Методические рекомендации
по определению уровней тарифов на содержание жилья и оплату коммунальных услуг
(утв. Минстроем Чувашской Республики 28 февраля 1996 г.)
Приказом Минстроя Чувашской Республики от 13 мая 2005 г. N 04-20/87 настоящий приказ признан утратившим силу
Утверждаю:
Министр по делам строительства,
дорожного и коммунального хозяйства
Чувашской Республики
В.Н.Филатов
от 28 февраля 1996 г.
1. Порядок оплаты жилья и коммунальных услуг
1.1. В соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 36 от 29 января 1996 г. "О предельном уровне платежей граждан к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги" оплата жилья и коммунальных услуг устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется поэтапно в течение 10 лет.
1.2. Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется с одновременным применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Жилье, занимаемое семьей сверх социальной нормы площади, а также сверхнормативное потребление коммунальных услуг<*> оплачивается за счет средств семьи.
<*> Сверхнормативное потребление коммунальных услуг определяется на основании данных приборов учета, при их отсутствии расчетным путем в зависимости от сверхнормативной площади жилья, количества членов семьи и др. факторов.
1.3. Оплата жилья включает в свой состав следующие элементы:
- оплата содержания и ремонта жилья, которая устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на обслуживание, капитальный, текущий и профилактический ремонты межквартирных лестниц, лифтов, коридоров, крыш, технических подвалов, мусоропроводов и других мест общего пользования, внеквартирного инженерного оборудования и придомовых территорий с обязательным соблюдением единых правил и норм, утверждаемых федеральными органами, а также на развитие и реконструкцию жилищного фонда (в виде инвестиционной составляющей).
На переходный период (до 2003 года) сохраняется существующий порядок финансирования затрат на капитальный ремонт государственного и муниципального жилищного фонда; эти затраты не включаются в состав издержек на содержание и ремонт жилья, оплачиваемых населением.
1.4. Оплата коммунальных услуг (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, канализация, горячее водоснабжение) устанавливается в пределах полного возмещения издержек на их предоставление, включая инвестиционную составляющую.
1.5. Ставки на оплату жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда утверждаются органами местного самоуправления дифференцированно в зависимости от качества жилищного фонда (материал стен, этажность, износ и др.), его комфортности, наличия отдельных видов благоустройства (вода, тепло-, газо-, электроснабжение, канализация, горячее водоснабжение, мусоропровод, лифт) с учетом предельного уровня платежей граждан (в процентах к затратам, обеспечивающим полное возмещение издержек на содержание и ремонт жилья).
Взимание платы за жилье осуществляется, исходя из ставок, установленных на 1 кв. м общей площади квартиры.<*>
<*> В коммунальных квартирах общая площадь жилья, занимаемого семьей, определяется пропорционально жилой площади комнат.
Тарифы на коммунальные услуги утверждаются местными органами самоуправления едиными в пределах населенного пункта, с учетом предельного уровня платежей граждан (в процентах к затратам, обеспечивающим полное возмещение издержек на предоставление коммунальных услуг).
1.6. Оплата жилья по договору аренды в жилищном фонде коммерческого использования устанавливается договором между арендатором и собственником жилищного фонда.
Оплата жилья по договору аренды в жилищном фонде коммерческого использования устанавливается в пределах полного возмещения издержек на содержание и ремонт жилого дома, в котором находится арендованное жилое помещение, а также включает плату за аренду жилого помещения и других частей недвижимости в жилищной сфере.
Оплата жилья собственником жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предусматривает возмещение издержек на содержание и ремонт жилого дома, в котором находится жилое помещение, принадлежащее гражданам на праве собственности, и устанавливается в порядке, предусмотренном законодательством.
Плата за общежитие должна определяться по ставкам, не превышающим ставки оплаты жилья по договору найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
1.7. До приведения Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг производить по ставкам и тарифам применяемым к оплате жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы.
В переходный период, когда будет сохраняться разрыв между экономически обоснованными ставками и тарифами, утвержденными органами местного самоуправления в пределах принятых сроков и уровней платежей граждан, могут устанавливаться дифференцированные ставки и тарифы на оплату социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Для установления дифференцированных ставок и тарифов на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг могут быть рекомендованы следующие подходы:
а) ставки и тарифы на оплату социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг устанавливаются в пределах сроков и уровней платежей граждан на каждый конкретный период, а ставки и тарифы на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг устанавливаются на уровне предела, утвержденного на последующие периоды, вплоть до полного возмещения затрат;
б) тарифы для оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг устанавливаются в зависимости от уровня превышения над нормативом:
- при превышении социальной нормы до 10% действующий тариф повышается на 107;
- от 10% до 20% повышается на 15%;
- от 20% до 30% - " - на 20%;
- от 30% до 50% - " - на 30%;
- от 50% до 80% - " - на 50%;
- свыше 80% - до полного возмещения затрат.
в) тарифы для оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг корректируются в зависимости от совокупного дохода семьи:
- при превышении установленного прожиточного минимума <*> не более, чем в 2 раза действующий тариф повышается на 10%;
- от 2 до 3 раз - на 30%;
- от 3 до 5 раз - на 50%;
- более, чем в 5 раз - до полного возмещения затрат.
<*> Прожиточный минимум устанавливается Министерством труда и занятости Чувашской Республики.
г) тарифы для оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг могут устанавливаться с учетом двух факторов, рассмотренных в пунктах б) и в) одновременно, по такой таблице:
Отношение совокупного дохода семьи в расчете на одного человека (Д с/ч) к прожиточному минимуму (П min)
Д с/ч (Qс/N)*100 |
до 1 | от 1 до 2 раз |
от 2 до 3 раз |
от 3 до 5 раз |
свыше 5 раз |
до 10% от 10 до 20% от 20 до 30% от 30 до 50% от 50 до 80% свыше 80% |
5% 10% 15% 20% 25% 30% |
10% 15% 20% 25% 30% 35% |
15% 20% 25% 30% 35% 40% |
20% 25% 30% 35% 40% 45% |
30% 35% 40% 45% 50% полное воз- мещение затрат |
Превышение сверхнормативной площади жилья, сверхнормативного потребления коммунальных услуг над социальной нормой площади жилья (Qс), нормативами потребления коммунальных услуг (N)
Превышение тарифа для оплаты сверхнормативной площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг над действующим.
Приведенные в пунктах в) и г) рекомендации требуют наличия базы данных о совокупном доходе каждой семьи, что требует серьезной подготовительной работы. Поэтому впредь до создания такой базы данных для установления тарифов на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг следует применять рекомендации, изложенные в пунктах а) и б).
1.8. В переходный период до приведения Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов с настоящим Федеральным законом не применяются дифференцированные ставки и тарифы на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг.
2. Порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий)
2.1. Компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг<*> (далее именуются - компенсации) предоставляются гражданам органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
<*> Компенсации (субсидии) предоставляются гражданам на оплату услуг по обслуживанию и ремонту жилья, водоснабжению, водоотведению, тепло-, электро- и газоснабжению.
2.2. Размеры социальной нормы площади жилья на одного человека для оплаты жилья и коммунальных услуг установлены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 апреля 1994 г. N 81.
2.3. Величина компенсаций в виде единой суммы на все субсидируемые жилищно-коммунальные услуги определяется как разница между необходимым уровнем оплаты установленных социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в составе совокупного дохода семьи, с учетом действующих льгот.
Распределение суммы компенсаций между жилищно-коммунальными услугами производится пропорционально платежам за каждую услугу отдельно. В связи с тем, что компенсации предоставляются гражданам в безналичной форме и используются только для оплаты жилья и коммунальных услуг, размер этих компенсаций не может превышать реальные расходы по оплате данных услуг. Необходимый уровень оплаты установленных социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг должен быть оценен в стоимостном эквиваленте, который характеризует единую социальную плату за жилье со стандартными (наиболее типичными) для конкретного населенного пункта удобствами и видами благоустройства. Единая социальная плата за жилье рассчитывается исходя из ставок и тарифов, утвержденных органами местного самоуправления с учетом осуществления поэтапного (в течение 10 лет) перехода на полное возмещение издержек на содержание и ремонт жилья и предоставление коммунальных услуг, а также социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом благоустройства и качества стандартного для конкретной территории жилья.
При расчете размера компенсаций для граждан, имеющих льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, величина социальной платы за жилье должна быть уменьшена на сумму льгот.
Доля предельно допустимых собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг устанавливается органами местного самоуправления, исходя из максимального уровня этих расходов.
При пересмотре тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения уровень платежей граждан в целом не должен превышать 30% на 1996 год к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг.
2.4. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг за исключением граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, не превышающий установленный прожиточный минимум<*>, устанавливается в размере 15% к совокупному доходу семьи.
Для граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, не должны превышать половины установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
<*> прожиточный минимум устанавливается Министерством труда и занятости Чувашской Республики
2.5. С учетом изложенного в п.2.4 настоящего положения могут быть рекомендованы следующие подходы к установлению максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг:
а) для граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека не превышающий установленный прожиточный минимум, максимально допустимая доля собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, должна устанавливаться на уровне половины минимального размера оплаты труда, но не выше 15% дохода семьи;
б) для граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, превышающий установленный прожиточный минимум не более, чем в 1,5 раза, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, должна определяться как сумма половины минимального размера оплаты труда (3 min) и 10% от разницы между совокупным доходом семьи (Дс) и прожиточным минимумом (П min), умноженным на количество членов семьи (n), то есть
1/2 3 min + 0,10 (Дс - П min n);
в) для граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, превышающий установленный прожиточный минимум не более, чем в 2 раза, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, должна определяться как сумма половины минимального размера оплаты труда (3 min) и 15% от разницы между совокупным доходом семьи (Дс) и прожиточным минимумом (П min), умноженным на количество членов семьи (n), то есть
1/2 3 min + 0,15 (Дс - П min n);
г) для остальных граждан, имеющих совокупный доход на одного человека, превышающий установленный прожиточный минимум более, чем в 2 раза, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливается в размере 15% к совокупному доходу семьи.
2.6. Компенсации предоставляются гражданам - нанимателям жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Компенсации могут предоставляться гражданам, арендующим жилье, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, а также гражданам, имеющим в собственности жилые помещения, если это жилье является для них единственным.
2.7. Граждане признаются нуждающимися в получении компенсации, если суммы расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за занимаемое жилое помещение в размере социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом действующих льгот превышает установленную на данный период долю предельно допустимых собственных расходов граждан на эти цели в составе совокупного дохода семьи.
Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг.
2.8. Предоставление компенсаций и контроль за их целевым использованием осуществляются органом местного самоуправления или уполномоченной им организацией (службой, подразделением).
2.9. Компенсация назначается органом местного самоуправления (уполномоченной организацией) после предоставления гражданином (нанимателем, арендатором, членом жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственником жилого помещения), необходимых документов о составе семьи, размерах занимаемой площади, расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, совокупном доходе семьи и других документов, предусмотренных порядком предоставления компенсаций.
2.10. В качестве источников средств, направляемых на компенсации (субсидии), могут быть использованы часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилье и коммунальные услуги, средства предприятий, учреждений и организаций, средства соответствующих бюджетов.
2.11. Компенсации предоставляются гражданам в безналичной форме и используются только для оплаты жилья и коммунальных услуг.
2.12. Учитывая значительную задолженность предприятий, учреждений и организаций по выплате заработной платы и в целях социальной защиты населения республики рекомендовать райгорадминистрациям рассматривать возможность предоставления амнистии от уплаты пени по просроченным платежам за оплату жилья и коммунальных услуг.
Зарегистрировано в Минюсте ЧР 5 марта 1996 г.
Регистрационный N 36
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по определению уровней тарифов на содержание жилья и оплату коммунальных услуг (утв. Минстроем Чувашской Республики 28 февраля 1996 г.)
Зарегистрировано в Минюсте ЧР 5 марта 1996 г.
Регистрационный N 36
Текст Методических рекомендаций опубликован в газете "Правительственный вестник" от 27 марта 1996 г. N 14 (157)
Приказом Минстроя Чувашской Республики от 13 мая 2005 г. N 04-20/87 настоящий приказ признан утратившим силу