Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 4 мая 1995 г. N 130
"О типовых положениях о государственных, муниципальных общеобразовательных школах-гимназиях и школах-лицеях в Чувашской Республике"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2000 г. N 169 настоящее постановление признано утратившим силу
Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Типовое положение О государственной, муниципальной общеобразовательной школе-гимназии в Чувашской Республике;
Типовое положение О государственной, муниципальной общеобразовательной школе-лицее в Чувашской Республике.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики |
Э.Аблякимов |
Утверждено постановлением
Кабинета Министров Чувашской
Республики от 4 мая 1995 г. N 130
Типовое положение
О государственной, муниципальной общеобразовательной школе-гимназии в Чувашской Республике
1. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение (далее - положение) регулирует деятельность государственных, муниципальных общеобразовательных школ-гимназий Чувашской Республики до утверждения Правительством Российской Федерации Типового положения о гимназиях.
На основе настоящего положения государственная, муниципальная общеобразовательная школа-гимназия разрабатывает свой Устав.
Для негосударственных общеобразовательных школ-гимназий Чувашской Республики данное положение выполняет функции примерного.
2. Государственная, муниципальная общеобразовательная школа-гимназия (далее - гимназия) - общеобразовательное учреждение, осуществляющее среднее образование повышенного уровня, создающее условия для всестороннего развития, формирования творческого потенциала личности на основе усложненных учебных планов и программ, использования новейших технологий и средств обучения, высокого уровня кадрового, материально-технического и финансового обеспечения.
Гимназия предоставляет всем желающим гражданам Чувашской Республики возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных и республиканских образовательных стандартов.
3. Деятельность гимназии строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, активности и светского характера образования.
4. В своей деятельности гимназия руководствуется законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Президента Чувашской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики, решениями республиканского, районных (городских) органов управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением настоящим положением.
5. Основные цели гимназии - удовлетворение образовательных потребностей и развитие индивидуальных способностей обучающихся, формирование общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ повышенного уровня, их адаптация к жизни в обществе, формирование интеллектуального потенциала Чувашской Республики, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине.
6. Гимназия осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, обеспечивает охрану здоровья обучающихся.
7. Гимназия несет в установленном законодательством порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным и республиканским образовательным стандартам, за соответствие применяемых форм, методов и средств обучения и воспитания возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.
2. Организация деятельности гимназии
8. Гимназия создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется в соответствии с законодательством в регистрационных органах в заявительном порядке.
9. Учредителями гимназий могут быть республиканский орган управления образованием и органы местного самоуправления.
Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму гимназии.
Учредительными документами гимназии являются решение о его создании или договор учредителей, а также Устав гимназии.
10. Права юридического лица у гимназии в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации.
Гимназия как юридическое лицо имеет Устав, расчетный счет и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
11. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством, возникают у гимназии с момента выдачи ей лицензии (разрешения).
12. Гимназия проходит государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Чувашской Республики "Об образовании".
13. Гимназия может быть реорганизована, перепрофилирована, ликвидирована по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств гимназии или если учредитель принимает на себя эти обязательства.
14. Ликвидация гимназии может осуществляться:
а) по решению учредителя;
б) по решению суда.
15. Количество классов в гимназии зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм.
Наполняемость классов гимназии устанавливается в количестве 20-25 обучающихся.
16. При наполняемости в городских классах гимназии 25 человек сельских - не менее 20 человек допускается деление классов на 2 группы при изучении иностранных языков, чувашского языка в гимназиях с многонациональным составом, русского языка - в гимназиях с чувашским языком обучения и других предметов в соответствии с учебным планом гимназии.
3. Образовательный процесс
17. Гимназия осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3-4 года);
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);
III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2-3 года).
18. Содержание общего образования в гимназиях определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми гимназией самостоятельно на основе государственных и республиканских образовательных стандартов.
Гимназия формирует у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам в гимназиях вводятся предметы по выбору самих обучающихся, при наличии соответствующих условий и исходя из запросов обучающихся и (или) их родителей (лиц, их заменяющих) в гимназии может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
19. Язык, на котором ведется обучение и воспитание, определяется учредителем и Уставом гимназии.
20. Гимназия самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определяемых Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Чувашской Республики "Об образовании".
21. Организация образовательного процесса в гимназии строится на основе учебного плана, разрабатываемого гимназией самостоятельно в соответствии с примерным государственным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными документами, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных Уставом гимназии на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
В учебных планах гимназии, имеющей государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть ниже количества часов, определенных государственным примерным учебным планом.
22. Учебный год в гимназии, как правило, начинается 1 сентября.
Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается гимназией самостоятельно.
23. Гимназия самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом и требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании" Закона Чувашской Республики "Об образовании".
4. Участники образовательного процесса
24. Участниками образовательного процесса в гимназии являются обучающиеся, педагогические работники, родители (лица, их заменяющие) обучающихся.
25. Порядок приема в гимназии в части, не отрегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Чувашской Республики "Об образовании", определяется учредителем и закрепляется в его Уставе.
Решением Верховного суда Чувашской Республики от 25 июля 1996 г. N 3-3/96 пункт 26 настоящего положения признан недействительным
26. Прием в гимназию производится по заявлениям поступающих на конкурсной основе. Условия конкурса, разработанные гимназией, должны способствовать отбору наиболее подготовленных граждан к освоению программы всех трех ступеней образования и гарантировать соблюдение их прав на получение среднего (полного) общего образования.
27. Гимназия обязана ознакомить поступающего на обучение и его родителей (лиц, их заменяющих) с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в гимназии.
28. Права и обязанности обучающихся, их родителей (лиц, их заменяющих) определяются Уставом гимназии и иными предусмотренными Уставом локальными актами.
Устав гимназии утверждается учредителем.
29. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Итоговая аттестация выпускников гимназии осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
30. Порядок комплектования персонала гимназии регламентируется его Уставом. Для работников гимназии работодателем является данная гимназия.
31. Отношения работника и администрации гимназии регламентируются трудовым договорам (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
5. Управление гимназией
32. Управление гимназией осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Чувашской Республики "Об образовании" и Уставом на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
33. Общее руководство гимназией осуществляет выборный представительный орган - совет гимназии.
Порядок выборов совета и вопросы его компетенции определяются учредителем и Уставом гимназии.
34. Непосредственное руководство государственной, муниципальной гимназией осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Прием на работу директора государственной гимназии осуществляется в порядке, определяемом Уставом гимназии и в соответствии с законодательством.
Директор муниципальной гимназии назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
35. Разграничение полномочий между советом гимназии и директором определяется Уставом гимназии.
6. Имущество и средства гимназии
36. За гимназией учредитель закрепляет имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьих лиц.
Гимназия владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством и договором между гимназией и собственником или между собственником и учредителем.
37. Деятельность гимназии финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
38. Финансирование гимназии осуществляется на основе штатных нормативов школ-гимназий, состоящих из: Типовых штатов общеобразовательных школ, утвержденных Приказом Министерства просвещения СССР от 31 декабря 1986 г. N 264, и дополнительных штатных нормативов для государственных, муниципальных гимназий.
39. В гимназии дополнительно устанавливаются:
а) должности:
зам.директора по научно-методической работе из расчета 0,5 единицы при наличии до 10 классов-комплектов, 1 единица при более 10 классов-комплектов;
зам.директора по вопросам изучения чувашского языка и курса "культура родного края" из расчета 0,5 единицы при наличии от 5 до 10 классов-комплектов, изучающих чувашский язык, культуру родного края, 1 единица при более 10 классов-комплектов;
б) должности:
психолога - 1 единица;
лаборанта кабинета физической культуры (спортивного зала) - 1 единица без учета количества классов-комплектов.
40. В сметах расходов на содержание государственных, муниципальных гимназий предусматриваются дополнительные ассигнования:
для оплаты труда руководителей кружков, студий, научных обществ, спортивных и других объединений обучающихся, для осуществления руководства научно-методическим объединением учителей гимназий до 9 ставок учителя;
на оплату отдельных лекций, спецкурсов по профилю гимназии на основе трудовых договоров со специалистами высшей квалификации, преподавателями вузов - в размере 2,0 ставок учителя (1440 часов в год).
х Пункт 19 Типовых штатов начальных, неполных средних и
средних общеобразовательных школ на гимназии не
распространяется.
Утверждено постановлением
Кабинета Министров Чувашской
Республики от 4 мая 1995 г. N 130
Типовое положение
О государственной, муниципальной общеобразовательной школе-лицее в Чувашской Республике
1. Общие положения
1. Настоящее положение (далее - положение) регулирует деятельность государственных, муниципальных общеобразовательных школ-лицеев Чувашской Республики до утверждения Правительством Российской Федерации Типового положения о лицеях.
На основе настоящего положения государственная, муниципальная общеобразовательная школа-лицей разрабатывает свой Устав.
Для негосударственных общеобразовательных школ-лицеев Чувашской Республики данное положение выполняет функции примерного.
2. Государственная, муниципальная общеобразовательная школа-лицей (далее - лицей) - общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность на основе общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, дающее обучающимся общее среднее образование с углубленным изучением ряда предметов, как правило,
Лицей предоставляет всем желающим гражданам Чувашской Республики возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных и республиканских образовательных стандартов.
3. Деятельность лицея строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, активности и светского характера образования.
4. В своей деятельности лицей руководствуется законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Президента Чувашской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики, решениями республиканского, районного (городских) органов управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1008, настоящим положением.
5. Основные цели лицея - удовлетворение образовательных потребностей и развитие индивидуальных способностей обучающихся, формирование общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ повышенного уровня, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
6. Лицей осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, обеспечивает охрану здоровья обучающихся.
7. Лицей несет в установленном законодательством порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным и республиканским образовательным стандартам, за соответствие применяемых форм, методов и средств обучения и воспитания возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.
2. Организация деятельности лицея
8. Лицей создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется в соответствии с законодательством в регистрационных органах в заявительном порядке.
9. Учредителями лицеев могут быть республиканский орган управления образованием и органы местного самоуправления.
Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму лицея.
Учредительными документами лицея являются решение о его создании или договор учредителей, а также Устав лицея.
10. Права юридического лица у лицея в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.
Лицей как юридическое лицо имеет Устав, расчетный счет и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
11. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством, возникают у лицея с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
12. Лицей проходит государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Чувашской Республики "Об образовании".
13. Лицей может быть реорганизован, перепрофилирован, ликвидирован по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств лицея или если учредитель принимает на себя эти обязательства.
14. Ликвидация лицея может осуществляться:
а) по решению учредителя;
б) по решению суда.
15. Количество классов в лицее зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм.
Наполняемость классов лицея устанавливается в количестве 20-25 обучающихся.
16. При наполняемости в городских классах лицея 25 человек, сельских - не менее 20 человек допускается деление классов на 2 группы при изучении иностранных языков, чувашского языка в лицеях с многонациональным составом, русского языка - в лицеях с чувашским языком обучения и других предметов в соответствии с учебным планом лицея.
3. Образовательный процесс
17. Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ II и III ступеней образования.
Лицей состоит из подготовительных лицейских (5-7 классы) и собственно лицейских (8-11) классов.
Сроки обучения - 7-8 лет или 2-3 года в зависимости от установленной учредителем структуры.
18. Содержание общего образования в лицее определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми лицеем самостоятельно на основе государственных и республиканских образовательных стандартов.
19. Язык, на котором ведется обучение и воспитание, определяется учредителем и Уставом лицея.
20. Лицей самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определяемых Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Чувашской Республики "Об образовании".
21. Организация образовательного процесса в лицее строится на основе учебного плана, разрабатываемого лицеем самостоятельно в соответствии с примерным государственным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными документами, не должны превышать нормы предельно допустимых нагрузок, определенные Уставом лицея на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
В учебных планах лицея, имеющего государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть ниже количества часов, определенных государственным примерным учебным планом.
22. Учебный год в лицее, как правило, начинается 1 сентября.
Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается лицеем самостоятельно.
23. Лицей самостоятелен в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом и требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании" и Закона Чувашской Республики "Об образовании".
4. Участники образовательного процесса
24. Участники образовательного процесса в лицее являются обучающиеся, педагогические работники, родители (лица, их заменяющие) обучающихся.
25. Порядок приема в лицей в части, не отрегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Чувашской Республики "Об образовании", определяется учредителем и закрепляется в его Уставе.
Решением Верховного суда Чувашской Республики от 25 июля 1996 г. N 3-3/96 пункт 26 настоящего положения признан недействительным
26. Прием в лицей производится по заявлениям поступающих на конкурсной основе. Условия конкурса, разработанные лицеем, должны способствовать отбору наиболее подготовленных граждан к освоению программы II и III ступени образования и гарантировать соблюдение их прав на получение среднего (полного) общего образования.
27. Лицей обязан ознакомить поступающего на обучение и его родителей (лиц, их заменяющих) с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в лицее.
28. Права и обязанности обучающихся, их родителей (лиц, их заменяющих) определяются Уставом лицея и иными предусмотренными Уставом локальными актами.
Устав лицея утверждается учредителем.
29. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Итоговая аттестация выпускников лицеев осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
30. Порядок комплектования персонала лицея регламентируется его Уставом. Для работников лицея работодателем является данный лицей.
31. Отношения работника и администрации лицея регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
5. Управление лицеем
32. Управление лицеем осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Чувашской Республики "Об образовании" и Уставом на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
33. Общее руководство лицеем осуществляет выборный представительный орган - совет лицея.
Порядок выборов совета и вопросы его компетенции определяются учредителем и Уставом лицея.
34. Непосредственное руководство государственным, муниципальным лицеем осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Прием на работу директора государственного лицея осуществляется в порядке, определяемом Уставом лицея и в соответствии с законодательством.
Директор муниципального лицея назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
35. Разграничение полномочий между советом лицея и директором определяется Уставом лицея.
6. Имущество и средства лицея
36. За лицеем учредитель закрепляет имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьих лиц.
Объекты собственности, закрепленные за лицеем, находятся в его оперативном управлении.
Лицей владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством и договором между лицеем и собственником или между собственником и учредителем.
37. Деятельность лицея финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
38. Финансирование лицея осуществляется на основе штатных нормативов школ-лицеев, состоящих из Типовых штатов общеобразовательных школ, утвержденных Приказом Министерство просвещения СССР от 31 декабря 1986 г. N 264 и дополнительных штатных нормативов для государственных, муниципальных лицеев.
39. В лицее дополнительно устанавливаются:
а) должности:
зам.директора по научно-методической работе из расчета 0,5 единицы при наличии до 10 классов-комплектов, 1 единица при более 10 классов-комплектов;
зам.директора по вопросам изучения чувашского языка и курса "культура родного края" из расчета 0,5 единицы при наличии от 5 до 10 классов-комплектов, изучающих чувашский язык, культуру родного края, единица при более 10 классов-комплектов;
б) должности:
социального педагога - 1 единица;
лаборанта кабинета физической культуры (спортивного зала) - 1 единица без учета количества классов-комплектов.
40х. В сметах расходов на содержание лицеев предусматриваются дополнительные ассигнования:
для оплаты труда руководителей кружков, студий научных обществ, спортивных и других объединений обучающихся, для осуществления руководства научно-методическим объединением учителей лицеев до 9 ставок учителя;
на оплату отдельных лекций, спецкурсов по профилю лицея на основе трудовых договоров со специалистами высшей квалификации, преподавателями вузов - в размере 2,0 ставок учителя (1440 часов в год).
х Пункт 19 Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ на лицеи не распространяется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 мая 1995 г. N 130 "О типовых положениях о государственных, муниципальных общеобразовательных школах-гимназиях и школах-лицеях в Чувашской Республики"
Текст постановления опубликован в газете "Правительственный вестник" от 17 мая 1995 г. N 19 (111), от 24 мая 1995 г. N 20 (112)
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2000 г. N 169 настоящее постановление признано утратившим силу