Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 14 августа 1996 г. N 216
"О концепции развития экспорта продукции Чувашской Республики на 1996-1998 годы"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях развития экспортного потенциала Чувашской Республики и реализации государственной политики в области поддержки и расширения экспорта продукции Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития экспорта продукции Чувашской Республики на 1996-1998 годы (далее - Концепция).
2. Министерствам и другим органам исполнительной власти Чувашской Республики в пределах их компетенции обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство внешних связей Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 30 января ежегодно до 1999 года.
Председатель Кабинета Министров |
Э.Аблякимов |
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 14 августа 1996 г. N 216
Концепция
развития экспорта продукции Чувашской Республики на 1996-1998 годы
I. Введение
Концепция развития экспорта продукции Чувашской Республики (далее - Концепция) является основой осуществления государственной политики Чувашской Республики в области поддержки товаропроизводителей и развития экспортоориентированных производств республики.
Концепция разработана в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 123 "О федеральной программе развития экспорта", Программы народной реформы в Чувашской Республике и направлений социально-экономической политики на 1996 год, изложенных 28 февраля 1996 г. Президентом Чувашской Республики Н.В.Федоровым в докладе о положении в республике, постановления Кабинета Министров Чувашской 27 мая 1996 года.
Современное состояние внешнеэкономического комплекса республики, несмотря на ряд положительных тенденций, не соответствует как экономическому потенциалу Чувашской Республики, так и задачам стабилизации экономики и ее роста. Становится очевидным, что осуществление серьезных структурных изменений в положении экспортоориентированных производств и структуре экспорта, создание современной инфраструктуры, обеспечивающей внешнеэкономическую деятельность, равноправное вхождение в систему мирохозяйственных связей только на базе стихийных рыночных процессов и значительного расширения прав субъектов внешнеэкономической деятельности при минимальном участии государства не позволяют достичь качественных сдвигов и роста эффективности внешнеэкономических связей. В то же время мировой уровень организации внешней торговли полностью исключает непрофессиональный подход. Разрозненные выходы отдельных производителей на рынок промышленно развитых стран не могут решить проблемы продвижения товаров, развития экспорта, маркетинга,
максимальное использование природных ресурсов региона;
развитие экспорта продукции высокой переработки и внедрение передовых технологий;
привлечение инвестиций с целью технологической модернизации и создания потенциала для расширенного воспроизводства;
реализация государственной политики Российской Федерации по содействию экспорту в увязке с интересами экономического развития республики и становления ее экспортного потенциала;
приоритетное развитие форм международного сотрудничества (промышленная кооперация, обмен технологиями, экспорт услуг, совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лизинг оборудования);
совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей внедрению форм международного сотрудничества в отечественную практику и позволяющей осуществлять контроль за их использованием;
создание механизма координации внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций;
формирование современной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности с приоритетным решением проблемы информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности;
развитие рекламной деятельности, туризма и сферы услуг;
решение проблемы обеспечения внешнеэкономической деятельности квалифицированными кадрами.
Необходимость разработки Концепции обусловлена возрастанием роли внешнеэкономической деятельности, в особенности экспорта, оказывающего значительное влияние на социально-экономическое состояние региона и являющегося основным источником валютных поступлений и обеспечения импортных поставок. В условиях сокращения внутреннего спроса экспорт для предприятий республики выступает стабилизирующим фактором, препятствующим спаду производства и росту безработицы.
Сегодня возникают новые задачи при проведении внешнеэкономической политики: интеграция экономики в систему мировых хозяйственных связей; поиск путей взаимовыгодного сотрудничества в условиях проводимой экономической реформы; защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции на этапе становления рыночных отношений.
Очевидна необходимость принятия действенных мер по формированию условий для стимулирования роста экспортных производств и проведения структурной перестройки промышленности, которые будут способствовать эффективному преодолению существующих проблем в экономике. Состояние промышленных производств требует модернизации и совершенствования технологий для сохранения и упрочения существующих позиций на мировых товарных рынках. Сложность настоящего момента заключается в том, что необходимо одновременно сохранять действующий экспортный потенциал,
При невысоких показателях экономического развития наблюдается значительный рост внешнеторгового оборота. Однако прослеживается тенденция падения объемов экспорта. Если в 1994 году объем экспортных операций составлял 50,8 процента, то в 1995 году - 48 процентов.
Положительным моментом является преобладание в товарной структуре экспорта Чувашской Республики продукции глубокой переработки, в отличие от структуры российского экспорта, где преобладает сырье.
Развитие экспортоориентированных производств будет способствовать стабилизации экономического положения в республике и дальнейшему социально-экономическому развитию. Для формирования весомого экспортного потенциала Чувашская Республика обладает достаточными минерально-сырьевыми ресурсами, производственными мощностями, позволяющими в ряде отраслей наладить производство современной наукоемкой продукции, высоким уровнем квалификации рабочей силы при ее относительной дешевизне, сильными товарными позициями на рынках некоторых зарубежных стран. В Концепцию включены проекты, реализация которых будет способствовать развитию экспортоориентированных производств, формированию инфраструктуры и условий для их развития.
Концепция направлена на повышение роли экспорта республики в масштабе Российской Федерации, расширение рынков сбыта продукции, производимой в Чувашской Республике и укрепление позиций на мировых товарных рынках в целях достижения на этой основе устойчивого экономического роста, преодоления неплатежеспособности предприятий и повышения благосостояния населения республики.
II. Состояние развития экспортного потенциала Чувашской Республики
Укрепление экспортного потенциала является исключительно важным и актуальным на современном этапе экономических преобразований. Значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд народного хозяйства существенно возросла к середине 90 годов. Развитие экспорта, в особенности продукции высокой переработки, является важным элементом структурной перестройки и
По данным Чувашской таможни в 1995 году внешнеторговый оборот составил 220,8 млн. долларов США и превысил оборот 1994 года в 1,3 раза.
Несмотря на ряд издержек и объективно обусловленных отрицательных последствий форсированного открытия экономики, в Чувашской Республике происходит рост объема внешнеторгового оборота.
Однако, в отличие от предыдущих трех лет, в 1995 году сложилось отрицательное сальдо внешней торговли. Объем импорта превысил объем экспорта на сумму 8,6 млн. долларов США.
Рассматривая внешнеторговый оборот Чувашской Республики относительно доли в нем дальнего и ближнего зарубежья, следует заметить, что объем экспорта в страны дальнего зарубежья превышает объем импорта иэ них. В экспортно-импортных операциях со странами ближнего зарубежья наблюдается обратная тенденция. Здесь импорт превышает объем экспорта и составляет соотношение 56 процентов к 44 процентам.
Положительное влияние на развитие внешнеэкономических отношений оказывают заключаемые межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и деятельность торгово -экономических представителей Кабинета Министров Чувашской Республики в регионах Российской Федерации и иностранных государств.
Взаимодействие со странами Содружества Независимых Государств становится все более конструктивным. Принципиально разработаны механизмы, способные постепенно устранить основные барьеры в области торгово-экономического сотрудничества в виде тарифных и нетарифных ограничений, неплатежей между хозяйствующими субъектами.
В условиях формирования рыночной экономики ключевое значение приобретает интеграция на уровне хозяйствующих субъектов. Необходима государственная поддержка процесса создания совместных предприятий, транснациональных производственных корпораций, коммерческих, финансово-кредитных учреждений и организаций в целях совершенствования связей по кооперации, структурных преобразований и формирования производственной инфраструктуры общего рынка.
С учетом сложившейся структуры народного хозяйства, статьями экспорта республики являются:
машиностроительная продукция - промышленные тракторы, бесчелночные ткацкие станки, приборы, двигатели и запасные части к ним, автозапчасти, изделия из черных и цветных металлов;
химическая продукция - продукция неорганической и органической химии, средства защиты растений, казеин технический, красители, пластмасса и изделия из нее;
электротехническая продукция - аппаратура электрическая, трансформаторы и части к ним, измерительая и контрольная аппаратура;
товары народного потребления - резиновые изделия, текстильные изделия, хлопчатобумажные ткани, нити и ленты, мебель;
сырье - древесина;
сельскохозяйственное сырье - хмель, крахмал картофельный, картофель, казеин;
туристические услуги - охота, рыбная ловля.
Важным фактором, влияющим на объемы экспорта, является изменение соотношения внутренних и мировых цен на отдельные товары. При этом на некоторые виды продукции перерабатывающей промышленности в настоящее время цены внутри страны приблизились или перешагнули рубеж цен на мировых рынках. Возросшие издержки производства, высокие транспортные тарифы стали определяющими факторами регулирования экспорта и уже привели к его нерентабельности по некоторым сырьевым товарам и сокращению экспорта, например, по отдельным видам лесопродукции, машиностроительной, химической и электротехнической продукции. С введением "валютного коридора" объективно сузились возможности влияния "курсового" фактора на продвижение российского экспорта. Появились весомые признаки исчерпания экстенсивных факторов роста экспорта за счет увеличения физических объемов вывоза топливно-сырьевых товаров.
Товарная структура экспорта Чувашской Республики в основном представлена продукцией нефтехимического (41%) и машиностроительного комплекса (44%). Данная структура обусловлена направлениями развития промышленного потенциала республики.
Крупнейшими экспортерами Чувашской Республики являются: акционерные общества "Химпром", "Текстильмаш", "Чебоксарский агрегатный завод", "Промтрактор", "Дизельпром", "Чебоксарский электроаппаратный завод", "Лента", товарищество с ограниченной ответственностью "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат".
В товарной структуре экспорта республики прочно занимают ведущие позиции продукты органической и неорганической химии (33,3%), ткацкие станки (13,4% всего объема экспортных операций), казеин (8% объема экспорта), текстильные изделия (9,8%), автозапчасти (9%).
Предприятия республики экспортируют свою продукцию в около 60 государств мира. Традиционными партнерами Чувашской Республики являются страны ближнего зарубежья: Казахстан, Украина, Узбекистан, Эстония, Белоруссия. Среди стран дальнего зарубежья значительная доля экспортных операций осуществляется с Германией, Финляндией, Францией, Венгрией, Италией.
Правительство Чувашской Республики проводит активную политику по развитию экспортного потенциала республики. Разработан комплекс мер по совершенствованию торгово-экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ, направленных на развитие хозяйственных связей, рационализацию производственно -технологической кооперации, повышение инвестиционной активности, создание инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, соответствующей современным требованиям.
Реализация Концепции развития экспорта продукции Чувашской Республики позволит преодолеть следующие факторы, оказывающие сдерживающее влияние на его развитие:
активиэация протекционистской политики зарубежных государств в отношении своих экспортеров;
усиление конкуренции на мировом рынке;
недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления в первой половине 90 годов требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых государств;
сохранение элементов дискриминации отечественных экспортеров на мировом рынке, применение методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения для вытеснения или недопущения на перспективные рынки.
Таким образом, складывается необходимость неотложных шагов по формированию целостной системы мероприятий со стороны республиканских органов власти, направленных на эффективное преодоление существующих проблем и препятствий в экспортной деятельности, развитие экспортоориентированных производств, создание условий для их роста и оздоровления экономики республики в целом.
III. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации концепции
Основными целями Концепции являются повышение роли экспорта продукции Чувашской Республики в общероссийском масштабе, увеличение ее вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации на основе комплекса мер, направленных на формирование условий для развития экспорта и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, расширение ассортимента и улучшение качества экспортируемой продукции, совершенствование товарной и географической структуры экспорта, использование прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.
Для достижения этих целей, учитывая тенденции и особенности развития экономики Чувашской Республики, необходимо решение следующих задач:
создание правовых, экономических и организационных условий для развития экспортоориентированных производств и повышения их эффективности;
обеспечение функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта, а также предоставление гарантийных обязательств по экспортным кредитам;
создание системы внешнеторговой информации и информационно -консультационных служб;
проведение планомерной работы по активному продвижению экспортной продукции Чувашской Республики и защите интересов предприятий за рубежом;
широкое привлечение деловых кругов республики к проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта;
определение отраслевых приоритетов в развитии экспортоориентированных производств;
расширение форм международного сотрудничества (привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг, инжиниринг, компенсационные перевозки, иностранный туризм);
осуществление целенаправленных структурных сдвигов в промышленности в рамках реализации программ, направленных на повышение эффективности использования промышленного и научно -технического потенциала республики для развития экспорта;
создание благоприятных условий для повышения инвестиционной и деловой активности бизнеса путем привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации инициируемых предприятиями бизнес - проектов, в том числе с использованием механизма льготного кредитования;
повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в республике;
обеспечение реализации федеральных и республиканских целевых инвестиционных программ и проектов;
повышение устойчивости функционирования предприятий путем развития лизинговой деятельности и формирования системы страховых услуг;
обеспечение высококвалифицированными кадрами в области внешних связей.
Концепция развития экспорта продукции Чувашской Республики разработана на три года и включает в себя два этапа: 1996-1997 годы; 1997-1998 годы.
IV. Основные направления развития экспорта продукции в Чувашской Республике
Достижение основных целей Концепции и решение поставленных задач требуют проведения активной экспортной политики в республике на основе продолжения процессов экономического реформирования, создания и поддержки производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, перспективной не только для развития экономики и экспортного потенциала Чувашской Республики, но и Российской Федерации в целом, основные положения которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 123 "О федеральной программе развития экспорта".
Настоящая Концепция разработана в соответствии с указанным Постановлением и предусматривает следующие отраслевые приоритеты машиностроение, химическая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, медицинская промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура по обслуживанию внешнеэкономической деятельности в области транспорта и связи.
Для достижения целей политики содействия экспорту необходимо осуществление мер, обеспечивающих условия становления экспортного потенциала республики:
осуществление анализа и прогнозирования экспортной деятельности Чувашской Республики;
согласование мероприятий, осуществляемых в сфере внешнеэкономической деятельности в республике, со стратегическими целями федеральной государственной политики содействия экспорту;
предоставление государственных гарантий и страхование экспортных кредитов;
содействие развитию новых направлений банковской деятельности, в том числе инвестиционной деятельности;
стимулирование производственной кооперации;
разработка нормативных документов в области внешнеэкономических связей, содействующих развитию экспорта;
улучшение информационного обеспечения внешних связей;
формирование информационно-консультационных служб для обеспечения эффективного и оперативного предоставления информации;
содействие в продвижении продукции Чувашской Республики на внешний рынок;
укрепление связей экспортеров с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом в интересах обеспечения организационной, информационно-консультационной и иной поддержки экспорта;
проведение выставочно-ярмарочных, рекламных и иных мероприятий по освоению внешних рынков;
подготовка квалифицированных кадров и развитие научных исследований в сфере внешнеэкономической деятельности;
координация деятельности экспортеров на внешних рынках в интересах оптимального использования конъюнктуры и соблюдения правил конкуренции;
налаживание эффективного транспортного обеспечения экспортных поставок;
организация финансовой поддержки развития экспортоориентированных производств;
привлечение иностранных инвестиций и установление контактов с международными финансовыми институтами;
распространение льготного налогового режима на предприятия, осуществляющие выпуск приоритетной конкурентоспособной экспортной продукции, финансовые и страховые организации, расширение временных границ предоставления льгот.
Ключевую роль в становлении экспортного потенциала республики должны сыграть координация и сложение совместных усилий всех заинтересованных сторон в развитии экспортоориентированных производств, защите экономических интересов Чувашской Республики за ее пределами.
4.1. Формирование нормативно-правовой базы
4.1.1. Разработка нормативных документов в области внешнеэкономической деятельности
Цель: создание нормативной базы, регламентирующей внешнеэкономическую деятельность.
Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусматривает разграничение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, но не определяет внутреннюю структуру координации и контроля внешнеэкономической деятельности на уровне регионов.
В связи с этим особое значение приобретают целенаправленные усилия по совершенствованию нормативной базы внешних связей Чувашской Республики, которая определяет основы координации внешнеэкономической деятельности и порядок ее осуществления на своей территории, а также права и обязанности ее участников.
Создание данной нормативной базы позволит упорядочить внешнеэкономическую деятельность республики, обеспечить согласованность действий участников внешнеэкономической деятельности по продвижению продукции на внешний рынок, координировать и контролировать деятельность российских и иностранных юридических лиц на территории Чувашской Республики, объединить усилия всех заинтересованных сторон по развитию экспортного потенциала республики.
Содержание мероприятия: разработка проекта нормативного документа.
Ответственная организация: Министерство внешних связей Чувашской Республики.
Форма документа: Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики о внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике.
Срок реализации: III квартал 1996 года.
4.1.2. Совершенствование режима привлечения иностранных инвестиций
Цель: создание механизма предоставления государственных гарантий для привлечения иностранных инвестиций в экономику Чувашской Республики.
Вопрос развития экспортоориентированных производств связан с режимом привлечения иностранных инвестиций. До 1996 года приток иностранных инвестиций не позволял в полной мере реализовать имеющийся потенциал для развития промышленных производств.
Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в сферу компетенции субъектов Российской Федерации относится предоставление гарантий и льгот участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории, только в части выполнения обязательств участников внешнеторговой деятельности перед бюджетами и внебюджетными фондами субъектов Российской Федерации. Поэтому необходимо разработать механизм предоставления гарантий Правительством Чувашской Республики для привлечения инвестиций в экономику республики. Правительство предоставляет гарантии для обеспечения государственных, банковских и коммерческих кредитов и осуществляет контроль за их использованием. Источниками обеспечения гарантий могут являться средства Республиканского бюджета Чувашской
Содержание мероприятия:
создание механизма предоставления гарантий Правительством Чувашской Республики;
разработка нормативного документа.
Ответственные организации: Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство внешних связей Чувашской Республики.
Форма документа: Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики о порядке предоставления гарантий.
Срок реализации: 1997 год.
4.2. Организация государственной поддержки экспортоориентированных программ
Система государственной поддержки экспорта призвана обеспечить согласованность и логическую последовательность осуществления внешнеэкономической политики Чувашской Республики, развитие приоритетных направлений становления экспортного потенциала республики и способствовать объединению усилий всех заинтересованных сторон в его развитии. В Концепции представлено 27 бизнес-проектов, разработанных предприятиями Чувашской Республики.
4.2.1. Машиностроение
Состояние экспортоориентированных производств и направления их развития в машиностроении
Машиностроение и металлообработка являются ведущими отраслями промышленности Чувашской Республики. Доля машиностроительной продукции в общем объеме производства в республике составляет около 33 процентов. Машиностроение играет существенную роль и в экспорте республики. Экспортная продукция данной отрасли поставляется в 24 страны мира.
Основу этой отрасли в республике составляют следующие крупные предприятия:
открытое акционерное общество "Промтрактор" - занято производством тракторов для производства землеройных, вскрышных, гидротехнических работ и дорожного строительства. Продукция предприятия ориентирована как на рынок стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Среди стран дальнего зарубежья потребителями продукции акционерного общества "Промтрактор" являются: Арабская Республика Египет, Саудовская Аравия, Китай, Югославия, Венгрия.
Товарная структура экспорта акционерного общества "Промтрактор" представлена бульдозерами , самоходными машинами и механизмами, запчастями к ним. В 1995 году около 95 процентов продукции экспортировалось в Казахстан и на Украину;
открытое акционерное общество "Текстильмаш" - производитель различных модификаций ткацких станков. Экспортная товарная структура предприятия представлена бесчелночными станками, запасными частями и принадлежностями к ним. Основными потребителями продукции предприятия являются: Венгрия, Румыния, Турция, Сирия, Польша, Чехия, Индия, Китай, Бразилия, Узбекистан, Белоруссия и Украина;
открытое акционерное общество "Чебоксарский агрегатный завод" - специализируется на выпуске запасных частей к автотракторной промышленной технике. Продукция завода (сцепления, запчасти к тракторам) экспортируется как в страны ближнего (Украина, Белоруссия, Литва), так и дальнего зарубежья (Италия, Китай, Греция, Польша, Вьетнам);
акционерное общество "Дизельпром" - производит лицензионные двигатели фирмы MTU (Германия) для промышленной тракторной техники, дизель-электрических станций, дизель-редукторных агрегатов. Его продукция (двигатели, комплекты специнструментов для ремонта двигателей) экспортируется в Германию, Венгрию, Польшу, Узбекистан;
акционерное общество открытого типа "Канашский завод электропогрузчиков" - экспортирует погрузчики самоходные с электрическим двигателем и транспортировщики грузовые в Белоруссию, Казахстан, на Украину;
производственное объединение им. В.И.Чапаева - ведущее предприятие в отрасли пиротехнической продукции. Три основных производства обеспечивают выпуск пиротехнической продукции, резинотехнических изделий, товаров народного потребления из металла и пластмассы. Его продукция - противоградовый ракетный комплекс "Алазань-кристалл" активно используется в Аргентине, Бразилии и Болгарии для обнаружения и распознания градовых и градовоопасных облаков. Пиротехнические изделия, ракеты сигнальные и дождевые экспортируются в Узбекистан, Казахстан, на Украину. Перспективным направлением для внешнего рынка является расширение выпуска градовых установок.
В настоящее время развитие экспорта машиностроительной продукции преодолевает ряд негативных факторов, в том числе:
нарушение кооперационных связей предприятий с зарубежными партнерами из-за распада СЭВ и СССР;
отсталость производственной базы;
дестабилизацию производства, вызванную простоями и полной остановкой предприятий, непоставкой комплектующих и исходных материалов;
отсутствие системы страхования экспорта и выдачи банковских гарантий.
Однако в республике появляются признаки оживления деловой и инвестиционной активности. В целях развития экспортных производств в Чувашской Республике предприятиями подготовлены бизнес - проекты, реализация которых позволит расширить и улучшить товарную структуру экспорта, объемы и географию экспортных поставок, а также совершенствовать технологии.
Проекты по развитию экспортоориентированных производств
1. Создание предприятия по изготовлению тракторной техники с двигателями "Камминз" (открытое акционерное общество "Промтрактор").
Стоимость проекта - 20,6 млрд. рублей.
2. Разработка и постановка на производство трактора класса 20 Т.С. и комплектов оборудования к нему (открытое акционерное общество "Промтрактор").
Стоимость проекта - 10,5 млрд. рублей.
3. Производство заготовок мелкого сорта методом непрерывной разливки стали (открытое акционерное общество "Промтрактор").
Стоимость проекта - 118,0 млрд. рублей.
4. Создание совместного предприятия по производству погрузчиков на базе FR 160.2 (открытое акционерное общество "Промтрактор").
Стоимость проекта - 39,8 млрд. рублей.
5. Закупка высокоточного металлообрабатывающего оборудования для организации производства высокоэффективных ткацких станков СТБ (открытое акционерное общество "Текстильмаш").
Стоимость проекта - 13,6 млрд. рублей.
6. Освоение производства машин напольного безрельсового электротранспорта (акционерное общество открытого типа "Канашский завод электропогрузчиков").
Стоимость проекта - 8,48 млрд. рублей.
7. Освоение изотермического кузова - фургона рефрежератора на шасси ГАЗ-3302 (акционерное общество открытого типа "Козловский комбинат автофургонов").
Стоимость проекта - 3,0 млрд. рублей.
8. Развитие производства специализированного автотранспорта (акционерное общество открытого типа "Шумерлинский завод спецавтомобилей").
Стоимость проекта - 51,6 млрд. рублей.
9. Расширение производства противоградовых ракетных комплексов (производственное объединение им. В.И.Чапаева).
Стоимость проекта - 3,8 млрд. рублей.
4.2.2. Химическая промышленность
Состояние экспортоориентированных производств и направления их развития в химической промышленности
Химическая промышленность является наиболее развитой отраслью экономики Чувашской Республики. Химическая продукция традиционно составляет основу структуры экспорта Чувашской Республики. Предприятия отрасли имеют налаженные торговые связи со многими государствами мира. Основными производителями и поставщиками данной отрасли являются:
акционерное общество открытого типа "Химпром" - крупнейший производитель химической продукции в Российской Федерации. Товарная номенклатура предприятия насчитывает более 200 наименований. Основу экспорта составляют: хлор, хлориды и хлороксиды, гидрооксид натрия, пероксид водорода, дихлорметан, эфиры, красители, гербициды.
Предприятие экспортирует свою продукцию в 29 стран ближнего и дальнего зарубежья. Значительные объемы экспорта фосфоросодержащих кислот, эфирофенолов, дихлорметана и анилина осуществляются в Нидерланды, Финляндию, Данию, Германию, Бельгию и Венгрию. Экспорт в страны ближнего зарубежья представлен хлорными соединениями, пероксидом водорода, красителями, гербицидами, основная часть которого приходится на Казахстан, Белоруссию, Украину, Узбекистан, Молдову и Эстонию.
В настоящее время на акционерном обществе "Химпром" формируется фармацевтическое направление и разрабатываются реагенты для нефтедобычи, нефтепереработки и для очистки воды. Предприятие намерено изготавливать лекарственные субстанции, разработано производство анестезина и новокаина. В перспективе - подготовка технологии производства новокаинамида. Предприятие готовит технический анестезин для объединения "Марбиофарма", где его доводят до качественного стандарта.
акционерное общество открытого типа "Вурнарский завод смесевых препаратов" - современное предприятие, оснащенное передовой техникой и технологией. Основная деятельность - производство химических средств защиты растений, микроталька, гранулированных препаратов, товаров народного потребления (моющих и чистящих средств). Поддерживает тесные связи с ведущими научно -исследовательскими организациями.
Основу экспортной продукции, вывоз которой осуществляется главным образом в Германию и на Украину, составляют стеатит натуральный и гербициды;
общество о ограниченной ответственностью "Конкорд-2" - основной экспортер технического казеина в США и Нидерланды.
Предприятиями химической отрасли проводится постоянная работа по совершенствованию технологий, улучшению качества и повышению конкурентоспособности продукции. Решаются задачи по уменьшению расходных норм сырья и энергии, количества отходов и трудовых затрат. Предприятиями разработаны бизнес - проекты по созданию перспективных экспортных производств, реализация которых направлена на увеличение экспорта и расширение поставок.
Проекты по развитию экспортоориентированных производств
1. Создание производства трихлорсилана улучшенного качества (акционерное общество открытого типа "Химпром").
Стоимость проекта - 22,35 млрд. рублей.
2. Производство водорода из природного газа (акционерное общество открытого типа "Химпром").
Стоимость проекта - 52,3 млрд. рублей.
3. Создание производства жидких форм химических средств защиты растений - суспензионных препаратов (акционерное общество открытого типа "Вурнарский завод смесевых препаратов").
Стоимость проекта - 4,0 млрд. рублей.
4. Организация производства огнестойкой краски (эмали) ПФ-5279 ТУ 6-27-30 (акционерное общество "Лакокраска").
Стоимость проекта - 5,92 млрд. рублей.
5. Организация производства эковаты (совместное российско-американское предприятие "Эковата").
Стоимость проекта - 5,6 млрд. рублей.
6. Создание производства высокоэффективных гербицидов на основе сульфанилмочевин (акционерное общество открытого типа "Химпром").
Стоимость проекта - 101,9 млрд. рублей.
7. Развитие комплекса по производству силиконов на базе производства метилхлорсилана (акционерное общество открытого типа "Химпром").
Стоимость проекта - 133,8 млрд. рублей.
4.2.3. Легкая промышленность
Состояние экспортоориентированных производств и направления их развития в легкой промышленности
В Чувашской Республике высоко развита легкая и текстильная промышленность. Продукция данной отрасли имеет широкую географию поставок и занимает ведущее место в товарной структуре экспорта. Крупнейшими предприятиями отрасли являются: акционерное общество "Лента" - предприятие, основным видом деятельности которого является выработка лент из синтетических и хлопчатобумажных нитей для нужд швейной и электротехнической промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. Предприятие имеет ткацкое, тросильно-крутильное и красильно-отделочное производства. Товарная структура экспорта представлена тканями хлопчатобумажными суровыми и крашенными и тканями, крашенными из нейлона. Данная продукция поставляется главным образом в Эстонию, Белоруссию, Таджикистан и на Украину;
товарищество с ограниченной ответственностью "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат" выпускает около 50 наименований хлопчатобумажных тканей. Основная продукция: легкие ткани, технические ткани, мебельно-декоративные ткани, нитки, швейные изделия, пряжа. Основу товарной структуры экспорта составляют ткани хлопчатобумажные крашенные, нитки швейные, постельное белье. Потребителями продукции предприятия являются как страны ближнего (Туркменистан, Узбекистан, Украина, Таджикистан, Эстония), так и дальнего зарубежья (Польша, США, Испания, Болгария, Венгрия, Чешская Республика);
акционерное общество "Новочебоксарская хлопкопрядильная фабрика "Пике" специализируется на выпуске хлопчатобумажной пряжи, трикотажного сурового полотна, нижнего и верхнего трикотажа, носочных изделий. Основной вид экспортной продукции - пряжа однониточная, хлопчатобумажная - отправляется в Белоруссию, Казахстан, Болгарию, Португалию.
Состояние отрасли требует решения вопросов, связанных с обеспечением сырьем и перестройкой производства. В этих целях представлен следующий проект:
Расширение производства трикотажных изделий (акционерное общество "Новочебоксарская хлопкопрядильная фабрика "Пике").
Стоимость проекта - 8,3 млрд. рублей.
4.2.4. Пищевая промышленность
Состояние экспортоориентированных производств и направления их развития в пищевой промышленности
Пищевая промышленность обеспечивает потребность населения республики в продуктах питания и поставляет свою продукцию на внешний рынок. Предприятия пищевой промышленности активно внедряют передовые технологии, что способствует повышению ассортимента и конкурентоспособности продукции. Данная отрасль представлена следующими предприятиями: акционерными обществами "Новочебоксарская макаронная фабрика", "Пивэавод Чебоксарский", "Чебоксарский хлебокомбинат", "Ситро", "Чебоксарский мясокомбинат", ликеро-водочный завод "Чебоксарский", "Чебоксарский гормолзавод", "Вурнарский мясокомбинат", мясокомбинат "Канашский", "Шумерлинский районный мясокомбинат", "Акконд", "Вурнарокий завод СОМ", "Яльчикский крахмал" и другие.
Экспортом продукции заняты:
акционерное общество "Акконд" - одно из ведущих российских предприятий пищевой промышленности, выпускающее кондитерские изделия в широком ассортименте. Фабрика экспортирует свою продукцию во многие страны СНГ;
акционерное общество "Чебоксарский мясокомбинат" экспортирует шкуры крупного рогатого скота и свиней в Германию, Швецию в обмен на оборудование для приготовления колбас;
государственное объединение "Чувашспирт" планирует ввести в действие в 1996 году цех по производству ликеро-водочных изделий в экспортном исполнении.
Одной из ведущих экспортоориентированных продукций является картофельный крахмал, поставляемый в Казахстан, Узбекистан и Киргизию различными небольшими хозяйствами и предприятиями республики.
В целях расширения выпуска экспортной продукции предприятиями предлагаются к реализации ряд проектов.
Проекты по развитию экспортоориентированных производств
1. Создание нового предприятия для производства сухого картофельного крахмала (акционерное общество "Чувашьенкрахмал").
Стоимость проекта - 940 млн. рублей.
2. Создание единого центра по переработке технического казеина в пищевой (общества с ограниченной ответственностью "Конкорд-2" и "Конкорд-3").
Стоимость проекта - 11,9 млрд. рублей.
3. Увеличение мощности по производству бутылочной продукции пива длительного хранения (акционерное общество "Пивзавод "Чебоксарский") .
Стоимость проекта - 1,15 млрд. рублей.
4.2.5. Медицинская промышленность
Состояние экспортоориентированных производств и направления их развития в медицинской промышленности
Значительное развитие в республике получило производство высокотехнологической продукции в области медицины и медицинской промышленности.
Чебоксарский региональный центр межотраслевого научно -технического комплекса "Микрохирургия глаза" - один из двенадцати филиалов в Российской Федерации. Филиал оказывает высококвалифицированную помощь при различных заболеваниях органов зрения с применением новейших методик. Клиника оснащена диагностическим и хирургическим оборудованием, инструментарием производства ведущих фирм США, Японии, Германии и других стран. В клинике ежегодно проводятся более 15 тысяч операций.
На ряде предприятий республики (акционерные общества "Контур", "Чебоксарский приборостроительный завод "Элара") осваивается производство высокотехнологического медицинского оборудования и инструментов.
К реализации предлагаются следующие проекты по расширению экспортного производства:
1. Организация производства медицинских имплантантов с использованием современной технологии по нанесению биосовместимых карбиновых покрытий (акционерное общество открытого типа "Контур").
Стоимость проекта - 6,0 млрд. рублей.
2. Создание современного медицинского оборудования и освоение серийного производства (акционерное общество открытого типа "Контур")·
Стоимость проекта - 6,9 млрд. рублей.
4.2.6. Электротехническая и электронная промышленность
Состояние экспортоориентированных производств направления их развития в электротехнической и электронной промышленности
Электротехническая промышленность в республике до 1992 года специализировалась на производстве наукоемкой продукции: программируемых контроллеров, регулируемых электроприводов, комплектующих устройств с ЧПУ, в том числе для обрабатывающих центров. Кризис в машиностроительной промышленности привел к резкому спаду производства в электротехнической промышленности. Данные обстоятельства потребовали в короткие сроки переориентации отрасли на потребителей энергетической и нефтегазовой промышленности с освоением новой номенклатуры изделий.
В настоящее время осуществляется процесс перестройки производства и совершенствования технологий с целью выпуска конкурентоспособной экспортной продукции. Электротехническая и электронная отрасли промышленности республики представлены такими крупными предприятиями, как:
акционерное общество открытого типа "Электроаппаратный завод" - основной производитель электротехнической продукции в Чувашской Республике. Экспортная продукция предприятия представлена низковольтными комплектными устройствами, комплектными электроприводами, панелями защиты, реле управления и комплектными распределительными устройствами. Продукция с маркой ЧЭАЗ используется на предприятиях металлургической, станкостроительной, машиностроительной, нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, на атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Основными партнерами предприятия являются страны СНГ, Восточной Европы и Юго-Восточной Азии (Белоруссия, Украина, Латвийская Республика, Казахстан, Эстония, Литовская Республика, Китай, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Индия);
акционерное общество "Завод электроники и механики" - специализируется на разработке, производстве, поставках и сервисном обслуживании электрических исполнительных механизмов, средств автоматизации и регулирования технологических процессов. Продукция предприятия экспортируется как в страны ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Казахстан), так и в страны Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. Товарная номенклатура экспорта представлена программируемыми регуляторами запоминающих устройств, приборами негидравлическими и непневматическими, частями электроосветительного и сигнализационного оборудования;
акционерное общество "Энергозапчасть" - занято производством различных модификаций трансформаторов, которые экспортируются в Белоруссию, Казахстан, Китай, Чешскую Республику, на Украину;
"Чебоксарское акционерное общество "Электроприбор" - специализируется на выпуске электроизмерительных приборов и систем контроля и управления технологическими процессами. Основу экспортной продукции составляют приборы измерительные универсальные, программируемые регуляторы запоминающих устройств, аппаратура неэлектрическая для измерения и контроля электрических величин, вольтметры. Продукция предприятия поставляется в Венгрию, Польшу, Индию, Великобританию, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Молдавию, Латвийскую Республику, на Украину;
акционерное общество "Чебоксарский приборостроительный завод "Элара" - выпускает сложную электронику для авиации, электронные и электротехнические изделия производственного и бытового назначения, оборудование для автоматизации производственных процессов, медицинскую технику. Экспортную товарную структуру предприятия составляют части самолетов и вертолетов, части дирижабельные, электроприборы для отопления помещений и нагрева почвы. Продукция предприятия пользуется постоянным спросом на рынках ближнего и дальнего зарубежья (Белоруссия, Узбекистан, Молдавия, Украина, Китай).
Проекты по развитию экспортоориентированных производств
1. Разработка, освоение и выпуск вакуумной коммутационной аппаратуры (акционерное общество открытого типа "Чебоксарский электроаппаратный завод").
Стоимость проекта - 10,5 млрд. рублей.
2. Разработка и освоение серийного производства силовых модулей (акционерное общество открытого типа "Контур").
Стоимость проекта - 2,3 млрд. рублей.
3. Разработка и изготовление трехкомпонентных расходомеров для нефтедобывающих скважин (акционерное общество "Чебоксарский приборостроительный завод "Элара").
Стоимость проекта - 2,34 млрд. рублей.
4.2.7. Сельское хозяйство
Состояние экспортоориентированных производств и направления их развития в сельском хозяйстве
Сельское хозяйство занимает весомое место в экономике Чувашской Республики, его продукция составляет около 7,9 процентов экспорта республики. Благодаря природно-климатическим и демографическим условиям в республике значительно развиты отрасли картофелеводства, хмелеводства, зернопроизводства, не менее развиты отрасли животноводства, птицеводства и разведение племенных лошадей.
Четыреста тридцать предприятий республики специализируются в сельском хозяйстве. За ними закреплено около 1036 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
Сельскохозяйственные предприятия активно внедряют современные передовые технологии по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур и переработке сельскохозяйственной продукции.
акционерное общество "Чувашхмель" - ежегодно производит свыше 2 - 2,5 тыс. тонн сухого хмеля и экспортирует в Молдавию и Чешскую Республику;
хмелефабрика "Октябрьская" (Марпосадский район) - экспортирует свою продукцию (шишки хмеля неизмельченные и неразмолотые) в Литву. Кроме данных предприятий хмель экспортируется рядом небольших хозяйств в Узбекистан, Казахстан, Литву, Молдавию, Францию.
В Российской Федерации широко известны качеством своей продукции картофелеводы Чувашской Республики. Внедрение новых технологий позволило достигнуть урожайности картофеля 350 - 400 центнеров с гектара. Картофель в значительных объемах экспортируется в Грузию, Казахстан, Узбекистан, Молдавию, на Украину.
Проекты по развитию экспортоориентированных производств
1. Повышение конкурентоспособности основной сельскохозяйственной продукции (создание Всероссийской биржи хмеля и Всероссийской биржи картофеля).
Стоимость проекта - 30,0 млн. рублей.
2. Организация производства по экстрагированию хмеля (Цивильская хмелефабрика).
Стоимость проекта - 16,9 млрд. рублей.
4.3. Финансовая поддержка экспортоориентированных производств
4.3.1. Государственная поддержка экспортоориентированных производств в форме льготного кредитования
В целях улучшения обеспечения предприятий и организаций сырьевыми ресурсами для производства экспортной продукции и стабилизации работы в условиях недостатка собственных оборотных средств, вызванного ростом цен на сырье и энергоресурсы, взаимными неплатежами и разрывом хозяйственных связей, необходима государственная поддержка на межсезонную закупку сырья.
Источниками государственной поддержки роста экспортной продукции являются:
предоставление гарантийных обязательств Правительства Чувашской Республики в лице Министерства финансов Чувашской Республики под кредитные ресурсы, привлекаемые в республику на освоение и расширение производства экспортоориентированных производств;
привлечение отечественных и иностранных инвестиций;
предоставление налоговых кредитов на реализацию быстроокупаемых и высокоэффективных бизнес - проектов.
Ответственные организации: Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики.
Форма документа: ежегодный отчет.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
4.3.2. Создание Фонда поддержки и развития экспорта
Цель: создание Фонда экспорта продукции Чувашской Республики, который позволит решить вопросы, связанные с формированием экспортного потенциала республики, информационным обеспечением внешнеэкономических связей, проведением маркетинговых исследований мировых рынков в целях расширения экспорта продукции и постепенной интеграции экономики республики в мировое хозяйство, повышения уровня квалификации кадров, задействованных в области внешних связей.
Источниками образования Фонда могут быть средства федерального и республиканского бюджетов, отчисления заинтересованных предприятий Чувашской Республики. Создание Фонда зависит от принятия решения Правительства Российской Федерации по формированию источников финансирования данного Фонда.
Содержание мероприятия:
формирование источников Фонда поддержки и развития экспорта;
подготовка предложений по созданию Фонда.
Ответственные организации: Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство внешних связей Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, заинтересованные предприятия - участники внешних связей.
Форма документа: Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики.
Срок реализации: II квартал 1997 года.
4.4. Развитие рынка строительных услуг
4.4.1. Организация экспорта строительных услуг
Широкое развитие в Чувашской Республике получил строительный комплекс, который включает в себя общестроительные и специализированные организации, предприятия по производству строительных конструкций, деталей и материалов, научно-исследовательские и проектные институты строительного профиля, организации по снабжению и комплектации, автохозяйства.
В целях поддержания развития строительной отрасли и обеспечения необходимого объема работ целесообразно организовать экспорт строительных услуг в регионы Российской Федерации, а также в страны СНГ и другие иностранные государства. Примером может служить деятельность чувашских строительных организаций в Московской области и возможная организация строительных работ в Республике Судан и Республике Ливан.
Строительный комплекс республики представлен следующими крупными организациями:
акционерное общество "Монолитстрой" - специализируется на строительстве объектов жилья и социально-культурного назначения из монолитного бетона, производстве металлоконструкций и изделий из бетона;
акционерное общество "Честр" - занимается строительством жилых домов в кирпичном исполнении, объектов соцкультбыта и производственных помещений в кирпичном, каркаснопанельном и монолитном исполнении;
акционерное общество "Лад" - осуществляет строительство коттеджей и многоквартирных домов в различном исполнении, строительно-монтажные работы;
акционерное общество "Доррис" - специализируется на строительстве подземных инженерных сетей, автомобильных, железных дорог;
строительные тресты N 1, 3, 4, 5 - осуществляют строительство промышленных и сельскохозяйственных зданий, жилых помещений и монтажно-строительные работы;
акционерное общество "Чебоксаргэсстрой" - осуществляет строительство энергетических, производственных сооружений, жилых домов и объектов соцкультбыта в кирпичном исполнении.
Содержание мероприятия:
проведение исследования рынка строительных работ;
изучение международного опыта по организации экспорта строительных услуг;
организация строительных работ в регионах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Ответственные организации: Министерство по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство внешних связей Чувашской Республики.
Форма документа: ежегодный отчет.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
4.5. Развитие лизинга
4.5.1. Создание лизинговой компании
Цель: повышение конкурентоспособности продукции и улучшение товарной структуры экспорта, обеспечение технического перевооружения предприятий и совершенствование технологий экспортоориентированных производств, удовлетворение в поставках современной техники, машин и оборудования.
Основные задачи:
создание базы данных объектов лизинга;
изучение потребностей в поставках оборудования экспортоориентированных производств;
внедрение новой техники и технологии в производство.
Осуществление поставок техники предусматривается осуществлять через созданную лизинговую компанию.
Содержание мероприятия:
изучение проблемы развития лизинга;
создание лизинговой компании.
Образование лизинговой компании позволит решить проблемы технического перевооружения и модернизации экспортных производств.
Ответственные организации: Министерство по развитию предпринимательства и ремесел Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики.
Форма документа: учредительные документы.
Срок реализации: II квартал 1997 года.
4.6. Развитие туризма
Туризм представляет собой одну из отраслей хозяйства Чувашской Республики. Индустрия туризма по своему потенциалу способна принести значительные доходы. Чувашская Республика обладает широкими возможностями для отдыха и туризма. Охота, рыбная ловля, конные прогулки, посещение памятников архитектуры, музеев представляют лишь некоторые виды услуг туристических фирм Чувашии. Туристический бизнес охватывает также продажу гостям республики изделий народных промыслов, способствует возрождению традиционных для чувашского народа ремесел. Развитие туризма позволяет расширить деловые и культурные связи.
4.6.1. Развитие сферы туристических услуг
Цель: развитие сферы туристических услуг, которые являются одним из постоянных источников поступления валютных средств в республику.
Чувашская Республика отличается выгодным географическим положением, располагает уникальными природными богатствами и культурными достопримечательностями. Экологически чистые районы, обеспечивающие безопасность отдыхающих, служат привлекающим фактором в развитии турбизнеса в республике.
Наличие развитых внешнеэкономических связей является источником привлечения в Чувашскую Республику деловых людей, деятелей культуры, а сотрудничество предприятий республики с иностранными партнерами открывает возможности для продвижения туристического продукта во многие страны Востока и Запада.
Для укрепления взаимодействия с потенциальными партнерами Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики подписан ряд соглашений в области развития туризма, в том числе с Крымом, с Арабской Республикой Египет.
В республике зарегистрировано 18 туристических фирм. Основными направлениями их деятельности являются международный туризм, детские, лечебные, познавательные туры, а также деловые поездки как российских, так и зарубежных бизнесменов.
Тормозящим фактором развития туризма в Чувашской Республике является отсутствие правовой базы туристической деятельности, сертификации туристических объектов, гостиниц, турбаз, транспортных организаций, туристических маршрутов, налоговых льгот, четкой рекламной политики, достаточной материально -технической оснащенности объектов туристической инфраструктуры, высокой квалификации кадров, занятых в турбизнесе, системы информационного обеспечения участников туристической деятельности.
Содержание мероприятия:
использование природных ресурсов и имеющейся туристической и курортной базы республики для расширения комплекса услуг;
привлечение иностранных инвестиций в сферу туризма;
проведение рекламных мероприятий, направленных на привлечение в Чувашскую Республику туристов (издание сборников, рекламных проспектов, рекламная кампания через средства массовой информации);
развитие системы страхования туризма;
проведение сертификации имеющихся объектов туризма;
совершенствование транспортного обслуживания турбизнеса в Чувашской Республике;
создание Республиканского центра туризма и отдыха;
совершенствование нормативно-правовой базы туризма, либерализация налоговой политики.
Ответственная организация: Министерство физической культуры и спорта Чувашской республики.
Форма документа: Закон Чувашской Республики о туризме.
Срок выполнения: 1998 год.
4.7. Создание инфраструктуры, обеспечивающей внешнеэкономическую деятельность
Значительное влияние на развитие торгово-экономических отношений оказывает инфраструктура внешнеэкономической деятельности. Современное состояние внешней торговли требует целостной системы, объединяющей в себе информационное, транспортное, страховое, кадровое обеспечение. Развитие этих направлений позволит содействовать расширению экспортных операций и совершенствовать уровень торгово-экономических отношений.
4.7.1. Инфраструктура по обслуживанию внешнеэкономической деятельности в области транспорта и связи
Техническое состояние дорог в Чувашской Республике в основном удовлетворяет современным требованиям. В последнее время увеличивается объем автомобильных перевозок, происходит развитие автомобильного транспорта в республике. Однако требует совершенствования сервисное обслуживание на дорогах, которое недостаточно развито и уступает требованиям международного стандарта.
Значительные проблемы испытывают предприятия и в области связи. Совершенствование обслуживания в этих областях значительно способствует развитию экспорта и расширению внешнеэкономических связей республики.
1. Расширение услуг в сфере международных перевозок
Цель: развитие транспортного обслуживания внешнеэкономических операций.
Либерализация внешнеэкономической деятельности способствовала развитию внешних связей республики и увеличению числа их участников. Это привело к повышению спроса на транспортные услуги в сфере международных перевозок.
Географически республика находится в центре Российской Федерации на важнейших воздушных, водных и автомобильных магистралях, вдалеке от основных российских морских портов.
В республике развиты все виды транспорта. Чебоксарским авиапредприятием осуществляется воздушное сообщение с Турцией и Венгрией. Однако следует отметить нерегулярность международных воздушных рейсов и необходимость развития сотрудничества с другими странами.
Железнодорожные перевозки составляют основу транспортного обслуживания предприятий республики. Техническое состояние подвижного состава, высокие транспортные тарифы не удовлетворяют интересы потребителей и служат сдерживающим фактором роста внешнеторговых операций.
Значительную долю международных перевозок в Чувашской Республике осуществляет автомобильный транспорт. Республика традиционно имеет связи со странами Восточной и Западной Европы, в которых предпочтительное развитие получили международные автомобильные перевозки. Месторасположение республики и высокие авиа- и железнодорожные тарифы способствуют развитию автомобильного обслуживания участников внешнеэкономической деятельности. Развитие системы транспортного обслуживания позволит расширить торгово-экономические связи республики. Организация межрегионального транспортного и торгового центра, предусмотренная в Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики, создаст условия для совершенствования системы транспортного обслуживания в республике.
Содержание мероприятия:
проведение исследования потребностей в международных транспортных перевозках;
развитие международных автомобильных перевозок;
создание межрегионального транспортного и торгового центра.
Ответственные организации: Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерство внешних связей Чувашской Республики.
Форма документа: ежегодный отчет.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
4.7.2. Расширение услуг в области связи
Цель: обеспечение участников внешнеэкономической деятельности современным комплексом услуг в области связи.
Развитие внешнеэкономической деятельности и ее дальнейшая либерализация привели к увеличению числа потребителей услуг связи. Для решения этих задач введена в эксплуатацию цифровая телекоммуникационная сеть на 8200 номеров, которая предоставляет своим абонентам более 50 новых услуг связи, в том числе видеотелефонную.
Совершенствование системы связи - одно из важных направлений в развитии внешних связей. Уровень предоставляемых услуг связи является одним из важных факторов для иностранного партнера при решении вопроса организации сотрудничества в том или ином регионе. В этой связи необходимо дальнейшее развитие системы связи.
Содержание мероприятий;
распространение существующих коммуникационных средств связи;
внедрение новейших систем связи;
внедрение спутниковой связи;
изучение международного опыта по развитию средств связи.
Ответственная организация: Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики.
Форма документа: проведение мероприятий, ежегодный отчет.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
Цель: организация системы страхования экспортных операций. Формирование экспортного потенциала республики, создание благоприятного инвестиционного климата невозможно без формирования эффективного современного механизма поддержки внешних связей. Одним из основных элементов данного механизма, способного стимулировать внешнеэкономическую деятельность, является организация в республике эффективной инфраструктуры страхования внешнеторговых операций. Ввиду практического отсутствия предоставления такого вида услуг в Чувашской Республике наиболее оптимальным решением данной проблемы может являться привлечение в республику российского страхового акционерного общества республики.
Содержание мероприятия:
формирование рынка услуг страхования экспортных операций через создание филиалов крупных страховых компаний и расширение сферы услуг существующих в республике страховых фирм.
Ответственная организация: Министерство экономики Чувашской Республики.
Форма документа: отчет.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
4.7.3. Создание Центра международного сотрудничества
Цель: создание Центра международного сотрудничества, задачами которого являются:
разработка инвестиционных проектов и программ предприятий;
мониторинг за реализацией инвестиционных проектов и программ;
подготовка (составление) бизнес - планов, связанных с иностранными инвестициями, осуществляемая главным образом за счет средств инвесторов, централизованных фондов, средств предприятий и бюджета;
проведение на коммерческой основе экспертиз проектов коммерческих сделок и инвестиционных проектов;
организация работы института постоянных представителей республики в зарубежье;
организация работы по включению республики в финансовые программы содействия России, поддержки малого и среднего бизнеса и другие (Европейский Экономический Союз, Мировой банк, двусторонние программы);
разработка механизма правовой защиты инвестиций.
Реализация настоящего проекта по созданию Центра международного сотрудничества позволила бы, с одной стороны, "оптимизировать" существующий интерес иностранных инвесторов к региону, с другой стороны, активизировать его, придавая ему нужное направление и практическую реализацию.
Содержание мероприятия:
подготовка учредительных документов;
организация работы по направлениям деятельности.
Ответственная организация: Министерство внешних связей Чувашской Республики.
Форма документа: учредительные документы.
Срок реализации: III квартал 1996 года.
4.7.4. Расширение взаимодействия с Федеральными органами государственной власти для оказания поддержки экспорта продукции предприятий Чувашской Республики
Цель: сотрудничество с органами государственной власти Российской Федерации по осуществлению содействия развитию экспортоориентированных производств в Чувашской Республике.
Содержание мероприятия:
взаимодействие с Министерством внешних экономических Связей Российской Федерации и другими федеральными министерствами по вопросам содействия экспортерам в продвижении продукции и создании новых производств;
оказание консультаций предприятиям;
предоставление внешнеэкономической информации.
Ответственные организации: Министерство внешних связей Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики.
Форма документа: ежегодный отчет.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
4.7.5. Взаимодействие с международными финансовыми организациями по вопросу сотрудничества
Цель: расширение контактов с международными организациями для привлечения иностранных инвестиций.
Интеграция Российской Федерации в мировую экономику способствует развитию контактов с международными и европейскими финансовыми организациями.
Приоритетным направлением в области развития внешних связей является установление взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества.
Содержание мероприятия:
установление контактов с международными организациями по вопросам инвестиционного сотрудничества.
Ответственная организация: Министерство внешних связей Чувашской Республики.
Форма документа: ежегодный отчет.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
4.7.6. Создание института представительств Чувашской Республики в странах ближнего и дальнего зарубежья
Цель: реализация мероприятий по расширению связей Чувашской Республики со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Доведение разносторонней информации о предприятиях - экспортерах Чувашской Республики до потенциальных иностранных партнеров, установление и развитие контактов в интересах предприятий - экспортеров и импортеров Чувашской Республики наиболее эффективно осуществлять через институт представительств Чувашской Республики в странах СНГ и дальнего зарубежья.
Содержание мероприятия:
проведение всестороннего анализа представления интересов Чувашской Республики в тех или иных странах ближнего и дальнего зарубежья;
подбор кандидатур в качестве представителей Чувашской Республики в странах ближнего и дальнего зарубежья;
выработка перспективных направлений работы представительств;
разработка и реализация комплекса мер по доведению информации о производителях товаров и услуг до потенциальных потребителей в странах ближнего и дальнего зарубежья;
объединение усилий участников внешнеэкономической деятельности республики по освоению внешних рынков;
налаживание прямого информационного канала с государственными органами и предприятиями иностранных государств;
консультативная помощь в реализации внешнеэкономических проектов и программ;
привлечение иностранных инвестиций в экономику Чувашской Республики.
Ответственная организация: Министерство внешних связей Чувашской Республики.
Форма документа: ежегодный отчет, доверенности.
Сроки реализации: 1996-1998 годы.
4.7.7. Взаимодействие с торговыми и иными представительствами Российской Федерации в странах ближнего и дальнего зарубежья
Цель: продвижение экспортных товаров на внешний рынок. Работа торговых представительств Российской Федерации за рубежом призвана содействовать продвижению товаров на внешние рынки, поиску партнеров и инвесторов. В этой связи необходимо использовать возможности торговых представительств Российской Федерации вызвана целенаправленностью деятельности в отношении того или иного предприятия, что позволяет представить полную информацию о предприятии и разработать стратегию завоевания того или иного рынка иностранного государства.
Содержание мероприятия;
установление контактов с торговыми представительствами за рубежом;
распространение рекламной информации о деятельности предприятий;
изучение рынка и организация поиска потенциальных партнеров для экспорта продукции.
Ответственные организации: Министерство внешних связей Чувашской Республики, Управление уполномоченного Министерства внешних экономических связей Российской Федерации по Чувашской Республике.
Форма работы: ежегодный отчет, обмен информацией, переписка.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
4.8. Рекламно-информационная деятельность по продвижению экспортной продукции Чувашской Республики на внешний рынок
Важным элементом стимулирования экспорта является организация рекламных кампаний в поддержку экспортеров. Успех продвижения товаров на внешний рынок значительно зависит от активной рекламно -информационной деятельности. Одним из сдерживающих факторов развитая экспорта продукции республики является отсутствие должной рекламно-информационной системы обеспечения участников внешних связей. Разработанный комплекс мер призван способствовать совершенствованию рекламно-информационной деятельности в соответствии с требованиями современного мирового рынка.
4.8.1. Разработка Концепции рекламно-информационной деятельности Чувашской Республики
Цель: создание Концепции рекламно-информационной деятельности, содержащей основные направления и перспективы развития в этой области.
Активизация внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике предполагает рекламно-информационное обеспечение с целью создания каналов распространения оперативной информации для ее участников. Создание Концепции рекламно-информационной деятельности Чувашской Республики позволит сформировать основу для накопления и систематизации данных об экспортерах и импортерах республики, организации рекламы продукции чувашских товаропроизводителей, доведения информации о возможностях республики до потенциальных инвесторов в Российской Федерации и за рубежом.
Содержание мероприятий:
содействие активизации внешнеэкономической деятельности, развитие и углубление торгово-экономических связей со странами СНГ и странами дальнего зарубежья:
оптимизация использования ресурсного потенциала республики;
ознакомление с правами, возможностями и потенциалом Чувашской Республики;
содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику республики;
координация рекламно-информационной деятельности основных хозяйственных субъектов Чувашской Республики с целью формирования единой рекламно-информационной политики и выход на мировой рекламно-информационный рынок.
Ответственные организации: Министерство внешних связей Чувашской Республики, Министерство информации и печати Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Чувашский центр научно-технической информации.
Форма документа: Концепция рекламно-информационной деятельности Чувашской Республики.
Срок исполнения: IV квартал 1996 года.
4.8.2. Организация выставочных мероприятий
Цель: доведение информации о производителях товаров и услуг, а также их продукции до максимального числа потенциальных партнеров. В условиях проводимых экономических преобразований развитие выставочной деятельности способствует формированию рыночных отношений, установлению и развитию внешних связей.
Опыт международных выставок-презентаций "Чувашия - новое время" и "Хмель и пиво России" свидетельствует о возможностях продемонстрировать экономический, научно-технический и культурный потенциал Чувашской Республики, укрепить торгово-экономические связи с российскими регионами, странами ближнего и дальнего зарубежья.
С целью расширения выставочной деятельности целесообразно проводить в г. Чебоксары ежегодные выставочные мероприятия, которые позволяют представить широкий спектр товаропроизводителей республики, обладающих большим производственным потенциалом в отраслевом разрезе.
Содержание мероприятия:
планирование, подготовка и проведение ежегодных выставочных и ярмарочных мероприятий;
участие товаропроизводителей Чувашской Республики в международных выставках.
Ответственные организации: государственное предприятие "Республиканский бизнес - центр", Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, Министерство внешних связей Чувашской Республики.
Форма документа: план организации выставок в Чувашской Республике и за ее пределами.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
4.8.3. Проведение презентаций Чувашской Республики в регионах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья
Цель: расширение торгово-экономических связей республики. Проведение презентаций Чувашской Республики в различных регионах Российской Федерации и зарубежных государств является одним из эффективных способов активизации деловой активности, доведения разносторонней информации о регионе, установления торгово -экономических и культурных отношений.
Содержание мероприятия:
подготовка и проведение презентаций Чувашской Республики в регионах Российской Федерации и иностранных государствах.
Ответственные организации: Министерство внешних связей Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
4.8.4. Формирование и издание каталога экспортной продукции Чувашской Республики
Цель: выпуск издания, представляющего экспортные возможности Чувашской Республики.
Выпуск сборника экспортной продукции, производимой в Чувашской Республике, будет способствовать широкому распространению и доведению необходимой информации до зарубежных партнеров, позволит обобщить и представить весь экспортный потенциал республики. Данный сборник будет содействовать продвижению продукции на внешние рынки и привлечению иностранных партнеров.
Содержание мероприятия:
организационная подготовка сборника и его издание.
Ответственные организации: Министерство внешних связей Чувашской Республики, Министерство информации и печати Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики.
Форма работы: выпуск сборника.
Срок реализации: I квартал 1997 года.
4.8.5. Проведение информационных дней на тему "Внешние рынки для Чувашской Республики"
Цель: распространение информации о внешних рынках и информационное обеспечение участников внешнеэкономической деятельности.
Организация информационных дней для участников внешнеэкономической деятельности будет способствовать доведению широкой информации о товарных рынках зарубежных государств и возможностях продвижения продукции, а также обмену информацией о деятельности и направлениях работы предприятий.
Содержание мероприятия:
организационная подготовка проведения информационных дней;
сбор и распространение информации о состоянии и перспективах развития мировых товарных рынков, представляющих интерес для предприятий республики;
предоставление консультационных услуг начинающим экспортерам.
Ответственные организации: Министерство внешних связей Чувашской Республики, Управление уполномоченного Министерства внешних экономических связей Российской Федерации по Чувашской Республике.
Форма документа: план проведения информационных дней.
Срок реализации: 1996-1998 годы.
4.9. Совершенствование системы подготовки кадров в области внешних связей
Мероприятия по стимулированию экспорта включают в себя подготовку квалифицированных кадров, развитие научных исследований в сфере внешнеэкономической деятельности.
4.9.1. Создание на базе высших и средних специальных учебных заведений курсов, кафедр и факультетов, обеспечивающих подготовку кадров в области внешних связей
Цель: создание системы подготовки и переподготовки кадров в области внешних связей в соответствии с современными требованиями рынка.
С увеличением числа участников внешнеэкономической деятельности возникают проблемы кадрового обеспечения области внешних связей. Недостаток в квалифицированных кадрах является следствием негативных явлений во внешнеэкономических связях: падение имиджа российских бизнесменов, разрыв существующих торговых отношений.
Совершенно очевидно, что без соответствующего кадрового обеспечения не будут функционировать и элементы инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
Содержание мероприятия:
создание специальных информационно-консультационных подразделений и учебные курсы, призванные способствовать развитию экспортной деятельности;
проведение работы по созданию и открытию колледжа по специализациям внешнеэкономической деятельности;
организация работы курсов повышения квалификации работников сферы внешних связей;
создание новых специализаций на факультетах высших учебных заведений Чувашской Республики;
создание регионального учебно-делового центра по поддержке предпринимательства.
Ответственные организации: Министерство образования, науки и высшей школы Чувашской Республики, Министерство по развитию предпринимательства и ремесел Чувашской Республики, Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова.
Форма работы: создание кафедр, факультетов, курсов.
Сроки реализации: 1996-1998 годы.
4.9.2. Расширение программ профессионального обучения с участием международных организаций
Цель: использование возможностей международных организаций, осуществляющих проекты по обучению и повышению квалификации в Российской Федерации, что позволит совершенствовать профессиональный уровень работников различных областей промышленности, энергетики, транспорта, связи и сельского хозяйства республики.
Такую возможность представляют программа TASIS Европейского Союза, имеющая подпрограмму "Повышение эффективности менеджмента в России", канадская программа "Техническое сотрудничество Канады с Россией", а также образовательные программы в области экономики и менеджмента, осуществляемые при поддержке Правительства США. Программы предусматривают консалтинговую помощь, организацию стажировок и обучения специалистов за рубежом. В рамках программы "Корпус Мира в России" использовать знание и опыт американских волонтеров для обучения молодежи республики бизнесу.
Содержание мероприятия:
расширение контактов с международными организациями, осуществляющими программы обучения и повышения квалификации кадров;
налаживание системы содействия кандидатам для прохождения стажировок и обучения по программам международных организаций.
Ответственные организации: Чувашский центр научно-технической информации, Министерство внешних связей Чувашской Республики, Министерство по развитию предпринимательства и ремесел Чувашской Республики.
Форма работы: организация стажировок.
Сроки реализации: 1996-1998 годы.
V. Способы реализации концепции
Механизм реализации Концепции охватывает систему мероприятий по организационному, правовому и кадровому обеспечению.
С учетом важности осуществления данной Концепции в установленные сроки предусматриваются следующие аспекты механизма ее реализации:
организационные мероприятия, направленные на создание условий для развития экспортоориентированных производств;
формирование благоприятной нормативной базы для становления экспортного потенциала Чувашской Республики;
разработка и принятие нормативных документов;
взаимодействие с федеральными органами государственной власти по реализации мер развития экспорта;
разработка республиканской программы развития экспорта продукции;
создание совместных рабочих и экспертных групп для проведения работ по реализации соответствующей программы;
подготовка и проведение выставочных мероприятий.
Создание экспертных и рабочих групп осуществляется совместными распоряжениями, постановлениями и приказами заинтересованных организаций.
Для организации работы по реализации мероприятий настоящей Концепции могут привлекаться российские и иностранные эксперты и консультанты, научные и учебные заведения, представители заинтересованных организаций.
VI. Заключительные положения
Положения настоящей Концепции могут быть изменены и дополнены соответствующим Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики с учетом поступающих предложений и в соответствии с установленным регламентом.
Министерства и комитеты Чувашской Республики, ответственные за реализацию мероприятий Концепции в течение 1996-1998 годов, проводят работу по выполнению соответствующих пунктов и разделов. По окончании срока действия первого (1 июля 1997 г.) и второго (31 декабря 1998 г.) этапов Концепции на основании сведений, предоставляемых министерствами и комитетами Чувашской Республики, формируется сводный отчет о результатах выполнения вышеуказанных мероприятий. При окончании срока действия второго этапа вышеназванного документа составляется Концепция на следующий срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 августа 1996 г. N 216 "О концепции развития экспорта продукции Чувашской Республики на 1996-1998 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу