Уважаемые депутаты Государственного Совета, уважаемые гости сегодняшнего форума!
Приходится констатировать, что основным событием текущего года стал финансовый кризис в России.
Финансово-экономические процессы, происходящие в жизни страны, отрицательно отразились и на уровне жизни населения республики.
Среднемесячная номинальная заработная плата в январе - августе 1998 г. составила 557 рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года ее рост составил 110,6 %. Но в то же время по показателям денежных доходов населения и среднемесячной заработной платы одного работника Чувашская Республика, которая за последние три года устойчиво держалась на З-ем месте в Волго-Вятском экономическом районе, переместилась в этом году на 4-е место. Конечно, на общий уровень среднемесячной заработной платы существенно влияет традиционно низкая в стране заработная плата в сельском хозяйстве, доля которого в народно-хозяйственном комплексе в Чувашской Республике выше, чем в остальных регионах Волго-Вятского экономического района.
По прогнозным данным на 1 октября текущего года, сумма просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату по республике составила 579 млн.рублей, что равнозначно невыплате ее в течение 3 месяцев, и увеличилась по сравнению с 1 октября 1997 г. в 1,8 раза.
Наибольший рост задолженности по заработной плате по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечался в учреждениях здравоохранения (37,6 млн.рублей), образования (45,6 млн.рублей), культуры и искусства (9,0 млн.рублей).
Из-за неудовлетворительного исполнения доходной части бюджета Чувашской Республики, в том числе в денежной форме, а также существенных недопоступлений в федеральном бюджете обеспечивать своевременную выплату заработной платы стало невозможным. По прогнозным данным на 1 октября 1998 г., задолженность по зарплате бюджетникам с начислениями составила 195,0 млн.рублей (в среднем более 3 месяцев), по ежемесячным пособиям на детей - 201,0 млн.рублей (7 с лишним месяцев).
Для сравнения: в Нижегородской области ("донор") задолженность по зарплате бюджетникам составляет около 2 месяцев, пособиям на детей - 5 месяцев, в Республике Марий Эл: по зарплате - более 3 и пособиям - 7,5 месяца, в Мордовской Республике: по зарплате - около 3 и пособиям - 7 месяцев, в Кировской области: долг по зарплате самый высокий - более 5 месяцев и пособиям - более 6 месяцев.
В республике для погашения долгов по выплате детских пособий администрациями городов и районов активно вводится система отоваривания через сеть муниципальных магазинов.
В 1 квартале текущего года сумма недобора страховых взносов от предприятий и организаций республики в Пенсионный фонд была восполнена полученной нами сверхплановой дотацией из Пенсионного фонда России (получено 187 млн.рублей против 133 млн.рублей по плану). В апреле-августе из-за финансового кризиса резко ухудшилась ситуация в Пенсионном фонде России. В результате, по предварительным данным на 1 октября, задолженность по выплате пенсий в республике достигла 362 млн.рублей. В сложившихся условиях проводится активная работа с плательщиками страховых взносов по обеспечению ими своевременной уплаты в Пенсионный фонд как лей против 133 млн.рублей по плану). В апреле-августе из-за финансового кризиса резко ухудшилась ситуация в Пенсионном фонде России. В результате, по предварительным данным на 1 октября, задолженность по выплате пенсий в республике достигла 362 млн. рублей. В сложившихся условиях проводится активная работа с плательщиками страховых взносов по обеспечению ими своевременной уплаты в Пенсионный фонд как текущих платежей, так и просроченной задолженности. Данный вопрос регулярно рассматривается в Комиссии по оперативным вопросам Кабинета Министров Чувашской Республики, аналогичных комиссиях районных и городских администраций. Он находится на моем личном контроле и в общении с Москвой. И только вчера после очередной встречи с председателем Пенсионного фонда России нам направили 10 млн. рублей, которые, думаю, разойдутся по республике сегодня же. На днях должны поступить еще 15 млн. рублей федеральной помощи.
Если в прошлом году в промышленности мы имели хоть и небольшой, но все же рост показателей, то за 8 месяцев текущего года произошло сокращение объемов производства в сравнении с тем же периодом прошлого года почти на 6 процентов. По прогнозным данным, такой же уровень сокращения ожидается по России в целом. При этом предприятия машиностроения и металлообработки снизили объемы производства на 15,8 %, химической промышленности на 6,7 %. Наибольший спад в ОАО "Промтрактор", ПО им.В.И.Чапаева, ГУП "Канашский вагоноремонтный завод", ОАО "Вурнарский завод смесевых препаратов".
(Во время пребывания руководителя "Газпрома" Р.И.Вяхирева на "Промтракторе" нам сообщили, что только за последнее время Кемеровская область закупила 55 американских тракторов фирмы "Катерпиллер". А ведь вам известно, какой патриот России и друг "Промтрактора" руководит областью. Такое отношение к отечественному тракторостроению в данном случае вызвало дополнительные проблемы не только на "Промтракторе", но и резкое обострение дефицита кузбасского каменного угля для больниц и школ республики. Вот и верь словам так называемых "патриотов" России и "защитников" отечественной промышленности.)
Беспокоит крайняя неэффективность работы промышленных организаций. За январь-июль крупными и средними предприятиями получено прибыли лишь 58,8 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Нерентабельно работали 46,9% от общего числа предприятий. Просроченная кредиторская задолженность в 1,5 раза превышает дебиторскую.
Мы имеем эти показатели несмотря на то, что в Чувашии электро- и теплоэнергия одна из самых дешевых, моими указами в директивном порядке цена энергии, и без того более дешевой, чем в России, была снижена дважды в течение года на 15 и 10 %. В этих условиях показатели эффективности промышленных предприятий, как минимум, не должны были снижаться. Тем не менее это произошло. Возникает вопрос и об ответственности руководящих органов хозяйствующих субъектов, в том числе представителей государства в них. Для того, чтобы повысить эту ответственность, Правительство начало заключать с промышленными предприятиями соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, в которых предусматриваются взаимные обязательства, и с тем, как руководители предприятий справились с ними, жители республики будут ознакомлены. На сегодня подписаны 23 соглашения, в частности, с ОАО "Шумерлинский завод автофургонов", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ГУП "Канашский вагоноремонтный завод" и другими.
Напряженной остается ситуация с обеспечением газом энергетической отрасли. Ограничения в подаче газа связаны со снижением платежеспособности ОАО "Чувашэнерго" из-за долгов потребителей энергии. Неплатежи организаций бюджетной сферы за твердое топливо ставят в критическое положение обеспечение их топливом в предстоящий осенне-зимний период, До конца года необходимо завезти не менее 120 тыс.тонн каменного угля. И эта задача - сегодня важнейшая для Правительства и глав самоуправлений.
Продолжает оставаться сложной и противоречивой ситуация в сельском хозяйстве. Валовая продукция данной отрасли за 8 месяцев текущего года составила 90,8 % по сравнению с прошлым годом. Из-за неблагоприятных погодных условий урожайность зерновых и зернобобовых культур в этом году значительно ниже, чем в прошлом. В то же время Чувашская Республика сохраняет лидерство среди регионов Волго-Вятского экономического района по намолоту зерновых культур (с 1 га - по предварительным данным - 18,0 ц и урожайности картофеля -117 ц). Для сравнения: в Нижегородской области 13ци 100 ц соответственно, Кировской -10и115, Республике Марий Эл- 14 и 101, Мордовии - 10,5 и 70, Ульяновской области - 10 и 60, Татарстане - 12 и 100, Самарской области 7,5 и 117. Практически у всех показатели значительно хуже. Руководители сельхозпредприятий республики имеют все возможности с максимальной выгодой закончить этот сезон и, заплатив долги крестьянам, улучшить экономическое положение хозяйств, если будут работать грамотно, ответственно и честно перед своими крестьянами.
В республике активней решаются вопросы обеспечения сельских товаропроизводителей техникой на лизинговой основе. С рядом промышленных предприятий республики заключены государственные контракты на освоение новой сельскохозяйственной техники.
В целях поддержки животноводства Правительством республики изменен порядок дотирования реализованной животноводческой продукции. В среднем ставки дотаций увеличены в 1,3 раза.
