Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 4 октября 2001 г. N 3-29/2001
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействительной части 1-ой пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 1997 года N 287,
установила:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействительным п.1 ч.1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 1997 года N 287, которым утверждено Положение о Главном управлении ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики, ссылаясь на то, что оспариваемый пункт постановления противоречит Федеральному закону "О ветеринарии" и принято Кабинетом Министров Чувашской Республики с превышением своих полномочий.
Впоследствии дополнением к данному заявлению прокуратура Чувашской Республики изменила предмет своих требований и просила признать недействительными с момента утверждения постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 1997 года N 287 Положения о Главном управлении ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики раздел 2 (п.п.2.1 и 2.2), где предусмотрены основные задачи главного управления ветеринарии, части 3, абзацы от 8 до 22, 24, 25, 30-34 п.3.4, которыми определены функции Главного управления ветеринарии указывая, что предусмотренные спорными абзацами функции федеральным законодательством возложены на конкретные должностные лица Управления, в связи с чем полагают, что данные абзацы положения противоречат нормам Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации. Кроме того, по мнению прокуратуры раздел 4 Положения о Главном управлении ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики, нормы о правах Главного управления не соответствуют федеральному Положению, закрепляющему аналогичные права за конкретным должностным лицом Управления - главным государственным ветеринарным инспектором Чувашской Республики, а не за всем Управлением, как юридическим лицом.
В судебном заседании представитель прокуратуры Чувашской Республики Корсунов А.Д. поддержал требования, изложенные в дополнительном заявлении по мотивам, приведенным выше.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики заместитель начальника государственно-правового управления, начальник отдела правовой экспертизы Щербаков А.Б., заместитель министра юстиции Чувашской Республики Кузьмин М.А., заместитель начальника Главного управления ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики Спиридонов В.Н., начальник Чувашской республиканской ветстанции Судаков А.М. требования прокурора не признали и просили оставить заявление без удовлетворения.
Свои возражения они мотивировали тем, что Главное управление ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики было образовано Указом Президента Чувашской Республики от 6 октября 1997 года N 87 в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеринарии" и Законом Чувашской Республики "О ветеринарии". Для функционирования этого органа разработано Положение о Главном управлении ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики, которое утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 29 декабря 1997 года за N 287. Данное положение, по их мнению, утверждено Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах своей компетенции. Нормы оспариваемого Положения соответствуют требованиям Федерального закона "О ветеринарии" и во исполнение Закона Чувашской Республики "О ветеринарии". Также представители ответной стороны просят учесть, что оспариваемое Положение направлено в Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации для соответствующей экспертизы и каких-либо замечаний от них получено не было.
Главное управление ветеринарии Чувашской Республики за прошедшие 4 года полностью справлялось с поставленными перед ним задачами.
Кроме того, они полагают, что заявление заместителя прокурора носит формальный характер.
Изучив материалы дела, обсудив доводы сторон, коллегия полагает, что заявление заместителя прокурора Чувашской Республики в пределах, поддержанных в судебном заседании, подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 14 мая 1993 года принят Закон Российской Федерации "О ветеринарии", а 19 июня 1994 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 706, которым утверждено Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации. П.2 ст.5 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" и Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации в состав государственной ветеринарной службы включены Управления ветеринарии в составе Правительств республик в составе Российской Федерации.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики, которым утверждено Положение о Главном управлении ветеринарии принято во исполнение и в соответствии указанных законов, в связи с чем Кабинетом Министров Чувашской Республики утверждено Положение о Главном управлении ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики в пределах своих полномочий.
Проанализировав раздел 2 (основные задачи) Положения о главном управлении ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики, который оспаривается прокуратурой Чувашской Республики, судебная коллегия не находит противоречия его положения нормам Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации.
В данном случае основными задачами Главного управления предусмотрены:
- организация реализации федеральных и республиканских целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, рыб и пчел;
- организация контроля за соблюдением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, гражданами-владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики;
- организация осуществления государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора, обеспечения безопасности, продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении;
- организация разработки мероприятий и осуществления:
- защиты населения от болезней, общих для человека и животных;
- предупреждения и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных, пчел, птиц, рыб;
- охраны территории республики от заноса заразных болезней животных, в том числе из иностранных государств.
Кроме того, в этом разделе предусмотрено, что задачи в области ветеринарии осуществляют Государственная ветеринарная служба Республики во взаимодействии с ведомственными ветеринарно-санитарными и производственными ветеринарными службами, а также специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Оспариваемые прокуратурой задачи соответствуют основным задачам ветеринарии, предусмотренным Законом Российской Федерации "О ветеринарии", аналогичны им, в связи с чем полагать, что они противоречат Федеральному закону "О ветеринарии", Положению о Государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, а также приняты с превышением полномочий, в нарушении федерального законодательства, оснований не имеется.
Также судебная коллегия не может согласиться с доводами заявления прокуратуры о том, что в разделе 3 оспариваемого Положения абзац 3 п.3.4 принят с превышением полномочий. В данном абзаце предусмотрена необходимость со стороны Главного управления ветеринарии осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Согласно п.4 ст.5 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляется кроме бюджета Российской Федерации также из бюджетов национально-государственных и административно-государственных и административно-территориальных образований, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, возложение на Главное управление ветеринарии осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств республики не может быть признано осуществление такого контроля с превышением полномочий.
Проанализировав оспариваемые прокуратурой абзацы 8-22; 24; 25; 30-34 пункта 3.4 республиканского Положения, где определен перечень функций Главного управления ветеринарии, судебная коллегия полагает, что указанные абзацы противоречат требованиям федеральных норм законодательства "О ветеринарии", а также Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации.
Согласно ст.8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" деятельность органов управления, учреждений и органов Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, направленная на профилактику болезней животных и обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации - есть государственный ветеринарный надзор. В соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации органы управления учреждения и организации Государственной ветеринарной службы являются органами ветеринарного надзора.
При таких обстоятельствах доводы представителей Кабинета Министров Чувашской Республики о том, что нормы Положения о Главном управлении ветеринарии Чувашской Республики и нормы Положения о ветеринарном надзоре не одно и тоже, являются ошибочными. Оба положения преследуют одну цель: осуществление государственного надзора в области ветеринарии.
Согласно Закону Российской Федерации "О ветеринарии" (п.3 ст.5) и требованиям Положения о Государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации (п.3 и 4) обязанность по осуществлению государственного ветеринарного надзора возложена непосредственно на должностные лица, кроме того, в этих нормах определены конкретные действия должностных лиц по осуществлению ветеринарного надзора, возложение таких обязанностей на Главное управление ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики противоречит федеральному законодательству о ветеринарии, в связи с чем, приведенные выше абзацы п.3.4 Положения о Главном управлении ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики подлежат признанию недействительными.
Судебная коллегия признает обоснованными доводы представителя прокуратуры Чувашской Республики о том, что раздел 4 республиканского Положения о Главном управлении ветеринарии противоречит Федеральному закону "О ветеринарии". В разделе IV федерального Положения установлены права и обязанности должностных лиц государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющий государственный ветеринарный надзор. К числу таких лиц отнесены в том числе главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации, районов, городов и их заместители. В разделе 4 республиканского Положения права и обязанности должностных лиц, предусмотренные федеральным законодательством вменены Главному управлению ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики, ввиду чего указанный раздел противоречит федеральному Положению, в связи с чем весь 4-ый раздел подлежит признанию недействительным.
Доводы представителя Кабинета Министров Чувашской Республики о том, что в должностных инструкциях лиц, осуществляющих государственный ветеринарный надзор в Республике предусмотрены обязательства, необходимые для осуществления Государственного ветеринарного надзора, эти обязательства ими выполняются, а потому включение в обязанности Главного управления осуществление контроля за соблюдением в республике законодательства о ветеринарии, предусмотренные оспариваемыми прокуратурой абзацами п.3.4 Положения не может быть признано противоречащим требованиям федерального законодательства, регулирующими правоотношения в области ветеринарии, нельзя признать обоснованными. В федеральном законодательстве конкретно и четко определены должностные лица, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, определены функции по осуществлению государственного надзора в области ветеринарии, а потому передача этих функций и обязанностей Главному управлению со включением в должностные обязанности лиц, входящих в состав Главного управления, правильным признано быть не может.
Определением Верховного суда Чувашской Республики от 14 марта 2003 г. в тексте резолютивной части исправлена описка: вместо слов "абзацев 30-34 пункта 3.4" следует читать "абзацы 20-24 п.3.4"
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворить частично, признать недействительным с момента издания постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 1997 года N 287 "Вопросы Главного управления ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики" абзацы от 8 до 22; 24; 25; 20-24 п.3.4; раздел 4, утвержденного им Положения о Главном управлении ветеринарии при Кабинете Министров Чувашской Республики.
В остальной части в удовлетворении заявления заместителя прокурора Чувашской Республики отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его оглашения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 4 октября 2001 г. N 3-29/2001 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании