Кабинет Министров - Правительство Чувашской Республики, Чувашский республиканский совет профсоюзов, объединение свободных профсоюзов Чувашской Республики и руководители предприятий (работодатели), считая необходимым продолжить конструктивное сотрудничество в целях создания условий для стабилизации экономики, содействия занятости населения, усиления социальной защиты трудящихся, всех групп населения в условиях перехода к рыночным отношениям, действуя в пределах своей компетенции, заключили настоящее Соглашение о социальном партнерстве на 1994 год.
I. Общие положения
1.1. Соглашение является правовым актом по трудовым и социально-экономическим вопросам.
1.2. Положения, закрепленные настоящим Соглашением, не могут быть снижены при заключении отраслевых тарифных Соглашений, коллективных договоров, являются обязательными для исполнения всеми органами государственного управления, местного самоуправления, предприятиями, организациями независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительных органов.
1.3. Взаимоотношения сторон в решении вопросов в рамках Соглашения строятся на основе равноправного партнерства, доверия, взаимопонимания и ответственности.
II. Стабилизация экономики, содействия занятости
населения, развитие рынка труда
Кабинет Министров Чувашской Республики:
2.1. Разрабатывает и реализует программу основных приоритетов экономической политики на 1994 - 1995 годы, нацеленную на прекращение общего спада производства и стабилизацию уровня жизни, предусматривающую систему мер по инвестированию структурной перестройки экономики, государственной поддержке предпринимательства, предоставлению налоговых льгот предприятиям, обеспечивающим расширение производства, сохранение и создание дополнительных рабочих мест.
2.2. Рассматривает и утверждает Программу содействия занятости и социальной защиты безработных граждан Чувашской Республики на 1994 год.
2.3. Предусматривает создание 800 новых рабочих мест путем оказания временной финансовой помощи работодателям, дополнительно организует 1.5 тыс. рабочих мест сверх штатной численности в учреждениях и организациях социального обеспечения, народного образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
2.4. Оказывает содействие 300 безработным гражданам в организации собственного дела, предусматривает привлечение к общественным работам до 2.5 тыс. человек, продолжает практику организации временных работ в бюджетных организациях и учреждениях, в сфере обслуживания.
2.5. Организует профессиональную подготовку 3.5 тыс. безработных граждан не менее чем по 60 профессиям (специальностям).
2.6. Создает систему профориентационных услуг, способствующих формированию правовых, экономических, организационных условий и гарантий при выборе сферы предстоящей деятельности незанятого населения, оптимального направления профессионального обучения для последующего трудоустройства. Охватывает профессиональной ориентацией более 10 тыс. человек.
2.7. Для обеспечения содействия занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляет:
квотирование рабочих мест для их трудоустройства;
организацию и содержание дополнительных рабочих мест за счет средств местных фондов занятости;
оказание финансовой помощи и стимулирование работодателей, организующих специальные места для трудоустройства указанных категорий граждан;
организацию и реализацию мероприятий по трудовой реабилитации инвалидов, развитие надомного труда и гибких режимов работы инвалидов и женщин, имеющих детей дошкольного возраста;
содействие занятости и трудоустройству выпускников учебных заведений в соответствии с полученной квалификацией и специальностью;
предоставление возможности досрочного выхода на пенсию лицам предпенсионного возраста.
2.8. Для оказания материальной помощи безработным и членам их семей направляет из фондов занятости средства в сумме 157 млн. рублей.
2.9. При достижении уровня безработицы выше допустимой (5%) принимает меры по разработке специальных мероприятий по ограничению роста безработицы, включающие:
формирование в составе территориальных фондов занятости населения специальных резервных фондов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на рынке труда;
приостановку республиканскими органами государственной власти по предложению службы занятости и профсоюзных органов на срок до 6 месяцев решений работодателей о массовом высвобождении и поэтапное высвобождение работников - с решением вопросов финансирования этих мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов;
предоставление за счет государственного фонда занятости права досрочного (но не более чем на 2 года до установленного законодательством срока) выхода на пенсию работникам, увольняемым в связи с сокращением, и другие.
2.10. Разрабатывает во II полугодии 1994 г. проект Закона Чувашской Республики "О занятости населения в Чувашской Республике" и вносит его на утверждение в Государственный Совет Чувашской Республики.
Руководители предприятий (работодатели):
2.11. Разрабатывают и вводят систему гарантированной занятости работающих при приватизации предприятий, организаций и учреждений, при реализации мероприятий по санации предприятий - банкротов.
В числе социальных гарантий прав и интересов работников при продаже предприятий, признанных банкротами, предусматривают:
сохранение основных видов деятельности предприятия (кроме случаев конверсии);
сохранение не менее 70 процентов рабочих мест;
трудоустройство на всех этих рабочих местах высвобождаемых работников.
2.12. Обязательное согласование с Правительством республики увольнения работников предприятий численностью свыше 2000 человек, в случаях, когда сокращение персонала за год превышает 10 процентов общего количества работающих.
2.13. Обеспечивают реализацию установленных и согласованных на основе договоров, заключенных предприятиями и местными Администрациями, квот рабочих мест для трудоустройства по направлениям службы занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите, прежде всего молодежи, женщин с детьми, инвалидов.
2.14. Способствуют созданию на предприятиях страховых фондов для финансирования в соответствии с коллективным договором дополнительных, сверх установленных законодательством, мер по социальной защите работников, высвобождаемых в результате реорганизации производства или банкротства предприятия.
2.15. Предусматривают, что при приобретении предприятий банкротов новый собственник сохраняет рабочие места для несовершеннолетних подростков, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
2.16. Представляют, в случае неизбежности массового сокращения работников, не позднее чем за три месяца до момента сокращения, в органы государственной службы занятости населения и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях по утвержденной форме и в течение этого периода осуществляют меры по стабилизации положения, сокращению числа высвобождаемых работников, организуют при необходимости без отрыва от производства, в пределах установленной продолжительности рабочего времени переподготовку высвобождаемых кадров, оказывают содействие их трудоустройству на других предприятиях.
Чувашский республиканский Совет профсоюзов и объединение свободных профсоюзов Чувашской Республики:
2.17. Участвуют в выработке политики занятости населения через своих представителей в Чувашском республиканском координационном комитете содействия занятости населения, в республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и др.
2.18. Принимают меры по включению в коллективные договоры обязательств работодателей по сохранению существующих рабочих мест, а там, где есть возможности, - по их увеличению, выделению средств на профессиональную подготовку и переподготовку кадров, оформлению досрочных пенсий (но не более чем за 2 года до установленного законодательством срока) в установленном порядке за счет средств предприятия оказанию материальной помощи высвобождаемым по сокращению штатов и в связи с банкротством работникам, сохранению за ними в течение не менее 2-х лет существующих на предприятиях льгот (очереди на получение жилья, мест в дошкольные учреждения и т.д.).
2.19. Осуществляют общественный контроль за заключением и выполнением коллективных договоров, соблюдением законодательства о занятости, труде, решением вопросов приема, увольнения, предоставлением льгот и гарантий при высвобождении работников.
2.20. Оказывают бесплатную консультативную и правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюза по вопросам занятости.
III. Об уровне жизни и социальных гарантиях
Кабинет Министров Чувашской Республики:
3.1. Определяет и публикует в средствах массовой информации статистические данные об уровне инфляции, средней заработной платы по отраслям народного хозяйства, динамику изменения цен на потребительские товары и услуги, бюджет прожиточного минимума, как базу для оценки материального положения всех граждан и предоставления всех видов социальной помощи.
3.2. Обеспечивает строгое соблюдение принципа адресности в оказании помощи нуждающимся в ней категориям граждан, имеющим доход ниже прожиточного минимума.
3.3. Решает вопросы по обеспечению гарантированного минимального уровня жизни малоимущим слоям населения, для чего:
создает фонд социальной защиты населения республики;
обеспечивает первоочередное выделение наличных денежных средств для выплаты пособий, стипендий и компенсаций малоимущим категориям граждан;
выделяет средства на дотацию питания учащимся общеобразовательных школ, средне-специальных, высших учебных заведений;
обеспечивает расширение практики распределения определенным категориям малообеспеченных граждан продовольственных и промышленных товаров первой необходимости на базе имеющейся сети учреждений социального обеспечения, открытие центров натуральной вещевой помощи при органах социальной защиты населения.
3.4. Вырабатывает программу строительства жилья и порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья.
3.5. Определяет на 1994 год предельный уровень платежей (в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги) в соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. N 935.
3.6. Оказывает финансовую поддержку предприятиям транспорта и жилищно-коммунального хозяйства в объеме ассигнований, предусмотренных в бюджете Чувашской Республики.
3.7. Принимает меры по изысканию в бюджете республики на 1994 год средств на содержание оздоровительных лагерей, организацию оздоровления детей и подростков.
3.8. Подготавливает совместно с Администрациями городов и районов предложения по льготному обеспечению малообеспеченных семей участками под сады и огороды, по транспортному обслуживанию садово-огороднических товариществ.
3.9. Принимает меры по изысканию необходимых средств на содержание и сохранение объектов социальной сферы (детских садов, яслей, оздоровительных учреждений, объектов культуры и спорта, социальной защиты населения), переданных на баланс органов местного самоуправления.
3.10. Создает в городах Чебоксары, Новочебоксарск, Алатырь, Канаш, Шумерля Центры социальной реабилитации для лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы и не имеющих жилья.
3.11. Принимает меры по изысканию средств на возмещение разницы в ценах на тепловую энергию, используемую в общежитиях промышленных предприятий, строительных и других хозрасчетных и общественных организаций для отопления и подачи горячей воды (для лиц, не имеющих трудовых отношений с данными предприятиями).
3.12. Принимает меры по бесперебойному обеспечению лечебно-оздоровительных учреждений, учреждений социальной защиты населения, школ, детских дошкольных учреждений, населения республики продовольственными и промышленными товарами первой необходимости, медикаментами, предметами хозяйственного назначения, спорткультинвентаря, по бесперебойной работе предприятий пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, других отраслей народного хозяйства, связанных с жизнеобеспечением населения.
3.13. Регулирует цены на проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте (включая и речной транспорт), на жилищно-коммунальные услуги, энергоресурсы, газ (сетевой и сжиженный), топливо для населения, услуги грузового транспорта для населения, на медикаменты.
3.14. Содействует установлению главами местного самоуправления льгот при пользовании городским и пригородным транспортом для студентов, учащихся, пенсионеров.
3.15. Осуществляет работу по передаче объектов соцкультбыта от предприятий и организаций агропромышленного комплекса на баланс местных органов власти с выделением необходимых средств на их содержание.
Руководители предприятий (работодатели):
3.16. Обеспечивают заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
3.17. Гарантируют выплату заработной платы не ниже установленной отраслевым Соглашением минимальной заработной платы, с учетом инфляции проводят пересмотры размеров заработной платы.
3.18. Обеспечивают выделение необходимых ресурсов для закупки продовольственных товаров, дотируют общественное питание, содержание детских дошкольных и оздоровительных учреждений.
Республиканский Совет профсоюзов и объединение свободных профсоюзов Чувашской Республики:
3.19. Осуществляют защиту прав трудовых коллективов, оказывают бесплатную юридическую помощь.
3.20. Организуют совместно с работодателями, органами местного самоуправления отдых и оздоровление детей в загородных оздоровительных лагерях предприятий и организаций в период школьных каникул.
3.21. Осуществляют комплекс мер, направленных на сохранение в клубах и дворцах культуры бесплатных и льготных форм работы с трудящимися, детьми и подростками. Организуют проведение праздников для детей.
IV. Охрана труда и экологическая безопасность
Кабинет Министров Чувашской Республики:
4.1. Вносит на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики проект Закона Чувашской Республики "Об охране труда в Чувашской Республике".
4.2. Представляет на утверждение Президента Чувашской Республики проект Указа "О государственном управлении охраной труда, надзора и контроля за охраной труда в Чувашской Республике".
4.3. Координирует работу по пересмотру действующих нормативных актов об охране труда, разрабатывает подзаконные акты для обеспечения реализации действия Основ законодательства Российской Федерации об охране труда на территории Чувашской Республики.
4.4. Координирует деятельность органов охраны труда, охраны окружающей природной среды, экономической и социальной политики в области охраны труда.
Руководители предприятий (работодатели):
4.5. Предусматривают совместно с профсоюзными организациями в лице соответствующих их органов или иными представительными органами в коллективных договорах и соглашениях вопросы улучшения условий и охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4.6. Осуществляют государственное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания.
4.7. Принимают ежегодное Соглашение по охране труда.
4.8. Признают во всей своей деятельности и обеспечивают приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия.
4.9. Проводят целенаправленную работу по внедрению экологически чистых и безопасных производств.
4.10. Обеспечивают расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве. Организуют обеспечение работников специальной одеждой, обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей.
4.11. Обеспечивают при заключении трудовых договоров (контрактов) полную информацию об условиях труда, компенсациях и льготах работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
4.12. Обеспечивают соответствующим профсоюзным органам условия для проведения общественного контроля за соблюдением на предприятиях законных прав и интересов работников в области охраны труда.
Чувашский республиканский Совет профсоюзов и объединение свободных профсоюзов Чувашской Республики:
4.13. Проводят работу по обеспечению действенной защиты прав и интересов в производственном процессе на подведомственных предприятиях и организациях в соответствии с правами, предоставленными Основами Законодательства об охране труда и действующим КЗоТ в Российской Федерации.
4.14. Обеспечивают обследование состояния охраны труда предприятий всех отраслей и форм собственности, расследование несчастных случаев, приемку к эксплуатации производственных объектов специалистами профсоюзов до формирования государственных органов по охране труда.
4.15. Разрабатывают и доводят до трудовых коллективов рекомендации о проведении общественного контроля за охраной труда уполномоченных (доверенных лиц по охране труда).
4.16. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
V. Механизм реализации соглашения
5.1. Для контроля за выполнением настоящего Соглашения и решения всех вопросов, возникающих в ходе его реализации, стороны, его подписавшие, создают трехстороннюю комиссию и определяют порядок ее работы.
Стороны договорились, что комиссию возглавляют сопредседатели на уровне: представителя Кабинета Министров Чувашской Республики, представителя республиканского совета профсоюзов, объединения свободных профсоюзов Чувашской Республики, представителя от руководителей предприятий (работодателей). Ежеквартально (до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца) рассматривают итоги выполнения Соглашения на заседании трехсторонней комиссии и публикуют их в газетах "Советская Чувашия", "Хыпар", "Профсоюзный вестник".
Итоги выполнения Соглашения за полугодие стороны по договоренности могут рассматривать самостоятельно, за год - на совместном заседании сторон.
5.2. При принятии законодательных актов Российской Федерации и Чувашской Республики по вопросам, затронутым в настоящем Соглашении, в него вносятся соответствующие уточнения или изменения.
5.3. Любая из сторон, подписавшая Соглашение, вправе вносить предложения о его изменении или дополнении, которые не создают препятствий для выполнения уже принятых сторонами обязательств. Эти предложения могут быть приняты только по взаимному согласию сторон.
5.4. Стороны пришли к договоренности, что в период действия настоящего Соглашения возникающие трудовые конфликты и разногласия рассматриваются в недельный срок трехсторонней комиссией для выработки приемлемого решения.
5.5. В случае реорганизации или ликвидации сторон, подписавших Соглашение, оно будет иметь силу на весь период, на который заключено, а ответственность за его исполнение возлагается на правопреемников.
5.6. За уклонение от участия в переговорах, за нарушение и невыполнение обязательств, включенных в Соглашение, непредоставление информации, необходимой для ведения переговоров и осуществления контроля, стороны несут ответственность в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
5.7. Стороны проводят в IV квартале 1994 года совместную разработку проекта Соглашения на 1995 год и не позднее декабря 1994 года вносят его на рассмотрение сторон.
5.8. Данное Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до принятия нового Соглашения.
От Кабинета Министров От Чувашского От руководителей
Чувашской Республики республиканского предприятий
совета профсоюзов (работодателей)
и объединения
свободных профсоюзов
Чувашской Республики
министр экономики и.о. председателя Генеральный директор
И.Миронов рессовпрофа АО "Промтрактор"
Л.Захаров Х.Мингазов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение от 19 апреля 1994 г. "О социальном партнерстве между Кабинетом Министров - Правительством Чувашской Республики, Чувашским республиканским Советом профсоюзов, объединением свободных профсоюзов Чувашской Республики и руководителями предприятий (работодателями) на 1994 год"
Текст соглашения опубликован в газете "Советская Чувашия" от 19 апреля 1994 г. N 78 (20541)