Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 20 мая 1998 г. N 3-10/98
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Шумерлинского ОАО "Пахча" о признании недействительным пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 102 от 10 апреля 1998 г. "О дополнительных мерах по упорядочению государственного регулирования цен на алкогольную продукцию",
установила:
Открытое акционерное общество "Пахча" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 102 от 10.04.98 г. "О дополнительных мерах по упорядочению государственного регулирования цен на алкогольную продукцию", утверждая, что оспариваемые нормы приняты Кабинетом Министров Чувашской Республики с превышением своих полномочий.
Заявитель также считает, что постановление вводит ограничения для свободного перемещения товаров, нарушая требования ст.74 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Пахча" поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики заявление ОАО "Пахча" просили признать необоснованным.
При этом они сослались на следующее.
Оспариваемое заявителем постановление принято Правительством Чувашской Республики во исполнение ст.15 Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 1998 год". Эта норма Закона ЧР не отменена и никем не оспорена, она предоставила Кабинету Министров право дополнительно устанавливать и регулировать торговые надбавки на алкогольную продукцию, включая ввозимую из-за пределов Чувашской Республики. В соответствии со ст.115 Конституции Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики вправе издавать постановления на основе и во исполнение законов Чувашской Республики.
Кроме того, ст.ст.2 и 4 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения на реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан.
Представители Кабинета Министров не согласились с утверждением заявителя, что постановление вводит ограничения для свободного перемещения товаров на территории Российской Федерации. По их мнению, оспариваемый пункт постановления такого запрета не содержит.
Проанализировав доводы участников процесса и имеющиеся по делу доказательства, судебная коллегия заявление ОАО "Пахча" находит подлежащим удовлетворению.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Установление правовых основ единого рынка, финансовое регулирование, основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Следовательно, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации издаются и принимаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и они не должны противоречить федеральному законодательству. Изложенное вытекает из положений ст.ст.71, 76 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.3 и 10 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области производства и оборота спирта и алкогольной продукции относится регулирование цен на этиловый спирт. Порядок государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" был утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (товаров) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти. В этот Перечень включены водка, ликеро-водочная алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.
Пункт 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 апреля 1998 года N 102 "О дополнительных мерах по упорядочению государственного регулирования цен на алкогольную продукцию" устанавливает новые, не предусмотренные федеральным законодательством размеры торговых надбавок на алкогольную продукцию, производимую как на территории Чувашской Республики, так и на ввозимую из-за пределов Чувашской Республики, что противоречит вышеназванным актам, как принятый Правительством Чувашской Республики с превышением своих полномочий.
Доводы представителей Кабинета Министров, что оспариваемое постановление принято во исполнение Закона ЧР "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 1998 год", судом не могут быть приняты во внимание.
Действительно, ст.15 указанного закона предоставила Кабинету Министров Чувашской Республики право дополнительно устанавливать и регулировать торговые надбавки на алкогольную продукцию, включая ввозимую из-за пределов Чувашской Республики. Однако данная норма не подлежит применению судом в силу ст.ст.71, 76 Конституции Российской Федерации.
При изложенных выше обстоятельствах не имеют правового значения для разрешения настоящего спора доводы представителей Кабинета Министров ЧР, что постановление принималось в целях защиты здоровья и жизни граждан, ограничения доступа некачественной продукции на территорию республики.
Оспариваемый заявителем пункт постановления противоречит и ст.74 Конституции Российской Федерации, поскольку определяет размер торговой надбавки в зависимости от места производства продукции, вводит тем самым экономические ограничения для свободного перемещения товаров на территории Российской Федерации, что относится к исключительной компетенции федерального законодательства.
Что касается утверждений заявителя, что установленная Кабинетом Министров Чувашской Республики надбавка есть не что иное как налог, то эти доводы несостоятельны в том смысле, что ее нельзя рассматривать как законно установленную.
Руководствуясь изложенным, ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Признать недействительным пункт 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 апреля 1998 года N 102 "О дополнительных мерах по упорядочению государственного регулирования цен на алкогольную продукцию".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок, начиная с 27 мая 1998 года.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 20 мая 1998 г. N 3-10/98 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании