Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. В связи с принятием Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" внести изменения и дополнения в Закон Чувашской Республики "О местном референдуме в Чувашской Республике", принятый Верховным Советом Чувашской Республики 19 января 1994 года, изложив его в следующей редакции:
"Закон Чувашской Республики от 5 августа 1996 г. N 16
"О местном референдуме в Чувашской Республике"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие местного референдума
Местный референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения.
Статья 2. Вопросы местного референдума
На местный референдум могут выноситься вопросы, относящиеся к компетенции местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, федеральными законами и законами Чувашской Республики, затрагивающие интересы граждан, проживающих на соответствующей территории муниципального образования, за исключением вопросов принятия и изменения местного бюджета, установления и отмены местных налогов и распоряжения муниципальной собственностью.
Вопросы, выносимые на местный референдум, должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответы на них при голосовании отражали окончательное решение граждан по существу затрагиваемых проблем.
Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации.
Статья 3. Законодательство о местном референдуме
Законодательную основу Чувашской Республики о местном референдуме составляют соответствующие положения Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, настоящий Закон, другие федеральные законы и законы Чувашской Республики.
Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме
Правом участвовать в местном референдуме и требовать его проведения обладают граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего муниципального образования Чувашской Республики и достигшие на день проведения местного референдума 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособным или лиц, содержащихся на день голосования в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговора суда.
Участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, проживающих в Чувашской Республике, осуществляется в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях. Каждый гражданин имеет в местном референдуме один голос, голосование за других не допускается. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и лично. Голосование является тайным, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Запрещаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов и убеждений, рода и характера занятий, времени проживания на территории муниципального образования.
Статья 5. Язык проведения местного референдума Чувашской Республики
При подготовке и проведении местного референдума Чувашской Республики используются чувашский и русский язык, как государственные языки Чувашской Республики, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
Статья 6. Агитация по поводу местного референдума
Граждане Российской Федерации, проживающие на соответствующей территории муниципального образования Чувашской Республики, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения местного референдума, за или против участия в нем, за или против вопроса, выносимого на местный референдум.
Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным организациям и религиозным объединениям; членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению местного референдума.
Агитация заканчивается в ноль часов накануне дня, предшествующего дню проведения местного референдума. В день проведения местного референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению местного референдума, сохраняются на прежних местах.
Агитация может проводиться через средства массовой информации; путем проведения собраний, встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов в иных, не запрещенных законом, формах.
Для проведения агитации по вопросам, выносимым на местный референдум, запрещается использование средств из местного бюджета. Могут привлекаться средства инициаторов проведения референдума, в том числе личные. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в комиссиях по проведению местного референдума и в помещениях участков местного референдума запрещается.
Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на местный референдум.
Статья 7. Гласность при подготовки и проведении местного референдума
Подготовка и проведение местного референдума осуществляется комиссиями по проведению местного референдума открыто и гласно.
Все решения, касающиеся местного референдума, а также формулировки вопросов, выносимых на местный референдум, подлежат освещению средствами массовой информации в течение пяти дней с момента их принятия соответствующими представительными органами местного самоуправления.
Должностные лица органа местного самоуправления после принятия решения о проведении местного референдума гарантируют равные возможности заинтересованным лицам и организациям проводить агитацию через средства массовой информации за или против выносимого на местный референдум вопроса.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума. Представителям средств массовой информации гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с местным референдумом, и получение необходимой информации.
Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме.
На заседаниях комиссий по проведению местного референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов местного референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативными группами, общественными объединениями, а также представители средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций, или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссии по проведению референдума о предполагаемом присутствии указанных лиц не требуется. Вмешательство указанных лиц в работу комиссии по проведению местного референдума не допускается.
Статья 8. Финансирование местного референдума
С момента принятия решения о назначении местного референдума расходы, связанные с его подготовкой и проведением, осуществляются из средств местного бюджета соответствующего муниципального образования, принявшего решение о проведении местного референдума, выделенных не позднее чем за 1 месяц до референдума.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению местного референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения местного референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования на условиях аренды или иных, не противоречащих законодательству, условиях, а также сведений и материалов, давать ответы на обращения комиссий по проведению местного референдума в течение пяти дней, а в день его проведения немедленно; предоставлять возможность для размещения печатной информации комиссии по проведению местного референдума в установленном порядке.
Глава II. Назначение местного референдума
Статья 9. Принятие решения о проведении местного референдума
Право принятия решения о проведении местного референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления муниципального образования, на территории которого проводится местный референдум.
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в статье 10 настоящего Закона.
В случае, если в муниципальном образовании представительный орган не сформирован, местный референдум может назначаться главой местной администрации по требованию граждан в количестве, указанных в статье 10 настоящего Закона.
Статья 10. Инициатива проведения местного референдума
Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
не менее половине от общего числа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления;
гражданам Российской Федерации, проживающим на соответствующей территории муниципального образования Чувашской Республики и имеющим право на участие в местном референдуме, в соответствии с нормами:
при числе граждан, обладающих избирательным правом, до 5000 человек - 20%;
от 5001 до 100000 человек - 10%;
от 100001 и более человек - 5%.
Статья 11. Порядок реализации права требования проведения местного референдума депутатами представительного органа местного самоуправления
Право требования проведения местного референдума не менее половины от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления реализуется путем сбора подписей депутатов.
Листы для сбора подписей депутатов под требованием о проведении местного референдума оформляются в соответствии со статьей 13 настоящего Закона по форме, установленной в приложении N 1 к настоящему Закону.
Подписи депутатов под требованием о проведении местного референдума удостоверяются главой местного самоуправления.
Статья 12. Порядок реализации инициативы граждан о проведении местного референдума
Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, проживающие на соответствующей территории муниципального образования Чувашской Республики и имеющие право на участие в местном референдуме, а равно общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и зарегистрирован в установленном порядке, не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении местного референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в поддержку инициативы # проведении местного референдума.
Для реализации инициативы граждан о проведении местного референдума созывается общее собрание (сход), конференция граждан по месту жительства численностью не менее 50 человек. О месте и времени проведения собрания инициаторы не позднее чем за 10 дней письменно уведомляют исполнительный орган местного самоуправления. Перед началом собрания проводится регистрация его участников. Собрание рассматривает и принимает решение о начале сбора подписей под требованием о проведении местного референдума, утверждает формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум, избирает инициативную группу в составе не менее 10 человек и поручает ей организацию сбора подписей. Указанные решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих на собрании.
См. Закон Чувашской Республики "Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в Чувашской Республике" от 27 января 1993 г.
Инициативная группа в десятидневный срок обращается в соответствующий исполнительный орган местного самоуправления с ходатайством о регистрации инициативной группы. В ходатайстве инициативной группы указывается:
формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум: фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума.
Исполнительный орган местного самоуправления, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов проявляемым# требованиям, в трехдневный срок со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом соответствующий представительный орган местного самоуправления.
В случае отказа в регистрации инициативной группы выдается мотивированное решение, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Чувашской Республики и настоящего Закона.
Статья 13. Порядок и сроки сбора подписей в поддержку проведения местного референдума
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Выданное инициативной группе регистрационное свидетельство действительно в течение двух месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, изготовленные по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Закону, и содержащие формулировку вопроса, выносимого на местный референдум.
В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении местного референдума указывается: наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей; номер регистрационного свидетельства, дата регистрации и наименование исполнительного органа местного самоуправления, который произвел регистрацию; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на местный референдум; фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, его подпись и дата подписи.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего документа каждого из этих лиц.
По окончании сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается номер и наименование инициативной группы, дата ее регистрации, дата окончания сбора подписей и количество собранных подписей. Итоговый протокол вместе с подписными листами передается в исполнительный орган местного самоуправления, к которому обращено требование о проведении местного референдума. Копия итогового протокола с отметкой исполнительного органа местного самоуправления о дате передачи документов остается в инициативной группе.
Статья 14. Порядок принятия решения по требованию о проведении местного референдума
При поступлении законного требования депутатов о проведении местного референдума глава местного самоуправления обязан в двухнедельный срок созвать представительный орган местного самоуправления, который принимает, не менее чем двумя третями от общего числа депутатов, одно из двух решений:
1) о принятии предлагаемого решения без проведения местного референдума, за исключением случаев, когда инициаторы настаивают на проведении местного референдума;
2) о сроках проведения местного референдума и организационных мерах по его обеспечению.
При поступлении законного требования граждан о проведении местного референдума в соответствии со статьями 9, 10 настоящего Закона исполнительный орган местного самоуправления в двухнедельный срок организует полную или выборочную проверку подлинности подписей граждан под заявлениями о проведении местного референдума, а также правильность оформления подписных листов. При этом вызов граждан для проверки подлинности их подписей не допускается. По истечении указанного срока орган, которому поручена проверка, представляет в исполнительный орган местного самоуправления акты о проверке с указанием количества подписей, признанных действительными. При этом, если обнаруживается несколько подписей одного и того же лица, все его подписи не учитываются. Подписные листы, оформленные с нарушениями статьи 12 настоящего Закона, полностью не учитываются. Если в результате проверки число подписей окажется меньше необходимого, исполнительный орган местного самоуправления извещает об этом инициативную группу. В этом случае тот же самый вопрос не может быть повторно вынесен на местный референдум ранее чем через год. Представительный орган местного самоуправления созывается не позднее одного месяца со дня поступления законного требования граждан о проведении референдума. Представительный орган местного самоуправления принимает, не менее чем двумя третями от общего числа депутатов, одно из следующих решений:
1) о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
2) об отклонении требований о назначении местного референдума в случае нарушения инициаторами проведения местного референдума настоящего Закона;
3) о принятии другого решения, предлагаемого в требованиях о проведении местного референдума, без последующего проведения референдума.
Отказ о# проведении местного референдума может быть обжалован инициативной группой в суд.
Во всех случаях сообщение о принятии решения публикуется в средствах массовой информации не позднее пяти дней с момента принятия решения. Вместе с решением о проведении местного референдума публикуется полная формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, с указанием ее авторов, лиц или организаций по чьей инициативе он проводится.
Представительный орган местного самоуправления не вправе менять формулировку вопроса, вынесенного на местный референдум по требованию депутатов или граждан в соответствии со статьями 9, 10 настоящего закона. Формулировка вопроса может быть изменена по рекомендации представительного органа местного самоуправления только инициаторами проведения местного референдума до опубликования формулировки вопроса и начала сбора подписей под требованием о проведении местного референдума.
Статья 15. Срок проведения местного референдума
Местный референдум должен быть проведен не позднее трех месяцев с момента принятия представительным органом местного самоуправления решения о его проведении.
Этот срок может быть изменен назначившим местный референдум представительным органом местного самоуправления, если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение другого референдума или выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, главы местного самоуправления.
Глава III. Подготовка к местному референдуму
Статья 16. Комиссии по проведению местного референдума
Подготовку и проведение местного референдума осуществляют:
1) территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) комиссия по проведению местного референдума;
2) участковые комиссии по проведению местного референдума.
Статья 17. Порядок формирования территориальной комиссии по проведению местного референдума
Территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 9-11 членов не позднее 10 дней со дня опубликования решения о проведении местного референдума.
Состав территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии назначается представительным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.
При определении кандидатур в состав территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии по проведению местного референдума представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний (сходов) граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства.
Полномочия территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии по проведению местного референдума возникают с момента их образования и прекращаются через 30 дней после опубликования (обнародования) итогов местного референдума.
В случае, если представительный орган местного самоуправления не избран, формирование территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии производится главой местного самоуправления в срок, установленный в части первой настоящей статьи.
Статья 18. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума
Территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) комиссия по проведению местного референдума:
1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение на территории соответствующего муниципального образования; входит в случае необходимости в Государственный Совет Чувашской Республики с представлениями о толковании настоящего Закона;
2) образует участки местного референдума;
3) координирует работу участковых комиссий по проведению местного референдума;
4) распределяет между участковыми комиссиями по проведению местного референдума денежные средства, выделенные из местного бюджета на подготовку и проведение местного референдума, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
5) контролирует обеспечение участковых комиссий по проведению местного референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения местного референдума;
6) устанавливает формы бюллетеней для голосования, списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, протоколов заседаний комиссий по проведению местного референдума и других документов, образцы ящиков для голосования и печати участковых комиссий по проведению местного референдума, порядок хранения документации местного референдума;
7) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий по проведению местного референдума;
8) утверждает текст бюллетеня для голосования на государственных языках Чувашской Республики;
9) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействия) участковых комиссий местного референдума и принимает по ним мотивированные решения;
10) устанавливает итоги голосования на местном референдуме по территории муниципального образования, публикует (обнародует) результаты местного референдума в средствах массовой информации;
11) признает результаты голосования по отдельным участкам недействительными в случае нарушения настоящего Закона, существенно повлиявшего на результаты голосования;
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 19. Порядок формирования участковой комиссии по проведению местного референдума
Участковая комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 5-10 членов представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума.
При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению местного референдума представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний (сходов) граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.
В случае, если представительный орган местного самоуправления не избран, формирование участковой комиссии производится главой местного самоуправления в срок, установленный в части первой настоящей статьи.
Статья 20. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума
Участковая комиссия по проведению местного референдума:
1) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме по участку;
2) обеспечивает ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, принимает и рассматривает заявления о неточностях в указанном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;
3) оповещает население об адресе и номере телефона участковых комиссий по проведению местного референдума, о времени их работы, а также о дне и месте проведения местного референдума;
4) обеспечивает подготовку и надлежащее оформление помещений для проведения голосования;
5) организует на участке голосование в день проведения местного референдума;
6) производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования на участке;
7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимает по ним мотивированное решение;
8) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 21. Статус членов комиссий по проведению местного референдума
Члены территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) и участковых комиссий по проведению местного референдума имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующих комиссий по проведению местного референдума.
Инициативная группа, указанная в части первой статьи 12 настоящего Закона, после формирования территориальной и участковых комиссий по проведению местного референдума вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса.
Члены комиссии по проведению местного референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;
вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей, а члены территориальной - нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов.
Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий:
2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным.
Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются на следующий день после опубликования результатов местного референдума.
Статья 22. Организация деятельности комиссий по проведению местного референдума
Территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) и участковые комиссии по проведению местного референдума проводят свои заседания не позднее двух дней с момента их формирования.
Деятельность комиссий по проведению местного референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решения комиссией по проведению местного референдума в случае равного числа голосов за и против голос председателя комиссии является решающим.
Решения территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии по проведению местного референдума, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов местного самоуправления, а также участковых комиссий по проведению местного референдума.
Заседание комиссии по проведению местного референдума созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание комиссии по проведению местного референдума проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения местного референдума, об определении результатов референдума, о признании местного референдума несостоявшимся или о признании итогов голосования на отдельных участках недействительными принимаются на заседании территориальной комиссии по проведению местного референдума большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссий по проведению местного референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря соответствующей комиссии, решения участковой комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения местного референдума, об установлении итогов голосования также принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса.
Решения комиссий по проведению местного референдума по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.
Члены участковой комиссии по проведению местного референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое направляется председателем участковой комиссии в вышестоящую комиссию не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день его проведения - немедленно.
Статья 23. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме
Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией по проведению местного референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан). Данные о гражданах, имеющих право на участие в местном референдуме, глава местного самоуправления направляет в участковую комиссию по проведению местного референдума не позднее чем за 40 дней до дня его проведения.
Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, остается в участковой комиссии, а второй - передается в соответствующую территориальную (районную, городскую, поселковую, сельскую) комиссию по проведению местного референдума не позднее чем за 16 дней до дня проведения.
Списки составляются на основе данных, представляемых по установленной форме главой местного самоуправления. Список военнослужащих - граждан Российской Федерации, проживающих в Чувашской Республике, членов их семей и других граждан Российской Федерации, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляются на основе данных, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
Списки граждан по участкам местного референдума, образованным на судах и в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых капитаном судна либо руководителями указанных учреждений.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации, проживающего на соответствующей территории муниципального образования Чувашской Республики, в список по конкретному участку местного референдума является факт его проживания на территории муниципального образования, где проводится местный референдум, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, но поселившиеся на территории муниципального образования, где проводится местный референдум, после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению местного референдума в указанный список на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих место жительства на территории участка местного референдума.
Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению местного референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке.
Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в территориальную (районную, городскую, поселковую, сельскую) комиссию по проведению местного референдума или в суд. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.
Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.
Статья 24. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования точно воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
В случае вынесения на местный референдум нескольких вопросов# все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются.
В случае проведения местного референдума в один день с референдумом Чувашской Республики, референдумом Российской Федерации бюллетени для голосования изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.
Форма и текст бюллетеня для голосования на государственных языках Чувашской Республики утверждается территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссией по проведению местного референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения местного референдума.
Бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума.
Участковые комиссии по проведению местного референдума обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за 3 дня до дня проведения местного референдума.
Передача бюллетеней комиссиям по проведению местного референдума производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. Акт подписывают по три члена от каждой комиссии, выдавшей и получившей бюллетени, и заверяются печатью комиссии, выдавшей бюллетени. После подведения итогов голосования акты передаются и хранятся вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения протоколов.
В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению местного референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
Статья 25. Образование участков местного референдума
Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки местного референдума. Участки местного референдума образует глава местного самоуправления по согласованию с территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссией по проведению местного референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан.
В порядке исключения допускается образование участков местного референдума в воинских частях, расположенных на территории муниципального образования, где проводится местный референдум. В этом случае участки местного референдума образуют командиры воинских частей по решению территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии по проведению местного референдума.
В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, на судах, находящихся в день голосования в плавании, могут образовать участки местного референдума в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения местного референдума.
Военнослужащие - граждане Российской Федерации голосуют на общих участках местного референдума.
Списки участков местного референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению местного референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения местного референдума.
Статья 26. Оборудование участков местного референдума
Помещение участка местного референдума должно быть оборудовано сейфом для хранения документации и бюллетеней, мебелью, кабинами (комнатами) и ящиками для тайного голосования. На видном месте в помещении для голосования должен быть вывешен текст вынесенного на местный референдум вопроса (вопросов).
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками и авторучками. Применение карандашей при голосовании не допускается. Кабины устанавливаются таким образом, чтобы к ящикам для голосования граждане проходили только через них.
Для обеспечения участия в местном референдуме граждан, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть на участок голосования и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме, на каждом участке должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии по проведению местного референдума.
Глава IV. Голосование на местном референдуме
Статья 27. Время проведения местного референдума
На всех участках для голосования, в том числе на судах, находящихся в день проведения местного референдума в плавании, голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению местного референдума оповещает граждан не позднее чем за 15 дней до дня местного референдума.
Раньше 22 часов голосование может быть закончено на участках, расположенных в воинских частях, в больницах и иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях, на судах, находящихся в плавании, когда проголосовали все внесенные в списки граждане.
В случае необходимости с учетом местных условий территориальная комиссия по проведению местного референдума по согласованию с органом местного самоуправления может изменить время голосования с обязательным оповещением населения не позднее чем за 15 дней до дня проведения местного референдума.
Статья 28. Досрочное голосование
В случае, если менее чем за 3 дня до дня местного референдума гражданин, включенный в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, узнает, что не будет иметь возможности прибыть в день проведения местного референдума в помещение для голосования, он вправе получить в участковой комиссии по проведению местного референдума бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме.
Для обеспечения тайны волеизъявления, гражданин после заполнения бюллетеня вкладывает его в конверт, который заклеивается и скрепляется печатью участковой комиссии по проведению местного референдума и передает его комиссии. Запечатанный конверт хранится в участковой комиссии до дня проведения местного референдума.
Статья 29. Процедура голосования
В день проведения местного референдума, перед началом голосования председатель участковой комиссии по проведению местного референдума в присутствии членов комиссии проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений и опечатывает их.
Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения местного референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати и соответствия количества конвертов отметкам в списках для голосования.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам на основании списков участников местного референдума по предъявлению паспорта или заменяющего его удостоверения личности гражданина. В списке гражданин расписывается в получении бюллетеня. Член комиссии, выдавший бюллетень, также расписывается в списке против фамилии гражданина, получившего бюллетень.
В случае, если гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению местного референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
В случаях, когда отдельные граждане, имеющие право участвовать в местном референдуме, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, участковая комиссия поручает отдельным членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан. В этом случае члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству заявлений. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка местного референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению местного референдума.
Каждый гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина.
Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса, он вычеркивает слово "против", оставляя слово "за" в бюллетене для голосования. Если "против" вопроса, вынесенного на местный референдум, вычеркивает слово "за", оставляя слово "против" в бюллетене для голосования.
Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии.
Член участковой комиссии по проведению местного референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка местного референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией.
Статья 30. Подсчет голосов граждан, принявших участие в местном референдуме
После объявления председателя участковой комиссии об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования члены комиссии подсчитывают и погашают все неиспользованные бюллетени. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии.
Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число заявлений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка местного референдума. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению местного референдума. Этот факт с указанием членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.
При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению местного референдума, и недействительные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности, такие, в которых вычеркнуты слово "за" и слово "против" или оба слова остались не вычеркнутыми. При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней для голосования участковая комиссия решает вопрос голосованием.
Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению местного референдума без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии и наблюдатели.
Статья 31. Протокол участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования
Участковая комиссия по проведению местного референдума составляет протокол об итогах голосования.
В протокол об итогах голосования по участку местного референдума вносятся следующие данные:
1) число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку, включая граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме:
2) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковой комиссией;
3) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам в помещении участка местного референдума:
4) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка местного референдума;
5) число погашенных бюллетеней для голосования;
6) число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
7) число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
8) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;
9) число действительных бюллетеней для голосования;
10) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
11) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум;
12) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум.
В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданный за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов.
Протокол участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования составляется в двух экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) комиссия по проведению местного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии по проведению местного референдума.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования после его подписания, вместе с опечатанными бюллетенями для голосования, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, незамедлительно направляются в территориальную (районную, городскую, поселковую, сельскую) комиссию по проведению местного референдума.
Статья 32. Определение итогов голосования территориальной комиссией по проведению местного референдума
На основании протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) комиссия по проведению местного референдума не позднее чем через три дня со дня проведения местного референдума определяет итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии с правом решающего голоса.
Территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) комиссия по проведению местного референдума признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
Территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) комиссия по проведению местного референдума признает решение принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на местный референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными, и их повторное вынесение на местный референдум может состояться не ранее чем через год.
Решением территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии результаты голосования на отдельных участках местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) комиссия может поручить соответствующей участковой комиссии по проведению местного референдума провести повторное голосование не позднее чем за 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) решения территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии по проведению местного референдума.
Территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) комиссия по проведению местного референдума составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории муниципального образования и числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования по соответствующей территории, суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные частью второй статьи 31 настоящего Закона.
Протокол территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии. Член территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Первый экземпляр протокола территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования после его подписания вместе с опечатанными бюллетенями для голосования, со списками членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования, направляются в соответствующий исполнительный орган местного самоуправления, где они хранятся в течение шести месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы.
Статья 33. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме
Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссией не позднее трех дней после определения результатов местного референдума в местной печати. Территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) комиссия по проведению местного референдума в тот же срок публикует (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому участку местного референдума с учетом положений статьи 32 настоящего Закона.
Итоги голосования по каждому участку местного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах участковых и территориальной (районной, городской, поселковой, сельской) комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования, должны представляться для ознакомления любому гражданину Российской Федерации, проживающему на соответствующей территории муниципального образования Чувашской Республики, или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.
Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме.
Статья 34. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме
Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории муниципального образования и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом местном референдуме.
Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, орган местного самоуправления или орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.
Глава V. Контроль за соблюдением законодательства о местном референдуме и ответственность за его нарушение
Статья 35. Контроль за соблюдением настоящего Закона при проведении местного референдума
Контроль за соблюдением настоящего Закона при проведении местного референдума осуществляют органы местного самоуправления и комиссии по проведению местного референдума, а также члены инициативной группы, наблюдатели.
Собрания граждан по месту жительства для направления наблюдателей, осуществляющих контроль за проведением местного референдума, проводятся в порядке, определенном статьей 12 настоящего Закона.
Комиссии местного референдума обязаны предоставлять указанным наблюдателям по их требованию информацию о подготовке и проведении местного референдума. По требованию наблюдателя участковая комиссия по проведению местного референдума заверяет составленную им копию итогового протокола своей подписью.
Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме
Лица, препятствующие путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения или иным способом свободному осуществлению гражданами их права участвовать в местном референдуме, а также совершившие путем подлога документов местного референдума заведомо неправильные подсчеты голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению местного референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на местном референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами."
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Чувашской Республики от 5 августа 1996 г. N 16 "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.