Конституция (Основной закон) Чувашской Республики
(принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва 31 мая 1978 г.)
3 ноября 1989 г., 29 августа, 23 октября 1991 г., 13, 15, февраля, 29 апреля 1992 г., 24 ноября 1993 г., 3 апреля, 27 ноября 1998 г.
Законом Чувашской Республики от 9 декабря 2000 г. N 39 настоящая Конституция прекратила действие
Законом Чувашской Республики от 24 ноября 1993 г. в настоящую Конституцию внесены изменения
I. Основы общественного строя и политики Чувашской Республики
Глава 1
Политическая система
Статья 1. Чувашская Республика есть общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.
Статья 2. Вся власть в Чувашской Республике принадлежит народу. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через государственные органы и местное самоуправление.
Высшим выражением непосредственной власти народа является референдум и свободные выборы.
Государственная власть в Чувашской Республике осуществляется на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в соответствии с установленным Конституцией Чувашской Республики, Конституцией Российской Федерации, разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Чувашской Республики и федеральными органами.
Статья 4. Государство, все органы действуют на основе законности, обеспечивает охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать, Конституцию Российской Федерации, Конституцию Чувашской Республики и законы.
Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Статья 6. Политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами.
Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Российской Федерации и Чувашской Республики.
Не допускается создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.
Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.
Трудовые коллективы развивают соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.
Статья 9. Основным направлением развития политической системы общества является дальнейшее развертывание демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Глава 2
Экономическая система
Статья 10. Основу экономической системы Чувашской Республики составляет собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет собственность и создает условия для ее преумножения.
Никто не вправе использовать собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.
Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего народа.
Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. В Чувашской Республике подтверждается многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности на землю, поддерживается развитие всех форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, их кооперативов и ассоциаций. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 13. Основу личной собственности граждан Чувашской Республики составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.
В собственности, пожизненном наследуемом владении, пользовании граждан могут находится участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения крестьянского, личного подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального строительства. Граждане обязаны рационально использовать полученные земельные участки. Государство оказывает содействие гражданам в ведении крестьянского, личного подсобного хозяйства.
Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.
Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого человека является свободный от эксплуатации труд людей.
В соответствии с принципом социализма "От каждого - по способностям, каждому - по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого человека.
Статья 15. Высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.
Опираясь на творческую активность трудящихся, соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Статья 16. Экономика Чувашской Республики является составной частью экономики Российской Федерации, единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья народного производства, распределения и обмена на территории Российской Федерации.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Статья 18. В интересах настоящего и будущего поколений в Чувашской Республики принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
Глава 3
Социальное развитие и культура
Статья 19. Социальную основу Чувашской Республики составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
Государство способствует усилению социальной однородности общества - стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей.
Статья 20. В соответствии с идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Статья 22. В Чувашской Республики последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.
Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.
В целях более полного удовлетворения потребностей людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 24. В Чувашской Республики действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.
Статья 25. В Чувашской Республики существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания людей, повышения их культурного уровня.
В Чувашской Республики всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
II. Государство и личность
Глава 4
Гражданство Чувашской Республики. Равноправие граждан
Статья 28. В соответствии с установленным Законом Российской Федерации каждый гражданин Чувашской Республики является гражданином Российской Федерации.
Основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяется Законом о гражданстве.
Гражданин Чувашской Республики за границей пользуется защитой и покровительством государства.
Статья 29. Граждане Чувашской Республики равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан Чувашской Республики обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 30. Женщина и мужчина имеют в Чувашской Республики равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.
Статья 31. Граждане Чувашской Республики различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей, воспитанием граждан в духе патриотизма и интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по закону.
Статья 32. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Чувашской Республики гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Чувашской Республики иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Чувашской Республики и соблюдать законы.
Глава 5
Основные права, свободы и обязанности граждан Чувашской Республики
Статья 33. Граждане Чувашской Республики обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики и законами. Государственный строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 34. Граждане Чувашской Республики имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается системой государственных гарантий, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Статья 35. Граждане Чувашской Республики имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а так же расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 36. Граждане Чувашской Республики имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 37. Граждане Чувашской Республики имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 38. Граждане Чувашской Республики имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Чувашской Республики должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 39. Граждане Чувашской Республики имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 40. Граждане Чувашской Республики имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Статья 41. Гражданам Чувашской Республики гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 42. Граждане Чувашской Республики имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 43. Каждый гражданин Чувашской Республики имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 44. В соответствии с интересами народа гражданам Чувашской Республики гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 45. Граждане Чувашской Республики имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 46. Гражданам Чувашской Республики гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Церковь в Чувашской Республики отделена от государства и школа - от церкви.
Статья 47. Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 48. Гражданам Чувашской Республики гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 49. Гражданам Чувашской Республики гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Статья 50. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 51. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане Чувашской Республики имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 52. Граждане Чувашской Республики имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане Чувашской Республики имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных, общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 53. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.
Гражданин Чувашской Республики обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Чувашской Республики и законы, с достоинством нести высокое звание гражданина.
Статья 54. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Чувашской Республики - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами общества.
Статья 56. Гражданин Чувашской Республики обязан оберегать интересы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.
Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина Чувашской Республики.
Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.
Статья 57. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации - почетная обязанность граждан Чувашской Республики.
Статья 58. Долг каждого гражданина Чувашской Республики - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей многонационального государства.
Статья 59. Гражданин Чувашской Республики обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 60. Граждане Чувашской Республики обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 61. Граждане Чувашской Республики обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 62. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан Чувашской Республики.
Статья 63. Интернациональный долг гражданина Чувашской Республики - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.
III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Чувашской Республики
Глава 6
Чувашская Республика - Республика в составе Российской Федерации
Статья 64. Чувашская Республика есть государство, находящееся в составе Российской Федерации.
Вне пределов прав Российской Федерации Чувашская Республика самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.
Статья 65. Территория Чувашской Республики не может быть изменена без ее согласия.
Статья 66. Ведению Чувашской Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Чувашской Республики и внесение в нее изменений;
2) контроль за соблюдением Конституции Чувашской Республики;
3) законодательство Чувашской Республики;
4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
5) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
6) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Чувашской Республики; обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
7) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Чувашской Республики, государственного бюджета Чувашской Республики и утверждение отчетов об их выполнении.
8) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, поступающих на образование государственного бюджета Чувашской Республики;
9) руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения;
10) контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;
11) руководство жилищным коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
12) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Чувашской Республики, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;
13) решение других вопросов республиканского значения.
Статья 67. Чувашская Республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации, через высшие органы государственной власти и управления соответственно Российской Федерации.
Чувашская Республика обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Российской Федерации, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления Российской Федерации.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Чувашская Республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций и федерального подчинения.
Статья 68. В соответствии с Конституцией Российской Федерации защита Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты мирного труда народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы Российской Федерации и установлена всеобщая воинская обязанность.
Чувашская Республика участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством.
Статья 69. В Чувашской Республике пропаганда войны запрещается.
Статья 70. Законы Российской Федерации обязательны на территории Чувашской Республики.
Глава 7
Административно-территориальное устройство Чувашской Республики
Статья 71. Чувашская Республика определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 72. Чувашская Республика состоит из районов: Алатырского, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского, Янтиковского; городов республиканского подчинения: Чебоксар, Алатыря, Канаша, Новочебоксарска, Шумерли.
IV. Советы народных депутатов Чувашской Республики и порядок их избрания. Местное самоуправление в Чувашской Республике
Глава 8
Система и принципы деятельности Советов народных депутатов
Статья 73. Государственный Совет Чувашской Республики является представительным законодательным органом государственной власти, а местные Советы народных депутатов - представительным органом местного самоуправления.
Статья 74. Срок полномочий Советов народных депутатов Чувашской Республики - четыре года.
Выборы народных депутатов Чувашской Республики и народных депутатов местных Советов народных депутатов Чувашской Республики назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов государственной власти.
Статья 75. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Государственного Совета Чувашской Республики и местных Советов народных депутатов или ставятся на референдумы.
Государственный Совет Чувашской Республики и местные Советы народных депутатов избирают председателей Советов. Государственный Совет Чувашской Республики также формирует Президиум.
Советы народных депутатов образуют постоянные комиссии, создают исполнительные, а также другие подотчетные им органы, избирают, назначают или утверждают их руководителей.
Должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд и могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения ими своих служебных обязанностей.
Статья 77. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят на своих территориях всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 78. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед ними, трудовыми коллективами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан важнейшие вопросы республиканского и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях.
Глава 9
Избирательная система
Статья 79. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Законом Чувашской Республики от 3 апреля 1998 г. N 3 в статью 80 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 80. Выборы народных депутатов являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Чувашской ACCР, достигшие 18 лет.
Гражданин Чувашской Республики не может быть одновременно депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.
Лица, входящие в состав Кабинета Министров Чувашской Республики, за исключением Председателя Совета Министров Чувашской Республики, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются. Не могут быть депутатами лица, возглавляющие местную администрацию, ее отделы и иные структурные подразделения.
Статья 81. Выборы народных депутатов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 82. Выборы народных депутатов являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 83. Голосование на выборах народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 84. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.
Кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.
Статья 85. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется открыто и гласно.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Чувашской Республики, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами Российской Федерации и Чувашской Республики.
Статья 86. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
Глава 10
Народный депутат
Статья 87. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Статья 88. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время сессий Государственного Совета Чувашской Республики и местных Советов народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего республиканского или местного бюджета.
Статья 89. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Государственного Совета Чувашской Республики, местного Совета народных депутатов.
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 90. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными законодательными актами Российской Федерации и Чувашской Республики.
Статья 91. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Государственного Совета Чувашской Республики или местного Совета народных депутатов перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
V. Высшие органы государственной власти и управления Чувашской Республики
Глава 11
Государственный Совет Чувашской Республики
Статья 92. Государственный Совет Чувашской Республики - постоянно действующий представительный законодательный орган государственной власти Чувашской Республики.
Государственный Совет Чувашской Республики:
1) принимает Конституцию и законы Чувашской Республики, вносит в них изменения и дополнения;
2) принимает решения по вопросам национально-государственного и административно-территориального устройства, отнесенным к ведению Чувашской Республики; устанавливает законодательную базу организации и деятельности республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) решает вопросы об изменении границ Чувашской Республики с другими республиками и областями в составе Российской Федерации и вносит их на утверждение Федерального Собрания Российской Федерации;
4) по представлению Президента Чувашской Республики или Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики утверждает перспективные государственные программы экономического и социального развития, государственный бюджет Чувашской Республики; осуществляет контроль за ходом выполнения государственных программ и бюджета; утверждает отчет об исполнении бюджета;
5) избирает Председателя Государственного Совета Чувашской Республики и двух его заместителей;
6) избирает из числа депутатов Государственного Совета постоянные комиссии или комитеты для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета и осуществления контрольных функций;
7) дает согласие Президенту Чувашской Республики на назначение Председателя Кабинета Министров - главы Правительства, если Президент Чувашской Республики или вице-президент Чувашской Республики не совмещают свои посты с постом Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики;
8) по представлению Президента Чувашской Республики избирает Председателя и членов Комитета конституционного надзора, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего арбитражного суда, а членов Верховного Суда, Высшего арбитражного суда и народных судей избирает в соответствии с действующим законодательством;
9) принимает решения о проведении республиканского народного голосования (референдума);
Законом Чувашской Республики от 3 апреля 1998 г. N 3 пункт 10 части второй статьи 92 настоящей Конституции изложен в новой редакции
10) назначает выборы Президента Чувашской Республики, депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, в органы местного самоуправления, утверждает состав центральных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Совета и Президента Чувашской Республики;
11) осуществляет толкование законов Чувашской Республики;
12) утверждает государственные награды Чувашской Республики и устанавливает почетные звания Чувашской Республики;
13) осуществляет законодательную инициативу на Федеральном Собрании Российской Федерации;
14) отменяет распоряжения Председателя Государственного Совета Чувашской Республики в случае несоответствия их законам Чувашской Республики;
15) отрешает от должности Президента Чувашской Республики в связи с нарушением Президентом Чувашской Республики Конституции и законов Чувашской Республики, Конституции и законов Российской Федерации на основании заключения Комитета конституционного надзора Чувашской Республики.
Решение принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственного Совета Чувашской Республики;
16) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Государственного Совета Чувашской Республики.
Государственный Совет Чувашской Республики принимает законы и постановления большинством голосов от общего числа депутатов.
Государственный Совет Чувашской Республики осуществляет контроль за реализацией принятых им правовых актов.
Законом Чувашской Республики от 3 апреля 1998 г. N 3 в статью 93 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 93. Государственный Совет Чувашской Республики состоит из 87 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью избирателей. Порядок выборов устанавливается законом Чувашской Республики.
Законом Чувашской Республики от 27 ноября 1998 г. N 27 часть вторая статьи 93 настоящей Конституции изложена в новой редакции
Количество депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, работающих на постоянной основе, устанавливается Законом Чувашской Республики.
Государственный Совет Чувашской Республики избирается сроком на четыре года.
Полномочия Государственного Совета Чувашской Республики могут быть прекращены досрочно по решению самого Государственного Совета Чувашской Республики.
Статья 94. Государственный Совет Чувашской Республики созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.
По представлению избираемой им мандатной комиссии Государственный Совет Чувашской Республики принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов, недействительными.
Статья 95. Первую после выборов сессию Государственного Совета Чувашской Республики открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Чувашской Республики, а после избрания Председателя Государственного Совета Чувашской Республики и его заместителей заседания Государственного Совета Чувашской Республики ведет Председатель Государственного Совета Чувашской Республики или его заместитель.
Статья 96. Государственный Совет Чувашской Республики созывается Председателем Государственного Совета по мере необходимости, но не менее 4 раз в год.
Статья 97. Право законодательной инициативы в Государственном Совете Чувашской Республики принадлежит депутатам Государственного Совета, Президенту Чувашской Республики, комитетам и комиссиям Государственного Совета, Комитету конституционного надзора Чувашской Республики, Верховному Суду Чувашской Республики, Высшему арбитражному суду Чувашской Республики, Прокурору Чувашской Республики, районам и городам (республиканского значения) в лице их представительных органов власти.
Статья 98.
Проекты законов, внесенные на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики, обсуждаются на его заседаниях.
Закон Чувашской Республики считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа народных депутатов Чувашской Республики.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Государственного Совета Чувашской Республики, принятым по его инициативе или по предложению районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 100. Исключена.
См. текст статьи 100
Законом Чувашской Республики от 3 апреля 1998 г. N 3 в часть первую статьи 101 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 101. Председатель Государственного Совета Чувашской Республики избирается Государственным Советом Чувашской Республики тайным голосованием и работает на профессиональной постоянной основе.
Председатель Государственного Совета Чувашской Республики может в любое время, путем тайного голосования, отозван Государственным Советом Чувашской Республики.
Статья 102. Председатель Государственного Совета Чувашской Республики:
1) председательствует на заседаниях Государственного Совета;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Государственным Советом, подписывает постановления, принятые Государственным Советом Чувашской Республики;
3) представляет Государственному Совету Чувашской Республики кандидатуры для избрания на должность заместителей Председателя Государственного Совета;
4) ведет переговоры и подписывает соглашения между законодательными органами (парламентами) субъектов Российской Федерации с последующим представлением соглашений на ратификацию Государственному Совету Чувашской Республики.
Председатель Государственного Совета Чувашской Республики издает распоряжения.
Заместители Председателя Государственного Совета Чувашской Республики выполняют по уполномочию Председателя Государственного Совета Чувашской Республики отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 103. Законы Чувашской Республики подписываются и обнародуются Президентом Чувашской Республики в течение четырнадцати дней после их принятия.
Законы, принятые Государственным Советом Чувашской Республики, могут быть возвращены до истечения этого срока Президентом Чувашской Республики для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон Чувашской Республики принят двумя третями голосов от общего состава народных депутатов Чувашской Республики, то Президент Чувашской Республики обязан его подписать и опубликовать в течение трех дней.
Статья 104. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должо# быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.
Статья 105. Народные депутаты Чувашской Республики освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Государственном Совете Чувашской Республики.
Народный депутат Чувашской Республики не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Государственного Совета Чувашской Республики.
Статья 106. Комитет конституционного надзора Чувашской Республики избирается Государственным Советом Чувашской Республики сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 5 членов Комитета.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Чувашской Республики, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Чувашской Республики, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Чувашской Республики.
Статья 107. Комитет конституционного надзора Чувашской Республики:
1) по собственной инициативе, по поручению Государственного Совета Чувашской Республики, по предложению Президиума Государственного Совета Чувашской Республики, постоянных комиссий Государственного Совета Чувашской Республики и Президента Чувашской Республики представляет в указанные органы заключения о соответствии Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики, а также проектов законов Чувашской Республики, подлежащих рассмотрению Государственным Советом Чувашской Республики;
2) осуществляет наблюдение за соответствием Конституции Чувашской Республики и законам Чувашской Республики указов и распоряжений Президента Чувашской Республики, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики, решений районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов;
3) по собственной инициативе, по поручению или предложениям Государственного Совета Чувашской Республики, Президиума Государственного Совета Чувашской Республики, Председателя Государственного Совета Чувашской Республики, постоянных комиссий Государственного Совета Чувашской Республики, Президента Чувашской Республики , Кабинета Министров Чувашской Республики, дает заключения о соответствии Конституции Чувашской Республики и законам Чувашской Республики актов других государственных органов и общественных организаций.
При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции Чувашской Республики или законам Чувашской Республики Комитет конституционного надзора Чувашской Республики направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает исполнение противоречащего Конституции Чувашской Республики или закону Чувашской Республики акта либо его отдельных положений.
Комитет конституционного надзора Чувашской Республики вправе входить с представлением в Государственный Совет Чувашской Республики к Президенту Чувашской Республики или Кабинета Министров Чувашской Республики об отмене противоречащих Конституции Чувашской Республики или закону Чувашской Республики актов подотчетных им органов или должностных лиц.
Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора Чувашской Республики определяются законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о конституционном надзоре.
Статья 108. Государственный Совет Чувашской Республики осуществляет контроль за реализацией принятых им актов.
Статья 109. Порядок деятельности Государственного Совета Чувашской Республики и его органов определяется Регламентом Государственного Совета Чувашской Республики и другими законами Чувашской Республики, издаваемыми на основе Конституции Чувашской Республики.
Глава 11.1. Президент Чувашской Республики
Статья 109.1. Президент Чувашской Республики является высшим должностным лицом Чувашской Республики и главой исполнительной власти в Чувашской Республики.
Президент Чувашской Республики входит в единую систему исполнительской # власти Российской Федерации, возглавляемой Президентом Российской Федерации.
Президент Чувашской Республики выступает гарантом прав и свобод личности в Чувашской Республики, суверенитета республики, соблюдения Конституции и законов Чувашской Республики Республики, принятых республикой региональных и международных обязательств, а также эффективного функционирования исполнительной власти.
Выборы Президента Чувашской Республики осуществляются гражданами Чувашской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Законом Чувашской Республики от 3 апреля 1998 г. N 3 в часть первую статьи 109.2 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 109.2. Президентом Чувашской Республики может быть избран гражданин Чувашской Республики не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Чувашской Республики.
Президент Чувашской Республики избирается сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может быть Президентом Чувашской Республики более двух сроков подряд.
Порядок выборов и вступления в должность Президента Чувашской Республики устанавливаются законами Чувашской Республики.
Никакие иные выборы или назначения на должность, а равно присвоение полномочий Президента Чувашской Республики незаконны и недействительны.
Статья 109.3. Президент Чувашской Республики не занимает никакие другие должности в государственных органах и общественных организациях, не занимается коммерческой и предпринимательской деятельностью.
Президент Чувашской Республики не может быть народным депутатом.
Статья 109.4. При вступлении в должность в течение одного месяца после объявления результатов выборов Президент Чувашской Республики приносит присягу на верность народу, Конституции Чувашской Республики. Текст присяги и порядок ее принесения определяется Законом о Президенте Чувашской Республики.
Статья 109.5. Президент Чувашской Республики:
1) обеспечивает права и свободы граждан Чувашской Республики, государственный суверенитет Чувашской Республики, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;
2) представляет Чувашскую Республики в отношениях с Российской Федерацией и другими республиками, а также в международных отношениях;
3) обеспечивает взаимодействие органов государственного управления с органами представительной власти Чувашской Республики;
4) представляет Государственному Совету Чувашской Республики ежегодные доклады о выполнении принятых Государственным Советом Чувашской Республики законов, социально-экономических и иных программ, о положении в республике, принимает обращения и заявления к народу Чувашской Республики, Государственному Совету республики. Информирует Государственный Совет о важных вопросах внутренней и международной политики. Вправе участвовать в работе Государственного Совета Чувашской Республики и его Президиума;
5) назначает Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики с согласия Государственного Совета Чувашской Республики, если Президент или вице-президент не совмещают свой пост с постом Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики;
6) назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики, министров, руководителей комитетов и ведомств Чувашской Республики по представлению Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики;
7) принимает решения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов, других ведомств по представлению председателя Кабинета Министров Чувашской Республики утверждает структуру Кабинета Министров Чувашской Республики в пределах утвержденного бюджета;
8) выражает недоверие и принимает отставку Правительства Чувашской Республики;
9) представляет Государственному Совету кандидатуры на пост Председателя и членов Комитета конституционного надзора, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего арбитражного суда Чувашской Республики.
10) участвует от имени Чувашской Республики в решении вопросов, предусмотренных договорами с Российской Федерацией, назначает и отзывает представителей Чувашской Республики при высших органах государственного управления Российской Федерации, других государств.
11) имеет право приостанавливать или отменять постановления и распоряжения Кабинета Министров республики, акты министерств, государственных комитетов и других подчиненных ему органов, также приостанавливать действие актов органами местного самоуправления Чувашской Республики в случае противоречия их Конституции Чувашской Республики, Законам Чувашской Республики и указам Президента Чувашской Республики;
12) вправе председательствовать на заседаниях Кабинета Министров Чувашской Республики;
13) обращается в Комитет конституционного надзора Чувашской Республики с предложением дать заключение о соответствии Конституции Чувашской Республики законов Чувашской Республики, актов государственных органов и общественных организаций Российской Федерации, непосредственно затрагивающих суверенитет и интересы Чувашской Республики, в необходимых случаях, с учетом заключения Комитета конституционного надзора Чувашской Республики, опротестовывает действие таких актов на территории Чувашской Республики;
14) награждает государственными наградами Чувашской Республики и присваивает почетные звания Чувашской Республики, представляет к государственным наградам Российской Федерации;
15) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствии с законом чрезвычайное положение в Чувашской Республики или в отдельных ее местностях с одновременным внесением принятого решения на утверждение Государственного Совета Чувашской Республики в течении 24 часов;
16) образует аппарат при Президенте Чувашской Республики;
16а) Президент Чувашской Республики принимает решение о проведении референдума в Чувашской Республике;
17) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Чувашской Республики и законами Чувашской Республики.
Статья 109.6. Президент Чувашской Республики имеет право роспуска Государственного Совета в случае нарушения Государственным Советом Конституции и законов Чувашской Республики, Конституции и законов Российской Федерации на основании заключения Комитета конституционного надзора Чувашской Республики.
После роспуска Государственного Совета Чувашской Республики Президент в течение семи дней назначает новые выборы.
Президент Чувашской Республики не имеет права роспуска Государственного Совета в первый год его деятельности, а также в период после объявления недоверия Президенту Чувашской Республики Государственным Советом до решения данного вопроса по существу.
Статья 109.7. Президент Чувашской Республики на основе Конституции Чувашской Республики и законов Чувашской Республики, законов Российской Федерации, действующих на территории Чувашской Республики, решений Государственного Совета Чувашской Республики, издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение.
Указы Президента Чувашской Республики не могут противоречить Конституции Чувашской Республики и законам Чувашской Республики, а также законам Российской Федерации, действующим на территории Чувашской Республики.
Указы Президента Чувашской Республики обязательны к исполнению на всей территории Чувашской Республики.
Президент Чувашской Республики вправе отстранять от исполнения обязанностей должностных лиц органов исполнительной власти в случае нарушения ими законов Чувашской Республики, законов Российской Федерации, действующих на территории Чувашской Республики.
Статья 109.8. Полномочия Президента Чувашской Республики начинаются с момента принесения им присяги и прекращаются в связи истечением срока полномочий с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Чувашской Республики.
Полномочия Президента Чувашской Республики прекращаются досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента должны состояться не позднее пяти месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.
До вступления вновь избранного Президента Чувашской Республики в должность систему органов государственного управления возглавляет Председатель Кабинета Министров.
Во всех случаях досрочного прекращения полномочий Президента Чувашской Республики одновременно прекращаются и полномочия вице-президента Чувашской Республики.
Президент Чувашской Республики может быть отрешен от должности Государственным Советом Чувашской Республики в связи с нарушением Президентом Чувашской Республики Конституции и законов Чувашской Республики, Конституции и законов Российской Федерации на основании заключения Комитета конституционного надзора Чувашской Республики. Решение об отрешении Президента принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственного Совета Чувашской Республики.
Статья 109.9. Одновременно с Президентом Чувашской Республики избирается вице-Президент Чувашской Республики. Кандидатуру вице-Президента Чувашской Республики предлагает кандидат в Президенты Чувашской Республики.
Законом Чувашской Республики от 3 апреля 1998 г. N 3 в часть вторую статьи 109.9 настоящей Конституции внесены изменения
Вице-Президентом Чувашской Республики может быть избран гражданин Чувашской Республики не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом.
На время выполнения своих полномочий вице-Президент Чувашской Республики приостанавливает свое членство в политических партиях и иных общественных объединениях.
Вице-Президент Чувашской Республики не может быть народным депутатом.
Вице-Президент Чувашской Республики осуществляет по поручению Президента Чувашской Республики отдельные его полномочия.
Вице-Президент Чувашской Республики замещает Президента Чувашской Республики в случае его отсутствия.
Глава 12.
Кабинет Министров Чувашской Республики
Статья 110. Кабинет Министров Чувашской Республики - Правительство Чувашской Республики - орган исполнительной власти, осуществляет свою деятельность под руководством Президента Чувашской Республики и ему подотчетен.
Статья 111. Кабинет Министров Чувашской Республики формируется Президентом Чувашской Республики в составе Председателя Совета Министров Чувашской Республики, первого заместителя, заместителей Председателя Совета Министров Чувашской Республики, министров Чувашской Республики, руководителей государственных комитетов и ведомств Чувашской Республики.
Статья 112. Кабинет Министров Чувашской Республики ответственен перед Президентом Чувашской Республики. Решение об отставке Кабинета Министров принимается Президентом Чувашской Республики по своей инициативе, либо по инициативе самого Кабинета Министров Чувашской Республики. При отставке Кабинета Министров Чувашской Республики Президент Чувашской Республики обязан сформировать новый Кабинет Министров. В случае выражения недоверия Президенту Чувашской Республики и отставки, проводится отставка всех членов Кабинета Министров.
Кабинет Министров Чувашской Республики слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Чувашской Республики.
Статья 113. Кабинет Министров Чувашской Республики правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Чувашской Республики, постольку, поскольку они не входят согласно Конституции Чувашской Республики и законам Чувашской Республики в компетенцию Государственного Совета Чувашской Республики и Президента Чувашской Республики.
В пределах своих полномочий Кабинет Министров Чувашской Республики:
1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает и вносит в Государственный Совет Чувашской Республики текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Чувашской Республики, государственный бюджет Чувашской Республики; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Государственному Совету Чувашской Республики отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие автономной республики, районов и городов; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций федерального подчинения по вопросам, относящимся к ведению Чувашской Республики;
4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
5) принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;
6) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Кабинете Министров Чувашской Республики по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
7) осуществляет руководство нижестоящими органами государственного управления.
Статья 115. Кабинет Министров Чувашской Республики на основе и во исполнение законов Чувашской Республики и иных решений Государственного Совета Чувашской Республики, указов и распоряжений Президента Чувашской Республики, а также законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Российской Федерации, принятых по вопросам, переданным Чувашской Республике, Российской Федерации, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики обязательны к исполнению на всей территории Чувашской Республики.
Статья 116. Кабинет Министров Чувашской Республики в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения местной администрации района, города и района в городе.
Совет Министров Чувашской Республики имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Чувашской Республики, других подведомственных ему органов.
Статья 117. Совет Министров Чувашской Республики объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Чувашской Республики, других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Чувашской Республики руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Чувашской Республики, так и соответствующему министерству или государственному комитету Российской Федерации.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Чувашской Республики несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов Российской Федерации и Чувашской Республики, иных решений Съезда народных депутатов Российской Федерации, Государственного Совета Российской Федерации, Государственного Совета Чувашской Республики и его Президиума, указов и распоряжений Президента Чувашской Республики, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики, актов соответствующих министерств и государственных комитетов Российской Федерации, организуют и проверяют их исполнение.
Статья 118. Структура Кабинета Министров Чувашской Республики, компетенция, порядок деятельности и отношения Кабинета Министров Чувашской Республики с другими государственными органами Чувашской Республики, Российской Федерации и других республик определяются на основе Конституции Чувашской Республики и Закона Чувашской Республики о Кабинете Министров Чувашской Республики.
VI. Местные органы государственной власти и управления в Чувашской Республики
Глава 13
Представительные и общественные органы местного самоуправления
Статья 119. Местное самоуправление в Чувашской Республике - это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через систему государственных органов вопросов, касающихся данной территории и ее населения, исходя из местных и государственных интересов, на основе Конституции Чувашской Республики, настоящего Закона, других законодательных актов Чувашской Республики, а также Конституции и других законодательных актов Российской Федерации.
Местное самоуправление осуществляется в границах района, города, района в городе, поселка, сельсовета и другого населенного пункта в различных организационно-правовых формах на основе Положения (Устава) местного самоуправления. Типовые Положения (Уставы) утверждаются представительным органом Чувашской Республики.
Статья 120. Органами местного самоуправления являются выборные и иные органы местного самоуправления - Собрание депутатов, глава местного самоуправления, местная администрация.
Статья 121. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.
Статья 122. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Статья 123. Выборный представительный орган местного самоуправления утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством, утверждает программы развития соответствующих территорий, принимает Положение (Устав) о местном самоуправлении, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления.
Статья 124. Глава местного самоуправления руководит органами самоуправления, издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения, подписывает решения представительного органа.
Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые ими органы местного самоуправления осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции.
Статья 125. Выборные и другие органы местного самоуправления организуют исполнение законов Чувашской Республики и Российской Федерации, указов Президента Чувашской Республики и Президента Российской Федерации, постановлений Совета Министров - Правительства Чувашской Республики и Российской Федерации, оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления населения.
Статья 126. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Чувашской Республики вправе ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, Конституцией и другими законодательными актами Чувашской Республики.
Статья 127. Разделение полномочий и функций представительным и исполнительным органами местного самоуправления осуществляют исходя из действующего законодательства. Органы местного самоуправления могут наделяться в соответствии с законодательством отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых для осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств. Реализация органами самоуправления указанных полномочий подконтрольна органам государственной власти.
Глава 14. Местная администрация
Статья 128. Полномочия высших органов государственной власти и управления Чувашской Республики ограничиваются осуществлением контроля за соблюдением органами самоуправления Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики, Конституции и законов Российской Федерации.
Статья 129. Компетенция и порядок формирования местной администрации устанавливаются законом.
Соответствующий Совет народных депутатов вправе принять решение о недоверии главе и другим должностным лицам местной администрации. Порядок выражения недоверия должностным лицам местной администрации и отрешения их от должности устанавливается законом.
Статья 130. Структура местной администрации утверждается Советом народных депутатов по представлению главы местной администрации.
Руководители органов, структурных подразделений местной администрации назначаются и освобождаются непосредственно главой местной администрации. Перечень должностей местной администрации, утверждение на которые производится соответствующим Советом народных депутатов, устанавливается законом.
Статья 131. Глава местной администрации в пределах своей компетенции принимает постановления и издает распоряжения.
Акты главы местной администрации, противоречащие законодательству, могут быть отменены Советом народных депутатов, вышестоящим исполнительно-распорядительным органом или судом в соответствии с законодательством Российской Федерации Чувашской Республики.
Статья 132. Органы и структурные подразделения местной администрации подчиняются главе местной администрации по всем вопросам своей деятельности.
Статья 133 Исключена.
См. текст статьи 133
VII. Государственный план экономического и социального развития Чувашской Республики. Государственный бюджет Чувашской Республики
Статья 134. Исключена.
См. текст статьи 134
Статья 135. Исключена.
См. текст статьи 135
Статья 136. Исключена.
См. текст статьи 136
Статья 137. Государственный бюджет Чувашской Республики является составной частью единого государственного бюджета Российской Федерации и объединяет республиканский бюджет Чувашской Республики и местные бюджеты.
Статья 138. Государственный бюджет Чувашской Республики разрабатывается Советом Министров Чувашской Республики на основе государственного бюджета Российской Федерации и утверждается Государственным Советом Чувашской Республики по докладу Совета Министров Чувашской Республики и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Государственного Совета Чувашской Республики.
Статья 139. Отчеты об исполнении государственного бюджета Чувашской Республики рассматриваются и утверждаются Государственным Советом Чувашской Республики. Общие показатели исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.
VIII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор
Глава 15
Суды
Статья 140. Правосудие в Чувашской Республики осуществляется только судом.
Судебную систему составляют: Верховный суд Чувашской Республики, Высший арбитражный суд Чувашской Республики и районные (городские) народные суды.
Организация и порядок деятельности судов Чувашской Республики определяются законами Российской Федерации и настоящей Конституцией.
Статья 141. Все суды в Чувашской Республики образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Судьи Верховного Суда Чувашской Республики, народные судьи районных (городских) народных судов избираются Государственным Советом Чувашской Республики.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели Верховного Суда Чувашской Республики - Государственным Советом Чувашской Республики.
Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
Срок полномочий судей всех судов не ограничен.
Статья 142. Верховный Суд Чувашской Республики является высшим судебным органом Чувашской Республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов в Чувашской Республики.
Верховный Суд Чувашской Республики состоит из Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.
Статья 143. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 144. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются Законом о статусе судей и другими законодательными актами Российской Федерации.
Статья 145. Правосудие в Чувашской Республики осуществляется на началах равенства сторон перед законом и судом.
Статья 146. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 147. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 148. Судопроизводство в Чувашской Республике ведется на чувашском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 149. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Статья 150. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Российской Федерации.
Статья 151. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 152. Высший арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления.
Глава 16
Прокуратура
Статья 153. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Чувашской Республики осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему Прокурором Российской Федерации, Прокурором Чувашской Республики и нижестоящими прокурорами.
Статья 154. Прокурор Чувашской Республики назначается Генеральным прокурором.
Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором Российской Федерации и утверждаются Генеральным прокурором.
Статья 155. Срок полномочий Прокурора Чувашской Республики и всех нижестоящих прокуроров - пять лет.
Статья 156. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору.
IX. Герб, флаг, гимн и столица Чувашской Республики
Статья 157. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого окаймленного пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения); увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамленного пурпуровой окаймленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики" - "Чувашская Республика", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю.
Статья 158. Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 5:8, пересеченное по горизонтали на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля. В центре находятся гербовые эмблемы "Древо жизни" (символ Возрождения) и "Три солнца.
Статья 158.1. Государственным гимном Чувашской Республики является песня "Таван сершыв" (музыка Г.С.Лебедева, стихи И.С.Тукташа (дополненная редакция).
Статья 159. Столицей Чувашской Республики является город Чебоксары.
Х. Действие Конституции Чувашской Республики и порядок ее изменения
Статья 160. Все законы и иные акты государственных органов Чувашской Республики издаются на основе и в соответствии с Конституцией Чувашской Республики.
Статья 161. Изменение Конституции Чувашской Республики производится решением Государственного Совета Чувашской Республики, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Государственного Совета Чувашской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституция (Основной закон) Чувашской Советской Социалистической Республики (принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва 31 мая 1978 г.)
Текст Конституции опубликован в газете "Советская Чувашия" от 1 июня 1978 г.
Законом Чувашской Республики от 9 декабря 2000 г. N 39 настоящая Конституция прекратила действие
B настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Чувашской Республики от 27 ноября 1998 г. N 27
Закон Чувашской Республики от 3 апреля 1998 г. N 3
Закон Чувашской Республики от 24 ноября 1993 г.
Закон Чувашской Республики от 29 апреля 1992 г.
Закон Чувашской Республики от 15 февраля 1992 г.
Закон Чувашской Республики от 13 февраля 1992 г. N 316
Закон Чувашской ССР от 23 октября 1991 г.
Закон Чувашской ССР от 29 августа 1991 г. N 202
Закон Чувашской АССР от 3 ноября 1989 г.