Приказ Министерства труда и занятости Чувашской Республики
от 1 августа 1994 г. N 58 "Об организации профессиональной
ориентации в органах Министерства труда и занятости
Чувашской Республики"
Приказом департамента федеральной госслужбы занятости населения по Чувашской Республики от 2 сентября 1998 г. N 40 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях повышения эффективности активных форм политики занятости, создания системы профессиональной ориентации населения в органах труда и занятости республики и обеспечения квалифицированного подбора кадров для работы в качестве профконсультантов, в соответствии с постановлением коллегии Федеральной службы занятости от 11.11.93 "Основные положения политики в области профориентации в государственной службе занятости на 1994-1995 г.г." приказываю:
1. Создать в органах Министерства труда и занятости Чувашской Республики единую систему профессиональной ориентации населения.
Отделу подготовки, переобучения кадров и профориентации населения (Михееву В.Н.) подготовить нормативную базу для эффективной работы системы профориентации населения.
2. Предусмотреть в штатах центров труда и занятости должности профконсультантов. Директорам центров труда и занятости принимать на должности профконсультантов специалистов, имеющих соответствующее профессиональное образование и заключение аттестационной комиссии.
Утвердить состав аттестационной комиссии при Управлении занятости Министерства труда и занятости (Приложение 1).
Утвердить форму контракта с гражданами, принимаемыми на работу в качестве профконсультантов (Приложение 2).
Утвердить форму временной ведомственной отчетности по профориентационной работе (Приложение 3).
Утвердить положение об организации профориентационной работы в органах труда и занятости (Приложение 4).
Утвердить Программу профессиональной ориентации незанятого населения (Приложение 5).
Отделу подготовки, переобучения кадров и профориентации населению (т. Михееву В.Н.), директорам центров труда и занятости (т.т. Русову А.М., Максимову С.И., Лукину Н.Н., Дугаеву В.И. и Исаевой Г.П.) организовать в г.г. Шумерля, Канаш, Алатырь, Новочебоксарск, Чебоксары межрайонные профориентационные кабинеты.
Отделу подготовки, переобучения кадров и профориентации населения (Михееву В.Н.) до 1 сентября 1994 года разработать положение о межрайонном кабинете профориентации населения.
3. Отделу подготовки, переобучения кадров и профориентации населения разработать методические рекомендации по организации работы, в том числе:
- по профориентации и профконсультированию школьников;
- по профконсультированию взрослого населения;
- по профконсультированию и профотбору безработных граждан и незанятого населения.
Организовывать курсы повышения квалификации профконсультантов при Управлении занятости Министерства труда и занятости, обучение на базе специальных факультетов учебных заведений и оказывать им практическую помощь в организации профориентационной работы.
4. Директорам городских и районных центров труда и занятости:
- организовать работу по профориентации населения согласно данному приказу, "Основным направлениям политики в области профориентации в государственной службе занятости на 1994-1995 годы", "Положению об организации профориентационной работы в органах труда и занятости";
- предусмотреть в бюджете расходы, необходимые для создания материальной базы профориентационной работы населения;
- обеспечить систематическое предоставление статистических отчетов по организации профориентационной работы.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда и занятости Маркова М.Г.
Министр труда и занятости
Чувашской Республики |
К.Валицкая |
Приложение 1 к приказу
от 1 августа 1994 г. N 58
Состав аттестационной комиссии
Марков М.Г. - заместитель министра труда и занятости
Чувашской Республики - председатель комиссии
Михеев В.Н. - начальник отдела подготовки, переобучения
кадров и профориентации населения
Министерства труда и занятости Чувашской
Республики - член комиссии
Филиппов В.Г. - главный специалист отдела подготовки,
переобучения кадров и профориентации
населения Министерства труда и занятости
Чувашской Республики - член комиссии
Савельев Н.И. - главный специалист Министерства образования,
науки и высшей школы Чувашской Республики -
член комиссии
Илларионов Г.Г. - доцент кафедры психологии Чувашского
государственного педагогического института
им. И.Я.Яковлева - член комиссии
Приложение 2 к приказу
от 1 августа 1994 г. N 58
Примерная форма трудового договора
(контракта)
(наименование)
в лице ___________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
именуемое в дальнейшем "Предприятие" и гражданин _________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
именуемый в дальнейшем "Работник", заключили настоящий договор о
нижеследующем.
(Ф.И.О.)
принимается на работу ____________________________________________
(наименование структурного подразделения:
__________________________________________________________________
отдел, лаборатория)
по профессии, должности __________________________________________
(полное наименование профессии, должности)
квалификации _____________________________________________________
(разряд, квалификационная категория)
3. Договор является договором по основной работе
договором по совместительству
(нужное подчеркнуть)
4. Вид договора:
- на неопределенный срок (бессрочный)
(указать причину заключения
__________________________________________________________________
срочного договора)
(указать какой)
__________________________________________________________________
Окончание работы __________________
б) ________________________________________
(продолжительность испытательного срока)
7. Работник должен выполнять следующие обязанности:
__________________________________________________________________
(указываются основные характеристики работы и
требования к уровню их выполнения: по объему работ,
__________________________________________________________________
качеству обслуживания, уровню выполнения норм
и нормированных заданий, соблюдению правил
__________________________________________________________________
по охране труда, выполнению смежных работ в целях
обеспечения взаимозаменяемости.
__________________________________________________________________
При совмещении профессий (работ), выполнении
смежных операций дается перечень этих работ и
__________________________________________________________________
их объемы и другие обязательства)
8. Предприятие обязано организовать труд работника, создать условия для безопасного и эффективного труда, оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать обусловленную договором заработную плату.
__________________________________________________________________
(Указываются конкретные меры по организации
производственного процесса, оборудованию и повышению
__________________________________________________________________
квалификации работника и созданию других условий
труда. При предоставлении руководителю структурного
__________________________________________________________________
подразделения права найма работников на работу
в данный пункт договора вносят соответствующую запись)
9. Обязанность работодателя по обеспечению условий работы на рабочем месте с указанием достоверных характеристик, компенсаций и льгот работнику за тяжелые, особо тяжелые работы и работы с вредными, особо вредными и опасными условиями труда ______________
__________________________________________________________________
10. Гарантии согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N 479 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" ______________________
__________________________________________________________________
11. Особенности режима рабочего времени:
12. Работнику устанавливается:
- должностной оклад (тарифная ___________________ руб. в месяц ставка) или ___________________ руб. за 1 час работы; (указать вид доплат, _____________ руб. (в проц. к ставке, окладу). (надбавок)
13. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью:
- основной ________________________ рабочих дней;
- дополнительный ____________________________ рабочих дней.
Предприятие (работодатель) Работник
__________________________ __________________________
(должность, Ф.И.О.) ( Ф.И.О.)
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
Адрес: ___________________ Адрес: ___________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
Приложение 3 к приказу
N 58 от 1 августа 1994 г. N 58
Форма N 1 ПО (профессиональная ориентация)
Утверждена приказом ФСЗ России
от N
Почтовая-полугодовая
Представляют:
1. Районные, городские органы службы занятости вместе с приложением к форме N 1-т (трудоустройство) за январь-июнь, январь-декабрь в органы занятости республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы, Санкт-Петербурга.
2. Республиканские (республик, входящих в состав Российской Федерации), краевые, областные, автономных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга органы службы занятости вместе с отчетностью по форме N 1-т (трудоустройство) за январь-июнь, январь-декабрь Федеральной службе занятости России.
Кому представляется __________________________________________
__________________________________________________________________
наименование
__________________________________________________________________
адрес получателя
адрес
__________________________________________________________________
Численность граждан, получивших услуги по
профессиональной ориентации (человек)
Виды услуг |
Получили профориентационные услуги | ||||
Всего |
В том числе | ||||
Обязательные услуги гражданам, обратившимся в службу занятости |
Дополнительные услуги | ||||
Услуги учащимся образовательных учреждений (по договорам) |
Услуги по договорам с работодате- лями |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
01 Все виды услуг по профориентации (02+03+04+05), в том числе 02 Профессиональная информация 03 Профессиональная консультация 04 Профессиональный отбор 05 Консультация с целью оказания психологической поддержки |
Справочно: Из числа получивших профориентационные услуги в службе занятости :
09 специалисты с высшим профессиональным образованием
11 граждане, уволенные в запас с военной службы (офицеры,
12 Проведено всего профориентационных консультаций
Исполнитель ____________________________
Тел. _________________________
Приложение 4 к приказу
от 1 августа 1994 г. N 58
Положение
Об организации профессиональной ориентации в
государственной службе труда и занятости
Чувашской Республики
1. Общие положения
1. Профессиональная ориентация в республиканских службах труда и занятости призвана способствовать обеспечению эффективной занятости населения, формированию качественных трудовых ресурсов, социальной защите граждан и самоопределению.
Основная цель профессиональной ориентации - оказывать содействие гражданам, обращающимся в службу труда и занятости, в выборе сферы деятельности, в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан, потребностями работодателей, рынка труда.
В республиканской службе труда и занятости создается система профориентационных услуг, способствующая формированию правовых, экономических и организационных условий и гарантий для свободного социально-профессионального самоопределения и самореализации человека, подбора вида занятости, его адаптации к труду в условиях рыночных отношений, развитию профориентационных услуг для различных социальных групп населения.
2. Республиканская служба труда и занятости оказывает бесплатные обязательные профориентационные услуги:
информирование и консультирование граждан, обращающихся в службы труда и занятости, с целью выбора сферы деятельности, оптимального направления профессионального обучения для последующего трудоустройства;
профессиональная ориентация граждан (включает профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональную диагностику и отбор на профессиональное обучение, психологическую поддержку).
3. Республиканская служба труда и занятости может предоставлять дополнительные профориентационные услуги (по договорам):
профессиональная информация населения, в т.ч. учащейся молодежи;
психологическая поддержка граждан, занятых трудовой деятельностью и предполагаемых к высвобождению;
профессиональный отбор лиц, принимаемых на работу;
другие услуги.
Дополнительные профориентационные услуги оказываются, как правило при удовлетворении потребностей граждан, обращающихся в службу занятости, в обязательных профориентационных услугах.
4. Профориентационные услуги безработным гражданам, незанятому и другим категориям населения оказываются специалистами:
районных, городских центров труда и занятости;
Управления занятости Министерства труда и занятости Чувашской Республики (наряду с выполнением управленческих функций);
учебных центров служб занятости (наряду с выполнением учебно -научно-методических функций) и кабинетов профориентации;
клубов "Поиска работы".
5. Для оказания профориентационных услуг гражданам, обращающимся в службу труда и занятости, возможно привлечение на договорной основе специалистов профессиональной ориентации органов Министерства образования, науки и высшей школы Чувашской Республики.
2. Профконсультант, организация и методическое
обеспечение его работы
7. На должность главного специалиста или ведущего специалиста (в зависимости от уровня квалификации) районного, городского центров труда и занятости для выполнения практических функций профконсультанта назначаются лица с высшим профессиональным образованием, отвечающие квалификационны требованиям (приложение 1).
Указанные требования распространяются на специалистов республиканской службы труда и занятости, учебных центров, выполняющих практические функции по профессиональному консультированию граждан и незанятого населения.
8. Прием на работу специалистов в службу труда и занятости для выполнения функций по практическому профконсультированию может проводиться на основе трудового договора (контракта) по их согласованию. Для не имеющих необходимого образования, знаний и навыков профконсультирования в трудовом договоре (контракте) предусматривается обязательство поступающего на работу получить в течение 2-х лет второе высшее образование по специальности "Социальная работа" (со специализацией "Организация профориентационной работы в службе занятости") или окончить соответствующий специальный факультет по переподготовке, магистратуру с квалификацией "Практический психолог", а также регулярно повышать квалификацию, в т.ч. путем стажировки. Договор этических норм поведения.
9. Специалист, претендующий на право быть профконсультантом службы труда и занятости, получает допуск в республиканской аттестационной комиссией, с выдачей удостоверения сроком на 3 года.
Специалисты других организаций, регулярно привлекаемых к профессиональному консультированию граждан и незанятого населения, также получают аттестационный допуск или подтверждают его.
10. Министерство труда и занятости Чувашской Республики утверждает форму удостоверения на право быть профконсультантом службы труда и занятости и организует изготовление бланка. Удостоверение является документом строгой отчетности.
11. Допуск к профконсультированию осуществляется на основе результатов проверки знаний и умений соискателя на аттестационной комиссии.
Допуск профконсультантов к проведению коррекции личностных особенностей, занятий по психотренингу, использованию проективных психодиагностических тестов для глубинного исследования личности подтверждается специальной записью в удостоверении о допуске е работе профконсультанта, которое может выдаваться соответствующим учебным учреждением высшего профессионального образования или аттестационной комиссией службы труда и занятости.
Стажировку по профконсультированию можно проводить в других регионах по договорам, при согласии специалистов и принимающего органа труда и занятости. Оплата руководителя стажировки проводится на основе договоров между соответствующими органами труда и занятости. Проходящий такую стажировку специалист, работающий в службе труда и занятости, приравнивается к командируемому. Соискатель, имеющий опыт работы в области профессионального консультирования и не нуждающийся в повышении квалификации, но не имеющий допуска, может его получить в республиканской аттестационной комиссии.
12. Республиканская комиссия по аттестации профконсультантов создается приказом министра труда и занятости Чувашской Республики.
Лицензию на право проведения аттестации профконсультантов республиканской аттестационной комиссией после представления списков председателя и членов комиссий с указанием образования, ученой степени и звания, места и опыта работы по направлению деятельности комиссии, выдают федеральные органы труда и занятости.
Лицензия может быть отозвана Центральной комиссией или признана утратившей силу в случае значительных изменений в составе республиканской комиссии, а также выявления несоответствия профконсультанта, получившего допуск в данной аттестационной комиссии, квалифицированным требованиям.
Республиканская комиссия самостоятельно устанавливает регламент своей работы.
13. Рекомендовать руководителям служб труда и занятости предоставлять специалистам, получившим квалификационный допуск, профконсультанта, приоритетное право на особый режим работы по утвержденным нормативам, а также на продвижение их по должности.
14. Для профконсультанта, получившего допуск, устанавливается следующий примерный режим работы (в зависимости от характера деятельности):
- на профессиональное информирование из расчета 40-60 минут на одного клиента;
- на профессиональное консультирование из расчета 1 час 40 минут - 2 часа на одного клиента;
- на оказание психологической поддержки из расчета 2,5-3 часа на одного клиента;
- 4 приемных дня в неделю и 1 день - на подготовку к повторному консультированию, самообразование, проведение релаксационных мероприятий.
15. Специалисты, не имеющие допуска к профконсультированию, могут оказывать отдельные профориентационные услуги (профессиональная информация, работа с учащейся молодежью, организация профориентационной работы по ряду направлений). На эту категорию специалистов не распространяются льготы, предусмотренные пунктом 13 настоящего положения.
16. Профконсультант проводит прием граждан и незанятого населения, как правило, по предварительной записи, в отдельных помещениях, оформленных и оборудованных в соответствии с эргономическими и психолого-педагогическими требованиями.
Для работы профконсультанта создается автоматизированное рабочее место, позволяющее применять разнообразные эффективные технологии (методики) работы.
Информационные банки данных в области профессиональной ориентации включаются в общую систему информации службы труда и занятости.
17. Методическое обеспечение по вопросам организации профессиональной ориентации производится в централизованном порядке через Министерство труда и занятости Чувашской Республики.
18. Обеспечение профессиограммами, психодиагностическими методиками, технологиями профориентационной работы, другими материалами и оборудованием проводится централизованно через Министерство труда и занятости Чувашской Республики.
3. Управление профессиональной ориентацией
19. В районных, городских центрах труда и занятости в качестве профконсультанта работает не менее одного специалиста.
Исходя из ситуации на рынке труда, число профконсультантов может быть увеличено.
20. Профессиональная ориентация граждан, профессиональное ориентирование и профессиональное консультирование лиц, обратившихся в службу занятости, осуществляется за счет средств государственного фонда занятости населения, предусмотренных на эти цели.
В затраты на профессиональную ориентацию граждан и незанятого населения входит оплата:
труда профконсультантов и других специалистов, выполняющих функции по профориентации (с учетом фонда на премирование и материальную помощь, начислений на заработную плату);
затрат на оформление наглядной информации, рекламу в средствах массовой информации, изготовление видеофильмов;
затрат на разработку научно-методического обеспечения (нормативные документы, научно-исследовательские работы, проведение семинаров, разработку профессиографических материалов и тестов, других методических материалов, приобретение литературы и периодической печати, выпуск сборников материалов);
затрат на обучение и повышение квалификации персонала, аттестацию профконсультантов;
материально-технических затрат (приобретение и содержание оборудования, мебели, средств связи, аудиовизуальной аппаратуры);
затрат на хозяйственные и канцелярские расходы (включая аренду помещения и его содержание);
затрат на информационный банк данных по профориентации;
иных затрат на профессиональную ориентацию в службе труда и занятости.
21. К финансированию профессиональной ориентации могут также привлекаться доходы, получаемые по договорам с работодателями за оказание профориентационных услуг, учреждениями образования, а также вклады, пожертвования и другие взносы фирм и организаций, выделяемых целевым назначением на организацию профессиональной ориентации.
22. Вопросы развития и совершенствования профориентационных услуг включаются самостоятельным разделом в программы, перспективные и текущие планы работы.
Приложение 1 к "Положению об организации
профессиональной ориентации в службе
труда и занятости"
Квалификационные требования
к профконсультантам службы труда и занятости
Выполнение функций профконсультанта требует от специалиста разносторонних знаний: по профессиоведению, психологии, а также основам физиологии, экономики, статистики, демографии, социологии, права, профессиональной этики, компьютерной грамотности.
Профессия профконсультанта предполагает постоянное общение с клиентами.
Профконсультант должен знать:
- основы трудового законодательства;
- нормативные документы по вопросам занятости населения;
- структуру общей и региональной потребности в кадрах, социально-демографические особенности региона;
- основы общей, социальной, возрастной, дифференциальной, инженерной психологии, психофизиологии, психологии и физиологии труда;
- содержание, методы и формы профориентационной работы, документы, регламентирующие ее организацию;
- нормы профессиональной этики профконсультанта;
- психогигиенические нормы деятельности профконсультанта;
- основы профессиоведения и профессиографии (классификацию профессий и специальностей, их социальный статус, профессиональные требования и условия труда);
- особенности и методы индивидуального, группового и массового консультирования;
- особенности работы с различными категориями клиентов службы труда и занятости (давно не работающими, женщинами, молодежью, инвалидами, бывшими военнослужащими и др.);
- современные методы психодиагностики, организацию психодиагностического обследования;
- фонд профконсультационных методик, способы разрешения характерных профконсультационных ситуаций;
- типологию и симптоматику пограничных нервно-психических состояний.
Должен уметь:
- вступать в контакт с отдельными людьми и группами людей, располагать их к себе, вести беседу, выступать перед аудиторией;
- контролировать невербальные компоненты поведения клиентов в процессе консультирования;
- работать с профессиографическими и другими информационными, справочными материалами;
- проводить справочно-информационную консультацию (индивидуальную и групповую);
- проводить консультирование с целью содействия клиенту в подборе подходящей работы, оказания психологической поддержки;
- применять современные методы профдиагностики, в том числе, методы входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т.п.), диагностики профессионально важных качеств, личностных особенностей, в том числе, с использованием специальной аппаратуры.
Образование: Высшее профессиональное. Обязательное повышение квалификации и стажировка.
Профконсультант должен не реже одного раза в год заниматься в группе психокоррекции.
Приложение 5 к приказу
от 1 августа 1994 г. N 58
Программа
профессиональной ориентации незанятого населения
и высвобождаемых работников
1. Основные задачи программы
1.1. Данная программа разработана во исполнение Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости и приказа Госкомзанятости Чувашской Республики от 28.03.94 N 25 "Основные положения политики профессиональной ориентации в службе занятости Чувашской Республики на 1994-1995 г.г.".
1.2. Основными задачами данной программы являются:
- формирование рациональной структуры занятости населения, социальной защиты граждан и их самоопределение;
- содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с потребностями работодателей, рынка труда и их личными интересами;
- развитие профориентационных услуг для различных социальных групп населения с учетом их пола, возраста, уровня образования и психологических особенностей.
2. Основные направления программы
В условиях обострения ситуации на рынке труда, связанного, прежде всего, с ростом числа граждан, высвобождаемых с производства, а также завершающих учебу в учебных заведениях различного уровня без гарантированной занятости, проблема организации целенаправленной и эффективной профессиональной ориентации молодежи, не имеющей профессиональной подготовки, профессиональной переориентации лиц, имеющих практический опыт работы по полученной ранее специальности или профессии, приобретает первостепенную значимость.
Реализация программы будет осуществляться по
следующим основным направлениям
1. Комплектование органов труда и занятости республики квалифицированными кадрами - профконсультантами, обеспечивающими проведение эффективной деятельности по профессиональному консультированию незанятого населения и безработных граждан на местах.
2. Специальная подготовка сотрудников органов труда и занятости по эффективному взаимодействию с незанятым населением и высвобождаемыми работниками, предусматривающая повышение их квалификации, разработку для них практических рекомендаций по выбору их проведения при общении с различными категориями населения по вопросам обмена профессиональной информацией.
3. Организация совместно с органами Министерства образования, науки и высшей школы Чувашской Республики профессиональной ориентации молодежи, не имеющей начальной профессиональной подготовки, и выпускников общеобразовательных школ с учетом их пола и возраста.
4. Организация профессиональной переориентации граждан, имеющих практический опыт работы по полученной ранее специальности или профессии, обращающихся в органы труда и занятости с учетом их пола, возраста, уровня образования и психологических особенностей данной категории населения.
5. Организация профессиональной переориентации лиц, занятых трудовой деятельностью и предполагаемых к высвобождению с учетом их пола, возраста, уровня образования и психологических особенностей.
6. Организация совместно с руководством и психологической службой учебных заведений профессионального образования разного уровня профессиональной переориентации выпускников с учетом их пола и возраста.
7. Индивидуальное и групповое консультирование граждан по вопросам профессиональной подготовки и переподготовки с целью выбора дальнейшей сферы деятельности с использованием методов психодиагностики, элементов психокоррекции и повышении мотивации клиента к поиску новой работы.
8. Индивидуальная психодиагностика граждан с целью оказания им психологической поддержки в преодолении или разрешении стрессовых и конфликтных ситуаций, психологических затруднений, связанных с потерей или угрозой потери работы, адаптацией в сложившейся ситуации и т.п.
Органы труда и занятости оказывают бесплатные профориентационные услуги: информирование и консультирование граждан, обращающихся в службу труда и занятости с целью выбора сферы деятельности, оптимального направления профессионального обучения для последующего трудоустройства. Профессиональная ориентация граждан включает профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональную диагностику и отбор на профессиональное обучение и психологическую поддержку.
Органы труда и занятости могут предоставлять дополнительные профориентационные услуги (по отдельным договорам):
- профессиональная информация населения, в том числе учащейся молодежи;
- психологическая поддержка граждан, занятых трудовой деятельностью и предполагаемых к высвобождению;
- профессиональный отбор лиц, принимаемых на работу;
- другие услуги.
Для оказания профориентационных услуг гражданам, обращающимся в службу труда и занятости, возможно привлечение на договорной основе специалистов профессиональной ориентации органов Министерства образования, науки и высшей школы Чувашской Республики и других организаций независимо от форм собственности.
Работа профконсультанта строится на основе положения об организации профессиональной ориентации в государственной службе труда и занятости Чувашской Республики.
Методическое обеспечение по вопросам организации профессиональной ориентации, обеспечение профессиограммами, психодиагностическими методиками, технологиями, другими материалами и оборудованием производится централизованно через Министерство труда и занятости Чувашской Республики.
Профессиональная ориентация граждан, профессиональное информирование и профессиональное консультирование лиц, обратившихся в службу занятости, осуществляется за счет средств государственного фонда занятости населения, предусмотренных на эти цели.
В затраты на профессиональную ориентацию безработных граждан и незанятого населения входит оплата:
- труда профконсультантов и других специалистов, выполняющих функции по профориентации (с учетом фонда на премирование и материальную помощь, начислений на заработную плату);
- затрат на оформление наглядной информации, рекламу в средствах массовой информации, изготовление видеофильмов;
- затрат на разработку научно-методического материала (нормативные документы, научно-исследовательские работы, проведение семинаров, разработку профессиографических материалов и тестов, других методических материалов, приобретение литературы и периодической печати, выпуск сборников материалов);
- затрат на обучение и повышение квалификации персонала, аттестацию профконсультантов;
- материально-технических затрат (приобретение и содержание оборудования, мебели, средств связи, аудиовизуальной аппаратуры);
- затрат на хозяйственные и канцелярские расходы (включая аренду помещения и его содержание);
- затрат на информационный банк данных по профориентации;
- иных затрат на профессиональную ориентацию.
К финансированию профессиональной ориентации могут также привлекаться доходы, получаемые по договорам с работодателями за оказание профориентационных услуг.
3. Структура безработных граждан и профориентация
Проанализировав состав безработных граждан по состоянию на 1 июля 1994 года, следует подчеркнуть еще раз актуальность создания эффективной профориентационной службы в системе труда и занятости населения Чувашской Республики.
Прежде всего, это связано с ростом числа безработных граждан, относящихся к числу социально слабо защищенных слоев населения. Свыше 10 процентов безработных лиц не имеют даже первоначального профессионального образования. В целях обеспечения дальнейшей их занятости необходимо организовать целенаправленную работу по профессиональной ориентации с использованием методик и технологий психодиагностики с учетом спроса на рынке труда и их личными интересами. Умелое и эффективное использование форм профессионального консультирования и профотбора должно помочь им найти место в дальнейшей их жизнедеятельности. Около 20 процентов безработных граждан имеют перерыв в работе более 1 года и еще до 16 процентов - не приступили к трудовой деятельности. Многие из них утратили практические навыки работы по полученной ранее специальности или профессии и им необходимо сделать выбор по повышению своей квалификации или прохождения переподготовки. Здесь особо важна помощь квалифицированного профконсультанта.
До 15 процентов безработных являются высвобожденными, которые уже пережили стрессовые ситуации при потере работы и испытывающие психологический дискомфорт из-за невозможности найти работу и неудовлетворенность своим настоящим социальным положением. Для них прежде всего необходима психологическая поддержка, так как любые качественные изменения взрослого человека возможны лишь через внутренние переживания, конфликты и стрессовые ситуации. Необходимо учитывать и то, что у человека с возрастом снижаются возможности дальнейшего развития.
Необходимо учитывать и то, что среди безработных граждан около 7 процентов составляют лица с высшим образованием и до 21 процента - лица со средним специальным образованием. Для них характерно противоречие, возникающее между "подходящей" работой и имеющимися вакансиями. В ходе их профессиональной переориентации неизбежно приходится считаться с тем фактом, что перечень имеющихся вакансий для трудоустройства не позволяет сделать выбор новой профессии полностью мотивированным, то есть в максимальной степени учитывающей интересы и способности указанной категории лиц. С учетом этого необходимо формировать и установку человека на выбор профессии, общую схему его действий в процессе переориентации. Требуется грамотный учет всех особенностей, опыта личности и ее индивидуальных качеств.
При работе и с другими категориями социально-уязвимых слоев населения необходимо учесть их психологические особенности, уровень образования и практические навыки работы по полученным ранее специальностям или профессиям.
4. Сельская безработица и профориентация
Анализ ситуации на рынке труда республики показывает, что наблюдается устойчивая тенденция к росту уровня безработицы в сельской местности. Если на 1 января 1993 года численность безработных в сельской местности составляла лишь 14,5 процентов к общему количеству зарегистрированных в республике безработных лиц, то на конец 1993 года она возросла до 17,8 процентов и на 1 июля т.г. составила уже 22,3 процента. Увеличивается число сельской молодежи и женщин сельской местности в общем количестве безработных этих категорий населения республики. За последние 1,5 года удельный вес сельской молодежи возрос с 14,8 до 23,0 процентов, а женщин - с 13,8 до 21,4 процента. Необходимо при этом заметить, что удельный вес женщин в общем количестве сельских с 40,5 до 29,4 процента.
Таким образом, анализ ситуации на рынке труда республики требует уделения серьезного внимания вопросам организации профориентационных услуг в сельской местности с учетом приведенных особенностей. Особое внимание здесь необходимо уделить переориентации взрослого незанятого населения на переподготовку профессиям и специальностям, позволяющим им в будущем заняться индивидуальной трудовой деятельностью или самозанятостью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и занятости Чувашской Республики от 1 августа 1994 года N 58 "Об организации профессиональной ориентации в органах Министерства труда и занятости Чувашской Республики"
Текст приказа опубликован в Сборнике нормативных документов Минтруда и занятости Чувашской Республики, выпуск 1 (апрель 1994 г. - апрель 1995 г.)
Приказом департамента федеральной госслужбы занятости населения по Чувашской Республики от 2 сентября 1998 г. N 40 настоящий приказ признан утратившим силу