Из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях выделено сельхозтоваропроизводителям и организациям перерабатывающей промышленности кредитов в сумме 35,6 млн.рублей. Однако просроченная задолженность только по товарным кредитам сегодня составляет более чем 50 млн.рублей, в том числе: товарные кредиты еще 1995 года - 0,5 млн.рублей, 1996 года 40,5 млн.рублей, 1997 года 2,9 млн.рублей.
На фоне неэффективной работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий лучше показатели малых предприятий. За первое полугодие 1998 г. ими было произведено продукции, работ и услуг на 9,5 % больше, чем в соответствующем периоде 1997 года, из них предприятиями промышленности на 26,7 %, строительства - 28,4 %, торговли - на 32 %.
Одной из актуальнейших проблем остается проблема повышения эффективности управления государственной собственностью. В связи с этим Правительством республики особое внимание должно быть уделено усилению ответственности руководителей предприятий всех форм собственности, представителей государства в акционерных обществах за финансово-хозяйственные итоги деятельности предприятий, в том числе за погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, заработной плате.
В текущем году в отличие от последних лет, характеризующихся ориентацией инвестиций в непроизводственную сферу, возросла доля капитальных вложений на производственное строительство (свыше 56 % всех инвестиций).
По объему инвестиций на душу населения Чувашская Республика продолжает занимать 2-е место в Волго-Вятском регионе после Нижегородской области.
По сравнению с прошлым годом увеличились объемы инвестиций в сельское хозяйство (100,8 %), лесное хозяйство (132,2 %), связь (в 2,3 раза), жилищное строительство (101,1 %). В целом за счет всех источников финансирования направлено 1163,4 млн.рублей инвестиций (92,4 % к соответствующему периоду прошлого года).
С начала года из бюджета Чувашии на финансирование республиканских целевых программ и непрограммных направлений выделено 50,8 млн.рублей (72,2 % к предусмотренному объему на 1998 год), в том числе программа по газификации профинансирована на 97,2 %, по образованию - 96,7 %, по здравоохранению - 54,1 %, по культуре - 32,1 %, по дорожному строительству -19,6 %.
Наиболее привлекательным направлением инвестиций в непроизводственной сфере остается жилищной строительство. на развитие которого повлияла и государственная поддержка. За счет всех источников финансирования за 8 месяцев текущего года построено жилых домов общей площадью 146,5 тыс.кв. метров, что на 4,3 % больше, чем в январе-августе 1997 года.
Индивидуальными застройщиками построено 858 жилых домов общей площадью 79,0 тыс. кв. метров, что на 34 % больше уровня соответствующего периода прошлого года. Среди регионов Волго-Вятского района Чувашия по объемам ввода жилья занимает 1-е место.
Для решения проблем, связанных с улучшением жилищных условий военнослужащих, в федеральных органах власти проводится работа по защите представленных материалов на 260 семей военнослужащих запаса.
Согласно республиканской инвестиционной программе за 8 месяцев текущего года введены в эксплуатацию общеобразовательные школы на 162 ученических места (89 % к соответствующему периоду 1997 г.), автомобильные дороги протяженностью 11,52 км (36 %), газораспределительные сети - 104,54 км (80,5 %).
В силу ограниченности финансовых ресурсов республиканская инвестиционная политика и в дальнейшем будет иметь избирательный характер с приоритетом республиканских социальных программ.
В период обострившегося финансового кризиса исполнение бюджета Чувашской Республики происходит крайне напряженно.
По предварительным подсчетам, за 9 месяцев текущего года консолидированный бюджет Чувашской Республики по доходам исполнен только на 50,1 процента к годовому прогнозу (прогноз - 2441,1 млн.рублей, фактически - 1224,5 млн.рублей). Прогноз по трансфертам из федерального бюджета с учетом неудовлетворительной собираемости и федеральных налогов выполнен на 46,7 процента (получено 171 млн.рублей). Кстати, эта сумма на 5 млн.рублей больше, чем та, на которую мы имеем право претендовать в соответствии с федеральным законом). Государственный долг республики будет выдержан в пределах суммы, предусмотренной бюджетом на 1998 год.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем поступлений налогов в бюджеты Чувашской Республики ниже на 116 млн.рублей, или доходы сократились на 11,9 процента. При этом доходы в денежной форме составили лишь 21,8 процента и уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 120 млн.рублей.
