Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 29 июля 1997 г. N 155
"О республиканской целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2008 г. N 42 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления
В целях развития аграрной реформы, создания организационных, экономических, социальных условий для устойчивого функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. N 1499 "О федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы (далее - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики.
3. Министерству экономики Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики предусматривать выделение Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики целевым назначением бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров |
Э.Аблякимов |
Паспорт
Республиканской целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997 - 2000 годы
Наименование Программы Республиканская целевая программа
развития крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов на 1997 - 2000
годы
Основание для разработки Указ Президента Российской Федерации от
16 апреля 1996 г. N 565, постановление
Правительства Российской Федерации от 21
июня 1996 г. N 723 "О мерах по
стабилизации экономического положения и
развитию реформ в агропромышленном
комплексе", постановление Кабинета
Министров Чувашской Республики от 3
февраля 1997 г. N 12 "О мерах по
реализации Закона Чувашской Республики
"О республиканском бюджете на 1997 год"
Государственный заказчик Министерство сельского хозяйства и
Программы продовольствия Чувашской Республики
Основные разработчики Министерство сельского хозяйства и
Программы продовольствия Чувашской Республики,
Министерство экономики Чувашской
Республики, Министерство финансов
Чувашской Республики, Чувашская
республиканская ассоциация крестьянских
(фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов,
Государственный комитет Чувашской
Республики по земельным ресурсам и
землеустройству
Цель Программы Обеспечение устойчивого развития и
повышение эффективности фермерского
сектора, как составной части
многоукладной экономики, социальная
защита крестьянства в условиях рыночных
отношений
Основные программные создание организационных, экономических,
мероприятия правовых и социальных условий
эффективного функционирования
крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов, формирование рыночной
инфраструктуры на основе кооперации,
совершенствование государственной
поддержки крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов
Исполнители Министерство сельского хозяйства и
Программы продовольствия Чувашской Республики,
Министерство экономики Чувашской
Республики, Министерство финансов
Чувашской Республики, Чувашская
республиканская ассоциация крестьянских
(фермерских) хозяйств
Сроки и этапы реализации 1997-2000 годы
Программы
Важнейшие целевые К 2000 году за счет роста числа
показатели крестьянских (фермерских) хозяйств,
увеличения размеров крестьянского
землевладения, внедрения прогрессивных
технологий и повышения на этой основе
продуктивности земледелия и
животноводства валовая продукция
сельского хозяйства в этом секторе
вырастет. Производство зерна составит
около 66,2 тыс. центнеров, картофеля
82,9 тыс. центнеров и молока 20,0 тыс.
центнеров.
Ожидаемые результаты Повышение экономической эффективности
Программы крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов, создание рыночной
инфраструктуры, улучшение социального
положения крестьян
Система контроля за Контроль за выполнением Программы
исполнением Программы осуществляют государственный заказчик -
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Чувашской Республики, а
также Министерство экономики Чувашской
Республики, Министерство финансов
Чувашской Республики
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 29 июля 1997 г. N 155
Республиканская целевая программа
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы
I. Ведение
В республике фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться с 1990 года, к началу 1997 года организовано 968 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - крестьянские хозяйства). Они располагают 6670 гектарами сельскохозяйственных угодий, или 0,8 процента от их общей площади. Средний размер крестьянского хозяйства 6,9 гектара.
Подавляющая часть крестьянских хозяйств специализируется на производстве продуктов растениеводства. В структуре их посевных площадей преобладают зерновые культуры, они занимают около 57-60 процентов общей площади.
В 1996 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено зерна 47,2 тыс. центнеров, картофеля - 36,3, овощей 7,2, скота и птицы - 2,2, молока - 13 тыс. центнеров.
Животноводством занимается подавляющее число крестьянских хозяйств, однако товарные фермы различного направления имеет лишь небольшая часть фермеров. Это связано, прежде всего, с отсутствием финансовых средств для строительства животноводческих помещений.
Крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы и получившие стартовую поддержку, добиваются высокой экономической эффективности производства. Фермеры создают ассоциации и кооперативы по использованию техники, совместной обработке земли, переработке и сбыту продукции. Развиваются другие организационные формы малого предпринимательства.
Однако в 1994-1996 годах рост количества крестьянских хозяйств и кооперативов резко замедлился. В 1996 году вновь создано лишь 87 крестьянских хозяйств.
Низкие показатели развития крестьянских хозяйств и кооперативов во многом обусловлены общими кризисными процессами, характерными для экономики страны в целом (неплатежи за продукцию, высокая инфляция, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективная финансово-кредитная и налоговая политика, снижение платежеспособного спроса, неполное и несвоевременное бюджетное финансирование). Не решены многие организационно-правовые, земельные, материально-технические и другие вопросы деятельности крестьянских хозяйств.
На развитии крестьянских хозяйств отрицательно сказалось резкое снижение государственной поддержки на федеральном и республиканском уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет крестьянским хозяйствам своевременно проводить комплекс сельскохозяйственных работ, повышать плодородие почв, увеличивать поголовье продуктивного скота, наращивать производство продукции. В особо сложном положении оказались вновь образованные крестьянские хозяйства, многие из которых не смогли начать производственную деятельность.
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора.
II. Цель, задачи и этапы реализации Программы
Целью Программы является обеспечение устойчивого развития и повышения эффективного фермерского сектора, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений, как неотъемлемой части новой структуры экономики республики.
Задачами Программы являются:
создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов;
целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки фермерского сектора в Чувашской Республике;
развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;
создание финансово-кредитных, налоговых и страховых механизмов, обеспечивающих рост инвестиций в фермерский сектор;
формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;
развитие фермерского самоуправления.
Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений. Совершенствуется налогообложение. Создаются благоприятные организационные и экономические условия для деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции и агросервису.
Намечается совершенствование финансово-кредитных, налоговых и страховых механизмов, информационно-консультативного обслуживания сельских товаропроизводителей. Будет продолжено обучение и повышение квалификации фермеров.
Крестьянские хозяйства в основном будут образовываться при реформировании сельскохозяйственных предприятий, а также в случае банкротства безнадежно убыточных хозяйств.
Одним из наиболее эффективных направлений является становление и формирование крестьянского хозяйства на базе личного подсобного хозяйства при повышении уровня его товарности. Такие хозяйства, имеющие начальные стартовые средства и возможности вести собственное расширенное производство, могут трансформироваться в более развитые организационно-экономические формы семейного предприятия в виде самостоятельного трудового фермерского хозяйства с небольшими дополнительными затратами.
Намечается тенденция объединения фермеров в ассоциации, кооперативы и простые товарищества. Расширится сфера применения эффективных ресурсосберегающих технологий, достижений науки и передовой практики. Увеличивается производство сельскохозяйственной продукции, укрепляется экономика крестьянских хозяйств.
III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов
Предусматривается дальнейшее развитие системы нормативно -правового обеспечения крестьянских хозяйств с целью устранения их менее благоприятного положения в экономике по сравнению с более крупными сельскохозяйственными организациями, содействия развитию их конкурентных и социально-экономических преимуществ.
Предусматривается доработка и принятие Закона Чувашской Республики "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", регулирующего деятельность крестьянских хозяйств в части их юридического статуса, имущественных, земельных, трудовых и иных отношений.
Особое внимание уделяется созданию нормативно-правовой базы для введения в Чувашской Республике упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности крестьянских хозяйств и кооперативов в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.
IV. Земельные отношения, совершенствование механизма крестьянского землевладения и землепользования
Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды, покупки и других видов приобретений земельных участков.
Завершается переоформление в собственность фермеров земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование.
Дальнейшие земельные преобразования будут направлены на:
создание механизма рыночного оборота земли;
расширение аренды земли и совершенствование механизма правового регулирования;
создание эффективного механизма для широкого внедрения залога земли; совершенствование землеустройства с учетом форм собственности, требований рациональной организации территории и компактного землепользования;
обеспечение условий для поддержки и восстановления плодородия почвы, создание механизма экономического стимулирования рационального использования земель;
сохранение государственного управления в части обеспечения целевого использования земли.
Земельный налог и арендная плата за земельные участки не взимаются с граждан, впервые организующих крестьянское хозяйство в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
Органы самоуправления районов могут устанавливать льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного и частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставок земельного налога.
V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств
Перспективными формами кооперирования следует считать:
сбытовые кооперативы, функцией которых является сбыт сельскохозяйственной продукции членов кооператива;
закупочно-снабженческие кооперативы, осуществляющие совместную закупку и доставку членам кооперативов предметов производственного потребления, выпускаемых промышленностью;
кредитные кооперативы, цель которых состоит в обеспечении охватываемых ими хозяйств кредитом;
кооперативы по инженерно-техническому обслуживанию;
кооперативы по совместной переработке сельскохозяйственной продукции;
кооперативы по совместному использованию сельскохозяйственных машин. Получат развитие фермерские кооперативы и простые товарищества по совместному использованию техники и обработке земли на основе добровольного объединения хозяйств, прежде всего, мелких, расположенных в достаточной близости друг от друга. Будут создаваться кооперативные машинно-технологические станции.
На основе кооперации усилится взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечению горюче -смазочными материалами, семенами, хранению, переработке продукции и другим направлениям хозяйственной деятельности.
С учетом объективной необходимости обеспечения финансовой устойчивости функционирования крестьянских хозяйств особое внимание будет уделено формирование систем сельских кредитных кооперативов. Они станут источником первоначального капитала для малого предпринимательства на селе. Первоначально создаются кредитные кооперативы как общества взаимного кредитования на основе объединения средств их членов. По мере налаживания их деятельности они перейдут к привлечению средств населения и других инвесторов и превратятся в ссудо-сберегательные кооперативы.
Для этого будут разработаны и приняты нормативные документы, обеспечивающие правовые и экономические основы создания и деятельности сельских кредитных кооперативов и их союзов. Будет укрепляться и развиваться система страхования крестьянских хозяйств и кооперативов.
VI. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка крестьянских хозяйств и кооперативов
Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка крестьянских хозяйств и кооперативов должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата.
В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 2000 годы и Республиканской целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Чувашской Республике на 1997 - 2000 годы, а также установленные постановлениями Правительства Российской Федерации и Чувашской Республики на возвратной и безвозвратной основе из федерального и республиканского бюджетов и иных источников.
Средства государственной поддержки из бюджета Российской Федерации направляются на следующие цели:
финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, ветеринарному обслуживанию;
дотирование продукции элитного семеноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;
поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, энергоносителей - специализированным овощеводческим хозяйствам;
финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территорий;
содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;
формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета;
льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на сезонные затраты, приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования для переработки сельхозпродукции и строительство производственных объектов;
финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса, издание специальной литературы для фермеров;
компенсация части страховых платежей при страховании урожая, сельскохозяйственной техники и производственных помещений;
развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;
льготное кредитование строительства жилья;
оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.
Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках федеральных и республиканских целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.
Осуществится переход от уравнительного распределения средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.
Из федерального бюджета направляются средства на обеспечение материально-техническими ресурсами, в том числе на поставку техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга, развитие кооперации, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, издание специальной литературы, информационно-консультативное обслуживание, строительство жилья для фермеров в размерах не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции с учетом расчетного увеличения численности хозяйств и кооперативов.
Из бюджета Чувашской Республики выделяются средства на:
льготное кредитование;
возмещение части расходов по страхованию посевов и сельскохозяйственной техники, производственных помещений и сельскохозяйственных животных;
пособия по переселению семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских (фермерских) хозяйств;
приобретение сельскохозяйственной техники на условиях лизинга;
дотации на реализованную продукцию животноводства, финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв.
На капитальные затраты по строительству производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам из бюджетов Чувашской Республики и местных администраций предусматривается выделять не менее 15 процентов средств, предусмотренных на эти цели.
VII. Информационно-консультативное обслуживание и научное обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов. Обучение и повышение квалификации фермеров
Для обеспечения потребностей крестьянских хозяйств, кооперативов и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в информации и консультационных услугах создаются информационно -консультативные центры с сетью участковых консультантов, а также соответствующие подразделения в органах государственного управления агропромышленным комплексом. Информационно -консультативная служба будет оказывать фермерам помощь в освоении достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства, в области маркетинга, экономики, кооперации, социальной и юридической защиты.
Сельскохозяйственные научно-иследовательские учреждения расширят исследования экономических, правовых, технологических и социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и развития сельскохозяйственной кооперации. Будут разработаны оптимальные модели крестьянских хозяйств и кооперативов различной специализации производства с учетом природно-экономических зон республики.
Будут созданы базовые крестьянские хозяйства и кооперативы для подготовки и повышения профессиональной квалификации фермеров и работников кооперативов. В учебные программы сельскохозяйственных учебных заведений вводится специальный курс по проблемам фермерских хозяйств и сельскохозяйственной кооперации.
Продолжится практика стажировки фермеров и преподавателей сельскохозяйственных учебных заведений в лучших отечественных крестьянских хозяйствах и кооперативах, а также за рубежом.
Предусматривается ежегодно участвовать в федеральных и региональных смотрах - конкурсах крестьянских хозяйств и кооперативов, выставках - ярмарках, научно-практических конференциях и семинарах по вопросам фермерского и кооперативного движения.
VIII. Развитие фермерского самоуправления
Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.
Чувашская республиканская ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, районные ассоциации привлекаются органами государственной власти и местного самоуправления к разработке и реализации республиканских и местных программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса, нормативно-правовой базы производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического и информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.
IX. Социально-экономические результаты реализации Программы
Программа направлена на создание правовых, организационных, экономических и социальных условий, обеспечивающих устойчивое развитие крестьянских хозяйств, их ассоциаций и кооперативов, формирование системы целевой и эффективной государственной поддержки.
Реализация Программы стабилизации и развития крестьянских хозяйств и кооперативов позволит при определенной государственной поддержке обеспечить существенный прирост производства продукции и улучшить их экономическое положение.
Фермерский сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного производства, станет конкурентоспособным на продовольственном рынке.
Х. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики. Управление Программой осуществляется государственным заказчиком.
Приложение 1
к Республиканской целевой программе
развития крестьянских (фермерских)
хозяйстви кооперативов
на 1997-2000 годы
Прогноз развития крестьянских (фермерских) хозяйств на 1996-2000 годы
1994 год | 1995 год | 1996 год | 2000 год |
Число крестьянских
(фермерских) хозяйств
(на конец года, единиц) 937 948 968 1200
Площадь сельскохозяй-
ственных угодий - всего 6478 6381 6670 8400
на 1 хозяйство (га) 6,9 6,3 6,9 7,0
Площадь пашни -
всего (га) 6029 5953 6218 8000
на 1 хозяйство (га) 6,4 6,3 6,4 6,7
Удельный вес пашни
крестьянских (фермер-
ских) хозяйств в общей
площади пашни (в про-
центах) 0,7 0,7 0,8 0,9
Приложение 2
к Республиканской целевой программе
развития крестьянских (фермерских)
хозяйстви кооперативов
на 1997-2000 годы
Производство основных видов продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах
(тыс. центнеров)
1995 год (отчет) |
1996 год (отчет) |
2000 год (прогноз) | |||
во всех ка- тегориях хозяйств |
в том числе в КФХ |
в % к объе- му во всех категориях хозяйств |
Зерно (в весе
после доработки) 33,1 47,2 8250 58,0 0,7
Картофель 39,5 36,3 9400 60,0 0,6
Овощи 12,8 7,2 1210 20,5 1,7
Реализовано скота
и птицы на убой в
живой массе 2,0 2,2 1100 3,0 0,3
Молоко 13,7 13,2 5370 15,0 0,3
Шерсть (тонн) 2,822 3,464 850 4,0 0,5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 1997 г. N 155 "О республиканской целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Чаваш ен/Край Чувашский" от 9 августа 1997 г. N 32 (333), в Собрании законодательства Чувашской Республики, 1997 г., N 2-3, ст.131
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2008 г. N 42 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления