Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 33 настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Закона
Законом от 5 августа 1996 г. настоящий Закон изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Чувашской Республики от 19 января 1994 г.
"О местном референдуме в Чувашской Республике"
5 августа 1996 г.
I. Общие положения
Статья 1. Понятие и виды референдума
Местный референдум - всенародное голосование, проводимое по наиболее важным вопросам жизни населения района, города, района в городе, поселка, сельсовета, сельского населенного пункта. Решения, принятые местным референдумом, обладают юридической силой и обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, гражданами, проживающими на соответствующей территории, и могут быть отменены только референдумом.
Региональный референдум - всенародное голосование, проводимое на территории нескольких административно-территориальных образований по наиболее важным вопросам жизнедеятельности населения.
Статья 2. Предмет местного референдума
1) На местный референдум могут выноситься вопросы, относящиеся к компетенции данного органа местного самоуправления в соответствии с Конституцией Чувашской Республики и законами Чувашской Республики, за исключением вопросов, которые могут быть рассмотрены и приняты по ним решения на общих собраниях (сходах), конференциях граждан.
2) Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответы на них при голосовании отражали окончательное решение граждан по существу затрагиваемых проблем.
3) На местный референдум не могут выноситься вопросы о досрочном роспуске или приостановлении полномочий законно избранных органов местного самоуправления, а также об изменении статуса и территориальной целостности районов, городов Чувашской Республики.
Статья 3. Законодательство о местном референдуме
Условия, порядок подготовки и проведения местного референдума определяются настоящим Законом, другими законами Чувашской Республики и Российской Федерации.
Статья 4. Право граждан на участие в референдуме
1) Правом участвовать в местном референдуме и требовать его проведения обладают граждане Чувашской Республики, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории органа местного самоуправления, назначившего референдум, за исключением психически больных, признанных судом недееспособными, а также лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.
2) Участие в референдуме является свободным и основывается на демократических принципах избирательного права. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый гражданин имеет в референдуме один голос, голосование за других не допускается. Референдум является прямым. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Голосование является тайным, контроль за волеизъявление граждан не допускается.
3) Запрещаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов и убеждений, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности.
Статья 5. Агитация по поводу референдума
1) Право беспрепятственной агитации как "за", так и "против" предложения о проведении референдума, проекта решения, выносимого на референдум, предоставляется трудовым коллективам, политическим партиям, общественным объединениям и организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, гражданам Чувашской Республики по месту жительства.
Трудовым коллективам, общественным объединениям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, гражданам по месту жительства комиссиями референдума предоставляются оборудованные помещения, а также средства массовой информации для публичного обсуждения предложений, поставленных на референдум, оказывается помощь в оповещении граждан о таких обсуждениях.
2) Ведение агитации членами комиссий референдума запрещается.
3) В день голосования агитация запрещается.
Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума
1) Подготовка и проведение референдума осуществляется комиссиями референдума, трудовыми коллективами и общественными объединениями открыто и гласно.
2) Все решения, касающиеся референдума, а также проекты решений, выносимых на референдум, подлежат освещению средствами массовой информации в течение пяти дней с момента их принятия соответствующими органами.
3) Орган местного самоуправления, после принятия решения о проведении референдума, гарантирует равные возможности заинтересованным лицам и организациям проводить агитацию "за" или "против" выносимого на референдум вопроса через средства массовой информации.
4) Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума. Представителям средств массовой информации гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение необходимой информации.
Комиссии референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
5) На заседаниях комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать представители инициативных групп по проведению референдума, представители вышестоящих комиссий референдума, трудовых коллективов, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, органов местного самоуправления, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений, а также средств массовой информации. Лица, присутствующие на
Статья 7. Материальное обеспечение референдума
1) С момента принятия решения о назначении референдума расходы, связанные с его подготовкой и проведением, осуществляются из средств бюджета органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении референдума, выделенных не позднее чем за 1 месяц до референдума.
2) Предприятия, учреждения и организации, органы территориального самоуправления и общественных объединений предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения референдума. Аренда помещений и оборудования, предоставленных негосударственными организациями, оплачивается комиссиями референдума.
II. Объявление местного референдума
Статья 8. Принятие решения о проведении референдума
1) Право принятия решения о проведении референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления (в дальнейшем орган местного самоуправления), на территории которого проводится референдум.
2) Решение о проведении референдума принимается органом местного самоуправления по собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона.
3) Региональный референдум назначается:
а) по соглашению заинтересованных органов местного самоуправления или по требованию населения каждого из административно-территориальных образований, выраженного в соответствии со статьей 9 настоящего Закона - решением органов местного самоуправления;
б) по решению вышестоящего органа местного самоуправления, объединяющего административно-территориальные образования, на территории которых назначается референдум;
в) по решению Государственного Совета Чувашской Республики.
Статья 9. Обязательное проведение референдума
1) Орган местного самоуправления обязан назначить референдум по требованию:
не менее двух третей от общего числа депутатов (представителей) данного органа местного самоуправления;
граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего органа местного самоуправления, представивших в органе местного самоуправления надлежаще оформленные списки в соответствии с нормами:
при числе граждан, обладающих избирательным правом до 5000 человек, - 30 %;
от 5001 до 50000 человек - 15 %, но не менее 2000 человек;
от 50001 до 100000 человек - 10 %, но не менее 7500 человек;
от 100001 и более человек - 5 %, но не менее 10000 человек.
2) Правом инициативы в сборе подписей обладает любой гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, проживающие на территории соответствующего органа местного самоуправления, общественное объединение, коллектив учреждения, предприятия или организации, расположенные на его территории.
Статья 10. Реализация права требования референдума депутатами органа местного самоуправления
1) Решение о проведении референдума по требованию не менее двух третей от общего числа депутатов органа местного самоуправления принимается путем сбора подписей депутатов соответствующего органа местного самоуправления;
2) Листы для сбора подписей депутатов под требованием о проведении референдума оформляются в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.
3) подписи депутатов под требованием о проведении референдума удостоверяются представителем местного органа самоуправления.
Статья 11. Реализация инициативы граждан о проведении местного референдума
1) Правом выступить с инициативой и подписать заявление о проведении местного референдума обладают граждане Чувашской Республики, имеющие право на участие в референдуме в соответствии со статьей 4 настоящего закона.
2) Для реализации инициативы граждан о проведении референдума созывается общее собрание (сход, конференция) граждан по месту жительства (в дальнейшем "собрание") численностью не менее 50 человек. О месте и времени проведения собрания инициаторы не позднее чем за 10 дней письменно уведомляют орган местного самоуправления, на решение которого выносится вопрос о проведении референдума. Пред началом собрания проводится регистрация его участников. Собрание рассматривает и принимает решение о начале сбора подписей под требованием о проведении референдума, утверждает текст вопроса, выносимого на референдум, избирает инициативную группу в составе не менее 7 человек и поручает ей организацию сбора подписей. Указанные решения принимаются
Избранная инициативная группа в десятидневный срок представляет в соответствующий орган местного самоуправления проект выносимого на референдум решения, протокол собрания и акт об избрании инициативной группы с поименным указанием всего состава инициативной группы. Орган местного самоуправления обязан зарегистрировать инициативную группу в трехдневный срок со дня представления указанных документов. Орган местного самоуправления не вправе признать собрание неправомочным и отказать в регистрации предполагаемой инициативной группы, если, несмотря на своевременное предупреждение о дате проведения собрания, его представители не присутствовали на этом собрании.
3) При отсутствии решения органа местного самоуправления о регистрации инициативной группы по истечении двух недель с момента представления материалов об избрании инициативной группы в орган местного самоуправления она считается зарегистрированной. В этом случае регистрационное свидетельство инициативной группе выдается государственным нотариусом на основании копий документов, представленных в орган местного самоуправления. Государственная пошлина за выдачу акта о регистрации взимается с органа местного самоуправления, не зарегистрировавшего инициативную группу.
4) Отказ от регистрации инициативной группы может быть обжалован в суд.
5) Копия акта о регистрации инициативной группы является основанием для организации сбора подписей членами этой группы.
6) По одному и тому же вопросу могут создаваться несколько инициативных групп. При регистрации инициативных групп им присваиваются порядковые номера и наименования, соответствующие наименованиям органа местного самоуправления по месту образования группы.
Статья 12. Порядок и сроки сбора подписей в поддержку проведения референдума
1) Сбор подписей под заявлениями о проведении референдума осуществляется инициативными группами граждан по собственной инициативе и на собственные средства, срок сбора подписей не должен превышать двух месяцев со дня регистрации первой инициативной группы. Если в указанный срок инициативная группа не смогла собрать требуемое количество подписей, повторно этот же вопрос может быть вынесен на обсуждение не ранее чем через год, если иное не предусмотрено Законом.
2) Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать полный текст проекта решения, а также полное наименование соответствующей инициативной группы и фамилии членов инициативной группы, собирающих и заверяющих подписи граждан. Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, ставит подпись и указывает фамилию, имя, отчество (инициалы), дату рождения, домашний адрес, номер и серию своего паспорта или другого заменяющего его документа личности и дату подписания, предложения.
3) Один подписной лист могут подписать несколько граждан, для этого лист должен быть соответствующим образом разграфлен и каждая строка пронумерована.
4) Подписные листы подписываются гражданами по предъявлении паспорта или другого заменяющего его документа личности в присутствии не менее двух членов инициативной группы, которые сверяют указанные в подписном листе данные с паспортом и удостоверяют подписи граждан и данные о них в конце подписного листа.
5) Члены инициативной группы, удостоверяющие подписи граждан, несут ответственность за подлинность подписей и данных о гражданах в соответствии со статьей 34 настоящего закона.
6) По окончании сбора подписей, инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается номер и наименование инициативной группы, дата ее регистрации, дата окончания сбора подписей и количество собранных подписей. Итоговый протокол вместе с подписными листами передается в орган местного самоуправления, к которому обращено требование о проведении референдума. Копия итогового протокола с отметкой органа местного самоуправления о дате передачи документов остается в инициативной группе.
Статья 13. Порядок принятия решения по требованию о проведении референдума
1) при поступлении законного требования двух третей от общего состава депутатов или представителей о проведении референдума глава местного самоуправления обязан в двухнедельный срок созвать Собрание депутатов или представителей, которое принимает одно из двух решений:
а) о принятии предлагаемого решения без проведения референдума, за исключением случаев, когда инициаторы настаивают на проведении референдума;
б) о сроках проведения референдума и организационных мерах по его обеспечению.
2) При поступлении в орган местного самоуправления законного требования о проведении референдума в соответствии со статьей 9 орган местного самоуправления в двухнедельный срок организует полную или выборочную проверку подлинности подписей граждан под заявлениями о проведении референдума, а также правильность оформления подписных листов. При этом вызов граждан для проверки подлинности их подписей не допускается. По истечении указанного срока орган, которому поручена проверка, представляет в орган местного самоуправления, принимающий решение о проведении референдума, акты о проверке с указанием количества подписей, признанных действительными. При этом, если обнаруживается
а) о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
б) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Закона инициаторами проведения референдума;
в) о принятии другого решения, предлагаемого в требованиях о проведении референдума, без последующего проведения референдума;
3) отказ в проведении референдума может быть обжалован инициативной группой в суд;
4) во всех случаях сообщение о принятии решения публикуется в средствах массовой информации не позднее пяти дней с момента принятия решения.Вместе с решением о проведении референдума публикуется полный текст проекта решения, выносимого на референдум с указанием авторов проекта и лиц или организаций, по чьей инициативе он проводится;
5) орган местного самоуправления не вправе менять формулировку вопроса, вынесенного на референдум по требованию депутатов или граждан в соответствии со статьей 9 настоящего закона. Формулировка вопроса может быть изменена по рекомендации органа местного самоуправления только инициаторами проведения референдума до опубликования проекта решения и начала сбора подписей под требованием о проведении референдума.
Статья 14. Срок проведения референдума
1) Референдум должен быть проведен не позднее трех месяцев с момента принятия органом местного самоуправления решения о его проведении.
2) Этот срок может быть изменен назначившим референдум органом местного самоуправления, если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение другого референдума или выборов депутатов в орган местного самоуправления, главы местного самоуправления.
III. Подготовка к референдуму
Статья 15. Органы, обеспечивающие проведение референдума
1) Для проведения местного референдума образуются комиссии референдума:
а) головная комиссия референдума;
б) окружные комиссии референдума;
в) участковые комиссии референдума.
2) Головная комиссия референдума образуется органом местного самоуправления, назначившим референдум.
3) При проведении регионального, городского (в городах с районным делением) референдума по решению органа местного самоуправления, назначившего референдум, нижестоящими органами местного самоуправления образуются окружные комиссии референдума. Округом референдума в этом случае является город, район или район в городе, другие административно-территориальные единицы.
4) При проведении референдума в городе (не имеющего районного деления), районе, районе в городе, поселке или сельском населенном пункте окружные комиссии референдума не создаются.
Статья 16. Порядок образования комиссий референдума
1) Головные и окружные (если они создаются) комиссии референдума образуются соответствующими органами местного самоуправления не позднее двух недель со дня принятия решения о проведении референдума в составе 11-15 членов не позднее 80 дней до дня референдума. Представители в составе головной и окружных комиссий референдума выдвигаются трудовыми коллективами предприятий, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, колхозов и других сельскохозяйственных предприятий, их подразделениями, органами общественных объединений, их первичными организациями, коллективами средних специальных и высших учебных заведений, инициативными группами референдума, общими собраниями (сходами), конференциями граждан по месту жительства и собраниями военнослужащих по воинским частям.
2) При проведении регионального референдума головная комиссия референдума образуется совместным решением органов местного самоуправления административно-территориальных образований при одном из органов местного самоуправления, окружные комиссии в этом случае образуются при каждом органе местного самоуправления указанных образований.
3) Участковые комиссии референдума образуются решением органов местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до даты проведения референдума в составе 5-19 членов по представлению трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы, колхозов и других сельскохозяйственных предприятий, их подразделениями, органами общественных объединений, их первичными организациями, коллективами средних специальных и высших учебных заведений, инициативных групп референдума, общих собраний (сходов), конференций граждан, собраний военнослужащих по воинским частям.
4) Полномочия комиссий референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.
Статья 17. Полномочия головных комиссий референдума
Головная комиссия референдума имеет следующие полномочия:
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение на территории соответствующего органа местного самоуправления; входит в случае необходимости в Государственный Совет Чувашской Республики с представлениями о толковании настоящего Закона;
образует округа референдума;
направляет деятельность окружных и участковых комиссий референдума;
распределяет денежные средства по комиссиям референдума;
контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
устанавливает формы бюллетеней референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печати комиссий референдума, порядок хранения документации референдума;
обеспечивает изготовление бюллетеней референдума и снабжение ими участковых комиссий референдума;
заслушивает сообщение окружных и участковых комиссий референдума, местной администрации, руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также органов общественных объединений по вопросам подготовки и проведения референдума;
получает от нижестоящих комиссий референдума протоколы о результатах референдума, подводит итоги и устанавливает результаты референдума;
публикует в печати сообщения о своей работе и о результатах референдума;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссии референдума;
отменяет решения нижестоящих комиссий в случае нарушения ими законодательства;
признает результаты голосования по отдельным участкам или округам недействительными в случае нарушений закона, существенно повлиявших на результаты голосования;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законами Чувашской Республики и Российской Федерации.
Статья 18. Полномочия окружных комиссий референдума
Окружная комиссия референдума:
обеспечивает строгое соблюдение настоящего Закона на территории соответствующего органа местного самоуправления;
организует деятельность участковых комиссий референдума;
заслушивает сообщения участковых комиссий, местных администраций, руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также органов общественных объединений по вопросам подготовки и проведения референдума;
контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;
обеспечивает своевременное издание материалов референдума;
содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути проекта закона или иного решения, вынесенного на референдум;
обеспечивает снабжение бюллетенями комиссий референдума;
устанавливает результаты референдума в своем округе, передает их в головную комиссию референдума, публикует результаты референдума в печати;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий референдума и принимает по ним решения;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 19. Полномочия участковой комиссии референдума
Участковая комиссия референдума:
составляет списки участников референдума по участку;
обеспечивает ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений;
оповещает население о дне проведения референдума;
обеспечивает надлежащую подготовку помещений для голосования;
проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
Статья 20. Организация работы комиссий референдума
1) Комиссии должны провести свои первые заседания не позднее чем в течение трех дней со дня их образования, где избираются руководители комиссий. Заседания комиссий референдума являются правомочными, если в них принимают участие не менее двух третей состава комиссий. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии.
2) Члены участковой или окружной комиссий, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии и не позднее чем на третий день вместе с протоколом направляется в вышестоящую комиссию, а члены головной комиссии референдума - в орган местного самоуправления, назначивший референдум.
3) Надлежаще заверенные копии указанных документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц.
4) Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами, структурными подразделениями органов местного самоуправления и общественных объединений, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами.
5) Решения и действия комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию референдума или, по выбору заинтересованного лица, в суд. Решение суда окончательно.
6) некоторые члены комиссии референдума по ее решению могут освобождаться на весь период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с выплатой средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
7) Членами комиссий референдума за время работы в комиссии, по представлению председателя комиссии, выплачивается средняя заработная плата за счет средств, выделяемых на проведение референдума, но не более чем за четыре дня за период подготовки и проведения референдума.
8) Государственные органы, органы местного самоуправления и общественных объединений, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные органы, органы местного самоуправления и общественных объединений, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленные вопросы и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.
9) Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии референдума может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом местного самоуправления, по личному заявлению, либо по представлению трудового коллектива, органа общественного объединения, коллектива среднего специального и высшего учебного заведения, инициативной группы, общего собрания (схода), конференции граждан по месту жительства. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии референдума производится в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 21. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме
1) Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
2) Списки составляются на основе данных, представляемых соответствующей местной администрацией. Списки по участкам референдума, образованным в войсковых частях, лечебных учреждениях или судах, составляются на основе данных, представляемых командирами военных частей, руководителями лечебных учреждений или капитанами судов.
3) В список включаются все граждане Чувашской Республики, имеющие право участвовать в референдуме и постоянно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен только в один список.
4) Списки предоставляются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии референдума не позднее чем за тридцать дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан иными способами.
5) Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией референдума, которая обязана в трехдневный срок, а накануне и в день референдума - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение не позднее чем за пять дней до референдума может быть обжаловано в районный (городской) суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) суда окончательно. Исправление в списке
Статья 22. Бюллетень для голосования
1) В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: "да" или "нет".
2) В случае постановки на референдум альтернативных проектов решения все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются раздельно.
3) В случае проведения референдума по проектам различных решений, а также в случае проведения местного референдума в один день с республиканским или всероссийским референдумом, все проекты решений содержатся в различных по цвету бюллетенях и голосуются отдельно и независимо друг от друга.
4) Форма бюллетеня для голосования утверждается головной комиссией референдума не позднее чем за 30 дней со дня референдума.
5) Изготовление бюллетеней для голосования обеспечивается головной комиссией референдума.
6) Участковые комиссии референдума обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за 5 дней до дня референдума.
7) Передача бюллетеней комиссиями референдума производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. Акт подписывают по три члена от каждой комиссии, выдавшей и получившей бюллетени, и заверяется печатью комиссии, выдавшей бюллетени. После подведения итогов голосования акты передаются и хранятся вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения протоколов.
8) Все бюллетени, полученные участковой комиссией, подписываются на обороте не менее чем двумя членами комиссии либо отмечаются печатью комиссии, если она имеется. При этом комиссией должно обеспечиваться единообразие отметок на всех полученных ею бюллетенях.
Статья 23. Образование участков местного референдума
1) Проведение голосования и подсчет голосов граждан осуществляется по избирательным участкам, образуемым для последнего по времени избрания в органы местного самоуправления.
2) В больницах, санаториях и домах отдыха, а также на судах, находящихся в день голосования в плавании, могут создаваться участки референдума, которые входят в округа в соответствии с местом их расположения или же по месту приписки судна.
3) Участки для голосования создаются не позднее чем за 70 дней до дня референдума органами местного самоуправления районов, городов (исключая города районного подчинения), городских районов по согласованию с комиссией референдума и органа местного самоуправления, назначившего референдум.
4) Соответствующий орган местного самоуправления оповещает граждан о границах каждого участка для голосования, с указанием местонахождения участковой комиссии референдума и помещения для голосования.
Статья 24. Оборудование участков референдума
1) Помещение участка референдума должно быть оборудовано: сейфом для хранения документации и бюллетеней, мебелью, стендами со списками граждан, голосующими на данном участке, кабинами (комнатами) и ящиками для тайного голосования. На видном месте в помещении для голосования должен быть вывешен текст проекта решения, вынесенного на референдум.
2) Кабины для тайного голосования устанавливаются таким образом, чтобы к ящикам для голосования граждане проходили только через них.
3) Для обеспечения участия в референдуме граждан, которые по уважительным причинам не могут прибыть на участок для голосования, на каждом участке должен быть один переносной ящик для голосования. Окружные или головные комиссии референдума могут давать разрешение иметь более одного переносного ящика для голосования на участках, в состав которых входят более двух населенных пунктов, отдаленных рабочих участков, или на территории которых расположены учреждения закрытого типа (следственные изоляторы, больницы, лечебно-трудовые профилактории).
IV. Проведение референдума
Статья 25. Время проведения референдума
1) На всех участках для голосования, в том числе на судах, голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 15 дней до дня референдума.
2) Раньше 22 часов голосование может быть закончено на участках, расположенных в воинских частях, в больницах, на судах, находящихся в плавании, когда проголосовали все внесенные в списки граждане.
3) В случае необходимости с учетом местных условий избирательные комиссии по согласованию с местной администрацией могут изменять время голосования.
Статья 26. Досрочное голосование
1) В случае, если менее чем за 5 дней до дня референдума гражданин, включенный в список имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности прибыть в день референдума в помещение для голосования, он вправе получить в участковой комиссии референдума бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме.
2) Для обеспечения тайны волеизъявления гражданин после заполнения бюллетеня вкладывает его в конверт, который заклеивается и скрепляется печатью участковой комиссии референдума и передает его комиссии. Запечатанный конверт хранится в комиссии до дня проведения референдума.
Статья 27. Процедура голосования
1) В день проведения референдума перед началом голосования председатель участковой комиссии в присутствии членов комиссии проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, и опечатывает их.
2) Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати и соответствия количества конвертов отметкам в списках для голосования.
3) Бюллетени для голосования выдаются гражданам на основании списков участников референдума по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. В списке гражданин расписывается в получении бюллетеня. Член комиссии, выдавший бюллетень, также расписывается в списке против фамилии гражданина, получившего бюллетень.
4) В случаях, когда отдельные граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменному заявлению участковая комиссия поручает отдельным членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан. В этом случае представители комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных заявлений. Фамилии граждан, проголосовавших на дому, вносятся в дополнительный список, в котором гражданин расписывается в
5) Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине или комнате тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем.
6) Участник референдума, изъявляя волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов "да" или "нет", оставляя нужный ответ. Если в бюллетень внесены альтернативные варианты, то голосующий вправе оставить ответ только по одному варианту.
Статья 28. Подсчет голосов
1) После заявления председателя комиссии об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется акт.
2) На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, комиссия подсчитывает, сколько всего граждан внесено в списки для голосования на участке и сколько из них получили бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством письменных заявлений и дополнительным списком голосовавших вне участка.По числу находящихся в ящиках бюллетеней комиссия устанавливает:
- число граждан, принявших участие в голосовании;
- число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения;
- число голосов, поданных против;
- число бюллетеней, признанных недействительными.
3) Недействительным признается бюллетень, в котором не вычеркнут ни один из вариантов ответа, либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия.
4) Бюллетени, не заверенные участковой комиссией в соответствии со статьей 22 настоящего Закона, при подсчете голосов не учитываются.
5) Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если одновременно производится два или несколько референдумов, подсчет голосов проводится по каждому из них отдельно.
Статья 29. Протоколы по итогам голосования
1) Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах.
2) Протоколы заполняются чернилами или на пишущей машинке и подписываются всеми членами участковой комиссии. Если проводилось несколько референдумов, на каждый из них составляются отдельные протоколы.
3) Первый экземпляр доставляется в вышестоящую комиссию референдума, второй остается на хранении в участковой комиссии.
4) Окружная комиссия на основе протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух экземплярах, первый из которых немедленно отсылается в главную комиссию референдума.
5) Окружные и участковые комиссии референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в соответствующие органы местного самоуправления, где они хранятся в течение шести месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы.
V. Установление результатов и применение решений референдума
Статья 30. Подведение итогов референдума
1) Головная комиссия референдума на основании протоколов всех окружных или участковых комиссий референдума определяет:
- число граждан, внесенных в списки для голосования;
- число граждан, получивших бюллетени;
- число граждан, принявших участие в голосовании;
- число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения;
- число голосов, поданных против;
- число бюллетеней, признанных недействительными.
Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан, внесенных в списки для голосования. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через два года.
2) Решение считается принятым, если в результате референдума за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
3) Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год.
4) Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования. В случае обнаружения таких нарушений результаты референдума могут быть обжалованы в суд в течение месяца со дня опубликования результатов референдума.
5) В случае признания результатов референдума по какому-либо округу или участку недействительными из-за выявленных нарушений закона головная комиссия референдума, определив сроки, может поручить соответствующей комиссии референдума провести в данном округе или на участке повторное голосование. Решения комиссии референдума могут быть обжалованы в суд в течение месяца со дня принятия.
Статья 31. Опубликование и вступление в силу решения, принятого референдумов
Итоги местного референдума доводятся до сведения населения через средства массовой информации комиссией референдума не позднее пяти дней со дня окончания голосования. Принятое решение вступает в силу в день опубликования, если в самом решении не предусмотрен другой срок.
Статья 32. Изменение либо отмена решения, принятого референдумом
Изменение либо отмена решения, принятого местным референдумом, производится только референдумом, проведенным на той же территории и в том же порядке, что и референдум,принявший решение.
VI. Контроль за соблюдением законодательства о референдуме и ответственность за его нарушение
Статья 33. О соблюдении законности при проведении референдума
1) Контроль за соблюдением законности при проведении референдума осуществляют органы местного самоуправления и комиссии референдума, также представители, указанные в п.5 статьи 6 настоящего Закона, надзор осуществляют органы прокуратуры.
2) Народные суды рассматривают заявления граждан в трехдневный срок. Заявление должно содержать изложение факта нарушения Закона о референдуме, фамилию и адрес заявителя. Суд рассматривает заявления граждан, принимает по ним решение и ставит в известность о принятом решении членов той комиссии референдума, где произошло нарушение. Решение судов по наиболее значительным нарушениям, способным повлиять на результаты голосования, направляются в комиссию референдума, в органы местного самоуправления, назначившие референдум.
3) Незаконный отказ в проведении референдума, а также результаты референдума могут быть обжалованы:
- при проведении сельского, поселкового, районного в городе референдума - в районный (городской) суд;
- при проведении районного, городского и регионального референдума - в Верховный суд Чувашской Республики.
Иные нарушения обжалуются в соответствующие районные (городские) суды.
4) Собрания граждан по месту жительства для направления представителей, осуществляющих контроль за проведением референдума, проводятся в порядке, определенном статьей 11 настоящего Закона.
5) Комиссии референдума обязаны предоставлять указанным представителям по их требованию информацию о подготовке и проведении референдума. По требованию представителя участковая комиссия референдума заверяет составленную им копию итогового протокола своими подписями.
Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свободному осуществлению гражданами их права участвовать в референдуме, вести агитацию, осуществлять контроль, а также члены инициативных групп и комиссий референдума, должностные лица государственных органов или органов местного самоуправления и общественных объединений, трудовых коллективов, совершившие или допустившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, которые повлекли искажение результатов референдума или ущемление прав и законных интересов граждан, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Председатель Верховного Совета
Чувашской Республики |
Э.Кубарев |
Гор.Чебоксары, 19 января 1994 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Чувашской Республики от 19 января 1994 г. "О местном референдуме в Чувашской Республике"
Настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования
Текст Закона официально опубликован не был
Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 33 настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Чувашской Республики от 5 августа 1996 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона