Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 9 августа 2002 г. N 3-40/02
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2002 г. N 31-Г02-17 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 8 октября 2002 г.
Верховный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействительным отдельных положений Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 38 (в редакции от 26 ноября 2001 г. N 50) "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации",
установил:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением в порядке ст.41 ГПК РСФСР о признании недействительными подпункта 6, подпунктов 16-24 пункта 2 статьи 25 Закона ЧР от 23.07.2001 г. N 38 (в редакции от 26.11.2001 г. N 50) "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" в связи с несоответствием их федеральному законодательству и не порождающими правовых последствий со дня издания. Заявление мотивировано тем, что освобождение вышеуказанными подпунктами п.2 ст.25 Закона Чувашской Республики ряда товаров (работ, услуг) от налогообложения, не входящими в перечень, определенный ст.350 Налогового кодекса РФ, является неправомерным.
В судебном заседании прокурор Репкина И.В. поддержала требования в полном объеме.
Представитель Государственного Совета Чувашской Республики Кудашкина Т.Р., действующая на основании доверенности, заявление прокурора признала частично. Не оспаривая несоответствие указанных прокурором положений Закона ЧР федеральному законодательству, представитель не согласна с тем, что они недействительны с момента издания. Представитель указала, что в момент принятия оспариваемой нормы Государственный Совет ЧР руководствовался действовавшей частью 9 пункта 3 статьи 20 Закона РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предоставляющей право субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж. После рассмотрения Конституционным Судом РФ дела по проверке конституционности пункта 3 ст.20 вышеуказанного Закона РФ, положений Закона ЧР "О налоге с продаж" и пр. и признания их не соответствующими Конституции Российской Федерации, основные и производящие положения об объекте налогообложения Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", в Законе ЧР "О налоге с продаж" должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и во всяком случае утрачивали силу не позднее 1 января 2002 г. В связи с тем, что законодательство о налогах связано с бюджетным законодательством, изменения и дополнения в налоговое законодательство влекут изменения в утвержденный бюджет. В данное время подготовлен проект закона Чувашской Республики, соответствующий федеральному законодательству, предполагается рассмотреть его в сентябре 2002 г. на сессии Государственного Совета ЧР.
Представитель Президента Чувашской Республики Ильина А.В., действующая по доверенности, заявление прокурора признала частично. Не оспаривая несоответствия указанных прокурором положений федеральному законодательству, представитель не согласна с недействительностью этих положений с момента издания.
Представитель Министерства РФ по налогам и сборам по ЧР Свеклов В.В. с заявлением прокурора и указанными в нем доводами согласился в полном объеме.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по ЧР Лобачкова И.Б. поддержала заявление прокурора, представив заключение о несоответствии указанных прокурором положений Закона ЧР федеральному законодательству.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, заслушав заключение прокурора, поддержавшего свое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.п."и" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации является вопросом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (ч.ч.2 и п. 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п."д" ч.1 ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог с продаж относится к региональным налогам.
Исходя из абзаца 2 п.5 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации, налоги и сборы субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются и отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению данного налога определены в ст.347 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой, устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, иных полномочий по регулированию данных отношений федеральное законодательство не предусматривает.
Согласно ст.349 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу с продаж являются операции по реализации физическими лицами товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации.
Статьей 350 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению.
Статьей 25 "Объект налогообложения" Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 38 (в редакции от 26 ноября 2001 г. N 50) "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" установлен перечень операций по реализации товаров, работ, услуг, не подпадающих под налогообложение налогом с продаж, значительно шире предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.
Так, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение от налогообложения операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг): путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для пожилых граждан, но освобожденных подпунктом 6 п.2 ст.25 Закона ЧР "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", мяса, включая мяса птицы (п.п.16 п.2 ст.25 Закона ЧР), молодняка птицы, реализуемого населению (п.п.17 п.2 ст.25 Закона ЧР), продукции собственного производства организаций общественного питания, реализуемой в столовых образовательных учреждений, больниц, детских дошкольных учреждений, а также столовых иных учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета (п.п.18 п.2 ст.25 Закона ЧР), мыла и синтетических моющих средств (кроме импортных) - (п.п.19 п.2 ст.25 Закона ЧР), абонентной платы за пользование телефоном, радиоточкой, коллективной антенной (п.п.20 п.2 ст.25 Закона ЧР), бытовых услуг: ремонта обуви, ремонта одежды, ремонта бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, парикмахерских услуг для детей и льготной категории граждан, помывки в общих отделениях бань, бытовых услуг, оказываемых льготной категории граждан в соответствии с постановлением Совета Министров ЧР от 29.01.93 г. N 12 "О мерах по усилению социальной поддержки ветеранов войны, труда, престарелых граждан и их общественных организаций" (п.п.21 п.2 ст.25 Закона ЧР), твердых видов топлива (угля, угольного брикета, торфяного брикета, дров реализуемых населению по регулируемым ценам (п.п.22 п.2 ст.25 Закона ЧР), школьных принадлежностей: тетрадей школьных, пеналов, счетных палочек, дневников школьных, тетрадей и альбомов для рисования, папок для тетрадей, обложек для учебников, касс цифр букв (п.п.23 п.2 ст.25 Закона ЧР), путевок (услуг) в детские оздоровительные учреждения (п.п.24 п.2 ст.25 Закона ЧР).
В необходимых случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность установления в акте законодательства о налогах и сборах налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиком (ст.17). В то же время установление перечня операций по реализации товаров (работ, услуг) не является налоговой льготой, поскольку согласно ст.56 п.1 Налогового кодекса Российской Федерации под льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Исходя из содержания вышеперечисленных норм Конституции Российской Федерации и федеральных законов, субъект Российской Федерации, устанавливая налог с продаж, не вправе устанавливать объекты налогообложения, не подлежащие налогообложению, не предусмотренные федеральным законодательством.
Следовательно, п.п.6 п.2 ст.25 Закона Чувашской Республики от 23.07.01 г. N 38 (в редакции от 26.11.01 г. N 50) в части выведения из-под налогообложения налогом с продаж путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для пожилых граждан, а также п.п.16-24 п.2 ст.25 указанного закона противоречат федеральному законодательству.
Суд признает их недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы прокурора о необходимости признания указанных выше положений недействующими и не порождающими правовых последствий со дня издания, суд считает необоснованными.
Согласно ч.3 ст.239-8 ГПК РСФСР нормы закона субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт считаются не действующими со дня вступления решения в законную силу. Недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания правовой акт может быть признан лишь в случае, если правовой акт издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован для всеобщего сведения либо не был зарегистрирован, когда опубликование или государственная регистрация являлись обязательными (ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, п.10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" в редакции Указов Президента РФ от 16.05.97 г. N 490 и от 13.08.98 г. N 963).
Оснований для признания указанных выше положений Закона Чувашской Республики недействующими со дня их издания не имеется.
В момент принятия оспариваемой нормы Государственный Совет ЧР руководствовался действовавшей частью 9 пункта 3 статьи 20 Закона РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 (в редакции от 31.07.98 г. N 150-ФЗ) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предоставляющей право субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П дела по проверке конституционности положений пункта 3 ст.20 вышеуказанного Закона РФ, положений Закона ЧР "О налоге с продаж" и пр. они были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, основные и воспроизводящие положения об объекте налогообложения Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", в Законе ЧР "О налоге с продаж" должны были быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и во всяком случае утрачивали силу не позднее 1 января 2002 г.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 ноября 2001 г. был опубликован 1 ноября 2001 г. и вступал в силу (ст.1 и 2) с 1 января 2002 г.
Оспариваемые положения п.п.6, 16-24 п.2 ст.25 Закона ЧР "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" были приняты Государственным Советом ЧР в пределах своих полномочий, как законодательным органом субъекта Российской Федерации, 19 ноября 2001 г. и опубликованы в средствах массовой информации 28 ноября 2002 г.
Согласно ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" суд считает необходимым опубликовать в средствах массовой информации, в которых был опубликован данный Закон ЧР, а именно в газетах "Хыпар", "Республика", в информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики", в "Ведомостях Государственного Совета Чувашской Республики", сообщение о настоящем решении.
Руководствуясь ст.ст.231, 232 ГПК РСФСР, суд решил:
Признать подпункты 6 (в части освобождения от налога с продаж операций от реализации путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для пожилых граждан), 16-24 пункта 2 статьи 25 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 38 (в редакции от 26 ноября 2001 г. N 50) "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" не соответствующими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газетах "Республика", "Хыпар", в информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики", в "Ведомостях Государственного Совета Чувашской Республики".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. С мотивированным решением лица, участвующие в деле, представители могут ознакомиться 13 августа 2002 г.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 9 августа 2002 г. N 3-40/02 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 8 октября 2002 г.
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании