Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 12 октября 1994 г. N 206
"О Программе развития образования Чувашской Республики на 1994-2000 годы"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. N 46 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения реализации Закона Чувашской Республики "Об образовании" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить Программу развития образования Чувашской Республики на 1994-2000 годы (прилагается).
2. Министерствам и другим республиканским органам исполнительной власти, главам районных и городских администраций обеспечить выполнение Программы развития образования Чувашской Республики на 1994-2000 годы и информировать Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы ежегодно к 1 ноября по 2000 год включительно.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования, науки и высшей школы Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики |
Э.Аблякимов |
Утверждено:
постановление Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 12 октября 1994 г. N 206
Программа развития образования Чувашской Республики
Паспорт программы развития образования Чувашской Республики
Программа развития образования Чувашской Республики (далее - Программа) является организационной основой осуществления государственной политики Чувашской Республики в области образования.
Программа разработана в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об образовании", Законом Российской Федерации "Об образовании" и на основе анализа современного состояния образования в республике.
Основной целью Программы является дальнейшее развитие системы образования Чувашской Республики.
Основные программные мероприятия:
обеспечение выполнения Закона Чувашской Республики "Об образовании" и Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программы развития образования в России;
Смотри проект Федерального закона "О федеральной программе развития образования в России"
разработка и введение республиканских государственных образовательных стандартов, национально-регионального компонента образовательного стандарта; норм и нормативов финансового, материально-технического обеспечения системы образования;
совершенствование структуры и содержания образования в новых социально-экономических условиях;
повышение уровня профессионального мастерства педагогических кадров, научно-педагогических исследований и научно-методических разработок;
реализация различных по содержанию основных и дополнительных образовательных программ, расширение рынка образовательных услуг;
социальная защита участников образовательного процесса;
реализация стабилизационных мер, обеспечивающих функционирование учреждений и организаций образования, адаптация их к условиям рыночных отношений.
Программа является государственным межведомственным документом.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется на основе государственных нормативов финансирования.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством образования, науки и высшей школы Чувашской Республики.
Периодичность контроля: 1 раз в год.
Результаты проверки реализации Программы и предложения по дальнейшему ее совершенствованию ежегодно представляются Министерством образования, науки и высшей школы Чувашской Республики в Кабинет Министров Чувашской Республики.
Программа развития образования Чувашской Республики состоит из следующих разделов:
I. Характеристика состояния образования в Чувашской Республике.
II. Цели, задачи, направления и этапы реализации Программы.
III. Основные направления развития системы образования Чувашской Республики.
IV. Целевые проекты (программы) по приоритетным направлениям развития образования.
V. Ресурсное и финансовое обеспечение образования.
VI. Социальная защита обучающихся и воспитанников, студентов и аспирантов. Образование детей и подростков, нуждающихся в особой помощи и поддержке государства.
VII. Система мероприятий по реализации Программы развития образования Чувашской Республики.
I. Характеристика состояния образования в Чувашской Республике
Чувашская Республика находится в едином образовательном пространстве в Российской Федерации, создает равные возможности для получения образования всем своим гражданам.
Система образования Чувашской Республики включает более 1,5 тыс. образовательных учреждений, в них различными формами обучения охвачены свыше 300 тыс. человек.
На начало 1994 года в республике функционировали 633 дошкольных учреждения на 71,1 тыс. детей. Количество общеобразовательных учреждений различных типов составляет 734, в том числе 480 чувашских, 51 русская, 18 татарских, 6 мордовских и 114 школ с многонациональным составом, в них получают образование 212,2 тыс. учеников. В республике действуют 15 вечерних (сменных) школ, в которых обучаются 3670 учащихся.
В 82 учреждениях дополнительного образования занимаются свыше 16 тыс. детей и подростков. В 33 профессиональных училищах обучаются 16,8 тыс. учащихся, в 26 учреждениях среднего профессионального образования - 13,5 тыс. учащихся, в 4 высших учебных заведениях - 19 тыс. студентов.
За последние годы в республике произошли позитивные изменения в области образования. Успешно осуществляется процесс дифференциации образовательной сети. Все более широкое распространение получают образовательные комплексы "детский сад - школа", "школа - профессиональное училище", "школа - вуз". Наблюдается заметное повышение творческой активности педагогических коллективов. Сделаны первые шаги в разработке и внедрении национального компонента содержания образования, в гуманизации, гуманитаризации и демократизации школы, выбора собственной образовательной стратегии в соответствии с региональными и другими особенностями развития республики. Школа становится хранительницей национальной культуры, базой национального развития, гармонизации национальных отношений. Постепенно преодолеваются такие негативные явления, как усреднение и национальное нивелирование школы, отрыв ее от национальной почвы, национально-исторических традиций. Вместе с тем продолжается отставание в уровне образования коренного и сельского населения Чувашской Республики, имеется дисбаланс в уровне образования городских и сельских жителей. По данным переписи населения 1989 года в Чувашской Республике на тысячу жителей в возрасте 15 лет и старше приходилось всего 79 человек с высшим образованием (по Российской Федерации 113), в том числе среди сельского населения - 48.
Продолжается процесс размывания чувашского этноса, только 76,5% чувашей говорят на родном языке.
Уменьшается количество детей, посещающих дошкольные учреждения. В течение 1991-1993 г.г. сокращение 17 детских яслей и садов привело к значительному снижению обеспеченности местами в дошкольных учреждениях. В дошкольных учреждениях не созданы условия для полноценного психического развития ребенка, охраны его здоровья, отсутствует взаимосвязь образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Материально-техническая база, образовательный уровень кадров не соответствуют потребностям социально обновляемого общества. Нерешенной остается проблема обеспечения национальных дошкольных учреждений методической, художественной и детской литературой, музыкальными произведениями, учебно-наглядными пособиями на родном языке.
Анализ динамики изменения сети общеобразовательных школ свидетельствует, что она не учитывает новых реальных потребностей в образовательных услугах, недостаточно способствует развитию интеллектуальных данных учащихся, приобщению их к национальной культуре.
Обновление содержания образования, создание новых типов учебных заведений меньше всего затронули сельскую школу. В 575 сельских школах занимаются 44% учащихся республики. Ведомственный подход к школе на селе, финансирование сельской школы по остаточному принципу отрицательно сказались на количественном и качественном развитии сельской школы. Если в 1970 году доля начальных школ составляла 26,8%, основных - 42,2%, средних - 31%, то к 1993 году доля начальных школ сократилась до 13%, основных - до 31,2%, средних увеличилась до 54,7%. Количество учащихся в сельских школах ежегодно сокращается на 1,5-2 тыс. человек при стабильности общего числа учащихся по республике.
Каждый третий сельский населенный пункт не имеет школы, 80% деревень - детских дошкольных учреждений.
Отсутствует целенаправленная деятельность органов народного образования по сохранению и восстановлению начальных и малокомплектных школ, развитию их сети.
Не отвечает разносторонним интересам и потребностям подрастающего поколения существующая сеть учреждений дополнительного образования, слаба учебно-материальная база учреждений дополнительного образования. Многие кружки работают в неприспособленных для занятий помещениях, 4 здания находятся в аварийном состоянии, 20 - требуют капитального ремонта. Отсутствует целенаправленная подготовка педагогов дополнительного образования в средних и высших учебных заведениях республики.
В республике функционируют 20 школ-интернатов, в том числе 14 вспомогательных, 6 общего типа, 4 семейных детских дома. Растет количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников школ-интернатов и детских домов.
Если в 1990 году выявлено 380 детей, оставшихся без попечения родителей, то в 1993 году их стало 610. Школы-интернаты и детские дома остро нуждаются в квалифицированных психологах, опытных социальных педагогах и других специалистах.
В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы совершенствования профессионального образования.
Начальное профессиональное образование в республике осуществляется при отсутствии заказов (договоров) предприятий, организаций и направлено, в основном, на удовлетворение спроса молодежи на профессию.
Из-за отсутствия нормативного финансирования медленно совершенствуется учебно-материальная база для подготовки рабочих по новым перспективным профессиям и затягивается процесс создания новых типов учебных заведений.
В учебных планах по отдельным профессиям недостаточно отведено учебного времени для изучения новых курсов, как менеджмент, маркетинг и другие.
Из-за сокращения числа рабочих мест на предприятиях ожидается увеличение потребностей в переподготовке высвобождаемых работников, организация на базе существующих технических училищ центров по переподготовке рабочих кадров.
Среднее и высшее профессиональное образование в республике слабо нацелено на подготовку национальной элиты, не используется в полной мере научный потенциал высших учебных заведений, наблюдается отток перспективных высококвалифицированных научно-педагогических кадров в другие отрасли. Вузы и средние специальные учебные заведения не удовлетворяют потребности молодежи в получении профессионального образования.
В республике не созданы еще условия для непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с потребностями рыночной экономики.
Кризисное состояние экономики, спад производства, бюджетный дефицит обострили проблему финансирования и материально-технического обеспечения системы образования.
Анализ состояния финансирования образования в 1991-1994 г.г. показывает, что на содержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений, на обеспечение образовательных программ предусмотрено всего 45% из выделяемых бюджетных средств. Не отработан механизм льготного налогообложения средств, вкладываемых в сферу образования, не дали ощутимых положительных результатов усилия по привлечению внебюджетных средств и средств от хозяйственно-предпринимательской деятельности образовательных учреждений.
Вследствие этого процесс морального и физического старения зданий и оборудования системы образования принял болезненный характер. В республике 82 здания общеобразовательных школ признаны аварийными, 113 - ветхими и не отвечающими условиям для обучения детей. В 1993 году 15,4% учащихся занимались во вторую смену (для сравнения в 1992 г. - 14,5%).
В образовательных учреждениях республики работает свыше 21 тыс. педагогов. 91% учителей старших классов, 59% начальных классов имеют высшее образование. Из общей численности педагогических работников общеобразовательных школ 7% - учителя пенсионного возраста.
В условиях развивающейся во всем мире международной системы сотрудничества в области образования Чувашская Республика также должна выступить в качестве полноправного партнера. Министерство образования, науки и высшей школы Чувашской Республики и учреждения образования сотрудничают с различными регионами и республиками Российской Федерации, образовательными учреждениями зарубежных государств на договорных условиях. На основе двусторонних соглашений в республике открыты две чувашско-немецкие гимназии, чувашско-турецкий лицей-интернат, осуществляется обмен учащимися, студентами и преподавателями, начала функционировать программа "Обновление гуманитарного образования" Международного фонда "Культурная инициатива".
II. Цели, задачи, направления и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является дальнейшее развитие системы образования в Чувашской Республике, создание нормативно-правовых, организационных и содержательных основ для проведения в жизнь государственной политики в сфере образования.
Программа также предусматривает достижение следующих целей:
обеспечение динамичного развития образования республики, углубление и расширение процессов реформирования школы;
возрождение и дальнейшее развитие национальной школы;
обеспечение связи обучения и воспитания с жизнью, национальными и региональными традициями, развитие интересов, склонностей и способностей детей и молодежи;
внедрение в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, оригинальных учебных планов и программ;
организация взаимодействия министерств, других органов исполнительной власти и общественности республики по развитию образования;
преодоление межведомственной разобщенности, несогласованности действий;
обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности всех звеньев образовательной системы;
соответствие содержания образования современным достижениям науки, техники, культуры;
усиление фундаментальной и профессиональной подготовки специалистов;
приведение высшего, среднего специального, начального профессионального образования, системы переподготовки и непрерывного профессионального роста кадров в соответствие с потребностями и особенностями развития экономики.
В процессе достижения поставленных целей будут решаться следующие задачи:
создание нормативно-правовой и экономической базы для выполнения Законов Чувашской Республики и Российской Федерации "Об образовании";
сохранение и укрепление в республике единого образовательного пространства;
внедрение в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, передового опыта, результатов опытно-экспериментальных работ, оригинальных учебных планов и программ;
углубление государственно-общественного характера управления образованием;
совершенствование и развитие непрерывного образования;
обеспечение дальнейшего развития педагогического образования в Чувашской Республике;
переход на новые экономические механизмы ресурсного и финансового обеспечения образования;
обеспечение социальной защиты обучающихся и воспитанников, студентов и аспирантов, детей и подростков, нуждающихся в особой помощи и поддержке государства, работников образования.
Основными направлениями развития системы образования являются:
создание оптимальной сети образовательных учреждений, позволяющей получить разноуровневое образование, в том числе и элитарное;
создание нормативно-правовой и научно-методической базы для оптимального функционирования и развития системы образования;
создание программ развития образования в соответствии с национально-региональными, социально-экономическими, культурными, демографическими и другими особенностями;
обновление содержания образования на основе современного развития науки, производства, социальных отношений и удовлетворение образовательной потребности различных слоев населения;
всемерное развитие сельской, национальной школы, учебных комплексов и классов с углубленным изучением ряда учебных дисциплин;
создание условий для получения полного среднего общего образования на чувашском и русском языках, а в местах компактного проживания представителей других национальностей - на их родных языках;
обеспечение возможности выбора эффективных форм и методов обучения, использование параллельных и альтернативных учебных планов, программ и учебных пособий;
подготовка педагогических кадров для работы в разных типах образовательных учреждений;
реформирование экономики образования;
создание системы эффективного государственного контроля за исполнением действующего законодательства в сфере образования и выполнением государственных и республиканских образовательных стандартов.
Программа реализуется в 2 этапа.
На первом этапе (1994-1996 г.г.) ведущей задачей является обеспечение динамичного развития системы образования на принципах демократии, гуманизма, научности и преемственности.
На втором этапе (1997-2000 г.г.) - перевод образования в режим стабильного, активного развития.
III. Основные направления развития системы образования республики
1. Дошкольное образование
Основными направлениями развития дошкольного образования являются:
сохранение и развитие сети дошкольных учреждений;
обеспечение гарантированного государственного финансирования всех видов и типов образовательных услуг в дошкольных учреждениях, привлечение дополнительных источников их финансирования;
обновление и обеспечение вариативности содержания образования дошкольников, создание благоприятной среды для творческого развития личности ребенка в дошкольном учреждении;
разработка и внедрение республиканских образовательных стандартов для системы дошкольного образования;
организация национальных детских садов, воспитательной работы с детьми на родном языке;
создание новых типов дошкольных учреждений для детей с разным уровнем умственного и физического развития;
развитие диагностической и профилактической службы в учреждениях дошкольного образования;
содействие семье в воспитании детей дошкольного возраста;
совершенствование профессионального уровня педагогов дошкольных учреждений, подготовки их в педагогических вузах и педучилищах республики.
