Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 31 октября 1995 г. N 271
"Об итогах экономического и социального развития Чувашской Республики за 9 месяцев 1995 года"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу
Кабинет Министров Чувашской Республики отмечает, что в январе - сентябре 1995 г. в республике последовательно осуществлялись Основные положения социально-экономической политики Кабинета Министров Чувашской Республики на 1995-1997 годы, определенные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 1995 г. N 35. Ликвидирована монополия государственной собственности, формировались элементы рыночной инфраструктуры, заработал механизм спроса и предложений, банкротства неэффективных предприятий.
Однако эти процессы в республике протекали в противоречивой обстановке. Наряду с продолжающимся действием негативных моментов (спад производства, кризис платежеспособности, инфляции, рос безработицы и др.) наметились и позитивные результаты.
Замедляются темпы инфляции. Месячный индекс прироста цен на промышленную продукцию в январе т.г. составил 18,7 процента, в июне - 5,2 процента, а в сентябре - 1,8 процента. Прирост потребительских цен в январе был равен 13,8 процента, в июне - 7,6 процента, сентябре - 6,8 процента.
За январь - сентябрь т.г. в целом выпуск продукции промышленности составил 80,1 процента к уровню 9 месяцев прошлого года, в том числе в промышленности строительных материалов - 93,4 процента, электроэнергетике - 92,0 процента, машиностроении и металлообработке - 91,2 процента. В топливной промышленности рост производства продукции составил 112,2 процента. В течение III квартала 1995 г. увеличился объем производства в акционерных обществах "Чебоксарский электроаппаратный завод", "Проммеханизация", "Химпром", "Вурнарский завод смесевых препаратов", "Лента", Ядринском акционерном обществе "Райпромкомбинат".
Стабилизируется выпуск многих видов промышленной продукции. По сравнению с январем - сентябрем 1994 г. увеличился выпуск продукции по 36 позициям из 125 важнейших видов (28,8 процента от общего числа), в том числе: производство соды каустической, химических средств защиты растений, синтетических смол и пластмассы, металлорежущих и ткацких станков, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, бумаги, сборных железобетонных конструкций и изделий, обоев, муки, крупы, кондитерских и макаронных изделий. В то же время в ряде отраслей сохраняется еще значительное отставание от уровня января-сентября 1994 г. и, прежде всего, в легкой промышленности (56,1 процента).
Недостаточно ведется работа по совершенствованию платежей и расчетов, разрешению платежного кризиса, не в полной мере используется потенциал вексельного обращения.
По-прежнему серьезной проблемой остаются неплатежи предприятий, хотя здесь произошли качественные изменения. В III квартале 1995 г. существенно изменился характер просроченной задолженности промышленных предприятий республики. Начиная с июня т.г. кредиторская задолженность заметно преобладает над дебиторской, т.е. промышленные предприятия республики становятся абсолютными должниками, что свидетельствует либо об их убыточности, либо о скоплении на складах большого количества неликвидной продукции. Сальдо просроченной кредиторско-дебиторской задолженности промышленных предприятий в процентах к месячному объему производства увеличилось с 22 процентов по состоянию на 1 июля до 34,4 процента на 1 августа и несколько снизилось (до 32,9 процента) на 1 сентября 1995 года.
С целью решения создавшихся проблем по инициативе Министерства промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики совместно с другими министерствами проводились выездные совещания по разработке планов антикризисных мероприятий в акционерных обществах "Промтрактор", "Марпосадкабель", "Химпром", обществе с ограниченной ответственностью "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат" и других предприятиях.
Особую тревогу вызывает наметившаяся в текущем году тенденция к снижению реального душевого бюджетного дохода в консолидированном бюджете республики. По расчетам за восемь месяцев текущего года данный показатель применительно ко всем доходам, включая трансфертные платежи из федерального бюджета, снизился по сравнению с прошлым годом примерно на одну треть, в том числе в части собственных источников - на 28 процентов. В этих условиях за 9 месяцев т.г. в бюджетную систему республики мобилизовано доходов 962 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета (с учетом полученной ссуды на выплату отпускных работникам образования) 94,2 млрд. рублей, или 73,9 процента к годовому плану. При этом исполнение бюджета по прямым налогам на прибыль, доход и прирост капитала составило 297,3 млрд. рублей (64,5 процента к годовому назначению), налогам, взимаемым в зависимости от фонда оплаты труда - 16,9 млрд. рублей (62,7 процента), налогам на товары и услуги - 231,6 млрд. рублей (72,9 процента), остальным налогам и сборам - 332 млрд. рублей.
Основным дестабилизирующим фактором исполнения доходной части бюджета является недоимка предприятий по платежам в бюджет. На 1 октября т.г. она составила 172 млрд. рублей, или 16 процентов к платежам, т.е. возросла в 7,6 раза по сравнению с началом года.
В сложившихся условиях налоговыми и финансовыми органами принимаются необходимые меры по мобилизации дополнительных поступлений в бюджеты республики. В результате проверок налоговыми инспекциями республики дополнительно взыскано в бюджет 36,2 млрд. рублей налогов и сборов с учетом штрафных санкций. К административной ответственности привлечено 2,7 тыс. должностных лиц предприятий, 4,3 тыс. граждан, на которых наложены штрафы соответственно на 335 и 380 млн. рублей.
В условиях недопоступления средств для финансирования предусмотренных расходов расширяется практика использования системы вексельного обращения и казначейских обязательств. Применение банковских векселей позволило мобилизовать в бюджет платежи в размере около 14 млрд. рублей.
По расходам бюджеты Чувашской Республики за 9 месяцев т.г. исполнены на 952 млрд. рублей, или на 72,7 процента, республиканский бюджет Чувашской Республики - на 571,4 млрд. рублей, или на 71,1 процента. Удельный вес расходов на народное хозяйство составил 38,7 процента, из них около 36 процентов направлено на капитальные вложения. Практически в полном годовом объеме профинансированы капитальные вложения по программам газификации села, строительства внутрихозяйственных дорог и углубленной электрификации села.
Проводилась работа в министерствах и ведомствах Российской Федерации по реализации предусмотренных на 1995 год лимитов государственных инвестиций за счет федерального бюджета. В результате республике выделены казначейские обязательства на сумму 5 млрд. рублей, в том числе 3,1 млрд. рублей на строительство жилья для военнослужащих.
За 9 месяцев т.г. предприятиями и организациями всех форм собственности за счет всех источников финансирования освоено 903,3 млрд. рублей капитальных вложений, или 98 процентов к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимой оценке. Основным источником финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций, на долю которых приходится 59 процентов.
Введены основные фонды стоимостью 565,7 млрд. рублей.
Строительными и монтажными организациями выполнен объем подрядных работ на 519,7 млрд. рублей, или 92,4 процента к уровню прошлого года.
На укрепление материально-технической базы агропромышленного комплекса использовано 292,4 млрд. рублей капитальных вложений, из них 51 процент - на строительство объектов производственного назначения. Введены предприятия малой и средней мощности по производству цельномолочной продукции на 10,5 тонны в смену и по переработке мяса - на 1,3, хлебопекарни - на 1,6 тонны в смену и др.
В условиях формирования рыночной экономики произошли структурные изменения в капитальном строительстве. Доля вложений в объекты социальной инфраструктуры составила 51 процент и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 4 пункта. На жилищное строительство направлено 261,5 млрд. рублей, или 93,3 процента к уровню соответствующего периода прошлого года, в 2,4 раза возросли инвестиции в здравоохранение.
За счет всех источников финансирования введены жилые дома общей площадью 247,0 тыс. кв. метров, что составляет 124 процента к соответствующему периоду прошлого года. Почти в два раза возросли объемы индивидуального жилищного строительства, его доля в общем объеме сданного жилья составила 40 процентов.
