Закон Чувашской Республики от 27 февраля 1995 г. N 5
"Об охране труда в Чувашской Республике"
Принят Государственным Советом Чувашской Республики 14 февраля 1995 года
Законом Чувашской Республики от 12 мая 2000 г. N 6 настоящий Закон признан утратившим силу
См. также постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 14 февраля 1995 г. N 164 "О Законе Чувашской Республики "Об охране труда в Чувашской Республики"
Глава I. Общие положения (ст. 1 - ст. 3)
Глава II. Права и обязанности работников и (ст. 4 - ст. 7)
работодателей в области охраны труда
Глава III. Гарантии прав работника на охрану труда (ст. 8 - ст. 13)
Глава IV. Обеспечение охраны труда (ст. 14 - ст. 24)
Глава V. Управление охраной труда (ст. 25 - ст. 26)
Глава VI. Надзор контроль за соблюдением (ст. 27 - ст. 28)
законодательства об охране труда
Глава VII. Ответственность за нарушение (ст. 29 - ст. 36)
законодательства об охране труда
Настоящий Закон устанавливает гарантии осуществления конституционных прав работников на охрану труда, обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности (далее организации) при участии государственных органов, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов (далее- профессиональные союзы) и иных уполномоченных работниками представительных органов (далее - представительные органы), объединений работодателей и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Глава I
Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе:
охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабелитационные и другие мероприятия;
работник - лицо, которое трудится по найму на определенном ему работодателем или уполномоченным им лицом рабочем месте в соответствии с трудовым договором (контрактом) или состоит на государственной службе;
уполномоченное работодателем лицо - лицо, которому работодатель передал часть своих прав и обязанностей по вопросам трудовых отношений и охраны труда;
работодатель - собственник организации или ее руководитель, получивший в соответствии с законом (уставом, положением или соответствующим учредительным документом) полномочия заключать, изменять и расторгать трудовые договоры (контракты) от имени организации, обязанный обеспечивать исполнение соответствующих законов и нормативных правовых актов, касающихся деятельности организации;
рабочее место - зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих одну работу или операцию;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека;
вредный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может быть опасным;
опасный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.
Статья 2. Законодательство Чувашской Республики об охране труда и сферы его действия
Вопросы охраны труда в Чувашской Республике регулируются Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики, Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.
Настоящий Закон действует на всей территории Чувашской Республики. Решения государственных органов и органов местного самоуправления не должны противоречить настоящему Закону.
Действие настоящего Закона распространяется на:
организации;
работодателей;
работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях;
студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, привлекаемых в установленном порядке для работы в организациях;
лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда в период их работы в организациях;
участников других видов трудовой деятельности.
На граждан Чувашской Республики, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства-работодателя. Иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в организациях, находящихся на территории Чувашской Республики, имеют такие же права на охрану труда, как и граждане Чувашской Республики.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда
Государственная политика Чувашской Республики в области охраны труда предусматривает единство действий органов законодательной и исполнительной власти, органов государственного управления, надзора и контроля, представительных органов, общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и основывается на принципах:
признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организаций;
координации деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики;
установления единыхнормативныхтребований по охране труда для всех участников трудового процесса;
установление порядка обязательного заключения на уровне организаций ежегодных соглашений по охране труда между работодателями и профессиональными союзами или иными представительными органами;
государственного управления охраной труда, включая экспертизу условий труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
общественного контроля за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда, осуществляемого работниками через профессиональные союзы или иные представительные органы;
взаимодействия и сотрудничества органов государственного управления, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда с работодателями, профессиональными союзами или иными представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
проведения эффективной налоговой и кредитной политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных технологий и техники, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
участия в финансировании охраны труда;
применения экономических санкций в целях соблюдения требований законодательства об охране труда организациями и работниками;
обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием и необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;
обязательного расследования каждого несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
установления компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, не поддающимися полному устранению или ограничению до установленных норм при современном техническом уровне производства и организации труда;
защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, или членов их семей;
подготовки и переподготовки специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
установления государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
информирования работников и населения Чувашской Республики о действующем законодательстве об охране труда, о состоянии условий и охраны труда в организациях;
осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;
использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта организации работы по улучшению условий и охраны труда;
международного сотрудничества при решении проблем охраны труда;
всемерной поддержки деятельности представительных органов, общественных объединений, организаций и отдельных лиц, направленной на улучшение условий и обеспечение охраны труда работников.
Глава II
Права и обязанности работников и работодателей в области охраны труда
Статья 4. Право работника на охрану труда
Работник имеет право на охрану труда, в том числе:
на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
на получение достоверной информации от работодателя, государственных или общественных органов о состоянии условий, охраны труда на рабочем месте, осуществующем риске повреждения здоровья, а также о мерах, принятых по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
на отказ от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательства об охране труда за счет средств работодателя;
на обучение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательства об охране труда за счет средств работодателя;
на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия организации либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также при потере работоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
на проведение инспектирования условий и состояния охраны труда на рабочих местах органами государственного надзора и контроля или общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, в том числе по запросу работника;
на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также профессиональные союзы или иные представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда на рабочих местах;
на участие в проверках и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий, охраны труда на его рабочем месте.
Статья 5. Обязанности работника по обеспечению охраны труда в организации
Работник обязан:
беречь свое здоровье и не причинять ущерб здоровью других работников, иметь навыки безопасного выполнения работ, знать и выполнять требования законодательства об охране труда, касающиеся сферы его деятельности;
соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, не выполнять работы на технически неисправных средствах производства и оборудовании;
работать в специальной одежде, специальной обуви, пользоваться средствами индивидуальной, коллективной защиты, если это предусмотрено правилами и инструкциями;
принимать меры по устранению причин, способных вызвать травмы, аварии, о чем незамедлительно информировать работодателя;
информировать работодателя о полученных во время работы травмах, внезапных расстройствах здоровья;
проходить в установленном порядке медицинские осмотры и выполнять рекомендации по результатам проведенных обследований состояния здоровья;
выполнять другие законные требования работодателей и лиц, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
знать и правильно применять правила оказания первой помощи пострадавшим.
Индивидуальные обязанности работников по обеспечению требований по охране труда устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, должностными инструкциями и инструкциями по охране труда для работников и на отдельные виды работ.
Статья 6. Права работодателя
В целях обеспечения требований охраны труда работодатель вправе:
требовать соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
налагать на работников, допустивших нарушение норм, правил и инструкций по охране труда, дисциплинарные взыскания;
требовать в установленном порядке от работников возмещения ущерба, нанесенного организации вследствие несоблюдения ими норм, правил и инструкций по охране труда;
отстранять работника от работы без выплаты за этот период заработной платы или увольнять его в случае появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии, связанном с применением наркотических или токсических веществ, либо умышленного несоблюдения им требований норм, правил и инструкций об охране труда, несмотря на предупреждение работодателя или уполномоченного им лица в порядке, установленном трудовым законодательством;
участвовать в проводимых органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественного контроля проверках организаций и знакомиться с материалами проверок;
обращаться в органы государственного управления охраной труда с предложениями об изменении требований норм и правил по охране труда.
Статья 7. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда в организации
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективное применение средств коллективной и индивидуальной защиты;
соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия на каждом рабочем месте;
организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;
контроль за соблюдением работниками требований нормативных правовых актов об охране труда;
бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производствах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;
эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;
возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
обучение, инструктаж работников и проверку знаний норм, правил и инструкций по охране труда, а также переподготовку и повышение квалификации ответственных лиц по правилам устройства и безопасной эксплуатации оборудования и объектов повышенной опасности;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуально и коллективной защиты, компенсациях и льготах;
беспрепятственный допуск представителей органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда в организации, соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обучение и повышение квалификации лиц, осуществляющих общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
своевременную уплату штрафов, наложенных органами государственного надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда и нормативных актов по гигиене труда;
необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке;
предоставление органам государственного управления охраной труда, надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда необходимой информации о состоянии условий и охраны труда в организации, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Глава III
Гарантии прав работника на охрану труда
Статья 8. Гарантии реализации прав работника на охрану труда
Чувашская Республика в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует реализацию прав на охрану труда работникам, участвующем в трудовом процессе на ее территории, в том числе по трудовому договору (контракту).
Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательства об охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
При приостановке работ в организации и на рабочем месте или закрытии организации вследствие нарушений требований законодательства об охране труда не по вине работника или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, за работником сохраняется место работы, должность и среднемесячный заработок.
При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работнику предоставляется новое рабочее место, соответствующее его квалификации или предоставляется возможность обучения новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднемесячного заработка с последующим трудоустройством в соответствии с действующим законодательством.
Отказ работника от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет для него каких-либо последствий. В таких случаях работник сообщает работодателю (в устном или письменном виде) о причинах отказа выполнять работу.
Разногласия (споры), возникающие в связи с отказом работника выполнять работу, рассматриваются службой охраны труда организации и разрешаются органом государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда или в судебном порядке.
Статья 9. Обязательное государственное страхование работников организаций
Работники организаций подлежат обязательному государственному страхованию от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Страхователем является организация или физическое лицо, нанимающее граждан по трудовым договорам (контрактам).
Статья 10. Медицинские осмотры
Работодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников организаций.
Медицинские осмотры работников проводятся за счет работодателя.
При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнения им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.
Статья 11. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда
На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.
При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами и иными представительными органами. Кабинет Министров Чувашской Республики вправе дополнять перечень таких работ.
Статья 12. Предоставление дополнительных компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда
Категория работников, имеющих право на компенсации и льготы в связи с тяжелыми работами и работами с вредными или опасными условиями труда, характер и размеры таких компенсаций и льгот определяются соответствующим законодательством.
Дополнительные компенсации и льготы работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, с учетом специфики условий труда в конкретной организации могут определяться коллективным договором или соглашением.
При приеме на работу с вероятным риском возникновения профессионального заболевания работодатель обязан предупредить работника о наиболее вероятном сроке возникновения такого заболевания и заключить с ним трудовой договор (контракт), действующий до этого срока, с предоставлением ему в дальнейшем другой работы с сохранением прежнего заработка.
Статья 13. Перевод работника по состоянию здоровья на другую работу
Работник, который согласно медицинскому или экспертному заключению по состоянию здоровья не может выполнять обусловленную трудовым договором (контрактом) работу (исполнять обязанности), должен быть переведен с его согласия на работу, соответствующую состоянию его здоровья, а по возможности - и квалификации (специальности).
В случае несогласия работника с его переводом на предлагаемую работу или отсутствие работы, на которую он может быть переведен, работодатель вправе уволить работника с соблюдением требований действующего законодательства.
В случае ухудшения состояния здоровья работника в процессе трудовой деятельности, невозможности выполнять им прежнюю работу вследствие производственной травмы, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, связанного с выполнением им трудовых обязанностей, он отстраняется от работы и при отсутствии возможности перевода на другую работу ему выплачивается среднемесячная заработная плата до его выздоровления либо признания инвалидом.
Глава IV
Обеспечение охраны труда
Статья 14. Разработка и реализация социальной программы улучшения условий и охраны труда
Кабинет Министров Чувашской Республики разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает социальную программу улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике.
Статья 15. Участие общественных объединений в разработке и принятии решений по проблемам охраны труда
Работодатели, специалисты, работники могут объединяться в общественные объединения для решения проблем охраны труда, которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики об общественных объединениях.
Органы государственного управления, надзора и контроля, организации могут оказывать помощь, поддержку и учитывать разработанные ими предложения, рекомендации при подготовке и принятии решений по вопросам охраны труда.
Статья 16. Обеспечение охраны труда в организации
Условия труда на каждом рабочем месте организации должны соответствовать требованиям стандартов безопасности труда, норм и правил по охране труда.
Работодатели, работники организации или их представители сотрудничают в деле обеспечения охраны труда. Взаимные обязательства по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в организации предусматриваются коллективными договорами и соглашениями по охране труда.
Работодатели обеспечивают выполнение требований стандартов безопасности труда, норм и правил по охране труда, а также обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
Статья 17. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда
Нормативно-правовое обеспечение охраны труда включает в себя:
Конституцию Российской Федерации и Чувашской Республики;
законы Российской Федерации и Чувашской Республики;
указы и распоряжения Президента Российской Федерации и Президента Чувашской Республики;
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики;
постановления, приказы Министерства труда Российской Федерации и Министерства труда и занятости Чувашской Республики.
К нормативным актам по охране труда относятся:
государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ); отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ);
санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН) и гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН);
строительные нормы и правила (СНиП);
правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), правила безопасности (ПБ);
инструкции по безопасности (ИБ), правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М);
межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации);
правила по охране труда отраслевые (ПОТ О), типовые отраслевые инструкции по охране труда, отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации).
Организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ), которые не должны противоречить законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации и Чувашской Республики.
Организации-разработчики правил и органы, утверждающие их, должны систематически проверять правила на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, норм, правил и гигиенических нормативов и при необходимости разрабатывать предложения по их обновлению.
Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в три года.
Действие типовых инструкций устанавливается с учетом срока действия соответствующих нормативных документов по охране труда.
Статья 18. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации производственных объектов
Проектирование, строительство и реконструкция производственных объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретаемых за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям стандартов, норм и правил по охране труда, не допускается.
Проекты производственных объектов и средства производства подлежат государственной экспертизе, а опытные образцы продукции государственным испытаниям на соответствие их стандартам, нормам и правилам по охране труда.
Новые и реконструируемые производственные объекты, средства производства и оборудование для средств коллективной и индивидуальной защиты не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.
В действующих организациях должны осуществляться работы по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда, а также средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты на соответствие требованиям государственных стандартов.
Статья 19. Обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных и опасных веществ
Не допускается применение материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека, без наличия сертификата безопасности вещества (материала), выдаваемого в установленном порядке.
Работодатели, занимающиеся производством, использованием, транспортировкой, упаковкой, хранением вредных, опасных (легко воспламеняющихся, взрывчатых) для здоровья людей веществ, осуществляют меры по обеспечению безопасности здоровья работников и окружающей среды:
разрабатывают необходимую нормативно-техническую документацию;
проводят организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические мероприятия;
организовывают обучение и инструктирование работников относительно работы с вредными или опасными веществами;
обеспечивают работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Статья 20. Профессиональная подготовка, обучение и инструктирование работников организаций по вопросам охраны труда
Все работники организаций, включая руководителей, обязаны проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.
Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда.
Для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, правильному пользованию средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также оказанию первой помощи пострадавшим.
Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными условиями труда, организуется профессиональный отбор, предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией, а также обучение действиям при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Вновь поступающие на работу должны быть ознакомлены с основами правового обеспечения и социальной защиты работников в области охраны труда.
Государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда включаются в программы начального, среднего и высшего профессионального образования.
Статья 21. Фонды охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется в соответствии с принятыми положениями о фондах охраны труда.
Работники организации не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.
Фонды охраны труда формируются на трех условиях: Федеральный фонд охраны труда, Республиканский фонд охраны труда и фонды охраны труда организаций.
Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации; части средств фондов охраны труда организаций; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда; отчислений из Фонда государственного (обязательного) социального страхования Российской Федерации; добровольных отчислений организаций; добровольных взносов граждан и прочих поступлений.
Республиканский фонд охраны труда формируется за счет ассигнований из бюджета Чувашской Республики и бюджетов органов местного самоуправления; отчислений из Фонда государственного социального страхования Чувашской Республики; части средств фондов охраны труда организаций, расположенных на соответствующих территориях; добровольных отчислений организаций; добровольных взносов граждан и прочих поступлений. Порядок образования и расходования Республиканского фонда охраны труда определяется Положением, утвержденным Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.
Помимо перечисленных фондов охраны труда могут создаваться общественные фонды охраны труда.
Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, расходуются исключительно на улучшение условий труда, охраны труда работников и их оздоровление.
Организации, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда организации и выплачивает штраф в Федеральный фонд охраны труда в размере до 100 процентов средств, затраченных не по назначению. Вопросы налогообложения фондов охраны труда регулируются налоговым законодательством.
Статья 22. Обеспечение экономической заинтересованности организаций в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производства
Прибыль организаций, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских, полученная за счет создания новых, более безопасных технологий и средств производства, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работников, приборов контроля производственной среды, подлежит льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством.
Статья 23. Экономический механизм обеспечения охраны труда
Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:
планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;
обеспечение материальной ответственности работодателя за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда в организации, за выпуск и сбыт средств производства, оборудования, не отвечающих требованиям охраны труда, за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимых при современном техническом уровне производства и организации труда.
Статья 24. Ответственность организаций за невыполнение требований законодательства об охране труда
За невыполнение требований законодательства об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля на организации налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются соответствующим законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Глава V
Управление охраной труда
Статья 25. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, выполнении требований законов и иных нормативных актов в этой области, а также соблюдении требований к средствам производства, технологии и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда, и осуществляется Министерством труда и занятости Чувашской Республики.
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на подведомственной территории, для чего:
могут создавать целевой фонд охраны труда для решения проблем в области охраны труда и оказания соответствующей помощи организациям;
заслушивают отчеты работодателей и других должностных лиц по вопросам охраны труда.
Для координации деятельности органов государственного управления, надзора и контроля создается Межведомственная комиссия Чувашской Республики по охране труда, действующая согласно Положению, утверждаемому Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Статья 26. Органы управления охраной труда в организациях
Отраслевые министерства, а также другие органы государственного управления обязаны создавать службы охраны труда.
Для организации работ по охране труда в организациях могут создаваться службы охраны труда, назначаться специалисты по охране труда. Допускается возложение обязанностей специалиста по охране труда на одного из инженерно-технических работников или для этих целей могут привлекаться специалисты на договорной основе.
Структура и численность работников служб охраны труда организаций определяется работодателем с учетом рекомендаций Министерства труда и занятости Чувашской Республики.
Ликвидация служб охраны труда допускается лишь в случае ликвидации организации.
Специалисты по охране труда могут:
выдавать руководителям структурных подразделений организаций обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков;
получать от них необходимые сведения, документацию и разъяснения по вопросам охраны труда;
требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеют допуска к соответствующим работам или не выполняют требования правил и инструкций по охране труда;
приостанавливать работу производств, участков, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни и здоровья работников;
направлять руководителю организации представления о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда.
Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь руководитель организации.
В целях сотрудничества по охране труда работодателей, работников и их представителей в организации с численностью работников более 10 человек создается комиссия по охране труда, в которую на приоритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иных представительных органов.
Глава VI
Надзор контроль за соблюдением
законодательства об охране труда
Статья 27. Органы государственного надзора и контроля за охраной труда
Государственный надзор и контроль за соблюдение законодательства об охране труда в Чувашской Республике осуществляется Республиканской государственной инспекцией труда, не зависящей в своей деятельности от работодателей, организаций и вышестоящих органов управления и действующей в соответствии с Положением, утверждаемым в установленном порядке.
Государственные инспекторы по охране труда вправе беспрепятственно посещать организации, проводить расследование несчастных случаев на производстве, иметь доступ к необходимой информации, выдавать работодателям, должностным и ответственным лицам организаций обязательные для исполнения предписания, налагать на них штрафы за нарушения требований законодательства об охране труда.
Государственные инспекторы по охране труда несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Решения государственных инспекторов по охране труда, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения работодателями, должностными и ответственными лицами организаций.
Статья 28. Общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или иных представительных органов действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными Министерством труда Российской Федерации.
Профессиональные союзы и иные представительные органы имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организаций;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
получать информацию от руководителей и других должностных лиц организаций о состоянии условий охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
осуществлять проверку выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
обращаться в соответствующие органы с предложением о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями по охране труда, а также в связи с изменением условий труда.
Глава VII
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Статья 29. Ответственность работодателей, должностных и ответственных лиц за нарушение законодательства об охране труда
Работодатели, должностные и ответственные лица, виновные в нарушении требований законодательства об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного управления, надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Статья 30. Ответственность работников за нарушение требований по охране труда
За нарушение требований по охране труда работники организаций привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к административной, материально или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Статья 31. Ответственность научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства, оборудования и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда
Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, оборудования, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений в соответствии с действующим законодательством.
Статья 32. Ответственность организаций за выпуск и реализацию продукции производственнотехнического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране труда
Организации, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
Статья 33. Ответственность работодателя за вред, причиненный работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей
Работодатель несет материальную ответственность за вред, причиненный работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.
Отношения по возмещению причиненного вреда регулируется действующим законодательством.
Статья 34. Обязательность исполнения законодательства об охране труда
Работодатели или уполномоченные ими лица обязаны в 15-дневный срок (если другие сроки не установлены в предписании, постановлении или решении) выполнить все требования органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также решения судебных органов по вопросам охраны труда.
В случае невыполнения предложенных мер в установленные сроки работодатель или лица, ими уполномоченные, могут быть подвергнуты штрафу, налагаемому в установленном порядке.
Неуплата штрафов в установленные сроки влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере 2 процентов за каждый день просрочки.
Статья 35. Приостановка производственной деятельности организаций или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда
В случаях, когда производственная деятельность организаций или структурных подразделений связана с опасностью для жизни и здоровья работников и населения, их деятельность может быть приостановлена по предписанию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, а решение о закрытии указанных организаций принимается органами государственного надзора и контроля.
Решение органов государственного надзора и контроля о закрытии организации может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 36. Порядок введения в действие статьи 11 Закона Чувашской Республики "Об охране труда в Чувашской Республике"
Часть первую статьи 11 указанного Закона ввести в действие с 1 июля 1996 года. До введения в действие работодателям запрещается принимать на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда женщин детородного возраста и несовершеннолетних, а на работы с особо вредными и особо опасными условиями труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года.
Президент
Чувашской Республики |
Н.Федоров |
г.Чебоксары, Дом Советов,
27 февраля 1995 года,
N 5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом установлены гарантии осуществления конституционных прав работников на охрану труда.
Закон обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности при участии государственных органов, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, объединений работодателей и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Закон действует на всей территории Чувашской Республики. Решения государственных органов и органов местного самоуправления не должны противоречить настоящему Закону.
Государственная политика Чувашской Республики в области охраны труда предусматривает единство действий органов законодательной и исполнительной власти, органов государственного управления, надзора и контроля, представительных органов, общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Закон Чувашской Республики от 27 февраля 1995 г. N 5 "Об охране труда в Чувашской Республике"
Текст Закона опубликован в газете "Советская Чувашия" от 7 марта 1995 г. N 47 (20771)
Законом Чувашской Республики от 12 мая 2000 г. N 6 настоящий Закон признан утратившим силу