Ожидаемые результаты:
дошкольные учреждения удовлетворят образовательные потребности различных групп и слоев населения;
будут функционировать дошкольные учреждения различного уровня и направленности, в которых реализуются новые подходы к формированию развивающей среды для детей, расширится выбор вариативных образовательных программ;
начнет действовать единый государственно-общественный механизм лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений;
повысится гарантированный качественный уровень дошкольного образования;
будет введена региональная программа воспитания и обучения в детском саду, составлен пакет нормативно-правовых документов по ее реализации; изданы программы, учебно-методические и наглядные пособия по чувашскому языку, музыке, изобразительному искусству;
повысится профессиональная компетентность работников дошкольного образования, улучшится качество подготовки кадров для различных типов дошкольных учреждений республики.
2. Общее образование
Начальное образование
Как приоритетные выделяются следующие направления совершенствования начального образования:
формирование основ интеллектуального и духовно-нравственного развития младших школьников;
выработка культуры речи, умения и желания учиться;
разработка примерных программ начального общего образования, новых поколений учебных комплектов;
развитие сети самостоятельных начальных школ и сельской малокомплектной школы;
внедрение новых технологий развивающего обучения;
создание условий развития и охрана здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
расширяются возможности изучения родного и иностранных языков, культуры родного края;
произойдут качественные изменения в системе базовой и специальной подготовки учителей начальных классов, подготовке и переподготовке их к работе по новым курсам и технологиям обучения в начальной школе;
будет организовано необходимое количество классов (групп) компенсирующего обучения для детей с отклонениями в развитии в начальных классах общеобразовательных школ;
вводятся варианты учебных планов, разработанные на основе базового плана 3-летней и 4-летней школы, с интеграцией основных предметов в первых и вторых классах при 5-дневной учебной неделе, с изучением иностранного языка с первого и второго классов и т.д.
Общее среднее образование
Основные направления развития общего среднего образования:
гуманизация, гуманитаризация и дифференциация содержания образования для удовлетворения образовательных и культурных запросов граждан;
разработка и введение республиканских образовательных стандартов;
создание условий, обеспечивающих развитие различных форм получения образования;
разработка примерных программ полного общего образования с использованием новых информационных и педагогических технологий;
дальнейшее содействие общему образованию одаренных учащихся;
создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение, трудоустройство и социальную защиту обучающихся.
Ожидаемые результаты:
в республике обеспечивается единое образовательное пространство, качество знаний учащихся определится на уровне федеральных и республиканских стандартов образования, повысится качественный уровень и достоверность итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ;
завершится создание и ввод новых учебно-методических пособий по чувашскому языку, истории, культуре родного края для национальных школ и школ с многонациональным составом учащихся, дальнейшее развитие получит национальная школа;
произойдут качественные изменения в содержании образования; в практику работы учреждений войдет новое поколение учебно-методических пособий, технологических средств образования, возрастет информационно-диагностическое и прогностическое обеспечение образования, начнет функционировать телекоммуникационная система;
будет введена новая нормативно-правовая база функционирования общего образования, обеспечивающая деятельность государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений;
получит поддержку семейное образование;
укрепится материально-техническая база учреждений общего образования; реализуется программа вывода общеобразовательных школ из аварийного состояния; сократится количество учреждений, работающих в две - три смены; будет достигнут обязательный минимум оснащенности учебного процесса учебным оборудованием;
повысится степень социальной защищенности граждан, сочетающих образование с трудовой деятельностью.
Национальная школа
Основные направления развития национальной школы:
всемерное укрепление учебно-материальной, развитие научно-методической и нормативно-правовой базы национальной школы;
дальнейшее развитие системы подготовки педагогических кадров для национальных образовательных учреждений;
коренное обновление содержания образования, широкое использование этнопедагогических идей чувашского народа, обеспечение полноценного овладения учащимися базовой культурой, достижениями мировой, отечественной и национальной культуры;
подготовка детей к жизнедеятельности в условиях этнического многообразия, формирование у них чувства этнической принадлежности и национального самосознания, выработка уважительного отношения к другим народам и культурам;
удовлетворение образовательных потребностей на родном языке;
организация обучения на двуязычной основе - родном и русском;
преподавание всех предметов в начальных классах на родном языке, в V-VIII классах - на двуязычной основе;
достижение свободного владения выпускниками школ русским языком как средством международного общения;
удовлетворение образовательно-культурных запросов чувашского населения, проживающего за пределами республики.
Ожидаемые результаты:
будут созданы необходимые условия для нормального функционирования и развития национальной школы;
повысится качество обучения и воспитания молодежи в национальных школах;
будут подготовлены педагогические кадры, отвечающие запросам и интересам развития и совершенствования национальной школы;
создадутся соответствующие условия для приобщения чувашской диаспоры к национальному образованию и культуре.
Дополнительное (внешкольное) образование
Основные направления деятельности:
развитие сети дополнительного (внешкольного) образования в Чувашской Республике, удовлетворяющей разносторонние интересы и потребности школьников;
создание на бюджетной и внебюджетной основе микрорайонных инфраструктур, включающих школы I-II ступени, сеть учреждений, обеспечивающих дополнительное образование (музыкальное, художественное, техническое, эстетическое, спортивное), а также клубы, стадионы, площадки, кружки, частные и смешанные учреждения;
совершенствование содержания, организованных форм и методики внешкольного дополнительного образования;
разработку государственных образовательных стандартов по отдельным видам дополнительного образования, входящим в республиканский и школьный компоненты образования;
материально-техническое, финансовое и научно-методическое обеспечение работы внешкольных образовательных учреждений;
создание системы кадрового обеспечения функционирования и развития внешкольного образования через целевую подготовку специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышение квалификации и переподготовка руководящих и педагогических кадров дополнительного образования;
создание на базе республиканских учреждений дополнительного образования экспериментальных площадок и центров научно-методической и организационно-педагогической работы;
создание нормативной базы и механизмов контроля и управления деятельностью внешкольных учреждений образования;
улучшение взаимодействия министерств с другими органами исполнительной власти в организации и финансировании системы дополнительного образования.
Ожидаемые результаты:
будут созданы условия для развития склонностей, способностей и одаренности детей;
будет обеспечена подготовка педагогических кадров для осуществления разноуровневого дополнительного образования в республике;
реализуются федеральный и республиканский стандарты дополнительного образования;
будет развиваться сеть учреждений дополнительного образования различных типов и видов.
3. Профессиональное образование
Начальное профессиональное образование
Основные направления развития начального профессионального образования:
усиление ориентации на удовлетворение образовательных потребностей Чувашской Республики;
качественное обновление содержания профессиональной подготовки;
обеспечение перехода на вариативность профессионального образования;
совершенствование системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих;
адаптация системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки к работе в условиях рыночных отношений;
развитие кадрового потенциала начального профессионального образования, обеспечение целевой подготовки инженерно-педагогических работников и повышение качества их труда;
научно-методическое обеспечение развития начального профессионального образования и профессиональной подготовки;
укрепление правовых основ функционирования и развития начального профессионального образования и профессиональной подготовки;
сохранение и развитие сети учреждений начального профессионального образования;
осуществление новых подходов к управлению системой начального профессионального образования и профессиональной подготовки;
международное сотрудничество в области начального профессионального образования.
Ожидаемые результаты:
будут внедрены государственные образовательные стандарты, базисные учебные планы, программы;
разработаны эффективные приемы контроля за качеством образования;
расширится перечень образовательных услуг, предоставляемых учреждениями начального профессионального образования, развивается их сеть;
будут созданы районные, межрайонные учебно-консультативные пункты для будущих фермеров; расширится перечень образовательных услуг, предоставляемых учреждениями начального профессионального образования и профессиональной подготовки по обучению и переподготовке незанятого населения и высвобождаемых работников;
подготовлены высококвалифицированные инженерно-педагогические работники для начального профессионального образования.
Среднее профессиональное образование
Основные направления развития:
удовлетворение потребностей личности в получении среднего профессионального образования;
совершенствование и развитие сети средних специальных учебных заведений;
качественное обновление содержания образования;
осуществление перехода к разноуровневым и вариативным учебным планам и программам;
интеграция с высшим профессиональным образованием;
научно-методическое обеспечение развития среднего профессионального образования;
укрепление правовых основ функционирования и развития среднего профессионального образования;
формирование финансово-экономических рычагов укрепления и развития материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
международное сотрудничество в области среднего профессионального образования.
Ожидаемые результаты:
реализуются государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и образовательные программы;
будет внедрена новая система контроля за качеством среднего профессионального образования;
будут проведены эксперименты по созданию образовательных учреждений среднего профессионального образования повышенного уровня;
расширится перечень образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями среднего профессионального образования;
создадутся предпосылки для инновационных процессов в системе среднего профессионального образования, для ее интеграции с высшим профессиональным образованием.
Высшее профессиональное образование
Основными направлениями реформирования высшей школы являются:
создание гибкой системы высшего образования, обеспечивающей эффективность функционирования и дальнейшее развитие высших учебных заведений в республике;
введение государственных образовательных стандартов;
обновление содержания, форм и методов обучения на основе многообразия учебных планов, программ и введение современных педагогических технологий;
совершенствование содержания обществоведческих и гуманитарных дисциплин;
интеграция и индивидуализация обучения;
подготовка высококвалифицированных специалистов, пользующихся спросом народного хозяйства республики;
повышение объемов и результативности научно-исследовательской деятельности на основе формирования научных школ по приоритетным направлениям развития науки и техники;
развитие системы платных образовательных, консультационных и иных услуг;
формирование многоуровневой и многоканальной системы финансирования высшего и послевузовского профессионального образования;
Ожидаемые результаты:
сохранится и получит дальнейшее развитие потенциал высшего профессионального образования в республике;
улучшится материально-техническое, научно-методическое обеспечение вузовского учебного процесса;
осуществится переход на единую компьютерную систему управления образовательными учреждениями;
повысится уровень образования и качество подготовки специалистов высшей школы;
будут созданы условия для реализации механизма саморегулирования и саморазвития высшей школы;
будут созданы условия, обеспечивающие гражданам республики возможность получения высшего и послевузовского профессионального образования;
начнет полноценно функционировать многоуровневая система высшего образования;
активизируется научно-педагогическая деятельность в высших учебных заведениях.
IV. Целевые проекты (программы) по приоритетным направлениям развития образования
Программа развития образования Чувашской Республики предусматривает разработку и внедрение следующих целевых проектов (программ):
1. "Одаренные дети Чувашии"
Предусматривается организация республиканского конкурса на лучший вариант программы "Одаренные дети Чувашии", разработка индивидуальных интегрированных учебных программ повышенной сложности для детей с опережающим развитием, создание республиканского банка данных об одаренных детях.
Результаты реализации программы:
создание необходимых условий для индивидуализации обучения и подготовки национальной элиты;
разработка системы выявления и отбора одаренных детей;
разработка развивающих программ и моделей образовательного процесса.
Сроки разработки - 1994-1996 гг.
2. "Национальная школа"
Программа направлена на научно-методическое обеспечение развития национальной системы образования, создание условий для обучения учащихся на родном языке, овладение национальными, этническими, культурными и духовными ценностями народа.
Результаты реализации программы:
создание условий для эффективного функционирования национальной школы;
овладение учащимися этнокультурными и национально-духовными ценностями, формирование у них национального самосознания.
Сроки разработки - 1994-1996 гг.
3. "Подготовка кадров для системы образования"
Программа направлена на научно-методическое обеспечение реформирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, инженерно-педагогических, научно-педагогических и руководящих работников системы образования.
Результаты реализации программы:
создание многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;
повышение качества подготовки педагогических кадров.
Сроки разработки - 1994-1996 гг.
4. "Дети риска"
В основе программы - организационное и научно-методическое обеспечение реабилитационной педагогики.
Результаты реализации программы:
создание сети образовательных реабилитационных учреждений нового типа, обеспечивающих комплекс условий для обучения, воспитания и развития дезадаптивных детей и подростков.
Сроки разработки - 1994-1996 гг.
5. "Информатизация образования"
Программой предусматривается разработка и широкое внедрение информационных технологий в сферу образования.
Результаты реализации программы:
повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;
создание условия для индивидуализации обучения;
функционирование сети автоматизированной системы информационного обеспечения органов управления и учреждений образования.
Сроки разработки - 1995-1996 гг.
6. "Воспитание подрастающего поколения"
Программа направлена на разработку современной системы воспитания в республике и научно-методическое обеспечение ее функционирования.
Она предусматривает:
возрождение на новом качественном уровне детских, подростковых и юношеских ученических движений, организаций;
широкое использование этнопедагогики, народных традиций в нравственном, трудовом воспитании;
обращение к опыту разностороннего воспитания в Симбирской чувашской школе И.Я.Яковлева;
обобщение и использование богатого опыта подготовки в республике выдающихся спортсменов мирового класса.
Результаты реализации программы:
будет создана целостная система воспитания, отвечающая интересам и потребностям общества;
деятельность образовательных учреждений различных типов будет нацелена на приобщение молодежи к богатствам мировой и национально-региональной культуры.
Сроки разработки - 1994-1996 гг.
7. "Воспитание и обучение в детском саду"
Программа предусматривает:
обновление содержания воспитания и обучения воспитанников детских дошкольных учреждений, разработку и внедрение новых форм и методов, основанных на достижениях педагогической науки, опыте лучших воспитателей;
раскрытие склонностей и способностей, развитие творческих возможностей ребенка;
организацию национальных детских садов, воспитательной работы с детьми на родном языке;
формирование новых взаимоотношений между детским садом и семьей, детским садом и школой;
открытие новых типов дошкольных учреждений.
Результаты реализации программы:
обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях;
создание национальных дошкольных учреждений.
Сроки разработки - 1994-1996 гг.
8. "Дополнительное (внешкольное) образование"
Программой предусматривается организация научно-методического обеспечения развития дополнительного (внешкольного) образования, удовлетворение разносторонних потребностей школьников, развитие их способностей.
Результаты реализации программы:
создание условий и механизмов для функционирования и развития дополнительного (внешкольного) образования;
методическое обеспечение работы учреждений дополнительного (внешкольного) образования.
Сроки разработки - 1994-1996 гг.
V. Ресурсное и финансовое обеспечение образования
Научное обеспечение
Основными направлениями развития научного обеспечения образования являются:
научное и научно-методическое обеспечение потребности образовательной практики;
сохранение и развитие научного потенциала системы образования;
переход на новые формы организации научных исследований и научно-методических разработок в образовательных учреждениях;
интеграция ученых - исследователей сферы образования в российское и международное научное сообщество.
Ожидаемые результаты:
широкое внедрение результатов научных и научно-методических исследований в практику образовательных учреждений;
повышение эффективности использования бюджетных средств за счет определения приоритетных направлений развития педагогической науки, исключения дублирования и мелкотемья, координация научных исследований в области образования;
внедрение в практику научных основ подготовки, переподготовки и повышения квалификации, отбора и расстановки работников образования;
обеспечение финансовой поддержки международных проектов, участие в международных программах, создание информационного банка программ и проектов в области образования.
Кадровое обеспечение и социальная защита работников системы образования
Основными направлениями деятельности являются:
обеспечение учреждений образования квалифицированными педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным мастерством, общей и педагогической культурой, новым экономическим мышлением, навыками управленческой и организаторской деятельности;
формирование творческой личности учителя;
разработка программы занятости педагогических кадров с целью предотвращения структурной безработицы и дестабилизации педагогических коллективов;
введение дополнительных специальностей, договорных (контрактных) форм подготовки специалистов для национальных школ, сельской местности и отдаленных районов;
организация интенсивной подготовки и переподготовки руководителей различных уровней;
создание системы совершенствования уровня профессионального мастерства педагогических и руководящих работников;
аттестация педагогических и руководящих работников;
обеспечении# социальной защиты педагогических и руководящих работников, создание и реализация системы мер, обеспечивающих на государственном уровне права и социальные гарантии для работников образования;
переориентация на подготовку педагогов, готовых работать в режиме развивающего обучения;
обеспечение стабильности контингента педагогических кадров системы образования;
совершенствование системы трудовых отношений в учреждениях образования;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, инженерно-педагогических, научно-педагогических кадров и руководящих работников образования.
Ожидаемые результаты:
существенное сокращение структурной безработицы среди педагогических кадров за счет изменения форм, содержания педагогического образования и системы переподготовки кадров;
создание основ сбалансированной кадровой политики, в том числе формирование нормативно-правовой и научно-методической базы, создание механизмов, способствующих оперативной перестройке деятельности государственных учебных заведений в системе педагогического образования в соответствии с изменяющимися потребностями в педагогических кадрах;
предотвращение массового оттока педагогических и управленческих кадров из системы образования; обеспечение своевременного обновления и пополнения кадрового потенциала; разработка, апробация и внедрение системы стимулов, направленных на непрерывное повышение квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников учреждений образования;
высокий уровень профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров образования;
введение контрактной формы найма педагогических и управленческих кадров; усовершенствование форм оплаты педагогического и управленческого труда;
стабилизация кадрового потенциала учреждений педагогического образования;
обеспечение максимальной результативности педагогического труда, развитие творческого потенциала педагога.
Основными направлениями деятельности в области социальной защиты и поддержки работников системы образования являются:
формирование режима наибольшего благоприятствования по отношению к системе образования, создание позитивного общественного мнения о педагогическом труде, условий для повышения социального статуса работника образования;
нормативно-правовая защита условий труда работников образования;
установление льгот, видов и норм материального обеспечения педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты:
повышение престижа педагогической профессии; востребованность педагогического труда в обществе;
обеспечение максимальной результативности педагогического труда, развитие творческого потенциала педагогических работников;
развитие системы адресной социальной помощи и поддержки педагогических кадров.
Материально-техническое обеспечение
Основными направлениями деятельности в области материально-технического обеспечения системы образования являются:
создание условий для развития материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
комплектование образовательных учреждений средствами обучения и инвентарем, учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, печатной продукцией;
обеспечение строительства и ремонта зданий и сооружений образовательных учреждений;
вывод школ из аварийных зданий.
Исходя из этих задач необходимо:
разработать и реализовать комплекс мер по развитию средств обучения;
образовать целевые фонды для обеспечения образовательных учреждений мебелью, технологическим оборудованием, техническими и другими средствами обучения;
осуществить меры по укреплению и дальнейшему развитию материально-технической базы учреждений системы образования.
Финансовое обеспечение
Основными направлениями финансового обеспечения развития системы образования являются:
осуществление перехода на нормативное финансирование системы образования;
мобилизация внутренних финансово-экономических ресурсов образовательной системы республики путем широкого использования нового экономического механизма, создания рынка образовательных услуг;
централизация бюджетных средств при Министерстве образования, науки и высшей школы Чувашской Республики для реализации целевых программ развития образования.
Ожидаемые результаты:
осуществится нормативное финансирование системы образования;
начнет функционировать механизм привлечения дополнительных источников финансирования образования, увеличения доли финансирования за счет местных бюджетов и внебюджетных средств;
создадутся условия для нормального функционирования и опережающего развития системы образования;
увеличится степень самостоятельности финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений.
VI. Социальная защита обучающихся и воспитанников, студентов и аспирантов. Образование детей и подростков, нуждающихся в особой помощи и поддержке государства
В целях социальной защиты обучающихся и воспитанников, образования детей и подростков в условиях формирования рыночной экономики на уровне допрофессионального (общего) образования выделяются следующие направления:
разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих создание механизма социальной защиты детей и подростков, квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников учреждений для детей-сирот и детей с отклонениями в развитии и поведении;
разработка и осуществление целевых программ по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации;
расширение и дальнейшая дифференциация специальных (коррекционных) и специальных учебно-воспитательных учреждений, а также коррекционных классов и классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях, создание сети психолого-медико-педагогических консультаций, обеспечивающих своевременное выявление детей с отклонениями в развитии и поведении;
обновление содержания образования в специальных (коррекционных) образовательных и специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и поведении;
создание необходимой научно-методической и кадровой базы коррекционной педагогики.
Ожидаемые результаты:
реализация принципов и положений Конвенции ООН о правах ребенка;
повышение ответственности педагогических работников образовательных учреждений, родителей и лиц, их заменяющих, за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья детей;
удовлетворение потребностей населения в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;
развитие и формирование личности ребенка, его социальной адаптации;
увеличение льгот для различных категорий детей, нуждающихся в помощи государства;
снижение детской преступности;
создание и внедрение новых педагогических технологий, психолого-терапевтических методик;
осуществление подготовки специалистов коррекционной педагогики;
качественное обновление содержания образования детей с отклонениями в развитии;
получение студентами и аспирантами безвозвратной финансовой помощи (стипендии), а для желающих - льготных образовательных кредитов на нужды обучения и обеспечения быта и отдыха;
введение именных стипендий различного уровня для студентов и аспирантов, показавших выдающиеся успехи в учебной и научной деятельности;
установление льготного проезда на городском и междугороднем транспорте.
Основные направления поддержки обучающихся в системе профессионального образования:
оказание прямой финансовой помощи государства обучающимся в виде стипендий и кредитов;
поддержание системы льгот на пользование услугами социально-культурного назначения, транспорта, на приобретение товаров учебного назначения;
стимулирование работодателей на создание рабочих мест для учащихся и студентов;
стимулирование развития самоуправления студенчества и учащихся в решении задач по обеспечению условий для учебы, быта и отдыха.
Ожидаемые результаты:
бесплатное на конкурсной основе получение первого профессионального образования гражданами Российской Федерации на территории Чувашской Республики, независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, убеждения, социального, имущественного и должностного положения, в рамках установленных образовательных стандартов;
непосредственное участие студентов в формировании образовательных программ, индивидуализации обучения;
обеспечение студентов и учащихся государственных и муниципальных учебных заведений местами в общежитиях, социально-культурными и другими услугами с их дифференцированной оплатой;
установление повышенных стипендий для поощрения студентов за успехи в обучении;
социальная поддержка обучающихся, организация их льготного питания, оплата проезда к месту постоянного проживания и других социально-культурных нужд;
предоставление права образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального образования самостоятельно определять формы и объемы социальной поддержки студентов, а также устанавливать размеры платы за проживание в общежитиях, коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с учебным процессом.
VII. Система мероприятий по реализации Программы развития образования Чувашской Республики
Общие направления развития образования
NN пп |
Направления деятельности |
Мероприятия | Сроки | Исполнители |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Обеспечение Программы раз- вития образова- ния Обеспечение единства обра- зовательного пространства Обновление и развитие нацио- нальной школы Обеспечение демократическо- го, государс- твенно-общест- венного харак- тера управления образованием Обеспечение системы госу- дарственного контроля за ис- полнением зако- нодательства об образовании и выполнением го- сударственных образовательных стандартов Реформирование экономики образования Международное сотрудничество в области образования |
Создание республиканc- кого фонда стабилиза- ции и развития образо- вания Внедрение эффективной телекоммуникативной сети работы подразде- лений и органов управ- ления образованием по реализации программы Введение в действие республиканских норма- тивов финансирования образовательных учреж- дений Создание единого ин- формационного прост- ранства образования Разработка и внедрение муниципальных программ развития образования на основе республикан- ской программы Разработка с учетом этнокультурной основы нового поколения учебников и научно- методического обеспе- чения всех видов национальных образова- тельных учреждений Разработка и внедрение научно-педагогических основ единой поэтапной программы обучения чувашскому языку в детских дош- кольных учреждениях, общеобразовательных школах, учебных за- ведениях начального, среднего и высшего профессионального образования Разработка и внедрение вариативных учебных планов национальных школ на основе федерального, респуб- ликанского, школьного компонентов с введени- ем чувашского языка как предмета изучения Составление и внед- рение программ, ме- тодических рекомен- даций, аудиовизуальных средств по чувашскому языку и предметам культурно-историческо- го цикла для обучения чувашской речи взрослых Обеспечение издания приоритетного финан- сирования научной, учебно-методической, художественной лите- ратуры на чувашском языке для всех типов учебных заведений Подготовка и издание справочников, слова- рей, географических карт, путеводителей на государственных языках республики Разработка методи- ческих основ, подго- товка и внедрение программ по компьюте- ризации преподавания чувашского языка, культуры и истории Организация научных и научно-практических конференций по актуальным проблемам чувашского языка и методике его препода- вания Организация курсов для изучения чувашского языка Создание новых меха- низмов взаимодействия органов управления образованием республи- канского и муниципаль- ных уровней Введение в действие гибких механизмов управления образова- нием - аттестации работников, лицензи- рования, аттестации и аккредитации уч- реждений, организаций образования Повышение роли вы- борных и представи- тельных органов, об- щественных организаций в управлении образова- тельным процессом (попечительские советы и др.) Создание информацион- но-диагностической службы и обеспечение ее деятельности Разработка технологии по эффективному контролю за реализаци- ей государственных образовательных стан- дартов Обеспечение норматив- ного финансирования образовательных учреж- дений республики с учетом многоуровневого подхода к формированию ресурсного обеспечения (федеральный, респуб- ликанский, муниципаль- ный) Осуществление финан- сирования учреждений образования через внебюджетные источники Создание системы на- логовых льгот для инвесторов и спонсоров образовательных учреж- дений, образовательных программ Реализация межправи- тельственных и меж- ведомственных дого- воров и соглашений в области образования Осуществление между- народных обменов обучающимися и спе- циалистами системы образования Создание совместных образовательных уч- реждений Разработка и реали- зация международных программ и проектов по приоритетным нап- равлениям развития системы образования Участие детей и мо- лодежи в международных ассоциациях, олимпиа- дах и др. Подготовка иностранных специалистов в образо- вательных учреждениях республики Подготовка специалис- тов высшей квалифика- ции в образовательных учреждениях за рубежом |
1994 1994- 1996 1994- 1996 1994- 1997 1994- 1995 1994- 2000 1994- 2000 1994- 1997 1994- 1996 1994- 2000 1994- 2000 1994- 1997 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 1996 1994 1995- 2000 1994- 2000 1994- 1995 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 |
Минобразования ЧР, Минфин ЧР, Минэкономики ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР Минобразования ЧР Минобразования ЧР, Минфин ЧР, Минэкономики ЧР, отделы образования городских и район- ных администраций Минобразования ЧР, городские и район- ные администрации Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгосуниверси- тет, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгосуниверси- тет, Чувашгоспединститут Минобразование# ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгосуниверси- тет, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгосуниверси- тет, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР, Чувашская нацио- нальная академия, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгосуниверси- тет, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР, Мининформпечати ЧР, Чувашкнигоиздат, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгосуниверси- тет, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгосуниверси- тет, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, отделы образования городских и район- ных администраций Минобразования ЧР, городские и район- ные администрации Минобразования ЧР, городские и район- ные администрации Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Минфин ЧР, Минэкономики ЧР Минобразования ЧР, районные и городс- кие администрации Минобразования ЧР, Минэкономики ЧР, Минфин ЧР Минобразования ЧР Минобразования ЧР Минобразования ЧР Минобразования ЧР Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгосуниверси- тет, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгосуниверси- тет, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР |
"Одаренные дети Чувашии" | ||||
8. | Создание усло- вий для выявле- ния и реализа- ции интеллек- туального по- тенциала детей, юношества и мо- лодежи с опере- жающим развити- ем |
Организация респуб- ликанского конкурса на лучший учебно-ме- тодический комплекс "Одаренные дети" Содействие продвину- тому образованию одаренных детей, юношества, молодежи и расширению сети элитарных учебных заведений, специали- зированных классов и групп Разработка индивиду- альных интегрированных образовательных прог- рамм повышенной сложности для детей с опережающим развитием Создание республи- канского банка данных об одаренных детях Содействие обучению одаренных детей в ведущих высших учебных заведениях (в т.ч. зарубежных) Организация конкурсов, смотров, олимпиад, соревнований для выявления детей с опережающим развитием Разработка и внедрение системы моральных и материальных поощрений за высокие результаты в учебе |
1994- 1995 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 |
Минобразования ЧР Минобразования ЧР, отделы образования городских и район- ных администраций Минобразования ЧР Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР, отделы образования городских и район- ных администраций Минобразования ЧР, отделы образования городских и район- ных администраций Минобразования ЧР, отделы образования городских и район- ных администраций, Минкультуры ЧР, Минспорта ЧР Минобразования ЧР, Минфин ЧР |
Профессиональное образование | ||||
9. | Преобразование системы профес- сионального об- разования |
Расширение сети новых типов учреждений профессионального об- разования, их аттеста- ция и аккредитация Введение системы многоуровневого про- фессионального обра- зования Пересмотр системы подготовки, переподго- товки и повышения квалификации инженер- но-педагогических кад- ров Создание сети экспери- ментальных площадок системы профессиональ- ного образования Расширение форм про- фессионального обра- зования (очное, вечер- нее, заочное, комбинированное, экстернатное) Разработка националь- но-региональных стандартов професси- онального образования Обновление республи- канского перечня специальностей про- фессионального обра- зования с учетом си- туации на рынке труда Создание системы контроля за соблюде- нием требований го- сударственного обра- зовательного стандарта Разработка националь- но-региональных компонентов образо- вательных программ по истории, географии, биологии, культуре родного края, нацио- нальным промыслам Организация разработки учебно-программной документации для подготовки специалис- тов по народным промыслам Содействие разработке новых педагогических технологий профессио- нального образования Создание информацион- ного банка инновацион- ных педагогических технологий Компьютеризация учеб- ного процесса в учреждениях профес- сионального образо- вания Проведение аттестации и государственной аккредитации учрежде- ний профессионального образования Разработка телеком- муникативной системы прогнозирования и регулирования подго- товки и переподго- товки специалистов начального, среднего и высшего звена |
1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 1997 1994- 1997 1994- 1997 1994- 1996 1994- 1996 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 1997 1994- 2000 |
Минобразования ЧР, городские и район- ные администрации Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгосуниверси- тет, Чувашгоспединсти- тут, Чувашсельхозинсти- тут Минобразования ЧР, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР, Чувашгоспединсти- тут, Чувашгосуниверси- тет, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашсельхозинсти- тут Минобразования ЧР, Чувашгоспединсти- тут, Чувашгосуниверси- тет, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашсельхозинсти- тут Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Минтрудзанятости ЧР Минобразования ЧР Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, профессиональные учебные заведения ЧР Минобразования ЧР совместно с Минобразования РФ, Госкомвузом РФ Минобразования ЧР, Минтрудзанятости ЧР |
Дополнительное (внешкольное) образование | ||||
10. | Развитие дополнительного (внешкольного) образования |
Приведение правовой нормативной базы до- полнительного обра- зования в соответствие с Законом Чувашской Республики "Об образовании" Разработка и введение национально-региональ- ных компонентов до- полнительного образо- вания Разработка нормативно- правовой и методичес- кой документации по аттестации учреждений дополнительного обра- зования Создание республи- канской комиссии по аттестации и аккре- дитации учреждений дополнительного об- разования Подготовка специа- листов аттестационных и аккредитационных комиссий к работе с учреждениями дополни- тельного образования Проведение экспертизы дополнительных обра- зовательных программ и учебно-методической литературы Организация в про- фессиональных учебных заведениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов дополнитель- ного образования Разработка индивиду- альных и дифференци- рованных программ дополнительного об- разования (с учетом уровня развития и потребности детей) Разработка программы развития дополнитель- ного образования детей с учетом национально- региональных особен- ностей населения (сельского, городско- го) Разработка учебно- методических комплек- тов для организации национальных видов деятельности в учреждениях дополни- тельного образования Разработка нормативной документации по комплексному методи- ческому и материально- техническому обеспече- нию учреждений допол- нительного образования детей Организация конкурса на лучшие учебно-ме- тодические комплекты по научно-техническому творчеству, физическо- му воспитанию, краеведению, экономи- ческому, экологическо- му и эстетическому воспитанию детей Создание центров со- циально-психологичес- кой помощи детям и подросткам Введение экзаменацион- но-зачетной системы контроля по предмету "Физическая культура" Введение в воспита- тельно-оздоровительную деятельность дошколь- ных учреждений элементов физической культуры и здорового образа жизни, а также должности методиста по физкультуре Разработка учебно- методического комплек- са по подготовке учителей физвоспитания для обучения физически ослабленных детей в специальных меди- цинских группах |
1994- 1995 1994- 1995 1994- 1995 1994- 1995 1996 1994- 1995 1994- 1995 1995- 1996 1994- 1995 1994- 2000 1994- 1995 1994- 2000 1994- 1995 1994 1994 1994 |
Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Минспорта ЧР Минобразования ЧР Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Минспорта ЧР Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Минспорта ЧР Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Минспорта ЧР Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Минспорта ЧР Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Минспорта ЧР Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Минспорта ЧР Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Минспорта ЧР Минобразования ЧР, Минкультуры ЧР, Минспорта ЧР, Минэкономики ЧР, Минприроды ЧР Минобразования ЧР, отделы образования районных и городс- ких администраций Минобразования ЧР Минобразования ЧР, отделы образования районных и городс- ких администраций Минобразования ЧР, Минздрав ЧР |
Общее образование | ||||
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. |
Разработка и введение в действие рес- публиканских образовательных стандартов на- чального, ос- новного и сред- него (полного) общего образо- вания Разработка и внедрение системы оценки качества обра- зования и уров- ня обучения Обеспечение деятельности учреждений об- щего образова- ния Разработка и введение в действие при- мерных респуб- ликанских прог- рамм и учебни- ков для общеоб- разовательных учреждений Общее образова- ние детей с отклонениями в развитии Профессиональ- ная ориентация учащихся Развитие сис- темы вечерних (сменных) школ |
Организация и прове- дение конкурса на разработку республи- канских образова- тельных стандартов Введение республи- канских образова- тельных стандартов Подготовка научно- методических рекомен- даций по внедрению республиканских обра- зовательных стандартов Разработка положения и создание системы информационно-диагнос- тических центров Разработка положения о республиканском образовательном учеб- ном заведении Разработка и утверж- дение нормативно- правовых документов для республиканских негосударственных образовательных уч- реждений и новых типов учебных заведений Разработка республи- канской программы развития образова- тельных учреждений нового типа Разработка и введение республиканского ба- зисного учебного плана и на его основе вариативных типовых учебных планов национальных школ Обеспечение обновления действующих учебных программ республиканс- кой компетенции Подготовка и издание учебников, входящих в республиканскую компетенцию для об- щеобразовательных учреждений различных видов и типов Подготовка новых программ для основной и средней школы; в том числе профильных и разноуровневых по предметам республикан- ской компетенции Разработка и внедрение программ, учебников и учебно-методических пособий по чувашскому языку, этнографии и др. для профессиональ- ных учебных заведений Разработка, апробация и введение новых педагогических тех- нологий, обеспечива- ющих реализацию рес- публиканских общеоб- разовательных программ нового поколения Разработка научно- методических рекомен- даций по новым курсам и технологиям обучения в национальной школе Организация курсовой подготовки и научно- методической помощи учителям и руководи- телям новых типов учебных заведений национальной школы Разработка и введение учебно-методического комплекса по курсу "Основы рыночной экономики" в образова- тельных учреждениях Подготовка и повышение квалификации препода- вателей курса "Основы рыночной экономики" Открытие классов (групп) компенсирующе- го обучения детей, имеющих отклонения в развитии, в общеоб- разовательных школах в необходимом коли- честве Разработка, апробация и введение новых педагогических тех- нологий, обеспечива- ющих возможность обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в раз- витии в массовых классах общеобразова- тельной школы Разработка республи- канских стандартов общего образования и примерных учебных программ коррекцион- ного характера, адаптированных для детей с отклонениями в развитии. Подго- товка и переподго- товка педагогов для работы в коррекционных классах и классах компенсирующего обуче- ния общеобразователь- ных учреждений Разработка республи- канской программы профессиональной под- готовки, трудоустрой- ства и социальной защиты учащейся молодежи Создание новых видов учреждений образова- ния, совмещающих реа- лизацию общеобразо- вательных программ с профессиональной под- готовкой (фермерские, экономические, эколо- гические, политехни- ческие, педагогические и др. школы) Проведение экспертизы и аттестации вечерних (сменных) школ в соответствии с Законом "Об образовании" Создание условий, обеспечивающих раз- витие различных форм получения образования Разработка учебно- методического комплек- са по организации учебно-воспитательного процесса в реабилита- ционном режиме для детей и подростков группы социального риска Организация конкурса на лучшие учебно-ме- тодические комплексы для вечерней (сменной) школы |
1994- 1996 1995- 1998 1994- 1997 1995- 1996 1995 1995- 1996 1995- 1996 1994- 1997 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 1996 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 1996 1994- 2000 1994- 1996 1994- 2000 1994- 1995 1994- 1995 1994- 2000 1994- 1996 1994- 1996 1994- 1996 1994- 2000 |
Минобразования ЧР Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, отделы образования районных и городс- ких администраций Минобразования ЧР, Минюст ЧР Минобразования ЧР, Минюст ЧР, Минфин ЧР Минобразования ЧР, районные и городс- кие администрации Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, отделы образования городских и район- ных администраций Минобразования ЧР, Мининформпечати ЧР Минобразования ЧР Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, профессиональные учебные заведения ЧР Минобразования ЧР Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, Чувашгоспединститут Минобразования ЧР, отделы образования городских и район- ных администраций Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, Минсоцполитики ЧР, Минтрудзанятости ЧР Минобразования ЧР, Минсоцполитик# ЧР, Минтрудзанятости ЧР Минобразования ЧР, городские и район- ные администрации Минобразования ЧР Минобразования ЧР, городские и район- ные администрации Минобразования ЧР, Минздрав ЧР, Минсоцполитики ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР |
Дошкольное воспитание | ||||
18. 19. 20. 21. 22. |
Обеспечение функционирова- ния и развития сети дошкольных учреждений Экономическое обеспечение дошкольного об- разования Республиканс- кие образова- тельные стан- дарты в системе дошкольного об- разования Создание и обеспечение системы лицен- зирования, ат- тестации и акк- редитации дош- кольных учреж- дений, работни- ков этой сферы Развитие орга- низационных форм дошкольно- го образования |
Выявление потребностей населения в образова- тельных услугах для детей дошкольного возраста Разработка региональ- ной программы воспита- ния и обучения в детс- ком саду и организация ее апробации в базовых детских дошкольных уч- реждениях Разработка и введение в действие пакета нормативно-правовых документов по реализации республи- канской программы "Обучение и воспитание в детском саду" Составление программы по чувашскому языку для разных возрастных групп детей дошкольных учереждений#, подго- товка и издание учеб- ных, учебно-методичес- ких и наглядных посо- бий по чувашскому язы- ку, музыке, изобрази- тельному искусству Разработка и внедрение в практику оптимальных моделей финансирования из различных источни- ков и материально-тех- нического обеспечения дошкольных учреждений Разработка, апробация и введение в действие республиканского ком- понента государствен- ных стандартов дошкольного образова- ния Разработка и введение в действие регламен- тирующих документов о порядке лицензирова- ния, аттестации и аккредитации дошколь- ных учреждений Проведение поэтапного лицензирования, аттес- тации и аккредитации дошкольных учреждений Разработка моделей и нормативно-правовой основы дошкольных учреждений новых типов (семейные, частные, кооперативные, специ- альные и др.) Программно-методичес- кое обеспечение подготовки консуль- тантов - психологов, руководителей муни- ципальных методических служб помощи семьям в воспитании детей. Расширение рынка образовательных услуг семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста |
1994- 2000 1994- 1995 1995- 1996 1994- 1996 1995- 2000 1995- 1997 1994- 1997 1995- 1998 1995- 1997 1995- 2000 |
Минобразования ЧР, городские и район- ные администрации Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Минфин ЧР, Минэкономики ЧР Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР Минобразования ЧР Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования, гродские# и район- ные администрации |
Сельская школа | ||||
23. 24. |
Развитие сель- ской школы Материально- финансовое и кадровое обес- печение |
Разработка дифферен- цированных учебных планов, интегриро- ванных учебных пред- метов и курсов, при- общающих сельских школьников к духовно- нравственным ценностям своего народа Создание сети учебно- воспитательных комп- лексов, школ повышен- ного уровня с целью разносторонней подго- товки сельских учащих- ся Развитие договорных связей "сельская школа - вуз","сельская школа - фермерское хозяйство" и т.д. Создание социальных и образовательных прог- рамм и учебно- методических комплек- сов для малокомплект- ных сельских школ Обеспечение сельских общеобразовательных школ земельными уго- диями, сельскохо- зяйственной техникой, учебно-производствен- ными и жилищно-быто- выми помещениями Разработка механизма реализации вывода сельских школ из аварийных зданий Удешевление питания и постепенный переход на бесплатное питание сельских школьников Сохранение сети и открытие новых са- мостоятельных началь- ных школ в отдаленных населенных пунктах республики Установление квоты приема в средние и высшие педагогические учебные заведения республики выпускников сельских школ в соот- ветствии с имеющейся потребностью в учи- тельских кадрах |
1994- 1998 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 1994- 1996 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 |
Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, отделы образования администраций сельских районов Минобразования ЧР, Чувашский республи- канский институт образования Минобразования ЧР, Минсельхозпрод ЧР, Госкомзем ЧР, администрация сельских районов ЧР Минобразования ЧР, Минсельхозпрод ЧР, Минфин ЧР, Минэкономики ЧР, администрация сельских районов Минобразования ЧР, отделы образования администраций сельских районов Минобразования ЧР, отделы образования администраций сельских районов Минобразования ЧР, отделы образования администраций сельских районов |
Социальная защита обучаемых, воспитуемых и кадров образования | ||||
25. 26. 27. |
Экономическое обеспечение социальной за- щиты сферы об- разования Социально-пра- вовая защита сферы образова- ния Социальная за- щита кадров образования |
Развитие сети специ- альных образовательных учреждений для детей с недостатками в развитии, детей-сирот, детей и подростков с девиантным поведением, детей, нуждающихся в государственной под- держке Разработка республи- канского положения о реабилитационной служ- бе и специальном образовании Разработка положения об аттестации учреж- дений системы реаби- литационной службы и специального образо- вания Разработка нормативной документации для оказания дифференци- рованной коррекционной помощи детям с нарушением школьной адаптации Обеспечение всех воспитанников обра- зовательных учреждений горячим питанием, выделение дотации на удешевление питания Создание системы ат- тестации педагогичес- ких и руководящих кадров, обеспечение дифференцированной оплаты их труда Организация и прове- дение конкурсов про- фессионально-педагоги- ческого мастерства, в том числе конкурса "Учитель года" |
1994- 1998 1994- 1995 1994- 1995 1994- 1995 1994- 2000 1994- 2000 1994- 2000 |
Минобразования ЧР, Минсоцполитики ЧР, отделы образования городских и район- ных администраций Минобразования ЧР, Минсоцполитики ЧР, Минздрав ЧР Минобразования ЧР, Минсоцполитики ЧР, Минздрав ЧР Минобразования ЧР, Минсоцполитики ЧР, Минздрав ЧР Минобразования ЧР, Минфин ЧР, городские и район- ные администрации Минобразования ЧР, Минфин ЧР, Минтрудзанятости ЧР, отделы образования городских и район- ных администраций Минобразования ЧР, отделы образования городских и район- ных администраций, Чувашский республи- канский институт образования |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 октября 1994 г. N 206 "О Программе развития образования Чувашской Республики на 1994-2000 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. N 46 настоящее постановление признано утратившим силу