Приказ Минтруда Чувашской Республики от 3 марта 1997 г. N 13
"О нормативных актах по урегулированию коллективных трудовых споров"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 октября 2003 г. N 247 настоящий приказ отменен
В целях обеспечения единства подхода и согласованности действий по урегулированию коллективных трудовых споров приказываю:
1. Утвердить:
- Указания о порядке учета требований работников организаций, уведомительной регистрации коллективных трудовых споров, формировании списка посредников и трудовых арбитров, проверке полномочий сторон коллективного трудового спора, содержании сведений работодателей о предстоящих забастовках (прилагаются);
- Рекомендации о порядке разрешения коллективных трудовых споров (прилагаются);
- Положение по организации и проведению трудовых арбитражей при урегулировании коллективных трудовых споров (прилагается).
2. Директорам городских (районных) центров труда и занятости Министерства труда и занятости Чувашской Республики при разрешении коллективных трудовых споров руководствоваться настоящими нормативными актами.
3. Отделу трудовых отношений и анализа оплаты труда министерства давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Указаний, Рекомендаций и Положения.
Министр труда и занятости
Чувашской Республики |
К.Л.Валицкая |
Указания
о порядке учета требований работников организаций,
уведомительной регистрации коллективных трудовых
споров, формировании списка посредников и трудовых
арбитров, проверке полномочий сторон коллективного
трудового спора, содержании сведений работодателей
о предстоящих забастовках
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" от 15 апреля 1996 г. N 468, Министерства труда и социального развития Российской Федерации "О предоставлении подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по урегулированию коллективных трудовых споров" от 17 декабря 1996 г. N 17 и Кабинета Министров Чувашской Республики "О Положении о Министерстве труда и занятости Чувашской Республики" от 07 августа 1996 г. N 213 функции по урегулированию коллективных трудовых споров на территории Чувашской Республики возложены на Министерство труда и занятости Чувашской Республики и его районные и городские центры (в дальнейшем именуемые министерство (центр)).
В соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" министерство (центр) организует работу по учету требований работников и их представителей, уведомительной регистрации коллективных трудовых споров, формированию и утверждению списков посредников и трудовых арбитров, проверке полномочий сторон коллективного трудового спора, а также по сбору поступающих к ним от работодателей сведений о предстоящих забастовках в следующем порядке.
1. Порядок учета требований работников организаций, направленных в
министерство (центр) и проверки получения их другой стороной
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" копия оформленных в письменной форме требований, направленных работодателю работниками организаций или их представителями, направляется в министерство (центр). При получении копии этих требований министерство (центр) регистрирует их в журнале, форма которого прилагается.
Одновременно министерство (центр) проверяет получение указанных требований администрацией организации, уточняет сроки принятия решения по ним и сообщение их представителям работников.
Если к моменту связи с администрацией установленный Федеральным законом трехдневный срок сообщения решения представителям работников истек (такие случаи возможны, так как Федеральным законом каких-либо сроков направления копий требований в министерство (центр) не установлено), следует проверить рассмотрены ли эти требования, либо срок их рассмотрения по взаимному согласию сторон был продлен. В случаях их рассмотрения выяснить характер и сроки принятия решения, а также реакцию представителей работников на решение администрации.
Если администрация уклонилась от рассмотрения требований или в установленный Федеральным законом срок их не рассмотрела, то следует предупредить представителей работодателя о мерах ответственности за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах, а также о необходимости рассмотрения этого спора в трудовом арбитраже.
В случае, если представители работников не согласятся с решением администрации, то необходимо выяснить когда намечается провести установленные Федеральным законом примирительные процедуры, а также намерены ли стороны обратиться в министерство (центр) для уведомительной регистрации спора.
2. Порядок уведомительной регистрации коллективных трудовых споров
министерством (центром)
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" министерство (центр) осуществляет уведомительную регистрацию коллективного трудового спора.
Своевременная информированность министерства (центра) сведениями о содержании выдвинутых требований, либо о разногласиях, которые внутри организации силами сторон спора разрешить не удалось, позволит определиться какие организационные мероприятия необходимо осуществить при проведении досудебных примирительных процедур.
Уведомительная регистрация коллективного трудового спора производится в журнале, форма которого прилагается.
Сторона, обратившаяся в министерство (центр) с просьбой об уведомительной регистрации коллективного трудового спора, сообщает:
полное наименование организации, где начался коллективный трудовой спор, почтовый адрес, номера телефонов;
численность работников организации на конец месяца, предшествовавшего началу коллективного трудового спора и численность работников, участвующих в этом споре, поддержавших выдвинутые требования; проведен ли обязательный этап рассмотрения коллективного трудового спора, рассмотрен ли он в примирительной комиссии;
содержание требований, являющихся предметом данного коллективного спора, согласие по которым на данном этапе их рассмотрения с работодателем достигнуто не было;
если в результате проведения примирительной комиссии согласие достигнуто не было, то к какому этапу рассмотрения коллективного трудового спора считают необходимым перейти стороны: к рассмотрению его с участником посредника, или в трудовом арбитраже, или к проведению обеих примирительных процедур;
смогут ли достичь стороны соглашения по кандидатуре посредника самостоятельно, либо потребуются рекомендации министерства (центра);
потребуется ли участие министерства (центра) в формировании трудового арбитража (в том числе в случае уклонения работодателя от создания примирительной комиссии и участие в ее работе) или трудовых арбитров стороны определяют самостоятельно.
Если предметом коллективного трудового спора являются требования, связанные с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, не являющиеся предметом Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" или другие требования, не попадающие под понятие "коллективный трудовой спор" (пункт 3 статьи 1 и пункт 1 статьи 2), то такой спор не регистрируется. Если же предметом такого спора являются одновременно требования, относящиеся и не относящиеся к коллективным трудовым спорам, то такой спор регистрируется, однако при проведении в дальнейшем примирительных процедур последние требования не рассматриваются.
Решение об отказе в уведомительной регистрации либо о его регистрации только в части требований, являющихся предметом настоящего Федерального закона, в письменной форме сообщается стороне спора, обратившейся с просьбой о его уведомительной регистрации. При этом разъясняется установленный действующим законодательством порядок разрешения таких требований.
По материалам, поступившим на уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, центры ежемесячно составляют статистическую отчетность по форме N 1-КТС и представляют ее в министерство для обработки и отправления в Региональную Службу разрешения трудовых споров.
3. Порядок формирования министерством (центром) списка посредников и
трудовых арбитров
Список посредников и трудовых арбитров формируется в целом по Чувашской Республике, а при необходимости, в разрезе ведущих отраслей экономики. Из числа лиц, включенных в этот список, министерство (центр) в установленном законом порядке рекомендует сторонам спора кандидатуры посредников (назначает их) для рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника или рекомендует кандидатуры трудовых арбитров для рассмотрения таких споров в трудовом арбитраже.
Список посредников и трудовых арбитров утверждается Министерством труда и занятости Чувашской Республики по представлению рай(гор)центров труда и занятости, Чувашской республиканской трехсторонней комиссии по урегулированию социально -трудовых отношений, объединениями работников и работодателей.
В списки посредников и трудовых арбитров включаются лица, обладающие знаниями в области трудовых отношений, социологии, психологии, юриспруденции и конфликтологии с практическим опытом в области регулирования социально-трудовых отношений из числа специалистов по труду министерства (центра), профсоюзных органов, объединения работодателей, работников организаций различных отраслей экономики, ученых и общественных деятелей и других высококвалифицированных специалистов, пользующихся авторитетом работодателей и профсоюзных организаций.
На каждого кандидата, представляемого для включения в список посредников и трудовых арбитров, заполняется личная карточка посредника (трудового арбитра), форма которой прилагается. На основании сведений, содержащихся в этих карточках, министерством формируется банк данных о посредниках и трудовых арбитрах.
4. Порядок проверки министерством (центром) полномочий
представителей сторон коллективного трудового спора
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" министерству (центру) предоставлено право проверять в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора.
Полномочными представителями сторон являются представители работников и представители работодателей.
Представителями работников являются органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании, конференции работников организаций и уполномоченные ими.
Представителями работодателей являются руководители организаций или другие полномочные, в соответствии с уставом организации и иными правовыми актами лица, а также полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Полномочные представители сторон, ведущие переговоры от имени сторон спора, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие их полномочия на конкретные действия (выписки из решений профсоюзного органа, собрания или конференции работников, приказ или распоряжение руководителя организации и др.).
Такая проверка может проводится по требованию одной из сторон спора.
5. Содержание сведений, которые работодатель должен
сообщить министерству (центру) при предупреждении о предстоящей
забастовке или о ее возобновлении
Согласно пункта 6 статьи 14 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" работодатель обязан предупредить о предстоящей забастовке министерство (центр). В случае приостановки забастовки в соответствии с пунктом 3 статьи указанного закона работодатель и министерство (центр) должны быть предупреждены о возобновлении забастовки органом, возглавляющим забастовку не позднее чем за три рабочих дня.
При предупреждении министерства (центра) о предстоящей забастовке работодатель сообщает:
направлялись ли ранее в министерство (центр) копии требований и обращалась ли ранее одна из сторон спора в министерство (центр) для уведомительной регистрации коллективного трудового спора;
проводились ли примирительные процедуры;
принимались ли меры и выполнены ли требования.
Журнал
уведомительной регистрации коллективных трудовых споров
/----------------------------------------------------------------\
|NN |От кого пос-|Содержание |Числен- |Чис- |N и |N и дата|
|по |тупило обра-|коллективно-|ность ра-|лен- |дата |письма, |
|по- |щение об|го трудового|ботников |ность|уве- |направлен-|
|ряд-|уведомитель-|спора (не |организа- |ра- |до- |ного сто-|
|ку |ной регист-|разрешенных |ции за ме-|бот- |мит. |роне спо-|
| |рации спора,|в процессе|сяц, пред-|ни- |ре- |ра, обра-|
| |полное наи-|проведения |шествовав-|ков, |гистр|тившейся |
| |менование |примиритель-|ший кол. |учас-|спора|для уве- |
| |организации,|ных процедур|трудовому |твую-| |дом.спора,|
| |ее почтовый|требований, |спору |щих в| |в каком |
| |адрес, теле-|в каком | |споре| |деле хра-|
| |фон для свя-|деле хранят-| | | |нится |
| |зи |ся) | | | | |
|----+------------+------------+----------+-----+-----+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
\----------------------------------------------------------------/
Личная карточка
посредника (трудового арбитра)
1. Фамилия _____________________ имя _____________________________
отчество ______________________________________________________
2. Год рождения _________ месяц _________________ число __________
3. Образование ___________________________________________________
(высшее, среднее специальное)
4. Специальность по диплому ______________________________________
Диплом N __________________ от "____" ______________________ г.
5. Основная специальность ________________________________________
и стаж работы по этой специальности ___________________________
6. Ученая степень ________________________________________________
7. Место работы __________________________________________________
(полное наименование организации и ее
__________________________________________________________________
почтовый адрес)
8. Домашний адрес ________________________________________________
9. Телефон _______________________________________________________
Дата заполнения "____" ____________ 19__ г. Подпись ____________
Рекомендации
о порядке рассмотрения коллективного
трудового спора с участием посредника
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации о порядке рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника (в дальнейшем Рекомендации) определяют порядок организации и проведения переговоров по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника с целью его разрешения.
1.2. Посредник содействует работникам и работодателям (именуемыми в дальнейшем сторонами) в разрешении коллективного трудового спора, возникшего между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
1.3. Главная функция посредника - оказание содействия стороны в нахождении взаимоприемлемого решения при урегулировании коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
Основная цель участия посредника - добровольное разрешение сторонами спора своих неурегулированных разногласий. Посредник создает условия для успешного разрешения коллективного трудового спора усилиями самих сторон.
1.4. Посредник несет ответственность за эффективную организацию переговоров и установление конструктивного диалога между сторонами.
2. Функции Министерства труда и занятости Чувашской Республики,
районных и городских центров труда и занятости при организации
переговоров с участием посредника
2.1. Министерство труда и занятости Чувашской Республики, районные и городские центры труда и занятости (в дальнейшем министерство, (центр) организуют рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и выполняют следующие функции:
а) формируют список посредников;
б) оказывают методическую помощь сторонам спора на этапе рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника;
в) вносят предложения по совершенствованию работы посредников, а также по подготовке, изменению, дополнению законодательных и иных нормативных и правовых актов, регулирующих вопросы работы посредников и участия в этой работе министерства (центра), изучают и распространяют положительный опыт работы посредников;
г) рекомендуют сторонам включать в заключаемые коллективные договоры и соглашения разделы, определяющие конкретные условия привлечения посредников к рассмотрению спора.
3. Подбор и утверждение списка посредников
3.1. Посредниками являются:
а) лица, включенные в список посредников, составленный в порядке, предложенном настоящими Рекомендациями;
б) иные лица, избранные по соглашению сторон для выполнения функции посредника.
3.2. Включение кандидатур в список посредников производится по предложению представителей работников, работодателей и министерства (центра).
4. Организация работы посредника
4.1. Если по обоюдному согласию стороны решили выбрать посредника с участием министерства (центра), то началом такого рассмотрения является получение министерством (центром) совместного заявления сторон.
В заявлении указываются:
а) наименование сторон спора, почтовые адреса и индексы, телефоны;
б) требования и результаты их рассмотрения работодателем или протокол разногласий, составленный сторонами по результатам рассмотрения требований;
в) другие сведения, если стороны считают, что они необходимы для разрешения спора.
4.2. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие:
а) наличие соглашения сторон о приглашении посредника для дальнейшего рассмотрения спора;
б) протоколы работы примирительной комиссии.
4.3. После получения обращения сторон руководитель министерства (центра) поручает избранному сторонами посреднику рассмотрение данного спора или назначает посредника самостоятельно, если стороны в течение трех рабочих дней не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника.
4.4. Полномочия посредника подтверждаются решением министерства, которое дает ему право на откомандирование с основного места работы для рассмотрения коллективного трудового спора.
5. Порядок работы посредника
5.1. Место, время и порядок рассмотрения коллективного трудового спора определяется посредником и сторонами.
5.2. Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его приглашения (назначения).
5.3. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения переговоров с участием посредника, продлеваются по соглашению сторон.
5.4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника завершается принятием согласованного решения в письменной форме, если стороны пришли к согласию, или составлением протокола разногласий, если сторонам не удалось с помощью посредника разрешить спор (см. приложения 1 и 2). В протоколе разногласий отражаются существо разногласий, конкретные позиции и предложения сторон.
6. Права и обязанности посредника
6.1. Посредники независимы при исполнении своих обязанностей. Они не являются представителями сторон спора. Не может быть посредником лицо, прямо или косвенно заинтересованное в исходе дела.
6.2. Посредник на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождается от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.
6.3. Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся трудового спора.
6.4. Посредник не имеет право разглашать информацию, содержащую государственную или коммерческую тайну.
6.5. Посредник во время рассмотрения коллективного трудового спора может:
- вводить основные правила и нормы ведения дискуссии;
- по необходимости проводить совместные и раздельные заседания по обсуждению проблем;
- в случае возникновения тупиковых ситуаций в диалоге сторон предлагать собственные возможные варианты решения проблем, но не настаивать на их принятии;
- участвовать в оформлении сторонами окончательного текста соглашения.
6.6. После рассмотрения требований, посредник совместно со сторонами подписывает оформленное соглашение или протокол разногласий, если спор разрешить не удалось.
Приложение 1
Протокол соглашения
________________ 199__ г.
__________________________________________________________________
Название организации, филиала, представительства
Присутствовали:
От трудового коллектива __________________________________________
ФИО представителей, название
__________________________________________________________________
представительного органа (профсоюз
__________________________________________________________________
или иной уполномоченный работниками орган)
От работодателя __________________________________________________
ФИО представителей
Посредник ________________________________________________________
ФИО, место работы
Выдвинуты требования _____________________________________________
краткое содержание требований по пунктам
Достигнуто соглашение ____________________________________________
указываются пункты требований,
__________________________________________________________________
по которыми достигнуто соглашение
__________________________________________________________________
сторон спора и приводится текст соглашения
__________________________________________________________________
Подписи представителей сторон посредника
Приложение 2
Протокол разногласий
_______________ 199__ г.
__________________________________________________________________
Название организации, филиала, представительства
Присутствовали: __________________________________________________
От трудового коллектива __________________________________________
ФИО представителей, название
__________________________________________________________________
представительного органа (профсоюз
__________________________________________________________________
или иной уполномоченный работниками орган)
От работодателя __________________________________________________
ФИО представителей
Посредник ________________________________________________________
ФИО, место работы
Стороны не достигли соглашения по следующим вопросам:
/----------------------------------------------------------------\
|NN| Текст | Предложения | Предложения |
|пп| требований | работников | работодателя |
| | по пунктам | | |
\----------------------------------------------------------------/
__________________________________________________________________
Подписи представителей сторон и посредника
Положение
по организации и проведению трудовых арбитражей
при урегулировании коллективных трудовых споров
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует процедуру разрешения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже в случае:
- необходимости разрешения коллективных трудовых споров, возникающих по поводу установления и изменения условий труда, заключения, внесения изменений и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений;
- недостижения сторонами спора согласия по урегулированию коллективного трудового спора во время проведения примирительной комиссии и (или) рассмотрения спора с участием посредника;
- уклонения работодателя от работы в примирительных комиссиях;
- проведения примирительных процедур на предприятиях, где реализация права на забастовку ограничена законодательством.
1.2. Настоящее Положение не регулирует процедуру разрешения коллективных трудовых споров, возникающих в связи с коллективной защитой индивидуальных прав работников.
1.3. Трудовой арбитраж - временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
1.4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже - добровольная процедура рассмотрения спора независимой стороной, которой субъекты спора передают полномочия на принятие решения.
1.5. Стороны спора - представительные органы работодателя (на уровне организации - администрация, совет директоров; на уровне отрасли - министерство, союз предпринимателей) и трудового коллектива организации (профсоюз, объединение профсоюзов, стачком и др.).
1.6. Арбитр - выборное лицо, которому спорящие стороны доверяют рассмотрение конфликта и его разрешение.
1.7. Основными принципами деятельности трудового арбитража признаются добровольность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора в формировании и организации трудовых арбитражей.
2. Участие Министерства труда и занятости Чувашской Республики,
районных и городских центров труда и занятости (в дальнейшем именуемые -
министерство (центр) в организации трудового арбитража
2.1. В соответствии с Положением о Службе разрешения коллективных трудовых споров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 468, министерство (центр) выполняет следующие функции:
- участвует в формировании трудового арбитража и организует его работу в объеме его полномочий;
- консультирует стороны спора по вопросам организации трудового арбитража;
- направляет своих представителей в трудовые арбитражи, если стороны достигли об этом соглашение;
- назначает трудовых арбитров при обращении одной из сторон спора в тех случаях, когда стороны спора не могут достигнуть соглашения относительно кандидатуры арбитров; сторона работодателя уклоняется от проведения примирительных процедур; примирительные процедуры проводятся в организации, где реализация права на забастовку ограничена законодательством;
- взаимодействует с представителями наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления по проблемам, связанным с работой трудового арбитража, реализацией его решений;
- формирует списки арбитров, которые имеют высокие профессиональные качества, авторитет, обладают опытом в разрешении коллективных трудовых споров и могут принять участие в рассмотрении дел в трудовом арбитраже.
2.2. Формирование списка трудовых арбитров производится министерством (центром) при содействии органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Состав трудового арбитража
3.1. Состав трудового арбитража формируется на основании протокольного соглашения сторон спора из лиц, выбранных сторонами самостоятельно или по рекомендации министерства (центра), в сроки, установленные законодательством.
3.2. В состав трудового арбитража не могут входить лица, являющиеся непосредственными представителями сторон спора.
3.3. Арбитром коллективного трудового спора может быть любое гражданское лицо, не представляющее стороны спора и не заинтересованное в его определенном разрешении, из предложенного министерством (центром) списка или вне его, имеющее опыт общественной, юридической или управленческой деятельности.
4. Права и обязанности трудовых арбитров
4.1. Гражданское лицо приобретает статус трудового арбитра с момента подписания представителями сторон соглашения о формировании состава трудового арбитража.
4.2. Лица, утвержденные в качестве арбитров трудового арбитража, имеют право:
- требовать от субъектов спора предоставления необходимой информации;
- приглашать на заседания экспертов;
- устанавливать процедурные правила ведения трудового арбитража;
- обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления республики по принадлежности с предложением о привлечении к ответственности должностных лиц;
- направлять в адрес работодателя частное определение по проблеме ликвидации причин коллективного трудового спора;
- доводить до сведения трудового коллектива порядок проведения трудового арбитража и принятые им решения;
- отказаться от общего решения трудового арбитража, изложив в письменной форме свое особое мнение по данному решению или вопросу.
4.3. Лица, утвержденные в качестве арбитра трудового арбитража, обязаны:
- в принятии решения опираться на принцип законности;
- разъяснять представителям сторон спора их права, обязанности и предупреждать их о последствиях забастовки;
- рассматривать варианты разрешения коллективного трудового спора;
- принимать рекомендации, обязывающие одну или обе стороны спора предпринять конкретные меры по разрешению спора;
- соблюдать конфиденциальность информации, полученной от сторон трудового спора;
- соблюдать срок работы трудового арбитража, установленный действующим законодательством, и процедурные правила ведения дела, установленные в начале работы.
5. Формирование трудового арбитража
5.1. Трудовой арбитраж создается сторонами спора в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
5.2. Персональный состав арбитров по каждому коллективному трудовому спору устанавливается сторонами спора в соответствии с параграфом 4 настоящего Положения.
5.3. Министерство (центр) предлагает сторонам спора кандидатуры арбитров из списка, утвержденного руководителем министерства (центра).
5.4. Председатель трудового арбитража избирается из числа членов данного трудового арбитража.
6. Обеспечение деятельности трудового арбитража
6.1. Стороны трудового спора обеспечивают работу трудового арбитража в организационно-техническом отношении и помещением.
6.2. Расходы, связанные с проведением трудового арбитража распределяются и обеспечиваются по соглашению сторон.
6.3. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.
7. Правила процедуры рассмотрения спора в трудовом арбитраже
7.1. Трудовой арбитраж рассматривает коллективный трудовой спор в сроки до пяти рабочих дней со дня его создания на основе соглашения сторон в соответствии с нормой пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
7.2. Правила процедуры рассмотрения спора утверждаются членами трудового арбитража и представляются представителям сторон спора, свидетелям и экспертам, принимающим участие в качестве приглашенных лиц; они утверждаются всеми членами трудового арбитража и включают в себя положение о регламенте работы трудового арбитража (начало, окончание работы трудового арбитража и регламент проведения трудового арбитража).
7.3. По вопросам, переданным на рассмотрение трудового арбитража, стороны представляют председателя трудового арбитража аргументированные предложения (варианты разрешения спора), а также необходимые для рассмотрения и урегулирования спора материалы.
7.4. Правилами проведения заседаний трудового арбитража предусматривается правомерность работы арбитража в случаях:
- ведения заседания арбитража при отсутствии одного из арбитров по уважительной причине при его замене;
- дальнейшей работы трудового арбитража, если выбранный состав отказывается рассматривать спор;
- начала ведения заседании арбитража при отсутствии представителей сторон (представитель стороны может отсутствовать на заседании при наличии у председателя арбитража письменного объяснения).
8. Процессуально-обязательные действия трудовых арбитров при
разрешении коллективного трудового спора
8.1. Получение материалов и ознакомление с необходимыми документами и сведениями, касающимися коллективного трудового спора на предмет правил проведения трудового арбитража и положений, по которым стороны спора имеют неурегулированные разногласия.
8.2. Проверка соответствия требований в адрес работодателя, нормам действующего законодательства, полномочности представительного органа работников на выдвижение этих требований.
8.3. Проведение заслушивания представителей каждой из сторон, выработка вариантов возможных действий для разрешения коллективного трудового спора на основе их целесообразности возможностей работодателя.
9. Рекомендации трудового арбитража
9.1. Рекомендации трудового арбитража принимаются большинством голосов арбитров и оформляются в письменной форме в течение срока работы арбитража, установленного в соответствии с действующим законодательством.
9.2. Рекомендации трудового арбитража имеют следующие виды:
- рекомендации, обязательные к исполнению сторонами спора;
- просто рекомендации;
- решение о прекращении трудового спора, если в ходе работы трудового арбитража стороны пришли к соглашению;
- решение о том, что данный спор не является трудовым.
9.3. Рекомендации трудового арбитража излагаются в письменной форме, подписываются всеми арбитрами, объявляются на последнем заседании в присутствии представителей сторон.
9.4. После окончания работы трудового арбитража каждой стороне спора передается экземпляр принятых рекомендаций, подписанных всем составом трудового арбитража.
9.5. В заключительном протоколе трудового арбитража должны быть отражены и зафиксированы:
- дата образования трудового арбитража и основание (соглашение или выписка из протокола коллективных переговоров сторон спора);
- состав трудового арбитража;
- место и время проведения трудового арбитража;
- рекомендации по устранению причин спора;
- основание для принятия рекомендаций;
- наличие особых мнений арбитров.
10. Информация о работе трудовых арбитражей
10.1. Трудовой арбитраж информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.
10.2. Трудовой арбитраж направляет в министерство (центр) извещения об окончании своей работы и о принятом решении по конкретному спору. Министерство (центр) освещает деятельность трудовых арбитражей в своих докладах и в средствах массовой информации.
Приложение
Протокол заседания
от _________________ 1997 г.
Трудового арбитража, созданного на основании решения сторон спора (от работодателя ____________________________, от работников ____________________________) с участием Министерства труда и занятости Чувашской Республики ___________________________ центра труда и занятости (__________________________), с представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления (________________________).
Спор возник в организации (филиале, представительстве) _______ ___________________ с __________________ численностью занятых, в ___________________ отрасли.
Краткое изложение требований _________________________________
__________________________________________________________________
Присутствовали:
от представителей работников _________________________________
(наименование профсоюзов или иных
уполномоченных работниками органов)
от представителей работодателя _______________________________
(от администрации предприятия, совета
директоров, министерства, ведомства)
от министерства (центра) _____________________________________
от органов исполнительной власти
и местного самоуправления ____________________________________
эксперты _____________________________________________________
Председатель _________________________________________________
Состав трудового арбитража утверждаем:
от работников от работодателя
____________________ ____________________
____________________ ____________________
____________________ ____________________
В дальнейшей части протокола излагается:
1) сущность спора, заявления и обобщения участвующих в рассмотрении спора лиц (от трудового коллектива, от работодателя), выступления экспертов;
2) обстоятельства дела, установленные трудовым битражем, обстоятельства, на основании которых приняты рекомендации;
3) рекомендации трудового арбитража (с указанием обстоятельств, которые стороны берут на себя в целях выполнения сторонами разработанных рекомендаций, сроков их исполнения);
4) указание организаций, куда по решению трудового арбитража направляется данный протокол.
Председатель трудового арбитража
Трудовые арбитры
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минтруда Чувашской Республики от 3 марта 1997 г. N 13 "О нормативных актах по урегулированию коллективных трудовых споров"
Текст приказа официально опубликован не был
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 октября 2003 г. N 247 настоящий приказ отменен