Сданы в эксплуатацию детские сады на 105 мест (в 4,2 раза больше), общеобразовательные школы на 557 ученических мест (131 процент), республиканский эндокринологический диспансер на 30 коек и 200 посещений в смену, диагностический центр на 600 посещений в смену, автомобильные дороги протяженностью 142,5 км (156,4 процента к 9 месяцам 1994 г.), в том числе муниципальные - 117,4 км (в 2,7 раза больше), газовые сети - 333,2 км (в 2,3 раза больше).
Однако меньше, чем в 1994 году, построено республиканских дорог общего пользования и газопроводов-отводов (соответственно 52,1 процента и 2,3 процента к уровню 9 месяцев 1994 года).
В сельском хозяйстве происходят процессы структурной перестройки в пользу трудоемкого направления овощеводства.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года во всех категориях хозяйств производство мяса сократилось на 12 процентов, молока - на 2, яиц - на 20 процентов. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 7 процентов, свиней - 11, овец - 10 процентов.
В то же время своевременно завершена уборка сельскохозяйственных культур. Получен неплохой урожай картофеля и овощей, их валовой сбор на 1 октября т.г. составил соответственно 155 и 141 процент к соответствующему периоду прошлого года.
Принимаются все меры по подготовке почвы под урожай 1996 года. Озимые зерновые культуры под урожай 1996 года посеяны на площади более 118 тыс. гектаров, что составляет 144 процента к соответствующему периоду 1994 года. На поля вывезено 2744,4 тыс. тонн и внесено 2068,5 тыс. тонн органических удобрений, это больше соответственно на 8 и 33 процента аналогичного периода прошлого года. Произведено известкование кислых почв на площади 26,4 тыс. гектаров против 19,4 тыс. гектаров в 1994 году.
На развитие и поддержку агропромышленного комплекса из бюджетов республики направлены прямые ассигнования в сумме 105,2 млрд. рублей, в том числе на финансирование капитальных вложений по лимитам агропромышленного комплекса - 50,7 млрд. рублей, выплату дотации на животноводческую продукцию - 9 млрд. рублей, оплату работ по повышению плодородия почв - 12,6 млрд. рублей. В виде льготных кредитов на реализацию бизнес-проектов сельхозтоваропроизводителям выделено 1,0 млрд. рублей.
В целях создания республиканского фонда зерна и обеспечения своевременных расчетов по его закупке правительством республики предоставлялись кредиты заготовительным предприятиям производственно-коммерческой фирмы "Чувашхлебопродукт", что позволило за 9 месяцев т.г. закупить 68,5 тыс. тонн продовольственного зерна. Кроме того, выделено 6,4 млрд. рублей для закупки мяса и масла животного в государственный продовольственный резерв. Несмотря на это, крайне острой остается проблема своевременности расчетов за поставленную сельскохозяйственную продукцию. За III квартал 1995 г. задолженность молоко- и мясоперерабатывающих предприятий сельхозтоваропроизводителям возросла в 2 раза и составила более 40 млрд. рублей.
В итоге финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей остается крайне напряженным. Не обеспечено своевременное погашение рассроченных централизованных кредитов (из 6,6 млрд. рублей погашено 4,5 млрд. рублей). Неудовлетворительно поступают платежи в погашение товарного кредита, предоставленного на закупку горюче-смазочных материалов (из 15,8 млрд. рублей погашено 3,5 млрд. рублей).
Сложной остается ситуация в социально-трудовой сфере, что во многом объясняется положением, складывающимся на рынке труда. Здесь происходит процесс трансформации безработицы из скрытой формы в открытую. На 1 октября 1995 г. статус безработного получили 43,5 тыс. человек. Уровень безработицы достиг 6 процентов.
