Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 10 апреля 1995 г. N 101
"О Программе поддержки предпринимательства и развития конкуренции в Чувашской Республике на 1995 год"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 февраля 2008 г. N 34 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях дальнейшей реализации Закона Чувашской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу поддержки предпринимательства и развития конкуренции в Чувашской Республике на 1995 год (далее - Программа).
2. Возложить на Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции функции заказчика Программы.
3. Реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, возложить на Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, министерства, государственные комитеты, глав городских и районных администраций.
4. Министерству внутренних дел Чувашской Республики, Министерству информации и печати Чувашской Республики, Министерству образования, науки и высшей школы Чувашской Республики, Министерству промышленности энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Министерству юстиции Чувашской Республики, Государственному комитету Чувашской Республики по управлению государственным имуществом, Государственному комитету Чувашской Республики по земельным ресурсам и землеустройству, Комитету Чувашской Республики по статистике, Государственной налоговой инспекции по Чувашской Республике в месячный срок после утверждения Программы разработать планы действий по реализации Программы поддержки предпринимательства и развития конкуренции Чувашской Республики на 1995 год в подведомственных отраслях и представить в Чувашское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур на согласование.
См. План совместных действий министерств и ведомств по реализации программы поддержки предпринимательства и развития конкуренции в Чувашской Республике на 1995 г., одобренный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 1995 г. N 500-р
5. Чувашскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур представить согласованные планы действий министерств и ведомств в Совет по инвестиционной политике на утверждение.
6. Установить, что источниками финансирования мероприятий и работ по реализации Программы являются средства республиканского бюджета Чувашской Республики, Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, Фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции Российской Федерации, добровольные отчисления учреждений, предприятий и организаций.
7. Республиканскому фонду поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции совместно с Чувашским территориальным управлением Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур выйти с предложением в Фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России о долевом финансировании приоритетных объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
8. Республиканскому фонду поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции совместно с Чувашским территориальным управлением Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур не позднее 20 марта 1996 г. представить в Кабинет Министров Чувашской Республики отчет о выполнении Программы.
9. Районным и городским администрациям во II квартале 1995 г. разработать и утвердить местные программы развития и поддержки малого предпринимательства и осуществить в полном объеме реализацию мероприятий, предусмотренных программами.
10. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 1993 г. N 448 "О постатейном плане реализации Закона Чувашской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике".
11. Контроль за реализацией мероприятий Программы возложить на Чувашское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Председатель Кабинета Министров |
Э.Аблякимов |
Утверждена:
постановление Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 10 апреля 1995 г. N 101
Программа
поддержки предпринимательства и развития конкуренции в Чувашской Республике на 1995 год
Введение
Программа поддержки предпринимательства и развития конкуренции в Чувашской Республике на 1995 год разработана в соответствии со ст.4 Закона Чувашской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике". (В дальнейшем именуется Программой).
Предпринимательство является главной движущей силой рыночной экономики, а его всемерное развитие, использование присущей ему инициативы становится ведущим фактором будущего экономического подъема. Программа определяет основные проблемы и направления развития предпринимательства, цели и приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства, механизм реализации намечаемых мер, участие органов власти и управления республики, городов и районов в поддержке предпринимательства.
Главной целью мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в 1995 году является создание экономических, правовых и организационных условий для формирования в республике развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями отраслевого уровня должна повысить значение малого бизнеса в народном хозяйстве, привести к качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению финансового потенциала республики и ее территорий, росту занятости населения, усилению конкуренции на республиканском и местных рынках.
Программа разработана Межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 1994 # N 397-р, при методическом руководстве Чувашского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с рекомендациями по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства, подготовленного Министерством экономики Российской Федерации, ГКАП Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике.
1. Оценка экономического и социального развития Чувашской Республики
Анализ состояния экономического и социального развития республики позволил сделать следующие выводы:
1. Большинство предприятий Чувашии испытывают серьезные финансовые затруднения. Возросли неплатежи предприятий и организаций республики. Сказываются трудности не только с приобретением сырья и материалов, но и со сбытом продукции. Финансовое положение предприятий и организаций осложняет неурегулированность взаиморасчетов в народном хозяйстве. Предприятия стараются найти выход из создавшегося положения, но выполнить им такую задачу чрезвычайно трудно.
2. Структурные сдвиги в производстве идут, в основном, за счет свертывания неконкурентоспособных производств, а не за счет расширения эффективных и конкурентоспособных.
3. В республике приватизировано более 62% предприятий. В основном завершена приватизация крупных промышленных предприятий и строительных организаций путем преобразования их в акционерные общества открытого типа и продажи акций. В 1995 году будет продолжена приватизация по заявкам средних и мелких предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства.
4. Приватизированные предприятия, как и государственные, в связи с сокращением промышленного производства, обусловленным нестабильностью в материально-техническом снабжении, ростом цен на сырье и материалы, удорожанием стоимости топливно-энергетических ресурсов, разрывами хозяйственных связей, отсутствием налаженных новых деловых отношений между изготовителями и потребителями, испытывают определенные трудности. Эти трудности провоцируют изменения профиля работы приватизированных предприятий.
5. Массовый характер приняло явление занятия частными предприятиями торгово-закупочной, коммерческой деятельностью, что увеличивает товарооборот, но отнюдь не производство. Не отличается разнообразием ассортимент товаров большинства частных магазинов.
6. Экономические преобразования, происходящие в республике, отражаются на формировании и функционировании рынка труда. Положение с трудоустройством еще более усугубляется традиционной трудоизбыточностью республики. По состоянию на 1 марта 1995 г. уровень безработицы в республике составил 5,2%.
7. Цены на основные группы товаров и услуг в ежедневном исчислении растут быстрее, чем денежные доходы населения.
8. Резко уменьшились объемы внедрения новой техники и технологии, крайне низко обновление продукции предприятий.
В Чувашской Республике продолжается формирование рыночной среды, сталкивающейся с объективными трудностями экономического кризиса: тяжелое финансовое положение предприятий, хронический кризис неплатежей, падение спроса на произведенную продукцию, непрерывно углубляющиеся инфляционные процессы.
Несмотря на все это, в Чувашской Республике есть все предпосылки для подъема экономики. В связи с длительными остановками предприятий и производств в прошлом году потери рабочего времени ежемесячно составляли 20% к табельному фонду. В республике получило развитие явление неполной занятости, дающее возможность сохранить работу и иметь заработок. Предприятия сохранили жизненную инфраструктуру, пытаются налаживать производственно-хозяйственные связи.
Во-вторых, особенностью Чувашской Республики является большая по сравнению с другими областями Волго-Вятского экономического района плотность сельского населения, что оказывает определенное влияние на трудообеспечение населения и уровень заработной платы. Создание на селе производственных предприятий по переработке сельхозпродукции позволит использовать невостребованные в период межсезонья трудовые ресурсы, ограничить деятельность монополистов, перерабатывающих сельхозпродукцию.
2. Анализ развития предпринимательства в Чувашской Республике
Усиление позитивных тенденций в экономических преобразованиях в Чувашской Республике во многом будет обусловлено развитием малого и среднего предпринимательства, которое при соответствующей поддержке государства будет способствовать занятости населения, повышению финансового потенциала республики, обеспечит необходимые структурные преобразования в экономике республики, формирование конкурентной среды. Немаловажное значение имеет и то, что именно через малое и среднее предпринимательство особенно активно идет формирование среднего класса собственников, составляющих наиболее последовательную социальную базу реформ.
Структура малых предприятий по численности персонала
На 1 января 1995 г. действовало более 3,3 тыс. малых предприятий, которые объединяют 22,4 тыс. человек. Кроме того, здесь находят работу более 13 тыс. совместителей и работающих по различным договорам гражданско-правового характера. Численность работников 79% малых предприятий не превышает 10 человек. Именно такие небольшие коллективы способны быстро реагировать на изменения спроса, перестраиваться на выпуск необходимой населению продукции при изменении конъюнктуры рынка.
Рост количества малых предприятий происходил быстрее, чем увеличение численности работников. Если число предприятий увеличилось с 1991 года в 3 с лишним раза, то численность работников в них - в 1,8 раза.
Влияние предпринимательства на занятость населения
Роль малых предприятий в экономике республики возрастает. Удельный вес работающих в малых предприятиях в общей численности занятых в экономике республики за 1994 год составил 4%.
Характерной чертой занятости в малом предпринимательстве является большая численность совместителей и работающих по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера. В общей структуре занятости в малом бизнесе 62% приходятся# на основных работников, 16% - на совместителей, 22% - на работающих по договорам подряда, что существенно увеличивает трудовой потенциал малого предпринимательства.
Отраслевая структура малых предприятий и их роль в развитии экономики Чувашской Республики
Становится ощутимой роль малого предпринимательства в отдельных отраслях народного хозяйства: в промышленности малые предприятия выпускают около 5,1% общего объема промышленной продукции; в строительстве - 10,4% общего объема подрядных работ выполняется строительными малыми предприятиями; в общем объеме розничного товарооборота доля выручки малых предприятий торговли и общественного питания составляет более 17%.
Около четверти малых предприятий занимаются выпуском товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, 16% - строительством. На эти три отрасли приходится 81% работающих в малых предприятиях.
Несмотря на то, что строительство и промышленность занимают пока ощутимое место, в настоящее время наиболее предпочтительной в малом бизнесе отраслью является торговля, где более половины работников являются посредниками при купле-продаже товаров народного потребления.
Развитие преимущественно торговых, коммерческих предприятий обусловлено спецификой рыночной конъюнктуры, высокими темпами инфляции, склонностью банков выдавать только краткосрочные кредиты. Более высокая норма прибыли, быстрый оборот капитала пока притягивают людские и финансовые ресурсы преимущественно в эти отрасли.
Структура малых предприятий республики по формам собственности
Значительная часть малых предприятий задействована в частном секторе экономики (86%). Здесь сосредоточено 77% всех работающих в малых предприятиях. Из общей выручки малых предприятий от реализации продукции, работ, услуг 75% приходится на частные предприятия. Происходит перераспределение занятых малым предпринимательством в пользу частного сектора. Так, если численность работающих в малых предприятиях с государственной формой собственности за 1993 год сократилась на 1,5%, то в частных малых предприятиях - увеличилась в 2 раза.
Финансовые результаты деятельности малых предприятий
Прибыль
За 1994 г. малыми предприятиями получено 49,8 млрд. рублей прибыли, что составляет более 7% прибыли, полученной всеми предприятиями Чувашской Республики. Около 6% отчислений всех предприятий в бюджет республики в истекшем году приходится на малые предприятия. Сопоставляя долю прибыли, полученную малыми предприятиями, с долей, занимаемой ими в объеме производства, можно сделать вывод, что малые предприятия в среднем являются наиболее прибыльными. Доля убыточных малых предприятий составляет 22% (в целом по народному хозяйству - 27%).
Оплата труда работников малых предприятий
Увеличивается влияние малых предприятий на денежное обращение республики. В 1994 году доля малых предприятий в общем фонде оплаты труда по народному хозяйству составила 4 %. Среднемесячная заработная плата работающих в малых предприятиях в 1994 году составила 126,6 тыс. рублей (в целом по народному хозяйству - 129,1 тыс. рублей). Существующая система налогообложения фонда оплаты труда и доходов физических лиц подталкивает малые предприятия к занижению уровня заработной платы за счет завышения численности фактически занятых работников. Завышение численности облегчается неконтролируемостью достоверности статистической отчетности вследствие неотлаженности такого контроля и большим количеством малых предприятий.
Все больше оказывает влияние малое предпринимательство на население республики. В расчете на одного жителя республики приходится в среднем по 115,9 тыс. рублей выручки малых предприятий.
В среднем одно малое предприятие в 1994 году выпустило продукцию, выполнило работы, услуги в объеме 136 млн. рублей.
Ввиду более высокой степени риска, связанной с наибольшими материальными, трудовыми и финансовыми затратами, длительным циклом производства, тяжелее всего приходится производственным малым предприятиям. Возникают трудности с материально-техническим снабжением производства, сбытом готовой продукции, поиском производственных площадей, оборудования и т.д., что влияет на скорость оборачиваемости средств и получения прибыли. Поэтому поддержка предпринимательства должна быть направлена на развитие производственных малых предприятий, а также сферы услуг, которые смогут обеспечить потребности населения.
Поддержка малого предпринимательства
В республике проводится работа по формированию системы государственной поддержки предпринимательства. Принят Закон Чувашской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике", определяющий правовые, экономические и организационные основы государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства и устанавливающий формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности малых предприятий и предпринимателей.
Указами Президента Чувашской Республики введены дополнительные налоговые и другие льготы предпринимателям, приняты меры, направленные на повышение инвестиционного потенциала предприятий республики и развитие бизнеса:
на территории республики освобождены от налогов все вновь созданные предприятия, производящие товары народного потребления, продукцию производственно-технического назначения и занимающиеся переработкой сельхозпродукции (не менее 70% от общего объема) сроком на 3 года;
имеются возможности самостоятельного выхода республики на внешний рынок;
имеются гарантированные условия и стимулы для инвесторов, в том числе иностранных.
Создан Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, обеспечивающий финансирование мероприятий по поддержке предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Финансовая помощь оказывается через выдачу льготных кредитов предприятиям, которые реализуют приоритетные для республики бизнес-проекты, прошедшие экспертизу и получившие положительное заключение экспертной комиссии, состоящей из специалистов министерств и ведомств республики.
В 1993 году профинансировано 53 бизнес-проектов малых предприятий на сумму 370 млн. рублей.
В 1994 году финансовую поддержку в сумме 16,0 млрд. рублей получили 92 предприятия. В основном эти предприятия заняты в сфере производства (мини-пекарни, мини-цеха по производству колбас, и т.д.), строительства и сфере обслуживания населения.
3. Проблемы республики, решаемые с участием малого предпринимательства
При участии малого предпринимательства в Чувашской Республике могут быть решены следующие проблемы экономического и социального развития:
1) удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;
2) обеспечение занятости населения и рост его доходов;
3) использование вторичных ресурсов и отходов производства;
4) "размораживание" строек и производственных мощностей;
5) структурные сдвиги в пользу конкурентоспособных производств;
6) налаживание новых хозяйственных связей, повышение деловой активности;
7) ускорение обновления продукции предприятий, внедрение новых технологий;
9) повышение финансового потенциала республики, ее городов и районов.
Особенности развития экономики республики, учет ее сырьевых и трудовых ресурсов, конъюнктуры складывающихся рынков товаров и услуг определяют приоритетные направления развития малого предпринимательства:
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
производство товаров народного потребления, в первую очередь, продовольственных;
производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
производство строительных материалов из местного сырья;
бытовое обслуживание населения;
развитие производства тары и упаковки;
утилизация отходов производства и потребления;
внедрение высокоэффективных научно-технических разработок.
Более полный учет складывающейся конъюнктуры рынков в республике отражен в функциональных и отраслевых подпрограммах поддержки предпринимательства, разработанных министерствами и представленных ниже. Различная глубина проработки подпрограмм обусловлена следующими причинами:
1) разная подготовленность отраслей к развитию предпринимательства. Там, где рыночные условия и складывающиеся обстоятельства уже вызвали интерес предпринимателей, программы носят более конкретный характер;
2) отсутствие научно-практических материалов и рекомендаций по состоянию и перспективам развития отдельных отраслевых направлений.
4. Механизм реализации программы поддержки предпринимательства
Механизм реализации программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия ответственных исполнителей, ведущие к достижению поставленных целей. Механизм реализации программы предполагает постоянное ее совершенствование с учетом меняющихся условий и возможностей интеллектуального и организационного потенциала республики.
Основную часть практической работы по выполнению программы берет на себя Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции при участии Чувашского территориального управления ГКАП России, министерств и ведомств Чувашской Республики.
Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции рассматривает и реализует конкретные проекты и программы предпринимателей и аккумулирует на республиканском уровне бюджетные и внебюджетные средства для решения уставных задач.
Порядок рассмотрения и проведения экспертизы производственных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственного финансирования, определяется Республиканским фондом поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции.
Иностранные инвестиции желательны на любом этапе и уровне рассмотрения проектов, для чего Комитет Чувашской Республики по внешним связям и торговле проводит соответствующую работу, в том числе используя международные фонды поддержки предпринимательства.
Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции с участием иностранных инвесторов, внебюджетных фондов.
5. Подпрограммы поддержки предпринимательства
Для становления малого предпринимательства в современных экономических условиях государственная поддержка предпринимательства в республике будет оказываться в виде:
1) сохранения и развития для малых предприятий налоговых льгот;
2) кредитно-финансового обеспечения;
3) материально-технической поддержки малого предпринимательства;
4) информационной поддержки;
5) законодательно-правовой защиты предпринимательства;
6) кадровой поддержки;
7) содействия внешнеэкономической деятельности;
8) привлечения малых предприятий к реализации республиканских целевых программ и выполнению заказов для государственных нужд.
Программа состоит из функциональных подпрограмм и подпрограмм в сфере производства товаров и услуг.
Функциональные подпрограммы поддержки предпринимательства и подпрограммы в сфере производства товаров и услуг включают в себя конкретные мероприятия по созданию благоприятной для развития малого предпринимательства среды в зависимости от особенности той области экономики и социальной структуры республиканского организма, где эти подпрограммы будут реализованы.
5.1. Функциональные подпрограммы поддержки предпринимательства
5.1.1. Подпрограмма:
"Нормативно-правовая поддержка предпринимательства"
Раздел 1. Цели подпрограммы:
1. Совершенствование правовых гарантий, обеспечивающих свободу и защиту частному бизнесу.
2. Организация своевременного и достаточного обеспечения предпринимательских структур законодательными и нормативными материалами.
3. Оказание необходимой консультативной помощи предпринимателям для повышения их правовой компетенции.
4. Организация контроля за соблюдением законов и нормативно-правовых актов развития предпринимательства.
5. Создание системы обратной связи для оценки эффективности применения законодательных и нормативных актов для выявления их недостатков и внесения коррективов.
В целях формирования нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства Республиканской программой предусматривается подготовка ряда нормативных актов, отражающих специфику его правового регулирования. Законом Чувашской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике" определены основные цели, направления и формы государственной поддержки. Закон составляет правовую базу для подготовки системы нормативных актов, издаваемых государственными органами для обеспечения поддержки субъектов малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере, в области труда и заработной платы, в регулировании отношений объединений малых предприятий с органами власти и управления и т.д.
Кроме того, предусматривается разработка ряда законодательных и нормативных актов, направленных на дальнейшее совершенствование системы налогообложения малых предприятий и стимулирование их собственной инвестиционной активности.
Раздел 2. План мероприятий
пп пп# |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок выпол- нения |
Стоимость осуществле- ния меро- приятия |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Внести изменения в Закон Чувашской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике", имея в виду приведение его в соответствие с Законом Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" Организовать регулярную работу семинаров по налоговой политике для предпринимателей на республиканском и районных уровнях Организовать аудиторское, консалтинговое обслуживание малых предприятий Проанализировать действую- щую систему контроля и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов и разработать нормативные акты, необходимые для установления государствен- ного контроля и регулирова- ния деятельности хозяйст- вующих субъектов На основе анализа сложившейся практики лицензирования подготовить предложения по совершенст- вованию системы лицензи- рования предпринимательской деятельности Организовать целевые кон- курсы на продажу, аренду, лизинг предприятий, производственных объектов, земельных участков, объек- тов нежилого фонда, незавершенного строительст- ва Координировать деятельность союзов и объединений пред- принимателей и обеспечение их участия в разработке и экспертизе документов по развитию предпринимательст- ва Разработать районные и го- родские местные программы поддержки предприниматель- ства |
ЧТУ ГКАП России, Минэкономики ЧР Госналогинспекция по ЧР, Минэкономи- ки ЧР, Фонд под- держки малого предпринимательст- ва Республиканский фонд поддержки предпринимательст- ва, ЧТУ ГКАП Рос- сии, Минфин ЧР Минэкономики ЧР, Госкомимущество ЧР, Чувашкомвнеш- связьторг, ЧТУ ГКАП России, Минюст ЧР Министерства и ведомства, занима- ющиеся лицензиро- ванием отдельных видов деятельности Госкомимущество ЧР, Госкомзем ЧР, рай(гор)админист- рации Совет по инвести- ционной политике, Фонд поддержки предпринимательст- ва рай(гор)админист- рации, Минэкономи- ки ЧР |
II кв. 1995 г. Раз в два месяца II кв. 1995 г. III кв. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. II кв. 1995 г. |
5.1.2. Подпрограмма:
"Формирование финансовой, кредитной и страховой инфраструктуры"
Раздел 1. Цели подпрограммы:
1. Обеспечение доступа предпринимателям к финансовым ресурсам, создание возможностей для инвестирования средств, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие малого предпринимательства.
2. Развитие системы банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и других финансовых институтов.
3. Разработка системы и форм гарантий при предоставлении кредитов, финансовой помощи на возвратной основе.
4. Поддержка видов деятельности, соответствующих приоритетным направлениям социально-экономического развития республики.
5. Использование полномочий республиканских и местных органов власти для создания благоприятного налогового режима для деятельности малого и среднего бизнеса.
6. Расширение деятельности Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции.
7. Развитие сети фирм по аудиторскому обслуживанию малых предприятий.
8. Организация системы лизинга технологического оборудования, аренды производственных помещений.
Совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства направлено на стимулирование деятельности банков, фондов, инвестиционных и страховых организаций, непосредственно обслуживающих малый бизнес, формирование системы гарантий под кредиты и страхования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Раздел 2. План мероприятий
пп пп# |
Наименование мероприятия | Сроки | Исполнители | Стоимость осуществле- ния меро- приятий |
1. 2. 3. 4. 5. |
Финансирование перспектив- ных бизнес-проектов, оказание финансовой помощи предпринимателям Предоставление инвестицион- ного налогового кредита субъектам малого предпринимательства Привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков для осуществления льготного кредитования инвестиционных проектов предпринимателей Совершенствование механизма возврата кредитов, системы гарантий под кредиты. Расширение системы государ- ственной системы под кредиты Создание республиканской лизинговой компании |
1995 г. 1995 г. 1995 г. II кв. 1995 г. III кв. 1995 г. |
Фонд поддержки предпринимательст- ва, Национальный банк ЧР, Минфин ЧР, Минэкономики ЧР Госналогинспекция по ЧР, Минфин ЧР Минфин ЧР, Минэкономики ЧР, Минфин ЧР, Национальный банк ЧР, Фонд поддержки предпринимательст- ва Минэкономики ЧР, Госкомимущество ЧР, Минюст ЧР |
5.1.3. Подпрограмма:
"Информационное обеспечение предпринимательской деятельности"
Раздел 1. Цели подпрограммы:
Подпрограмма ставит своей целью создание информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства, включая:
1. Создание нормативной базы для решения проблем информационного обеспечения предпринимательства.
2. Создание информационных ресурсов.
3. Создание системы распространения информации, доступной предпринимателям.
4. Организационно-консультационную поддержку (в том числе информационную, методическую, правовую) лиц, решивших организовать собственное дело.
4.1. Организация помощи в планировании, деловом консультировании малых предприятий.
4.2. Оказание услуг по вопросам собственности, составление программ расширения производственных мощностей, приватизации, организации контактов с агентами по торговле недвижимостью.
4.3. Маркетинг и продвижение продукции на рынке.
Подпрограмма ставит своей целью создание нормативной базы системы распространения информации и информирования информационных ресурсов по обслуживанию субъектов малого предпринимательства, вхождения в федеральную автоматизированную систему поддержки предпринимательства.
Раздел 2. План мероприятий:
Содержание | Исполнители | Срок исполнения |
Сумма финансирования |
1. Создание нормативной базы 1.1. Разработка "Регламента организации и ведения первичных баз данных республики" 1.2. Разработка порядка регламентации создания (реорганизации, ликвидации) предприятий и других юридических лиц для организации объективной и достаточной системы учета в республике 1.3. Разработка "Регламента обмена информацией" Заключение (пролонгация) договоров о взаимном обмене информацией, необхо- димой для выверки регистров предприятий, организаций 2. Формирование информаци- онных ресурсов 2.1. Создание БД "Регистр предприятий" 2.2. Создание БД "Паспорт малого предприятия (органи- зации)" 2.3. Создание БД "Конъюнк- тура рынка" (Спрос/предло- жение на рынках - товар- ном, фондовом, земельном, недвижимости, интеллекту- альной собственности, ин- формационных ресурсов, рынке услуг) 2.4. Создание БД "Занятость населения" (приглашения на работу специалистов, пред- ложения специалистов на свои услуги) 2.5. Создание БД "Террито- риальные ресурсы" 2.6. Создание БД "Сырье и материалы", включая вторичные ресурсы и отходы производства 2.7. Создание БД "Неисполь- зуемые ресурсы" (производ- ственные мощности, произ- водственные площади, незавершенное строительст- во, строительные мощности, оборудование, недвижимость, земельные участки) 2.8. Создание БД "Техноло- гическое оборудование" (освоенные на предприятиях региона, используемые для малых производств) 2.9. Создание БД "Проекты" (коммерческие предложения инвесторам, предложения инвесторов, предложения по организации совместной деятельности) 2.10. Техническое оснащение БД нормативно-правовых ак- тов, регулирующих предпри- нимательскую деятельность 3. Создание системы распро- странения информации 3.1. Создание аналитической службы для обработки ин- формации по заказам предпринимателей, марке- тинговых исследований товарных рынков 3.2. Подключение абонентов к сетям телекоммуникаций и базам данных (создание абонентских пунктов) и предоставление разовых услуг 3.3. Организация издания информационного бюллетеня для предпринимателей, включая: обзор нормативных актов, регулирующих предпринима- тельскую деятельность; перечень организаций республики, занимающихся поддержкой предприниматель- ства, подготовкой кадров в сфере малого предпринима- тельства 3.4. Проведение конференции "Информация и бизнес" 3.5. Привлечение средств массовой информации к доведению правовой информа- ции до предпринимателей и населения 4. Организационно-консуль- тационная поддержка пред- принимательства 4.1. Создание консультаци- онного пункта, включая: формирование пакета доку- ментации для предпринимате- лей; оказание консультационных услуг (методических, экономических, юридических и др.); разработку бизнес-планов; разработку (приобретение) программных средств для анализа деятельности предприятий; 4.2. Организация межрегио- нального обмена инвестици- онными проектами 4.3. Вхождение в федераль- ную автоматизированную сис- тему поддержки предпринима- тельских проектов: создание единой базы данных предприятий; обеспечение федеральной базы данных наиболее перспективными бизнес-про- ектами для участия в конкурсе |
Администрация Президента Чуваш- ской Республики Госналогинспекция по ЧР, Чувашком- стат, Минюст ЧР Чувашкомстат, Госналогинспекция по ЧР Администрация Президента Чуваш- ской Республики Госналогинспекция по ЧР, Чувашком- стат Чувашкомстат Фонд поддержки малого предприни- мательства, Чу- вашкомвнешсвязь- торг Минтруда и занятости ЧР Госкомзем ЧР, Чувашкомнедра, Чувашкомлес Чувашкомстат Чувашкомстат, Минпромэнерго- транс ЧР, Минстрой ЧР, Госкомзем ЧР, Госкомимущество ЧР Минпромэнерго- транс ЧР, Госком- имущество ЧР Фонд поддержки предприниматель- ства Фонд поддержки предприниматель- ства, Минюст ЧР Фонд поддержки предприниматель- ства Фонд поддержки предприниматель- ства, АО "Связь- информ" ЧР Фонд поддержки предприниматель- ства, Чувашком- стат Фонд поддержки предприниматель- ства Фонд поддержки предприниматель- ства, Мининформ- печать ЧР, Минюст ЧР Фонд поддержки предприниматель- ства, Чувашком- стат, Госналог- инспекция по ЧР Фонд поддержки предприниматель- ства Фонд поддержки предприниматель- ства, Минэконо- мики ЧР, ЧТУ ГКАП России |
II кв. 1995 г. II кв. 1995 г. II кв. 1995 г. II кв. 1995 г. III кв. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. I пол. 1995 г. Постоянно 1995 г. 1995 г. 1995 г. |
5.1.4. Подпрограмма "Кадровое обеспечение малого предпринимательства"
Раздел 1. Цели подпрограммы:
1. Формирование нового уровня мышления, способствующего жизни человека в динамично обновляющихся условиях рынка.
2. Организация обучения основам теории и практики предпринимательства в различных типах учреждений образования.
3. Вооружение предпринимателя необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками.
4. Развитие альтернативных учебных заведений с углубленным изучением экономико-управленческих дисциплин, основ предпринимательства.
5. Обеспечение информационно-методическими материалами сети образовательных учреждений, обеспечивающих развитие и поддержку малого бизнеса.
6. Координация системы повышения квалификации и переподготовки кадров малого предпринимательства на территории республики.
7. Формирование базы данных о потребностях республики в переподготовке, повышении квалификации кадров, об учебных структурах, осуществляющих обучение основам предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства требует реализации мер в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Решение этой проблемы связано с созданием условий для развития сети учебных заведений, подготовкой преподавательских кадров, обеспечением необходимой учебно-методической литературой, организацией финансирования этих мероприятий. Республиканской программой предусматривается разработка и реализация комплекса мер по вовлечению молодежи в цивилизованные формы предпринимательской деятельности на базе соответствующих предпринимательских проектов.
Раздел 2. План мероприятий
пп пп# |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок выпол- нения |
Стоимость осуществления мероприятия |
1. 2. 3. 4. 5. |
Разработать учебно-програм- мную документацию по обучению основам предпринимательства для факультативного курса в общеобразовательных школах "Основы рыночной экономики" Организовать курсы повышения квалификации кадров для малого предпринимательства Организация системы сертификации и лицензирова- ния учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров государственных служащих, преподавателей и работников сферы малого предпринима- тельства Подготовить рекомендации и пакет нормативных документов в помощь начинающему предпринимателю и обеспечивать ими безработных, стремящихся организовать собственное дело. Организовать обучение их основам предприниматель- ства, выбранным ими профессиям С целью создания дополнительных рабочих мест, а также вовлечения учащихся в сферу малого бизнеса создать постоянно действующую ярмарку изделий и сельскохозяйственной продукции, выпускаемой учащимися профессиональной и средней школы |
Минобразования ЧР Фонд поддержки малого предприни- мательства, Мин- образования ЧР, Минфин ЧР, ЦНТИ Минобразования ЧР Минтруда и заня- тости ЧР, Респуб- ликанский Фонд поддержки пред- принимательства, ЧТУ ГКАП России Минобразования ЧР |
1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. |
5.2. Подпрограммы поддержки предпринимательства в сфере производств товаров и услуг
5.2.1. Подпрограмма:
"Продовольственный комплекс, пищевая промышленность"
Раздел 1. Цели программы:
1. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. Улучшение снабжения населения продуктами питания.
3. Развитие конкуренции на рынке производства, хранения и переработки с/х продукции.
Раздел 2. План мероприятий
пп пп# |
Наименование мероприятий | Исполнитель | Срок исполнения |
Финансирование |
1. 2. 3. |
Сбор, оценка и реализация проектов предпринимателей по производству, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции Продолжить финансирование бизнес-проектов по строительству мини-заво- дов и цехов по переработ- ке сельскохозяйственной продукции Содействие товаропроизво- дителям в создании сети фирменной торговли сельскохозяйственной продукцией |
Республиканский Фонд поддержки малого предпри- нимательства, Минсельхозпрод ЧР, Минэкономи- ки ЧР Минсельхозпрод ЧР, ЧувашАККОР, Республиканский Фонд поддержки малого предпри- нимательства, Минфин ЧР, Минэкономики ЧР Госкомимущество ЧР, Горкомиму- щество г.Чебок- сары, Минсель- хозпрод ЧР |
1995 г. 1995 г. 1995 г. |
В пределах сумм, выделяе- мых на поддер- жку бизнеспро- ектов# (по решению Совета по инвестици- онной полити- ке) |
5.2.2. Подпрограмма:
"Сфера платных услуг"
Раздел 1. Цели программы:
1. Повышение уровня обслуживания населения.
2. Развитие конкуренции на рынке услуг.
3. Трудоустройство высвобождающихся работников в республике.
4. Улучшение бытового обслуживания населения.
5. Улучшение медицинского обслуживания населения.
6. Улучшение оздоровления населения средствами физической культуры и спорта.
Раздел 2. План мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
Стоимость осуществления мероприятий |
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. |
Сбор, оценка и помощь в реализации проектов предпринимателей по ока- занию платных услуг Содействие развитию предпринимательства в сфере услуг в городах и районах республики Проверка деятельности приватизированных пред- приятий бытового обслуживания по сохране- нию профиля Организация семинаров - совещаний с руководите- лями предприятий службы быта города (района) по вопросам организации бытового обслуживания населения и его развития в условиях рынка Усиление контроля за соблюдением предприятиями всех форм собственности требований законодатель- ства и интересов покупателей, за качеством реализуемых товаров, услуг Разработка мероприятий по реализации рес- публиканской концепции развития бытового обслуживания на 1995-1996 годы Оказание государственной поддержки предприятиям и организациям, занятым производством медтехники в виде льготных кредитов, финансирования за счет бюджета |
Фонд поддержки предпринима- тельства главы админист- раций Госкомимущество ЧР, главы администраций, АО "Чувашбыт- союз" главы админист- раций, Минэко- номики ЧР главы админи- нистраций ЧТУ ГКАП России Минэкономики ЧР, Минпром- энерготранс ЧР Минфин ЧР, Минэкономики ЧР, Минздрав ЧР, Минпром- энерготранс ЧР |
постоянно в течение года в течение года постоянно постоянно II кв. 1995 г. постоянно |
5.2.3. Подпрограмма:
"Машиностроение для малого предпринимательства"
Раздел 1. Цели программы
1. Оказание помощи предпринимателям в обеспечении машинами и оборудованием, необходимыми для производственной деятельности.
2. Формирование целевого государственного заказа предприятиям республики на производство оборудования для малого предпринимательства в приоритетных направлениях.
3. Организация аукционов недвижимости.
Раздел 2. План мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
Стоимость осуществления мероприятий |
1. 2. 3. 4. |
Уточнение проблем малого предпринимательства, тре- бующих привлечения к их решению предприятий машиностроения республики, а также предложений по участию малого предприни- мательства в финансирова- нии мероприятий по решению этих проблем Содействие размещению про- изводства и расширению номенклатуры малогабарит- ного оборудования, ориен- тированного на использова- ние малыми предприятиями и фермерскими хозяйствами на мощностях предприятий республики (в том числе конверсионных) Создание системы стимули- рования расширения выпуска средств производства для малого бизнеса, в том числе: за счет предоставления льготных кредитов; приоритетной реализации неиспользованных произ- водственных площадей и служебных помещений через конкурсы и аукционы; организации лизинга, проката и аренды оборудо- вания, помещений и иного имущества, необходимого для производства средств производства для малого предпринимательства Организация работ по воспроизводству высокопро- изводительной техники и технологии переработки сельскохозяйственной про- дукции, производства ле- карственных препаратов и товаров народного потреб- ления, с целью кредитова- ния малых предприятий необходимыми технологиями (франчайзинг) |
Чувашский союз товаропроизво- дителей Мин- промэнерго- транс ЧР, Мин- сельхозпрод ЧР Минпромэнер- готранс ЧР, Чувашский союз товаропроизво- дителей Минэкономики ЧР, Минфин Ч#, Госкомимущество ЧР, Чувашский союз товаропро- изводителей, Республиканский фонд поддержки малого предпри- нимательства Республиканский фонд поддержки малого предпри- нимательства |
II кв. 1995 г. 1995 г. 1995 г. II кв. 1995 г. |
5.2.4. Подпрограмма:
"Строительство и производство строительных материалов"
Раздел 1. Цели подпрограммы:
1. Стимулирование развития жилищного строительства.
2. Развитие материальной базы строительства.
3. Развитие конкуренции в строительстве и ремонте жилья.
Раздел 2. План мероприятий:
пп пп# |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок выполнения |
Стоимость осуществления мероприятия |
1. 2. 3. 4. |
Обеспечение доступа к государственным заказам субъектам малого бизнеса через введение практики размещения заказов на проектирование, строитель- ство и капитальный ремонт на конкурсной основе Создание Фонда развития жилищного строительства в Чувашской Республике Содействие в создании инвестиционного строитель- ного банка, фонда, агентства, в том числе ипотечного Организация республиканс- кого конкурса среди субъектов малого предпри- нимательства на лучший проект года; конкурса на лучший жилой дом, построенный индивидуальным застройщиком; выставки - продажи новых материалов, технологий, оборудования в строительстве и промышлен- ности строительных матери- алов |
Минстрой ЧР, рай(гор)адми- нистрации Минстрой ЧР, Минфин ЧР, Минэкономики ЧР Минэкономики ЧР, Минфин ЧР, Минстрой ЧР Минстрой ЧР, заинтересован- ные предприни- мательские структуры |
1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. |
5.2.5. Подпрограмма:
"Наукоемкие производства"
Раздел 1. Цели подпрограммы:
1. Поддержка и развитие научно-технического потенциала республики. Развитие сети специализированных государственных и частных институтов венчурного финансирования и наукоемкого бизнеса.
2. Создание рынка научно-технической продукции с постоянно действующими системами новых наукоемких технологий.
3. Создание в республике новых рабочих мест в виде малых предприятий наукоемкого бизнеса.
4. Создание технологических бизнес-инкубаторов для оказания научно-технических услуг предпринимателям.
5. Утилизация отходов производства и потребления.
Раздел 2. План мероприятий:
/-----------------------------------------------------------------------\
|пп | Наименование мероприятий | Исполнители | Срок | Стоимость |
|пп#| | |выполнения|осуществления|
| | | | | мероприятия |
|---+--------------------------+---------------+----------+-------------|
|1. |Создание и развитие|Республиканский| 1995 г. | |
| |материальной базы Респуб-|фонд поддержки| | |
| |ликанского бизнес-центра,|предпринима- | | |
| |организация конкурсов|тельства, Рес-| | |
| |технологических проектов и|публиканский | | |
| |их независимой комплексной|бизнес-центр | | |
| |экспертизы | | | |
| | | | | |
|2. |Создание "Технопарка" как|Республиканский|III-IV кв.| |
| |бизнес-инкубатора по|фонд поддержки| 1995 г. | |
| |организации центров|малого предпри-| | |
| |поддержки инновационной|нимательства, | | |
| |деятельности предпринима-|Минфин ЧР,| | |
| |тельских структур |Минэкономики | | |
| | |ЧР, Минобразо-| | |
| | |вания ЧР, ЧГУ| | |
| | |им.И.Н.Ульянова| | |
| | | | | |
|3. |Выполнение постановления|Минэкономики | 1995 г. | |
| |Кабинета Министров Чувашс-|ЧР, Минприроды| | |
| |кой Республики от 10.06.94|ЧР, Минсельхоз-| | |
| |г. N 116 "О мерах|прод ЧР, Мин-| | |
| |поэффективному рациональ-|строй ЧР, Мин-| | |
| |ному использованию имею-|здрав ЧР, Чу-| | |
| |щихся в республики ресур-|вашкомлес, Чу-| | |
| |сов и отходов производств"|вашкомвод, На-| | |
| | |циональная ака-| | |
| | |демия наук и| | |
| | |искусств ЧР,| | |
| | |Минпромэнерго- | | |
| | |транс ЧР | | |
По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Название названного постановления следует читать как "О мерах по эффективному рациональному использованию имеющихся в республике ресурсов и отходов производств"
\-----------------------------------------------------------------------/
5.2.6. Подпрограмма:
"Товары народного потребления"
Раздел 1. Цели подпрограммы:
1. Насыщение потребительского рынка республики высококачественными товарами народного потребления.
2. Развитие конкуренции на рынке производства товаров народного потребления.
3. Создание новых рабочих мест.
4. Расширение ассортимента и повышение качества товаров.
5. Поддержка производства социально значимых товаров народного потребления.
Раздел 2. План мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
Стоимость осуществления мероприятий |
1. 2. 3. |
Определение номенклатуры конкурентоспособных на рынках России и СНГ товаров народного потребления, производимых малыми предприятиями и предпринимателями с целью их адресной поддержки Предоставление льготных кредитов, гарантий малым предприятиям, производящим товары народного потреб- ления, создающим новые рабочие места Обеспечение выполнения постановления Правительст- ва Российской Федерации "О мерах по обеспечению учас- тия малых негосударствен- ных предприятий в реализа- ции государственных программ и выполнении заказов для государствен- ных нужд" |
Чувашский Союз товаропроизво- дителей, Мин- пpомэнерготранс ЧР, министерст- ва и ведомства ЧР Минтрудзанятос- ти ЧР, Минфин ЧР, Минэкономи- ки ЧР, Респ. фонд поддержки малого предпри- нимат. и развития конку- ренции Минэкономики ЧР, Минсельхоз- прод ЧР, Мин- промэнерготранс ЧР |
II кв. 1995 г. 1995 г. 1995 г. |
Приложение
к Программе поддержки
предпринимательства и развития
конкуренции в Чувашской Республике
на 1995 год, утвержденной
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
Финансовое обеспечение программы поддержки предпринимательства
Источники финансирования | Сумма (млн.руб.) |
Всего инвестиций, направляемых на поддержку малого предпринимательства в том числе: 1. За счет средств Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России из них на объекты инфраструктуры 2. За счет республиканских источников в том числе: за счет средств Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции из них на объекты инфраструктуры в том числе по источникам: а) остаток средств на 1.01.95 г. б) средства бюджета Чувашской Республики в) средства, поступающие от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности Чувашской Республики г) средства, поступающие от деятельности Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции за счет финансовых ресурсов банков, других кредитно-финансовых учреждений, предприятий и организаций, участвующих в реализации мероприятий из них на объекты инфраструктуры |
6000,0 3000,0 1599,0 3000,0 1828,5 680,0 38,7 1706,0 28,8 55,0 1171,5 919,0 |
Расчет потребности финансов для обеспечения региональной программы поддержки предпринимательства показывает, что общая сумма расходов составляет 6000 млн.руб.
Финансовое обеспечение Программы предусматривает привлечение различных источников финансирования: средств Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, включая собственные доходы от деятельности, поступления из бюджета Чувашской Республики, добровольные отчисления предприятий и организаций, средства, поступающие в фонд от приватизации государственной собственности Чувашской Республики в соответствии с утвержденными нормативами, и т.д.; средств Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России, средств предприятий и организаций, банков и кредитных учреждений.
Предлагаемые республиканские бюджетные ассигнования на поддержку предпринимательства составляют 1706,0 млн. рублей, и направляются в Республиканский фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, который обеспечивает финансирование приоритетных объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и конкретных проектов предпринимателей.
Вместе с тем, финансового потенциала республики не хватает для покрытия всех расходов, связанных с выполнением Программы. Поэтому в ней предусмотрено долевое участие Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России в финансировании объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Расчетная требуемая сумма составляет 3000,0 млн. рублей, в том числе на объекты инфраструктуры предполагается направить 1599,0 млн. рублей.
Средства Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции предполагаются в размере 1828,5 млн. рублей, из которых 680,0 млн. рублей будут направлены на финансирование объектов инфраструктуры.
Программой предусмотрено привлечение средств предприятий, организаций, банков и других кредитных учреждений в сумме 1171,5 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 апреля 1995 г. N 101 "О Программе поддержки предпринимательства и развития конкуренции в Чувашской Республике на 1995 год"
Текст постановления опубликован в газете "Правительственный вестник" от 3 мая 1995 г. N 17 (109)
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 февраля 2008 г. N 34 настоящее постановление признано утратившим силу