Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 9 декабря 1996 г. N 287
"О ежегодном докладе "Положение молодежи и важнейшие направления государственной молодежной политики в Чувашской Республике"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 58 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления
Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
Принять к сведению ежегодный доклад "Положение молодежи и важнейшие направления государственной молодежной политики в Чувашской Республике", представленный Комитетом Чувашской Республики по делам молодежи.
Председатель Кабинета Министров |
Э.Аблякимов |
Ежегодный доклад
"Положение молодежи и важнейшие направления государственной молодежной политики в Чувашской Республике"
I. Предисловие
Основной целью настоящего доклада является необходимость анализа всех сторон жизни и развития молодежи в Чувашской Республике в целях выработки эффективной молодежной политики.
Очевидно, что нынешние реформы обращены в будущее, к молодым гражданам Чувашской Республики, что без заинтересованного отношения молодежи к этим реформам, без ее активного участия в них они неосуществимы.
В целях формирования и проведения единой государственной молодежной политики в Чувашской Республике, а также для координации деятельности органов по делам молодежи администраций городов и районов в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 5 октября 1995 г. N 126 был образован Комитет Чувашской Республики по делам молодежи, Кабинетом Министров Чувашской Республики было разработано и утверждено Положение о Комитете. 27 июня 1996 г. вступил в действие Закон Чувашской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "О государственной молодежной политике в Чувашской Республике".
Комитетом Чувашской Республики по делам молодежи разработана и предлагается к рассмотрению Кабинетом Министров Чувашской Республики республиканская целевая программа "Молодежь Чувашской Республики: 1997 - 2000 годы".
В настоящее время в 21 администрации городов и районов республики функционируют органы по делам молодежи.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать о становлении государственной молодежной политики в Чувашской Республике.
Подход к государственной молодежной политике состоит прежде всего в признании ее частью общей социальной политики. Основное отличие государственной молодежной политики от традиционной социальной политики состоит в том, что молодежная политика не сводится только к компенсаторным механизмам, а содержит активный инновационный аспект, опирающийся на трудовой и творческий потенциал молодого поколения, что заставляет рассматривать именно молодежную политику в ряду вопросов стратегического развития и ресурса общества.
Реализация государственной молодежной политики не прерогатива какого-то одного ведомства, а часть внутренней политики всего государства. Настоящий доклад носит прежде всего не характер отчета, а является попыткой проанализировать существующую ситуацию в молодежной среде, определить на основе статических и социологических данных, опыта практической работы государственных формирований и общественных организаций круг важнейших проблем и пути их разрешения.
В основу настоящего Доклада вошли результаты социологических исследований, проводимых Комитетом Чувашской Республики по делам молодежи в молодежной среде, статистические данные, предоставленные Комитетом Чувашской Республики по статистике, другими министерствами и иными органами исполнительной власти Чувашской Республики. При подготовке отдельных разделов использовались материалы, представленные органами по делам молодежи администраций городов и районов, молодежными общественными объединениями Чувашской Республики, в качестве источников служили правительственные документы Российской Федерации и Чувашской Республики, рекомендации Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи.
II. Обзор основных тенденций социального положения и развития молодежи Чувашской Республики
Социальный статус молодежи определяется обществом, его традициями и ценностями. Одновременно молодежь вносит и самостоятельный вклад в социальную динамику. В настоящее время молодежь является мощным потенциалом инновационной интеграции, что обусловлено ее социально-демографическими особенностями. Внутри себя молодежь несет и потенциал разрушения старых устоев общества, и механизм созидания будущего социального прогресса. Поэтому крайне важно сформулировать правильную политику общества, способную в полной мере создать условия для реализации потенциала молодого поколения.
Положение молодежи Чувашской Республики определяется прежде всего кардинальными изменениями в социально-экономическом и политическом устройстве общества, которые происходят в последние годы. В молодежной среде, как и во всем обществе, наблюдаются негативные последствия многих лет тоталитарного режима.
Но при всей сложности нынешнего положения молодежи республики надо видеть и общие позитивные результаты. Молодежь обрела свободу как необходимое условие для нормальной жизни, плодотворной деятельности, самоопределения и самоутверждения.
Экономическая свобода дала молодежи возможность обеспечить свое материальное положение собственными усилиями. Наиболее активная, предприимчивая часть молодых людей стала активно заниматься индивидуально-трудовой деятельностью, созданием собственного предприятия.
Свобода политических убеждений и политической деятельности привела к исчезновению с политической арены идеологизированной, всеохватной, практически государственной молодежной организации - комсомола и позволила молодежи республики объединяться в более чем двадцать общественных объединений различной направленности и идеологии. Создались предпосылки политического плюрализма в молодежной среде. Молодежь получила гражданские свободы, которые означают исчезновение системы гласных и негласных запретов, превращавших молодых людей в пленников своей деревни, республики, страны. Развивается система молодежных межрегиональных и международных связей.
Свобода передвижения и жительства позволяет молодым гражданам республики осуществлять поездки в любую страну мира, жить там, где им захочется.
Свобода философских убеждений народного и художественного творчества позволяет молодежи свободно выражать свои убеждения, идеологические воззрения, читать и лицезреть художественные произведения различной направленности и содержания.
Свобода вероисповеданий позволяет юношам и девушкам веровать по своему желанию и взглядам.
В последнее время, особенно с момента введения в Чувашской Республике института президентства, заложены и получают свое развитие важные предпосылки для свободного, полноценного развития личности.
Однако сложная экономическая и социальная ситуация в республике еще не в полной мере способствует стабилизации в молодежной среде. Ухудшение экономического и социального положения привело к ухудшению настроений и психологической атмосферы в молодежной среде. Молодежь - наиболее активная и чутко реагирующая на дестабилизационные процессы общественная группа. Анализ итогов опроса, проведенного Чувашкоммолодежи в некоторых районах и городах республики, свидетельствует о преобладании в основном негативных тенденций в оценке социального самочувствия большинства молодых людей. Только 22,2 процента опрошенных чувствуют спокойную уверенность в будущем, 55,2 процента постоянно испытывает разочарование, раздражение и недовольство жизнью, а 23,3 процента и вовсе находятся в отчаянии, страхе, озлобленности.
В глазах молодежи заметно упала ценность умственного труда и образования. Вследствие нарастания социального и имущественного неравенства увеличивается неравенство образовательное, сужается интеллектуальная база в республике. Не востребован инновационный потенциал молодежи. Мысли молодых людей в основном заняты сейчас прежде своего тем, как найти работу, купить пищу, одежду.
Снижается экономический статус молодежи. Рыночная экономика способна занять лишь незначительную часть выпускников учебных заведений.
Вызывает тревогу демографическая ситуация. В составе населения республики сокращается численность молодежи, что ведет к старению общества. Сокращается рождаемость.
Снижается уровень физического развития подрастающего поколения. Повышается заболеваемость детей, молодых матерей, призывников. По совокупности многих из показателей молодежь республики (что характерно и для всей Российской Федерации), является самой социально уязвимой частью населения.
Негативный характер носит интеллектуальное развитие молодых граждан. Среди молодежи увеличивается количество психических отклонений и заболеваний. Усиливаются пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания. Неполноценное питание, систематическое недоедание части детей и подростков замедляют их умственное развитие и, следовательно, наносят вред умственному развитию молодого поколения.
Весьма негативно влияет на отношение молодежи к власти и высокий уровень безработицы. Почти половина клиентов, состоящих на учете центров занятости, - молодые люди. Это один из самых высоких показателей в Российской Федерации.
В то же время значительная часть молодежи выступает на стороне демократически настроенных сил, поддерживает ныне действующего Президента Чувашской Республики. Большинство молодых граждан Чувашской Республики не желают возврата к тоталитарному прошлому, верят в необратимость и позитивность перемен.
III. Демографическая ситуация
Молодежь - это социально-демографическая группа, объединяющая население в возрасте 14 - 30 лет, и в силу своего значительного удельного веса и потенциальных возможностей она играет огромную роль в современной истории, в перспективах стабилизации, экономического и политического положения Чувашской Республики. На молодежный возраст приходятся главные демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, служба в армии, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий промежуток времени молодые граждане переживают смену своего социально-демографического статуса несколько раз. Подростки до 18 лет - учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений. Как правило, они находятся на иждивении родителей. Молодежь 18 - 24 лет объединяет молодых работников, студентов и молодых людей, завершающих или завершивших профессиональную подготовку. Сюда же входят и военнослужащие срочной службы. В этом возрасте начинается активное вступление в брак, рождаются первые дети, завершается, в основном, активное формирование семьи. На молодежный возраст в Чувашской Республике приходится около 85 процентов всех первых браков. Молодежь 25 - 29 лет - это определившиеся с профессиональным выбором люди, имеющие определенный жизненный опыт.
3.1. Динамика численности молодежи
Нынешняя демографическая ситуация в Чувашской Республике в большой степени определяет современную и будущую жизнь общества. В экономическом плане знание изменений и численности молодежи необходимо для определения объема трудовых ресурсов, перемен на рынке труда, трудовой миграции и т.д. В социальном аспекте знание демографических перемен в молодежной популяции помогает прогнозировать политику в области образования, здравоохранения, семьи и воспитания и др. С политической точки зрения это важно для определения состава избирателей на выборах.
Численность населения молодежного возраста (16 - 29 лет) на 1 января 1996 г. в Чувашии составляла 277,7 тыс. человек. По сравнению с данными на 1 января 1990 г. молодежная популяция в республике уменьшилась на 8,3 тыс. человек, или на 2,9 процента (по сравнению с переписью 1979 года - на 45,5 тыс. человек, или на 14,1 процента).
3.2. Молодежь в городах и сельской местности
В настоящее время более 67,0 процентов молодежи Чувашской Республики в возрасте 16 - 29 лет проживает в городах. Это объясняется, во-первых, интенсивной миграцией молодежи из села в город, во-вторых, возрастными особенностями показателей смертности городского и сельского населения.
3.3. Соотношение полов в молодежной популяции
В Чувашской Республике наблюдается относительное равновесие полов и даже небольшой перевес мужского населения в возрасте 16 - 29 лет над женским. Такое соотношение благоприятно влияет на брачный рынок, т.е. повышает вероятность вступления в брак для каждой молодой женщины. Соотношение полов в отдельно взятом городском и сельском населении менее благоприятно: женская часть городской молодежи превышает мужскую часть, тогда как на селе наблюдается прямо противоположная картина.
3.4. Доля молодежи в трудоспособном населении
Доля молодежи в трудоспособном населении Чувашской Республики и ее изменение прежде всего подвержены влиянию демографических изменений и мало связаны с динамикой численности молодежной популяции, ростом численности всего населения.
Молодежь в возрасте 15 - 29 лет составляет примерно 27 процентов от общего числа экономически активного населения.
3.5. Выводы, прогнозы
Демографическая ситуация в Чувашской Республике имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Снижение за последние годы рождаемости крайне отрицательно влияет на возможность простого воспроизводства населения республики. В перспективе это будет иметь негативные последствия во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в социально-экономической. Изменение численности молодежи сказывается на трудовом потенциале, должно учитываться при создании новых рабочих мест, подготовке кадров и материальном обеспечении системы образования и здравоохранения. Динамика мужской части молодежи сказывается на принципах комплектования Вооруженных сил и правоохранительных органов, на привлечении студентов к службе в армии. Демографические процессы в молодежной части населения республики должны быть объектом специальных систематических исследований. Необходимо дальше развивать существующие системы социальных мер, направленных на повышение рождаемости и сокращение детской смертности, на социальную защиту молодых матерей.
IV. Социальное положение молодежи
Предоставление достоверной картины о социальном положении молодежи в Чувашской Республики в соответствии с уровнем доходов, профессией, образованием, местом в структуре власти, происхождением и т.п. является главным основанием в осуществлении государственной молодежной политики в Чувашской Республике и определения ее приоритетных направлений.
4.1. Жизненный уровень молодежи
Официальная статистика не выделяет отдельно молодежную популяцию среди показателей жизненного уровня населения. Социологические исследования, проведенные Комитетом Чувашской Республики по делам молодежи в начале 1996 года среди молодежи республики, позволяют нарисовать примерно картину жизненного уровня молодых граждан Чувашской Республики. Результаты исследований можно принять как весьма достоверные, так как в опросе участвовало 3,0 тысячи юношей и девушек - жителей ряда городов и районов республики. Исследование фактов защищенности молодежи показывает, что большинство молодых, 40,0 процентов, ощущают отсутствие какой-либо защиты со стороны государства, около 37,0 процентов говорят о ее недостаточности. Соответственным образом распределилось мнение респондентов о материальных условиях своей жизни:
Отношение молодежи к условиям жизни | Соотношение в % |
Удовлетворены Не удовлетворены Нищенствуют Затруднились ответить |
17 57 7 19 |
Но в то же время следует заметить взвешенный, трезвый подход молодежи к сложившейся ситуации, она готова искать дополнительные источники улучшения своего материального положения. Более половины опрошенных уверены в лучшем будущем или надеются на него и готовы предпринимать попытки решения своих проблем:
Хотите ли вы улучшить свое положение | Соотношение в % |
Очень хочу Хочу, но боюсь неудачи Хочу, но не знаю как Нет Затрудняюсь ответить |
22 13 46 8 11 |
Эти данные свидетельствуют о том, что традиционная модель формирования личности не была ориентирована на динамично протекающие социальные процессы, личность человека не ориентировалась к активным действиям в поле большой неопределенности.
Также следует отметить, что уровень заработной платы молодежи, как правило, ниже уровня заработка кадровых рабочих. Жизненный уровень городской молодежи выше уровня жизни сельской молодежи. В городах наиболее высокий процент малообеспеченных наблюдается в социальной сфере (в здравоохранении, образовании, культуре).
Анализ структуры доходов и расходов молодежи показал, что усиливается противоречие между стремлением молодых людей к экономической самостоятельности и возрастанием ее материальной зависимости от родителей. Государство давно переложило заботу о молодежи на плечи родителей, лишив большинство молодых людей собственного устойчивого материального положения. Материальной поддержкой родителей пользуется около 80 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет.
Важнейшим аспектом материального положения являются жилищные условия. Жилищные условия молодежи значительно хуже, чем в среднем по республике. Сохранившаяся система распределения жилья с ее дискриминационными для молодежи ограничениями (по стажу работы, проживанию в данной местности и т.п.) ставит молодых граждан (в особенности, молодые семьи) в неравные условия по сравнению с представителями более старшего поколения.
4.2. Социально-профессиональное положение
Анализ профессиональной мобильности молодежи позволяет выделить следующие особенности. Первоначально на молодого человека существенно влияет мнение родителей. На профессиональный выбор большое влияние оказывает также уровень заработной платы.
Введение рыночных механизмов, особенно в социальной сфере, обернулось для молодежи новым испытанием: вынужденная ранняя профессиональная стабильность сменилась нисходящей мобильностью. Добросовестный труд зачастую не только перестает быть фактором социального продвижения, но и все меньше обеспечивает материальные потребности молодых людей. Так, по данным названных выше социологических исследований более 40,0 процентов опрошенных предпочли бы работать на совместном либо частном предприятии. И лишь 23,0 процента - на государственном предприятии. На вопрос: "В какой сфере бы Вы хотели завести "свое дело"?" ответы распределились в процентах следующим образом:
торговля посредничество сфера бытового обслуживания уход, воспитание, образование детей производство товаров потребления интеллектуальные услуги снабжение фермерство туризм юридическая деятельность физкультура и спорт строительство коммунальное хозяйство общественное питание шоу-бизнес |
23,3 10,3 11,9 12,7 8,0 14,5 6,0 6,5 14,2 15,5 7,0 5,5 0,7 8,3 14,1 |
Таким образом, большинство молодежи видят свое будущее связанным с торговлей и обслуживанием, юридической деятельностью и работой с подрастающим поколением, что соответствует мировым стандартам распределения рынка труда.
4.3. Молодежная безработица
В начале необходимо привести некоторые данные социологических исследований. Около 60,0 процентов молодых респондентов боятся безработицы. Каждый третий из них согласен на любую работу. Около 70 процентов работают, чтобы заработать на жизнь. Практически каждый второй молодой человек в поисках работы готов выехать за пределы республики.
По данным Министерства труда и занятости Чувашской Республики на 1 ноября текущего года было зарегистрировано 44,4 тыс. безработных граждан. Из них молодежи в возрасте 16 - 29 лет - 20,4 тыс. человек, что составляет около 46,0 процентов от общего числа безработных. Из года в год растет количество безработных из числа выпускников общеобразовательных школ, высших и средних специальных и профессиональных учебных заведений (до 6 процентов к общему числу безработных).
В последние годы в Российской Федерации и, в частности, в Чувашской Республике получила большое распространение так называемая "скрытая безработица", создающая за счет раздутых штатов предприятий видимость успешной занятости в производственной сфере. Для молодежи она представляет не меньшую опасность, чем легальная безработица, так как именно молодежь увольняют в первую очередь.
4.4. Положение и проблемы молодой семьи
Молодая семья - это семья, где оба супруга моложе 30 лет. Семья перестает считаться "молодой", когда один из супругов перешагнет 30-летний рубеж. По данным статистики около 80 процентов всех образовавшихся в 1995 году семей являются "молодыми". В последние годы число вступающих в брак как в Российской Федерации, так и в Чувашской Республике сокращается. Так, если в 1990 году всего было заключено более 12,0 тыс. браков, то в 1995 году - чуть более 9,6 тыс., а за 9 месяцев 1996 г. - 5,5 тыс. Резко возросло число разводов. Если в 1990 году было зарегистрировано 2811 разводов, то в 1995 г. - 4312, за 9 месяцев 1996 г. - 2527.
Развод - проблема по преимуществу молодежная. Так по данным статистики в 1995 г. в Чувашской Республике подавляющее большинство разводов приходится на семьи, существовавшие менее года и от года до пяти лет. В последнее время среди молодежи получило распространение совместное проживание без юридического оформления брака. Одно из таких свидетельств - рост регистрации внебрачных детей. Так, если в 1990 году удельный вес внебрачных детей от общего числа родившихся составлял 10,8 процента, то в 1995 году - 15,0 процента.
Таким образом, в Чувашской Республике и Российской Федерации в целом на лицо все симптомы кризиса семьи, который находит выражение в снижении рождаемости и количества заключенных браков, росте числа разводов. Произошло сокращение расходов семьи на удовлетворение культурных потребностей. При таком положении снижается качество жизни, падает воспитательный потенциал семьи, возникает опасность деформированной социализации новых поколений.
4.5. Здоровье молодежи
В Чувашской Республике последние годы прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья молодежи. Так, если в 1994 году годных к службе призывников было 75,4 процента, то в 1996 году - 68,3 процента. Общая заболеваемость подростков в текущем году на 4 процента выше, чем в 1995 году. В большинстве городов и районов республики в 1995 году (по сравнению с 1990 годом) возросла младенческая смертность. Вместе с тем в последние годы уменьшилась численность детей, умерших в возрасте до 5 лет.
Из года в год растет число венерических заболеваний, в частности, 2853 случая в 1995 году против 222 в 1993 году, что составляет рост более чем в 12,8 раза.
Тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи скажется на ухудшении здоровья подрастающего поколения во всех последующих возрастных группах.
Продолжает расти и число психических расстройств населения Чувашской Республики, оно составляет 7,8 тысяч случаев в 1995 году против 6,2 тысяч в 1993 году.
Смертность молодежи по всем причинам возросла за последние 5 лет более чем на 20,0 процентов. Большее число молодежи умирает от заболеваний системы кровообращения, органов дыхания и несчастных случаев.
Растет число суицидов в молодежной среде. Особенно растет количество самоубийств среди молодых мужчин, а среди женщин этот показатель снижается. В 1995 году в Чувашии из 100,0 тысяч молодых людей в возрасте 15 - 29 лет совершили самоубийства 51,3 мужчины и 3,4 женщины. В последние годы отмечается значительный рост потребления алкоголя молодежью, снижение возраста приобщения к употреблению спиртного. Резко увеличивается число детей и подростков, которые курят.
Многие социальные отклонения в молодежной среде, сказывающиеся на здоровье, - результат влияния средств массовой информации. В последние годы в печати и в электронных средствах массовой информации резко возросло внимание к сексуальным проблемам, в свободной продаже повсеместно имеются издания порнографической направленности. Это не могло не сказаться, прежде всего, на формировании сознания подростков, их физическом и психическом здоровье.
В общем плане сложившееся положение со здоровьем детей, подростков и молодежи является следствием ухудшения социально -экономических условий, некачественного, неполноценного питания, сокращения сети дошкольных и оздоровительных учреждений.
На развитие здравоохранения сказываются и издержки бюджетного финансирования этой сферы жизни общества.
Таким образом, молодое поколение Чувашской Республики, которое должно являться самой здоровой частью общества, теряет это важное качество.
4.6. Маргинальные группы молодежи
В любом обществе в силу ряда социальных, политических, экономических и культурных причин, некоторая часть людей, в том числе молодых, оказывается вне общего потока социальной жизни. Эти группы не находят своего места в социуме, не имеют устойчивого экономического статуса, чувствуют себя изгоями общества. Основные группы маргинала: инвалиды, наркоманы, алкоголики, бродяги, нищие, отбывшие срок наказания в исправительно-трудовых учреждениях, люди, страдающие некоторыми видами так называемых социальных заболеваний и другие. Около половины из них - молодые люди в возрасте до 30 лет.
Молодые инвалиды. Этой группе молодежи присущи многие из проблем, свойственные всем молодым людям, но они многократно усилены инвалидностью. Наряду с обостренными проблемами здоровья и материального положения для инвалидов не мене остро стоят вопросы образования, трудоустройства, создания семьи. Наличие и специфика этой группы должны учитываться как при реализации социальной политики в отношении инвалидов, так и молодежной политики.
Наиболее "молодежными" категориями являются инвалиды с детства. Существенно пополнили ряды инвалидов Афганистан, Чернобыль, Чечня. Возрастает количество детей - инвалидов: 1980 год - 924, 1993 год - 2520, 1994 год - 3024, 1996 год - 3600.
Проблемы адаптации молодых инвалидов связаны с изменением существующей концепции государственной политики по отношению к инвалидам. Наряду с социальной защитой необходимы механизмы социальной реабилитации и социальной адаптации молодого инвалида. В республике нет ни одного специального профессионального образовательного учреждения для инвалидов, не продуманы вопросы социальной защиты инвалидов, обучающихся в высших учебных заведениях.
Наркоманы. По официальным данным в Чувашской Республике зарегистрировано: в 1993 году - 133 наркомана и токсикомана, в 1994 году - 153, 1995 году - 146. Большинство наркоманов - молодые люди в возрасте до 30 лет. Молодые наркоманы в большинстве своем организованы. Как правило, наркотики употребляются в группах на квартирах, дискотеках, в парках. У молодых людей, пристрастных к наркотикам, ослаблен волевой контроль за своим поведением, что способствует совершению ими различных преступлений.
Необходимо создание для молодежи специализированных социальных служб с психолого-психиатрической помощью и телефоном "доверия". Профилактика наркомании и токсикомании должна идти не в сторону создания административно-государственных принудительных структур, а в сторону создания социальных служб реабилитационного характера.
Пьянство и алкоголизм. После неудавшейся кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом резко возросло потребление спиртных напитков, в том числе и молодежью. По данным официальной статистики в Чувашской Республики зарегистрировано: в 1993 году - 20352 алкоголика и злоупотребляющих алкоголем, в 1994 году - 20203, в 1995 году - 20104 (в том числе 724 подростка и 35 детей, злоупотребляющих алкоголем). Хотя и наблюдается незначительное снижение, но абсолютная цифра весьма значительна. Около двух процентов населения Чувашской Республики старше 16 лет являются алкоголиками и злоупотребляющими алкоголем.
Освобожденные из мест лишения свободы. Выйдя на свободу, значительная часть их оказывается в порочном круге социального отчуждения. У них, как правило, нет возможности найти работу, возникают сложности с пропиской. Это вновь толкает молодых людей в криминогенную среду. Отсюда и высокий процент рецидивной преступности. Очень серьезно обозначились проблемы с занятостью молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы. Так, в 1995 году в республику прибыло 1295 подростков и только 116 из них (около 9 процентов) было трудоустроено и направлено на работу. Необходимо создание специализированных реабилитационных центров для несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, по типу тех, которые уже существуют во многих странах Западной Европы. Так разработаны социальные программы для молодежи с отклонениями в поведении. Они включают консультирование по вопросам в области права, трудоустройства, помещение подростков в приюты с щадящим режимом, позволяющие им получить образование, специальность, медикаментозное лечение.
4.7. Подростковая и молодежная преступность
Принимаемые республиканскими органами исполнительной власти меры управленческого, организационно-методического и практического характера смогли остановить рост подростковой и молодежной преступности, наметились определенные тенденции к ее стабилизации. Если в 1994 году преступность несовершеннолетних возросла на 8,9 процента, в 1995 году - на 7,9, то за 11 месяцев текущего года она снизилась на 2,7 процента. Снижение произошло в 15 городах и районах республики. На 29,1 процента уменьшилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения.
Уменьшается доля детской преступности: в 1993 году она составила 16,4 процента, в 1994 году - 15,1, в 1995 году - 13,1, в 1996 году - 12,7.
За 11 месяцев 1996 г. не зарегистрировано ни одной групповой драки подростков, входящих в группировки негативной направленности.
Вместе с тем, криминогенная обстановка остается напряженной. Рост подростковой преступности произошел в г.г. Новочебоксарске, Чебоксары, Козловском, Моргаушском, Комсомольском, Цивильском, Чебоксарском, Ядринском районах.
Среди выявленных 1528 несовершеннолетних преступников учащиеся составляют 914 человек, рабочие - 68, колхозники - 35, неработающие и неучащиеся - 262.
На состоянии преступности среди подростков и молодежи сказывается фактор незанятости общественно-полезным трудом.
Анализ показывает, что подростковая и молодежная преступность имеет ряд характерных особенностей и тенденций:
1) велика доля насильственных и корыстных преступлений. В структуре преступлений несовершеннолетних кражи составляют 62,9 процента, грабежи - 10,1, хранение оружия - 1,9, хулиганство - 8,5, вымогательство - 4,6, преступления против личности (убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения) - 2,7, завладение транспортным средством - 2,2, разбой - 1,9, мошенничество - 0,4, наркомания - 0,5;
2) среди несовершеннолетних высок уровень групповой преступности. Из 1528 несовершеннолетних, совершивших преступления в 1996 году, 991 совершил их в группе;
3) особую опасность, как источники распространения преступности, имеют так называемые "группы риска". Традиционно ими считаются лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, наркоманы, проститутки, бездомные лица. В настоящее время происходит интенсивное омоложение этих групп, расширяется социальная база для их пополнения за счет бездомных молодых людей, возвращающихся из мест лишения свободы; демобилизованных из армии юношей, не нашедших работу или не поступивших учиться; подростков из бедных семей, а также оставшихся без попечения родителей.
В 1996 году сохраняется тенденция к снижению преступности среди молодежи. Число лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния в возрасте 18 - 30 лет, сократилось на 14,7 процента. В то же время каждый третий преступн относится к этой группе населения. В 1996 году ими совершено 75 умышленных убийств, 83 изнасилования, 1470 краж, 264 грабежа, 120 разбойных нападений; зарегистрировано 62 случая незаконного ношения и хранения ими оружия.
На состоянии подростковой преступности в определенной мере сказывается и отсутствие на территории республики специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей. Ввиду отсутствия такого специального учреждения и необходимых финансовых средств в 1995 году аналогичные учреждения других регионов было направлено всего 2 несовершеннолетних правонарушителя. Фактически в настоящее время необходимо немедленно изолировать около 50 несовершеннолетних и направить их в закрытые учреждения.
В 1996 году обновила свою работу республиканская комиссия по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Чувашской Республики. Основными направлениями ее деятельности являются организация профилактической работы с несовершеннолетними, защита их прав и интересов.
4.8. Выводы, прогнозы
Оценивая социальное положение молодежи Чувашской Республики в целом, следует отметить, что:
во-первых, социальное положение молодежи отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде. В этой ситуации социальный статус молодежи не мог не измениться и не ухудшится. Сложившееся социальное положение молодежи не соответствует той роли, которую она призвана играть в воспроизводстве социальной структуры, и не отвечает в полной мере задачам модернизации общества. Социальное новаторство молодежи сдерживается и ограничивается. В настоящее время условий для эффективного использования инновационного потенциала молодого поколения создано недостаточно;
во-вторых, в условиях динамичной жизни общества человек должен быть готов действовать не по традиционным схемам и образцам поведения, а исходя из реальной ситуации и своего опыта. Он должен быть готов к смене места работы, места жительства, к изменениям общественно-политической обстановки. Данные социологического опроса позволяют сделать вывод, что молодежь республики готова и изменению ситуации и своих действий, но не знает как, или боится неудачи. Острота социально-экономических проблем в нашем обществе привела к тому, что обсуждение проблем молодежи происходит на фоне чуть ли не абсолютного игнорирования вопросов формирования личности, хотя многие наблюдаемые негативные явления порождены не столько нищенскими условиями существования, сколько изъянами воспитания. Республиканским органам власти, всем социальным институтам следует кардинально пересмотреть существующую систему образования и воспитания, профессиональной ориентации и подготовки: мерилом успешной социализации молодого человека должен являться не объем знаний, приобретенный в стенах школы, училища, ВУЗа, а то, в какой степени институты социализации помогают молодому человеку обрести точку опоры в этом сложном и озадачивающем мире;
в-третьих, в условиях снижения жизненного уровня молодежи еще более возрос фактор родительской материальной помощи, усиливающий иждивенческие настроения в молодежной среде. Следует обратиться к зарубежному опыту: во многих странах мира проблемы оказавшихся без работы молодых людей решают одновременно с решением ряда общественных задач. Руками безработной молодежи были заложены лесопарки, сооружены автострады, отремонтированы мосты и т.д. Практика показала, что необходимо не только обеспечить безработную молодежь прожиточным минимумом, но и занять ее общественно значимым трудом, - в противном случае неминуема деградация личности. Необходимы правительственные программы по привлечению молодежи к решению социально значимых задач с учетом сложившихся ситуации и времени.
Также следует продолжить осуществление существующих и разработку новых программ социальной реабилитации и адаптации молодежи, которые должны строиться на двух основных принципах: самообеспечении и целевой защите.
Самообеспечение. Главное - создание условий, при которых молодые люди и их семьи могут обеспечивать себя сами. Социальные подачки не могут обеспечить серьезное и долговременное решение проблемы, а будут постоянно разрывать государственный бюджет на части.
Целевая защита. Поскольку одни группы молодежи оказались в менее бедственном, а другие в более уязвимом положении и не могут защитить себя сами, им должен быть обеспечен гарантированный минимум стабильной, регулярно выплачиваемой зарплаты, стипендии, социальных услуг и т.п. Поскольку эти молодые люди находятся на грани выживания, им должно быть уделено первостепенное внимание. Это касается молодых инвалидов, молодых матерей, студентов, безработных и т.п.
V. Молодежь и политика
5.1. Интерес молодежи к политике
Отношения молодежи с властью и ее представителями на всех уровнях никогда не были безоблачными. В условиях политической относительной нестабильности, когда рухнули бывшие тоталитарные структуры, в том числе и единственная молодежная - комсомол, проблема "управления" молодежью стала особенно важной. На арену жизни выходит новое поколение, способное не только к самоорганизации, но и к осознанию своих самостоятельных политических приоритетов и возможностей.
Хотя социологические данные свидетельствуют о снижении некоторой политической активности молодежи, об ее ориентации на предпринимательскую деятельность и частную жизнь, есть и другие показатели: в республике возникают многочисленные молодежные и детские общественные объединения различной направленности. На последних выборах Президента Российской Федерации молодое поколение проявило значительную активность. В особенности это касается горожан.
Необходимо привести некоторые данные социологических исследований среди молодежи Чувашской Республики. Ответы на вопрос "В стране постоянно происходят перемены. Ваше отношение к ним?" в процентах распределились по рейтингу следующим образом:
изменения выгодны только кучке людей, большинство россиян только страдает от них изменения необходимы, надо потерпеть изменения ведут только к ухудшению я готов ко всему мне все безразлично, я живу своей жизнью не знаю назад, в социализм другой ответ |
33,4 22,1 12,0 10,3 9,9 8,6 4,2 1,9 |
Только каждый пятый молодой человек позитивно воспринимает перемены в жизни общества, индифферентны к изменениям около 20,0 процентов опрошенных, и около половины опрошенных негативно воспринимают перемены.
"Как вы думаете, кто должен решать проблемы нашей республики?" (несколько ответов). Распределение в процентах по рейтингу:
Президент Чувашской Республики все жители Чувашии, независимо от возраста и национальности Президент России Государственный Совет Чувашской Республики Федеральное собрание Российской Федерации Чувашия только для чувашей надо просить помощи у Турции, Татарстана: мы - "родственники" |
53,7 50,9 24,8 24,1 9,6 4,3 2,3 |
Как видно из результатов опроса, явно прослеживается тенденция доверия к Президенту Чувашской Республики и вера в свои собственные силы. Остается невостребованной небескорыстная помощь запредельных суверенов. Чужд молодежи Чувашской Республики, которая на протяжении веков привыкла жить в мире и согласии со всеми, и дух откровенного национализма.
5.2. Положение молодежи в системе власти
В последнее время молодежь начала утрачивать интерес к политике. Президентские выборы 1996 года несколько изменили ситуацию. Часть наиболее активной молодежи республики проявляла неподдельный интерес к политическим акциям и выступлениям. Но, к сожалению, сама власть еще крайне недостаточно находит времени, чтобы всерьез заняться реализацией государственной молодежной политики. А ведь именно молодежь первой оказывается в эпицентре конфликтов, первой гибнет в многочисленных межнациональных и межгосударственных столкновениях. Чеченские события весьма показательны на данный счет. Но как ни парадоксально, положение молодежи во властных структурах, в частности, Чувашской Республики, совершенно неадекватно ее общественной значимости.