За истекший период на финансирование социально-культурных мероприятий направлено 42,8 процента расходной части бюджета. В условиях сложного финансового положения изысканы средства на повышение заработной платы работников бюджетной сферы с 1 марта т.г. в 1,3 раза, с 1 сентября - 1,54 раза, увеличение размеров единых ежемесячных выплат на детей, стипендий, удешевление питания учащихся - в 2,68 раза с начала года. В текущем году выделены дополнительные средства в размере более 4,3 млрд. рублей на содержание вновь созданных домов ветеранов, центров социального обслуживания, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. На бесплатное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны 136 автомобилями "Таврия" направлено 2,0 млрд. рублей, на приобретение и строительство жилья для инвалидов и участников Великой Отечественной войны - 5,0 млрд. рублей.
Несмотря на напряженное исполнение утвержденного бюджета, обусловливающее дефицит распределяемых средств, имеются многочисленные факты неоперативного и нецелевого использования бюджетных средств со стороны министерств, других органов исполнительной власти, местных администраций.
В целях решения создавшихся проблем, преодоления негативных и закрепления положительных тенденций в процессе реформирования экономики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Министерствам, другим республиканским органам исполнительной власти, городским и районным администрациям принять дополнительные меры, направленные на улучшение социально-экономической ситуации в республике в IV квартале 1995 г. и создание необходимых условий для развития реформ в 1996 году.
2. Министерству промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики с участием заинтересованных органов исполнительной власти в целях решения проблем легкой и текстильной промышленности республики, недопущения дальнейшего спада производства, сохранения рабочих мест разработать и до 1 декабря т.г. представить Кабинету Министров Чувашской Республики конкретные мероприятия по стабилизации работы в этих отраслях промышленности.
3. Министерству промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики совместно с Министерством экономики Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики, промышленными предприятиями продолжить работу по разработке и реализации планов антикризисных мероприятий, обеспечивающих стабилизацию финансового положения в 1995-1996 годах.
4. Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству экономики Чувашской Республики, Министерству по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству образования, науки и высшей школы Чувашской Республики, Министерству культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, Министерству здравоохранения Чувашской Республики, Министерству Чувашской Республики по социальной политике, другим заинтересованным республиканским органам исполнительной власти до конца года обеспечить получение предусмотренных в 1995 году средств из федерального бюджета на финансирование инвестиций, активизировать работу по реализации представленных в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и государственным заказчикам бюджетных заявок на ассигнования из федерального бюджета для финансирования федеральных целевых программ, а также непрограммных строек и объектов по Чувашской Республике на 1996 год.
5. Совету по инвестиционной политике Кабинета Министров Чувашской Республики совместно с государственными заказчиками Чувашской Республики в 2-недельный срок, после утверждения бюджета развития Чувашской Республики на 1996 года, представить в Кабинет Министров Чувашской Республики республиканскую инвестиционную программу на 1996 год.
6. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики совместно с Министерством экономики Чувашской Республики внести предложения по совершенствованию политики республиканских органов исполнительной власти в сфере животноводства путем рационализации сложившейся структуры республиканского бюджета Чувашской Республики на развитие агропромышленного комплекса и социальной сферы села.
7. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, главам районных администраций, руководителям сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятий усилить контроль за деятельностью заготовительных организаций по своевременному расчету с сельхозтоваропроизводителями за сданную продукцию.
8. Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, районным и городским администрациям принять меры по полному погашению в установленные сроки сельхозтоваропроизводителями государственного долга 1995 года по рассроченным централизованным кредитам, товарному кредиту и другим средствам, выделенным на возвратной основе.
9. Обратить внимание Министерства экономики Чувашской Республики и Министерства финансов Чувашской Республики на недостаточную работу по использованию вексельного обращения в решении проблемы неплатежей. В целях улучшения данной работы вышеназванным министерствам подготовить предложения по использованию республиканских ценных бумаг в качестве инструмента бюджетного маневрирования и разрешения платежного кризиса.
10. Министерству экономики Чувашской Республики рассмотреть вопросы усиления взаимодействия с неправительственными организациями сферы рыночной инфраструктуры (Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, акционерное общество закрытого типа "Товар-Консалтинг" и др.) в проведении экономической политики.
11. Министерству финансов Чувашской Республики обеспечить своевременное перечисление сумм трансфертов, передаваемых из бюджета Чувашской Республики районным и городским бюджетам, для приобретения топлива у топливоснабжающих предприятий и создания необходимых запасов его на предприятиях социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
12. Министерству финансов Чувашской Республики в недельный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Чувашской Республики предложения по изысканию средств на реализацию Указа Президента Чувашской Республики "О повышении тарифных коэффициентов для оплаты труда работников бюджетной сферы Чувашской Республики".
13. Государственной налоговой инспекции по Чувашской Республике принять дополнительные меры по сокращению недоимки предприятий по платежам в бюджеты, безусловному выполнению постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 1995 г. N 242 "О первоочередных мерах по укреплению доходной части бюджетов".
14. Министерству экономики Чувашской Республики совместно с республиканской энергетической комиссией Чувашской Республики, Министерством по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики подготовить предложения по выравниванию уровней тарифов для различных категорий потребителей тепловой и электрической энергии, а также предельному уровню платежей граждан (в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги), имея в виду ввести в действие новые тарифы с начала 1996 года.
15. Городским и районным администрациям рекомендовать подготовить предложения по пересмотру тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом возможностей местных бюджетов, имея в виду ввести в действие новые тарифы с начала 1996 года.
16. Территориальному агентству федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Чувашской Республике совместно с Государственным комитетом Чувашской Республики по управлению государственным имуществом, Фондом имущества Чувашской Республики, Министерством финансов Чувашской Республики, Государственной налоговой инспекцией по Чувашской Республике и другими заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти до 1 декабря т.г. разработать и представить в Кабинет Министров Чувашской Республики предложения о повышении эффективности механизма обращения взыскания на имущество хозяйствующих субъектов в счет погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам.
17. Министерству экономики Чувашской Республики, Министерству промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерству по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Государственному комитету Чувашской Республики по управлению государственным имуществом совместно с Территориальным агентством федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Чувашской Республике проанализировать качество управления и квалификационный уровень руководителей предприятий, имеющих неблагополучное финансовое состояние, и по итогам проведенного анализа подготовить предложения по финансовому оздоровлению и повышению уровня управления.
18. Государственному комитету Чувашской Республики по управлению государственным имуществом и Фонду имущества Чувашской Республики обеспечивать перечисление в республиканский и местный бюджеты средств, поступающих от продажи объектов приватизации, в соответствии с нормативами и в сроки, предусмотренные законодательством. Усилить контроль за выполнением покупателями объектов приватизации условий заключенных с ними договоров купли -продажи и в необходимых случаях принимать меры для их расторжения в установленном порядке.
19. Рекомендовать Национальному банку Чувашской Республики провести анализ финансового состояния в коммерческих банках, попавших в сложное положение, и оказать возможную помощь по их финансовому оздоровлению.
20. Республиканской комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку до 1 ноября т.г. внести в Кабинет Министров Чувашской Республики предложения о мерах по обеспечению интересов инвесторов.
21. Министерству внутренних дел Чувашской Республики совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разработать и до 25 ноября т.г. внести на рассмотрение Кабинета Министров ЧувашскоЙ Республики республиканскую программу содействия трудовой занятости осужденных на 1996 год.
22. Министерствам, другим республиканским органам исполнительной власти Чувашской Республики принять действенные меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших незаконное расходование бюджетных средств, не обеспечивших соблюдение установленных фондов оплаты труда.
23. Министерству финансов Чувашской Республики восстановить за счет сметы расходов на содержание аппарата соответствующих министерств перерасход средств, допущенный в связи с несоблюдением министерствами установленных лимитов пробега служебных автомобилей.
24. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров |
Э.Аблякимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 октября 1995 г. N 271 "Об итогах экономического и социального развития Чувашской Республики за 9 месяцев 1995 года"
Текст постановления опубликован в газете "Правительственный вестник" от 8 ноября 1995 г. N 44 (136)
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу