Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 1 августа 1997 г. N 157
"О программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Чувашской Республике на период до 2000 года"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. N 46 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях развития аграрной реформы и создания необходимых условий для обеспечения роста агропромышленного производства Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу стабилизации и развития агропромышленного производства в Чувашской Республике на период до 2000 года (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики.
3. Министерству экономики Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики включить указанную программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Контроль за выполнением программы возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики с предоставлением информации в Кабинет Министров Чувашской Республики ежегодно к 1 февраля.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики |
Э. Аблякимов |
Утверждена
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 1 августа 1997 г. N 157
Программа
стабилизации и развития агропромышленного
производства в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Паспорт
Программы стабилизации и развития
агропромышленного производства в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Наименование Программы - Программы стабилизации и развития
агропромышленного производства в
Чувашской Республике на период до
2000 года
Дата принятия решения о - Постановление Кабинета Министров
разработке Программы, Чувашской Республики от 30 июля
наименование и номер 1996 г. N 195 "Об итогах
соответствующего экономического и социального
постановления развития, исполнения бюджетов
Чувашской Республики в первом
полугодии 1996 года"
Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Чувашской Республики
Исполнители и соисполнители - Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Чувашской
Республики, Министерство финансов
Чувашской Республики, Министерство
экономики Чувашской Республики,
Чувашская государственная
сельскохозяйственная академия
Разработчики - Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Чувашской
Республики, Чувашская
государственная
сельскохозяйственная академия
Сроки реализации Программы - период до 2000 года
Основные программные - проведение организационно-правовых
мероприятия и финансово-экономических
мероприятий, создающих условия для
стабильного развития предприятий
агропромышленного комплекса,
формирования эффективного
многоукладного аграрного сектора
экономики, развития
производственной инфраструктуры
агропромышленного комплекса
Контроль за реализацией - Министерство сельского хозяйства и
Программы продовольствия Чувашской
Республики, Министерство экономики
Чувашской Республики
Важнейшие целевые - за счет внедрения высокоэффективных
показатели и прогрессивных технологий и
повышения на этой основе
продуктивности
сельскохозяйственного производства
довести увеличение объемов
производства валовой продукции
сельского хозяйства в сопоставимых
ценах 1994 года до 890 млрд.
рублей, достичь стабилизации
объемов производства товарной
продукции предприятий пищевой и
перерабатывающей промышленности и
обеспечить рост
Ожидаемые конечные - улучшение экономического положения
результаты Программы товаропроизводителей
агропромышленного производства
Программа
стабилизации и развития агропромышленного
производства в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Введение
Программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Чувашской Республике (далее - Программа) разработана во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июля 1996 г. N 195 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения бюджетов Чувашской Республики в первом полугодии 1996 года".
Основные положения Программы направлены на укрепление экономики товаропроизводителей агропромышленного комплекса на основе интенсификации производства, использования достижений научно-технического прогресса, кооперации, развития предпринимательской деятельности.
Выполнение программы рассчитано на период до 2000 года с поэтапным решением задач.
1. Современное состояние развития агропромышленного
комплекса
Производством сельскохозяйственной продукции, заготовкой и ее переработкой занимаются 695 предприятий, в том числе сельскохозяйственных предприятий - 447, обслуживающих - 85, заготовительных, пищевых, перерабатывающих - 49, а также 968 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 200 тысяч личных подсобных хозяйств.
Негативное влияние на состояние сельскохозяйственного производства оказывает углубляющийся диспаритет цен между материально-техническими ресурсами, используемыми в сельском хозяйстве, и сельскохозяйственной продукцией. За период с 1991 года цены на материально-технические ресурсы для села возросли в 7400 раз, цены на сельскохозяйственную продукцию - в 1300 раз, что привело к крайне неудовлетворительному финансовому положению сельскохозяйственных товаропроизводителей и снижению объемов производства продукции сельского хозяйства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
В целях преодоления кризисных процессов в агропромышленном комплексе республики проводятся мероприятия, обеспечивающие структурные преобразования.
Созданы предприятия различных форм собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанных форм собственности. В настоящее время идет процесс приведения организационно-правовых форм предприятий в соответствие с действующим Законодательством.
Завершается процесс перераспределения сельскохозяйственных земель и оформления прав собственности на них.
Ведется целенаправленная работа по поиску и привлечению инвестиционных ресурсов для внедрения в агропромышленное производство высокоэффективных технологий.
Перерабатывающими и пищевыми предприятиями проводится работа по техническому перевооружению, модернизации производства и расширению ассортимента, организации выпуска конкурентоспособной продукции с учетом складывающихся изменений на продовольственном рынке.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является увеличение производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение экономической эффективности агропромышленного производства, финансовое оздоровление предприятий.
Для этого необходимо:
активизировать структурную перестройку агропромышленного производства за счет постепенного увеличения инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные производства;
сформировать эффективный механизм государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
повысить эффективность институциональных и земельных преобразований; создать эффективную систему взаимодействия сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих предприятий, финансово-кредитных организаций;
сформировать систему маркетинга на селе;
улучшить информационное обеспечение;
внедрить механизм санации и перепрофилирования убыточных предприятий.
3. Стабилизация и развитие агропромышленного
производства
3.1. Земледелие и растениеводство
В целях максимального обеспечения нужд республики к 2000 году намечается произвести зерна не менее 825 тыс. тонн, картофеля 940 тыс. тонн, овощей - 111 тыс. тонн.
Устойчивое производство сельскохозяйственной продукции на этапе реформирования агропромышленного комплекса возможно за счет внедрения прогрессивных технологий, переход на качественно новый уровень интенсификации, основанного на более эффективном использовании трудовых, материальных и энергетических ресурсов, внедрения перспективных сортов растений с высоким потенциалом продуктивности и использования агроклиматических условий республики.
Предусматривается увеличение производства продовольственного зерна (пшеницы) с высокими хлебопекарными качествами.
В картофелеводстве главным направлением продолжает оставаться выращивание картофеля по высокоэффективным технологиям.
В области хмелеводства основными задачами являются более полное использование имеющихся мощностей по выращиванию, хранению, переработке хмеля, обновление старовозрастных хмелеплантаций сортами, соответствующими требованиям мировых стандартов, внедрение углубленной переработки хмеля, сбыта продукции на основе долговременных соглашений с потребителями хмеля.
Предстоит значительно увеличить производство кормов за счет расширения посевов высокобелковых культур, залужения земель на сильно эродированных склонах и в водоохранных зонах малых рек, создания выпасов на прифермерских севооборотах.
Кроме возделывания традиционных культур предусматривается расширение площадей технических культур - рапса и конопли.
Основой развития отрасли растениеводства является улучшение работ по селекции и семеноводству сельскохозяйственных культур.
Достижение прогнозируемых объемов производства продукции растениеводства намечено за счет выполнения мероприятий, предусмотренных Программой повышения плодородия почв, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 1995 г. N 301 "О Программе повышения плодородия почв Чувашской Республики на 1996 - 2000 годы".
Направления развития мелиорации в предстоящем периоде определены Законом Российской Федерации "О мелиорации земель".
В настоящее время под мелиорированными землями занято 46,9 тыс. гектаров, в том числе орошаемых - 31,3 тыс. гектаров, осушаемых - 15,6 тыс. гектаров. Для координации проведения мелиоративных и противоэрозионных работ, улучшения содержания и эксплуатации гидротехнических сооружений создано государственное предприятие - Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по Чувашской Республике "Чувашмелиоводхоз".
3.2. Животноводство
Увеличение объемов производства животноводческой продукции предусматривается достичь за счет:
улучшения кормовой базы;
повышения продуктивности скота и птицы на основе совершенствования племенной работы с использованием чистопородного скота;
применение перспективных энергосберегающих технологий содержания скота и птицы.
Рост производства молока намечается в основном за счет повышения продуктивности животных на основе разведения преимущественно черно-пестрого скота с использованием межпородного скрещивания c голштинской породой, мяса свиней - за счет улучшения кормления, ухода и содержания поголовья, совершенствования организации труда.
В отрасли птицеводства предусматривается продолжить использование наиболее продуктивных кроссов птицы и внедрение энергосберегающих технологий.
Намечается сократить потери в производстве за счет:
нормированного кормления птицы и ограничения в рационе кормления ремонтного молодняка кур мясного направления;
нормативного выращивания ремонтного молодняка при комплектовании родительских и промышленных стад;
увеличения объемов глубокой переработки мяса птицы.
Будет продолжена работа и по расширению площадей земельных угодий птицеводческих хозяйств.
Осуществление государственной поддержки свиноводческих и птицеводческих комплексов предусматривается производить под конкретные программы по разработанным бизнес - проектам.
3.3. Пищевая и перерабатывающая промышленность
Чувашская Республика располагает развитой сетью предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
В развитии пищевой и перерабатывающей промышленности предусматриваются следующие направления:
использование имеющегося производственного потенциала на увеличение объема производства конкурентоспособной продукции, расширение ассортимента;
дальнейшее внедрение высокоэффективных и безотходных технологий;
техническое перевооружение действующих предприятий и укрепление их материально-технической базы;
увеличение объемов закупок излишков сельскохозяйственного сырья у населения;
завоз сырья из-за пределов республики;
увеличение производства продуктов с длительными сроками хранения;
расширение использования упаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продукции и красочное оформление;
освоение новых видов продукции переработки картофеля;
увеличение объемов переработки продовольственной ржи и пшеницы, производимых в республике;
освоение новых месторождений минеральных вод в Порецком, Комсомольском и Канашском районах;
дальнейшее использование местного сырья.
3.4. Рыбное хозяйство
В целях увеличения объемов производства прудовой рыбы и рыбной продукции необходимо завершить строительство полносистемного рыбоводного хозяйства "Сура" Алатырского района, целесообразно создавать крестьянские (фермерские) хозяйства на базе малых озер и неиспользуемых водоемов.
Важное значение будут иметь эффективное использование сырьевых ресурсов, воспроизводство и охрана рыбных запасов в прудах и озерах. В этих целях предусматривается расширение работ по искусственному воспроизводству рыбы.
Будет решаться задача совершенствования технологии переработки и хранения рыбы, повышения качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции.
3.5. Совершенствование технической политики на селе
Основой технической политики на селе должно стать:
внедрение систем прогрессивных технологий и машин для сельскохозяйственного производства;
разработка, освоение и выпуск сельскохозяйственной техники с использованием потенциала предприятий республики;
расширение практики обеспечения товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой и оборудованием на условиях лизинга;
использование в сельскохозяйственном производстве возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
создание сети машинно-технологических станций и пунктов проката техники и оборудования;
активизация деятельности научно-исследовательских и проектных институтов сельского хозяйства.
Ставится задача оснастить сельскохозяйственных товаропроизводителей современными технологиями, машинами и оборудованием для производства картофеля, овощей и хмеля. Особое внимание будет уделяться внедрению техники по возделыванию и уборке картофеля, оснащению хмелеводческих хозяйств отечественными хмелеуборочными комбайнами МХ-300 "Цивиль", крестьянских (фермерских) хозяйств - зерноуборочными комбайнами ПН-100 "Простор", им будет предложен широкий перечень прицепных и навесных орудий.
Наиболее ощутимым источником обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой и оборудованием останется лизинг. Предполагается, что к 2000 году объемы лизинговых операций по федеральному и республиканскому лизинговым фондам достигнут 40 45 млрд. рублей. Значительно расширится номенклатура объектов лизинга, предлагаемых сельским товаропроизводителям.
В целях ускорения оборачиваемости средств лизингового фонда, повышения оперативности в удовлетворении спроса сельских товаропроизводителей в технике и оборудовании в республике будет создана республиканская лизинговая компания.
Для оказания агротехнических услуг сельхозпредприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, населению создается сеть машинно-технологических станций и пунктов проката.
Разработанные республиканские программы предусматривают применение в сельскохозяйственном производстве и на транспорте возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. К 2000 году планируется перевести до 18 процентов автомобилей на сжатый природный газ. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счет средств хозяйств, так и за счет республиканского бюджета и средств газоснабжающих организаций.
Существенную экономию в потребляемых энергоресурсах даст применение в качестве топлива в дизельных двигателях биологического дизельного топлива (биодит). С целью активного внедрения биодита в сельскохозяйственное производство предусматривается часть агротехнических операций, проводимых МТС, вести на данном виде топлива.
Распространение получит применение на животноводческих фермах и комплексах установок по получению жидких удобрений и биологического газа, который будет использоваться в инфракрасных излучателях, для обогрева помещений и подготовки горячей воды. Первая опытно-промышленная биогазовая установка будет изготовлена и смонтирована в 1997 году.
Большая роль в обеспечении материально-техническими ресурсами, в подготовке машинно-тракторного парка к проведению полевых работ принадлежит обслуживающим предприятиям и организациям. В связи с приватизацией и переходом части этих предприятий в муниципальную собственность многие положительные элементы в системе обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей нарушены. Будет создан ряд холдинговых компаний.
4. Развитие аграрной реформы
Аграрная реформа направлена на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе многообразия форм хозяйствования и различных форм собственности на землю и другие средства производства, создание конкурентной среды в агропромышленном комплексе, развитие аграрного рынка.
Наиболее важными направлениями аграрной реформы являются:
совершенствование экономических и земельных отношений;
формирование многоукладной экономики отраслей агропромышленного комплекса;
кооперация и агропромышленная интеграция;
внесение кардинальных изменений в налоговую политику;
ведение разумной инвестиционной деятельности;
создание рыночной инфраструктуры.
4.1. Институциональные преобразования
Совершенствование отношений собственности и формирование новой хозяйственной структуры аграрной экономики должны стать важным фактором стабилизации и роста агропромышленного производства, повышения его эффективности.
В ходе земельной реформы и преобразования отношений собственности на основе реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации инфраструктурных предприятий агропромышленного комплекса формируется государственный, кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы аграрной экономики.
В государственный сектор аграрной экономики входят предприятия, организации и учреждения государственной племенной, ветеринарной службы и службы защиты растений, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, семеноводческие станции, проектно - изыскательские центры агрохимической службы, научно -исследовательские институты и опытные хозяйства, образовательные учреждения.
Государственные предприятия и организации осуществляют единую политику в области семеноводства и племенного животноводства, внедрения передовых технологий, осуществляют карантинно - ветеринарные и другие государственные мероприятия, направленные на улучшение деятельности товаропроизводителей.
Кооперативный сектор включает коммерческие организации, созданные на основе добровольного членства товаропроизводителей (граждан и юридических лиц независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования), основанного на объединении их имущественных паевых взносов с целью обеспечения своих материальных и иных потребностей.
По видам деятельности кооперативы подразделяются на производственные и потребительские.
Акционерный сектор представляют коммерческие организации, созданные на основе объединения вкладов участников акционерного общества (акционеров) с целью осуществления производственной деятельности и извлечения прибыли.
Фермерский сектор создается путем безвозмездной передачи крестьянам земли и имущества в собственность, а также в аренду.
Мелкотоварный сектор включает сельскохозяйственное производство, имущество и произведенная продукция которых принадлежат гражданам на правах индивидуальной частной собственности. В мелкотоварном секторе функционируют личные подсобные хозяйства, собственники коллективных садов и огородов.
Ключевое значение для преобразований в аграрном секторе имеет земельная реформа.
На основе свидетельств на право собственности на земельные доли, выданные членам сельскохозяйственных организаций и другим гражданам, обеспечивается заключение договоров пользователей земельных участков со всеми собственниками земельных долей, а также реализация всех предусмотренных прав собственников земельных долей.
Дальнейшие земельные преобразования будут направлены на обеспечение рационального использования и охраны земель, создание правовых, экономических, организационно-психологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, равноправного развития различных форм хозяйствования на земле.
Будет завершено приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, продолжаются процессы их глубокой реорганизации на основе проверенных практикой моделей и свободы выбора форм хозяйствования.
Развитие кооперации создает основу для новых производственных отношений. Кооперация в агропромышленном комплексе будет развиваться по следующим основным направлениям:
сельскохозяйственная производственная кооперация, базирующаяся на личном трудовом участии, объединении имущественных и земельных паев для производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, выполнения других видов деятельности исходя из интересов коллектива;
кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств для совместной обработки земли, ведения животноводства и выполнения других работ;
кооперация для переработки сельскохозяйственной продукции, снабженческая и сбытовая;
кредитная и страховая кооперация для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитами за счет собственных сбережений, накоплений и заемных средств и оказания услуг по производственному и личному страхованию.
Наряду с созданием кооперативов на правах юридического лица получат распространение договоры простых товариществ (договоры о совместной деятельности) по эксплуатации объектов производственной инфраструктуры (неделимого фонда) реорганизованных сельскохозяйственных предприятий и основных средств, объединяемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и предпринимателями для совместного использования.
Развитие фермерского сектора будет осуществляться в соответствии с Республиканской целевой программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997 - 2000 годы.
В условиях реформирования и приватизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса будут приниматься меры по недопущению разрыва технологических и экономических связей между сельскохозяйственными, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями, повышения их управляемости, в числе которых:
консолидация пакетов акций акционерных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, размещенных среди сельскохозяйственных товаропроизводителей, и передача их в доверительное управление;
реальное осуществление полномочий в органах управления акционерных обществ представителями государства;
осуществление дополнительных эмиссий акционерными обществами с целью привлечения инвесторов, заинтересованных в их развитии;
агропромышленная интеграция в различных формах - объединения, концерны, ассоциации, агрокомбинаты, агрофирмы по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Получат развитие многоотраслевые структуры холдингового типа, интегрирующие на акционерных началах материально-технические и финансовые ресурсы крупных фирм и других предпринимательских структур (финансово-промышленные группы и другие).
Будет отработана процедура проведения санации несостоятельных предприятий, назначения в них кризисных управляющих, прошедших специальную подготовку, реорганизации (ликвидации) бесперспективных предприятий, признанных банкротами.
Активизируется работа по обобщению и распространению опыта эффективно работающих предприятий и организаций.
4.2. Меры государственной поддержки сельскохозяйственных
товаропроизводителей
Поддержка агропромышленного комплекса на период до 2000 года будет направлена на дальнейшее проведение аграрной реформы, в основу ее закладываются положения, указанные в Указах Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" и от 18 июня 1996 г. N 933 "О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 2000 годы".
Кроме использования прямых бюджетных ассигнований, в 1997 году создается специальный фонд кредитования организаций АПК на льготных условиях, средства которого выделяются сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим организациям АПК независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности на платной и возвратной основе.
Для решения проблемы финансового обеспечения сохранности плодородия почв, мелиоративного строительства и поддержания мелиоративного фонда в исправном состоянии предполагается наряду с бюджетными средствами использовать средства земельного налога.
В целях эффективного ведения отраслей животноводства и растениеводства из федерального бюджета будет оказана поддержка элитному семеноводству и племенному животноводству, развитию лизинговых операций.
Необходимая поддержка будет оказана реформируемым хозяйствам, а также, в качестве стартовой помощи, - крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Преимущество при оказании государственной поддержки будет оказано сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечивающим устойчивую работу, эффективное использование ранее выделенных средств и улучшение финансового состояния.
С учетом проблемы индустриальных производств (тепличные комбинаты, животноводческие и птицеводческие комплексы) их поддержка из федерального бюджета в 1997 году и в последующие годы сохранится на уровне 1996 года.
На уровне предыдущих лет сохраняется доля средств, направляемых из республиканского бюджета Чувашской Республики на поддержку сельского хозяйства. Наибольшее внимание уделяется сохранению и повышению плодородия почв. Деятельность в этом направлении осуществляется в соответствии с Программой повышения плодородия почв Чувашской Республики на 1996 - 2000 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 1995 г. N 301.
В отрасли животноводства все большее внимание оказывается сохранению генетического потенциала животных, для чего бюджетные средства направляются на компенсацию части затрат хозяйствам, закупающим высокопородистый племенной скот.
В целях недопущения развития распространения болезней животных за счет средств республиканского и районных бюджетов предусматривается увеличение объемов ассигнований для проведения противоэпизоотических мероприятий.
За счет возвратных платежей, арендной платы и бюджетных средств к 2000 году республиканский лизинговый фонд для закупки сельскохозяйственной техники должен возрасти до 20 млрд. рублей.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в виде выделения льготных кредитных ресурсов на долгосрочный и краткосрочной основе, частичной компенсации страховых платежей, пособий переселенцам в сельскую местность.
Часть средств республиканского бюджета Чувашской Республики направляется на содержание мелиоративной сети, развитие которой способствует повышению эффективности производства растениеводческой продукции.
Кроме данных направлений будет действовать и форма товарного кредита.
Закупки зерна и продовольствия в период заготовок осуществляются за счет средств федерального бюджета, переданных в управление Чувашской Республике, а также за счет платы за пользование данной ссудой.
В целях уменьшения негативного влияния на финансовое положение сельскохозяйственных предприятий затрат, направляемых в силу объективных причин на содержание объектов социально-культурной сферы села, будет продолжена работа по передаче данных объектов в муниципальную собственность. Затраты на оставшиеся в собственности сельскохозяйственных предприятий объекты компенсируются из бюджета.
4.3. Развитие рыночной инфраструктуры и формирование оптовых
продовольственных рынков
Развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном производстве Чувашской Республики невозможно без формирования системы организованных аграрных рынков, обязательной структурой которых являются оптовые продовольственные рынки (ОПР).
Создание системы ОПР позволит решить следующие задачи:
предоставит всем поставщикам сельскохозяйственной продукции равные возможности устойчивого выхода на немонополизированный конкурентный рынок;
обеспечит единым обустроенным местом для осуществления сделок по купле - продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
упростит и ускорит процесс движения товара к конечному потребителю;
ускорит и упростит взаиморасчеты и платежи за продукцию по ценам дня продажи;
обеспечит достоверной информацией о спросе и предложении потребительских товаров.
Реализация этих задач позволит создать условия производителям, покупателям и посредникам по совершенствованию оптовых операций на основе конкуренции и сокращения издержек обращения, стимулировать регулируемую систему распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, транспортного и информационного обеспечения.
Одним из важнейших стратегических направлений государственной продовольственной политики Чувашской Республики в ближайшие годы является создание эффективной рыночной системы сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, переход от нецивилизованных рынков к организованным оптовым продовольственным рынкам.
С целью повышения информированности производителей и продавцов о ценах и объемах спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, для формирования конкурентного рынка и цивилизованных рыночных отношений создается единая система конъюнктурной информации на рынке продовольствия, предусматривающая внедрение компьютерной сети, охватывающей сельские районы, предприятия переработки, оптовой и розничной торговли и подключение к единой информационной сети России (АРИС).
Создаваемая система, соблюдая интересы чувашских товаропроизводителей, будет информировать о продаже и закупке продовольствия и сырья, а также вести поиск заинтересованных субъектов рынка, осуществлять сбор оперативной и достоверной информации о наличии спроса - предложения по конкретному товару. Кроме того, будут осуществляться мероприятия по мониторингу экономической конъюнктуры на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Реализация проекта АРИС в Чувашской Республике будет финансироваться из средств займа, предоставленного Международным банком реконструкции и развития (МБРР) Правительству Российской Федерации, и средств республиканского бюджета. Часть средств займа на закупку системообразующего информационного компьютерного оборудования (приблизительно 30 процентов от стоимости всего оборудования) будет представлена региону на безвозмездной основе. Другая часть займа МБРР будет предоставлена республике в форме субзайма со сроком погашения 17 лет, из которых в течение 5 лет выплачиваются только проценты (около 8 процентов годовых) и комиссия на неиспользованную сумму субзайма (0,25 процентов годовых).
4.4. Система управления
В основу построения организационной структуры государственного управления и совершенствования хозяйственно-экономического самоуправления в агропромышленном комплексе Чувашской Республики закладываются следующие основные принципы:
соблюдение положений договора и нормативных документов по разграничению предметов ведения и полномочий в области агропромышленного комплекса между Российской Федерации и Чувашской Республикой;
укрепление связи федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти Чувашской Республики;
усиление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействия с органами государственного управления агропромышленного комплекса;
обеспечение организации эффективной деятельности государственных контрольно-инспекционных служб;
дальнейшее развитие кооперации и интеграции в отраслях агропромышленного производства.
Государственное управление агропромышленным комплексом Чувашской Республики осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики.
В целях обеспечения надежной управляемости государственной собственностью агропромышленного комплекса полномочия по управлению и распоряжению подведомственными объектами республиканской собственности и государственными пакетами акций передаются из ведения Государственного комитета Чувашской Республики по управлению государственным имуществом в ведение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики.
Целесообразно создание сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями перерабатывающих и обслуживающих отраслей на добровольных началах кооперативных и акционерных агропромышленных объединений, фирм, комбинатов, а также концернов, корпораций и других формирований как органов хозяйственно-экономического самоуправления. Эти органы во взаимодействии с органами государственного управления должны будут координировать деятельность хозяйств и предприятий - учредителей, представлять и защищать их интересы. По поручению учредителей эти формирования могут выполнять хозяйственно-коммерческие функции по эффективному использованию акций инфраструктурных предприятий, совместному производству продукции сельского хозяйства, использованию ресурсов, фондов, выполнению ими работ и оказанию услуг участникам коопераций, акционерам.
Возникает необходимость усиления влияния на результативность деятельности сельскохозяйственных предприятий органов местного самоуправления.
5. Инвестиционная политика
Инвестиционная политика в период реализации Программы должна основываться на:
сочетании последовательной децентрализации инвестиционного процесса, прежде всего за счет повышения доходности товаропроизводителей и усиления роли их собственных вложений и государственного финансирования развития агропромышленного комплекса;
концентрации государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства, поддержке наиболее эффективных производств и ресурсосберегающих технологий;
усиление социальной ориентации государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, необходимости преодоления негативных демографических процессов на селе.
Для инвестиционной части Программы предусматриваются следующие источники финансирования:
средства товаропроизводителей (прибыль и амортизация), которые в обязательном порядке должны учитываться при рассмотрении бюджетных заявок предприятий;
бюджетные средства: из федерального бюджета - на поддержку бюджетных организаций и финансирование федеральных целевых программ, из республиканского бюджета Чувашской Республики - на поддержку региональных программ;
инвестиционный кредит - с отбором финансируемых проектов на конкурсной основе;
средства предприятий других отраслей, частных и иностранных инвесторов;
лизинговый фонд, в который поступают возвращаемые суммы лизингового кредита с учетом индексирования и дополнительные бюджетные средства на возвратной основе.
В агропромышленном комплексе инвестиции необходимо направлять прежде всего под целевые программы, предусматривающие повышение плодородия земель, их мелиорацию, производство и хранение сельскохозяйственной продукции, поддержку племенных и семеноводческих хозяйств, перевооружение и развитие пищевых и перерабатывающих предприятий, с выделением отдельной строкой доли средств, направляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Переход к рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требует наряду с техническим перевооружением крупных специализированных предприятий ускоренного формирования сети малых и средних предприятий, занятых производством сельскохозяйственной продукции, агросервисом, маркетингом и другой предпринимательской деятельностью. Их необходимо создавать, как правило, на базе кооперации за счет кредитов банков и собственных источников финансирования.
Будут создаваться благоприятные экономические условия для иностранных инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие агропромышленного комплекса и смежных с ним отраслей.
6. Научно-техническая политика
В целях повышения эффективности научного обеспечения развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики предусматривается:
сохранение, дальнейшее развитие и укрепление научно -технического потенциала агропромышленного комплекса, упорядоченные сети, специализации и численности научных и учебных заведений, повышение эффективности их работы;
формирование рыночных отношений в научно-технической сфере при разработке и реализации достижений науки и техники;
продолжение сотрудничества научно-исследовательских институтов, учебных заведений, опытно-производственных хозяйств и товаропроизводителей агропромышленного комплекса на основе научных достижений и производственного опыта;
расширение работы научно-исследовательских институтов и учебных заведений на хозяйственно-договорной основе;
создание системы информационно-консультационного обслуживания предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в целях оказания помощи в освоении достижений науки и техники, экономики, а также обучение кадров перспективным технологиям и методам ведения хозяйства;
совершенствование системы подготовки и переподготовки научных кадров, развитие их творческой инициативы, повышение престижности труда ученых, их материального обеспечения.
7. Охрана окружающей среды
В области охраны окружающей среды предусматривается:
перейти на системы земледелия нового поколения (ландшафтные и другие), технологии возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивающие предотвращение переуплотнения, деградации и эрозии почв, экологическую сбалансированность и безопасность применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
создать дренажные системы при реконструкции орошаемых земель, что позволит избежать вторичного засоления почв;
обеспечить животноводческие комплексы и помещения надежными очистными сооружениями и средствами утилизации отходов, исключающими возможность загрязнения окружающей среды и особенно водных ресурсов;
перейти на обязательную повсеместную сертификацию пищевых продуктов и пищевого сырья;
разработать систему защиты объектов животноводства на случай чрезвычайных эпизоотических ситуаций, а также природных бедствий и техногенных катастроф;
осуществить меры по оздоровлению скота и птицы, сокращению заболеваний туберкулезом, бруцеллезом, лейкозом, бешенством, чумой и другими болезнями. Для выполнения этих мер и в целях реализации Закона Чувашской Республики "О ветеринарии" в ближайшее время планируется проведение реорганизации ветеринарной службы.
8. Кадровая политика
Кадровая политика направляется на решение следующих задач:
продолжение единого образовательного процесса в агропромышленном комплексе, обеспечивающего универсальную систему непрерывного образования с учетом преемственности, многовариантности и гибкости всех форм обучения;
подготовка и переподготовка специалистов высшей и средней квалификации на основе интеграции образования, производства и науки;
организация массовой подготовки и переподготовки руководителей предприятий, подразделений, специалистов с использованием научных методик комплексной оценки кадров управления с последующим определением соответствия руководящих кадров и специалистов занимаемой должности (аттестация). Для этого на базе Чувашского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК создан Центр оценки кадрового потенциала агропромышленного комплекса;
совершенствование системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и фермеров на базе учебно-курсовых комбинатов;
создание учебно-опытных крестьянских (фермерских) хозяйств при учебных заведениях, ведущих подготовку фермеров;
выделение сети приоритетных научных и учебных учреждений, создание при них новых научных школ по наиболее перспективным направлениям науки на основе модернизации материально-технической базы, широкой компьютеризации учебного процесса;
поддержание социального и экономического статуса научно -педагогических кадров на необходимом уровне.
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия продолжит создание материально-технической базы и совершенствование учебного процесса на открытом в 1997 году ветеринарном отделении.
Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, Чувашскому институту переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК продолжить:
массовую переподготовку руководителей и специалистов управлений сельского хозяйства и продовольствия Администраций районов, сельскохозяйственных организаций по использованию компьютерной техники на своих рабочих местах, для чего необходимо оборудовать в этих учреждениях по одному компьютерному классу;
подготовку специалистов по маркетингу продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции.
Высшим сельскохозяйственным научным и учебным заведениям:
ввести в программы обучения специальный курс "Основы сельскохозяйственной кооперации";
организовать повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций по теме "Охрана и реабилитация окружающей среды".
9. Нормативно-правовое обеспечение
Ежегодно органы исполнительной власти Чувашской Республики с учетом основных положений настоящей Программы:
подготавливают и вносят в органы представительной власти предложения о размерах финансирования агропромышленного комплекса за счет средств соответствующих бюджетов;
принимают решения об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса и плане действий по реализации настоящей Программы.
10. Социально-экономические результаты реализации
Программы
Реализация Программы позволит при определенной государственной поддержке обеспечить прирост производства продукции и улучшить экономическое положение товаропроизводителей.
На сельскохозяйственных предприятиях различных организационно -правовых форм следует ожидать существенного усиления развития внутрихозяйственных отношений на рыночных принципах.
Будут созданы условия для стабильной деятельности товаропроизводителей, увеличения инвестиций в производственную и социальную сферы села.
Существенные изменения произойдут в инфраструктуре рынка. Будут функционировать разнообразные формы реализации продукции. Это позволит улучшить продвижение продуктов питания от производителей до потребителей, сократить количество посредников, упорядочить систему ценообразования, более эффективно осуществлять государственное регулирование продовольственного рынка.
Социально-экономические результаты реализации Программы будут проявляться в повышении доходов работников агропромышленного комплекса, развитии и устойчивом функционировании социальной инфраструктуры села.
Возобновление экономического роста в агропромышленном производстве будет содействовать развитию и других отраслей народного хозяйства.
Решение постановленных в Программе задач станет важным фактором оживления экономики Чувашской Республики и роста уровня жизни всех слоев населения.
Приложение 1 к Программе
стабилизации и развития
агропромышленного производства
в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Основные показатели
развития сельского хозяйства Чувашской Республики
1996 г. | 1997 г. (ожида- емые) |
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Валовая продукция сель-
ского хозяйства в сопос-
тавимых ценах 1994 года
(млрд. рублей)
Всего
все категории хозяйств 839,2 856,0 860,0 870,0 890,0
в том числе сельскохо- 380,2 410,0 412,0 416,0 424,0
зяйственные предприятия
Продукция растениеводства:
все категории хозяйств 506,4 520,0 524,0 532,0 550,0
в том числе сельскохо- 242,6 271,0 272,0 274,0 280,0
зяйственные предприятия
Продукция животноводства
все категории хозяйств 332,8 336,0 336,0 338,0 340,0
в том числе сельскохо- 137,6 139,0 140,0 142,0 144,0
зяйственные предприятия
Производительность труда 4206,0 4210,0 4210,0 4300,0 4500,0
на сельскохозяйственных
предприятиях (рублей)
Стоимость основных фондов 13430,3 15500,0 16890,0 17730,0 18500,0
производственного назна-
чения на сельскохозяйс-
твенных предприятиях на
конец года без обслужива-
ющих хозяйств (млрд. руб-
лей)
Фондооснащенность (млн. 1873,0 2176,0 2368,0 2486,0 2594,0
рублей)
Среднегодовая численность 99100 99500 99500 99300 99000
работников, занятых в
сельскохозяйственном про-
изводстве (человек)
Приложение 2 к Программе
стабилизации и развития
агропромышленного производства
в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Посевные площади
сельскохозяйственных культур
(тыс. гектар)
1996 г. | 1997 г. (ожида- емые) |
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Зерновые и зернобобовые
все категории хозяйств 360,3 366,9 365,6 366,0 370,0
в том числе сельскохо- 340,8 345,8 350,0 350,0 350,0
зяйственные предприятия
Картофель
все категории хозяйств 68,4 70,6 70,0 70,0 70,0
в том числе сельскохо- 22,7 22,9 23,6 24,0 24,0
зяйственные предприятия
Овощи открытого грунта
все категории хозяйств 8,0 9,5 7,5 7,8 7,9
в том числе сельскохо- 2,8 3,7 3,2 3,5 4,0
зяйственные предприятия
Хмель
все категории хозяйств 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2
(плодоносящие площади)
в том числе сельскохо- 2,0 1,95 2,0 2,0 2,0
зяйственные предприятия
Приложение 3 к Программе
стабилизации и развития
агропромышленного производства
в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Производство
сельскохозяйственной продукции
(тыс. тонн)
1996 г. | 1997 г. (ожида- емое) |
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Зерно
все категории хозяйств 778,1 802,4 811,6 820,0 825,0
в том числе сельскохо- 737,5 758,6 763,0 770,0 770,0
зяйственные предприятия
Картофель
все категории хозяйств 823,2 895,3 903,0 924,0 940,0
в том числе сельскохо- 235,2 280,8 280,8 290,4 300,0
зяйственные предприятия
Овощи (всего)
все категории хозяйств 117,7 110,0 110,0 110,0 111,0
в том числе сельскохо- 45,0 45,0 48,0 50,0 55,0
зяйственные предприятия
Хмель (с насаждений в
плодоносящем возрасте)
все категории хозяйств 1,37 1,7 1,7 1,8 2,0
в том числе сельскохо- 1,2 1,5 1,5 1,6 1,8
зяйственные предприятия
Мясо (в живом весе)
все категории хозяйств 108,2 105,0 105,0 110,0 115,0
в том числе сельскохо- 47,1 45,0 45,0 46,0 50,0
зяйственные предприятия
Молоко
все категории хозяйств 522,4 530,0 535,0 537,0 537,0
в том числе сельскохо- 201,5 208,6 210,0 212,0 213,0
зяйственные предприятия
Яйцо (млн. штук)
все категории хозяйств 221,7 224,0 226,0 230,0 235,0
в том числе сельскохо- 103,1 112,0 113,0 114,0 115,0
зяйственные предприятия
Шерсть (тонн)
все категории хозяйств 816,0 850,0 850,0 850,0 850,0
в том числе сельскохо- 32,0 29,0 25,0 25,0 25,0
зяйственные предприятия
Приложение 4 к Программе
стабилизации и развития
агропромышленного производства
в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Поголовье скота и птицы
(на конец года, тыс. голов)
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Крупный рогатый скот
все категории хозяйств 396,7 408,3 410,0 412,0 415,0
в том числе сельскохо- 244,2 252,8 253,0 255,0 260,0
зяйственные предприятия
из них коровы
все категории хозяйств 197,9 200,7 201,0 202,0 202,0
в том числе сельскохо- 78,7 80,6 81,0 81,0 81,0
зяйственные предприятия
Свиньи
все категории хозяйств 302,9 327,0 328,0 330,0 335,0
в том числе сельскохо- 228,3 241,1 242,0 243,0 245,0
зяйственные предприятия
Овцы и козы
все категории хозяйств 278,0 245,0 240,0 240,0 240,0
в том числе сельскохо- 7,0 7,8 8,0 8,0 8,0
зяйственные предприятия
Птицы
Сельхозпредприятия 980,8 1054,0 1100,0 1150,0 1200,0
Лошади
все категории хозяйств 24,6 24,8 25,0 25,0 25,0
в том числе сельскохо- 19,2 19,4 19,5 19,5 19,5
зяйственные предприятия
Приложение 5 к Программе
стабилизации и развития
агропромышленного производства
в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Основные виды
материально-технических ресурсов
сельского хозяйства
Показатели | 1991- 1995 г.г. (в среднем за год) |
1995 г. | 2000 г. (прог- ноз) |
I. Средства химизации сельского
хозяйства (тыс. тонн)
поставки минеральных удобрений 51,1 15,7 100,0
в действующем веществе (тыс.
тонн)
поставки пестицидов (тонн) 448,6 171,6 130,0-
140,0
поставки известьсодержащих ма- 439,0 215,3 500,0
териалов (тыс. тонн)
II. Парк основных видов сельскохо-
зяйственной техники на сель-
скохозяйственных предприятиях
(наличие - штук)
тракторы 13561 12269 13200
зерноуборочные комбайны 2948 2667 3200
кормоуборочные комбайны 841 795 840
картофелеуборочные комбайны 970 790 970
III. Поставка сельскохозяйственной
техники сельскохозяйственным
предприятиям (штук)
тракторы 295 97 400
зерноуборочные комбайны 42 21 100
картофелеуборочные комбайны 6 4 60
кормоуборочные комбайны 69 14 30
IV. Внесение удобрений на сельско-
хозяйственных предприятиях
Минеральные удобрения в дейс- 83,0 56,0 93
твующем веществе на 1 гектар
удобренной площади (кг)
Органических удобрений на 1 5,4 4,5 6,0-
гектар посевов (тонн) 8,0
Приложение 6 к Программе
стабилизации и развития
агропромышленного производства
в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Производство
основных видов продукции пищевой,
перерабатывающей и рыбной промышленности
на период до 2000 года
(тыс. тонн)
Виды продукции | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Мясо, включая субпродукт 13,4 13,0 13,0 15,0 21,0
1 категории
Масло животное 3,0 4,0 4,5 5,0 5,5
Сыры жирные 1,3 1,5 1,5 1,5 1,5
Масло растительное 0,9 1,0 1,0 1,0 1,0
Кондитерские изделия 13,8 15,0 15,8 16,0 16,5
Мука 82,4 83,0 85,0 90,0 130,0
Крупа 0,7 1,0 1,0 1,0 1,0
Колбасные изделия 8,8 8,0 8,1 8,3 8,5
Макаронные изделия 6,3 7,0 7,1 7,5 12,0
Спирт этиловый 0,7 0,9 1,0 1,0 1,0
(млн. дал.)
Хлеб и хлебобулочные 72,8 80,0 80,0 80,0 80,0
изделия
Приложение 7 к Программе
стабилизации и развития
агропромышленного производства
в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Программа
внедрения комплектов машин и оборудования
по возделыванию картофеля
(штук)
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Комплекты машин 2 4 2 2 4
и оборудования
Приложение 8 к Программе
стабилизации и развития
агропромышленного производства
в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Объемы
лизинговых операций по федеральному
и республиканскому лизинговому фондам
(млн. рублей)
Лизинговые операции |
Источники финансирования | ||
федеральный бюджет |
республиканский бюджет |
Всего |
1996 г. 21,0 3,45 24,45
1997 г. 18,0 3,0 21,0
1998 г. 20,0 7,0 27,0
1999 г. 20,0 10,0 30,0
2000 г. 20,0 20,0 40,0
Приложение 9 к Программе
стабилизации и развития
агропромышленного производства
в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Создание сети машинно-технологических
станций и пунктов проката
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Машинно-технологические - 2 5 7 10
станции
Пункты проката - - 5 7 10
Приложение 10 к Программе
стабилизации и развития
агропромышленного производства
в Чувашской Республике
на период до 2000 года
Перевод
грузовых автомобилей на газомоторное топливо
(в % с нарастающим итогом)
1997 год - не менее 4,0
1998 год - не менее 8,0
1999 год - не менее 12,0
2000 год - не менее 18,0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 августа 1997 г. N 157 "О программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Чувашской Республике на период до 2000 года"
Текст постановления опубликован в газете "Чаваш ен/Край Чувашский" от 30 августа - 6 сентября 1997 г. N 35 (336), в Собрании законодательства Чувашской Республики, 1997 г., N 2-3, ст.132
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. N 46 настоящее постановление признано утратившим силу