от установленного числа.
Статья 39. Проведение выборов депутатов вместо выбывших
В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам, в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия депутатов проводятся новые выборы.
Выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Закона.
В случае досрочного прекращения полномочий, выбытия депутата менее чем за двенадцать месяцев до истечения срока полномочий выборы депутата вместо выбывшего не проводятся.
Статья 40. Регистрация избранных депутатов
Территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия после официального опубликования (обнародования) итогов выборов проводит регистрацию избранных депутатов и выдает им удостоверения об избрании.
При наличии всех документов, удостоверяющих избрание и регистрацию депутата, соответствующий представительный орган местного самоуправления выдает ему взамен удостоверения, выданного соответствующей территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссией, удостоверение депутата представительного органа местного самоуправления.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата в связи с вступившим в законную силу обвинительного приговора в отношении лица, являющегося депутатом, удостоверение депутата подлежит возвращению в соответствующий представительный орган местного самоуправления.
Статья 41. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах в депутаты или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов в депутаты, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 42. О признании утратившими силу отдельных правовых актов
С момента вступления в силу настоящего Закона признаются утратившими силу:
Закон Чувашской Республики от 19 октября 1993 г. "О выборах депутатов в органы местного самоуправления";
Закон Чувашской Республики от 4 августа 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "О выборах депутатов в органы местного самоуправления".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого Закона следует читать "26 августа 1994 г."
Президент
Чувашской Республики |
Н.Федоров |
г.Чебоксары
14 июня 1996 г.
N 9
Приложение 1
к Закону Чувашской Республики
"О выборах депутатов
представительных органов
местного самоуправления"
Подписной лист
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в
депутаты ________________________________________________________________
(название представительного органа
_________________________________________________________________________
местного самоуправления)
по избирательному округу ________________________________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата в депутаты)
родившегося "____" ____________________ 19____ г., ______________________
_________________________________________________________________________
(занимаемая должность или занятие кандидата в депутаты)
проживающего в __________________________________________________________
(место жительства)
от избирательного объединения "________________________________________".
NN пп |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Адрес места жительства |
Серия и номер паспорта или заменяющего его документа |
Подпись и дата подписания |
1. | |||||
2. |
Подписной лист удостоверяю __________________________________________
(ф.и.о., адрес, данные
_________________________________________________________________________
паспорта, подпись собиравшего подписи)
Уполномоченный избирательного объединения
_________________________________________________________________________
(ф.и.о., адрес, данные паспорта, подпись)
Дата
Приложение 2
к Закону Чувашской Республики
"О выборах депутатов
представительных органов
местного самоуправления"
Подписной лист
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в
депутаты ________________________________________________________________
(название представительного органа
_________________________________________________________________________
местного самоуправления)
по избирательному округу ________________________________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата в депутаты)
родившегося "____" ____________________ 19____ г., ______________________
________________________________________________________________________,
(занимаемая должность или занятие кандидата в депутаты)
проживающего в _________________________________________________________.
(место жительства)
NN пп |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Адрес места жительства |
Серия и номер паспорта или заменяющего его документа |
Подпись и дата подписания |
1. | |||||
2. |
Подписной лист удостоверяю __________________________________________
(ф.и.о., адрес, данные
_________________________________________________________________________
паспорта, подпись собиравшего подписи)
Предлагаемый кандидат в депутаты
_________________________________________________________________________
(ф.и.о. и подпись)
Дата
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом устанавливаются основные гарантии реализации гражданами РФ, проживающими в Чувашской Республике, их конституционного права на осуществление местного самоуправления путем выборов депутатов представительных органов местного самоуправления.
Гражданин РФ, проживающий в Чувашской Республике, достигший на день выборов 18 лет, имеет право избирать депутата представительного органа местного самоуправления.
Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин РФ, проживающий на соответствующей территории муниципального образования в Чувашской Республике и достигший на день выборов 18 лет.
Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления принадлежит соответствующим местным отделениям республиканских (Чувашской Республики), федеральных (Российской Федерации) избирательных (общественных) объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке и действующих на соответствующей территории муниципального образования, и непосредственно избирателям.
Голосование по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления проводится по всем избирательным округам в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповещать избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.
Избранным депутатом представительного органа местного самоуправления считается кандидат в депутаты, получивший на выборах наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, при условии, что число голосов, поданных за кандидата в депутаты, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат в депутаты, зарегистрированный раньше.
Сообщение об итогах выборов публикуется соответствующей избирательной комиссией в течение 5 дней с момента подписания протокола об итогах выборов.
Закон Чувашской Республики от 14 июня 1996 г. N 9 "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления"
Текст Закона опубликован в Ведомостях Государственного Совета Чувашской Республики, 1996 г., N 11
Законом Чувашской Республики от 1 июля 2000 г. N 11 настоящий Закон признан утратившим силу