Недоимки по платежам в бюджеты всех уровней на 1 октября 1998 г. достигли 1018 млн.рублей (рост с начала года в 1,8 раза).
Установленное Кабинетом Министров Чувашской Республики задание по мобилизации налогов в бюджеты Чувашской Республики выполняется неудовлетворительно (лишь на 26,5 %), допущен недобор на 180 млн.рублей. Особенно неудовлетворительно выполняется задание по сбору налогов в Вурнарском районе - 14,3 %, Канашском - 14,3 %, Урмарском - 19,8 %, Шумерлинском - 12,6 %, г.Канаше - 14,4 процента.
Но в то же время Правительством республики в виде финансовой помощи (трансфертов) городам и районам передано с начала года 203 млн.рублей, или, обратите внимание, на 68 млн.рублей больше, чем имелось средств в Республиканском Фонде финансовой поддержки. Эти средства, естественно, были отвлечены ради помощи населению городов и районов от средств на не менее насущные социальные нужды республиканского уровня.
На 1999 год поставлена задача формирования предельно низкого бюджетного дефицита как на федеральном, так и на республиканском уровне. Особо прошу депутатов Госсовета и глав самоуправлений обратить внимание на следующие реальности: по последним расчетам Министерства финансов Российской Федерации, ожидается сокращение объема федерального фонда финансовой поддержки регионов на 44 %.
К тому же депутатами Госдумы России принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой отменяются многие налоги, пополнявшие местные бюджеты. Депутаты всех уровней должны знать, что наряду со стимулирующим фактором снижения налогового пресса на производство, временно выпадающие доходы бюджетов республики будут реально ощутимы, прежде всего для социальной сферы. В этой связи для депутатов всех уровней есть повод еще раз со всей ответственностью перед избирателями подумать, как нам быть с налогом с продаж. Здесь нужны исключительно честность и профессиональная ответственность, а не демагогия и митинговщина, в результате которых бюджеты городов и районов реально потеряют сотни миллионов рублей для социальной поддержки учителей, медиков, детей, стариков. Здесь нужны не слова, а дела по защите населения!
Необходимо предпринять решительные меры по мобилизации доходов в бюджет с активизацией деятельности налоговых органов и повышением ответственности налогоплательщиков за выполнение установленных для них в законодательном порядке обязательств. Должны быть перекрыты каналы ухода от налогообложения. Эти меры будут сопровождаться совершенствованием системы контроля за расходами государственных средств, которые необходимо направить прежде всего на социальные нужды.
В рамках принятой Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства предусматривается перевод предприятий жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования путем постепенного перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Достижение этих целей должно быть, в первую очередь, за счет снижения издержек, ужесточения контроля за ценами местных (локальных) монополий, создания конкурентной среды в обслуживании жилых домов, внедрения энергосберегающих технологий и систем контроля за расходованием воды и тепла, а также доведения тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг до республиканского стандарта уровня платежей граждан. Следует отметить, что тарифы на услуги естественных монополий не менялись, более того, тарифы на энергоносители снижены в среднем до 15%. Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что платежи граждан к затратам на содержание жилья и коммунальные услуги по республике составляют 39,1 % против 50 % федерального стандарта и 9 % к совокупному доходу при стандарте 15 %.
В республике стабилизируется положение на рынке труда численность безработных за январь-август текущего года снизилась по отношению к этому же периоду прошлого года на 11,0 тыс.человек, а уровень безработицы - на 1,55 пункта, и число безработных составило соответственно на 1 сентября 1998 г. 17,5 тыс.человек (2,35 % по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте). В гг. Алатыре, Канаше, Новочебоксарске, Шумерле, Чебоксарах указанный показатель выше среднереспубликанского (от 2,7 до 3,4 %).
В течение января-августа текущего года было трудоустроено 11,8 тыс.человек, или 64,8 % от численности граждан, обратившихся в поисках работы. На профессиональное обучение направлено 1267 человек из числа безработных, что в 2,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Усилена работа, направленная на погашение задолженности по выплате пособий по безработице. Около 90 % от поступающих страховых взносов работодателей направлялось на ликвидацию задолженности по выплате пособий по безработице.
Стоит отметить, что республика имеет самый низкий коэффициент смертности в Волго-Вятском экономическом районе и занимает первое место по уровню рождаемости. Хотя в целом ни приведенные данные, ни состояние здравоохранения не могут нас удовлетворять.
С учетом складывающейся по стране ситуации за последние недели Правительством Чувашской Республики (в условиях практически полного бездействия федеральных властей) были предприняты действия, направленные на защиту социальных и экономических интересов жителей республики.
Что конкретно сделано? Определен объем продовольственных и промышленных товаров первой необходимости для гарантированного обеспечения населения при любых обстоятельствах. Налажен регулярный мониторинг товарных запасов. В настоящий период идет закладка зерна, картофеля, овощей, регулируются объемы других первоочередных товаров. Практически по всей номенклатуре данных товаров запасы в республике достаточны, часть поставляем другим регионам на взаимовыгодных условиях, помогаем Москве, Санкт-Петербургу, армии и флоту. Было некоторое напряжение с моющими средствами: туалетным и хозяйственным мылом, стиральным порошком. Стоило бы некоторым нашим предприятиям химического профиля обратить на это внимание и извлечь уроки и выгоду для коллективов, для бюджетов городов и районов,
В целях защиты населения мы одними из первых в России без шума и рекламы утвердили предельные торговые надбавки на товары первой необходимости (в г.Москве это было сделано только через неделю после нас). В результате принятых мер цены на молоко и молокопродукты, макароны, мясо, хлеб и хлебобулочные изделия практически не изменились за период кризиса. Но сводный индекс потребительских цен в сентябре по отношению к августу составил 131 процент. А цены на отдельные продовольственные товары возросли в 2 с лишним раза, в частности, на масло растительное -в 2,1 раза, рис - в 2 раза, соль - в 2,6 раза, сахар - в 2,4 раза. В настоящее время цены в целом стабилизировались. Произошло снижение цен на некоторые виды продукции. Так, за последнюю неделю снизились цены на мясо птицы отечественного производства в среднем до 17%, пшено -до 4%, капусту -до 17%. Однако, как вы понимаете, повлиять на цены товаров, завозимых из-за пределов республики, мы не имеем возможности.
В целях стимулирования завоза товаров в республику распоряжением Правительства республики из торговых надбавок выведены затраты на транспортировку товаров. Рассматривается вопрос о предоставлении правительственных гарантий республиканскому Оптовому продовольственному рынку под завоз товаров первой необходимости в республику. Главам самоуправлений необходимо держать под контролем и регулировать ситуацию с запасами товаров первой необходимости и уровнем цен на них в пределах своих территорий. В первую очередь надо оказывать содействие в обеспечении пенсионеров, больных, многодетных семей товарами по льготным ценам.
Очень важно быстрее перейти исключительно на адресную поддержку слабозашишенных слоев населения. Необходимо произвести инвентаризацию льгот очень разных категорий населения, проинформировать о ее итогах общественность и вместе с депутатами на всех уровнях оценить: кому, что, сколько можно гарантировать (и не обманывать).
Речь, в частности, идет о том, что некоторые льготы реально не решают проблему социальной защиты, но для бюджетов создают определенные сложности, которые в целом только ухудшают социально-экономическое положение людей в городах и районах.
С целью улучшения расчетов между предприятиями Правительству республики необходимо внести изменения в существующий порядок проведения банковских платежей с учетом многостороннего взаимозачета.
В республике, в отличие от ситуации в России, вкладчики банков на этот раз меньше пострадали от кризиса. Исключение составляет филиал "СБС-АГРО". Есть надежда, что в ближайшее время этот банк заработает в нормальном режиме. На днях я встречался по этой проблеме с председателем Центрального банка России В.В.Геращенко и обратился к руководителю банка А.П.Смоленскому с просьбой об оказании финансовой поддержки Чувашскому филиалу "СБС-Агро". Есть реальная надежда на помощь филиалу и в целом на серьезную государственную поддержку "СБС-Агро" с передачей государству контрольного пакета акций. Это чрезвычайно важно для сельхозтоваропроизводителей, переработчиков и пищевиков.
Правительство также предпринимает усилия по формированию сильного самостоятельного банка республики, имеющего значительные активы, прочные финансовые связи с надежными банками в Москве и мире. Это позволит республике быть более самостоятельной в финансовом плане.
Результаты совещания у Председателя Правительства России, в котором я принял участие два дня назад, позволяют надеяться, что принимаемые Правительством Российской Федерации меры (в том числе эмиссия) будут способствовать стабилизации ситуации на данном этапе. Начиная с октября мы должны обеспечивать своевременную выплату текущей заработной платы бюджетным работникам и пенсий. Для республики в месяц сегодня это составляет примерно 200 млн. рублей. С этого же месяца поставлена задача начать погашение на регулярной и дифференцированной основе накопленных задолженностей и по зарплате, и по пенсиям. Поэтому некоторое улучшение ситуации люди должны почувствовать в эти же дни. Важно, чтобы предприятия, производители, предприниматели сумели максимально "связать" эти деньги нашими товарами. Эти средства нельзя выпускать из республики, они должны работать на республику. И здесь крайне важны и актуальны активная организующая роль местных самоуправлений, а также ответственность и подлинный патриотизм руководителей предприятий и жителей республики.
Правительством предприняты действия по завозу топлива, ремонту тепловых сетей, подготовке энергопроизводящих хозяйств. Однако нас не удовлетворяет работа в этом направлении во многих районах и городах. Особенно беспокоит опять г.Шумерля. Здесь на 1 октября не завершена подготовка центральных тепловых пунктов, заменено лишь 49 % водопроводных и 34 % тепловых сетей от плановых объемов. Есть серьезные проблемы с запасами мазута. Плохо обеспечены углем Чебоксарский, Козловский, Комсомольский, Порецкий, Яльчикский и Янтиковский районы. Львиная доля ответственности за ситуацию с подготовкой к зиме в этих районах лежит на главах самоуправлений. В считанные дни в этих районах ситуацию необходимо изменить, подключая и чрезвычайные меры, и чрезвычайный режим работы ответственных лиц.
Следует продолжить работу по заключению соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с предприятиями республики на 1999 год. Причем соглашения с предприятиями должны быть увязаны с Программой социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001 годы, с концепциями развития промышленного, агропромышленного и строительного комплексов, прогнозом и бюджетом Чувашской Республики на 1999 год. Таким образом будет повышаться необходимая регулирующая роль государства в экономических процессах.
Надо отметить, что в республике слабо реализуются возможности кооперации предприятий, задачи ресурсосбарежения, замедлился процесс реструктуризации предприятий. До конца года необходимо в полной мере реализовать мой Указ "О кадровом обеспечении реструктуризации организаций", т.е. провести аттестацию руководителей государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с участием государства. В процессе аттестации руководители должны публично защитить бизнес-план финансово-экономического оздоровления и перспективного развития предприятия, Аналогичную работу необходимо проводить и на уровне местных самоуправлений.
В республике должна остаться незыблемой государственная поддержка села и АПК. Но надо очень точно выверить приоритеты внутри отраслей АПК, чтобы отдача от государственной поддержки была максимально эффективной и в экономическом, и в социальном аспектах.
Здесь есть повод ответить и на вопрос, который мы обсуждали с депутатами-аграриями, - о фонде поддержки АПК. Наш предварительный экономический анализ показал, что создание фонда поддержки агропромышленного комплекса по модели Мордовии нецелесообразно. Почему? Источником пополнения фонда в Мордовии являются повышенные тарифы, акцизы, торговые надбавки, дополнительные отчисления от внебюддали с депутатами-аграриями, - о фонде поддержки АПК. Наш предварительный экономический анализ показал, что создание фонда поддержки агропромышленного комплекса по модели Мордовии нецелесообразно. Почему? Источником пополнения фонда в Мордовии являются повышенные тадИфы, акцизы, торговые надбавки, дополнительные отчисления от внебюджетных фондов - это приводит к росту цен, дополнительному увеличению налогового бремени, напряженности в других сферах народного хозяйства. Может быть, более эффективно в бюджете республики на 1999 год предусмотреть формирование "Бюджета развития", в рамках которого определить существенную квоту для агропромышленного комплекса. Этот вопрос мы должны решить с вами - депутатами Государственного Совета.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики, главам местных самоуправлений необходимо уделить максимум творческого и новаторского внимания развитию пищевой и перерабатывающей промышленности - это "живые" деньги, это заказы и более глубокая переработка сельхозпродукции Чувашии, что выгодно со всех сторон.
Поскольку Правительство Российской Федерации сформировано, сейчас начнется интенсивная работа над федеральным бюджетом. (Конечно, достойно глубокого сожаления то, что у федерального Правительства нет до сих пор экономической программы.) Но нам, Министерству экономики, Министерству финансов Чувашской Республики, отраслевым министерствам, необходимо приложить активные усилия для того, чтобы федеральная целевая программа развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики была включена в перечень финансируемых и в максимально больших объемах было предусмотрено ее финансирование в федеральном бюджете. По этому поводу я имел специальную беседу с Председателем Правительства России Е.М.Примаковым. Он обещал свою поддержку. Мы должны потребовать активной работы депутатов Государственной Думы от Чувашской Республики при рассмотрении и утверждении федерального бюджета. Также необходимо привлечь для поддержки экономических интересов Чувашской Республики всех других депутатов Государственной Думы, на которых можем рассчитывать.
Соответствующая работа над подготовкой бюджетного послания Чувашской Республики на 1999 год проводится и нашим Правительством. Процессы, произошедшие в России, объективно отодвинули сроки его представления. Здесь мы рассчитываем на дружную работу с депутатами Государственного Совета Чувашской Республики для того, чтобы в новый год войти с принятым бюджетом.
В ближайшее время необходимо также принять: Законы "О налоге с продаж", "О вмененном налоге", с учетом (и в рамках) федерального законодательства Законы "О минимальных социальных стандартах в Чувашской Республике", "О защите прав потребителей на рынке алкогольной продукции" и другие. Думаю, что и обновляемую сегодня Правительством Программу социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001 годы стоило бы дополнительно обсудить на сессии Государственного Совета Чувашской Республики. Поэтому сразу же после нашего рассмотрения этого вопроса в Правительстве с учетом корректировок, вытекающих из ожидаемой программы федерального Правительства, этот документ безотлагательно надо внести в Государственный Совет Чувашской Республики, Думаю, от этого будет только польза,
Уважаемые депутаты, гости!
Ситуация в стране такова, что самыми актуальными направлениями политики в республике являются решение проблемы погашения задолженности по заработной плате, пенсиям и детским пособиям, переход на систему адресной помощи малообеспеченным и пожилым гражданам, дальнейшее снижение уровня безработицы, социальная защита уволенных взапас военнослужащих, защита и развитие здравоохранения, культуры и образования.
Очевидна необходимость усиления государственного влияния на национальную экономику и серьезной корректировки экономической политики государства. Народу не нужны реформы ради реформ. Реформы нужны только ради человека. Его жизненные интересы должны быть главной целью и рыночных преобразований. Кто хочет знать, тот знает, что мне об этом неоднократно приходилось докладывать и Президенту России, и на совещаниях в Правительстве Российской федерации, в том числе и новому Председателю Правительства России Примакову Е.М. И мы договорились, что должны активно помогать друг другу, чтобы в России появилась ответственная перед народом и компетентная экономическая политика. Ускорить этот процесс может наша с вами, уважаемые депутаты, совместная и дружная работа как при принятии продуманных мер внутри республики, так и при необходимом воздействии на федеральные органы власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Президента Чувашской Республики на II сессии Государственного Совета 2 октября 1998 г. "О социально-экономическом положении в Чувашской Республике"
Текст доклада официально опубликован не был