Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 25 апреля 1997 г. N 3-9/97
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 24 июня 1997 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействительным абзаца первого пункта второго постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 января 1996 г. N 3 "О мерах по выполнению Федерального закона "О ветеранах" в части ограничения пределами административного района проживания права бесплатного проезда ветеранов в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения, установила:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействительным абзаца первого пункта второго постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 января 1996 г. N 3 "О мерах по выполнению Федерального закона "О ветеранах" в части ограничения пределами административного района проживания права ветеранов всех категорий на бесплатный проезд в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения.
В обоснование заявления прокурор сослался на то, что оспариваемые положения названного нормативного акта противоречат Федеральному закону "О ветеранах", так как ограничивают право указанной категории граждан на бесплатный проезд в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения пределами административного района проживания.
По мнению прокурора, в соответствии с ч.2 ст.4 и ст.76 Конституции Российской Федерации указанные положения постановления Кабинета Министров Чувашской Республики следует признать недействительными.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по изложенным в нем основаниям, а также со ссылкой на то, что оспариваемые нормы постановления умаляют право ветеранов, проживающих в сельской местности - ставят их и ветеранов, проживающих в городе, в неравное положение.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики заявление прокурора просили признать необоснованным. При этом они сослались на следующее.
В соответствии со ст.10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, представляемых ветеранам законом, должны производиться за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации, и порядок возмещения указанных расходов должен утверждаться соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако на федеральном уровне вопрос о разграничении компетенции между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов федерации, в том числе Чувашской Республики, по финансированию мер социальной защиты ветеранов до настоящего времени не разрешен.
При таких обстоятельствах Правительство Чувашской Республики в соответствии со ст.9 Договора о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики от 27 мая 1996 г. до принятия федерального закона о порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" вправе было осуществлять собственное правовое регулирование по данному предмету совместного ведения, что и было сделано принятием постановления N 3 от 15 января 1996 г. "О мерах по выполнению Федерального закона "О ветеранах".
Принятое постановление, в том числе в оспариваемой прокурором части, не только не противоречит Федеральному закону "О ветеранах", но и направлено на его реальное исполнение.
Постановление предусматривает поэтапную реализацию прав и льгот ветеранов, и Правительство Чувашской Республики, установив право бесплатного проезда ветеранов всех категорий в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения в пределах административного района проживания, исходило из реальной возможности профинансировать перевозку ветеранов в указанных пределах, т.е. фактически разграничило финансирование этих перевозок на данном этапе.
Следовательно, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики не ограничивает предусмотренные Федеральным законом льготы для ветеранов в части бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования, а разрешает вопрос на данном этапе.
Проанализировав доводы участников процесса и имеющиеся доказательства, судебная коллегия заявление прокурора находит обоснованным.
При этом суд исходит из следующего.
Федеральный закон "О ветеранах", принятый 16 декабря 1994 г., предусматривает для ветеранов всех категорий право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения.
Кабинет Министров Чувашской Республики 15 января 1996 г. принял постановление "О мерах по выполнению Федерального закона "О ветеранах", абзацем первым пункта второго которого установил, что начиная с 1 января 1996 г. право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от места жительства, а в сельской местности - на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения представляется всем категориям ветеранов в пределах административного района проживания.
Судебная коллегия, проверив соответствие Федеральному закону "О ветеранах" названного нормативного акта в оспариваемой прокурором части, находит, что абзац первый пункта второго постановления в части ограничения пределами административного района проживания права ветеранов на бесплатный проезд в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения следует признать недействительным.
В силу ст.11 Федерального закона "О ветеранах" являются недействительными законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы ветеранов, предусмотренные этим законом.
Оспариваемые прокурором положения названного постановления Правительства Чувашской Республики ограничивают предусмотренное Федеральным законом право ветеранов на бесплатный проезд в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения пределами административного района проживания.
Из содержания соответствующих норм Федерального закона "О ветеранах" не следует, что право ветеранов на бесплатный проезд в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения распространяется лишь на административный район проживания ветеранов.
Фактически это не оспаривают и представители Кабинета Министров, сославшиеся на якобы неудачную формулировку Федерального закона в этой части и на проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах".
Неуместны доводы представителя Кабинета Министров Чувашской Республики о поэтапной реализации предусмотренных федеральным законом мер социальной защиты ветеранов.
Законодатель в ст.29 Федерального закона "О ветеранах" указал, что закон вводится в действие с момента его официального опубликования.
Опубликован Федеральный закон "О ветеранах" 25 января 1995 г.
Указаний о том, что статьи, предусматривающие меры социальной защиты ветеранов, не подлежат применению до выработки соответствующими органами положений по их реализации, в названном законе не имеется.
Неубедителен также довод представителя Кабинета Министров Чувашской Республики о том, что оспариваемые прокурором положения постановления Кабинета Министров Чувашской Республики нельзя рассматривать как ограничение предусмотренных Федеральным законом соответствующих прав ветеранов - принятие этого постановления есть акт разграничения финансирования этих перевозок на данном этапе в связи с непринятием такого нормативного акта на федеральном уровне.
Постановление Правительства Чувашии фактически лишило ветеранов на территории Чувашской Республики права на бесплатный проезд в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения.
Между тем отсутствие механизма реализации прав ветеранов, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", с правовой точки зрения не может означать фактического лишения их прав и рассматривать в качестве отлагательного условия для исполнения вступившего закона.
Что касается доводов прокурора о том, что оспариваемые положения постановления Правительства Чувашской Республики ущемляют права ветеранов, проживающих в сельской местности, по сравнению с правами ветеранов, проживающих в городе, то такие утверждения несостоятельны. Из содержания абзаца первого пункта второго названного постановления это не следует - словосочетание "предоставляется всем категориям ветеранов в пределах административного района проживания" в одинаковой мере относится как к первой части абзаца, в которой говорится о праве на бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте, так и ко второй его части, где говорится о праве на бесплатный проезд в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования.
Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.76 Конституции Российской Федерации.
Принятое Кабинетом Министров Чувашской Республики постановление в оспариваемой прокурором части противоречит Федеральному закону "О ветеранах".
Руководствуясь изложенным, ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, ч.4 ст.11 Федерального закона "О ветеранах", ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Признать недействительным абзац первый пункта второго постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 января 1996 г. N 3 "О мерах по выполнению Федерального закона "О ветеранах" в части ограничения пределами административного района проживания права бесплатного проезда ветеранов в сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в десятидневный срок, начиная с 30 апреля 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 25 апреля 1997 г. N 3-9/97 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 24 июня 1997 г.
Текст решения предоставлен Верховным cудом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании