Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 14 мая 1998 г. N 3-6/98
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чувашской Республики о признании недействительным постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 апреля 1998 года N 91 "О взимании сбора за проезд автотранспорта по автомобильным дорогам на территории Чувашской Республики",
установила:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 91 от 2 апреля 1998 года "О взимании сбора за проезд автотранспорта по автомобильным дорогам на территории Чувашской Республики" в целях изыскания дополнительных финансовых средств для проведения мероприятий по улучшению экологической обстановки и охране здоровья населения с 1 апреля 1998 года введено взимание сбора за проезд автотранспорта по автомобильным дорогам на территории Чувашской Республики с зачислением денежных средств в республиканский бюджет. Пунктом 2 постановления утверждено Положение о порядке взимания сбора за проезд автотранспорта по автомобильным дорогам на территории Чувашской Республики, которым определено, что плательщиками сборов являются юридические и физические лица - владельцы грузового и легкового автотранспорта, зарегистрированного за пределами Чувашской Республики, и осуществляющие проезд по автомобильным дорогам на территории Чувашской Республики. Этим же Положением установлены ставки сборов в зависимости от вида транспортных средств.
Прокурор Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействительным названного постановления, ссылаясь на то, что оно принято в нарушение ст.72, 74 Конституции Российской Федерации, п.2 ст.18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Заявление мотивировано тем, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Кроме того, на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Прокурор Торсунова А.И. поддержала заявление по указанным выше доводам, а представители Кабинета Министров Чувашской Республики Ильина А.В., Филиппов Г.В., Суриков В.Ю., не отрицая этих доводов, с заявлением не согласились, указывая на экономическую целесообразность принятого постановления с целью пополнения республиканского бюджета.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его материалы, судебная коллегия находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и ст.2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основах налоговой системы" взиманию подлежат налоги и сборы, установленные только законным порядком. Налоги и сборы, взимаемые не на основе закона, к числу законно установленных не относятся.
Исходя из положений ч.1 ст.72 и ст.76 Конституции Российской Федерации о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам установления общих принципов налогообложения в Российской Федерации и приоритете федерального законодательства над законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, принимаемые последним нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов не должны противоречить федеральному законодательству.
Предусматривающим общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации и определяющим, в частности, налоги республик в составе Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сбор за проезд автотранспорта по автомобильным дорогам по территории республики транзитного транспорта не установлен. Следовательно, Кабинет Министров Чувашской Республики был не вправе принимать оспариваемое постановление, как не относящееся к законным нормативным правовым актам.
Кроме того, определив плательщиками указанного выше сбора владельцев грузового и легкового автотранспорта, зарегистрированного за пределами Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики в нарушение ст.74 Конституции Российской Федерации ограничил свободу перемещения транспорта - перевозку грузов и товаров, свободу коммерции.
Исходя из изложенного, доводы представителей Кабинета Министров Чувашской Республики о необходимости пополнения республиканского бюджета и экономической целесообразности принятого постановления не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197, 239-7 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Признать недействительным постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 апреля 1998 года N 91 "О взимании сбора за проезд автотранспорта по автомобильным дорогам на территории Чувашской Республики".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 14 мая 1998 г. N 3-6/98 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании