Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 20 августа 1996 г. N 3-4/96
(извлечение)
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 1996 г. N 31-Г96-5 настоящее решение отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда ЧР в составе председательствующего, с участием прокурора, при секретаре,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чувашской Республики о признании частично недействительным правового акта нормативного характера,
установила:
Указом Президента Чувашской Республики от 14 февраля 1994 г. N 33 "О регулировании реализации отдельных видов товаров" введен республиканский налог от реализации алкогольных напитков, табачных и ювелирных изделий. П.2 Указа установлено, что плательщиками налога являются:
от реализации спирта питьевого и ликеро-водочных изделий - предприятия их производящие и находящиеся в Чувашской Республике. Налог уплачивается по ставке 15% от свободно-отпускной цены и зачисляется полностью в республиканский бюджет Чувашской Республики по сроку 10 и 25 числа каждого месяца;
от реализации импортных (включая страны СНГ) алкогольных напитков, кроме шампанского и сухих вин - предприятия розничной торговли и общественного питания. Налог уплачивается по ставке 50% от цены приобретения товара и зачисляется в местные бюджеты по сроку 10 числа по истечении отчетного месяца;
от реализации ювелирных и импортных табачных изделий - предприятия розничной торговли и общественного питания (по табачным изделиям). Налог уплачивается по ставке 15% от цены приобретения товара и зачисляется в местные бюджеты по сроку 10 числа по истечении отчетного месяца.
Торговые надбавки в системе розничной торговли и общественного питания применяются к ценам приобретения товаров без учета вновь вводимого налога.
Настоящий Указ постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 12 октября 1994 г. N 73 принят к сведению.
Согласно п.3 Указа впоследующем Кабинетом Министров Чувашской Республики изменены ставки налога от реализации отдельных видов товаров и в настоящее время ставки республиканского налога установлены в следующих размерах:
- 5% от реализации настоек горьких, сладких и наливок, производимых в республике;
- 20% от реализации спирта питьевого и водочных изделий, производимых предприятиями, находящимися в Чувашской Республике;
- 80% от реализации ввозимых на территорию Чувашской Республики алкогольных напитков;
- 20% с оборотов от реализации вин, производимых из завозимого виноматериала предприятиями, находящимися в Чувашской Республике.
Механизм реализации вышеназванного Указа определен Инструкцией Государственной налоговой инспекции по Чувашской Республике от 21 февраля 1994 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты республиканского налога от реализации алкогольных напитков, табачных и ювелирных изделий". В соответствии с Инструкцией реализация спирта питьевого и ликеро-водочных изделий производится предприятиями-изготовителями по свободно-отпускным ценам, увеличенным на сумму республиканского налога по алкогольной продукции, а алкогольных напитков, производимых за пределами Чувашской Республики, включая полученных от розлива предприятиями ЧР завезенных виноматериалов, производится предприятиями розничной торговли и общественного питания независимо от форм собственности по свободным ценам, увеличенным на сумму республиканского налога по алкогольной продукции.
При определении облагаемого республиканским налогом оборота по реализации у предприятий-изготовителей принимается стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из свободно-отпускных цен без учета введенного налога по установленным ставкам, а у предприятий розничной, комиссионной торговли, общественного питания оборот от продажи товаров по свободным розничным ценам без учета реализованных торговых надбавок и вышеуказанного налога.
И.о. прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействительным п.2 Указа Президента Чувашской Республики от 14 февраля 1994 г. N 33 "О регулировании реализации отдельных видов товаров" со ссылкой на то, что в соответствии с п.7 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" органам государственной власти субъектов федерации, местным органам государственной власти предоставлено право введения дополнительных налогов и оборотов в республиках в составе Российской Федерации при условии, что уплата этих налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль.
В нарушение указанного требования республиканский налог, предусмотренный п.2 Указа, не учитывается в объеме реализации, исчислении прибыли предприятия, расходы по его уплате производятся предприятиями и организациями не за счет прибыли, а включая в цену продукции (товара).
Таким образом, тяжесть дополнительного налогообложения возложена на граждан-покупателей.
В судебном заседании прокурор Щербакова В.А. поддержала заявление по вышеуказанному основанию, а представители Президента Чувашской Республики Якутов Э.В., Семенов А.А., Кондратьева Р.А., Васильева А.Б., представитель государственной налоговой инспекции по Чувашской Республике Свеклов В.В. его не признали, пояснив, что Указ издан Президентом ЧР в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики. П.2 Указа Президента ЧР не противоречит п.7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268, т.к. по мнению Якутова Э.В., Указ Президента РФ утратил силу с 1 июля 1994 г., т.е. с момента принятия Закона РФ "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1994 год" и Указом Президента ЧР от 14 февраля 1994 г. N 33 не регулируются источники уплаты республиканского налога.
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Название вышеупомянутого Закона следует читать "Федерального закона "О федеральном бюджете на 1994 год"
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.ст.71 и 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы, а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать и вводить республиканские сборы и налоги в соответствии с федеральными и республиканскими законами. Указанное право предусмотрено ст.8 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики. Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", запрещающий органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации (ст.18), принят до Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ новый федеральный закон об общих принципах налогообложения и сборов еще не принят (ст.75 Конституции). П.7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.", действующим согласно официальному разъяснению Государственно-правового Управления Президента Российской Федерации от 11 октября 1995 г. N 13 до настоящего времени, предоставлено право органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации.
В соответствии с представленными полномочиями Президентом Чувашской Республики п.1 вышеназванного Указа введен республиканский налог от реализации алкогольных напитков, табачных и ювелирных изделий. Право Президента на введение указанного налога на оспаривается прокурором и вопроса о признании п.1 Указа недействительным не ставится. Указ официально опубликован 17 февраля 1994 г., но фактически исполняется с 1 апреля 1994 г., что не оспаривается участниками процесса.
Проверяя довод прокурора о незаконности п.2 Указа Президента ЧР от 14 февраля 1994 г. N 33, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявления.
Данным пунктом Указа устанавливаются объект налогообложения, круг плательщиков налога, его ставки, сроки уплаты и бюджет, в который налог зачисляется. В этой части Указ не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону об основах налоговой системы в Российской Федерации и Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2268.
В соответствии со ст.75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Ст.5 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что объектом налогообложения наряду с доходом (прибылью), отдельными видами деятельности является и стоимость определенных товаров. Определение ставок налога в процентах от свободно-отпускной цены, цены приобретения товара не противоречит закону. В силу ст.20 названного Закона конкретные ставки республиканского налога определяются республиками в составе Российской Федерации. Круг плательщиков налога определен в соответствии со ст.3 Закона, согласно которой плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Определенные Указом сроки внесения платежей по налогу и бюджеты, в которые они зачисляются, также не противоречат действующему законодательству. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 в этой части каких-либо ограничений не установлено.
Ссылка прокурора на то, что при определении конкретного размера республиканского налога учитываются свободно-отпускные цены и цены приобретения, увеличенные на сумму дополнительного налога, является несостоятельной, т.к. из п.2 Указа следует, что ставки налога определяются в процентах от свободно-отпускной цены и цены приобретения. Иного указания не имеется, что само по себе свидетельствует о невключении в указанные цены суммы дополнительного налога.
Последним абзацем п.2 Указа предусмотрено, что торговые надбавки в системе розничной торговли и общественного питания применяются к ценам приобретения товаров без учета вновь вводимого налога. Из указанного можно сделать вывод, что сумма вводимого республиканского налога при реализации товара предприятиями розничной торговли и общественного питания включается в стоимость товара. Данное обстоятельство не свидетельствует о противоречии п.2 Указа Президента ЧР от 14 февраля 1994 г. N 33 пункту 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268. Согласно п.7 Указа Президента РФ уплата дополнительных республиканских налогов должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль, т.е. Указом определен источник, из которого должна производиться уплата дополнительного республиканского налога с учетом порядка уплаты налогов, предусмотренных законодательством. Оспоренный прокурором пункт Указа Президента ЧР не регулирует источники уплаты республиканского налога. По мнению судебной коллегии механизм реализации Указа Президента ЧР предусмотрен Инструкцией Государственной налоговой инспекции по Чувашской Республике от 21 февраля 1994 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты республиканского налога от реализации алкогольных напитков, табачных и ювелирных изделий". Однако, прокурором законность настоящей Инструкции не оспаривается.
Включение суммы республиканского налога в стоимость товара при его реализации не противоречит действующему законодательству, методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, согласно которым в свободные цены включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Введение дополнительного республиканского налога не влияет на порядок и размеры поступлений в федеральный бюджет федеральных налогов и сборов.
Руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
В удовлетворении заявления и.о. прокурора Чувашской Республики о признании недействительным пункта 2 Указа Президента Чувашской Республики от 14 февраля 1994 г. N 33 "О регулировании реализации отдельных видов товаров" отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 20 августа 1996 г. N 3-4/96 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 1996 г. N 31-Г96-5 настоящее решение отменено