Так, в Правительстве Чувашской Республики нет ни одного руководителя республиканского министерства и иных органов республиканской власти в возрасте до 30 лет. В представительных органах власти весьма низок процент молодых депутатов. В большей мере молодежь представлена в администрациях городов и районов республики. Как раньше в условиях тоталитаризма, так и в новых условиях молодежь находится за рамками реальной политики. Ей отводится роль статиста и наблюдателя, роль электората при проведении выборов и войн. Такое положение молодежи в структуре власти вызывает у нее соответственное отношение к этой власти.
Справедливо будет заметить, что несмотря на вышесказанное, в течение 1994 - 1996 годов произошли определенные позитивные изменения в структурах исполнительной власти Чувашской Республики. Происходит омолаживание кадров. Необходимо расширять данный процесс и доверять молодым гражданам республики самые ответственные должности в органах власти и управления.
В настоящее время заканчивается процесс формирования органов по делам молодежи администраций городов и районов Чувашской Республики. Функционируют отделы по делам молодежи в г. Канаше, Алатырском, Аликовском, Канашском, Комсомольском, Касноармейском, Красночетайском, Марпосадском, Порецком, Урмарском, Цивильском, Чебоксарском, Ядринском, Янтиковском районах, управление образования и молодежной политики в г. Новочебоксарске, отделы по делам молодежи и культуры в г.г. Шумерле и Чебоксары.
В Цивильском, Алатырском и Чебоксарском районах в ряде сельских администраций введены должности специалистов по делам молодежи. В Вурнарском и Ибресинском районах в структурах администраций созданы отделы по делам молодежи. Отсутствуют органы по делам молодежи в администрации г. Чебоксары, в котором проживает почти половина молодых граждан республики, а также Батыревском, Моргаушском, Шемуршинском районах, г. Алатыре. Большинство из руководителей органов по делам молодежи - молодые люди, что в дальнейшем позитивно скажется на расстановке кадров администраций городов и районов Чувашской Республики.
5.3. Молодежные общественные объединения
Молодежь сама по себе еще не является субъектом социально преобразующей деятельности. Субъектность молодежи возрастает по мере ее организованности, ибо только организации и объединения имеют более или менее определенные цели и задачи.
Процессу становления сегодняшнего молодежного движения в республике предшествовали:
утрата комсомолом своего положения как единственной организации молодежи и, по сути, его распад;
отказ правопреемников комсомола от политической деятельности;
появление неформального молодежного движения.
1991 - 1992 годы явились периодом организационного оформления первых молодежных организаций различной направленности.
В настоящее время в Чувашской Республике сложились благоприятные условия для развития и качественного роста детско-юношеского и молодежного движения.
На 1 ноября 1996 г. Министерством юстиции Чувашской Республики зарегистрировано 19 детских и молодежных общественных объединений, объединяющих в своих рядах более 20 тысяч детей, подростков и молодежи. Несколько новых молодежных объединений будут зарегистрированы в течение текущего года.
Большинство объединений возникли и возникают на основе корпоративных интересов: Ассоциация студентов Чувашской Республики, Ассоциация молодых юристов Чувашской Республики, Ассоциация молодых ученых, специалистов и студентов и т.д. Существует организация, ориентирующаяся на политическую партию, - Коммунистический союз молодежи Чувашии.
Действуют организации, одним из направлений деятельности которых является развитие физической культуры, спорта и туризма среди детей и молодежи.
Многие организации возникли по инициативе и поддержке Комитета Чувашской Республики по делам молодежи, в том числе и Союз ветеранов - инвалидов и военнослужащих, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Особого внимания заслуживает развитие детского движения. В большинстве городов и районов республики созданы детские организации различной направленности. Среди них: пионерские и скаутские объединения, объединение чувашских детей и т.д. Большим авторитетом в республике пользуются Движение юных патриотов, военно-спортивные игры "Зарница" и "Орленок", которые находятся под патронажем Президента Чувашской Республики. В декабре текущего года планируется проведение I-го слета детских организаций Чувашской Республики.
Опыт работы показывает, что у детских и молодежных объединений республики определилось свое место в обществе, своя социальная ниша. Организации через свои присущие им формы и методы создают необходимые условия для самореализации и самоутверждения личности, апробации приобретенных знаний в реальных отношениях с другими субъектами общества. Молодежные общественные объединения рассматриваются как важный институт социализации молодого человека, непосредственный субъект реализации государственной молодежной политики в Чувашской Республике.
5.4. Выводы, рекомендации
В укреплении взаимоотношений, расширении взаимодействия должны быть взаимно заинтересованы государство и молодежь, молодежное движение. Данное взаимодействие определяет Закон Чувашской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "О государственной молодежной политике в Чувашской Республике".
С целью усиления внимания государства и общества к проблемам молодежи следует рассмотреть возможность создания при Президенте Чувашской Республики общественного Совета по вопросам молодежи, в составе которого могли бы быть представлены молодежные организации и структуры. Это создавало бы условия для выработки приоритетных направлений в области государственной молодежной политики, наглядно свидетельствовало бы о заинтересованности государства в опоре на молодежь в решении ее проблем.
VI. Молодежь и образование
6.1. Учащаяся молодежь
Главный фактор социальной нагрузки на образование - это вхождение в рыночную экономику. Образование должно стать необходимым элементом рыночных отношений.
Образовательный статус нынешней молодежи Чувашской Республики по своим количественным показателям существенно выше по сравнению с предыдущими поколениями. Из года в год в республике увеличивается число выпускников средних общеобразовательных школ, студентов высших учебных заведений. Имеет место уменьшение числа выпускников средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ.
Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах в 1996/97 учебном году достигла 224,5 тыс. человек, однако рост численности учащихся опережает рост возможностей образовательной сети, которая сегодня обеспечивает потребности учебного процесса.
Для многих учащихся получение полного среднего, а тем более высшего образования уже сегодня теряет смысл или становится невозможным. При проведении в 1996 году Комитетом Чувашской Республики по делам молодежи социологических исследований на вопрос "Как Вы думаете, для чего человеку образование?" получены по рейтингу в процентах следующие ответы (несколько ответов):
открывает перспективу в жизни дает возможность развивать способности дает материальный достаток можно занять в обществе высокое положение это престижно дает возможность больше приносить пользы людям ничего не дает не знаю |
55,7 33,4 30,4 25,2 18,5 17,7 6,8 3,7 |
Как видно из результатов, подавляющее большинство ответов направлены на удовлетворение личностных потребностей. И менее 20,0 процентов ответов носят социальную, общественную направленность.
Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что зачастую реформа образования ориентируется не на улучшение качества массовой учебы, а на создание элитных школ, ведущих к искусственной социальной дифференциации.
6.2. Молодежь и высшее образование
Сложившаяся в республике ситуация, спад и простой производства лишают значительную часть выпускников высших учебных заведений перспектив трудоустройства. Весьма медленно перестраивается набор специальностей, не имеющих социального заказа на рынке труда. По результатам социологического опроса только треть студентов считают, что с их специальностью и знаниями им безработица не страшна. Вторая треть испытывает страх перед возможной безработицей. Остальные готовы сменить профессию. Вместе с тем, данные статистики свидетельствуют о росте престижа высшего образования. Так, если в 1985 году конкурс в вузы республики составлял 1,1 человека на место, то в 1990 году - 2,2, а в 1995 году - 2,3. За последние 10 лет число студентов увеличилось на 15,6 процента, если в 1985 году в республике было 17,9 тысяч студентов, то в 1996 году их стало 20,7 тысяч. В последние два - три года к получению высшего образования стали стремиться и молодые люди, занятые в сфере предпринимательства, признавая ценность образования как необходимое условие для выдвижения, карьеры.
Заключение
Сегодня можно говорить лишь о начале государственной молодежной политики в Чувашской Республике. Нынешняя молодежь будет определять развитие республики в XXI столетии. Какова будет эта роль - во многом зависит от степени и характера решения основных проблем молодежи сегодня: молодежь республики, как и в целом Российской Федерации, стала одной из самых уязвимых групп населения, чья жизнь лишена ясной перспективы.
В период перестройки и реформ в обществе закладываются важные предпосылки для перехода его на иную, более высокую ступень развития, которые, однако, в силу многих причин пока не раскрылись, в том числе из-за того, что плохо используются. Как показывают социологические и статистические исследования, перемены в лучшую сторону плохо сознаются и не ценятся многими молодыми людьми прежде всего из-за социальных, материально-бытовых проблем. Однако значительная часть молодежи интуитивно чувствует потенциальные возможности, которые таят в себе для ее будущего свобода и демократия. Иначе невозможно объяснить удивительную, парадоксальную картину осуществления в среде многих полярных тенденций: недовольство "всем и вся" и оптимизм, "готовность потерпеть ради изменений".
Физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, экономическое и политическое оздоровление России займет исторически длительный отрезок времени. Оздоровление нации может произойти только через оздоровление и развитие нескольких новых поколений россиян - детей и молодежи. Не следует понятие реформы сводить исключительно к экономическим преобразованиям. Экономический процесс и производство - не главная ценность жизни. Главное - человек, личность. И значит, главное - образование, воспитание, наука, культура, развитие духовных и нравственных начал жизни. Но именно эти сферы сегодня находятся в трудной ситуации.
Из-за отсутствия финансирования, оттока специалистов, отчуждения материальной базы прекратили свое существование сотни кружков, творческих любительских объединений, клубов по месту жительства.
Ситуация усугубляется и тем, что в республике практически отсутствуют сильные молодежные и детские общественные объединения, способные выступить в качестве важнейшего субъекта осуществления государственной молодежной политики и одновременно формой реализации молодежных интересов.
Низка социальная защищенность различных групп молодежи. В республике крайне слабо развита система социальных служб, оказывающая услуги молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Недостаточно развиты органы по делам молодежи администраций городов и районов. При полном отсутствии собственной материальной базы в них работает по одному - два человека.
Таким образом, сам характер молодежных проблем, связанных с реализацией в республике молодежной политики, делает настоящий доклад и собственно реализацию основных направлений государственной молодежной политики насущно необходимыми.
Первоочередными мерами должны являться:
создание системы информационного обеспечения молодежи республики;
создание и внедрение единой системы по обучению детей и молодежи новым формам хозяйствования, навыками предпринимательства;
развитие различных молодежных предприятий по возрождению ремесел, народных промыслов и т.п.
создание в городах и районах структур по содействию временной и сезонной занятости подростков и молодежи, молодежных бирж труда;
предоставление молодым семьям, особо нуждающимся в социальной защите, субсидий на приобретение и строительство жилья;
создание дополнительных социальных гарантий студентам - сиротам, студентам - инвалидам, студенческим семьям в соответствии с Законом Чувашской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "О государственной молодежной политике в Чувашской Республике";
поддержка талантливой молодежи через институт молодежных премий и стипендий, проведение фестивалей, конкурсов;
развитие и поддержка подростковых клубов, поисковых объединений, технического творчества детей и молодежи, проведение массовых игр и соревнований;
поддержка становления социальных служб для молодежи;
создание систем поддержки деятельности детских и молодежных общественных объединений;
совершенствование системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадежности и правонарушений;
укрепление материальной базы органов по делам модежи;
создание системы работы с кадрами по молодежной политике.
Реализация указанных мер должна положить начало налаживанию системы работ по социальной защите и поддержке самостоятельной трудовой, творческой деятельности и развитию молодежи республики, как гаранта процветания Чувашской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 декабря 1996 г. N 287 "О ежегодном докладе "Положение молодежи и важнейшие направления государственной молодежной политики в Чувашской Республике"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 58 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления